воскресная школа для детей что это такое
Воскресная школа
Особенности преподавания предметов духовно-нравственного направления в средних и старших классах
Перед каждым возрастом Господь ставит свою задачу, поэтому обучение предметам духовно-нравственного направления школьников разных возрастов не может быть одинаковым.
О. Никита Заболотнов: как правильно организовать летний лагерь?
Как организовать летний православный лагерь, чтобы отдых стал полезным? Рассказывает иерей Никита Заболотнов, клирик Петропавловского храма города Полевской Свердловской епархии, помощник благочинного по образованию и катехизации, завуч воскресной школы.
Как создать и развивать воскресную школу
Такой вопрос встает практически перед каждым недавно назначенным настоятелем, ведь, как в семье добрые родители заботятся о своих детях, так и благочестивые члены приходской семьи: духовенство, сотрудники, прихожане не могут не заботиться о воспитании, обучении и воцерковлении детей.
Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста
протоиерей Михаил Фивейский Священная история Ветхого и Нового завета: для детей мл. возраста.
Я иду на урок Воскресную школу. Закон Божий и уроки детского творчества. — Жукова В.В., Волкова Т.Г.
Наша книга поможет преподавателям Воскресных школ проводить уроки Закона Божия и рисования на заданную тему с детьми младшего школьного возраста.
Пьесы театра «Патерик». — Священник Константин Островский
Что лучше: молиться или играть? Конечно, молиться. Но по немощи человеческой все мы, и взрослые и дети, много играем, детям это даже необходимо.
Уроки для занятий с детьми в воскресной школе (для детей 3–5 лет)
Каждый урок состоит из чтения библейской истории,золотого стиха, тематических рассказов. Занятия включают в себя игровые элементы, активные и спокойные игры, стихотворения, творческие задания и молитвенное правило.
50 уроков для занятий в воскресной школе (для детей 2х-3х лет)
Каждый урок начинается и заканчивается молитвой. Состоит из чтения библейской истории и золотого стиха. Разные занятия включают в себя игровые элементы, разминку, песни и стихотворения, а также творческие задания.
Азы православия для детей. Евангельская история в пересказе Галины Калининой
Евангельская история, рассказанная детям просто и ясно в ту пору их жизни, когда каждое впечатление глубоко и сильно входит в детское сердце и ум, несомненно, оставит след в их душах.
Закон Божий для самых маленьких – Куломзина С.С.
Цель уроков — дать детям доступные им в этом возрасте знания о Боге, о молитве, о Церкви и о христианской жизни.
Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?»
Оксана Халеева
Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?»
Зачем нужна воскресная школа? Такой вопрос возникает в каждой семье с момента регулярного посещения занятий в Воскресной школе при Храме. И действительно, нельзя не согласиться с доводами родителей, задающими себе такой вопрос. Скажем, школа музыкальная – даёт образование музыкальное, занятия спортом – физически развивает ребёнка. Что же на самом деле даёт ребёнку Воскресная школа? Принцип жизни Воскресной школы – радость. Радость от встречи с храмом, с Богом, с друзьями… И этому тоже нужно учиться. С самых малых лет. Ведь как часто в нашем современном мире мы видим неумение подрастающего поколения радоваться самым простым вещам – весеннему солнышку, улыбке мамы, доброму слову. Поэтому, дорогие родители и педагоги, Воскресная школа – это в первую очередь, школа радости, идеальный помощник духовного воспитания подрастающего поколения.
Основная задача, которую ставит перед собой учитель Воскресной школы – формирование в ребёнке рассуждения добра и зла, а также умения противостоять злу. Ведь мы с вами хорошо знаем, как необходимы эти знания и умения в нашей жизни. То зерно веры в Бога, которое мы вместе с вами обоюдно посеем, обязательно даст свои всходы в более сознательном возрасте. Даже, если различные жизненные коллизии будут сбивать ваше чадо с правильного пути, в памяти всегда будут возникать образы из детства. Подтверждением этому могут служить воспоминания наших современников и такое известное литературное произведение, как «Лето Господне» Ивана Шмелёва.
Воскресная школа – это (наверное оставшееся единственным) место в сегодняшней жизни, где взрослые стараются передать детям драгоценное достояние веры. Ведь если мы посмотрим историю, в былые времена веру воспитывали всем обществом, всей деревней, всем укладом жизни и быта. Сейчас задача лежит на обоюдном подходе родителей и воскресных школ. Что бы это ни было – хоровое пение, или славянский язык, или рукоделие, или основы православной культуры,учитель имеет пред собой одну цель: научить вере, потом всему остальному. Как знать – не упадёт ли именно сегодня на сердце маленького человека искра горячей веры, которая в своё время разгорится всё поглощающим пламенем. И разве может быть что-нибудь для человека драгоценнее, чем вера? Ведь главное правило преподавателя Воскресной школы – верить в то, что говоришь, а также исполнять то, чему учишь.
То, насколько Воскресная школа оправдывает ваши ожидания, вы всегда увидите в детях по их любви к занятиям, по их готовности слушать о Боге. О вере, по их радости от встречи с храмом, по их готовности встать рано утром, чтобы весело вприпрыжку бежать на занятия в СВОЮ ВОСКРЕСНУЮ ШКОЛУ.
В Воскресную школу принимают детей в возрасте от пяти лет. Однако посещать её могут и отроки, и совсем малые дети. Для детей разного возраста проходят разные занятия, включающие в себя и досуг, и, безусловно, учёбу. Дети могут здесь общаться, выражать себя в творчестве, и даже заниматься в кружках по интересам.
Так зачем же несколько десятков девчонок и мальчишек разного возраста добровольно отказываются от единственного выходного в пользу богослужения, уроков, репетиций, занятий в кружках. Просто взамен они получают несравненно больше, чем удовольствие провести весь день за компьютером или телевизором. Они приобретают большую семью.
Село Большое Окулово спектакль «Рождественская звёздочка» (руководитель Парфёнова Вера Борисовна).
Село Тёплово постановка «Дорога к храму».
Песня «Молюсь и каюсь»
Награждение руководителей воскресных школ.
