вой работного дома что это
Ужасы Британии времен георгианской эпохи: 15 жутких фактов (16 фото)
15. Думаете, сегодняшний дантист — это страшно?
Еще недавно главной фобией множества людей были посещения дантиста, и это в конце 20 века! Представить, на что был похож визит к дантисту в 18 веке — задача не для слабонервных.
Сахар предназначался для богатых, лечение зубов тоже было доступно, в основном, обеспеченным людям. Старость означала черные и гнилые зубы. Задолго до появления болеутоляющих средств применяли крепкий алкоголь. Кроме собственно дантистов, зубы рвали также цирюльники. Процедура лечения была мучительной, и это еще мягко сказано, но у пациентов не было выбора и приходилось стойко терпеть боль.
Так что в следующий раз, когда вы испытаете панику по поводу посещения стоматолога, просто будьте благодарны, что не живете в 18-м веке.
14. Ужасные условия жизни и. смерти
В 18-м веке, с началом промышленной революции, Великобритания имела все шансы стать сверхдержавой. Но Средневековье было еще где-то рядом: в деревнях жили в ветхих, сырых домах, питаясь только хлебом, горохом и репой. В бедных семьях была высокая детская смертность — многие дети умирали, не дожив до пяти лет. Кое-где в деревнях имелись школы, но в самых бедных семьях дети оставались работниками, без помощи которых семьи не могли прокормиться.
В растущих промышленных городах люди ютились в домах с мрачными и зловонными дворами; на 50 человек приходился один колодец. Многие горожане вынуждены были жить в подвалах, часто имелась одна кровать на всех членов семьи, эпидемии и болезни выкашивали целые кварталы.
На самом деле, все было настолько плохо, что даже питьевая вода часто бывала загрязнена, смещавшись с мусором и сточными водами. Кладбища переполнялись, незахороненные мертвецы никого не удивляли.
13. Работаем за еду
Бедных и богатых разделяла пропасть, хотя многие ремесленники и торговцы преуспевали.
Бедные обнищали еще больше, богатые приумножили свои состояния — разрыв между сословиями казался колоссальным.
Так называемый «Закон о бедных 1834 года», в соответствии с которым предполагалось помогать нищим, в реальности стал способом принудительно поместить в работные дома всех, кто обратился за помощью — то есть неимущих и бесправных.
Условия содержания в работных домах мало отличались от тюремного. Рассказы об ужасах работных домов попали во многие литературные произведения. Бедные направлялись на работу, им давали самую простую еду и жилье в качестве вознаграждения за труд. Тем не менее, многим эти жуткие дома спасли жизни, обеспечив кров и пищу, и предоставив элементарную медицинскую помощь.
Вообще, историю английского законодательства о бедных можно проследить еще с 1536 г., когда были введены первые акты для борьбы бродягами и попрошайками. Закон о бедных, принятый в 1834, существенно изменил старую систему законов о бедных, введя вместо прежней хаотичной системы управления новую, централизованную, с упором на создание больших работных домов. Система законов о бедных существовала вплоть до появления современного «государства всеобщего благоденствия» (welfare state) после Второй Мировой войны.
12. Все дурно пахли
Мыться в горячей воде — невероятная роскошь, мало кто мог ее себе позволить. В домах для рабочего класса, построенных до 1910-х годов, ванные вообще не были предусмотрены, как и подача горячей и холодной воды. А в аристократических кругах к водопроводу и горячей воде чуть ли не до середины XX века относились с подозрением.
Девицы, которых в 1890-х отсылали из Америки в Англию на поиски мужей-аристократов, при виде примитивных холодных ванных в английских загородных особняках приходили в ужас. Так что история ванной — такой привычной сегодня — гораздо короче, чем могло бы показаться: это не столетия, а всего лишь десятилетия.
Ванная комната, смежная со спальней, стала входить в обиход в британских домах лишь в 1980-х! А георгианская эпоха благоухала потом и смрадом: дезодоранты появятся еще нескоро, после 1880-х. Часто мыться никто не стремился, раз в неделю — это максимум, ведь приходилось прилагать недюжинные усилия, чтобы натаскать и согреть воду. Мужчины поливали себя едкими парфюмами и пахли убийственной смесью пота и духов.
