воршуд что это такое
Воршуд — покровитель рода
Воршуд — покровитель рода
Воршуд или шуд вордысь — дух-покровитель рода и семьи у удмуртов: слово шуд в переводе означает «счастье, доля». Изображение воршуда хранилось в специальном коробе в молельне — куале (куа), срубной постройке без окон, где располагался также священный родовой очаг.
Л.С. Грибова считает, что изображения воршуда были схожи с упоминавшимися бляхами, выполненными в пермском зверином стиле.
Каждая из 70 родовых группировок удмуртов имела своего воршуда со своим именем, иногда восходящим к именам священных — тотемных — животных: имя рода Юс значило «лебедь», Докъя — «глухарь», Чабья — «щука» и т. д. В качестве воршуда могли почитать и быка; его фетиш — рога — хранились в воршудном коробе. Удмуртские фамилии восходят к этим родовым обозначениям: Ошев — от «ош» («медведь»), Мошев — от «мош» («пчела») и т. д. В первобытные времена, когда действовали правила экзогамии и нельзя было брать невест из своего рода, знание этих тотемных символов было необходимо.
Воршуду молились вместе с Инмаром, так что их имена иногда сливались — Инворшуд. В куале приносили в жертву животных и птиц, хлеб и блины — угощение воршуда. Обзаводящийся новым домом хозяин приглашал воршуда к себе в новую куалу и устраивал по этому поводу пир; горсть золы из старого очага — воплощение воршуда — переносили в новую куалу; переезд воршуда в новое жилище сопровождался свадебными обрядами и песнями — ведь дух-покровитель должен был заботиться о продолжении рода. Воршуда молили о покровительстве во всех делах и несчастьях, особенно во время болезни, переездов и т. п. Особо ему поклонялась молодуха: ведь нужно было, чтобы ее приняли в род. Оскорбившего или недостаточно почитавшего воршуда дух мог преследовать, душить по ночам, насылать болезни, как и славянский домовой.
Ежегодным ритуалом в честь воршуда руководил жрец (восясь). На жертвенный стол под старой елью или сосной выносили воршудный короб, в жертву приносили белого бычка, шкура которого вывешивалась на ветвях. После каждого моления в короб складывали помимо фетишей, связанных с культом Кылдысина, серебряные монеты, которые собирал жрец. Эти деньги шли только на нужды культа — считалось, что вор, покусившийся на богатство воршуда, умрет или ослепнет. Рассказывают и об изображениях воршуда — гуся с серебряным клювом, быка с золотыми рогами (оба персонажа характерны для мифов финно-угорских народов).
Чудесный орел переносит богиню на небо: этот мотив повторяется на иранском блюде и пермской подвеске.
Фигурка летящей птицы. XI в. Бронза.
Раннесредневековое искусство Прикамья — Пермской земли очень своеобразно. В современной науке за этими фантастическими, шаманскими, полузооморфными фигурами закрепилось наименование «пермский звериный стиль». Распространенный образ пермского звериного стиля — человек с головным убором в виде головы лося или просто с головой лося, стоящий на ящере. Среди бронзовых литых фигурок и бляшек встречаются изображении семейства — взрослая пара и ребенок, которые стоят на ящере.
Прорезная бляха. VII–VIII вв. Троицко-Печорский р-н. Бронза.
Прорезная бляха. VIII–IX вв. Чердынский р-н Пермской обл. Бронза.
Полая пронизка в виде крылатого пса. VI–VII вв. Похожие отливки обнаружены во многих местах Прикамья. Пронизки надевали на нить и украшали ими костюм. Бронза.
Прорезная бляха. VII–VIII вв. Пос. Курган Чердынского р-на Пермской обл. Бронза.
Полая подвеска с объемными фигурами двух людей, сидящих на ящере. VIII–IX вв. (р. Ухта). Бронза.