Нужно ли отправлять в Воскресную школу ребят в нынешнее время, когда многие люди относятся к религии и Богу без подобающего почтения и уважения? Безусловно, это необходимо. Школа научит ребёнка правильно понимать церковь и воплощать её заветы в свою жизнь. Это поможет сформировать ему крепкий внутренний стержень, и прожить свою жизнь достойно. Отроки, посещающие Воскресную школу, могут противопоставить своим метающимся страстям слово Божие, и избежать греховных соблазнов.
Идите в храм! Идите за Любовью,
Не ждите дня, когда наступит край.
Не верьте лжи, не верьте пустословью,
Не верьте сказкам про безбожный рай.
Идите в храм не к праведным старушкам,
Они в любви не смыслят ничего.
Идите к богу. Он врачует души.
За нас распяли именно его.
Идите в храм! Пусть злится встречный ветер.
Болит спина и в башмаках вода.
Идите в храм! Ведь больше всех на свете
Бог любит Вас! Надолго. Навсегда.
Консультация для педагогов «Что такое «лэпбук»? Зачем он нужен и с чего начать?» Консультация для педагогов Что такое «лэпбук», зачем он нужен и с чего начать?В связи с внедрением ФГОС ДО современные педагоги ищут новые.
Консультация для родителей «Аппликация помогает ребёнку развиваться» «Аппликация помогает ребёнку развиваться»[/b] Каким бы не рос ваш малыш — спокойным тихоней или шустрым непоседой — существует вид деятельности,.
Консультация для родителей «Что дает ребёнку лепка?» Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно.
Консультация для родителей «Как помочь леворукому ребёнку?» Родителей всегда волнует проблема адаптации ребенка в жизни. Конечно же любое отклонение от общепринятых норм вызывает у них опасения. Иногда.
Консультация для родителей «Как привить ребёнку дисциплину» 1. Когда вы отдаете распоряжения, можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери свою обувь от двери».
Консультация для родителей «Что нельзя говорить ребёнку» Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми в семье фразами. Эти фразы передаются из.
Консультация «Кто такой Дед Мороз. Зачем ребёнку верить в Деда Мороза??» ЗАЧЕМ РЕБЁНКУ ВЕРИТЬ В ДЕДА МОРОЗА? Все меньше и меньше остается времени до самого волшебного праздника – Нового года. Его с нетерпением.
Консультация для родителей «Помоги своему ребёнку» Что вы можете сделать для ребенка как родитель: Будьте всегда на стороне детей. Слушайте и не перебивайте. Минимизируйте стрессовые ситуации.
Консультация для родителей «Необходимые ребёнку витамины и минералы» Необходимые ребёнку витамины и минералы. Витамины для повышения иммунитета Чтобы обеспечить крепкий иммунитет, необходимо выбирать комплексные.
Чему учат в воскресной школе?
(Моя статья, вышедшая в сентябрьском номере журнала «Мой Кроха и Я»)
Всего на один день в неделю – субботу или воскресенье – в такой школе дети могут окунуться в жизнь прихода, где каждому найдется свое место, где каждого ждут и втречают с радостью. Ведь воскресной называется эта школа не только потому, что работает по выходным, но скорее потому, что дети здесь приобщаются к миру, в котором настоящее Воскресение – это реальность.
Чему учат в воскресной школе
6 месяцев – 4 года. Пока ещё лишь в немногих приходах есть занятия воскресной школы для малышей раннего возраста. В Москве такая группа открыта в воскресной школе при Новоспасском монастыре. Малыши занимаются вместе с мамами и занятия эти похожи на любые другие развивающие занятия для малышей: час-полтора малыши заняты пальчиковыми играми, лепкой, рисованием, песнями и хороводами. Только если истории – то из Святого писания, если поделки – то к празднику, будь то Рождество или Пасха. Начинается и оканчивается занятие короткой молитвой, если малыш не капризничает, с ним идут и стоят небольшую часть службы или только к помазанию.
С самого раннего возраста, приходя в монастырь или церковь, где проходят занятия, дети пребывают в окружении верующих светлых людей. Они воспринимают молитву, таинства, погружение в собственный духовный мир, не как какую-то краеведческую экзотику, а как нормальную полноценную жизнь, возможно, даже более полноценную чем у лишенных этого источника радости сверсников. Ирина Мещанинова-Межинская, преподаватель воскресной школы при храме Георгия Победоносца в старых Лучниках: «Обычно малыши попадают в воскресную школу вслед за своими старшими братьями и сестрами, которые уже ходят в более старшие группы. Но бывает и так, что мама ребенка, даже будучи сама совершенно далека от воцерковления, но желая ему добра, приводит его на наши занятия, а потом и сама постепенно приходит к вере. Я часто вижу, что именно дети приводят родителей к тому, что они давно искали, но никак не могли осознать».
• Узнать, где проводятся занятия ближайшей воскресной школы можно в любой православной церкви. Занятия начинаются с сентября, так что сходить туда, познакомиться с порядками и договориться обо всем лучше заранее. Также лучше заранее поговорить с руководителем школы (обычно это батюшка), если ребенок ещё не крещен или в целом ваша семья не воцерковлена.
• Занятия в воскресной школе проходят по субботам или воскресеньям. Продолжительность зависит от возраста ребенка и программы конкретной школы. Обычно в день занятий, дети также идут на службу в церковь.
• Занятия в воскресных школах бесплатны. На занятиях, особенно для маленьких детей, как правило, организуется чаепитие, к которому каждый приносит то, что посчитает нужным. Тем не менее, вы всегда при желании можете сделать пожертвование на организацию жизни прихода, помочь вещами нуждающимся или выполнить какую-то необходимую работу.
• В воскресной школе мальчики и девочки могут быть разделены по разным классам. Это имеет свой смысл, ведь даже в храме поведение и роли их различны: мальчики с определенного возраста помогают служить в алтаре, девочки – поют на клиросе.
• Здесь, как и в обычной школе, могут проводиться экзамены по основным предметам: Закону Божьему, церковнославянскому языку, Священной истории, истории Церкви. Обычно их устраивают в конце учебного года. Насколько серьезным испытанием будут эти экзамены, зависит от подхода конкретной школы. Но обычно, дети отвечают хорошо, в основном потому, что не отстраненно изучают вопросы религии, а искренне верят и интересуются верой.
