вот чем занимаются дети
«Ее можно считать жертвой» Отец девятилетней студентки МГУ напал на людей в вузе. Что о семье Тепляковых думают педагоги?
Кадр: «Первый канал» / YouTube
У девочки-вундеркинда Алисы Тепляковой, которая в восемь лет сдала ЕГЭ и поступила на платное отделение психфака МГУ, началась первая сессия. Во вторник, 21 декабря, появилось видео, где ее отец Евгений Тепляков пытается прорваться через пост охраны факультета с криками, что он «хочет поговорить с преподавателями». Администрация факультета вынуждена была прятать их от агрессивного родителя. Еще в сентябре, когда стало известно, что Алиса станет студенткой МГУ, «Лента.ру» попросила прокомментировать это событие известных педагогов. Все они сомневались, что для психики маленького ребенка учеба в вузе будет посильной задачей. Возможно, опасения начинают сбываться. Мы публикуем их мнения об Алисе и методах ее отца.
«Будет не столько студенткой, сколько подопытным объектом»
Леонид Кацва, автор учебников и пособий по истории России. Преподаватель московской школы № 1543
Я смотрел видеоинтервью с Алисой Тепляковой. У нее, видимо, очень тренированная память. Каких-то других качеств она не показала в выступлении. Разговаривает она как семилетка, уровень ее понимания ситуации — типичный для маленького ребенка. У нас в школе на педсовете перед началом учебного года говорили об этом, многие считают, что вся эта история очень дурно пахнет. Имеется в виду не то что девочка сдала ЕГЭ — вызубрить какие-то вещи по нескольким предметам на минимальный балл она могла, если у нее действительно вот такая память. Я видел, как она читает — быстро, но судя по всему общего смысла текста не понимает. Папа дрессировал детей именно на скорочтение. А скорочтение — это немного не про чтение в том смысле, как мы его понимаем.
У меня нет вопросов к папе. Он хочет доказать некую идею — что можно в школе не учиться 11 лет, а освоить все за три года. К девочке у меня тоже вопросов нет. Потому что в данном случае она — орудие в руках папы, в какой-то мере ее даже можно считать жертвой.
У меня есть вопрос к МГУ: принять девятилетнего ребенка на психфак — это надо все же сильно постараться. Но гораздо больше у меня вопросов к школе, которая ее выпустила. Я ничего про эту школу не знаю. Даже не знаю номера. Видимо, она была на домашней форме обучения, на уроки не ходила. Не знаю, как это было оформлено — экстернат или домашнее обучение, этого не могу сказать. Но если она в восемь лет сдала экзамены за все годы обучения, то, грубо говоря, девочка должна была с шести лет сдавать экзамены каждые два-три месяца. Это если их принимали.
Кадр: Центральное Телевидение / НТВ
Папа говорит совершенно открыто, что девочка не прочитала ни одного программного литературного произведения, что она знакомилась с художественными книгами в виде кратких пересказов. Я понимаю, что так некоторые дети и делают, даже в 17-летнем возрасте. Но все-таки это принято скрывать, а не превращать в манифест.
Я 40 лет преподаю историю и, как говорится, зуб даю, что если ребенка начать спрашивать не на уровне тестов, кто командовал теми-то войсками, кто был генеральным секретарем тогда-то, министром, великим князем тогда-то, а начать спрашивать всерьез, с причинно-следственными связями, с характеристиками событий, то не о чем будет говорить. Специалисты по естественным наукам и физике также замечают, что даже на уровне физиологии не может ребенок в таком возрасте эти дисциплины качественно осваивать.
У нас были вундеркинды. И я знаю случаи, когда в вуз приходил учиться 14-летний студент. Однако разница между 14 и 17 годами, когда положено сдавать ЕГЭ, на порядок меньше. Я уж не говорю о разнице между 17 годами и девятью. Поэтому я в данном случае вижу какую-то недобросовестность с разных сторон. И прежде всего — школы. Возможно, она просто решила подыграть папе, не знаю почему. Либо просто отвязаться от этого папы. Потому что папа такой, что проще согласиться на его условия, чем объяснять ему, почему этого делать не стоит. Но, с другой стороны, есть и контраргумент, почему это может быть не так. За Алисой — на подходе очередь из ее братьев и сестер. Причем если у Алисы имя обычное — среди девочек школьного возраста Алисы встречаются, то у остальных детей в семье имена скандинавских богов, а не детей из России. И тут у меня ощущение, что психологическое состояние папы от старшего ребенка к младшим начало усугубляться.
