вот что с восторгом воскликнул
Сочинение ЕГЭ по тексту Соллогуба: о внешнем влиянии на Россию.
Сочинение ЕГЭ по тексту В. Соллогуба о внешнем влиянии на Росиию: «Вот что! — с восторгом воскликнул Иван Васильевич. — Вот что. Надо заделать прореху в нашей истории. Надо написать краткую, но выразительную летопись Восточной России. «
Исходный текст
В предложенном фрагменте текста русский прозаик, драматург, поэт и мемуарист девятнадцатого века В.А. Соллогуб задаётся вопросом о внешнем влиянии на Россию, ее культуру и быт, а именно опасно ли влияние Востока и Запада на Россию?
Обдумывая эту проблему, автор представляет нам красноречивый монолог Ивана Васильевича, «человека русского», посвятившего себя России. Он видит большую разницу между Западом и Востоком: «На Востоке всякое убеждение свято. На Западе нет более убеждений». Герой считает, что эти две стороны «стискивают между собой бедное, исхудалое славянское начало». Они чуть ли не совершенно противоположны друг другу, и этим автор показывает, что между ними Россия находится словно между двух огней.
Каждая из этих двух сторон много внесла в культуру нашей страны. Так, по словам Ивана Васильевича, мы многим обязаны Востоку: от него нам досталась вера «в судьбы провидения», гостеприимство и «патриархальность нашего народного быта». Именно благодаря влиянию Востока мы верим в высшие силы и Божий промысел, из-за чего стараемся жить честно и мирно, уважать других и относиться к ним по-человечески. Запад же в свою очередь внёс в наш быт мысли о роли образования в жизни человека, о власти разума над чувством, так как там «владычествует мысль». Однако влияют на Россию другие страны не только положительно. Восток, например, передал нам свою леность и хитрость, стремление обмануть и нагрубить. Противопоставляя два данных примера, писатель показывает, что в русской культуре присутствуют черты и Запада, и Востока.
Автор считает, что во влиянии Запада и Востока на Россию нет ничего плохого: даже так она не потеряет свою красоту и самобытность. Он призывает к поиску золотой середины, чтобы наша страна не разрывалась от перенятых особенностей столь разных соседей, а могла спокойно балансировать между ними без каких-либо проблем.
Подводя итог, можно сказать, что всякое влияние надо уметь сдерживать. Оно должно быть разумным, не мешающим собственному развитию страны и не вытесняющим национальные черты.
РУСТЬЮТОРС
Текст В. Соллогуба о России.
Текст ЕГЭ о России. В.Соллогуб
— (1)Вот что! — с восторгом воскликнул Иван Васильевич. — (2)Вот что. (3)Надо заделать прореху в нашей истории. (4)Надо написать краткую, но выразительную летопись Восточной России.
(5)Тут жар Ивана Васильевича немного простыл.
«(6)А источники где? — подумал он. — (7)Источники найдутся где-нибудь. (8)А как найдутся? »
(9)Нет, Иван Васильевич, это труд уж, кажется, не по тебе. (10)И в самом деле, кому же охота пожертвовать всей жизнью на дело, которое ещё на поверку может выйти вздором.
(11)Вдруг Иван Васильевич ударил себя по лбу.
— (12)Нашёл! — закричал он с вдохновением. — (13)Нашёл своё новое, глубокое, громадное воззрение. (14)Я человек русский, я посвятил себя России. (15)Скажет ли она за то спасибо — не знаю; да не в том дело. (16)Я все труды, все мысли отдаю родине, и потому прочие предметы могут иметь для меня ценность только относительную. (17)Итак, я изучу влияние Востока на Россию, в отношениях его к одной России, влияние неоспоримое, влияние важное, влияние тройственное: нравственное, торговое и политическое. (18)Сперва начну с нравственного влияния, которое с давнего времени ведёт на нашей почве упорную борьбу с влиянием Запада. (19)Давно оба врага разъярились и кинулись друг на друга врукопашную, не замечая, что они стискивают между собою бедное, исхудалое славянское начало. (20)Не лучше ли бы им, кажется, помириться, и взять с обеих сторон невинную жертву за руки, и вывести её на чистый воздух, и дать ей поздороветь. (21)Пусть каждый расскажет ей потом исповедь своего сердца, наставит на истинный путь, указав на пагубные последствия собственных заблуждений, на блестящую награду своих доблестей. (22)В самом деле, Россия находится в странном положении. (23)Слева Европа, как хитрая прелестница, нашёптывает ей на ухо обольстительные слова; справа Восток, как пасмурный седой старик, протяжно, но грозно твердит ей вечно свою неизменную речь. (24)Кого же слушать? (25)К кому