вовлеченность сотрудников что это
Как измерить вовлечённость сотрудников – и зачем это делать
Вовлечённость сотрудников – одна из самых модных тем в управлении персоналом, она на слуху буквально у всех. Неудивительно: каждый руководитель хочет, чтобы его подчинённые работали с огнём в глазах, с полной самоотдачей, выкладывались на все 100% и переживали за будущее компании… но далеко не каждый знает, как этого добиться. Давайте разбираться.
Что такое уровень вовлечённости персонала.
Чтобы говорить о вовлечённости, нужно чётко определиться, что именно мы имеем в виду под данным термином. И сразу развеем миф: специалист, который готов работать бесплатно, задерживаться допоздна, терпеть неудобства – это не всегда вовлечённый сотрудник. Да, всё перечисленное может быть следствием вовлечённости, но не всегда. Более того: это не главные признаки вовлечённости.
Вовлечённость представляет собой ощущение физической и эмоциональной привязанности к компании, разделение её ценностей. Это ощущение мотивирует людей работать лучше: делать хорошо, а плохо не делать. В сложной ситуации такой специалист действительно может пойти на уступки – подождать оплату подольше, задержаться после конца рабочего дня или что-то в таком роде – но здесь есть два важных момента:
Всё дело в преимуществах, которые вы получаете от вовлечённых сотрудников.
Какие преимущества вам даёт высокая вовлечённость персонала.
А ещё мотивированные (материально или морально), лояльные к компании сотрудники реже выгорают. Всё перечисленное в совокупности и делает вовлечённость таким «вкусным» показателем: он помогает сократить издержки компании, повысить общую продуктивность работы, а с ней и прибыль.
Низкая же вовлечённость даёт строго обратный эффект, превращая все перечисленные выше преимущества в риски. Люди начинают работать неохотно, инициатив не поступает, текучка растёт, расходы тоже – сплошные минусы.
Вовлечённость и удовлетворённость сотрудника: в чём разница.
Есть три термина, которые часто путают:
Можно сравнить эти три уровня отношения сотрудников к компании с пирамидой базовых потребностей. Удовлетворённость – фундамент для всего: она не слишком много даёт, но совершенно необходима для того, чтобы произошёл переход на следующий уровень. Лояльность – промежуточный этап, ну а вовлечённость – вершина пирамиды.
Отсюда, кстати, следует простой вывод: чтобы сделать сотрудников вовлечёнными, вам в первую очередь нужно позаботиться об их удовлетворённости, а потом о лояльности. Но об этом подробнее поговорим ниже.
Признаки вовлечённого сотрудника.
Главных маркеров, по которым легко выделить вовлечённого сотрудника, всего три. Такой человек:
Есть и признаки невовлечённого сотрудника, это:
Впрочем, далеко не всегда перечисленные моменты хорошо заметны. Бывает так, что человек работает «нормально», вообще ничем не выделяется. Вовлечён он или нет? И как оценить среднюю вовлечённость персонала на уровне компании?
Методы оценки вовлечённости персонала.
Есть три самых распространённых способа оценки вовлечённости сотрудников. Первый из них – «на глазок», по личному впечатлению руководителей. Может быть эффективен в небольших коллективах, где все на виду, но чаще всего оказывается неточным или бесполезным, поэтому мы даже обсуждать его не будем. А вот на двух оставшихся сфокусируемся внимательнее.
Опрос вовлечённости сотрудников: пример – и причины, по которым он не слишком хорошо работает.
Самый простой способ узнать что-то о людях – это спросить напрямую. Опросники вовлечённости очень популярны, любой HR, который следит за развитием своей профессии, знает, как ими пользоваться. Основные правила:
Такие опросы действительно хорошо работают, но только в одном случае: если люди отвечают на вопросы честно. А так бывает далеко не всегда.
Во-первых, не все верят, что опрос анонимный – и часто у специалистов есть основания в этом сомневаться (например, когда опрос предлагают пройти с рабочего компьютера, который легко отследить). Во-вторых, иногда люди обманывают сами себя, не замечая чего-то в своём отношении – они ненамеренно обманут и вас.
Так что, опрос вовлечённости персонала – это хороший инструмент, но опираться только на его результаты будет неправильно.
Сбор и анализ объективных данных.