На мой взгляд, тут широкое поле деятельности для Рособрнадзора. Не думаю, что тут речь о мошенничестве при ЕГЭ — ребенок с натренированной памятью мог рассчитывать на минимальные баллы, чтобы экзамен считался сданным. Но полноценное среднее образование она получить не могла. Девочка под папиным внушением говорит: в школе 11 лет учатся, а в институте — пять, значит, институт — проще, я его окончу за два года. Эти слова ребенка цитируют СМИ. Предположим, она окончит институт в 11 лет. Вы пойдете на консультацию к такому специалисту-психологу? Я, честно говоря, остерегусь.
Это моя гипотеза — и кроме догадок она ни на чем не основана, — что на психфак ее приняли не столько для того, чтобы обучать как полноценного студента, сколько для того, чтобы ставить своего рода эксперимент. То есть в этой ситуации она будет не столько студенткой, сколько подопытным объектом, потому что с точки зрения психологии в ее развитии есть какие-то аномалии — скорее всего положительные, а может быть, и не только
Папа говорит, что учителя, которые заставляют свободно читающего ребенка по слогам произносить ма-ма мы-ла ра-му, — преступники. У него все — преступники, один он — молодец. Совершенно понятно, что папа преследует какие-то цели. Не могу сказать, что они материальные, по-видимому, он хочет прославиться, стать великим реформатором образования или кем-то еще в этом роде. Но мне кажется, что эти эксперименты очень опасные.
В моей практике были дети, которые перескакивали через класс — из шестого в восьмой, из восьмого в десятый. Таких случаев у меня было, если не ошибаюсь, три. Эти ситуации на состояние детей оказали скорее отрицательное влияние, чем положительное. Ребята были развитые, скучали в классах по возрасту, но когда их перевели на год вперед, они совершенно потерялись. Мне кажется, что так делать не надо.
У меня есть дети, которые очень одарены математически и учатся в математическом классе. Они становились призерами Всероссийских олимпиад, но это не повод считать, что во всем остальном дети так же одарены. Знаете, как говорил великий русский поэт Козьма Прутков: «Специалист подобен флюсу, полнота его односторонняя». Допускаю, что талантливые дети могут оканчивать школу, допустим, не за 11 лет, а за девять. Но в то, что ребенок может окончить школу в 9 лет, — не верю.
«Слишком умных учеников частенько боятся»
Леонид Перлов, почетный работник общего образования России, много лет преподавал географию в одной из лучших математических школ страны Лицей «Вторая школа»
В обычных школах слишком умных учеников частенько просто боятся. Потому что учитель — живой человек. Он понимает, когда у него не получается, и не понимает — почему. А не получается просто потому, что он раньше мог не иметь дела с такими детьми. Или школьная администрация от него требует одно, а ребенку нужно совершенно другое. И как найти в этом приемлемую середину — очень сложный вопрос.
С такими ребятами действительно трудно, ничуть не легче, чем с детьми с аутическим компонентом, с другими особенностями развития.
Просто здесь трудности другого рода. Учитель должен очень много знать не только в области своей математики, географии или литературы, а именно в области педагогики. Эти дети больше требуют, они иначе воспринимают действительность, способны быстро анализировать действия того же самого учителя и показать ему, прав он или нет в той или иной ситуации. Им очень много надо от учителя, а учитель далеко не всегда в состоянии им это дать. Нужна другая манера общения с ребенком. И грань между жесткостью и фамильярностью учителю помогает установить только опыт.
Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости
Педагогика — не наука. Это синтез искусства и ремесла. И в контакте с каждым конкретным учеником педагог работает так, как этому конкретному ученику требуется. Естественно, если школа предоставляет педагогу такую возможность, если он не вынужден как большинство учителей трудиться на полторы-две ставки. В моей «Второй школе» у учителей такая возможность есть.