обращаться? (26)Слушать обоих. (27)Не обращаться ни к кому, а идти вперёд своей дорогой. (28)Слушать для того, чтоб воспользоваться чужим опытом, чужими бедствиями, чужими страшными уроками и надёжнее, вернее стремиться к истине. (29)На Востоке всякое убеждение свято. (30)На Западе нет более убеждений. (31)На Востоке господствует чувство, на Западе владычествует мысль. (32)А России суждено слить в себе мысль и чувство при лучах просвещения, как сливаются на небе цвета радуги от яркого блеска солнца. (33)Восток презирает суетность житейских треволнений; Запад погибает в беспрерывном их столкновении. (34)И тут можно найти середину. (35)Можно слить желание усовершенствования с мирным, высоким спокойствием, с непоколебимыми основными правилами. (36)Мы многим обязаны Востоку: он передал нам чувство глубокого верования в судьбы провидения, прекрасный навык гостеприимства и в особенности патриархальность нашего народного быта. (37)Но — увы! — он передал нам также свою лень, своё отвращение к успехам человечества, непростительное нерадение к возложенным на нас обязанностям и, что хуже всего, дух какой-то странной, тонкой хитрости, который, как народная стихия, проявляется у нас во всех сословиях без исключения. (38)При благодетельном направлении эта хитрость может сделаться качеством и даже добродетелью, но при отсутствии духовного образования она доводит до самых жалких последствий; она приводит к неискренности взаимных отношений, к неуважению чужой собственности, к постоянному тайному стремлению ослушиваться законов, не исполнять приказаний и, наконец, даже к самому безнравственному плутовству. (39)Востоку мы обязаны тем, что столько мужиков и мастеровых обманывают нас на работе, столько купцов обвешивают и обмеривают в лавках и столько дворян губят имя честного человека на службе. (40)Страшно вымолвить, — а привычка в нас сделала то, что мы остаёмся равнодушными, будучи свидетелями самых противозаконных хищений, так что даже первобытные понятия наши с годами изменяются и кража не кажется нам воровством, обман нам кажется не ложью, а какой-то предосудительною необходимостью. (41)Впрочем, слава богу, тут Западом побеждён у нас Восток, и мстительный факел осветил пучину козней и позора. (42) Долго ещё будут у нас проявляться следы сокрушительного начала, но они давно уже переходят в осадки всех сословий, в низшие слои людей разных именований, потому что каждое сословие имеет свою чернь. (43)Как ни говори, как ни кричи, что ни печатай, Россия быстрым полётом стремится по стезе величия и славы — к недосягаемой на земле цели совершенства. (44)И более всех других народов Россия приблизится к ней, ибо никогда не забудет, что одного вещественного благосостояния точно так же недостаточно для жизни государства, как недостаточно для жизни частного человека. (45)Широкой, могучей пятой задавит она мелкие гадины, кровожадные ехидны, которые хотят ползком пробраться до её сердца, и весело отпрянет она, полная любви и силы, к чистому, беспредельному русскому небу.
— (46)Вот, — заключил Иван Васильевич, — предмет так предмет! (47)Влияние нравственное, влияние торговое, влияние политическое. (48)Влияние восточное, слитое с влиянием Запада в славянском характере, составляет, без сомнения, нашу народность. (49)Но как распознать каждую стихию отдельно? (50)Народность-то, кажется, препорядочно закутана. (51)Её придётся распеленать, чтоб добраться до неё, а потом как узнаешь, что пелёнка, что нога? (52)Мужайся, Иван Васильевич: дело великое! (53)Ты на Восток недаром попал; итак, изучай старательно влияние Востока на святую Русь. (54)Ищи, ищи теперь впечатлений. (55)Всматривайся в восточные народы. (56)Изучай всё до последней мелочи. (57)Рассмотри каждую каплю, влитую в нашу народную жизнь, — а потом и найдёшь ты народность. (58)3а дело, Иван Васильевич, за дело!
Владимир Александрович Соллогуб (1813-1882) — русский прозаик, драматург, поэт и мемуарист.
Примерный круг проблем:
1. Проблема влияния Востока и Запада на Россию. (В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию?)
Авторская позиция: Влияние Востока и Запада на Россию проявляется в том, что в характере русского человека присутствуют черты как той, так и другой культуры.
2. Проблема пути развития России. (По какому пути Россия должна пойти в своём развитии?)
Авторская позиция: Россия, испытывающая сильное влияние Востока и Запада, должна идти по своему пути развития.