11. Насекомые
10. Дьявольская вода
Жизнь в 18-м веке была трудна и без доброго глотка горячительного мало кто обходился. Джин появился в качестве лекарства от подагры и расстройства желудка, и свободно продавался в аптеках. Будучи очень крепкой и забористой, «дьявольская вода» стала чрезвычайно популярной. Дополнительный бонус содержался в ее крайне невысокой стоимости, джин продавался на каждом шагу и был доступен всем слоям общества. Он стал напитком номер один, и его продажи превышали 10 миллионов галлонов в одном только Лондоне. Пьянство процветало и провоцировало плебс на беззакония.
Воспользовавшись низкой ценой напитка, владельцы фабрик начали использовать джин в качестве средства оплаты, и вместо того, чтобы выдавать еженедельную заработную плату деньгами, платили алкоголем. Джин быстро приобретает славу «напитка бедняков».
По мере роста своей популярности, джин терял имидж безвредного лекарства — теперь врачи утверждали, что «дьявольская вода» наделяет мужчин импотенцией, а женщин бесплодием.
На знаменитой гравюре Уильяма Хогарта «Джин-Лэйн» («Переулок джина») 1751 года, художник показал ужасные последствия, ожидающие тех, кто злоупотребляет дешевым джином (и противопоставил их процветанию и благополучию тех, кто отдает предпочтение английскому пиву на «Пивной улице»).
Кстати, в зале заседаний Палаты общин британского парламента запрещено употребление алкоголя как депутатам, так и гостям. Единственное исключение сделано для канцлера казначейства Великобритании — он может выпивать во время ежегодного выступления перед депутатами с проектом бюджета на следующий год.
9. Поаккуратнее с косметикой
7. Туалет в доме — роскошь
Дома в тот период времени дурно пахли естественными выделениями человека. Канализации не было, и большинство облегчались в горшок, содержимое которого выливалась прямо за окно. Хотя унитаз со смывной системой и был изобретен в 1596 году, но идея странным образом не прижилась. Очевидно, что все отдавали предпочтение обычному горшку. Тем не менее, в 1775 году эта идея возродилась, на этот раз с лучшим дизайном. Предназначенный для самых богатых и знаменитых, туалет со смывом стал предметом роскоши и гордости. Гораздо более утонченный, чем ночной горшок, он стал для богатых внезапным ключом к комфорту и неприкосновенности частной жизни. Тем не менее, для бедных слоев населения, ничего не изменилось — горшок был в фаворе еще долгие годы.
И еще полстолетия спустя, путешествуя по улицам Лондона, нужно успеть ловко увернуться от испражнений и нечистот, которые могли быть выплеснуты через любое окно прямо вам на голову.
В Эдинбурге существовал обычай: перед опорожнением горшка служанка кричала в темноту: «Берегись воды!» «Придержи руки!» – вторил ей прохожий и поскорей убегал.
А Джонатан Свифт наставлял свою служанку так: «Никогда не опустошай ночные горшки, пока они достаточно не наполнятся. Если это случилось ночью, вытряхни их на улицу, если утром – то в сад, иначе ты замучаешься бегать с чердака или верхнего этажа вниз и обратно, и никогда не мой горшок никакой другой жидкостью, кроме той, что уже в ней находится, ведь какая уважающая себя девушка станет плескаться в чужой моче?»
6. Опасные условия работы
Все больше и больше людей приходили в города и начинали работать на заводах, получая новую городскую жизнь и жестокие условия. Фабриканты и состоятельные хозяева были полны решимости получить столько денег, сколько возможно, независимо условий, в которых приходилось трудятся их рабочим — а условия иногда были шокирующими.
Обычная продолжительность рабочего дня составляла 16 часов, и эти смены без перерывов и без отдыха приносили грошовую заработную плату. Типичный заработок за неделю составлял около 1 фунта, женщины получали половину, а дети — еще меньше. Да, дети тоже работали, в тех же жутких условиях. Но никто не роптал и не жаловался, потому что другой работы было не найти, а уволить могли моментально и без предупреждения.
5. Пираты 18 века
Золотой век пиратства пришелся на начало 1700-х годов, и пиратство повлекло целый ряд мифов и легенд, романтика которых до сих пор очаровывает многих.