Сейчас упор делают на математической одаренности, спортивной, музыкальной. Да и собственно — все. Других одаренностей стандарт не предусматривает. А на самом деле этих одаренностей — миллион. Ребенок вполне может быть талантлив в чем-то, чего пока еще не проявил. И сам может о своей способности не догадываться.
Одна из задач квалифицированного педагога — выявить эту одаренность. А вот что у ребенка здорово? Ну вот он дуб дубом в математике и совершенно не интересуется химией. Но зато он пальцами чувствует, как из куска пластилина вылепить медведя. Его никто никогда этому не учил, но у него прекрасно получается. Или, например, он педагогически одарен и обожает возиться с младшими своими товарищами. И у него отлично получается: они его слушают, они его обожают, они на нем виснут. Это одаренность? Думаю — да.
Но школа сегодня не имеет задачи выявить талант у каждого. Главная задача школы — выполнение стандарта. Все, наверное, слышали о федеральном государственном стандарте. Подразумевается, что он — некий эталон, на который нужно равняться.
Для работы с детьми высоко мотивированными, грамотными, желающими учиться необходимо отклониться от этой нормы. Норма не рассчитана на повышенный уровень образования, в первую очередь она не может удовлетворить требований со стороны ученика. Стандарты «отклонения» не приветствуют. Кроме того, отклонение в любую сторону — хоть в сторону повышенных потребностей со стороны ученика, хоть в сторону работы с детьми с особенностями развития — все это требует особой, соответствующей квалификации учителей. Действующий профессиональный стандарт учителя подразумевает, что педагог обязан работать с любыми детьми в любых условиях. Хотя его никто и никогда не учил этому.
Для родителей часто ребенок, скачущий со ступеньки на ступеньку в школе, побеждающий в олимпиадах, — предмет гордости, повод свысока поглядывать на коллегу по работе или на соседей. Но ребенку эти успехи не всегда приносят радость. Рано или поздно родители начинают ему говорить: «Вот ты занял второе место, а почему не первое? А ну-ка, поработай еще!»
Дети, которые перепрыгивали через классы, были и 20 лет назад, и сто лет назад. Но ничего хорошего, как правило, из этого не выходит. Всему свое время, в том числе и детству. Думаю, что и на этот раз исключением эта девочка не станет. Конечно, для таких детей нужен особый подход. Ей нужны знания, соответствующие ее развитию и способностям. Но это вовсе не курсы ЕГЭ по русскому и математике. Подготовительные курсы к ЕГЭ — это называется дрессировка. Медведь вон ездит в цирке на велосипеде. Но, во-первых, он не знает, что это неприятно. А во-вторых, совершенно не понимает, что для него — медведя — это нехорошо.
Все же взрослым нужно поаккуратнее подходить к этим вопросам и в первую очередь выяснить — это им так кажется, или сам ребенок ощущает, что у него к чему-то талант и он готов в этом направлении развиваться. Очень часто ощущения родителей и детей не совпадают. Например, родители считают, что ребенок математически одаренный, а он мечтает играть на кларнете и в любую свободную минуту летит к инструменту, потому что это ему по-настоящему нравится. При этом он занимается математикой, олимпиадник и так далее, но только потому, что он послушный ребенок. У меня такие случаи были. Ребенок — член команды Москвы по шахматам со всеми разрядами, подающий очень большие надежды. В девятом классе мальчик сказал родителям, что на юниорский чемпионат он не поедет и эту страницу своей биографии закрыл. Он намерен поступать на мехмат МГУ, а значит, оставшиеся до окончания школы два года будет заниматься именно этим. Скандал был нереальный. Но парень, надо отдать ему должное, выдержал.
«Ведущая деятельность ребенка — игра, отец заменяет ее учебой»
Александр Снегуров, заслуженный учитель России, кандидат психологических наук
Корреспонденты обратились ко мне за комментарием феномена, я высказал свое мнение. Это были корреспонденты телеканала «Россия 24». А потом мне сообщили, что девочку опросили — есть ролик с выступлениями ее отца, который я не смог посмотреть. Так вот, ребенку задали ряд вопросов, и выяснилось, что она не знает каких-то тривиальных вещей, после чего выпуск сюжета отменили.
