вот что значит запятая стих
Конспект урока по русскому языку по теме «Зачем нужны знаки препинания»
1. Оргмомент: Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Посмотрите, пожалуйста, на экран (включается видеоролик «Точка, точка, запятая…»).
Какое настроение вызывает у вас этот веселый человечек?
Правильно, приподнятое настроение. Улыбнитесь все. Начинаем урок русского языка.
Записывают в тетради число, классная работа.
2. Определение темы урока:
Уроки бывают разные, и сегодня мы выступим в качестве исследователей. У нас будет урок-исследование. А что мы будем исследовать с вами, узнаем, поработав с небольшим стихотворением.
1. Прочитайте стихотворение.
Очень- очень странный вид:
Речка за окном горит,
Чей-то дом хвостом виляет,
Песик из ружья стреляет,
Мальчик чуть не слопал мышку,
Кот в очках читает книжку,
Старый дед влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
— Вот что значит запятая!
2. Вам понравилось это стихотворение? Что не так в этом стихотворении?
3. Чем объяснить его смысловую нелепость?
Ответ: Непонятен смысл стихотворения.
4. Как можно это избежать?
Ответ: Нужно по-другому расставить знаки препинания.
5. Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания так, чтобы восстановить его первоначальный смысл.
6. Прочитайте стихотворение в соответствии с теми знаками препинания, которые вы поставили.
Да как крикнет, улетая
— Вот что значит запятая!
7. Что случилось со стихотворением?
Ответ: Речь стала не стихотворной. Исчезла рифма. Но появился смысл.
8. Что помогло стихотворению получить смысл?
Ответ: Знаки препинания.
9. Зачем Борис Заходер неправильно расставил знаки препинания?
Ответ: Автор Борис Заходер неправильно расставил их, чтобы показать, как они важны. Они влияют на смысл стихотворения.
Значит, как мы назовём тему сегодняшнего нашего урока?
Ответ: Да, правильно. Тема нашего урока «Зачем нужны знаки препинания». Записывают тему урока в тетрадях.
3. Формулировка цели:
Ребята, после того, как вы записали тему урока, давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего нашего урока-исследования.
Цель: Исследовать функции знаков препинания. Выявить роль знаков препинания в предложении. Научиться правильно расставлять знаки препинания в предложениях.
4. Выдвижение гипотезы:
Как в любом исследовании мы с вами должны выдвинуть гипотезу, которую в конце урока мы либо докажем, либо опровергнем.
Я предлагаю в качестве гипотезы следующее предположение: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
5. Проверка гипотезы:
Приступим к доказательствам.
Сегодня на уроке мы употребили выражение «Функции знаков препинания». А что обозначает термин «функция». Обратимся к лексическому значению этого слова. У вас на партах лежат листочки, на которых даны все значения этого слова.
Сколько значений имеет этот термин?
Давайте прочитаем их.
Какое из значений наиболее точно объясняет выражение «функции знаков препинания»?
А какие функции знаков препинания вы знаете?
Рассмотрим эти функции в тексте. Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
1.Прекрасную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, в шерсти, в чешуе… 2. И удивительные там происходят события! 3. Только там может попасть в рот медовый дождь или грибной снег, только там можно увидеть чудо – зверя, услышать кузнечика.
4. Ребята, думаете, звери не разговаривают? 5. Разговаривают! 6. И звери, и птицы, и рыбы. 7. Лягушки, ящерицы, жуки, пауки… 8. Даже травы, кусты и деревья. 9. Разговаривает каждый на своем языке. 10. Понимают их язык только те, кто хорошо их знает, кто среди них не чужой. А свой. 11. Чужие слышат в лесу просто шум, свои – лесные разговоры. 12. «Берегите лес, друзья, охраняйте лесных жителей»,- звучат отовсюду приветливые голоса.
1. Какие знаки препинания вы здесь увидели?
2. Выпишите примеры предложений с разными функциями знаков препинания (3 предл.). Объясняют, почему в предложении стоит тот или иной знак препинания.
Как вы думаете, почему в предложениях поставлены именно эти знаки препинания?
Нужны ли они в тексте?
Ответ: Знаки препинания влияют на интонацию и содержание предложений.
6. Вывод по результатам исследовательской работы.
Мы с вами приводили примеры предложений, тем самым доказывали функции знаков препинания.
Давайте обратимся к нашей гипотезе: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя.
Доказали или опровергли мы гипотезу?