Второй метод основывается на мониторинге персонала: сборе объективных данных, на которые ваши сотрудники не могут повлиять напрямую. Такую информацию, например, предоставляет Кикидлер – с помощью системы учёта рабочего времени вы можете определить:
Такой мониторинг позволяет вам в буквальном смысле держать руку на пульсе, оценивая вовлечённость по чётким маркерам: результативности труда. Если вы видите, что люди охотно включаются в работу и трудятся на совесть, они вовлечены. Если сотрудники массово прокрастинируют и работают спустя рукава, с вовлечённостью есть проблемы. Самое главное, что эти данные на 100% объективны: на них не влияет ни мнение сотрудников, ни субъективная оценка руководителя – никаких искажений.
Как повысить вовлечённость персонала.
Здесь всё строго индивидуально, потому что первый шаг – это избавиться от проблем, которые мешают людям быть вовлечёнными именно в вашей компании. Вам нужно сперва добиться удовлетворённости персонала, потом его лояльности, и только потом думаем про вовлечённость. Поэтому в первую очередь вам стоит сфокусироваться на существующих проблемах и материальных факторах: условиях труда, оплаты, графике и т. д.
Если же удовлетворённость и лояльность уже достигнуты, для повышения вовлечённости можно использовать следующие инструменты:
Кроме того, нужно максимум внимания уделять адаптации и обучению новых сотрудников: демонстрации ценностей бренда, их разъяснению, включению новичков в рабочий процесс. Чем большей заботой вы окружите только что пришедшего в компанию человека, тем выше шанс, что он сразу покажет высокую вовлечённость.
Система учёта рабочего времени Kickidler.
25 советов по повышению вовлеченности сотрудников
Ни для кого не секрет, что современный рынок труда перенасыщен. Сотрудники быстро устают работать в одной компании и начинают искать новое место. Поэтому многие руководители и HR-специалисты ломают голову над тем, как повысить вовлеченность сотрудников.
Мы собрали 25 полезных советов, которые помогут повысить вовлеченность сотрудников.
1. Продумайте миссию компании
Термин «миссия» становится все популярнее среди современных компаний. Да, в большинстве случаев она направлена на клиентов компании — как существующих, так и потенциальных. Но не менее важно, чтобы миссия была понятна и для сотрудников.
Вспомните «Пирамиду Маслоу»: сотрудникам важна не только зарплата и привилегии, они хотят знать, что работают не зря. К примеру, при ежегодной оценке эффективности уделите внимание не только достижениям сотрудника. Расскажите, как его работа помогла компании.
Формируя миссию компанию, не стесняйтесь вовлекать в процесс сотрудников — например, устройте большой мозговой штурм (об этом ниже).
2. Проясните цели и ответственность каждого сотрудника
У каждого сотрудника есть цели и сфера ответственности. Когда человек не до конца понимает, какую роль он исполняет в компании, его вовлеченность падает.
И дело не обязательно в плохом руководстве (хотя зачастую так и есть). Просто иногда отдельные проблемы теряются в общем потоке, и вместо того, чтобы устранить первопричину, приходится ликвидировать последствия ошибки.
Когда вы начинаете новый проект или делегируете сотруднику задачу, очень важно проговорить малейшие детали. Не пожалейте времени и ответьте на все его вопросы — это спасет от головной боли в будущем.
3. Позаботьтесь о здоровье
Физическое и психологическое здоровье важно для любого. Иногда из-за стресса или большой нагрузки можно пропустить зарядку или забыть о здоровом питании. Такова стремительная жизнь в современном мире.
Некоторые компании предлагают сотрудникам абонементы в спортзал или оплачивают услуги массажиста — это помогает снимать стресс и лучше сосредоточиться на работе. А иногда достаточно просто наполнить холодильник здоровой пищей.
Любой шаг навстречу здоровому образу жизни повышает вовлеченность сотрудников.
4. Предложите сотрудникам свободный график
Мало кому нравится «обязаловка». Правильные руководители ориентируются на результат, а не на количество часов, которые сотрудник отсидел в офисе.
Есть множество способов дать сотрудникам больше свободы. Разрешите им работать из дома, не назначайте жесткое время начала и конца рабочего дня. Можно также позволить сотруднику взять отгул — с условием, что он выполнит свои задачи в срок.
Если сотрудник понимает, что ему доверяют управлять своим расписанием, он чувствует уважение и доверие со стороны руководства, а это помогает повысить вовлеченность сотрудников.
5. Ничего не скрывайте
Продолжая тему доверия: сотрудники хотят, чтобы от них ничего не скрывали. Руководство и отдел HR часто этим пренебрегают, вследствие чего страдает вовлеченность.