Когда моряки из Европы были освобождены от своих обязанностей после войны за испанское наследство, моря внезапно наполнился обученными и безработными мореплавателями, которые искали денег и приключений. Большинство из них объединились и обратились к пиратству.
Работорговля шла через Атлантический океан, через морские пути, изобилующие богатством со всего земного шара, где встречались большие лодки, часто огромные и дорогие. В 18 веке появились всемирно известные пираты — кумиры мальчишек Альбиона.
Угасая ближе к началу викторианской эпохи, пиратство осталось в прошлом. Тем не менее, с недавних пор они снова начали появляться, и в 21 веке им не хватает только былой романтики, деревянной ноги и попугая на плечо.
4. Спасибо, доктор, не надо!
Хирурги долго не признавались врачами, официальная медицина упорно сопротивлялась признанию равноправия хирургов, в университеты они не допускались. Хирургия Западной Европы не знала научных методов обезболивания до середины XIX в., и все операции в средние века причиняли жесточайшие мучения пациентам. Также не имелось верных представлений о раневой инфекции и методах обеззараживания ран, и 90% операций в средневековой Европе заканчивалось гибелью больного в результате сепсиса.
По мнению Джона Хантера, который сегодня считается отцом современной хирургии, уже имелось много неплохих больниц и в целом георгианская медицина была на подъеме. Тем не менее, различные заболевания, которые привозили легионеры и путешественники в Британию из-за рубежа, медицина, к сожалению, не могла побороть должным образом. Особенно когда дело доходило до лечения новых и экзотических болезней. Многие виды врачевания еще оставались варварскими. Способы ампутации, например, говорят о 18-м веке как о не таком уж прогрессивном периоде, как некоторые хотели бы верить.
3. Весьма спорная система правосудия
В XVIII веке повысилась эффективность расследования преступлений, а в 1750 году создана профессиональная полиция — Bow Street Runnerss. Наказания за преступления были довольно суровыми, и смертная казнь присуждалась даже за самые незначительные проступки. В Лондоне были распространены публичные повешения, которые пользовались огромной популярностью и собирали толпы народа.
В 1747 году на Тауэрском холме произошло последнее обезглавливание. А последней жертвой, казненной в стенах крепости, стал Йозеф Якобс, обвиненный в шпионаже и расстрелянный в августе 1941 года. Последними заключёнными Тауэра стали гангстеры, близнецы Крэй в 1952 году. Сейчас Тауэр — один из самых колоритных музеев Лондона.
2. Антисанитария в интимной сфере
После мрачного Средневековья, подавлявшего сексуальность в любом виде, 18 век явил Англии своего рода сексуальную революцию. Поворот в общественном сознании заключался в том, что сам акт любви стал более распространенным и менее осуждаемым занятием, причем речь шла не только о супружеских парах, но и о не состоящих в браке.
Тем не менее, это все еще не было ложе из лепестков роз, а принимая во внимание чрезвычайное распространение проституции, особенно в крупных городах, венерические заболевания стали настоящим проклятием эпохи — болели буквально все.
Женщины по-прежнему рассматривались как граждане второго сорта, и каждый мужчина мог настоять на сексе с любой незнатной женщиной без особенных последствий для себя.
Если мы вспомним о серьезных проблемах с личной гигиеной, то вообще становится удивительно, что население Британии в тот период не вымерло из-за повсеместной антисанитарии, которая царила в каждой спальне Королевства— и господской, и прислуги.
1. Неаппетитные пищевые привычки
Англия имела дурную репутацию, когда речь заходила о деликатесах. Сегодня в это сложно поверить, но традиционная кухня Британии 18 века — крайне неаппетитная штука. Огромные куски некачественного, плохо прожаренного мяса составляли основной рацион состоятельной публики. Беднота питалась требухой и отбросами с барского стола. От супов и салатов до выпечки и рыбы, стандарт георгианской пищи был предельно прост.
Если вас заинтересовал быт и нравы георгианской и викторианской Англии, не поленитесь, отыщите книгу Эммы Донахью «Падшая женщина». Действие романа происходит в Лондоне в середине 18 века. Через призму рассказа о драматической судьбе одной из лондонских бедных женщин, Донахью дает полный и исторически точный срез эпохи, во всех ее жестоких подробностях.
