вот и ладушки что значит
Что такое Ладушка
Это старинное, красивое слово не так часто услышишь в настоящее время, оно несправедливо забывается. А ведь как приятно, когда любимую называют ладушкой.
В слове этом скрыто два очень важных понятия. Понятие Лада и понятие Души.
К сожалению, Лад уходит из жизни людей, а на душу мало кто обращает внимание. Именно поэтому я решил создать школу, в которой учат Ладу. В которой можно будет научить выстраивать ладной свою жизнь, ладными отношения, ладным свое тело.
Забыто, и даже в какой-то мере уничтожается то, благодаря чему человек живет на свете, то, что животворит тело, – его Душа. Ладушка – это лад Души. А еще в этом слове скрыты нежность и доброта.
Все эти качества находятся у основания жизни. Еще в давние времена на Руси подметили, что когда ладно на Душе, со здоровьем ладится.
Давным-давно наши далекие предки так высоко ценили Лад и ладную жизнь, что у них была богиня – Лада. В ту пору еще не было промышленности, способной производить огромные количества лекарств, и люди стремились пронаблюдать и понять саму основу жизни, ее истоки, а заодно отследить, что способно на уровне истоков Жизнь укреплять, а что ее разрушает. Наблюдения и особо важные находки передавались из поколения в поколение в языке. Знать основы Жизни, знать то, что способно ее разрушать или напротив, поддерживать и укреплять, было самым главным во все времена. Актуально это и сейчас.
Несмотря на то, что в современном мире растет количество лечебно-профилактических учреждений, их техническая оснащенность, здоровье народа не улучшается. Иначе, зачем было бы строить все новые и новые больницы.
Значит, что-то в методах помощи людям потеряно, и потеря эта очень важная. Это потеря Души в человеке. Душу потеряла наука, и что странно, именно та, которая призвана объяснять устроение человека. Научный подход к человеку во времена своего становления исключил возможность изучения человека как существа одушевленного. Но научный подход делался людьми. Тогда еще юными, а ныне считающимися отцами физиологии. Возможно, они хотели показать, что они умнее своих родителей, возможно по каким-то другим причинам, но творцы научного подхода решили обойтись без Души. В итоге отвергнуты знания, которые народ собирал много веков.
Еще один итог в том, что все труднее и труднее оставаться здоровым. А оставаться здоровым до глубокой старости, – это в наше время очень большая редкость.
Научно-технические люди создали технический подход к изучению человека. Они создали не только такой подход, но соответствующую такому подходу аппаратуру. Они еще смогли убедить других людей в правильности своего подхода. И люди стали верить аппаратуре больше, чем самим себе. Мы забыли, что сами о себе знаем очень много, потому что знаем свою жизнь лучше любого аппаратного исследования. Знаем еще и потому, что владеем языком своего народа. Надо только научиться видеть и понимать, что обозначают слова, которые мы употребляем автоматически, не задумываясь.
Научиться видеть смысл слов, значит сделать первый шаг на встречу себе. И это очень важный шаг потому, что человек – это слово воплощенное. И как бы непривычно это не звучало, здоровье человека напрямую зависит от того, какие слова в него воплощались с момента его прихода в эту жизнь.
С этой статьи я и начинаю публикацию своей системы восстановления здоровья. Системы, которую я назвал – Ладушка. Системы, в которой заключены способы, позволяющие убрать боль Души и болезнь тела. В основе Ладушки лежит самопознание, поскольку самопознание позволяет заглянуть в человека намного глубже, чем это могут современные научно-технические средства. Пусть у приверженцев медицины, основанной на достижениях научно-технического прогресса, не складывается мнение, будто Ладушка – это отрицание достижений человеческой мысли двух последних столетий, то есть того времени, когда человек изучался научными методами. Ладушка – это продолжение и углубление знаний о человеке. Одновременно это и возврат к той сокровищнице знаний, которые народ собирал много тысячелетий, и которые так неосмотрительно брошены.
По трудно объяснимым причинам в медицинской деятельности не используются старорусские ведические знания об устроении человека, и потеряны многие методы восстановления здоровья, построенные на этих знаниях. А они красивы, просты и понятны. Их понятность основана на соответствии с самой реальностью, и обеспечена тем, что сохранена в великом и могучем русском языке.
По мере освоения ведических знаний мне стало ясно, что они знакомы всем, а вот умение их понять и практически использовать – это удел избранных. Именно эти знания я положил в основание «Ладушки», дополнил их ключевыми современными исследованиями от западной медицинской науки и, в чем-то добавил ведической мудрости Востока.
Знания по устройству человека в «Ладушке» более полные в сравнении с предложенными научным естествознанием. Это стало возможным потому, что свет жизни, льющийся из глаз, состояния Души, устройство мысленна Древа здесь не отброшены, как нечто несуществующее. И не только не отброшены, а показаны так, что мысли человека, его движения Души также видны, как и телесно – физическая часть.