8. Применение знаний в учебной деятельности
Вся исследовательская работа направлена на конечный результат: создание текста сочинения-рассуждения на тему «Зачем нужны знаки завершения».
В любом деле есть образцы. И сегодня мы с вами создадим текст сочинения-рассуждения тоже по образцу.
Задание: закончите предложения так, чтобы у вас получился текст.
9. Рефлексия:
1. Пунктуация изучает знаки препинания и их постановку. Если мы не
будем придерживаться пунктуационных правил, то с нами произойдёт то же самое, что в сказке Аминадава Моисеевича Каневского.
«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искали фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали у него любопытства, где бы они не происходили: на Земле, в космосе или даже в собственной квартире».
Какой вывод можно сделать из этой сказки?
Ответ: Знаки препинания очень важны и без них нельзя обойтись.
Если вам тема понятна, гипотеза вами подтверждена, цели достигнуты, выберите знак препинания точку.
Если у вас на уроке преобладало эмоциональное настроение, то выберите восклицательный знак.
Если у вас есть вопросы, которые вы хотели бы задать себе, окружающим, если у вас знакомство со знаками препинания не закончится на сегодняшнем уроке, то выберите вопросительный знак.
10. Учитель делает выводы по тому, как оценили дети свою деятельность.
Учитель подводит итого по уроку, выставляет оценки.
11. Домашнее задание:
1) Упр. 332 (Спишите стихотворение, расставляя знаки препинания) Упражнение №1 должны выполнить все.
А упражнение №2 и №3 выполняем по выбору. Или упражнение №2, или упражнение №3.
2) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
3) Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)
Поиск ответа
Вопрос № 307252 |
Ответ справочной службы русского языка
При наличии в составе подлежащего слов много, мало, немного, немало, сколько, столько сказуемое обычно ставится в форме единственного числа.
«Я не знаю как это делать.» Нужна ли запятая перед как? Почему?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая перед как нужна: она ставится между частями сложноподчиненного предложения.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, верно ли расставлены запятые? Шевцов, если тебя с твоей новой, не знаю как ой по счёту, камерой держат в заложниках — засвети свой безымянный палец на фотографии.
Ответ справочной службы русского языка
Есть лишняя запятая. Корректно: Шевцов, если тебя с твоей новой, не знаю как ой по счету камерой держат в заложниках — засвети свой безымянный палец на фотографии.
Здравствуйте 🙂 Допустимо ли в деловой (и не только) переписке в ответ на сообщение об отправлении денежных средств отвечать «пришли» («да, пришли», «1000 пришли» и т.п.)? Мне давно режет слух, когда слово «пришли» используют в значении «получено». Но объяснить, где тут собака зарыта, не знаю как =) Помогите разобраться, пожалуйста.
Ответ справочной службы русского языка
Полагаем, такое употребление нетерминологично, хотя и не ошибочно с точки зрения норм русского литературного языка. Лучше сказать: средства зачислены на счет, деньги получены и т.д.
Ответ справочной службы русского языка
Ставится запятая между частями сложноподчиненного предложения: Знаю, какой девушке эта песня неистово понравится.
Добрый день, уважаемые эксперты. Я патрулирующий русской Википедии. В своей работе нередко сталкиваюсь с числительными, а именно с денежными наименованиями. Постоянно возникают трудности с десятичными дробями. Не знаю как склонять существительные рядом с ними. Например, 2,89 миллиардА или миллиардОВ доллара(-ов). Обычно проверяю себя, проговаривая дробное число: «Две целых восемьдесят девять сотЫХ миллиардОВ долларОВ», но не знаю, правильно ли это. Можете, пожалуйста, объяснить и просклонять данное число и, например одна целая тридцать одна сотая. Благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Правило простое: при дробных числительных существительное употребляется в форме единственного числа родительного падежа: 4,3 рубля, 67,84 километра, 2,89 миллиарда. Слово доллар уже не зависит напрямую от числительного, поэтому ставится во множественном числе: 2,89 миллиарда (чего?) долларов.
Поэтому верно: Две целых восемьдесят девять сотых миллиарда долларов; одна целая тридцать одна сотая миллиарда долларов.
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Как понять, что у вас воруют электроэнергию? Если есть признаки, что вашу электроэнергию воруют, — звоните энергетикам.
Здравствуйте, у меня вопрос про выделение остатков от придаточных предложений в случаях вроде «не знаю(?) как», «не помню(?) когда». Нужно ли выделять и какие есть исключения/особые ситуации?