Да, неудобно говорить о ее достижениях, когда она не знает обычных вещей. А я это допустил еще до ее опроса. Потому что тут налицо диссонанс и нарушение, так скажем, динамики по всем направлениям развития. Обязательно что-то будет отставать. В случае этих вундеркиндов это практически все время имеет место. Знаете ведь, как тесто замешивают? А потом уже от замешанного теста можно взять кусочек и потянуть вверх. Мы можем вытянуть достаточно высоко. Так же и с детьми. Представим, что мы вытянули один показатель из общей палитры развития ребенка. В данном случае — сегмент ее интеллектуальной составляющей. А социализация и психологическое развитие, оставшиеся в этом тазике, соответствуют возрасту. А мы-то хотим ориентироваться на высоту вытянутого сегмента, чтобы остальное ему соответствовало.
А потом удивляются, почему у таких детей стрессы и изломанные судьбы, а в лучшем случае возвращение к типичному пейзажу в привычный ландшафт сверстников. Подобное ускоренное обучение чревато этими факторами. Я не буду говорить, что это дурно, просто обозначаю. Ты даешь обучение, но надо понимать, что миновать вид детства не рекомендуется. Нужно понимать, что ведущая деятельность ребенка — игра, а в данном случае ее отец заменяет ее учебой, но психика ребенка настроена на эту смену не сейчас.
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Да он говорил, что она гуляет и играет, но это все сочетается, может быть, только на его взгляд. А может быть, это всего лишь имитация сочетания. А потом выявится большой диссонанс, который обнаружится внезапно. Допустим, ребенок вдруг чего-то не захочет, например, жить на свете или находиться среди этих людей. Вдруг он может заявить своим родителям — вы меня измучили и достали. Этого не стоит исключать. Я не говорю, что это может произойти в обязательной перспективе, но исключать этого нельзя, и стоит иметь это постоянно в виду.
Я склонен к позиции, что ее натаскали на сдачу ЕГЭ, при этом не отрицая все-таки ее интеллектуальных возможностей. Однако в таком случае игнорируется — хотя не должен — опыт взросления. Ряд школьных предметов основан именно на постепенном взрослении, к примеру, литература и история. Ну что она, «Войну и мир» прочитала?
Она поступила на психфак, не созрев и не испытав этапов взросления, которые нужно пройти человеку. Хоть и говорят, что мы, психологи, работаем с опытом другого человека, однако если у тебя есть собственный опыт, это точно не помешает. Я не говорю, что каждый должен пройти через большую драму или катастрофу и тогда он сможет работать психологом. Но, разумеется, какие-то приблизительные ощущения и переживания должны быть, чтобы работа была успешной.
Рост психологический и физиологический обязательно должен отразиться на психике и сознании ребенка, чтобы была полноценная картина, а этого, по-моему, не произошло, ведь отец мог интеллектуально ее подгонять. Но само созревание… Да, может, у нее идут и эти процессы быстрее, но это еще не значит, что они соответствуют ее интеллектуальным свершениям. А там, может быть, и свершения интеллектуальные не по всем пунктам. Интересно было бы побеседовать с ребенком не в рамках ЕГЭ, а в рамках общей эрудиции и взглядов на мир. Сложилось ли у нее мировоззрение, а не набор фактов, который опирается на память. Но складывание и формирование мировоззрения — другая вещь. И жизненный опыт в том числе.
Они и в вузе хотят ускорить обучение, чтобы она окончила его в 11 лет. Задаюсь вопросом: работать она не может, а значит может быть провисание, которое, не исключено, может привести к экзистенциальному кризису: а зачем вы это сделали со мной? А что мне теперь делать, а где мое детство? Это один вариант. Другой — она сама вернется в свою детскую парадигму, ну и как-то все в общем пейзаже сравняется.
Сам я сторонник отмены ЕГЭ, но это отдельная беседа. Этот экзамен проверяет память и приспособленность ребенка к определенным процедурам, а это отнюдь не весь спектр потенциала ребенка. У кого-то память не так хороша, у кого-то лучше. Много у меня опций критического характера по этому вопросу. Однако я за различные сценарии итоговой аттестации.