Сочинение 12
Готовое сочинение к варианту № 12 сборника «Типовые экзаменационные варианты ЕГЭ-2021».
Вот что! — с восторгом воскликнул Иван Васильевич. — Вот что. Надо заделать прореху в нашей истории. Надо написать краткую, но выразительную летопись Восточной России…
О нашем загадочном менталитете говорили и писали немало. В чём же противоречивость характера русского человека? В.А. Соллогуб размышляет о том, что у нас есть черты разных культур, и поднимает в тексте проблему влияния Востока и Запада на Россию.
Один из героев Иван Васильевич сравнивает нравственное влияние восточной и западной системы ценностей на наше государство с рукопашной борьбой. По его мнению, у представителей каждой культуры есть чему поучиться, но при этом всё-таки необходимо выбрать собственный путь. Важно уметь правильно воспользоваться «чужими страшными уроками», потому что это позволит отыскать истину.
В тексте отмечается, что восточное и западное мышление коренным образом отличаются друг от друга. Россия испытала на себе влияние и той, и другой философии. Иван Васильевич рассуждает о необходимости найти золотую середину, которая соединит консервативность и патриархальность с «быстрым полётом» и стремлением к совершенству. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что для русского менталитета характерны как некоторые достоинства, так и значительные недостатки. Это объясняется тем, что наше государство всё ещё в поисках верного пути дальнейшего развития.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: влияние Востока и Запада на Россию проявляется в том, что в характере русского человека присутствуют черты как той, так и другой культуры.
Я согласна с мнением В.А. Соллогуба. Действительно, от Востока мы получили в дар чувственность, восприимчивость к прекрасному, а от Запада – стремление к интеллектуальному развитию, признание разума важнейшей ценностью. Но выбор одного из этих путей вызовет неприятные последствия, потому что у России должна быть собственная судьба. Ещё А.А. Блок писал о своей Родине: «Не пропадёшь, не сгинешь ты». Лирическому герою пока сложно представить будущее страны, однако он уверен в том, что русский народ преодолеет все трудности.
Таким образом, славянский характер – загадка, и чтобы его понять, нужно проанализировать отличительные особенности как восточных, так и западных народов.
Вариант 12
Вот что! — с восторгом воскликнул Иван Васильевич. — Вот что. Надо заделать прореху в нашей истории.
Россия – это особенная страна, такой её делает уникальное географическое положение: она находится между Европой и Азией. Проблема, поставленная в тексте Владимира Александровича Соллогуба, отражает именно эту особенность – на Россию влияют и Восток, и Запад.
Об этом с жаром размышляет герой произведения – Иван Васильевич, называя Европу и Азию разъярёнными врагами, схватившимися в рукопашную, не замечая, что «они стискивают между собою бедное, исхудалое славянское начало». Художественный приём, использованный здесь, олицетворяет негативное влияние на нашу страну такое срединное положение.
Автор словами своего героя утверждает следующее: Россия за долгие годы существования между двумя частями света, сумела сформировать свой собственный характер, соединив и европейское начало, и азиатское. И наш народ обладает чертами и той и другой культуры.
Конечно же, так оно и есть, в этом легко убедиться, обратившись к самым авторитетным источникам – нашей классической литературы. Сначала А.С.Пушкин. Величайший из поэтов считал, что Пётр I совершил огромное благо, «прорубив окно в Европу»: европейское образование, искусство, архитектура и культура в целом во многом положительно повлияли на развитие России. Будучи убеждённым западником, всё же поэт признаёт, что полная «европеизация» России невозможна, так как татарское нашествие, на долгие века отрезав Русь от Европы, придало народу нашему особую закалку, которую невозможно изжить совершенно. Невиданная сила духа есть следствие долгой борьбы Руси за свою независимость и свою самобытность, при этом даже отчасти заимствованной у этих же самых татар.
Другой гений, задумывавшийся об особенном положении России, – Лев Николаевич Толстой. Его разочарование в европейской культуре отражено в романе «Война и мир». Недаром же все пустые светские разговоры ведутся там на французском языке. Писатель осуждал империализм, колониализм, маниакальное стремление западных стран к мировому господству, его неприятие к буржуазной культуре и цивилизации была общеизвестна. Всё больше его интересовала «восточная мудрость». Особенно притягательной была для Толстого идея о внутренней свободе человека и постулат о мягком и слабом, побеждающем твёрдое и сильное. В этом, как считает писатель, отражается сила духа русского человека, изображённого им в образе Платона Каратаева.