• Пока дети занимаются в воскресной школе, родители параллельно могут поговорить с батюшкой (часто беседы для взрослых на религиозные темы специально устраиваются в то же время, что и занятие воскресной школы) или заниматься церковным пением, рукоделием.
Воскресная школа – не только для детей
Почти не осталось православных приходов в России, где не действовала бы приходская воскресная школа. Чаще всего это школа для обучения основам веры детей, но при многих храмах есть и духовные школы для взрослых. Они создаются, чтобы прихожане могли получить необходимые знания по духовным вопросам, пообщаться вне церковных служб, задать вопросы священнику. В общеобразовательных школах – правда, со скрипом – началось преподавание Основ православной культуры. И оказалось, что сегодня очень не хватает специалистов, которые могли бы познакомить детей с основами веры, причем не хватает как в приходских, так и в светских школах. Их нужно готовить, обучать. О преподавании Закона Божия и основ Православия – наша беседа со священником Павлом Гумеровым.
– Батюшка, сегодня и Святейший Патриарх, и епархиальные архиереи призывают и даже обязывают всех приходских настоятелей открывать при храмах воскресные школы для детей. Но известно, что возможности у приходов разные. Уровень подготовки преподавателей иногда оставляет желать лучшего. Как вы считаете, с чего нужно начинать приходским преподавателям Закона Божия и других духовных дисциплин?
– Так уж вышло, что с 1996 года, с того времени, как я принял священный сан, мне пришлось преподавать в разных приходских воскресных школах – как для детей, так и для взрослых, читать лекции на приходских богословских курсах. Был у меня и небольшой опыт преподавания основ православной культуры в обычном общеобразовательном школьном заведении. И хотя я не являюсь каким-то большим специалистом в этом вопросе, но кое-какими наработками могу поделиться. Ведь каждый священник в том числе еще и педагог, то есть детоводитель: слово «педагогика» переводится с греческого как детовождение. Так что любой батюшка – это человек, который не только служит службу и совершает таинства, но еще и людей учит – должен учить. А сейчас это особенно актуально, ведь уровень знаний о духовном у большинства людей, к сожалению, очень низкий. Даже у постоянных прихожан наблюдается недостаток образования, и это несмотря на изобилие духовной литературы в церковных лавках и наличие других каких-то источников духовной информации, из которых можно получить знания о вере, о Боге. Но, к сожалению, мы в этом плане не очень просвещены, и ликвидация духовной безграмотности просто необходима.
Задача любого педагога – пробудить интерес к тому предмету, который ты преподаешь.
Задача любого педагога (не я это придумал, это – общее правило) – не только и не столько преподать какую-то тему, раскрыть ее и научить чему-то человека (понятно, что в любой области это не всегда можно сделать исчерпывающе). Цель самая главная – пробудить интерес к тому предмету, который ты преподаешь. А для того, чтобы пробудить интерес, нужно самому заинтересоваться, то есть нужно «гореть» той темой, о которой ты будешь говорить, она сама для тебя должна быть нескучной и интересной.
Что тут можно посоветовать? Да, у меня существуют некоторые домашние заготовки. Но я стараюсь каждый раз перед выступлением что-то еще прочитать, узнать нечто новенькое – чтобы этим поделиться со слушателями. Потому что когда ты владеешь информацией, которой ты еще ни с кем не делился, тебе самому становится интересно вести урок. Естественно, урок получается нескучный, ты не механически, как магнитофон, повторяешь одно и то же в какой-то там раз, но тебе и самому интересно рассказывать о новом для тебя.
Вот это очень важно: преподаватель не может быть каким-то выжатым лимоном после каждого урока, лекции, а должен оставлять еще что-то такое, чем можно поделиться. На уроке ты должен сказать примерно процентов 30 из того, что ты знаешь по этой теме вообще. Тогда беседа действительно получится полной и насыщенной и еще останется время на вопросы, которые не раскрыты и которые люди потом обязательно зададут.
У нас очень большая проблема с образованием, не только духовным, но с образованием вообще. По моему скромному мнению, наша система образования совершенно неэффективная. Ее задача не в том, чтобы пробуждать интерес у учеников, а в том, чтобы дать им какой-то минимум знаний по предмету и спросить потом этот минимум. То есть ученики приходят в школы не за знаниями, не потому, что эти знания потом пригодятся, будут каким-то образом интересны и нужны в жизни, а в основном ради оценок. Наша система – оценочная. Учатся для того, чтобы поставили какую-то отметку, зачет или незачет. И не самому ученику эта оценка нужна – она нужна как некий проходной балл или для того, чтобы его поощрили родители или начальство. И эта порочная система сложилась не в одной какой-то учебной области, а буквально везде, чему бы ни учили: музыке, математике, физике, истории или астрономии… Есть, конечно, преподаватели – энтузиасты своего дела, которые горят своим предметом, могут читать интересные лекции, но большей частью преподавание ведется именно таким вот рутинным образом.
И я повторюсь: главная задача хорошего педагога – пробудить интерес к преподаваемой теме.
Оценочный подход, к сожалению, встречается и в духовных образовательных заведениях. А ведь мы не должны уповать на то, что человек, закончив церковно-приходскую или воскресную школу, будет иметь знания, необходимые для того, чтобы поступить в духовное училище или семинарию. Нет. Тут важно другое. Важно, чтобы у детей, особенно у подростков, которые у нас учатся, выработалось представление о том, что Православие – это не какая-то скучная богословская наука, которую надо зубрить и которая никакого отношения к реальной жизни не имеет. Они должны понять, что христианство – это целый мир, мир очень интересный, занимательный, в котором очень много можно узнать нового, необычного. Нужно пробуждать интерес, а не отбивать его зазубриванием, заучиванием, пробуждать, чтобы потом человек уже сам мог читать книги, познавать что-то новое. Потому что мы учимся вере православной всю жизнь. Любой профессор богословия обязательно что-то читает, обязательно постоянно что-то новое узнает.