Возможен и драматичный вариант. Редкий случай, что отец постоянно будет подкидывать ей поленья новых задач, чтобы она не простаивала. Но вряд ли это получится в той динамике, которую он задал. Однако до какого-то возраста он может это делать, потом же этот механизм у ребенка-вундеркинда даст сбой
По поводу детей-вундеркиндов я считаю, что родители развивают уже имеющуюся почву. Можно сказать, что это дар или наказание, но в любом случае это данность, которую родители заметили и начали развивать доступными способами. Это нетипичный пейзаж, который можно называть своеобразным нарушением или отклонением от нормы. Обижать не станем, но примеры многих талантливых людей, увы, подтверждают эту позицию.
«Жалею о том, что меня не заставляли»: 10 аргументов в пользу кружков и секций для детей
Воспоминания о ненавистной музыкальной школе или секции по художественной гимнастике могут быть жуткими настолько, что от слова «сольфеджио» и вида скакалки взрослого человека начинает подташнивать и трясти.
Неудивительно, что многие сомневаются, стоит ли отдавать детей в полезные секции, если те не очень хотят. Да и сложно быть уверенным, что понравится ребенку и что занятия вообще хоть как-то пригодятся ему в будущем, особенно если у родителя есть негативный опыт. Мы решили узнать мнение читателей и собрали 10 аргументов в пользу дополнительных занятий для детей.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Меня в детстве не заставляли ничем заниматься, а сама я инициативу не проявляла. По итогу сейчас я ничего не умею: спортивными, музыкальными, творческими достижениями не отличаюсь и сразу бросаю все, что не получается. Жалею о том, что меня не заставляли, и перекладываю вину на родителей.
А вот моего молодого человека все детство водили на кружки: плавание, карате, гимнастику. По итогу — крепкое тело, отличная координация, развитые легкие, хороший метаболизм, терпение на пути к целям и благодарность родителям. Считаю, что занятия чем-либо с детства всегда идут на пользу в будущем. Не стоит ломать психику ребенку, конечно, но и идти на поводу у детских капризов тоже.
Отдала сына на робототехнику — ему очень нравится собирать всякие модели. Наборы в секции использовали новые, преподаватель оказался очень увлеченный, поэтому сначала сыну все нравилось. Он мне даже сказал после первого занятия, что никогда не бросит эту секцию. Месяца через два он вдруг начал искать отмазки, чтобы не ходить. На все вопросы отвечал неохотно, но слово за слово я раскопала, что в секции стали устраивать небольшие соревнования, а у него не получалось собирать так быстро, как хотелось бы. Он постоянно проигрывал, что, естественно, сказывалось на самооценке.
Я позвонила преподавателю. Спросила, как сын успевает, как в целом атмосфера. Если бы выяснилось, что у него не идет, то, наверное, мы бы перестали ходить. Но преподаватель сказал, что ничего критичного нет, а со временем все наладится. Я надавила, и сын продолжил ходить. Я обосновала это так, что занятия в середине года никто не бросает. Через несколько занятий все действительно нормализовалось. А еще через два месяца сын сказал, что благодарен, что я не дала ему бросить и что сейчас он бы хотел ходить в секцию даже чаще.
В детстве тебе не кажется, что ты бездействуешь. Ты думаешь, что занимаешься полезным делом, когда смотришь мультики. Мне казалось, что смотреть телевизор 24/7 круто.
Сейчас я понимаю, что воспитание ребенка — это не позволять ему все, что он хочет, а быть чуть жестче. У всего должны быть границы. Может, ребенку нравится мучить животных? Я должен провести с ним серьезный разговор о том, что этого делать не стоит. То же самое с кружками. Ребенок может хотеть целыми днями плевать в потолок и смотреть «Тикток» — я как родитель должен настоять, что это путь в никуда. Уверен, что его психика меньше пострадает, если я буду настаивать, чтобы он занимался чем-то полезным, чем если он будет бессмысленно прожигать дни.
Не надо перегибать палку. Если ребенок ненавидит музыку, зачем его мучить? Но надо поставить жесткое условие: ты не можешь просто никуда не ходить. Не нравится музыкалка — пойдем в другое место. Мои родители не настояли, в итоге все детство я провел за просмотром тупых сериалов, а сейчас особо ничего не умею.