Ответ справочной службы русского языка
не знаю как сказать Нужна ли запятая после «не знаю»?
Ответ справочной службы русского языка
Не знаю как вы, но я воспринимаю эти стихи буквально. Нужна ли запятая перед «как вы»? Я считаю, что запятая не нужна.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая ставится (разделяет части сложного предложения).
Ответ справочной службы русского языка
Извините за задержку с ответом. Пунктуация во всех приведенных Вами предложениях верна.
Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в предложении: «Теперь я знаю как им образом вы играете».
Если нет, то почему в предложении «Теперь я знаю, как вы играете» вы рекомендуете ставить запятую? В обоих случаях предложения по смыслу идентичны.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая нужна: Теперь я знаю, каким образом вы играете.
Здравствуйте! Поспорила с директором, не могу найти правило,чтобы ему доказать,может вы поможете?) Вот предложение:
Нужно ли ставить тире после «поэтому если Вы-владелец домена»? я говорю,что нужно. вот только не знаю как объяснить)
Надеюсь на вашу помощь)
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте. Вот есть такое предложение: «А еще за домом растут красные ягоды, которые не знаю (,) как называются». Во-первых, скажите, пожалуйста, нужна ли перед «как» запятая, а во-вторых, объясните, можно ли считать «не знаю» главной частью внутри придаточной?
Ответ справочной службы русского языка
Помогите пожалуйста правильно исправить предложение.
«Мы не устаем изучать и восхищаться искусством древних живописцев, создавших прекрасные полотна».
Я понимаю что «изучать и восхищаться искусством» написано не правильно, но не знаю как грамматически правильно нужно склонять в этом случае.
Ответ справочной службы русского языка
Стихи о запятой
Я не крючок и не зацепка,
За все слова держусь я цепко.
Моя фамилия простая —
Прошу запомнить — Запятая!
Меня порой не уважают,
Несправедливо обижают —
Суют повсюду тут и там,
Не зная правил пунктограмм,
А иногда так вовсе травят —
Совсем нигде меня не ставят!
А я скажу вам по секрету,
Что без меня и текста нету!
В огромных сложных предложеньях,
В перечисленьях, обращеньях,
В романе, очерке любом
Оказан знатный мне приём!
Невелика пускай я ростом,
Меня запомнить всё же просто.
Забудешь ты оценку «два»,
Но подружись со мной сперва!
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!
Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда запятою.
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
Вот что значит
Запятая!
Простить нельзя уйти… Извечный бой,
В котором мы, как трудные подростки.
О, звёздный час великой запятой,
Решающей судьбу на перекрёстке…
Мысли, как бисер, нанизываю на строчку,
строчка, как нитка, тонка — ускользает,
нужный рисунок не складывается: точка
ставится там, где должна была быть запятая…
Ритм непривычен, но это рассудит Время:
кто-то виновен, но осень отпустит
грех, и смешает прозрачные акварели
так, что на сердце не сложится место для грусти…
Ты сбереги наших чувств золотые вёсны,
вижу я птиц улетающих стаи:
всё-таки — осень, настигла нас эта осень.
Но вместо точки должна была быть запятая…
Я попал в переделку крутую.
По ошибке, конечно, в стихах
Я поставил не там запятую,
И повинен в смертельных грехах.
И вновь критики злобно лютуют,
Рвут поэзии тонкую нить,
Что поставил не там запятую:
Не помиловать, срочно казнить!
И всё творчество, словно впустую —
Мол, харизма давно не живёт.
Вот поставил не там запятую,
И пожалуйста — на эшафот.
Умереть за Отчизну святую
Не дано, хоть на шее петля.
Я пропал за одну запятую,
И пусть будет мне пухом земля…
Ветерком вдруг холодным подует
По истёртым тетрадным листам,
И вселится душа в запятую.
Что стоит совершенно не там.
Сочиняя строфу золотую,
Где писательский подвиг воспет,
Не забудьте про ту запятую,
Где находится бедный поэт.
И поставьте её, непростую,
На то место, где нужно ей быть;
И покинет легко запятую
Невнимательный к знакам пиит…
Поиск ответа
Вопрос № 302155 |
Здравствуйте! Склоняется ли фамилия Пчеленок (Пчеленоку, Пчеленоком)?