Делитесь с сотрудниками «инсайдерской» информацией, не стесняйтесь приглашать их на важные встречи. Например, позовите коллег на совещание с управленцами, где вы будете решать вопросы, которые определят будущее компании.
К приглашению можно добавить пометку «На ваше усмотрение». Придут не все, но никто не оставит ваше доверие без внимания.
6. Отмечайте личные победы
Как только один сотрудник выполнил месячный или квартальный план, пусть это будет победа для всего отдела — или даже компании. Расскажите о его достижении коллегам и устройте небольшое застолье.
7. Чаще хвалите подчиненных
Поощрять хорошую работу коллег — задача не только менеджеров или руководителей отделов. Если вы узнали, что кто-то отлично справился с задачей, не поленитесь подойти и поздравить лично.
В то же время важно не перегнуть палку: слишком частая похвала избалует сотрудников. Поэтому будьте внимательны и следите за их развитием. Независимо от поощрения — будь то повышение зарплаты или обычное «спасибо» — обязательно подчеркните, почему сотрудник его заслужил.
8. «Оживите» офис
Зачастую сотрудники чувствуют упадок вовлеченности, когда их начинает тошнить от надоевшего серого офиса. Поэтому постарайтесь создать вокруг них уникальное и комфортное пространство.
Сегодня все большей популярностью пользуются офисы с открытой планировкой. Попробуйте пойти дальше: добавьте комнатных растений, организуйте зону отдыха. В некоторых офисах даже стоят игровые автоматы — почему бы не взять пример?
Оформляя офис, обязательно посоветуйтесь с коллегами — личный вклад каждого из них создаст на работе более домашнюю атмосферу. Можно собрать импровизированную команду из тех, кто хорошо разбирается в дизайне интерьера.
9. Позвольте сотрудникам определить дресс-код
Дресс-код сильно влияет на отношение сотрудников к работе. Вопрос «как следует одеваться на работе?» не дает покоя руководителям уже не первый десяток лет. Как не нарушить баланс между комфортом и профессионализмом?
Лучшее решение — позволить сотрудникам самостоятельно определять дресс-код. В конце концов, если вы уверены в их навыках, нет сомнений, что они качественно выполнят работу независимо от того, как они одеты.
10. Не забывайте про развлечения
Развлечения и работа — казалось бы, две вещи несовместные. Многие разделяют их так же, как работу и личную жизнь. А зря! Есть множество способов совместить приятное с полезным.
Пятница — отличный повод сократить рабочий день и заняться чем-нибудь приятным. Спорт, боулинг, пейнтбол или даже обычная прогулка — все это поможет сплотить коллектив и даст возможность пообщаться коллегам из разных отделов.
11. Соберите обратную связь
О пользе обратной связи с работодателем для вовлеченности сотрудников говорилось уже не раз. Откажитесь от политики «моя дверь всегда открыта», проявите инициативу и попросите коллег анонимно поделиться мыслями и переживаниями.
Проведите среди сотрудников небольшой опрос. Например, задайте следующие вопросы:
Обязательно дайте сотрудникам понять, что вы их услышали. Некоторые идеи и рекомендации будет непросто воплотить в жизнь сразу же, поэтому разбейте работу на этапы и держите коллег в курсе.
12. Познакомьтесь с коллегами поближе
Руководителю важно не только знать профессиональные черты подчиненных, но и заботиться об их интересах. Так можно наладить контакт и повысить вовлеченность сотрудников.
Причем речь не только о хобби. Иногда сотрудник не может сосредоточиться на работе, возможно, дело не в профессионализме. К примеру, он переживает, что не попал на утренник к дочери из-за неудобного расписания — обсудите с ним свободный график (см. пункт 4).
13. Создайте атмосферу энтузиазма и позитивную энергетику
Понедельник — день тяжелый, поэтому зарядите людей позитивной энергией уже утром. Соберите сотрудников на планерку или просто отправьте всем письмо с мотивирующей цитатой.
Периодически (например, раз в месяц или квартал) приглашайте в компанию мотивационных спикеров. Они помогут сотрудникам осознать, насколько важна их роль в компании, «заразят» позитивной энергией и настроят на продуктивность.
Полезный совет: лекция не обязательно должна быть связана с работой компании. Учитывайте интересы сотрудников: кому-то из них будет интересно послушать, например, профессионального музыканта, спортсмена или писателя.