Помню, смотрел я как-то передачу про одного психолога. Этот человек является весьма продвинутым специалистом в своей области. Так вот, этот гость программы рассказал, что каждую неделю прочитывает еще четыре (!) новых книги по своей специальности.
Так что это, мне кажется, самое главное – самому постоянно интересоваться своим предметом, повышать собственный уровень и пробуждать интерес к нему в учащихся.
– Изучается ли в семинариях педагогика?
– Скорее всего изучается. А когда я учился в семинарии, у нас, если не ошибаюсь – в четвертом классе (тогда курсы в семинарии назывались не курсами, а классами – такая была школьная традиция) педагогику вел замечательный русский писатель Владимир Николаевич Крупин. Да, этот предмет был. Но педагогика – это наука творческая, и здесь важно самому постоянно искать что-то новое. Педагогике трудно научить, потому что ты в процессе преподавания уже будешь сам учиться, делать свои собственные наработки.
– Очень многие родители возлагают на воскресную школу большие надежды. Им кажется, что если ребенку преподают при храме закон Божий, то он должен очень скоро стать примерным и образованным маленьким христианином. И удивляются, когда видят, что с чадом ничего особенного не происходит. Ребенок остается на том же уровне знаний и духовной культуры и через год, и через два. Почему так происходит?
Воскресная школа – это дополнение к домашнему образованию. Только так.
– Мне кажется, что главная причина в том, что родители слишком уповают на то, что, независимо от их усилий, в воскресной школе ребенка научат быть, как вы говорите, православным христианином и чуть ли уже не готовым кандидатом на поступление в семинарию или другие духовные школы. На самом деле что такое воскресная школа? Воскресная школа – это дополнение к домашнему образованию. Только так. Если ребенок растет и воспитывается в семье верующей, церковной, то, естественно, задача любого отца, любой матери, желательно обоих родителей, – рассказывать ему о Боге, о вере, обучить молитвам, детскую Библию с ним читать. Когда наступает какой-то праздник, рассказать ему про него. Читать духовные книги, рассказывать о смысле постов, церковных традиций… Тогда воскресная школа будет разумным дополнением. Если в школе ему будут говорить, что нужно соблюдать пост, а родители в пост смотрят бесконечные ток-шоу и футбольные матчи, закусывая при этом колбаской и ветчинкой, то скорее всего такое обучение будет не только бесполезным, но и вредным. Потому что получится, что чада либо будут осуждать потом родителей, либо будут учиться лицемерию, системе двойных стандартов. То есть: то, что говорят в школе, – это одно, а то, что говорят родители, – другое. Мы учим детей главным образом нашим личным примером.
Очень часто люди сами не хотят никаких усилий прикладывать, считают, что им поздно уже учиться. Хотя я считаю, что учиться и получать знания ни в каком возрасте не поздно. А у нас нередко бывает так: родители из-за собственной лени считают, что они, дескать, уже необучаемые, они жизнь прожили, но хоть дети в воскресной школе освоят какие-то азы духовности. А идти к Богу ни в каком возрасте не поздно! У меня, например, дедушка крестился в 70 лет и прекрасно овладел основами духовных знаний. Остаток своей жизни он читал много духовной литературы, Библию, Евангелие. Потом даже мог уже других наставить и учить. Человек был склонен к духовному самообразованию.
Задача родителей – самим учиться, если чувствуют недостаток знаний, и передавать эти знания детям.
И в первую очередь нужно учиться родителям. Родители – это самые главные воспитатели, самые главные авторитеты для ребенка. Никакой учитель, никакой педагог, даже самый замечательный, родителей не заменит. Поэтому задача родителей – самим учиться, если чувствуют недостаток знаний, и передавать эти знания детям. А дети порой задают очень сложные вопросы. Даже мне, священнику, подчас сразу затруднительно ответить на вопросы, которые задают иногда дети. У ребенка взгляд такой незамыленный, какой-то детский, чистый, ему подчас открываются такие грани духовного мира, к которым мы, взрослые, достаточно привыкли и над этим даже и не раздумывали.
Надо всегда идти впереди детей. Не уповать на то, что они там, в школе, получат, а потом нам еще и расскажут. Воскресная школа – это факультатив. Основная школа – это дом. Там учат молитве, там учат общению с Богом, там учат традициям, постам, правильным, христианским взаимоотношениям и так далее.
Часто бывает, и в нашей воскресной школе, что родители в храм не ходят, но мы можем детей собрать. Когда я преподавал в воскресной школе, то раз в месяц мог детишек исповедовать и причастить. А родители, сколько их ни призывал, не шли на встречу.
– Дети в воскресную школу ходят разные как по уровню развития, так и по возрасту. С какого возраста лучше отдавать ребенка в приходскую школу?
– Школы, конечно, есть разные. Бывают школы, где учат совсем маленьких детей, но по своему опыту я знаю, что ребенку до 6 лет еще рановато посещать воскресную школу, потому что получить какие-то знания ему будет тяжело. Да, он будет общаться, рисовать, делать какие-то поделки, участвовать с ребятами в спектаклях, но все-таки это не школа, а своего рода приходской детский клуб. А настоящие знания усваиваются уже со школьного возраста. Я бы рекомендовал приводить в воскресную школу с 6–7 лет, когда ребенок уже умеет немного писать, читать, обладает навыками обучения. В воскресных школах есть группы: младшая, постарше, подростковая группа, бывает молодежная, воскресная школа для взрослых.
В идеале ребят надо обучать по возрастным группам. Если посадить детишек, которые еще плохо умеют записывать за учителем и усваивать материал, с подростками, будет очень тяжело – и тем, и другим, и законоучителю. Маленькие дети ничего не запомнят и не запишут, а школьникам 9–12 лет будет скучно. Но бывает, что детей в воскресной школе набрали мало, и приходится всех сажать вместе. Тогда уже нужно проявлять изобретательность. Необходимо найти что-то среднее, чтобы всем было интересно. Это непросто, но теоретически возможно. Я в своей практике по такому пути шел. Было время, когда школу посещало мало детей, мы не могли делить их по группам, а в одном классе могли быть дети 6–12 лет. Приходилось заниматься с ними в игровой форме.