Изучение физического тела в «Ладушке» обеспечивает выход на пограничье материального и идеального начал в человеке.
Вещественное устроение тканей человека показано с позиций западной медицинской науки. Где в общий объем вложены системы дыхания, кровообращения, пищеварения и т.д. Этот подход необходим для понимания взаиморасположения органов. Но для практической работы он не главный. Главной является фрактальная анатомия. Фрактальный подход наглядно показан в игрушке Русская матрешка. В человеке этот подход позволяет увидеть единый закон построения тканей.
Закон этот проявляется в чередовании «пустоты» и «плотности», практически на всех уровнях в устройстве тела человека. Будь то тело в целом, какая-то его часть или часть от части. Этот закон позволил увидеть и понять взаимопроникновение и взаимосвязь вещетвенной и «пустотной» составляющих в человеке. Здесь«пустота»- это мысли и чувства, «плотность»- это вещественно- телесная часть.
Изучение человека в ладушке распространяется глубже клеточных и субклеточных структур, и доходит до пределов, где вещество парит, душа парит, а мысль способна направить этот пар в нужном направлении.
В результате на основе этих знаний созданы качественно новые способы исправления возникших нарушений здоровья.
В способах исправления преимущество отдается снятию помех в работе Живы, то есть той части человека, которая естественно, природно заживляет раны и изгоняет болезни из тела.
Что дает знакомство с Ладушкой?
Знакомство с Ладушкой выводит на дорогу ладной собственной жизни и обретение самостоятельности во многих жизненно-важных вопросах. Один из главных вопросов – это умение быть здоровым. Здесь есть две ветви:
Первая, это умение поддерживать свое здоровье несколько необычными для современного человека способами.
Вторая, умение восстановить здоровье, если оно не в порядке.
Разделение на эти две ветви в какой-то мере условно. Важно еще сказать следующее. Способы, которые предлагаются в Ладушке, просты и доступны любому человеку. Помогают они даже при сложных болезнях, не поддающихся современным официальным методам лечения. Причем это относятся не только к телесным недугам, но и к душевным расстройствам, таким как депрессивные состояния, расстройства здоровья на фоне переживаний, неврозы и тому подобные.
Переусложненная современная медицинская наука сумела внушить людям мысль о том, что без врача лечить болезни не возможно и даже опасно. И люди поверили. В итоге перестали доверять себе в вопросах собственного здоровья.
Но если посмотреть внимательно, то необходимость отдать себя на милость медицинским службам, внушена людям последние десятилетия. До этого многовековая история человечества показывает, что люди могли восстанавливать свое здоровье самостоятельно.
Медицинских служб тогда просто не было.
Конечно, во все времена были люди знающие, способные помочь и владеющие тайнами помощи. С такими тайнами вы познакомитесь на занятиях. Удивительно то, что тайны эти очень просты. Многие из них вы знаете. Просто не умеете пользоваться этими знаниями.
В ладушке главное – ЛАД, умение быть ладным, ладно выстроить свою жизнь и отношения с людьми. А для этого важно видеть как мысли свои собственные, так и мыс ли окружающих вас людей. Особенно те мысли, которые сидят в вас, как основные принципиальные положения, своеобразный кодекс, исходя из которого, вы выстраиваете отношения. Если в этом кодексе присутствуют бездумность, злость, боль и тому подобные устроители-разрушители отношений, то на занятиях вы получите способы избавления от этой беды. И сможете стать более ясными, сильными и понятными самим себе и окружающим.
Ладушка доступна потому, что она основана на самопознании, и еще потому, что вы знаете разговорный русский язык. В нем нам переданы очень важные знания. Надо только разглядеть их и научиться ими пользоваться.
Ладушка как система восстановления здоровья
Лечебная часть « Ладушки» построена на наблюдениях за телесными проявлениями душевной и мыслеобразной сторон жизни человека. Такой подход дает большие преимущества в разработке способов лечебного воздействия по сравнению с существующими в современной медицине методами, которые основаны на телесно-ориентированном восприятии человека и, соответственно, лекарственном решении возникающих со здоровьем проблем.
Система – это совокупность способов.
Способы – это действия на что-то в человеке в целях его изменения. Либо путем создания новых качеств, либо избавлением от старых.
Что-то в человеке – это либо его мысли, либо его состояния души, либо то, что делает тело человека живым, либо само тело.
Действия в «Ладушке» производятся на всех вышеперечисленных уровнях. Действия эти просты и доступны любому подготовленному человеку.