Итак, проблема, поставленная Владимиром Александровичем Соллогубом, была актуальной раньше, актуальна сейчас и будет актуальной всегда. Мы, россияне, являемся особой нацией, совмещающей как европейские, так и азиатские черты характера, и наша судьба – «идти своей дорогой», потому что, как писал Тютчев:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить,
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Вот что с восторгом воскликнул Иван Васильевич готовые сочинения
ПОДЕЛИТЬСЯ
9 готовых проверенных сочинений по тексту Соллогубу В.А (Вот что! —с восторгом воскликнул Иван Васильевич), с кругом проблем и полным текстом для варианта №12 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.
Примерный круг проблем и авторская позиция:
Проблема влияния Востока и Запада на Россию. (В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию?)
Проблема пути развития России. (По какому пути Россия должна пойти в своём развитии?)
Проблема отношения исследователя к своему труду. (Как исследователь должен относиться к своему труду?)
Готовое сочинение ЕГЭ №1
В чем проявляется влияние Востока и Запада на Россию? Вот проблема, которую ставит в тексте В. А. Соллогуб.
Свои рассуждения над этим вопросом автор строит на сопоставлении роли Запада и Востока в развитии и формировании русской нации. Сначала он говорит о важном нравственном влиянии Востока на Россию. Именно оно во многом определило славянский характер. И все оттого, что тот передал русскому народу «чувство глубокого верования в судьбы провидения, прекрасный навык гостеприимства» и «патриархальность нашего народного быта». Затем В. А. Соллогуб рассуждает о Западе, который научил русичей руководствоваться не только чувством, но и мыслями и сливать мирное спокойствие с желанием усовершенствоваться. Все потому, что на Западе, в отличие от Востока, «владычествует мысль» и происходит постоянное столкновение треволнений.
Оба эти примера-иллюстрации доказывают, что восточное и западное влияния проявляются в характере русского человека, который содержит черты двух разных культур. В этом, на мой взгляд, и заключается позиция автора. Я полностью согласна с точкой зрения В. А. Соллогуба. Действительно, и Восток, и Запад оказали воздействие на развитие славянского характера и образование нашей народности.
Таким образом, влияние Востока и Запада на Россию проявилось в слиянии двух культур в единое целое, породившем русскую нацию.
Готовое сочинение ЕГЭ №2
О нашем загадочном менталитете говорили и писали немало. В чём же противоречивость характера русского человека? В.А. Соллогуб размышляет о том, что у нас есть черты разных культур, и поднимает в тексте проблему влияния Востока и Запада на Россию.
Один из героев Иван Васильевич сравнивает нравственное влияние восточной и западной системы ценностей на наше государство с рукопашной борьбой. По его мнению, у представителей каждой культуры есть чему поучиться, но при этом всё-таки необходимо выбрать собственный путь. Важно уметь правильно воспользоваться «чужими страшными уроками», потому что это позволит отыскать истину.
В тексте отмечается, что восточное и западное мышление коренным образом отличаются друг от друга. Россия испытала на себе влияние и той, и другой философии. Иван Васильевич рассуждает о необходимости найти золотую середину, которая соединит консервативность и патриархальность с «быстрым полётом» и стремлением к совершенству. Конкретизируя данную мысль, автор подчёркивает, что для русского менталитета характерны как некоторые достоинства, так и значительные недостатки. Это объясняется тем, что наше государство всё ещё в поисках верного пути дальнейшего развития.
Итогом размышлений писателя становится такая позиция: влияние Востока и Запада на Россию проявляется в том, что в характере русского человека присутствуют черты как той, так и другой культуры.
Я согласна с мнением В.А. Соллогуба. Действительно, от Востока мы получили в дар чувственность, восприимчивость к прекрасному, а от Запада – стремление к интеллектуальному развитию, признание разума важнейшей ценностью. Но выбор одного из этих путей вызовет неприятные последствия, потому что у России должна быть собственная судьба. Ещё А.А. Блок писал о своей Родине: «Не пропадёшь, не сгинешь ты». Лирическому герою пока сложно представить будущее страны, однако он уверен в том, что русский народ преодолеет все трудности.
Таким образом, славянский характер – загадка, и чтобы его понять, нужно проанализировать отличительные особенности как восточных, так и западных народов.
Готовое сочинение ЕГЭ №3
Наша страна занимает огромную территорию, а Уральские горы делят её на две части: европейскую и азиатскую. Именно проблеме влияния на Россию и Востока, и Запада посвящен текст, который я прочитал.