Работный дом
Работные дома впервые появились в Англии в XVII веке и имели первоначально принудительный характер для борьбы с нищенством. Согласно законам о нищенстве, несостоятельные бедняки помещались в такие дома, где были обязаны трудиться. Внутренний порядок мало чем отличался от тюрем. Существовала система поощрений и наказаний: за нарушение дисциплины могли быть назначены дополнительные работы, также практиковались телесные наказания, карцеры, ограничения в еде. Мужчины, женщины и дети находились отдельно друг от друга. Угроза помещения в работный дом заставляла многих бедняков соглашаться на любые условия работы на фабриках, что позволяло владельцам фабрик снижать зарплату.
По закону о бедных 1834 в работные дома принудительно помещались все обращавшиеся за общественной помощью. Условия содержания в работных домах неоднократно становились причиной скандалов (например, в скандал в Андовере или скандал в Хаддерсфилде). Чартисты включили требование ликвидации работных домов в петицию 1842 года.
В связи с развитием социального (в том числе пенсионного) обеспечения в XX веке система работных домов изжила себя. Они фактически превратились в дома для престарелых и инвалидов.
Содержание
В других странах
В дореволюционной России работный дом имелся в Москве и состоял в ведении Комитета для разбора нищих.
В литературе
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Работный дом» в других словарях:
Работный дом — (workhouse), обществ, приюты для людей, не способных обеспечить себя. Они давали работу тем, кто не утратил трудоспособность. 3акон о бедных (1601) возложил на приходы обязанность содержать свои Р.д., но очень часто они практически не отличались… … Всемирная история
Работный дом — Вопрос о Р. доме заслуживает у нас ныне особого внимания, ввиду подготовляющихся преобразований общественного призрения (см. Призрение общественное) и учреждения при министерстве юстиции комиссии для изучения мер борьбы с нищенством. Борьба эта… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Работный дом — Исправительное учреждение, в котором содержались и выполняли общественно полезную работу лица низших сословий, совершившие незначительные преступления, а также неимущие с увечьями (по указу 1781 г.). (Термины российского архитектурного… … Архитектурный словарь
РАБОЧИЙ ДОМ (работный дом) — в ряде европейских стран XVII начала XX вв. специальные дома для принудительного содержания и эксплуатации деклассированных элементов. В XVII XVIII вв. Р.д. получили большое распространение в Англии. В XIX в. их идея была выдвинута… … Юридический словарь
Дом работный — По учреждению о губерниях 1775 г. работные Д. должны были доставить неимущим прокормление собственной их работой ; устройство их было поручено приказам общественного призрения. Они не были лишены и характера исправительного, так как заключению в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Дом трудолюбия — Этим именем в первой половине нынешнего столетия наз. женские учебные заведения II разряда, в которых на полном содержании жили и обучались бедные бесприютные девицы свободных состояний; принимались в эти школы и пансионерки. Подобные Д.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
работный — ая, ое. Устар. к Работа и Работник. Р ые дни. Р ые люди (в России 16 первой половины 19 в.: промысловые и промышленные рабочие). Р. дом (в Англии 17 19 вв.: приют для бедных) … Энциклопедический словарь
работный — ая, ое.; устар. к работа и работник. Р ые дни. Р ые люди (в России 16 первой половины 19 в.: промысловые и промышленные рабочие) Рабо/тный дом (в Англии 17 19 вв.: приют для бедных) … Словарь многих выражений
работный — работ/н/ый (дом) … Морфемно-орфографический словарь
рабочий дом — (работный дом) в ряде европейских стран XVII начала XX вв. специальные дома для принудительного содержания и эксплуатации деклассированных элементов. В XVII XVIII вв. Р.д. получили большое распространение в Англии. В XIX в. их идея была выдвинута … Большой юридический словарь
Работный дом: историческое антикризисное
В дореволюционной России работные дома позволяли решать проблему безработицы. Одно из таких заведений размещалось в самом сердце Москвы, прямо напротив Юсуповского дворца. О блеске и нищете рассказывает историк, москвовед, активист движения «Архнадзор» Никита Брусиловский
Работный дом – подзабытый сегодня термин. Однако в дореволюционной России работные дома были значимым социальным явлением, позволявшим небезуспешно решать проблему нищеты и безработицы. Одно из таких заведений размещалось в самом сердце Москвы, в Большом Харитоньевском переулке, прямо напротив Юсуповского дворца. О блеске и нищете, постояльцах работных домов и их жизни рассказывает историк, москвовед, активист движения «Архнадзор» Никита Брусиловский
Сквозь ограду: Юсуповский дворец. Фото: диакон Андрей Радкевич
Две луковицы, полбулки хлеба и плошка овсянки
Такое явление, как работные дома, нельзя назвать сугубо российским. Первые работные дома появились в Европе и там получили развитие, оттуда же были заимствованы и наполнены на отечественной почве несколько иным содержанием.