Действия на уровне мысли направлены на работу с мыслеобразами, которые хранятся в памяти, и в значительной мере определяют не только здоровье, но и человеческую судьбу. Для работы с мыслеобразами вначале производится обучение умению
их «видеть», а также умению понимать, как та или иная мысль направляет человека к благополучию или к смерти.
Работа с мыслеобразами включает в себя обнаружение разрушающего образа и его исследование. В ходе исследования определяется сила, разрушающая человека изнутри, и ее нейтрализация.
В результате этих действий память человека становится более ясной, значительно облегчается возможность сделать тот или иной выбор, то есть появляется легкость при принятии решений, исчезает вязкость мыслей, тугодумие. Работа с мыслеобразами позволяет убирать навязчивые мысли и целый ряд одержимостей.
Следующий слой способов – работа с состояниями души. Начинается обучение этой работе с признания, что у человека есть душа. Признание это выстраивается в ходе наблюдений за проявлениями жизни Души. Вначале Души чувствующей. То есть
за чувствами, которые человек может выражать в тех или иных ситуациях.
Чувства, как проявление сил Души в ответ на те или иные действия извне или на те или иные воспоминания изнутри и есть предмет исследований для создания Лада в Душе чувствующей.
В ходе ведения работ с состояниями души обязательно ведется наблюдение за телесными реакциями. Такие наблюдения выстраивают мосток к исправлению большого числа нарушений чисто телесных.
Знания о теле в «Ладушке» отличаются от тех, которые показывает анатомия и гистология (наука о тканях человеческого тела), но не противоречат им. Но практическая сторона этих знаний совсем другая. Она осталась незамеченной анатомами и гистолагами, хотя и видна в их атласах. Незамеченной она осталась видимо потому, что в основ построения анатомических атласов лежит работа с трупом.
А «Ладушка» – это работа с живым человеком, и здесь учитывается не только тот сосуд (тело), который описали анатомы, но еще и то, что тело животворит. В старину это называлось Душа Животная или Пар.
Тело живого человека парит в пространстве, как птица в небе. Нарушения легкого, сильного парящего состояния, – это и есть нездоровье в той или иной степени его выраженности.
Потеря парения может обеспечиваться как потерей легких состояний души, так и
грубовещественной частью тела (от неверного питания и других причин, действующих непосредственно на тело).
Техники работы в «Ладушке» преимущественно безлекарственные, и предполагают проработку тех уровней в устройстве человека, в которых возникли сбои.
Первое, это своеобразная беседа, ведущая к воскрешению жизненных сил, возврату потерянной охоты жить, возврату огня жизни.
Второе, это чрезтелесные работы. Прежде всего, это работа с неведомыми дорожками. Неведомые дорожки –
это неоднородности в тканях тела с условными анатомическими привязками.
Следующий вид работ с телом – это правки: правка головы, правка живота, правка жил, правка костей и суставов.
Кроме того, обязательным является коррекция питания и образа жизни.
Таковы общие положения при работе в системе «Ладушка».
При работе с частными заболеваниями существует целый ряд особенностей, которые я не изложил в этой статье, так как они излагаются в ходе семинаров в учебном курсе. К тому же, привычное (медицинское) понимание болезни и причин, ее вызвавших, очень часто расходятся с истинными причинами или же недостаточно глубоки для полного исцеления.
В «Ладушке» подход к пониманию болезни часто сильно отличается от медицинского. Здесь нет двух одинаковых диагнозов, как нет двух одинаковых человеческих жизней. Поэтому при одном и том же диагнозе у двух разных людей действия по их оздоровлению могут быть совершенно разными. Вырабатываются эти действия при общении с человеком.
«Ладушки, ладушки. » – тайна детской потешки.
С детства помним песенку про «ладушки», но оказывается, она не так проста и корнями уходит в славянскую обрядность.
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки!
Что ели? – Кашку.
Что пили? – Бражку.
Ладушки – это не ладони
Все обычно полагают, что слово «ладушки» связано с действием «хлопать в ладони». Есть такой глагол «ладошить». Но слово «ладонь» в русском языке появилось только в XVIII веке. А эта песенка известна многим славянским народам, в языках которых не было слова «ладонь».
На Руси ладонь называли «долонь», в белорусском языке «далонь», в украинском «долоня». Скорее всего, эта песенка появилась ещё в языческой Руси, поэтому она известна многим славянским народам.
О слове «ладушка»
Л. В. Успенский интерпретирует первую строчку песенки так: «Милые мои детушки, где вы были?» (Успенский Л. Очерки о языке, 1956). В славянских языках был корень «лад», который связан с нежностью и радостью. «Ладушкой» молодой муж ласково мог называть свою жену или деток.
Кстати, это не единственная народная песня, где встречается слово «ладушки».
Диди, ла-ди, диди, ладушки! Терещенко А.В. Быт русского народа. Ч. IV и V. М., 1999.