Ответ справочной службы русского языка
Мужская фамилия Пчеленок склоняется. Он а может и зменяться без выпадения гласного (Пчеленоку, Пчеленоком) и с выпадением: (Пчеленку, Пчеленком). Предпочтительный вариант лучше уточнить у носителя фамилии.
Добрый вечер. Нужны ли запятые и тире в предложении » А может и у них сейчас не лучшие времена?»
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Есть ли какие-либо правила, регламентирующие написание типов обуви? Например, «Броги» или броги или «броги», а может и вовсе Броги? Не можем найти подобную информацию.
Ответ справочной службы русского языка
Название разновидности обуви нужно писать со строчной буквы, без кавычек: броги.
Здравствуйте! Как правильно писать «Определить последствия воздействиЯ опасных факторов на человека» или «Определить последствия воздействиЙ опасных факторов на человека»?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Определить последствия воздействия опасных факторов.
Форма множественного числ а может и спользоваться, если важно подчеркнуть, что воздействие было многократным.
Основной, а может, и единственной их задачей было защищать высоту. Верно ли поставлены знаки препинания? Страшно не хочется рвать связку » а может и «, но надо, да? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Знаки препинания стоят верно, запятая перед и нужна.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как расставить запятые. Никому в голову не придет включать в список десятки, а может и сотни тысяч названий. Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Верно: Никому в голову не придет включать в список десятки, а может, и сотни тысяч названий.
Нужна ли запятая перед «если» в сочетаниях «почему(,) если» и «что(,) если»?
Ответ справочной службы русского языка
Запятая на стыке союзов может ставиться, а может и отсутствовать. Пунктуация зависит от строя всего предложения.
Правильно ли использовать слово «невпихуемый»? Или все-таки правильным будет «невпихиваемый»?
Ответ справочной службы русского языка
Корректная форма: невпихиваемый. Но и он а может и спользоваться только в непринужденной разговорной речи.
Подскажите пожалуйста, как правильно расставить знаки препинания в таком предложении:
Песня в дороге мне словно воздух нужна.
P.S. Везде предлагают абсолютно разные варианты(
Заранее благодарю. С уважением Елена
Ответ справочной службы русского языка
Сочетание нужен как воздух является фразеологизмом. По общему правилу фразеологизмы не обособляются.
Однако еще Д. Э. Розенталь отмечал: «Запятая в этих случаях [при фразеологизмах] обычно отсутствует, если сравнительный оборот выступает в роли сказуемого. Когда же речь идет именно о сравнительном обороте, то в одинаковых условиях запятая может быть, а может и не быть». И еще: «Вопрос о пунктуации при сравнительных оборотах, в частности при сравнениях идиоматического характера [фразеологизмах], не может решаться в отрыве от характера самих оборотов (сравнения общеязыкового типа или художественные сравнения, иногда индивидуально-авторские), состава устойчивых сочетаний, как он представлен в толковых и фразеологических словарях, и т. д.».
Вот несколько примеров, которые приводит Д. Э. Розенталь: В третьем батальоне прямое попадание в окоп. Сразу одиннадцать человек как корова языком слизала (Сим.). — …Во дворах, под сараем всё чисто, как корова языком слизала (Сер.); Тогда вдвоём с тобой мы разыграли бы жизнь как по нотам (М.Г.). — План, выработанный командиром… был в тот день разыгран, как по нотам (Пол.)
Здравствуйте!
Нужна ли запятая в следующем предложении?
Кроме изменения дизайна(,) мы сделали многое чтобы покупка и управление услугами стали проще и удобнее.
И какое правило можно применить для верной пунктуации в данном случае?
Ответ справочной службы русского языка
Если предлог кроме имеет значение «дополнительно, вдобавок к чему-либо», оборот с этим предлогом может обособляться, а может и не обособляться. Окончательное решение принимает автор текста.
А вот запятая перед чтобы в этом предложении обязательна.
Здравствуйте! К сожалению, не смог найти в Вашей базе данных ответ на интересующий меня вопрос:
— Профессор вошла в аудиторию.
— Профессор Иванова вошла в аудиторию.
Если в обоих случаях использование глагола в женском роде допустимо и считается нормой, как объяснить то, что существительное «профессор» мужского рода, а может и спользоваться с глагольной формой глагола «входить» в женском роде?
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
говорят что фамилия Зубаль у мужчин в зависимости от происхождения может склонятся, а может и нет. Это правда?
Ответ справочной службы русского языка
Мужскую фамилию Зубаль нужно склонять независимо от происхождения.