У меня была проблема с музыкалкой. Сначала перевели с семи лет обучения на пять, потом — на хоровое. Хотя я все равно ходила шесть лет, так как после пятого года учительница по хору вспомнила, что мне надо пройти еще год дирижирования. Из-за череды отвратительных преподавателей по фортепиано я люто ненавидела музыкалку в целом. На последнем курсе наконец-то появилась адекватная преподавательница, которая не орала, не требовала сложных и нудных классических произведений, а позволила играть основные мелодии из современных фильмов и любимые песни. С ней мы дошли до очень приличного уровня.
Закончила музыкалку в седьмом классе школы и не садилась за фортепиано несколько лет, вплоть до 11 класса, а там вдруг обнаружила во время подготовки к ЕГЭ и сильных переживаний, что игра на нем — лучший антидепрессант и отличный способ отвлечься. Когда училась в универе, постоянно играла на стареньком пианино, чтобы успокоиться, а сейчас домой купила хорошее электронное за безумные деньги, но зато играю каждую неделю и пробую новые произведения. В конце концов, я благодарна музыкалке, но неадекватность людей, которые там работают, до сих пор поражает. Как и сольфеджио: я его так и не выучила и искренне считаю, что для обычной игры эту гадость учить семь лет не надо.
Ходить нужно на те кружки, которые нравятся. Это не обязательно должна быть куча репетиторов по математике, физике, английскому. Меня в свое время пичкали только «полезными» внеурочными занятиями. Хочешь на рисование? Что за бред, тебе математика в жизни нужнее. Хочешь играть на гитаре? Ага, и прожить остаток жизни, играя концерты в метро?
Поощряйте интересы детей, даже если они вам не очень по душе. Занятость ребенка не ограничивается школой, хотя его туда и очень удобно сдать и забыть. Проблемы начинаются тогда, когда ребенок не хочет ни в школу, ни на кружки. А если он с удовольствием ходит на робототехнику, с нетерпением ждет тренировки по хоккею, то лучше поддержать начинания, чем беспокоиться, что ему не понравится школа. Не понравится — это я вам сразу могу сказать. И вам она бы тоже не понравилась в наших реалиях.
В детстве родители предлагали записать меня в те немногие кружки, которые работали, но я отказывался. Мне говорили: «Вот вырастешь и будешь спрашивать, почему на гитару не отдали». Я вырос, и сейчас хотелось бы спросить, но не спрашиваю, потому что уже знаю ответ — сам отказался.
Но на самом деле я тогда хотел, только сильно стеснялся. В начале 2000-х был тренд быть как все: носить черное, спортивки «Адидас» и не выпячиваться.
Мораль: давать детям выбор, но выяснять истинную причину, почему ребенок не хочет ходить на занятия. Договоритесь с ребенком, чтобы он посетил два-три пробных занятия, тогда он сделает взвешенный выбор.
Я в детстве окончила музыкальную школу по классу виолончели. Попросила маму записать меня, увидев, как занимается старшая сестра. Никогда не жалела, считаю, что занятия музыкой очень много дали мне для развития и дальнейшей жизни. Потом сама пошла в художественную школу, занималась с удовольствием.
Сейчас у меня пятеро детей. Двое старших окончили музыкальную школу. Это недорого: в государственной школе обучение стоит 5 тысяч рублей в год. Польза огромная, если ребенок занимается с удовольствием. Где-то нужно ему помочь, уделить время, но заставлять через силу не стоит. Занимались английским дополнительно, плаванием. Дочка пошла после музыкальной школы в художественную, на танцы. Младшая — на хоровое пение и хореографию.
Думаю, детям стоит предлагать различные секции, обязательно включить двигательную активность: спорт, плавание или танцы — это полезно для здоровья, развития тела и для мозга. Не понравилось что-то — пробуем другое, пока не поймет сам, что ему по душе, что интересно. Мы, родители, наблюдая с рождения за ребенком, можем заметить его интересы, наклонности и способности и можем ему подсказать, направить, помочь что-то выбрать в раннем возрасте.
Нужно заниматься обязательно: чему не научишься в детстве, во взрослой жизни изучать уже сложно и не будет времени. Нельзя упускать время. Но не нужно стараться дать все и сразу. Лучше подобрать секции в шаговой доступности, чтобы ребенок не тратил много времени на дорогу. Пары секций одновременно вполне достаточно.