– Каковы особенности работы с младшими учениками, и как привлечь их внимание?
– Если говорить о группе младших школьников (это диапазон от 6 до 8 лет), то эту группу я считаю самой сложной. Потому что с более взрослыми детьми, подростками мне самому интереснее. Какая здесь проблема? Дети пока не имеют навыка самостоятельного обучения, не могут быстро писать, запоминать, фиксировать то, о чем говоришь. Их надо учить скорее в визуальной форме, форме игровой, интерактивной.
Как мы с младшими детьми изучали Ветхий Завет? – Рисовали!
Я знаю, что все дети, даже если не умеют хорошо изображать что-то, любят рисовать и делать какие-то поделки. Как мы с ними изучали Ветхий Завет? – Рисовали! Рисовали дни творения, рисовали Адама и Еву в райском саду со змием и древом познания добра и зла, рисовали ковчег, изображали потоп, рисовали, как Авраам приносит в жертву Исаака, лестницу Иакова. Сам я тоже рисовал на школьной доске. Изучая праздники, можно и их рисовать, можно изображать иконостас и храмовое пространство. И эти рисунки помогают делать в том числе и домашнюю работу. У наших деток у каждого были альбомчик или папочка. И я просил Машу, Петю, Ваню по их рисунку рассказать, что Господь сотворил, например, в день третий, в день пятый. Все эти рисунки они делали, как правило, в простом карандаше, а уже дома завершали работу, раскрашивая цветными карандашами, фломастерами или красками. С детьми всю ветхозаветную историю проходить сложно, поэтому важно брать самые главные и самые яркие моменты. Не нужно думать, что должна быть какая-то сложная программа обучения. Конечно, если воскресная школа многочисленная, и есть много групп, и есть серьезная база, педагоги, тогда можно этим серьезно заняться. Но для нас, как мне кажется, самое главное – чтобы ребенок не потерял интерес к обучаемому предмету! То есть брать самые яркие события из Ветхого Завета, из русской истории. Рисовать с детьми.
Хотел вот еще чем поделиться с педагогами, работающими с детьми младшего возраста. Недавно я приобрел своим детям диски, выпущенные телеканалом «Радость моя»: «История Ветхого Завета». Это мультфильмы. И вот чем они мне нравятся, в отличие от американских мультиков, в которых также рассказывается о Библии, истории Ветхого Завета, – тем, что эти истории, картинки очень упрощенные, они похожи чем-то на детские рисунки, немного наивные. Повествование о событиях ведется в стихах. Как мне кажется, это делал талантливый человек. Единственный минус – всё это подчас очень сокращено и упрощено. Но всё преподнесено очень целомудренно. Когда ты показываешь эти диски в воскресной школе, необходимо несколько дополнить и прокомментировать то, о чем в них говорится. Диски хорошие, и сама идея неплохая, но они требуют дополнения, и остается поле действия для педагога.
Можно еще посоветовать педагогам экскурсии, поездки по святым местам. Есть также замечательные обучающие аудиопрограммы. Особая тема – это спектакли на праздники Пасхи, Рождества Христова, концерты.
Самое важное – чтобы дети были включены в приходскую жизнь. Может быть, они могут что-либо сделать по храму, быть вовлеченными в уборку церкви и территории, другие приходские дела.
И очень важно с младшими детьми изучать богослужение, устройство храма. Не теоретически, не по книге, а практически. Каким образом? Любая воскресная школа находится при храме. И я думаю, не проблема договориться с настоятелем, попросить после службы, тем более что занятия проводятся в такое время, когда служба заканчивается, показать храм. Как поступал я? Я начинал со свечного ящика. Можно встать около входа в храм и рассказать сначала о внешнем виде храма, затем о том, что такое притвор, что здесь происходит, какие части службы здесь совершаются. Можно рассказать, что такое свечной ящик. Что здесь можно приобрести свечи, для чего нужны свечи, как их ставить. О том, зачем записочки о здравии и о упокоении. О том, что здесь можно приобрести книги и духовную литературу. Затем идем дальше – в среднюю часть храма. Здесь обычно слева расположен канон. Можно объяснить, что здесь ставятся свечи и молятся об упокоении усопших, здесь служатся панихиды. Показать иконы храма, показать устройство церкви, основную часть; что такое приделы; из каких частей состоит иконостас. Все это будет интереснее сухого конспектирования в тетрадках. Мы с ребятами посещали еще и крестильню – место, где совершается таинство Крещения. Если ребенок был крещен в младенчестве, ему будет интересно посмотреть на купель, увидеть, как совершается миропомазание, как совершается елеопомазание во время таинства Крещения, послушать рассказ о том, в чем смысл Крещения.
Потом, когда я уже рассказал детям про иконостас, про алтарь, из каких частей состоит иконостас, я поставил детей на клиросе и, открыв диаконскую дверь, мальчиков, с благословения настоятеля, завел в алтарь, а девочек поставил рядом с дверью, чтобы они также могли видеть престол, жертвенник. Объяснил им, как совершается Литургия, как совершается перенос с жертвенника на престол Даров во время Херувимской песни. Затем я вынес им облачение священника, диакона. И показал стихарь, орарь, поручи, епитрахиль, пояс, другие части священнического облачения. Всё это они могли потрогать, пощупать. Можно договориться с алтарником, чтобы он показал, какие в ризнице есть предметы. Когда показываешь детям иконы в храме, очень хорошо изучать праздники: это Благовещение, это Крещение, вот – Иверская, это – Казанская, вот – Владимирская икона Божией Матери. Действует наглядный, визуальный ряд, который так нужен детям.
– Это довольно большая работа. Во-первых, сразу скажу, что написал ее не я один и вовсе не я главный в этом большом проекте. Главный – это мой папа, отец Иов. Это очень интересный проект, над ним работало три священника: мой отец – иеромонах Иов (Гумеров), мой брат – священник Александр Гумеров и ваш покорный слуга – священник Павел Гумеров. Этот труд мы писали около года.