Вообще, для историков «работные дома» – одна из дискуссионных тем. Одни считают их отличным примером приучения человека к честному и благородному труду, воспитания идей трудолюбия, называют их просветительскими учреждениями. Другие убеждены, что работные дома – это вариант насилия государства над личностью, заведомо провальный проект (ведь насильно привить любовь невозможно), и синоним тюрьмы.
Очевидно, что масла в огонь в этом вопросе подлила литература, в которой описывались ужасы жизни в работных домах. Вспомнить хотя бы Чарльза Диккенса, его «Оливера Твиста», «Рождественский гимн», ряд других произведений, в которых он затрагивает тему городской бедноты Лондона XIX века. Правда, Диккенсу как никому другому тема была близка. Он-то сам происходил из нищей семьи, его собственная мать умерла в работном доме при родах. Но и в других произведениях английских писателей мы встретим истории о работных домах. Это не удивительно. Именно в Великобритании, если верить Оксфордскому словарю, в 1652 году появляется первый workhouse.
Чистка картофеля в Работном доме. Англия, кон.19 в. Фото с сайта diletant.ru
Середина XVII века – это специфическое и короткое время английской республики, правления лорда-протектора Кромвеля. Республиканское правительство, распространяя заботу о ближних, создает первые такие заведения в городе Эксетере. Правда, методы борьбы с безработицей были далеки от просветительских и гуманных, они были исключительно принудительными, и практически не отличались от тюрьмы. Возможно, что в неспокойное время Английской революции иначе было нельзя. Был издан Закон, согласно которому бедняки, не имеющие дома, средств к существованию, пойманные на воровстве или взятые под стражу за попрошайничество, заключались в работные дома, где обязаны были трудиться. Не существовало пропаганды труда. Человека просто ставили в безвыходное положение. Он должен был трудиться, чтобы выжить.
Руководство не брезговало ни телесными наказаниями, ни карцером, ни ограничениями в еде. Эта система сохранялась долгие годы вплоть до наступления Викторианский эпохи. Бедняки так боялись работных домов, что готовы были трудиться за самые малые деньги. Этим якобы пользовались владельцы фабрик и заводов, нанимая нищих за минимальное вознаграждение.
Но английские ученые не дремлют и продолжают дискутировать. Так они попытались (на основании, в том числе, произведений Диккенса) восстановить завтрак постояльца Работного дома. И выяснили, что завтрак был не так плох: плошка каши (заваренный овес), полбулки белого хлеба и две луковицы. Не худший вариант и достаточно сытное питание, учитывая, что многие нищие в то время и этого позволить себе не могли. Именно поэтому считается, что Диккенс, памятуя свое тяжелое детство, несколько сгустил краски, описывая жизнь в Работных домах. Как бы то ни было, но к началу XX века такого рода заведений в Англии уже не осталось. Совсем другое дело Россия.
«Пища и покров для убогих»
Работные дома в России историки считают одним из удачных социальных проектов, который, увы, не сумел заработать в полную силу из-за революции. Хотя идея трудотерапии и здесь потерпела неудачу: тех, кто не хотел трудиться, приучить работать так и не удалось. Зато те, кто хотел и нуждался в работе, сумели найти в домах трудолюбия кров, пристанище и заработок.
В отличие от Англии, в России Работные дома появляются гораздо позже, уже в Екатерининскую эпоху. Царица слыла просвещенным и демократичным монархом. Она переписывалась с философами-гуманистами, и вообще была одержима идеей воспитания нового человека, взращенного в стороне от предрассудков прежних времен; человека, которого государство окормляло бы с самого рождения. Так в Москве появляется ее знаменитый Воспитательный дом, где государство с рождения и до совершеннолетия заботилось о сиротах, оставленных и ненужных детях, воспитывая в духе новых идей.