Ой ладушки, ладу! Народное творчество Южного Урала. Вып. 1. Челябинск, 1948.
Ой ладо, ой ладушки-ладо. А. К. Толстой в произведении «Змей Тугарин: Былина» (1867 г.)
Но всё не так просто.
Таинственный языческий обряд
Слово «ладушки» связано, скорее всего, с богиней плодородия Ладой, а значит, эта песня относится к обрядовым.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели Шу-у-у!
Полетели!
На головку сели!
Ладушки запели!
Что за некие «шу», которые полетели и на головку сели? Конечно, речь идёт о птицах, такими словами приветствовали приход весны. В славянской мифологии птицы на зиму улетали в Ирий, это место похоже на рай, в нём как раз и зимуют птицы вместе с душами мёртвых. По поверьям, первой улетает туда на зимовку кукушка (хранительница ключей), по другой версии, жаворонок, последним — аист.
Птицы уносят с собой тепло, а возвращаясь, открывают райские врата и выпускают на землю весну. Славяне жили от весны и до весны, так как вся жизнь в древности зависела от урожая. С прилётом птиц начинались весенние дожди, которые дарил людям Перун, и земля становилась плодородной.
В честь прилета птиц устраивали народные гулянья: пекли фигурки из теста, выносили их на улицу и пели заклички. Закличи – это обрядные песни, слово образовано от глагола «закликать».
Возможно, в «ладушках» как раз боготворили Ладу, встречали птиц и ели священную кашу в честь обновления мира.
Немного жуткая версия о кашке с бражкой
Какая бражка в детской потешке? Этнографы предполагают, что кашка и бражка в этой присказке – поминальная еда, которую относили умершим родственникам. Сейчас это еда, которая подается на поминках (коливо). По этой версии, «шу, полетели, на головку сели» – это души умерших родственников.
Зачем тогда раньше играли с ребенком в «ладушки», если здесь явный ритуальный подтекст? Этой песенкой будто подготавливали маленьких детей к почитанию предков.
Итак, «ладушки» – это детская песенка-обряд в честь прихода весны, приветствие богини Лады.
Лади, Ладо, Ладушки.
Традиционно считается, что «ладушки» – это искаженное «ладошки». Собственно, простенькая игра, сопровождающая потешку, вроде бы действительно задействует ладони, так что всё логично. Однако слово «ладонь» в русском языке сравнительно молодое, раньше оно произносилось иначе – «долонь» (сравните с известным старорусским «Длань»).
В украинском и белорусском и сейчас звучит схоже. Сама же песня существует намного дольше и во всех вариантах в ней говорится именно о «ладушках».
Получается, что «ладони» тут ни при чём.
Само слово «ладушки» содержит в себе славянский суффикс –ушк-, придающий словам уменьшительно- ласкательную окраску. Скажем: «дед» – «дедУШКа», «баба» – «бабУШКа», «дети» – «детУШКи». Вот и «ладУШКи» – это что-то уменьшительно-ласкательное от «лад (лада)».
Найти его мы сможем в русском фольклоре и даже летописях. В них словом «лада» или «ладо» называют жену или мужа, а иногда невесту или жениха. Само же слово из праславянского язычества. Именно тогда существовала (и весьма почиталась) богиня с красивым именем Лада. Отвечала она за любовь и семейное благополучие, так что сохранилось её имя и в подзабытом названии свадебного обряда – «ладины», и в привычном обозначении семейного счастья – «лад».
Лади, Ладо, Ладушки,
Гдѣ были? — у Бабушки.
Что ѣли? — Кашку.
Что пили? — Бражку.
— Макаров, Михаил Николаевич, Русские предания, изд. 1838г.
Фольклорист Михаил Макаров (1785\-1847) в слове «Ладо» признавал обращение к славянскому северному богу Ладу (Ладо). Александр Афанасьев (1826—1871) уточнял: бог Лад (или Ладо) являлся мужским олицетворением богини Лады.
Наиболее распространенный вариант этой потешки:
— Ладушки, ладушки!
— Где были?
— У бабушки.
— Чего ели?
— Кашку.
— Чего пили?
— Бражку.
Кашка масленна,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Мы попили, мы поели,
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
В объяснении смысла этой казалось бы простой детской потешки можно выделить два смысловых ряда.
Первый смысловой ряд
Играя с ребенком в «ладушки», мать как бы приобщала его к Роду и обычаям почитания предков, в которых маленький человечек обязательно примет участие, когда немного подрастет.
В этом плане интересно, как этот смысловой ряд озвучивается устами служителя христианского культа:
Второй смысловой ряд
Из некоторых источников можно понять, что Ладу включали в тройку «женских» богинь – рожанец (рожаниц). Несмотря на столь скромное вроде бы название, рожаницы – вовсе не мелкие божества; отвечали они ни много ни мало – за всю Вселенную! И Лада не просто устраивала семьи – через любовь мужчины и женщины она сотворяла и поддерживала мировую гармонию.