Отец Тихон, наместник Сретенского монастыря, поручил нам написать такую книгу, которая в объеме не уступала бы всем известному учебнику протоиерея Серафима Слободского, но сделать ее более современной и полной. Отец Серафим Слободской написал это пособие в 50-х годах XX века и составил его на основании более 23 дореволюционных книг (эти книги им перечислены в предисловии): это «Закон Божий» Соколова, Дьяченко, катехизисы, другие пособия для ведения уроков в дореволюционных гимназиях и школах. Несмотря на мое глубокое уважение к этому труду, необходимо сказать, что даже по языку эта книга уже серьезно устарела.
В своей книге мы рассмотрели также духовность истинную и духовность ложную, основываясь на чудесах православных и чудесах оккультных.
Структура новой книги, ее темы во многом сходны со другими «Законами Божиими», и это совершенно естественно, однако скажу, что книга у нас получилась совершенно авторская. Мы не составляли некий сборник, а писали весь учебник заново, конечно, быть может, используя кое-какие прошлые наработки. Объем книги у нас получился больше, и какие-то темы мы привнесли свои – их не было у отца Серафима или они даны у него не так подробно. Изложили, пусть и несколько фрагментарно, церковную историю. Дали некоторые жития самых известных святых. Очень хорошо получилось, что мы рассмотрели духовность истинную и духовность ложную, основываясь на чудесах православных и чудесах оккультных. Мы знаем, что есть в Православии чудеса, которые совершаются ежегодно: схождение Благодатного огня, Крещенская вода, схождение облака на горе Фавор, Плащаница – яркие и важные моменты. Всё это, безусловно, будет интересно как детям, так и взрослым. В главе о борьбе со страстями (как раз я эту часть и писал) есть экскурс в нравственное богословие. Также освещены и практические моменты: как учиться молитве, про изучение храма с детьми. Что еще очень важно: отец Иов много лет преподавал Ветхий Завет, и его перу принадлежит эта часть книги. Священник Александр Гумеров и сейчас преподает Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском университете. Он много лет отдал воспитанию и духовному образованию детей, потому что преподавал и в гимназии, и в воскресной школе и до сих пор ведет уроки в гимназии, так что с проблемами и методиками преподавания он знаком не понаслышке.
Книга очень хорошо иллюстрирована, содержит много фотографий, наглядного материала, что также поможет в преподавании Закона Божиего детям, подросткам.
Но наша книга адресована не только детям, изучающим историю Церкви Христовой, она может служить и пособием тем людям, которые только приняли крещение, воцерковляются, для того, чтобы получить какие-то самые необходимые знания о вере, о Боге, о Православии.
– А может эта книга служить пособием для младшей группы учащихся воскресных школ?
– Я бы не рекомендовал эту книгу для младшей группы, хотя какие-то части ее и можно использовать. Например главу о молитве: объяснение молитв, как с детьми учить молитвы. Когда я читал первые главы своим детям – Николаю было 7 лет, а Пете – 10, – было видно, что им это интересно, что они это понимали; они даже задавали вопросы. Но всё-таки эта книга адресована для средней и старшей возрастной группы. Для младшей группы я бы порекомендовал другие пособия и книги. У известного педагога Софьи Куломзиной есть книга «Закон Божий для самых маленьких», еще очень хорошая книга Екимовой Елены «Православная азбука в стихах». По этой книге хорошо ставить спектакли, использовать ее для детских утренников. Она есть в интернете. Есть и другие пособия.
– Тогда, может быть, мы как раз поговорим о средней и старшей группе «воскресных школьников»? Как проводить занятия с более старшими детьми и подростками?
– Здесь, конечно, я могу порекомендовать уже известные нам и перечисленные мною пособия, а также мне нравится издание «Закона Божиего» в пяти томах, вышедшее в издательстве «Имка-Пресс».
Кстати, для школьников этого возраста наш новый «Закон Божий» как раз наиболее подходит.
Опираясь на жития наших русских святых, на праздники икон Божией Матери, можно изучать нашу отечественную историю.
Что я еще использовал, когда преподавал школьникам средних классов? С ними хорошо изучать нашу русскую историю. Но не всю полностью, со всеми датами, хронологией и подробностями. Нет, это должны быть какие-то самые важные и яркие моменты русской истории. Как наши предки изучали историю, праздники? Ведь вся их жизнь строилась, была как бы закручена вокруг календаря, месяцеслова церковного. И человек с 1 сентября, которым раньше начиналось новолетие, в том числе и гражданское, светское, жил жизнью Церкви. То есть проживал все праздники, дни памяти святых. Люди их хорошо помнили, знали даты, знали жития. И опираясь на жития наших русских святых, на праздники икон Божией Матери, можно изучать нашу отечественную историю. Каждая икона Божией Матери связана с какой-либо победой русского воинства, какими-то очень важными событиями и чудесами – Владимирская, Казанская, Донская. Всё это – наша великая история.
О житиях святых. Я бы порекомендовал книгу графа Толстого Михаила Владимировича «Рассказы их истории Русской Церкви». Она построена на житиях святых. Если изучается определенный период русской истории, то приводятся те святые отцы нашего Отечества, у которых мы должны учиться терпению, любви к Богу и ближним, любви к Родине. Когда ребятам я преподавал русскую историю по житиям святых, то, опять же, не ставил задачи изучить ее досконально и подробно. Важно, чтобы они ознакомились с самыми важными страницами истории русской земли. Князь Владимир, Ольга равноапостольная, Борис и Глеб, Александр Невский, Дмитрий Донской, Даниил Московский, Иван Калита, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, царственные страстотерпцы. Когда говорил о Невской битве, то использовал духовные песнопения архидиакона Романа. Такие моменты оживляют урок и делают его нескучным. Период правления святого благоверного Даниила Московского мы изучали, посетив Данилов монастырь.
На занятиях с подростками очень хорошо использовать фильмы: они оживляют уроки.