14. Организуйте постоянное обучение
Словосочетание «обучение сотрудника» обычно ассоциируется с испытательным сроком или первым месяцем на работе. Но это не так: согласно исследованию Deloitte, вовлеченность сотрудников на 25% выше в компаниях, которые предлагают обучаться постоянно.
Некоторые сотрудники ищут возможности для развития самостоятельно, но большинство предпочитает, чтобы инициатива исходила от руководства. Организуйте регулярные совещания, на которых вы могли бы обсуждать, какие курсы пригодятся сотрудникам, чтобы работать эффективнее.
15. Наладьте общение внутри компании
Попросите менеджеров организовать еженедельные совещания с подчиненными. Цель — обсудить, как идет работа, какие ресурсы требуются и какие есть идеи.
Вы увидите, что и начальники, и подчиненные будут с нетерпением ждать этих встреч — ведь они не только помогают работать эффективнее, но и совершенствуют компанию в целом.
Раз в месяц запрещать сотрудникам пользоваться корпоративным мессенджером. Если у кого-то возник вопрос, нужно подойти и задать его лично. Устная беседа — бесценный двигатель вовлеченности. Помните об этом.
16. Знакомьте новичков со всеми сотрудниками
Во многих компаниях новых сотрудников знакомят только с коллегами по отделу и непосредственным начальством. Это неверный подход: новичкам нужно познакомиться и выстроить отношения со всеми коллегами.
Когда вы нанимаете нового сотрудника, устройте ему экскурсию по офису. Можно даже устроить мини-вечеринку, чтобы знакомство прошло в неформальной обстановке.
17. Не усложняйте переход между отделами
Бывает, что сотрудникам сложно сразу определиться, в каком направлении движется их карьера — особенно новички. Если кому-то из коллег хочется поменять сферу деятельности, не усложняйте переход. Иначе сотруднику будет проще сменить работодателя, чем отдел.
Иногда полезно проявить инициативу. Составьте список свободных позиций и предложите сотрудникам занять их на один-два дня или поменяться ролями между собой — это нередко помогает повысить вовлеченность сотрудников.
Наконец, похожий подход можно применить и для отдельных задач. Обсудите, с определенным сотрудником, какие задачи ему не нравится выполнять. Предложите его коллегам взять эту ответственность на себя — например, скучная статистика для гуманитария может оказаться раем для «технаря».
18. Отмечайте праздники и достижения
Очевидно, что следует поздравлять каждого сотрудника с днем рождения, а также в прочие памятные даты: рождение ребенка, свадьба, годовщина работы в компании и так далее. Не стесняйтесь попросить подписать открытку основателя компании — это приятный жест для любого сотрудника.
Не забудьте и о профессиональных достижениях. Каждый раз, когда один из сотрудников выполняет важную цель, поздравьте его и расскажите об этом его коллегам — лично или в рассылке.
19. Поощряйте сотрудников не только деньгами
Конечно, мало кто откажется от прибавки к зарплате. Но не все проблемы можно решить деньгами, иногда гораздо лучше сработает альтернативное решение.
Когда сотрудник хорошо справляется с работой, вы можете вознаградить его:
Не поленитесь дополнить вознаграждение небольшой открыткой.
20. Составьте план развития
План индивидуального развития установит карьерные цели, которые определят направление развития, дадут необходимую мотивацию и помогут повысить вовлеченность сотрудников.
21. Организуйте совместный обед
Через желудок лежит путь к сердцу не только мужчины, но и сотрудника в коллективе. Время от времени вы можете выбираться всей компанией на обед или заказывать еду в офис, а жарким летом — устраивать совместные походы за мороженым.
Можно пойти дальше и выделить день недели, когда один из сотрудников будет приносить в офис «вкусняшки» для коллег. Также предложите привозить экзотическую еду из отпусков и командировок.
22. Запустите рассылку для сотрудников
Корпоративная рассылка — общепринятая традиция во многих компаниях. Правда, занимаются ею обычно руководители или отдел HR.
Попробуйте поручить эту задачу добровольцам или привлеките к процессу всех сотрудников по очереди. Расскажите о достижениях компании. Не ограничивайтесь фразой «клиенты довольны, работаем дальше», поделитесь цифрами и отметьте отличившихся.
23. Организуйте открытый мозговой штурм
У совещания не обязательно должна быть цель. Назначьте встречу без повестки дня и ожидаемого результата, чтобы повысить вовлеченность сотрудников.