Ребенком я всегда была занята в кружках и секциях, притом что родители никогда не заставляли, но пытались заинтересовать. В моей семье было много детей, у каждого был свой набор секций. Столько всего было за жизнь с четырех лет! Только в четырех видах спорта разряды набрала. Чаще всего посещала не больше трех видов за период. И спорт был — от плавания до тенниса, и танцы по трем-четырем направлениям, и музыкалка, и языки, гимнастика. В универе уже по приколу год учила китайский.
В этом есть огромные плюсы: у ребенка нет страха пробовать что-то новое. Есть какая-то ответственность и занятость, дисциплина. Появляется понимание, что нравится, а что нет. Ребенок может объяснить свои предпочтения и сделать упор на любимое дело. У меня еще и в заработок и любимую работу вылилось одно из направлений.
Больше всего в жизни было шахмат — с 8 до 17 лет от десяти часов в неделю. В них я состоялась, можно сказать, профессионально: куча турниров, от городских до всероссийских и международных фестивалей, звание мастера ФИДЕ. А с 16 лет и до сегодняшнего дня я преподаватель шахмат.
Часто родители отдают в секции, просто чтобы ребенок хоть чем-то был занят. Но больше радует, когда приводят с желанием заниматься конкретно шахматами. От детей самих инициатива и интерес тоже чувствуется. Конечно, от преподавателя зависит очень много: донести до ребенка материал, заинтересовать игрой. За годы работы лишь единицы уходили раньше чем через полгода, потому что им было скучно или неинтересно. Так что удачи в поисках таких преподавателей, у которых горят глаза от работы и которые заряжают интересом детей.
Надо смотреть в первую очередь на то, к чему тянется ребенок, поощрять это и развивать. При этом не забывать и про необходимые навыки для современной жизни, например английский язык и программирование. Все остальное, на мой взгляд, чушь. Как пример: пусть ребенок не научится орудовать молотком и не будет способен забить гвоздь в стену, но если он будет отлично владеть тем же английским и работать в сфере ИТ, то ему это и не нужно — он будет достаточно зарабатывать, чтобы оплатить услуги того, кто только и может, что забить гвоздь.
Я сам ходил на английский через сопли и слезы, ненавидел его и считал, что никогда не пригодится. Из тех уроков, кажется, вынес только слово you. А потом мне язык понадобился, в итоге за три месяца доучился до среднего Pre-Intermediate. Спасибо маме. Еще любил технические кружки: авиамоделизм, «продленка» по труду, где работали на станках с пятого класса. Сейчас мое главное хобби — ковырять машину. Отжирает времени и денег — жуть: чиню то, что не сломано, и улучшаю то, что не нужно, но зато это действительно мое любимое занятие.
Помимо родителей, их опыта и характера, есть еще ребенок и его характер.
Я в детстве ходила на кучу кружков по интересам и спортивных, начиная с пяти лет. У меня были забиты все дни недели. И мне очень нравилось. Договор с мамой был таков: в начале года выбираешь, потом ходишь год. Отошли от него только раз: я выдержала всего два месяца скрипки. У меня были танцы, горные лыжи, атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, рисование, лепка, домра, большой теннис, английский. В институте опять танцы, атлетика, альпинизм. В футбол гоняла до пятого месяца беременности. Потом пришлось пойти в бассейн. Все это удовольствие пришлось убрать после рождения ребенка. Но как отчаянно я завидовала тем, кто может! Потом, когда ребенок подрос, опять танцы и йога. Сейчас вот опять малыш, страдаю без спорта.
Дети. Считаем, сколько стоит быть родителем и не сойти с ума. Выбираем, чему научить ребенка, что ему купить, — и рассказываем, как при этом сэкономить
кош, согласна на все сто
Я вот ходила на миллион кружков, на которые отдавала моя мама. Но большинство мне были не супер интересны и я больше занималась с негативными эмоциями, плакала даже, не хотела идти.