Коснемся преподавания в старшей группе. С этими ребятами можно уже общаться как со взрослыми. Чем сложна эта группа? У них начинается некоторый «откат» назад. Привлекать их внимание иногда необходимо так же, как и работая с младшими школьниками. Они обладают уже большим кругозором, интерес в духовном вопросе уже падает. И их внимание нужно держать в постоянном напряжении. Что тут можно посоветовать? Для преподавания подросткам, детям переходного возраста (13–16 лет) очень хорошо использовать фильмы, которые оживляют уроки. Тем более если они уже учились в воскресных школах и какими-то базовыми знаниями (о молитве, о вере православной, о Ветхом и Новом Заветах, о праздниках) они обладают. В работу с ними можно ввести элементы нравственного богословия, то есть показывать им хорошие фильмы. Недавно вышел фильм «Притчи», состоящий из нескольких частей. Можно показать весь фильм, можно посмотреть часть фильма, а потом уже провести беседу о нравственных вопросах, которые подняты в этой картине. С детьми постарше можно говорить о подвигах мучеников. Старшим школьникам я показывал польский фильм «Quo vadis» – «Камо грядеши», мне он нравится больше, чем американский фильм. На примере этого фильма можно раскрыть подвиг мучеников, как люди шли на страдания ради Христа. Как язычники, преследовавшие христиан, видя их стойкость и мужество, потом сами становились проповедниками веры Христовой. Потом можно рекомендовать замечательный фильм, который воспитывает и сострадание, и жалость, – «Хрустальный мальчик». Фильм о мальчике-инвалиде, о живом святом отроке, который имеет благодарность Богу, который, оказавшись в таком состоянии, обладает чувством радости, веры и любви. Ребятам можно еще посоветовать посмотреть фильм «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли, фильм «Поп» Владимира Хотиненко, снятый очень талантливо по известному роману А. Сегеня. Могу посоветовать ребятам какие-то экскурсии, паломничества, работу в храме. Необходимо, чтобы навыки, которые они получили в школе, изучая церковнославянский язык, они смогли применить на клиросе, когда будут читать и петь на клиросе. В подростковом возрасте можно уже привлекать детей к алтарничеству. Всё зависит от настоятеля и от священства, которые должны в этом помогать. Очень важно в этом возрасте детей не упустить, необходимо их занять, необходимо вовлекать в приходскую жизнь, привлекать к участию в праздниках, концертах, ведь многие из них могут петь и играть на музыкальных инструментах. Важно, чтобы приход был одной семьей, где и взрослые, и маленькие вносят свою лепту в общее дело.
– Моему брату, отцу Александру, посчастливилось преподавать ОПК, это очень редко бывает, его образование позволяет преподавать и в светской школе. Диплом семинарии, духовной академии, как у меня, является дипломом, который востребован в Церкви, но для того чтобы преподавать в школе, нужно иметь диплом светского института.
Начиная с этого года, предмет этот стал общеобразовательным. Хотя, к сожалению, мы знаем, что некоторые родители его чураются, боятся и выбирают для своих детей «Основы светской этики», «Историю мировых религий», другие модули. Может быть, ситуация как-то со временем изменится. Не хватает преподавателей. Программа встречает сопротивление и непонимание на местах. Ясно, что задача эта очень сложная. Слава Богу, что изучение этого предмета все-таки вводится. Святейший Патриарх уже говорил о целесообразности создания при семинариях и богословских институтах курсов для педагогов «Основ православной культуры». Я уже говорил, что моего брата дирекция одной школы попросила вести этот предмет по учебнику, утвержденному в Департаменте образования. Кроме этого учебника он использует многие свои наработки. Тут очень важно, опять-таки, не давать какой-то минимум знаний любой ценой, а необходимо не задавить росток, помочь увидеть лучи благодатного света, зажечь интерес к духовным предметам. Тут нужно, конечно, прилагать большие усилия.
Больше того, школьники все-таки светские, не все из них о Православии имеют какое-то представление. Какие наработки тут можно использовать? Расскажу из своего опыта. Достаточно давно (лет семь назад) в профессиональном училище, которое находится рядом с нашим храмом святителя Николая на Рогожском кладбище, в течение года я преподавал «Основы православной культуры». Вел в нескольких классах ребятам достаточно сложной группы – 16–17 лет. Классы были большие, переполненные, учащиеся только мальчики, внимание которых было сложно зацепить и удержать. Завуч этого заведения попросила меня написать программу. Я написал ее очень лояльную, исторического плана. Программа напоминала учебник Соколовой по «Основам православной культуры» и больше походила на предмет историко-культурологический. Я-то понимал, что говорить буду совсем о другом и преподавать буду, как посчитаю нужным. Для утверждения эту программу послали в районный отдел Департамента образования, и оттуда пришел ответ: «Ни под каким видом этот предмет преподавать нельзя, даже под видом исторического кружка». В те времена в Москве с большими трудностями велось преподавание Закона Божиего в школах. Директор и завуч училища пошли на своего рода риск и, видя, что школьникам это необходимо, разрешили мне читать лекции. Парадоксально, что и школьникам, и родителям эти уроки нравились. А дяди и тети из департамента решили, что учащимся этот предмет не нужен и преподавание его даже вредно. Но, слава Богу, нашлись здравомыслящие люди, и я с пользой и для себя, и, надеюсь, для тех, кто мои занятия посещали, их вел. Я старался открыть им самые яркие моменты Православия, в первую очередь о праздниках. Например, была Казанская. Ребята сами просили рассказать про праздник, так как на 4 ноября было установлено празднование в память освобождения Москвы от поляков в 1612 году и праздник стал общегосударственным.
Я им рассказывал про чудеса. Про чудеса православные и чудеса оккультные. Рассказывал о природе оккультизма, об экстрасенсорике, что такое НЛО… Ребятам это было интересно. Потом у нас были уроки Ветхого Завета, из которого я брал самые яркие и увлекательные моменты. Были лекции об эволюции, происхождении человека, о всемирном потопе и о Ноевом ковчеге, о Вавилонской башне. Были уроки по Новому Завету. Мне повезло, что им, как ни странно, на уроках литературы учительница показала до этого фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы», который только что вышел на экраны и очень многих потряс, никого не оставил равнодушным. Я попросил их поделиться своими впечатлениями об этом фильме, а потом начал читать Евангелие, те места, по которым был снят этот фильм, и рассказывать о тех главах, которые в этот фильм не вошли. Рассказывал о первых мучениках. Была беседа о рок-музыке, я брал гитару и пел.
