воспитатель увольняется что сказать детям и родителям
Любимый воспитатель ребёнка уволился. Как справиться с переживаниями?
Маленькие дети часто тяжело воспринимают перемены. Смена воспитателя в детском саду может оказаться для ребёнка настоящей трагедией. Кандидат психологических наук Анна Фам рассказывает, как помочь ему пережить это трудное время.
Вопрос. Любимый воспитатель ребёнка ушел из детского сада, и малыш очень переживает. Отношения с новым воспитателем не складываются. Что делать родителям в такой ситуации, чтобы помочь ребёнку пережить этот тяжелый период?
Ответ. Замена воспитателя — это ситуация, которая может стать изрядным стрессом для ребёнка, особенно в случае если он недавно начал ходить в детский сад или группу и не успел адаптироваться к новому для себя формату. При этом грамотное поведение взрослых может значительно смягчить последствия расставания с любимым воспитателем, а также привыкание к новому человеку.
1. Поддержка, внимание к чувствам ребенка и сопереживающее присутствие
Хороший контакт ребёнка с родителями и другими членами семьи, ощущение поддержки от близких — залог преодоления трудностей. Поговорите с ребёнком об этой ситуации, уделяя внимание его переживаниям, опасениям, чувству грусти от утраты человека, к которому он привязался. Дайте место его чувствам, проговорите их и присоединитесь к ним. Возможно, поможет рассказ, как вы сами себя чувствовали в аналогичной ситуации (если у вас нет такого детского опыта, вполне подойдет и ситуация из вашей текущей жизни — когда, например, приходится адаптироваться к новому месту работы или увольняется коллега, меняется начальник).
2. Продолжение контакта с прошлым воспитателем
Хорошо, если есть возможность хотя бы какое-то время поддерживать связь с ушедшим воспитателем (например, иногда посылая ему небольшие сообщения, составленные ребёнком, поздравления с праздниками от его имени). В этом случае он понимает, что нет угрозы полного обрыва контакта, человек не исчез, не пропал и может дальше присутствовать в жизни в качестве «друга». Со временем потребность в контакте с прошлым воспитателем может сойти на нет.
3. Щадящий режим посещения сада
Если есть такая возможность, в самый острый период психологической перестройки лучше забирать ребёнка домой пораньше. Конечно, тут многое зависит от контекста: бывает и так, что ближе к концу дня он только входит в игровое состояние, настраивается на воспитателя и одногруппников, не хочет уходить. В том же случае, если адаптация к смене воспитателей еще и совпадает с адаптацией к саду/группе в принципе, желателен ранний уход (с постепенным увеличением времени пребывания в саду).
4. Общение с одногруппниками
Как правило, ребёнку, ходившему в сад, важен не только контакт с воспитателем, но и общение с ровесниками. И если оно не складывается, переживания от ухода любимого воспитателя могут носить более острый и болезненный характер. Если ребёнок робок и стеснителен, много пропускает по болезни либо просто недавно начал посещать сад и мало кого из ребят знает, важна активная помощь взрослых при выстраивании его отношений с одногруппниками.
Здорово, если можно попросить о содействии нынешнего воспитателя, но если это не получается, общение детей можно попробовать организовать и за пределами сада, например приглашая одногруппников ребёнка к себе домой в выходные дни, устраивая совместные прогулки. Также может помочь и ненавязчивая доверительная беседа с ребенком о том, есть ли у него какие-либо трудности в общении с другими ребятами, есть ли желание подружиться с кем-то конкретно, какие вопросы и тревоги у него есть в этой связи.
5. Конкретизация проблемы
Если адаптация к новому человеку происходит трудно, важно разобраться, в чем именно дело: ребёнок слишком сильно переживает из-за расставания с предыдущим воспитателем, или же отношения с текущим не клеятся? Если речь о второй ситуации и становится известно, что проблема касается целого ряда детей в группе, возможно, что-то не то с самим воспитателем: он слишком авторитарен, малоэмоционален, непрофессионален, неопытен.
Посовещавшись родительским коллективом, можно оценить, насколько серьёзна ситуация, может ли она быть решена без замены воспитателя или тут требуется обращение к администрации заведения с просьбой найти нового человека. Если же проблема частная и у других детей в группе адаптация проходит быстрее и мягче, возможно, имеет смысл напрямую обсудить с воспитателем эту ситуацию и совместно подумать, в чем здесь может быть дело и что может быть предпринято каждой стороной, чтобы ребёнок поскорее привык к новому человеку.