Круто, конечно, что я умею много вещей (хорошо плавать, играть на музыкальных инструментах, играть в теннис, бадминтон, лыжи, коньки, велосипед, читаю замечательно, английский, петь-танцевать могу). До сих пор немного удивляюсь, когда во взрослом возрасте люди не умеют плавать или на велике кататься.
Но вот зато узнала, что мама от меня. прятала карандаши и бумагу, потому что в детстве мне нравилось рисовать, а она подумала, что это фигня какая-то. Короче она компенсировала свои желания, отдавала только туда, куда сама хотела, но у нее не получилось. В художку меня не отдали, да и я как-то не настаивала, но факт остается фактом: мне нравится рисовать, немного жаль, что не развили мб какие-то мои таланты в рисовании в детстве. Вдруг я бы сейчас была классным дизайнером?)
В общем, родители, прислушивайтесь все-таки и к желаниям своих детей, не надо компенсировать свои желания, потому что маленькому человеку может нравиться вообще другое) А если и ребенку пока не нравится, мне кажется, нужно пробовать разное, пока он не найдет что-то «свое»)))
Девушка, вы можете развивать свой талант сейчас, столько курсов по рисованию для взрослых! и очно и онлайн. Какой смысл жалеть об упущенных возможностях, если они не упущены) все в ваших руках
Татьяна, для души я рисую переодически) Но будем смотреть объективно, чтобы стать крутым профессионалом, нужно около 10к часов, есть такая теория. Даже если не 10к, то все равно очень много времени. Да, можно нагнать, если только этим и заниматься, но во взрослом возрасте уже нет такого количества времени.
Татьяна, лично мне только в детстве было все интересно и все увлекало, была жажда знаний и куча энергии чтобы заниматься чем-то, это тогда я скучала и маялась без интеллектуальной нагрузки на даче и у бабушки, например, а сейчас я привыкла к этому и мне уже ничего не надо и на все плевать, скорее бы эвтаназию разрешили для всех желающих
Девушка, я в детстве даже тайно вставала посреди ночи чтобы ещё порисовать, днём мне было мало. Но мне мама запретила ходить в художку, потому что это была «никому не нужная фигня, и вообще у тебя нет таланта» и заставила ходить в музыкалку, потому что она в детстве мечтала туда ходить, а ее не отдали. Я ненавижу музыку, и меня все время упрекали в отсутствии слуха и способностей к музыке и учителя, и сама мама
Анастасия, рисовала я, кстати, лошадей, потому что мечтала ещё учиться в конно-спортивной школе неподалёку, но мама решила, что «кому это надо, там же ухаживать за лошадьми надо». Да даже если бы меня там навоз убирать заставляли, я была бы счастлива на 1000%
Анастасия, уххх, обнимаю! Тоже у многих друзей история с ненавистью к инструменту, говорят: «Я оттрубил 7 классов, сдал экзамен, и с чистой совестью закрыл инструмент и никогда больше не прикасался к пианино»(
Ну надеюсь, сейчас для души рисуете? И конным спортом занимаетесь?
Девушка, я рисовала много и очень долго, но когда не совсем понимаешь, что делаешь, как добиться лучшего результата, и нет каких-то прорывов в развитии, какие бывают во время интенсивной учебы, со временем теряешь интерес, потому что кажется, что топчешься на месте. С лошадьми тоже как-то не сложилось, любовь на расстоянии проходит со временем)
Девушка, вот я из тех, кто кататься на велосипеде научилась в 32 года, а плавать учусь в 36 лет.
Грустно, что базовым вещам приходится учиться в солидном возрасте.
Мой дядя рос в очень маленьком провинциальном городке, почти деревне. Была середина 50-х, жили тяжело, только начали отходить от войны. И его родители отдали в музыкальную школу. Я и сейчас помню его очень смешной рассказ как все мальчишки играют после школы в футбол а он тащится на занятия с долбаной скрипкой под мышкой)))
Зато через 30 лет, во время службы в русском посольстве в Мадриде, он стал звездой на творческих вечерах, играл на фортепиано, гитаре, и наконец понял, к чему были эти мучения))) гости да и руководство были в восторге и это очень помогло ему в карьере
Он говорил мне, а я всегда повторяю своим детям, никогда не знаешь, как повернется жизнь. Все чему ты когда-то научился пригодится