Ответ справочной службы русского языка
Помогите, пожалуйста, расставить знаки препинания в предложении «А рукописи (,) действительно (,) не горят». На мой взгляд, запятые не нужны, а начальник доказывает обратное.
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В административно-территориальном делении Франции есть регион Иль-де-Франс (Île-de-France). Русское написание взято из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» и сомнений не вызывает. Вопрос: какого рода это название и как его склонять?
Ответ справочной службы русского языка
Иль-де-Франс – существительное мужского рода. Оно может выступать как склоняемое существительное, а может и не склоняться – словари допускают возможность выбора.
ПараФраз детворе
Подборка веселых стихотворений и правил-запоминалок в стихах про знаки препинания. Пригодится для лучшего запоминания некоторых правил русского языка школьниками, а так же для включения в сценки и сценарии посвященные школьной жизни, русскому языку, грамотности.
Бегает по строчкам…
Бегает по строчкам
Взгляд лукавых глаз,
Ищет многоточие…
Есть в стишке у Вас?
Знаки препинания
Обожаю издавна!
Привлеку внимание —
Знаками (невидными)!
Вот он — восклицательный,
Вытянулся в струнку…
Очень обаятельный
Знак! Как будто юнкер!
Знак же вопросительный
Что-то вопрошает —
Он такой стеснительный…
Ничего не знает?!
Если есть неточности,
Или недомолвки —
Тут же многоточие
Устранит все толки…
Запятая, дефис,
Даже двоеточие —
Знаки — просто прелесть,
Так же, как и прочие!
Но всего важнее —
Вовремя проститься:
Точка! А под нею —
Пол пустой страницы!
Был у поэта письменный стол…
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей — тире, в остальных — многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Так же частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
Важное собрание знаков препинания…
Важное собрание знаков препинания.
Председателем избран Восклицательный знак.
— Товарищи! Знаки! Внимание! Внимание!
Слушайте! Меня!
Сегодня! У нас! На повестке! Дня.
— Мне кажется… Между прочим… —
перебило его Многоточие. —
При всем моем уважении…
вы злоупотребляете…
высоким… своим положением…
дорогой… Восклицательный знак…
— Регламент! Короче!
Уважаемое Многоточие!
Меня критикуете! А сами вы-то!
…! …! …! …!
Собрание знаков препинания считаю открытым!
Прошу высказываться, товарищи знаки,
о вашем месте в словесном строю!
Может быть, вас огорчили ошибки
Гали и Пулата!
Может, они вас поставили
не там, где надо!
— Вот это точно. —
Как мячик, на кафедру выкатилась Точка.
— Вот я, например, Точка, — станция мысли.
На станциях паровозы стоят без движения,
А на мне — повествовательное предложение.
И дальше летит паровоз, нарушая покой,
И заглавная буква машет ему рукой.
Ребят от серьезных ошибок храня,
она остается возле меня.
Это ведь очень просто.
Остановитесь, переведите дыхание.
Единственная просьба:
не забывайте о моем существовании.
У меня все.
— Моя очередь? Разве не так? — входит на кафедру Вопросительный знак.
Идет, спотыкаясь, настороженный,
то ли знак, то ли серп, то ли ухо с сережкой.
— Я считаю, что Точка высказалась точно.
Может быть, у кого-нибудь есть возражения?
Я тоже станция,
только после вопросительного предложения.
По белому свету
в море ответов
от меня корабли уходят в плаванье.
Ведь что самое главное?
Заглавные буквы за мною стоят, как матросы.
Всем понятно? Будут вопросы?
— От него до меня — один шаг! —
выходит высоченный Восклицательный знак.
Там, где гнев и страданье,
радость и горе,
я стою, как маяк
в бушующем море!
Всюду, где счастье, всюду, где жизнь,
без меня вам, ребята, не обойтись!
— Все это правильно, прекрасно знаю,
но я ему в важности не уступаю, —
вильнула хвостиком Запятая. —
Если вы в путь-дорогу
на белой бумаге вышли,
не одни лишь вам станции встретятся,
но и разъезды мысли.
На них-то вас ожидаю
я, Запятая.
Если обращение
в середине предложения,
я, как конвой, стараюсь
с обеих сторон его встать:
ну-ка, голубчик, попробуй теперь сбежать!
Но я отпущу его
без единого возражения,
если оно в конце предложения…
— Привет нашему одинокому собрату! —
выкатились Кавычки, как цирковые акробаты. —
Мы особенные знаки препинания,
наша специальность — названия.