Рассуждая об этом влиянии, писатель указывает на его особенности на разном уровне. Он печалится, что Восток и Запад борются между собой, угнетая собственно русское начало, не давая ему развиваться. Этому положению писатель противопоставляет свои мечты о том, чтобы Россия взяла от обоих менталитетов, от обеих традиций лучшее и стала благодаря этому сильнее и крепче. Например, от Европы — разумное начало и приверженность закону, от Востока же — живое чувство и мудрое спокойствие. В то же время он сетует, что мы берём не лучшее, а худшее: суетность от Запада, а лень, хитрость, вороватость от Востока.
Автор считает, что Россия, научившись брать лучшее от других, достигнет великого будущего, и я полностью с ним согласен. Наш народ обладает способностью черпать мудрость других народов, сохраняя свою национальную самобытность. Взять хотя бы наш великий русский язык, столь богатой заимствованиями. Но эти слова прочно выросли в язык, обрусели и сделали нашу речь только ярче и самобытнее.
Я надеюсь, что в будущем наша страна будет брать от других только лучшие и делаться всё сильнее и мудрее.
Готовое сочинение ЕГЭ №4
В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию? Каковы особенности характера русского человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского писателя девятнадцатого века В. А. Соллогуба.
Раскрывая проблему влияния Востока и Запада на Россию, автор использует внутренний монолог своего героя Ивана Васильевича. Историк изучает влияние Востока на Россию и метафорически изображает борьбу Востока и Запада за власть над Россией. Он представляет, как два разъярённых врага кинулись друг на друга врукопашную, не замечая, как стискивают между собой «бедное, исхудалое славянское начало». Европу он представляет в виде «хитрой прелестницы», а Восток в образе «пасмурного седого старика». Россия находится «в странном положении: между Востоком и Западом. На Востоке каждое убеждение свято, там господствует чувство, он презирает суетность житейских треволнений. На Западе нет убеждений, господствует разум, и он погибает в беспрерывном столкновении житейских треволнений. Герой приходит к выводу, что в этом противостоянии можно найти середину. Воспользовавшись чужим опытом и чужими уроками, необходимо идти к истине.
Оба эти примера, дополняя друг друга, ярко свидетельствуют о том, что миссия России особая, она должна слить в себе мысль и чувство и идти к недосягаемой на земле цели совершенства.
Авторская позиция заключается в следующем: влияние Востока и Запада на Россию проявляется в том, что в характере русского человека присутствуют черты как той, так и другой культуры.
Мне близка позиция автора. Действительно, Восток и Запад, два противоположных начала, есть в характере русского человека, который способен воспринимать чужое и перерабатывать в себе. «Русским европейцем» называли Александра Сергеевича Пушкина. Изучив культуру Запада, он стал первым русским национальным поэтом. Всемирная отзывчивость – основное качество поэта, который одинаково хорошо понимал и англичанина, и француза, и немца.
В заключение хочу подчеркнуть, что спор о роли Востока и Запада в судьбе России, о том, к какой стороне тяготеет наша страна больше, — одна из вечных проблем, которая всегда будет волновать историков, философов и вообще общество. Ещё Ф. И. Тютчев писал, что Россию «аршином общим не измерить», «у ней особенная стать».
Готовое сочинение ЕГЭ №5
В предложенном фрагменте текста русский прозаик, драматург, поэт и мемуарист девятнадцатого века В.А. Соллогуб задаётся вопросом о внешнем влиянии на Россию, ее культуру и быт, а именно опасно ли влияние Востока и Запада на Россию?
Обдумывая эту проблему, автор представляет нам красноречивый монолог Ивана Васильевича, «человека русского», посвятившего себя России. Он видит большую разницу между Западом и Востоком: «На Востоке всякое убеждение свято. На Западе нет более убеждений». Герой считает, что эти две стороны «стискивают между собой бедное, исхудалое славянское начало». Они чуть ли не совершенно противоположны друг другу, и этим автор показывает, что между ними Россия находится словно между двух огней.
Каждая из этих двух сторон много внесла в культуру нашей страны. Так, по словам Ивана Васильевича, мы многим обязаны Востоку: от него нам досталась вера «в судьбы провидения», гостеприимство и «патриархальность нашего народного быта». Именно благодаря влиянию Востока мы верим в высшие силы и Божий промысел, из-за чего стараемся жить честно и мирно, уважать других и относиться к ним по-человечески. Запад же в свою очередь внёс в наш быт мысли о роли образования в жизни человека, о власти разума над чувством, так как там «владычествует мысль». Однако влияют на Россию другие страны не только положительно. Восток, например, передал нам свою леность и хитрость, стремление обмануть и нагрубить. Противопоставляя два данных примера, писатель показывает, что в русской культуре присутствуют черты и Запада, и Востока.