Выслушайте идеи сотрудников, обсудите проблемы и вместе подумайте, как их решить. Чтобы задать направление, предложите область бизнеса, которую вам хотелось бы улучшить.
Установите правило: не нужно критиковать свежие идеи на мозговом штурме, иначе есть риск, что коллеги не захотят ими делиться.
24. Предложите деньги тем, кто хочет уйти
Многие наверняка слышали про политику компании Zappos. Новым сотрудникам предлагают уйти из компании спустя неделю в обмен на бонус в 1000 долларов.
Безумное, казалось бы, решение, на самом деле позволяет отфильтровать сотрудников, которые не разделяют видение компании. По-настоящему замотивированный человек ни за что не возьмет деньги, если работа ему действительно нравится.
Кстати, каждый десятый новый сотрудник колл-центра Zappos соглашается на предложение.
25. Сделайте сотрудников акционерами
В бразильском бизнес-конгломерате Grupo Semco сотрудники сами определяют размер зарплаты и рабочее время, ведь все они — собственники акций компании. Роль генерального директора раз в полгода переходит к одному из шести управленцев.
Дайте сотрудникам возможность почувствовать себя частью чего-то большего. Многие компании используют подобную стратегию, чтобы увеличить счастье сотрудников и сократить текучесть.
Завлечение вовлечением: что важно сотрудникам для эффективной работы
Работодатели всегда находятся в поиске идеальных сотрудников — активных, продуктивных, не боящихся проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Ситуация усложняется тем, что на рынке труда большая конкуренция. Компаниям становится все сложнее найти и удержать хороших работников, особенно в России: так, по данным The Boston Consulting Group, наш рынок остается непривлекательным для наиболее талантливых кадров. А чтобы сохранить лояльность и продуктивность такого сотрудника, нужно поддерживать его вовлеченность. Аналитики компании-разработчика HRtech-решений TalentTech совместно с крупнейшей в России биржей фриланса FL.ru и образовательной платформой «Нетология» изучили, как ощущают себя вовлеченные сотрудники и что им необходимо, чтобы такими оставаться. Оригинал исследования (.pdf).
Исследование проводилось в марте 2021 года, в нем приняли участие 872 человека. Это были штатные работники из банковской, ИТ-сферы, из промышленности, обслуживания, ретейла, а также фрилансеры, выполняющие работы и услуги в категориях «тексты/переводы/транскрибация», «дизайн и арт/фотография/ЗD-графика», «разработка сайтов», «реклама и маркетинг».
Что такое вовлеченность и почему она важна
Основы концепции вовлеченности сотрудника изложил профессор в области маркетинга Бирмингемского университета, один из основателей компании по созданию благополучной рабочей среды The WoWW! Business Кевин Томпсон в своей книге The Employee revolution еще 20 лет назад. Главный посыл заключается в том, что работник должен полностью понимать и разделять ценности бизнеса, чтобы донести обещания бренда до клиента. Уже тогда крупные компании начали понимать, что собственный персонал не менее важен, чем потребители, а чем больше команда увлечена работой, тем лучше организация функционирует на всех уровнях.
В наше время вовлеченность персонала стала одним из главных приоритетов руководителей: по данным опроса Harvard Business Review, 71% респондентов считают ее важным фактором успеха компании. Топ-менеджеры знают, что мотивированная команда способна не только повысить производительность труда или привнести инновационные методы в работу, но еще и более лояльна организации, что в итоге помогает снизить затраты на поиск, найм и удержание кадров.
«Измерить вовлеченность сотрудников и управлять ею можно с помощью регулярных исследований, дополнительно создавая культуру открытой обратной связи. Необходимо проводить замеры, учитывая социологические и психологические аспекты, видеть проблемы, которые сотрудники могут опасаться озвучить в личной беседе», — рассказала Марина Булдовская, руководитель модуля «TalentTech.Вовлеченность».
По информации TalentTech, только 23% российских компаний проводят полноценные исследования рабочего настроя в организации ежегодно, еще 18% — раз в полгода. Остальные пока либо опираются на эффективность выполнения задач (19%), либо оценивают интуитивно по персональному восприятию при общении на личных встречах (29%), другие же никак за этим не следят (11%).