6. Обращение к психологу
Помочь с адаптацией сможет психолог, а если в самом образовательном учреждении есть штатный психолог или даже целая психологическая служба, это вообще замечательно.
7. Поиск другого сада/уход в другую группу
Наконец, если становится понятно, что все предыдущие шаги не приводят к желаемому результату и ребёнку все равно плохо в группе с текущим воспитателем (притом что с прошлым его настрой на посещение сада был более положительным), можно рассмотреть такой радикальный вариант, как уход в другую группу или сад. Конечно, риски от адаптации к новому месту и людям в этом случае будут высоки, а потому решение стоит, безусловно, принимать с учетом всей совокупности факторов.
Я собираюсь уволиться из детского сада. Нужно ли говорить об этом детям?
Попадая в детский сад, ребёнок учится выстраивать отношения не только с другими детьми, но и со взрослыми. Нужно ли воспитателю говорить о своём уходе и как это сделать максимально комфортно, рассказывает детский психолог Наталья Ерёмина.
Вопрос. Как лучше выстроить беседу воспитателю с детьми на тему его ухода? И нужно ли это делать?
Ответ. Конечно, стоит говорить детям об уходе педагога. Это человек, который занимает очень важное место в их жизни. Он образец поведения, тренажёр для выстраивания отношений, его функции во многом схожи с родительскими, поэтому стоит уделить особое внимание ситуации расставания. Разговор об уходе — это жест уважения, доверия и бережного отношения к детям.
Как это правильно сделать? У каждого воспитателя есть своя причина для ухода. Не нужно углубляться в детали. Стоит избегать неприятных подробностей про маленькую зарплату, про конфликт с кем-то из коллег или директором или говорить, что вас позвали в более интересное место.
Не стоит добавлять к эмоциям по поводу расставания дополнительный негатив и ощущение, что тебя предали. Ребёнку будет достаточно информации, что воспитатель просто уходит.
Хорошо дать детям возможность прочувствовать, познакомиться со сложными эмоциями внутри себя и поделиться ими. Педагог может сказать о том, что, несмотря на решение, ему жаль и будет не хватать того времени, которое раньше они проводили вместе.
Здесь на помощь должны прийти родители, которые могли бы помочь называть те эмоции, которые у них самих ассоциируются с разлукой. Необходимо спрашивать, что чувствует ребёнок: грусть, тоску, злость, страх, тревогу за будущие отношения?
Например: «Тебе грустно, что Мария Ивановна уходит? Ты будешь тосковать по ней? Ты злишься на ситуацию? Тебе становится страшно, когда ты думаешь о том, что придёт новый воспитатель?»
Детям важно дать понять, что родители тоже были в подобных ситуациях. Им приходилось переживать смену воспитателей, педагогов, начальников. Важно сказать, что первое время было трудно привыкнуть, но со временем всё приходит в норму.
За какое время следует сказать детям об уходе? Хорошо, если есть возможность сделать это за две-три недели. Это время нужно для того, чтобы постараться осознать, что скоро произойдут изменения. Хорошо, если будет придуман ритуал прощания. Воспитатель может произнести какое-то напутствие, поделиться важными воспоминаниями и пожелать, чтобы и с новым человеком сложились хорошие отношения, попрощаться, пожать руку или обнять.
Если ребёнок не инициирует разговор сам, не стоит думать, что ситуация его не трогает. Вполне возможно, что всё с точностью до наоборот! О происходящем важно разговаривать и показывать, что разговор на эту тему не закончен, он открыт, и можно задавать вопросы! Правильно пережитая ситуация позволяет легче справляться с расставанием, ситуациями стресса и потери.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Читательница Onliner.by Лилия Мурашова: почему воспитательницы бегут из детского сада?
Давайте начнем с очевидной истины: ни для кого не секрет, что зарплата у воспитателей небольшая. Ее размеры никто не скрывает, когда я пришла устраиваться на работу, мне сразу озвучили сумму: работая на ставку, без надбавок за квалификацию, я буду получать чуть выше 300 рублей. Так и выходило. Поэтому надо понимать сразу — в воспитательницы идут или от безысходности, или по призванию, искреннему желанию работать с детьми.