Как только кто-то получит имя,
мы его охраняем кривыми мечами своими.
Заводу ли, фабрике ли, газете —
нужны мы всему на свете…
Но тут председатель сказал:
— Регламент! Кончается собрание
знаков препинания!
Ну что ж, спасибо вам за внимание!
Султан Джура
(Перевод с туркменского Янов А.)
Внимание! Внимание!
Внимание! Внимание!
Мы знаки препинания!
Тире, знак восклицания,
Кавычки, двоеточие,
И прочее, и прочее…
Восклицательный знак:
Друзья мои, приятели,
Живу я много лет,
Примите восклицательный
Мой пламенный привет!
Вопросительный знак:
Разные вопросы
Задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Междометие:
Мне, — сказало Междометие, —
Интересно жить на свете!
Выражаю поощрение,
Похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищение,
Возмущение, привет…
Для правописания…
Для правописания:
Буква — звук, а цифра — счёт,
Но и знакам препинания —
Особенный почет.
Замыкая предложенье,
Вид меняют изречения:
Могут рассказать, спросить
Иль восторг изобразить.
Старичком стоит на строчке
Изогнувшийся вопрос,
Восклицанья знак вознёс
Луч восторга вверх над точкой.
Удели внимание
Знакам препинания.
Выдержки, заранее
Обставляясь скобками,
Для напоминания
В текст воткнулись пробками;
Вскрыло двоеточие
Адресат и прочее,
Скрыло многоточие
Мысли не настроченные;
Утверждают две сестрички:
«Мы — не птички, мы — кавычки.
Слово в слово вашу речь
Можем только мы сберечь»;
Знайте же «косички»,
Где нужны кавычки!
Да и точка с запятой
Вам из уважения
Разграничат четко строй
Сложных предложений.
У частиц есть свой каприз —
Подавайте им дефис.
Где по тексту нет глагола,
Ставь тире — и без прокола.
На бегущей резво строчке
Нет покоя запятой,
Ведь не весть, что за пятой
Не досказано до точки.
Ну а точка, что примочка,
Речь окончена, и точка.
Если вам дают заданье…
Если вам дают заданье
Стих для школы сочинить,
Он про знаки препинанья
Очень даже может быть.
Всех главней, конечно, точка.
Без неё ведь никуда.
Ей заканчивают строчку,
Она в тексте есть всегда.
Чуть пореже запятая.
И она порой нужна,
Так как в знаках препинанья
Очень важная она.
Запятая, всем известно,
Может миловать, казнить.
Смысл речи её место
Может сильно изменить.
Знаки есть ещё другие:
Восклицанье и вопрос.
Предложения простые,
А ответ порой не прост.
Есть подвижные кавычки —
Открывают их везде.
Это дружные сестрички —
Их всегда и всюду две.
Вот и всё. Конец страданьям.
Стих готов. Оценка пять.
Можно знакам препинанья
Благодарность объявлять…
Как-то где-то Точка…
Как-то где-то Точка,
Завершая строчку,
Гордо заявила:
«Я большая сила —
В некотором смысле
Формирую мысли!»
«Эта Точка, кто такая?» —
Запищала Запятая:
Чьё важнее мнение
При перечислении?»
Восклицательные знаки
Возмутились: «Враки! Враки!»
«Суета — всё», — как философ,
Подытожил Знак вопроса.
«Верно,» — Точка с запятой
Подтвердила: «Спор пустой.
Хватит препинаться,
Следует признаться:
В этих дебрях, братцы,
Нам не разобраться.
Как же можно детям
Заниматься этим?!»
Точка ставится в конце…
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ;
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!
ДВОЕТОЧИЕ :
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни — я двухэтажный!
ТИРЕ —
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут,
Нужно — буду тут как тут.
СКОБКИ ( )
Нам друг без друга скучно,
Друг с другом мы —
Неразлучно.
КАВЫЧКИ » «
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В «Синтаксисе» служим.
У последней Точки…
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак —
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
— Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
— Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые:
— Мы — особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
— Если нет над нами точки,
Запятая — знак пустой! —
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: — Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
— Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
— Нет… — сказало многоточие,
Еле глазками ворочая, —
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился: — То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: — То есть как!
— Так, — сказала точка,
Точка-одиночка. —
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Вопросительный знак
Вопросительный знак…
Вопросительный знак
любознательным рос —
без конца задавал
за вопросом вопрос.