В языческом мировосприятии Лада-богиня отражалась и повторялась во всех влюбленных мужчинах и женщинах. И они становились её подобиями – ладами. Так их и называли. Встречалось слово «лада» и в значении «ребёнок», «дитя», но было это гораздо реже.
Так что наши «ладушки» – это влюбленная пара, жених и невеста.
Какую бабушку навещают будущие супруги?
Судя по всему, имеется в виду не родная бабушка – мать одного из родителей нашей пары, – а «бабушка общая», «прародительница». Наши предки жили большой семьей – родом, в котором не просто мама-папа-дети, а ещё и тети-дяди, единокровные и двоюродные… до седьмого колена! Где-то в глубине времен в эту семью входили и самые первые родовичи – прародители. Естественно, они уже давно пребывали в ином мире, но здесь, на земле, у них были заместители – те, кто их представлял. И, как правило, это была женщина, причем в возрасте и многодетная.
Почему женщина? Потому что кому как не женщине, вынашивающей и приводящий в мир новых детей, хранить родовую память.
Почему в возрасте? Потому что прожитые годы приносили мудрость и опыт.
Почему многодетная? Потому что сама родив много детей, женщина несла в себе силу плодородия, которой могла поделиться и с другими.
Такая женщина поистине становилась «общей бабушкой» – всем старшей и почитаемой родственницей. Часто она выполняла роль главной жрицы рода. И не менее часто – повитухи.
Ничего удивительного: рожающая женщина «открывала» дверь между миром живых и миром душ; роды были событием отчасти сакральным. И кому ещё помогать в таком деле как не мудрой (самой не раз рожавшей), наделенной знанием и опытом прожитых лет женщине! Это же почти обряд, а она в нём – жрица, помощница и проводница.
«Прикасавшаяся» к иному миру, повитуха помогала рожать детей и сама несла в себе запас священных сил. Следовательно, могла ими поделиться – одарить ладу-невесту детьми.
Что делают в гостях у бабушки? Едят кашку и пьют бражку.
Каша – в древности не просто еда, это целая алхимия.
Во-первых, её варят из зерен. Зерно ложится в землю («умирает»), но даёт росток, который затем развивается в большое взрослое растение – а на нём вырастают колосья, в которых зерён множество. Так что зерно – мощный символ, с множеством смыслов. Здесь и торжество жизни, и возрождение, и идея цикличности, и преумножение-плодородие.
Во-вторых, для получения каши зерно нужно, как минимум сварить, т.е. обеспечить союз воды и огня – тоже сильных и многоплановых стихий. Ко всему прочему, огонь – сам по себе бог, один из самых почитаемых – младший брат Солнца, к тому же проживавший не где-то в небесах, а на земле, рядом с людьми – в каждом очаге.
В-третьих, в кашу часто добавляли ягоды (в символике – «дикий» эквивалент зерна) и мёд, рассматривавшийся как «сконцентрированное солнце», «пища богов».
Бражка – тоже не просто напиток.
Практически во всех религиях (особенно в тех, которые относят к языческим) имеется священный напиток, дарующий исцеление, продление жизни, вдохновение и приравнивавший человека к богам.
В совокупности каша и брага несли в себе весьма мощный посыл: приобщение к божественности, обеспечение плодородия, накопление жизненной силы и обещание возрождения…
Поэтому неудивительно, что будущие супруги, навещая главную жрицу рода, вкушают священную пищу. Это позволяет им на время встать рядом с богами и получить часть их силы, нужной для обеспечения рождения здоровых и крепких детей.
На этом фоне последние слова песенки кажутся бессмысленными и даже чужеродными. Но это не так.
Славяне полагали: осенью птицы переселяются в ирий, небесную обитель богов. Когда приходит время, они отпирают райские врата и выпускают Весну – наступает новый год и жизнь возрождается.
Птицы приносят тепло, поэтому люди весной проводили специальный обряд – заклички. В это время пекли фигурки птиц из теста, выносили их на улицу – показывали солнцу, поднимая повыше (на шестки или просто на голову). А заодно и пели призывные слова – закликали. Настоящие птицы увидят свои подобия, подумают, что часть сородичей уже прилетела, и поспешат к ним – наступит весна.
Заклички – часть обрядов календарного цикла, относящихся к весне. Но к весне относились и обряды свадебные. Точнее весной люди искали пару, ухаживали, сговариваясь о будущей свадьбе и «играли любовные игры». Ну да, именно то самое: и эти действия не были развратом; люди делились с землей силой плодородия и сами брали от неё.