В свое время я окончила вуз по специальности экономист-менеджер, как и многие студенты в нашей стране, учиться пошла не на факультет, к которому лежала душа, а туда, куда отправили родители, — получать престижную профессию. После я работала экономистом в магазине, товароведом-оценщиком в ломбарде. Думаю, вам понятно, что зарплаты там были выше, чем у воспитателей, и, по сути, любая работа по специальности позволяла мне рассчитывать на оклад значительно выше, чем в детском саду.
Но я искренне хотела работать с детьми. Примечательно, что отсутствие педагогического образования никого не смутило, когда я пришла к заведующей, меня сразу приняли на работу. Очевидно потому, что в очереди на работу вряд ли кто-то стоял.
Я начала учиться прямо на рабочем месте всем изыскам профессии. Ежемесячно покупала литературу и наглядный материал для своего развития. Детей я очень люблю, поэтому заниматься с ними было для меня огромным удовольствием. Ежедневно проводила занятия в группе по плану не формально, для галочки, а, что говорится, от души. Дома всегда уделяла немало времени для подготовки к этим занятиям. Часто приносила материал для нетрадиционных методик обучения (манка, макароны, нитки и т. д.).
Поначалу все было хорошо, был лишь один, как мне тогда казалось, незначительный нюанс, я не могла (и не планировала) работать в две смены, то есть по 12 часов подряд. Во-первых, потому, что это неправильно — вряд ли можно нормально выполнять свою работу, отсидев в группе с шумными детьми столько часов кряду. Во-вторых, у меня часто болел ребенок. Этот момент при приеме на работу я сразу же оговорила, мне сказали, что проблем не будет, разве что со сменщицей иногда придется поменяться. Однако на практике стало понятно, что именно представляют собой будни воспитательниц во многих детских садах страны.
Важно понимать, что и воспитательницы, и руководство детских садов поставлены в очень тяжелые условия постоянного «потока». Низкие зарплаты порождают текучку кадров. И здесь возникает глобальный внутренний конфликт: получая крохи, многие воспитатели совершенно не горят желанием работать за троих, а руководство сада в этом сильно заинтересовано, кто-то же должен закрывать дыры. Если этого не сделать, можно получить по шапке от вышестоящей инстанции.
И тут все зависит от руководителя. Я уверена, что в каких-то заведениях они прилагают все усилия, чтобы договориться с коллективом. Мне, скорее всего, не повезло, на планерках руководство в открытую говорило: если вас что-то не устраивает — выход там. Это относилось ко всем рядовым сотрудникам.
По сути, на меня и моих коллег постоянно оказывали давление, принуждая работать в две смены. Я проработала воспитателем год и семь месяцев. Искренне желала получить второе, профильное высшее образование. Мне обещали помочь с этим, но дальше слов дело так и не продвинулось. Зато я перетягала в песочницу и разбросала по участку кучу песка выше моего роста, переполола плантацию кустиков два раза, покрасила пожарную лестницу на второй этаж, отдраила группу после ремонта и т. д. До сих пор сомневаюсь: может быть, на самом деле саду нужен был не педагог, а разнорабочий?
В итоге я была вынуждена написать заявление на увольнение.
Не говорю, что ко мне было какое-то особенное отношение. Так, например, при мне в детский сад устроилась на работу воспитательница лет тридцати с педагогическим образованием. Она также была готова работать в одну смену, но ее буквально заставляли выходить во вторую и делать в группе ремонт. На пятиминутках коллега сказала, что работу свою выполняет, но не может выходить во вторую смену, потому что у ее отца инсульт, надо за ним ухаживать. Ей дали понять: проблемы эти мало кого волнуют. Женщина уволилась через месяц.
Я примерно прикинула, что за время моей работы дважды сменилось примерно 90% воспитателей, во многих группах педагогический состав менялся дважды! И обиднее всего то, что большинство уходили не из-за денег! У нас в стране редкий человек не слышал о зарплатах учителей и воспитателей, никто не тешит себя иллюзиями, приходя на такое место. Мне кажется, что в большинстве своем воспитатели уходят потому, что не выдерживают психологического давления и немыслимой нагрузки, которую накладывают практически принудительно. Я понимаю, что кто-то должен заниматься воспитанием наших детей. Но очень хочется, чтобы это делали не по остаточному принципу и уж тем более не принудительно. Ничем хорошим такой подход не закончится.