И курьёзным вопросом
нередко в тупик
ставил в школе
учителя
он,
ученик.
Те вопросы,
в итоге,
пошли ему впрок —
вскоре сам он
ответы давать уже мог.
Вопросительный знак
спину гнуть
перестал.
Вопросительный знак
восклицательным
стал!
Горбоносый этот знак…
Горбоносый этот знак —
Любопытнейший чудак —
Так и сыплет он вопросы:
«Кто? Куда? Откуда? Как?
Что? Когда? Где? Почему?»…
Очень грустно одному
Вопросительному знаку —
Помоги, ответь ему!
Знак такой: крючок и точка…
Знак такой: крючок и точка,
Напишу его на строчке.
Если что-то я спрошу,
То его в конце пишу.
Сколько? Где? Когда? Все просто…
После слов тех — знак вопроса.
Разные вопросы задаю я всем…
Разные вопросы задаю я всем:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем?
Вот какой я мастак —
Вопросительный знак.
У каждого знака есть тысячи дел…
У каждого знака есть тысячи дел,
У каждого планы свои и запросы,
А мне остаётся один лишь удел —
Всё ставить, и ставить, и ставить вопросы.
Узнать меня просто: я крив и горбат,
Я вечно в раздумьях: что делать? что будет?
Но счастлив я тем, что любой из ребят
Запомнит меня и вовек не забудет!
Восклицательный знак
Высокий, стройный, обаятельный…
Друзья! В произведениях…
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения —
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны.
Какая погода!
Какая погода!
И снег замечательный!
Поставлю в конце
Знак другой — восклицательный.
Я — знак, как палка, что в руке…
Я — знак, как палка, что в руке
Гаишника на перекрёстке.
Там, где стою я на листке,
Там речь отчётлива и жестка.
Вам без меня не обойтись,
Я выражаю пик эмоций.
Коль крикнуть: «Быстро разойтись!»
Тут не поставишь многоточий.
Воздать мне должное пора,
Ведь я на грань ступаю смело.
Как крикнешь русское «Ура!»,
Если меня не пустишь в дело?
Нет, я в речах не новичок
И без меня восторгов нету.
Я — восклицания значок!
Карету мне, друзья! Карету!
Двоеточие
Ах, какое же…
Ах, какое же
Глазастое
Ходит,
Знаниями
Хвастая:
Так и хочется
Ему
Разъяснить нам,
Что к чему…
Зовусь я двоеточие
Зовусь я двоеточие,
И я не то, что прочие,
Я знак ужасно важный,
Взгляни — я двухэтажный!
И встало двоеточие…
И встало двоеточие,
Представить полномочие…
Да, слова побежали…
Напутствия, не ждали!
Запятая
Знак препинания очень нам нужный…
Знак препинания очень нам нужный,
С точкой он схож и вообще с нею дружен.
Точки сестру с завитушкой смешною
Мы называем всегда запятою.
Очень-очень…
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит,
Чей-то дом
Хвостом виляет,
Песик
Из ружья стреляет,
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку,
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
Вот что значит
Запятая!
Я девица занятая
Я девица занятая,
Мое имя Запятая
Мне едва хватает дня,
Все, чуть что, зовут меня!
Я не крючок и не зацепка…
Я не крючок и не зацепка,
За все слова держусь я цепко.
Моя фамилия простая —
Прошу запомнить — Запятая!
Меня порой не уважают,
Несправедливо обижают —
Суют повсюду тут и там,
Не зная правил пунктограмм,
А иногда так вовсе травят —
Совсем нигде меня не ставят!
А я скажу вам по секрету,
Что без меня и текста нету!
В огромных сложных предложеньях,
В перечисленьях, обращеньях,
В романе, очерке любом
Оказан знатный мне приём!
Невелика пускай я ростом,
Меня запомнить всё же просто.
Забудешь ты оценку «два»,
Но подружись со мной сперва!
Кавычки
Что за глупые привычки…
Что за глупые привычки:
Всюду врозь да всюду врозь.
Мы кавычки, мы сестрички,
Так у нас уж повелось:
Вместе мы гуляем,
Праздники встречаем,
Очень крепко дружим,
В «Синтаксисе» служим.
Эти маленькие птички…
Эти маленькие птички
Называются
Кавычки.
Прилетели — и готово,
И стоит в кавычках слово.