Ритуалы вполне могли объединяться в один обряд, призывающий весну, тепло, жизнь. Его участниками вполне логично становились те, кто мог принять силу жизни и отдать сторицей – молодые девушки и парни. Они воплощали Ладу, звали птиц и вкушали священную кашу с главной жрицей рода и тем самым способствовали возрождению и обновлению мира.
Материалы по теме
А вот ещё:
Золото Колчака: исчезновение золотого запаса России
В 1918 г. белогвардейцы захватили большую часть Золотого запаса России. Судьбу этих денег выясняли почти столетие.
Каких только слухов не ходило о том золоте — то ли часть его украли союзники (Чехословацкий корпус), то ли белые перевели сотни миллионов на зарубежные счета и потом присвоили, то ли закопали в глухой сибирской тайге; а может, «золотой» поезд потерпел крушение на берегу Байкала, и слитки теперь ждут кладоискателей на дне величественного озера…
Все эти версии кажутся очень притягательными, но историки, тщательно изучившие документы российских и заграничных архивов, проследили историю «колчаковских денег» и пришли к гораздо менее романтичным выводам. Но обо всём по порядку.
Покупки белой армии
Российская империя обладала огромным золотым запасом. К перевороту 25 октября 1917 г. Государственный банк хранил золотых слитков и монет на 1101 млн рублей. Больше было только у США и Франции. Сохранить его в полном объёме большевики не сумели. В конце лета 1918 г. белогвардейцы под командованием полковника В.О. Каппеля при поддержке чехов (чешских пленных, взбунтовавшихся против советской власти) выбили красных из Казани, где захватили 496, 873 тонны золота — 651 532 117 рублей 86 копеек. Колоссальная сумма! Большевики успели эвакуировать только сотню ящиков (на 6 млн рублей), которые вскоре бесследно пропали.
Остальное золото белые доставили в Самару, а оттуда — в Омск. По некоторым данным, не вполне надёжным, ещё около 6 млн рублей по пути украли чехи. Но так или иначе, теперь золото оказалась в руках противников большевиков.
18 ноября 1918 г. к власти в Омске пришёл адмирал А.В. Колчак. Какое-то время он отказывался от идеи использовать Золотой запас для борьбы с большевизмом: Верховный правитель полагал, что не имеет на это права, что деньги принадлежат всему народу и распоряжаться ими должно всероссийское правительство после Гражданской войны. Но тратить золото всё же пришлось. Советская власть получила военные заводы и богатые военные склады царской России, белым же досталась периферия со слабой промышленностью. Вооружение и обмундирование можно было либо реквизировать у населения (что малоэффективно), либо добывать в бою, либо покупать заграницей.
» height=»701″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/223/223345f54b4947c1912b23ea814577fa.webp» title=»Адмирал Колчак. (rg.ru)» width=»600″ />
Адмирал Колчак. Источник: rg.ru
» height=»418″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/86a/86ae3702fafec3dc90f94197e2f8aeb8.webp» title=»Золотой запас в казанском Госбанке, 1918 г. (lifeboss.ru)» width=»600″ />
Золотой запас в казанском Госбанке, 1918 г. Источник: lifeboss.ru
И правительство Колчака начало продавать золото и закупать на валюту винтовки (в 1919 г. только США купили более 450 тыс. и 50 тыс. у Японии), пулемёты, обмундирование, рельсы, паровозы, подъёмные краны, кожу для изготовления обуви и т. д. К несчастью для белых, толком воспользоваться деньгами они так и не успели — когда наладились объёмные поставки, дела на фронте уже шли плохо. Значительное количество уже оплаченных военных грузов осталось на складах США, когда Колчак потерпел крах.
Отчасти ответственность за это лежит на самом Колчаке (который затянул с решением тратить Золотой запас), отчасти — на обстоятельствах; зарубежные банки далеко не сразу решились покупать русское золото у непризнанного белого правительства.
За 1918 — 1919 гг. Колчак продал союзникам золота на 190 899 652 руб. 50 коп. «Золотые поезда» шли во Владивосток, откуда слитки и монеты через океан доставлялись в Китай, Японию, США и Европу. Из этой суммы около 60 млн золотых рублей потратить правительство Колчака не успело, и они осели в различных банках за границей; к тому, что с ними стало, мы ещё вернёмся. Гораздо интереснее, что случилось с остальным золотом.
Путешествие «золотого эшелона»
Осенью 1919 г. стало ясно, что армии Колчака придётся оставить Омск — красные перешли в наступление, белые испытывали проблемы со снабжением и дисциплиной в войсках и в тылу. 10 ноября правительство выехало в Иркутск, куда прибыло 18 ноября. 12 ноября в Иркутск отправился Колчак, с ним следовали его штаб и конвой (600 человек), а также «золотой эшелон» — поезд с Золотым запасом. Уже накануне эвакуации золота союзники ясно дали понять, что неравнодушны к русским богатствами — чехи предлагали везти золото во Владивосток под их охраной. Колчак отказал в грубой форме и прямо заявил, что не доверяет им и лучше просто отдаст золото большевикам, лишь бы оно осталось в России.