Автор считает, что во влиянии Запада и Востока на Россию нет ничего плохого: даже так она не потеряет свою красоту и самобытность. Он призывает к поиску золотой середины, чтобы наша страна не разрывалась от перенятых особенностей столь разных соседей, а могла спокойно балансировать между ними без каких-либо проблем.
Я разделяю мнение В. А. Соллогуба, ведь все мы знаем, что будет, если влияние на Россию начнёт приобретать слишком активный характер — наша страна потеряет свою культуру, она растворится в нравах и правилах других стран. Пропадёт русская неповторимость, а затем падет и все государство.
Подводя итог, можно сказать, что всякое влияние надо уметь сдерживать. Оно должно быть разумным, не мешающим собственному развитию страны и не вытесняющим национальные черты.
Готовое сочинение ЕГЭ №6
Как проявляется влияние Востока и Запада на Россию? Над этой проблемой предлагает задуматься Владимир Александрович Соллогуб, русский прозаик.
Автор, рассуждая над вопросом, говорит о том, что очень многие черты характера нам передались с восточных стран. «Седой старик» диктует свои условия жизни, настойчиво просит им подчиниться. Сотрудничая с ними, мы заимствовали многие хорошие качества, например: духовность и культурность, но, к сожалению, также утянули за собой лень и странную «тонкую хитрость.
Действительно, Россия много взяла у Востока.
Писатель обращает наше внимание на то, что наша страна на протяжении всей истории взаимодействовала и с Европой. Соседство с этим государствами так же отразилось на России. Европа словно «хитрая прелестница» навязывает нам свои интересы, пытается обратить на себя взгляд, увязать за собой. Так читатель понимает, что запад пытается влиять на Россию.
Оба примера, дополняя друг друга, показывают, как другие части света стремятся взаимодействовать с нашей страной.
По мнению автора, влияние Востока и Запада на Россию невозможно не заметить. Их соседство проявляется в том, что в характере русского человека присутствуют черты разных культур.
Мысли писателя мне импонируют, местоположение нашего государства предполагает вмешательство в наш духовный суверенитет. Читая текст, нельзя не представить какой урон нанесли страны соседи по нашему менталитету, но так же и не стоит забывать о вкладе Востока и Запада в нашу державу. Историкам придётся ещё немало трудиться, чтобы выяснить положительно или отрицательно сказались на нашей истории такие взаимоотношения.
Таким образом, влияние Запада и Востока на Россию невозможно отрицать. Оно проявляется в постоянном навязывании своих культурных нравов.
Готовое сочинение ЕГЭ №7
Понятие внешнего воздействия и влияния на культуру конкретной страны является крайне многогранным и включающим в себя множество аспектов. Однако в чем же заключается влияние Востока и Запада на Россию? Именно над этим вопросом заставляет задуматься текст В. Соллогуба, русского прозаика и драматурга. Автор раскрывает проблему на примере размышлений Ивана Васильевича, «посвятившего себя России». Он ведет внутреннюю полемику по вопросам иноземного влияния на культуру и общий уровень жизни в государстве.
Герой размышляет о заимствовании черт других культур при формировании русской ментальности:
Восток “передал нам чувство глубокого верования в судьбы провидения, прекрасный навык гостеприимства и в особенности патриархальность нашего народного быта”. Однако в то же время от Востока нам досталась его лень и хитрость, проявляющаяся во всех сословиях.
Европу он представляет в виде «хитрой прелестницы», а Восток в образе «пасмурного седого старика». Россия находится «в странном положении»: между Востоком и Западом. На Востоке каждое убеждение свято, там господствует чувство, презирается суетность. На Западе нет убеждений, господствует разум, и он погибает в беспрерывном столкновении житейских споров.
Герой приходит к выводу, что в этом противостоянии можно и необходимо найти середину, воспользовавшись чужим опытом и чужими ошибками во избежание своих на пути поиска истины.
Оба эти примера, дополняя друг друга, помогают понять позицию автора: слитые между собой влияния Востока и Запада на Россию в славянском характере являются воплощением нашей народности.
Трудно не согласиться с позицией автора. Действительно, русская ментальность формировалась с участием восточной и западной культур. Это ярко проявляется, в том числе, и в развитии науки. Именно русские ученые вносят неоспоримый вклад в научно-технический прогресс, совместив в себе знания великого Востока и могущественного Запада. Один из величайших прорывов в науке ХХ века был осуществлен советской космонавтикой. Таким образом, я поняла, что хочу изучить философию Востока и Запада, но остаться русской.
Готовое сочинение ЕГЭ №8
Русский писатель В.А. Соллогуб раскрывает поднятую в тексте проблему отношения исследователя к своему труду на примере рассуждений героя Ивана Васильевича, задумавшего посвятить себя исследованию нравственного, торгового и политического влияния Востока на Россию.