Что важнее — вдохновение или результат
«Горящий» своей работой специалист — это действительно практически клад для руководителя: такие работники сильнее мотивированы, выполняют свои задачи с самоотдачей, и, в целом, производительность труда у них более высокая. Согласно исследованию Global Employee Engagement Index, в марте 2020 года около 68% сотрудников во всем мире чувствовали себя вовлеченными в работу.
Но что именно отличает деятельность мотивированного специалиста? Оказалось, что большинство работников считают главным критерием вдохновение целями и задачами (14%), а также ситуации, когда они не замечают ничего вокруг из-за погружения в деятельность (13%). Другие (11%) выделили готовность делать больше, чем от них ожидают, и уверенность в том, что текущая работа позволяет достигать амбициозных результатов. Интересно, что 12% опрошенных HR-специалистов назвали одним из отличительных факторов готовность рекомендовать работу в компании друзьям и знакомым, в то время как только 5% остальных сотрудников согласны с этим утверждением.
Зарплата, коллектив и отсутствие стресса — краеугольные камни вовлеченности
Вдохновить команду на полную самоотдачу — дело комплексное и непростое, не каждому менеджеру такое по силам. Многие компании стараются улучшить офисную жизнь, например, устраивая различные командные мероприятия, тимбилдинги или предоставляя дополнительные оплачиваемые отпуска и внедряя другие инициативы. Все это может оказать определенный эффект на корпоративную культуру и даже повысить моральный дух. При этом нередко сотрудники вполне удовлетворены компанией, приходят вовремя на работу, выполняют свои обязанности, но все это совсем не говорит о том, что они действительно хотят глубоко погружаться в деятельность.
По информации аналитиков TalentTech, главными условиями для вдохновения и мотивации большинство считают достойную оплату труда (13%) и гармоничные отношения с коллегами (12%). Другими важными факторами стали разнообразие задач, отсутствие стресса и признание заслуг — по 10% опрошенных соответственно. Менее приоритетными являются свобода в принятии решений (8%) и простая коммуникация с руководством — (всего 5%).
«Результаты исследования показали, что для многих сотрудников и HR-специалистов фактор достойной оплаты труда стабильно является важным для комфортной работы. При этом существует множество международных исследований и доказательств того, что зарплата не оказывает значимого влияния на вовлеченность, а является лишь «гигиеническим» фактором. Вовлеченность — эффект во многом эмоциональный, культурный. Задача компании — создать такую культуру, в которой сотрудник захочет работать с полной отдачей», — поясняет Булдовская из TalentTech.
Внештатная мотивация
Сейчас фрилансеры крепко заняли свою нишу на рынке услуг: по данным PwC, в России официально числится 14 млн свободных работников, а до 2025 года доля российского рынка фриланса в структуре глобального может дойти до 1,1%. Большинство работодателей понимают плюсы работы внештатников — в частности, снижение затрат на персонал и сокращение времени на найм, а иногда и ускорение самого процесса выполнения работ. Как отмечает генеральный директор биржи фриланса FL.ru Анатолий Орлов, согласно последним исследованиям, 23% российских предпринимателей считают работу с фрилансерами важной частью своей бизнес-модели.
Очевидно, что вовлеченность внештатных сотрудников для компаний становится не менее важна, чем мотивирование постоянных работников. Правда, факторы мотивации у фрилансеров иные: например, относительное большинство опрошенных (17%) считают главным условием эффективной работы четко сформулированное техническое задание. Еще одним ключевым критерием становится комфортное общение с заказчиком и возможность задавать вопросы по проекту (16%). В целом, эти различия понятны: фрилансеры не работают в офисе или штате компании, постоянная связь и понимание нюансов работы не всегда гарантированы, поэтому удачно выстроенная коммуникация становится острой необходимостью.
Интересно, что оплата труда как фактор мотивации у фрилансеров, в отличие от штатных сотрудников, занимает лишь третье место: всего 14% респондентов отметили в качестве условия вовлеченности высокую стоимость заказа. Другими важными требованиями стали возможность долгосрочного сотрудничества с компанией (12%), приобретение новых навыков (8%), а также репутация заказчика, но последняя имеет большое значение только для 4% респондентов.
«Для фрилансеров и специалистов, привлеченных под краткосрочные проекты, особую значимость приобретает культура постановки задач. Поэтому от менеджмента российских компаний требуется высокий профессионализм, чтобы корректно формулировать требования гибким кадрам и контролировать эффективность их выполнения. Кроме того, хорошо проработанная задача страхует от частых доработок и ошибок со стороны исполнителя», — отмечает Орлов.