Это путешествие по Транссибу стало самым трагическим эпизодом биографии Колчака. Ехали поезда очень медленно; белых задерживали чехи, которые контролировали железную дорогу и торопились прежде всего эвакуировать во Владивосток свои поезда с солдатами и награбленным добром — а там и покинуть страну. Чтобы поскорее добраться до Иркутска, после 6 дней простоя в Красноярске Колчак сократил свой состав до 3 поездов и разделился с армией — войска под командованием В. О. Каппеля должны были добираться до Иркутска после Верховного правителя.
Однако это не помогло адмиралу добраться до цели быстрее. Вокруг Транссиба действовали повстанцы — эсеры и большевики, которые требовали выдачи Колчака и остановки «золотого эшелона». 24 декабря начался мятеж под Иркутском, который вскоре перекинулся и на город. В этих обстоятельствах 25 декабря союзники остановили поезд Колчака в Нижнеудинске, где взяли его вместе с золотом под охрану, пока не прояснится положение.
» height=»301″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/cdf/cdfe9c0754aee28561baf855f4bea3e0.webp» width=»600″ />
Омск, филиал Государственного банка, начало ХХ в. Источник: vfl.ru
» height=»386″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/441/44114300fd0158f273a77334f6b8dc6f.webp» title=»Чешские войска. (zen.yandex.ru)» width=»600″ />
Чешские войска. Источник: zen.yandex.ru
Через 10 дней ситуация стала отчаянной. 5 января 1920 г. власть в Иркутске взял эсеровский «Политцентр». Правительство Колчака арестовали. Адмирал предложил остаться с ним только тем, кто желает этого (чтобы можно было твёрдо полагаться на оставшихся), в результате из 600 человек его конвоя 540 солдат разошлись — кто подался к эсерам, кто решил пробираться домой или заграницу. Теперь Колчаку ничего не оставалось, кроме как пересесть в вагон чешского поезда и ехать дальше под флагами союзников (Великобритании, США, Франции, Японии и Чехословакии), иначе его поезд повстанцы остановили бы на ближайшей же станции. Под защитой чехов следовал в Иркутск и поезд с золотом.
15 января они прибыли в Иркутск, где командующий войсками союзников генерал М. Жанен предал Колчака и выдал его эсерам. Жизнь адмирала и русское золото стали предметом торга — как и предчувствовал адмирал, когда говорил: «Продадут меня эти союзнички». Интервенты обменяли его на возможность проехать во Владивосток; в противном случае повстанцы грозили перестать снабжать их углём для паровозов. Около 23 часов 55 минут Колчака арестовали.
А пока «золотой эшелон» по соглашению «Политцентра» и союзников оставался в Иркутске под охраной 2-й пулемётной роты 10-го полка Чехословацкого корпуса, смешанного по составу: русские (колчаковцы), чехи, румыны, сербы и японцы. Вскоре «Политцентр» сдал власть большевистскому военно-революционному комитету, власть в Иркутске перешла к красным. 7 февраля 1920 г. Колчака расстреляли (белые войска спешили ему на помощь, но были остановлены на подступах к Иркутску). В тот же день председатель Реввоенсовета 5-й армии и Сибревкома И. Н. Смирнов заключил с чехами соглашение: чехов и дальше пропускают на восток и дают им уголь, но золото остаётся в Иркутске.
» height=»446″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/03e/03e8f7f52c646bb1a51c57ffab8722c9.webp» title=»М. Жанен, «генерал без чести». (ru.wikipedia.org)» width=»600″ />
М. Жанен, «генерал без чести». Источник: ru.wikipedia.org
» height=»834″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/b4b/b4bd7a32aecfbce39e088545be0edd7e.webp» title=»А.В. Колчак, фото после ареста. (rg.ru)» width=»600″ />
А. В. Колчак, фото после ареста. Источник: rg.ru
Пока последний состав с чехами не ушёл на Владивосток, золото вместе охраняли красные (частью — перебежчики белых) и чехи. Большевики приняли меры предосторожности, небезосновательно полагая, что интервенты хотят украсть и вывезти Золотой запас. Чтобы этого не случилось, поезд поставили в тупик, опутали проволокой и сигнализацией. Позади путей поставили паровоз под парами — в случае необходимости он двинулся бы навстречу поезду и не дал ему уйти из тупика. Солдаты получили приказ пустить эшелон под откос, если тот поедет. Наконец, стрелку на пути к тупику разобрали, вынули подшипники из колёс вагонов и дали чехам понять, что за золото готовы биться насмерть.