Показать, что священник – это живой, реальный человек, ему интересна жизнь, которой ты живешь, интересны темы, которыми ты дышишь…
Здесь все методы хороши: и сказочку расскажешь, и песенку споешь, лишь бы привлечь внимание, чтобы ребята тебя слушали. Самое главное, особенно когда ты преподаешь основы православной культуры людям светским, которые батюшку видят, может быть, в первый раз, установить с ними контакт. Показать, что священник – это живой, реальный человек, ему интересна жизнь, которой ты живешь, интересны темы, которыми ты дышишь, он прекрасно разбирается во многих современных вопросах и говорит на понятном тебе языке, а не на церковнославянском. Показать, что священнику не чужды мысли, чувства, желания, которые и тебе присущи. Поэтому тут приходится идти на некий популизм и детям говорить о вопросах не только духовных, но и светских.
Очень важно внушить детям мысль, что семья – это самое главное после веры православной, что создание семьи – очень важная цель.
И старшим школьникам, которые учатся в воскресной школе, и детям, которым мы преподаем «Основы православной культуры», очень важно говорить о семейных ценностях, о семейных традициях. Мы знаем, что российская семья – это наша боль. Современная семья находится в ужасном состоянии, в ужасном положении. Очень важно внушить детям мысль, что семья – это самое главное после веры православной, что создание семьи – очень важная цель. Цель – это не получить какую-то профессию, которая будет тебя кормить и давать большие деньги, а цель – создать семью, родить детей, воспитать их, любить своих родных и близких, заботиться о них, служить им. Вопросы семейной психологии – это одна из моих профильных тем, все мои книг так или иначе о семейной жизни. И поэтому эта тема для меня самого так важна. Когда я учился в школе, был предмет, который назывался «Этика и психология семейной жизни». Вот такую православную этику и психологию семейной жизни надо доносить до наших детей. Тем более что на эту тему сейчас есть много православных книг и пособий: о том, как должны общаться девушка с юношей, как выбирать спутника жизни один раз на всю жизнь… Здесь очень важно не опоздать. Важно, чтобы они не наделали тяжелых грехов, ошибок, за которые им потом придется во взрослой жизни расплачиваться. И если мы сможем их каким-то образом предупредить, что-то им рассказать важное, нужное, то я надеюсь, что им это очень и очень пригодится.
– А есть ли тенденции к тому, чтобы преподавать Закон Божий в интернатах и детских домах?
– Мы знаем, что в домах ребенка дети содержатся до 4 лет, и там преподавать ничего нельзя. Почти во всех домах ребенка работают священники, они совершают таинство Крещения детей, они и беседы с ними проводят. Так что все детские дома у нас охвачены. Об интернатах. Да, боль за этих детей очень большая. Мы знаем, что 80% детей, которые выходят из интернатов, не могут социально адаптироваться: они не могут сами себе суп приготовить, не знают даже, как чай заваривать, как делать покупки в магазинах. То есть это люди, которые не получили не только какого-то духовного образования и просвещения, они не владеют самыми элементарными навыками, которые должны были дать им родители. Им это крайне необходимо. Но тут вот в чем дело. В интернатах воспитанники обучаются по обычной школьной программе. К сожалению, я не в курсе, но раз в четвертых классах общеобразовательных школ этот предмет введен, то и в интернатах он тоже должен быть. Если нас зовут в любое светское заведение, от интерната до дома престарелых, то мы с радостью идем туда. Тем более что многие интернаты окормляются храмами.
– И последний вопрос. При храмах сейчас создаются и действуют не только детские воскресные школы, и не только дети школьного возраста нуждаются в «ликвидации духовной безграмотности», но и их родители также чувствуют порой сильный недостаток духовных знаний. Вы много лет преподаете взрослым прихожанам основы веры. Поделитесь опытом организации воскресной школы для взрослых и проведения занятий с ними.
Воскресная школа для взрослых – это возможность общения со священником вне богослужения, вне исповеди…
– Да, во многих храмах есть сейчас воскресная школа не только для детей, но и для взрослых. В 1996 году отец Анатолий Цвиркунов, мой первый настоятель, попросил меня преподавать детям в воскресной школе. В то время далеко не во всех храмах были детские воскресные школы, тем более для взрослых. Отец Анатолий как раз в этом плане был одним из первых, кто ввел в своем храме не только детскую, но и взрослую воскресную школу. С чего это началось? Началось это с бесед, которые батюшка проводил после Литургии, когда в храме собирались люди, ставились стульчики в одном из приделов храма святителя Николая на Рогожском кладбище. Он рассказывал о празднике, о воскресном Евангелии, это было своего рода продолжение проповеди. Потом эта школа переросла в более серьезное учреждение. Появилась возможность людей, которые после службы немного изголодались, угостить чаем, печеньем и конфетами, чтобы они не ослабели, и в то же время вести определенный предмет. Я преподавал нравственное богословие, потому что это должно нас сопровождать каждый день: как жить по заповедям Божиим, бороться со страстями. Также вел Священное Писание. Для нас оно Учебник жизни, и, конечно, Евангелие мы должны читать и изучать. Другие батюшки вели литургику, иные дисциплины. Что дает, как мне кажется, воскресная школа для взрослых? Это – возможность общения со священником вне богослужения, вне исповеди, проповеди его, вне других каких-то таинств, которые он совершает. Здесь есть возможность самим пообщаться после Литургии. Ведь Литургия в переводе с греческого языка «общее дело», и мы должны дальше продолжать это общее дело как в приходских делах, так и совместно изучая богословские науки. Опять же, нельзя сказать, что это какие-то серьезные богословские курсы, скорее это беседа со священником на определенные темы, когда каждый человек может участвовать и задавать вопросы батюшке. Потому что жизнь у нас не ограничена только службой, нужно, чтобы жизнь в приходах продолжалась, как в семье, в наших делах, в каких-то совместных занятиях, беседах, которые проводятся уже после службы.