Читайте также:
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Мысли об увольнении
Светлана Тюлякова
Мысли об увольнении
К посту Меня уволили (
Анна здравствуйте!
Ваша история, взволновала и тронула меня. Для комментария оказалось длинновато поэтому пишу здесь, у себя в блоге.
Небольшое отступление, ранее на проекте я с вашими постами была не знакома и поэтому, сегодня прочитав ваш крик души об увольнении и комментарии к нему, захотелось поближе познакомиться с вашими материалами написанными в личном блоге, чтобы понять, что вы за человек и каким-то образом оценить сложившуюся ситуацию.
Конечно, первой реакцией, прочитав ваш пост у меня, как и у других коллег, было возмущение и желание написать слова в защиту и поддержку, но потом я задумалась… все не так однозначно. Причины порождают следствия. В вашем случае увольнение – это лишь следствие вашего отношения к делу, профессии, людям и не только к маленьким, но и к взрослым, к родителям, вашему руководству.
Я, конечно, верю тому, о чем вы пишите, о тех безобразиях которые происходили в саду, ваше эмоциональное отношение к ситуации явно прослеживается и даже перехлестывает через край.
Постаравшись абстрагироваться от эмоций и рассмотрев ситуацию более подробно у меня созрели вопросы, на которые я пока не могу найти ответа и нашлись утверждения, которые можно поставить под сомнение.
В тему об образовании. к сожалению информации на вашей страничке я не нашла, какое у вас образование, педагогическое? Прочитала, что некоторое время вы были домохозяйкой и помогали воспитателям ваших детей в обустройстве группы…. Пока искала полюбовалась вашей черепашкой она у вас получилась ПРОСТО ЧУДО! У вас золотые ручки!:)
со всем перечисленным согласна НО:
Об отношении к детям – да, «рыба гниет с головы» и руководство подбирает сотрудников под себя, но – я не верю в то, что ВСЕ сотрудники плохо относятся к детям и вас уволили с работы за то, что вы не такая (а именно такое складывается впечатление, ибо о конкретной причине увольнения, вы не написали).
О питании – без комментариев.
О игрушках – не думаю, что родителям которые привели детей в детский сад не сказали о том, что игрушек недостаточно. Обычно в частных детских садах родители особенно тщательно смотрят и развивающую среду и условия содержания – ведь они за это платят и не мало. Получается, что родителей приводящих детей к вам в сад все устраивает иначе они бы не оставляли там своих детей…. Еще один момент… наверняка, при устройстве вам тоже показывали место будущей работы и когда вы ее получили были счастливы и согласны на любые условия.
Подумайте сами, зачем руководителю увольнять работника о работе которого он слышит только лестные отзывы. Могу предположить, что в данной ситуации – родители сыграли не вашу пользу, бывает так, что в глаза педагогу они говорят одно, а в своих родительских кулуарах совсем другое, если это так – то поищите и причину и следствия…
5) «Но. как говориться что не делается, все к лучшему. уходя, говорила спасибо, спасибо за полученный опыт! Я проверила свои силы, свои знания.»
А вот это верно! Психологи советуют даже в самых затруднительных ситуациях искать положительные моменты и начинать их со слов «Хорошо,.»
Предлагаю начать, а вы сами продолжите!:)
«Хорошо, что вы не стали вязнуть в этом болоте!»
«Хорошо, что вы получили такой бесценный опыт в общении с непорядочными людьми и теперь будете более осторожны!»
«Хорошо, что теперь вы понимаете, как сложна и важна наша профессия, какой самоотдачи эмоциональности и доброты она требует!»
Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.
Любимый воспитатель ребёнка уволился из детского сада. Что делать?
Маленькие дети часто тяжело воспринимают перемены. Смена воспитателя в детском саду может оказаться для ребёнка настоящей трагедией. Кандидат психологических наук Анна Фам рассказывает, как помочь ему пережить это трудное время.
Вопрос. Любимый воспитатель ребёнка ушел из детского сада, и малыш очень переживает. Отношения с новым воспитателем не складываются. Что делать родителям в такой ситуации, чтобы помочь ребёнку пережить этот тяжелый период?
Ответ. Замена воспитателя — это ситуация, которая может стать изрядным стрессом для ребёнка, особенно в случае если он недавно начал ходить в детский сад или группу и не успел адаптироваться к новому для себя формату. При этом грамотное поведение взрослых может значительно смягчить последствия расставания с любимым воспитателем, а также привыкание к новому человеку.