Нечто подобное Екатерина II собиралась создать и в связи с Работными домами, которые как таковые стали появляться именно в эпоху ее царствования. Правда, и предыдущие монархи – Петр I, Петр III – предпринимали шаги по борьбе с нищенством, запрещая гражданам подавать милостыню, и обязуя полицию арестовывать и помещать попрошаек в тюрьму или монастыри на перевоспитание и для молитвы.
В 1767 году состоялась знаменитая Уложенная комиссия, на которой попытались выработать новые принципы жизнеустройства. Как таковых серьезных решений принято на ней все-таки не было, но одним из наказов было создание «домов исправления», куда можно было бы доставлять нищих, пьяниц, бездомных, найденных на улице людей.
Впрочем, официально первые Работные дома появляются только в 1775 году. Это был знаковый год для России, потому что Екатерина II припасла для него следующий виток реформ: городскую и губернскую, которые коснулись и сферы благотворительности.
В стране были учреждены Приказы общественного призрения, которые среди прочего осуществляли надзор за нищими и просящими милостыню и контролировали Работные дома: «…в оных домах дают работу, а по мере работы пищу, покров, одежду или деньги… принимаются совершенно убогие, кои работать могут и сами добровольно приходят…» Но так как дома учреждались под ведомством полиции и контроль за ними осуществлял обер-полицмейстер, то это придавало им большее сходство с тюрьмой. Разница с английскими Работными домами состояла в том, что здесь имелось также добровольное отделение, куда самостоятельно могли прийти те, кто нуждался в срочном заработке.
Добровольцы, пришедшие просить о приёме в Работный дом Фото с сайта podvorie-sokolniki.ru
Первые Работные дома появлялись в Петербурге. В Москве Работный дом (женское отделение) был открыт в 1777 году при бывшем Андреевском монастыре, где также находилась купеческая богадельня. Мужское отделение открыли в районе Сухаревой башни, в здании бывшего Карантинного дома. Долгое время эти два отделения существовали порознь, пока их не объединили в одно учреждение, знаменитый Юсупов Работный дом.
Камины, статуи и нары с нищими
Свое имя работный дом получил не по владельцу, а по месту. Дом располагался по адресу Большой Харитоньевский переулок, 24, в здании, принадлежавшем князьям Юсуповым. Он и сейчас стоит прямо напротив знаменитых юсуповских палат. Некоторые неграмотно называют их палатами Алексея Волкова. Но это как минимум несправедливо. Ведь соратник Меньшикова владел палатами всего полгода, после чего, в 1727 году, палаты были у него отняты и пожертвованы царем во владение Григорию Дмитриевичу Юсупову. Владел палатами род Юсуповы вплоть до революции, не забывая прикупать ближайшие земли.
Юсупов Работный дом, нач.20 века Фото с сайта podvorie-sokolniki.ru
В конце XVIII века Николай Борисович Юсупов, государственный деятель, дипломат, меценат, купил напротив своего роскошного дворца землю и построил дом. Он не только слыл деятельным человеком, большим ценителем искусства, но еще и театралом. Имел собственный театр крепостных в Архангельском. Поначалу новый дом Юсупов приспособил под приемы и сдачу внаем, но потом задумал открыть в нем городской театр, чтобы доставлять себе удовольствие представлениями.
Однако, после войны 1812 года театр был упразднен и дом стоял в запустении. В 1831 году владелец умер от холеры. А его наследник, Борис Николаевич, в 1836 году сдал здание внаем государству под приют для бедных. А потом и вовсе продал купцу Чижову.
Купец, в свою очередь, пожертвовал здание с прекрасными изразцовыми печами, мраморными колоннами и скульптурами, под городской Работный дом. Он передал его появившемуся тогда Московскому комитету по разбору дел и призрения просящих милостыню, тем самым профинансировав благотворительное начинание.