Иван Васильевич признается, что «посвятил себя России», не требуя у нее ничего взамен. Герой признается: «Я все труды, все мысли отдаю родине». Автор текста показывает, что исследователь занимается своим делом самоотверженно.
Данная мысль дополняется тем, что рассуждения о западном и восточном влиянии на Россию приводят Ивана Васильевича к следующему выводу: чтобы понять, в чем заключается народность, придется «распеленать» эту «препорядочно закутанную» народность. Иван Васильевич, понимая, что сделать это не так просто, сам дает себе советы: «изучай старательно», «ищи, ищи теперь впечатлений», «всматривайся», «изучай все до последней мелочи», «рассмотри каждую каплю, влитую в нашу народную жизнь». С помощью данных фраз Ивана Васильевича, наполненных побудительными глагольными формами, В.А. Соллогуб показывает, что исследование требует долгого и кропотливого труда.
Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: исследователь должен относиться к своему труду самоотверженно, понимая, что ему придется долго и упорно работать.
С автором текста нельзя не согласиться. Любое исследование требует большого внимания, исследователь должен понимать, что ради успешных результатов ему нужно долго трудиться. Данная мысль находила отражение в художественных и публицистических произведениях отечественных писателей.
В романе В.А. Каверина «Два капитана» показано стремление главного героя Сани Григорьева раскрыть причины гибели пропавшей экспедиции капитана Татаринова и найти место ее гибели. Познакомившись с историей капитана Татаринова еще в детстве, Саня Григорьев уже тогда поставил перед собой цель узнать правду и найти пропавшую экспедицию. На протяжении долгих лет главный герой по крупицам собирал информацию, которая в итоге помогла ему доказать, что к гибели экспедиции причастен двоюродный брат капитана Татаринова Николай Антоныч, и помогла определить примерное место нахождения пропавшей экспедиции, что позже помогло найти ее. Более 10 лет Саня Григорьев стремился найти истину, ни разу не отступившись от своего исследовательского дела, отдавая ему всего себя.
Поднятая в тексте проблема находит отражение и в очерке В.М. Пескова «Плавать по морю необходимо…». Автор рассуждает о том, что люди, которые доказали, что Земля – это шар, которые открыли «очертания материков, глубины океана, пространства пустынь, высоты гор и толщи снегов», сознательно рисковали, шли навстречу опасностям и лишениям. В очерке ярко выражена мысль о том, что исследователи Земного шара самоотверженно относились к своему труду.
Подводя итоги ко всему сказанному, можно отметить, что исследователь должен долго, упорно и кропотливо трудиться, проявляя самоотверженность.
Готовое сочинение ЕГЭ №9
В чем проявляется влияние Востока и Запада на Россию? Именно над этим вопросом размышляет В. А. Соллогуб в прочитанном мною тексте.
Позиция автора такова: он считает, что наше государство соединило в себе западное и восточное начало и сформировало собственный характер. В русском человеке присутствуют особенности как той, так и иной культуры.
Полный текст вот что! —с восторгом воскликнул Иван Васильевич (В. А. Соллогуб):
— (1)Вот что! — с восторгом воскликнул Иван Васильевич. — (2)Вот что. (3)Надо заделать прореху в нашей истории. (4)Надо написать краткую, но выразительную летопись Восточной России…
(5)Тут жар Ивана Васильевича немного простыл.
«(6)А источники где? — подумал он. — (7)Источники найдутся где-нибудь. (8)А как найдутся? »
(9)Нет, Иван Васильевич, это труд уж, кажется, не по тебе. (10)И в самом деле, кому же охота пожертвовать всей жизнью на дело, которое ещё на поверку может выйти вздором.
(11)Вдруг Иван Васильевич ударил себя по лбу.