1. Поддержка, внимание к чувствам ребенка и сопереживающее присутствие
Хороший контакт ребёнка с родителями и другими членами семьи, ощущение поддержки от близких — залог преодоления трудностей. Поговорите с ребёнком об этой ситуации, уделяя внимание его переживаниям, опасениям, чувству грусти от утраты человека, к которому он привязался. Дайте место его чувствам, проговорите их и присоединитесь к ним. Возможно, поможет рассказ, как вы сами себя чувствовали в аналогичной ситуации (если у вас нет такого детского опыта, вполне подойдет и ситуация из вашей текущей жизни — когда, например, приходится адаптироваться к новому месту работы или увольняется коллега, меняется начальник).
2. Продолжение контакта с прошлым воспитателем
Хорошо, если есть возможность хотя бы какое-то время поддерживать связь с ушедшим воспитателем (например, иногда посылая ему небольшие сообщения, составленные ребёнком, поздравления с праздниками от его имени). В этом случае он понимает, что нет угрозы полного обрыва контакта, человек не исчез, не пропал и может дальше присутствовать в жизни в качестве «друга». Со временем потребность в контакте с прошлым воспитателем может сойти на нет.
3. Щадящий режим посещения сада
Если есть такая возможность, в самый острый период психологической перестройки лучше забирать ребёнка домой пораньше. Конечно, тут многое зависит от контекста: бывает и так, что ближе к концу дня он только входит в игровое состояние, настраивается на воспитателя и одногруппников, не хочет уходить. В том же случае, если адаптация к смене воспитателей еще и совпадает с адаптацией к саду/группе в принципе, желателен ранний уход (с постепенным увеличением времени пребывания в саду).
4. Общение с одногруппниками
Как правило, ребёнку, ходившему в сад, важен не только контакт с воспитателем, но и общение с ровесниками. И если оно не складывается, переживания от ухода любимого воспитателя могут носить более острый и болезненный характер. Если ребёнок робок и стеснителен, много пропускает по болезни либо просто недавно начал посещать сад и мало кого из ребят знает, важна активная помощь взрослых при выстраивании его отношений с одногруппниками.
Можно ли ходить в сад с насморком? А могут ли ребёнка из него отчислить? Тест для родителей дошкольников
Здорово, если можно попросить о содействии нынешнего воспитателя, но если это не получается, общение детей можно попробовать организовать и за пределами сада, например приглашая одногруппников ребёнка к себе домой в выходные дни, устраивая совместные прогулки. Также может помочь и ненавязчивая доверительная беседа с ребенком о том, есть ли у него какие-либо трудности в общении с другими ребятами, есть ли желание подружиться с кем-то конкретно, какие вопросы и тревоги у него есть в этой связи.
5. Конкретизация проблемы
Если адаптация к новому человеку происходит трудно, важно разобраться, в чем именно дело: ребёнок слишком сильно переживает из-за расставания с предыдущим воспитателем, или же отношения с текущим не клеятся? Если речь о второй ситуации и становится известно, что проблема касается целого ряда детей в группе, возможно, что-то не то с самим воспитателем: он слишком авторитарен, малоэмоционален, непрофессионален, неопытен.
Посовещавшись родительским коллективом, можно оценить, насколько серьёзна ситуация, может ли она быть решена без замены воспитателя или тут требуется обращение к администрации заведения с просьбой найти нового человека. Если же проблема частная и у других детей в группе адаптация проходит быстрее и мягче, возможно, имеет смысл напрямую обсудить с воспитателем эту ситуацию и совместно подумать, в чем здесь может быть дело и что может быть предпринято каждой стороной, чтобы ребёнок поскорее привык к новому человеку.
6. Обращение к психологу
Помочь с адаптацией сможет психолог, а если в самом образовательном учреждении есть штатный психолог или даже целая психологическая служба, это вообще замечательно.
7. Поиск другого сада/уход в другую группу
Наконец, если становится понятно, что все предыдущие шаги не приводят к желаемому результату и ребёнку все равно плохо в группе с текущим воспитателем (притом что с прошлым его настрой на посещение сада был более положительным), можно рассмотреть такой радикальный вариант, как уход в другую группу или сад. Конечно, риски от адаптации к новому месту и людям в этом случае будут высоки, а потому решение стоит, безусловно, принимать с учетом всей совокупности факторов.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).