Между колонн и среди статуй появились нары, где теперь могли размещаться новые обитатели – московские попрошайки, воры и нищие, которых регулярно под конвоем приводила сюда полиция. Утром у дверей столовой выстраивалась очередь из нищей братии, не смущаясь ни роскошью, ни блеском стоящего напротив княжеского владения. Кто и сколько бы ни жертвовал в будущем на содержание Работного дома в Харитоньевском переулке, в анналы истории он вошел как Юсупов Работный дом. Так блеск и нищета стали тесно соседствовать.
Театр и чтение книг на досуге
В Работный дом полиция свозила праздношатающихся и профессиональных попрошаек. Их условно делили на призреваемых «надежного» и «ненадежного» поведения. Первым давали более простые работы, ко вторым приставляли надзирателя и запрещали покидать помещение. Иногда сюда добровольно приходили доведенные до отчаяния люди, желающие хоть как-то заработать на пропитание. Они жили на особом положении.
В 1838 году число постояльцев насчитывало не больше 200 человек. А в трехэтажном здании размещались женское, мужское, «стариковское» (для престарелых нищих) и детское отделения. Детей обучали ремеслу и грамоте.
Взрослые работали за плату, которая практически полностью покрывала их пребывание в Работном доме. Как правило, это были неквалифицированные и низкооплачиваемые работы: плетение бельевых корзин, наклеивание этикеток и обертка коробок с чаем, щипание пеньки, трепание пакли, изготовление тюфяков, конвертов, мешков; переплетное дело, работы по обустройству и содержанию самого работного дома.
Напомню, что идея Работного дома состояла в том, чтобы помочь как тем, кто нуждается в срочном заработке, так и приучить к труду тех, кто к нему не приучен: ленивца, тунеядца, профессионального нищего, которому проще целый день на паперти стоять и клянчить денежку, чем зарабатывать честным трудом. Но заказов на работу было мало, поэтому в полной мере вопрос трудоустройства так и не был решен. Люди возвращались к привычному образу жизни и прежнему ремеслу – прежде всего профессиональному нищенству.
Типы лиц, доставленных полицией за прошение милостыни: 1. Престарелый. 2. Калека. 3. Профессионалист-подросток. 4. Старик. 5. Профессионалист-престарелый. 6. Неизлечимо больной. 7. Калека. 8. Интеллигентный пролетарий. 9. Профессионал среднего возраста. 10. Женщина с ребенком. 11. Бесприютный мальчик. 12. Старухa Фото с сайта podvorie-sokolniki.ru
Разбор нищих городским присутствие
С 1893 года, когда руководство Работным домом в связи с ликвидацией Комитета о просящих милостыню, было передано в ведение Московского городского общественного управления, начался настоящий расцвет Юсуповского Работного дома.
При Работном доме, в том числе благодаря крупным пожертвованиям (так, братья Третьяковы единовременно передали две тысячи рублей), строятся дополнительные здания, появляются различные ремесленные мастерские и даже ремесленные школы. Круг работ расширяется. Призреваемых привлекают к работам на Спасской свалке нечистот, уборке улиц и железнодорожного полотна от снега. Заработок становится более серьезным и зависит уже от квалификации. Но он всегда был гарантированным! По некоторым видам работ сохранились документальные сведения об оплате.
Партия призреваемых, снаряженных на работу
Так квалифицированный труд со знанием кузнечного, столярного ремесла оплачивался очень прилично, до 72 копеек в день. В пуговичной мастерской, где квалификация не требовалась, заработок составлял не более 6 копеек. Если призреваемые приглашались на городские работы по строительству и уборке территорий, заготовке щебня, то их объединяли в артели и ставили над ними либо старосту, либо надзирателя. Оплата была от 20 до 25 копеек в день. Но попадал или не попадал человек на такие работы, зависело от его материального положения, о котором судили по внешнему виду. Иначе говоря, работу получали прилично одетые призреваемые. Но и продолжительность рабочего дня была не в пример сегодняшней: 10–12 часов.
Сапожная мастерская
Кузнечная мастерская
Корзиночно-мебельная мастерская
Коробочная мастерская
Мужская палата в отделении для не способных к труду
Работный дом не был ночлежкой. В праздничные и воскресные дни призреваемые отдыхали, имели даже возможность брать книги в библиотеке. Книги зачитывались вслух в спальнях кем-то из грамотных жильцов. Досуг был разнообразным, ведь в Работном доме был не только собственный хор, но и театр.