Бывший помощник командующего повстанческой Восточно-Сибирской Советской Армией А. Г. Нестеров вспоминал: «Наша артиллерия по тревоге немедленно открыла бы массированный беглый огонь по станционным путям и, особенно по восточному выходному пути; были бы взорваны не охраняемые чехами мелкие мосты и водопроводные трубы. Мы начали бы бой, а это было весьма нежелательно для белочехов. Они рвались домой».
Когда последние чешские эшелоны покинули Иркутск, золотом полностью завладели красные. Затем его доставили в Казань, а оттуда — в Москву. В Иркутске большевики приняли золота на 409 626 103 руб. Очень скоро, в 1920—1921 гг., Советская Россия потратила большую его часть на закупки различных товаров и поддержку коммунистических движений и заграницей; около 8 млн досталось и кемалевский Турции, которая первой признала РСФСР.
Украденное золото
Ясно, что полученные большевиками 409,6 млн рублей — далеко не всё, что оставалось у Колчака после продажи золота на 190,8 млн рублей. Остальное было украдено. Самое крупное хищение совершил атаман Г. М. Семёнов, который формально подчинялся Колчаку, но и прежде похищал его грузы, так как контролировал часть Транссибирской магистрали. Во время эвакуации части золота во Владивосток он перехватил в Чите один поезд со слитками и монетами на 43 млн 577 тыс. 744 рубля 06 копеек. Большую часть этих денег Семёнов потратил на содержание своей армии и правительства, ещё часть перевёл в японские банки; как минимум 22 ящика на 1,2 млн рублей японцы ему так и не вернули.
Под присмотром людей Колчака золота украли гораздо меньше. 2 декабря 1919 г. в Иркутске похитили ящик с серебряными монетами часовые — Э. Грузит и унтер-офицер Красовский; они сумели уйти с ящиком весом в 2,5 пуда. Ещё один мешок с золотом украли в Омске (примерно на 60 тыс. рублей). Наконец, в период с 4 по 12 января (скорее всего, ночью на 12 января) между станциями Зима и Тыреть пропали 13 ящиков с золотом на 780 тыс. рублей.
На часах в ту ночь стояли русские, но, возможно, золото украли и раньше, а искусно вскрытая пломба на дверях вагона не позволила вовремя обнаружить кражу. Понятно, что вынести 13 ящиков без сговора часовых было невозможно, но преступников установить так и не удалось. Историк О. В. Будницкий, основательно исследовавший «колчаковское» золото, приходит к неутешительному выводу: «Похоже, что тайна этого преступления уже никогда не будет раскрыта».
» height=»463″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/d96/d9684dff75cfc12398a9dd1948278100.webp» title=»Отступление белых в Сибири. (artpoisk.info)» width=»600″ />
Отступление белых в Сибири. Источник: artpoisk.info
» height=»450″ src=»https://diletant.media/upload/medialibrary/94c/94c4bca2ba3bd4a68ced4b915e3eab01.webp» width=»600″ />
Союзники на улицах Владивостока. Источник: periskop.su
Таким образом, самая крупная пропажа казанской части Золотого запаса России произошла ещё в 1918 г., когда красные эвакуировали 100 ящиков золота, и ящики испарились; в 1920-е их пытались найти, но безуспешно. Судьба остальных денег, не считая относительно мелкие кражи зимой 1919/20 гг., известна, нет никаких оснований полагать, что сколько-нибудь значительные суммы сумели вывезти чехи или затопили на дне Байкала белые (хотя публикации с подобными версиями до сих пор появляются на просторах интернета).
Осталось только вкратце рассказать о деньгах, оставшихся на счетах колчаковских финансовых агентов за рубежом. После краха Колчака заботу об этих 60 млн взяли на себя российские дипломаты в изгнании, когда-то представлявшие царскую Россию или Временное правительство. Меньше долю денег западные банки продержали нетронутой до 1980−90-х гг., пока по соглашению с СССР и Российской Федерацией эти деньги не получили иностранные компании и потомки частных инвесторов, потерявших свои вклады и имущество в России из-за революции 1917 г. и последовавшей национализации; это несколько компенсировало их инвестиции в экономику Российской империи и позволило закрыть вопрос о царских долгах.
А основной частью «колчаковских» денег распоряжался российской Совет послов и финансовых агентов заграницей. Русское золото досталось русским людям. Десятки миллионов золотых рублей расходовались до второй половины 1950-х гг. на нужды эмиграции — расселение армии генерала П. Н. Врангеля на Балканах, поддержка Земгора и русского Красного Креста, помощь инвалидам, ветеранам, вдовам и детям.