— (12)Нашёл! — закричал он с вдохновением. — (13)Нашёл своё новое, глубокое, громадное воззрение… (14)Я человек русский, я посвятил себя России. (15)Скажет ли она за то спасибо — не знаю; да не в том дело. (16)Я все труды, все мысли отдаю родине, и потому прочие предметы могут иметь для меня ценность только относительную. (17)Итак, я изучу влияние Востока на Россию, в отношениях его к одной России, влияние неоспоримое, влияние важное, влияние тройственное: нравственное, торговое и политическое. (18)Сперва начну с нравственного влияния, которое с давнего времени ведёт на нашей почве упорную борьбу с влиянием Запада. (19)Давно оба врага разъярились и кинулись друг на друга врукопашную, не замечая, что они стискивают между собою бедное, исхудалое славянское начало. (20)Не лучше ли бы им, кажется, помириться, и взять с обеих сторон невинную жертву за руки, и вывести её на чистый воздух, и дать ей поздороветь. (21)Пусть каждый расскажет ей потом исповедь своего сердца, наставит на истинный путь, указав на пагубные последствия собственных заблуждений, на блестящую награду своих доблестей. (22)В самом деле, Россия находится в странном положении. (23)Слева Европа, как хитрая прелестница, нашёптывает ей на ухо обольстительные слова; справа Восток, как пасмурный седой старик, протяжно, но грозно твердит ей вечно свою неизменную речь. (24)Кого же слушать? (25)К кому обращаться? (26)Слушать обоих. (27)Не обращаться ни к кому, а идти вперёд своей дорогой. (28)Слушать для того, чтоб воспользоваться чужим опытом, чужими бедствиями, чужими страшными уроками и надёжнее, вернее стремиться к истине. (29)На Востоке всякое убеждение свято. (30)На Западе нет более убеждений. (31)На Востоке господствует чувство, на Западе владычествует мысль. (32)А России суждено слить в себе мысль и чувство при лучах просвещения, как сливаются на небе цвета радуги от яркого блеска солнца. (33)Восток презирает суетность житейских треволнений; Запад погибает в беспрерывном их столкновении. (34)И тут можно найти середину. (35)Можно слить желание усовершенствования с мирным, высоким спокойствием, с непоколебимыми основными правилами. (36)Мы многим обязаны Востоку: он передал нам чувство глубокого верования в судьбы провидения, прекрасный навык гостеприимства и в особенности патриархальность нашего народного быта. (37)Но — увы! — он передал нам также свою лень, своё отвращение к успехам человечества, непростительное нерадение к возложенным на нас обязанностям и, что хуже всего, дух какой-то странной, тонкой хитрости, который, как народная стихия, проявляется у нас во всех сословиях без исключения. (38)При благодетельном направлении эта хитрость может сделаться качеством и даже добродетелью, но при отсутствии духовного образования она доводит до самых жалких последствий; она приводит к неискренности взаимных отношений, к неуважению чужой собственности, к постоянному тайному стремлению ослушиваться законов, не исполнять приказаний и, наконец, даже к самому безнравственному плутовству. (39)Востоку мы обязаны тем, что столько мужиков и мастеровых обманывают нас на работе, столько купцов обвешивают и обмеривают в лавках и столько дворян губят имя честного человека на службе. (40)Страшно вымолвить, — а привычка в нас сделала то, что мы остаёмся равнодушными, будучи свидетелями самых противозаконных хищений, так что даже первобытные понятия наши с годами изменяются и кража не кажется нам воровством, обман нам кажется не ложью, а какой-то предосудительною необходимостью. (41)Впрочем, слава богу, тут Западом побеждён у нас Восток, и мстительный факел осветил пучину козней и позора. (42) Долго ещё будут у нас проявляться следы сокрушительного начала, но они давно уже переходят в осадки всех сословий, в низшие слои людей разных именований, потому что каждое сословие имеет свою чернь. (43)Как ни говори, как ни кричи, что ни печатай, Россия быстрым полётом стремится по стезе величия и славы — к недосягаемой на земле цели совершенства. (44)И более всех других народов Россия приблизится к ней, ибо никогда не забудет, что одного вещественного благосостояния точно так же недостаточно для жизни государства, как недостаточно для жизни частного человека. (45)Широкой, могучей пятой задавит она мелкие гадины, кровожадные ехидны, которые хотят ползком пробраться до её сердца, и весело отпрянет она, полная любви и силы, к чистому, беспредельному русскому небу…
— (46)Вот, — заключил Иван Васильевич, — предмет так предмет! (47)Влияние нравственное, влияние торговое, влияние политическое. (48)Влияние восточное, слитое с влиянием Запада в славянском характере, составляет, без сомнения, нашу народность. (49)Но как распознать каждую стихию отдельно? (50)Народность-то, кажется, препорядочно закутана. (51)Её придётся распеленать, чтоб добраться до неё, а потом как узнаешь, что пелёнка, что нога? (52)Мужайся, Иван Васильевич: дело великое! (53)Ты на Восток недаром попал; итак, изучай старательно влияние Востока на святую Русь… (54)Ищи, ищи теперь впечатлений. (55)Всматривайся в восточные народы. (56)Изучай всё до последней мелочи… (57)Рассмотри каждую каплю, влитую в нашу народную жизнь, — а потом и найдёшь ты народность. (58)3а дело, Иван Васильевич, за дело!