Раз в кавычках оборот —
Понимай наоборот:
Например, любить в кавычках —
Это значит враждовать;
С кем-нибудь дружить в кавычках —
Это значит воевать.
Убери кавычки,
Снова
Станет очень ясным слово.
Как приятно встретить друга
Без кавычек
Дорогого.
Многоточие
Говорили, говорили…
Говорили, говорили,
Без конца болтали,
До того договорили,
Что совсем устали.
А когда совсем устали,
Речь на слове оборвали.
Недосказанный кусочек
Заменили тройкой точек.
Можно много излагать
Разного и прочего,
Если ж нечего сказать —
Ставим многоточие!
Если текст вдруг незаконченный…
Если текст вдруг незаконченный,
Вместо точки стоит многоточие.
Мне нравится знак многоточие…
Мне нравится знак многоточие…
В нем столько всего умещается!
Три точки и мысль незакончена…
А значит она продолжается…
Рядом три…
Рядом три
Сестрички-точки,
Значит, нет конца
У строчки,
На рисунке это здесь показано.
Многоточием зовемся,
Если за руки возьмемся,
Значит, в строчке
Что-то недосказано…
Когда свои подчёркиваешь мысли…
Когда свои подчёркиваешь мысли,
Когда ты пишешь диалог любой,
Твоя отметка полностью зависит
От поперечной палочки одной.
Тире — моё короткое названье,
Не палка я, а очень важный знак.
Чтоб уделить грамматике вниманье,
Не сможешь избежать меня никак!
Я не черточка, не минус…
Я не черточка, не минус,
Я прошу, не путай ты нас.
Все меня «тире» зовут,
Нужно — буду тут как тут.
Точке с запятой
Если вдруг подъем крутой…
Если вдруг подъем крутой
Иль длинная дорожка,
Встретив точку с запятой,
Отдохни немножко!
Однажды точка с запятой…
Однажды точка с запятой
решили меж собою спор затеять,
на тему «кто из них важней?»
и чтобы все сомнения развеять,
одна кричала — я в конце стою,
заканчивая смысл предложений,
и потому нужнее я тебя,
не может быть здесь никаких сомнений.
Вторая возражала — ни фига!
ведь без меня слова сольются в кучу,
я разделяю их, такой закон,
а не какой-то там удачный случай.
Но точка уступать не стала —
могу я быть тройной и в этом сила.
ну, чем меня ты удивишь?
знак препинания она спросила.
Но запятая рассмеялась звонко —
подруга, дело так дойдёт до драки,
нам нечего с тобой делить,
особенно, когда стоим в одном мы знаке;
На этом и закончили войну,
приняв одно из тысячи решений,
что они обе одинаково важны
и никаких не может быть сомнений.
Поругалась точка с запятою…
Поругалась точка с запятою,
И сказала точка: «Не ходи за мною,
Не нуждаюсь больше в помощи твоей,
Обойдусь одна Я, уходи скорей!
Впереди меня всегда была ты где-то,
Надоело, просто жуть, коварство это,
Не хочу быть больше позади,
Ухожу навеки, буду впереди!»
Кавардак творится на страницах,
Перепутаны слова, тире — в больнице,
Восклицает громко твёрдый знак:
«Буду мягким, это я мастак!»
И в итоге знаки так ругались,
Что кавычки с двоеточием подрались,
Но вмешалась азбука в раздор,
Навсегда закончить этот спор.
«И не стыдно Вам, друзья, ругаться в мире?!
Надо дружно жить в одной квартире,
Уважать науку и себя,
Ведь одна мы дружная семья!»
Точка, точка, запятая…
Точка, точка, запятая —
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик, —
Получился человечек!
Что увидят эти точки,
Что построят эти ручки,
Далеко ли эти ножки
Уведут его,
Как он будет жить на свете —
Мы за это не в ответе:
Мы его нарисовали,
Только и всего!
«Что вы, что вы! Очень важно,
Чтобы вырос он отважным,
Сам сумел найти дорогу,
Вычислить разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно:
Только так из человечка
Выйдет человек!»
Впрочем, знают даже дети,
Как прожить на белом свете;
Легче этого вопроса
Нету ничего!
Просто надо быть правдивым,
Благородным, справедливым,
Умным, честным, сильным, добрым —
Только и всего!
Как все просто удается
На словах и на бумаге,
Как легко на гладкой карте
Стрелку начертить!
Но потом идти придется
Через горы и овраги…
Так что прежде, человечек,
Выучись ходить!