Ограничения по продолжительности проживания в Работном доме были формальными. В случае с отбывающими наказание по приговору городского присутствия, срок этот оговаривался и варьировался от полутора месяцев до полугода. Также из заведения могли изгнать за неблагонравное поведение.
Идея «работного дома» состояла в том, чтобы найти для человека постоянный источник дохода, позволить поднакопить денег, начать жить комфортно и самостоятельно. Поэтому никто никого никуда не гнал. Крыша над головой, работа, хорошее питание. Чай с сахаром и неограниченное количество хлеба утром, щи с постным маслом, каша с салом, небольшими кусочками мяса, чаем и хлебом на обед и ужин. По мере того как Работный дом стал больше, комфортнее и удобнее под чутким руководством городских властей, начался более активный приток добровольцев. К концу века общее число «жильцов» достигло 600 человек.
Надо сказать, что в 1895 году, почетная гражданка С.Н. Горбова получает разрешение построить здесь же, в Большом Харитоньевском переулке, Дом трудолюбия для женщин. Его отличие от Юсупова Работного дома состояло в том, что сюда по рекомендациям городских попечительств стекались исключительно добровольцы.
На втором этаже двухэтажного здания находилась швейная мастерская, выполнявшая различные городские заказы – такие как, например, пошив белья для городских больниц. Именно в Горбовский дом трудолюбия временно переселилась часть постояльцев Юсупова Работного дома, когда их число достигло максимума.
Две тысячи безработных в день
Но уже в 1897 году городскими властями был приобретен участок в Сокольниках., на Ермаковской улице, дом три, где находился сахарный завод купцов Борисовых.
Главное здание Сокольнического отделения
Спальня в главном здании Сокольнического отделения
Зал Сокольнического отделения
В корпуса завода переселилось более 400 человек. Так появилось второе, Сокольническое отделение Работного дома. Здания были частично перестроены и переоборудованы под жилые помещения, богадельню для нетрудоспособных, отделение для слабых и хронических больных, ремесленные мастерские, детский приют имени доктора Гааза. Были разбиты огороды, построена собственная хлебопекарня.
Незадолго до Первой мировой войны, в 1902 году, был издан альбом с иллюстрациями, рассказывающий о жизни Работного дома. В альбоме, в частности, сообщалось, что среднегодовое число призреваемых доходило до полутора тысяч, в отдельные периоды (дни экстремального холода и жары) до двух с половиной тысяч человек в день. Все люди обеспечивались работой, соответствующей их силе и подготовке.
Со временем планировалось разделить учреждение на два отделения: дом трудолюбия для добровольцев и работный дом для тех, кого приводит полиция. Но последовавшие исторические события идею эту воплотить в жизнь не удалось.
В 1910 году на деньги, пожертвованные Ольгой Титовой, вдовой фабриканта-суконщика Ивана Титова, началось строительство домовой церкви при Работном доме. К проекту был привлечен архитектор Николай Шевяков, предложивший выстроить здание в неорусском стиле, призванное стать архитектурной доминантой комплекса Работного дома.
Архитектор строил храм применяя современные технологии. Именно поэтому огромный купол храма был сделан целиком из железобетона. А само здание было так велико, что вмещало до 800 человек. Строительство храма завершилось в 1917 году. 15 января 1917 года храм был освящен. Но уже в 1923 году закрыт и обезглавлен.
Реставрируемая церковь Рождества Иоанна Предтечи при Сокольническом отделении Московского городского Работного дома. Фото 2009 года с сайта temples.ru
Сам Работный дом в Москве, позволявший если не сокращать, то хотя бы не пополнять « армию хитрованцев», просуществовал вплоть до революции – как, впрочем, и остальные работные дома на территории империи.
Революция устанавливала новые правила игры. Поэтому здание Юсупова работного дома на долгие годы было заброшено. Сейчас оно обитаемо, но разместившиеся там учреждения к благотворительности и трудолюбию уже не имеют отношения. Пятнадцать лет назад Русской православной церкви было возвращено здание церкви, которое теперь является Патриаршим подворьем Храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.
Современный вид здания бывшего Юсупова Работного дома после реставрации. Фото: диакон Андрей Радкевич
Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.