Бляха. VIII–IX вв. Местные жители прозвали эту бляху «ячменным богом». «Ячменный бог» попирает ногами существо, воплощающее преисподнюю; лоси символизируют земной мир, которому покровительствует бог растительности. Чердынский музей.
Бляха, представляющая близнечные мотивы. VIII–IX вв. Найдена под корнями старой ели в 1947 г. Село Кольчуг Чердынского р-на Пермской обл. Бронза.
Композиции на ажурных бляхах раскрывают нам устройство шаманской «Вселенной», состоящей из нескольких зон, и изображают странствие шамана в подземный либо небесный мир. Помимо трех зооморфных символов, воплощающих основные зоны космоса, на бляхах помещены, как правило, изображения семи лосиных и птичьих голов, процессии из семи следующих друг за другом людей-лосей. Узор в виде вьющихся полосок, возможно, изображает реки, соединяющие Верхний и Нижний миры.
С помощью подобных литейных форм (VII–IV вв. до н. э.) изготавливались странные фигурки — нечто среднее между человеком и некоей амфибией; древнейшие образы звериного стиля на Урале.
В культовом амбарчике, посвященном родовому духу-предку манси Ворсик-ойке, этнографы обнаружили литые свинцовые фигурки. Одна из них напоминает ящерицу или рыбу (к спине которой присоединена медная монета), другая — странное пресмыкающееся существо, третья — бобра.
Читайте также
Пеко — покровитель урожая
Пеко — покровитель урожая Пеко, или Пекко, был особенно почитаем у восточных эстонцев — сету. Он именовался также «древним богом» или «древним идолом». Изображение Пеко изготовляли из воска или дерева, зимой особый жрец хранил его в амбаре, а во время сева идола выносили
Покровитель людей Мир-сусне-хум
Покровитель людей Мир-сусне-хум Мир-сусне-хум («Смотрящий за миром») имеет множество имен и эпитетов: Ма-ехне-хум, Вит-ехне-хум («Землю объезжающий человек», «Воду объезжающий человек»); Али-хум («Южный человек» — он считался специальным покровителем верховий Оби); Лувн-хум
Глава шестая «Арестантские роты особого рода»
Глава шестая «Арестантские роты особого рода» Раз уж мы начали тему, в наши дни определяемую словом «социалка», то есть смысл двигаться дальше в этом направлении. Где медицина и благотворительность — там и образование.Символ провинциального образования — конечно же
«Жидовин из рода Данова»
«Жидовин из рода Данова» Атмосфера петровских реформ была разрушительна для повседневной жизни рядового человека. В их основе лежало стремление рассматривать людей и общество как некий механизм, который может управляться мастеровым. В концепции Петра проступали черты
«В потребностях всякого рода нет недостатка»
«В потребностях всякого рода нет недостатка» Дворяне использовали труд крепостных портных, башмачников, швей и вышивальщиц вплоть до реформы 1861 года. М.Л. Назимов вспоминал о жизни своей семьи в уездном городе Арзамасе в 1810-х годах, где его отец служил соляным приставом –
Глава 4 Первые короли из рода сыновей Миля
Глава 4 Первые короли из рода сыновей Миля Теперь на авансцене легендарной истории Ирландии оказываются короли и герои из рода Сыновей Миля. Но, как мы уже сказали, божества из Племен богини Дану отнюдь не были забыты. Волшебный мир, в котором они живут, незрим для смертных,
ПОСТ- (oт ПОСТ-культуры) (сущ. ср. рода — оно, нечто, не имеющее определенного рода)
ПОСТ- (oт ПОСТ-культуры) (сущ. ср. рода — оно, нечто, не имеющее определенного рода) Рабочее понятие, используемое В. Бычковым для обозначения современной (условно — с сер. ХХ в., с поп-арта в искусстве, хотя истоки его коренятся в начале нашего столетия) ситуации в сфере
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РОДА КАМЕАМЕА
ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РОДА КАМЕАМЕА Камеамеа III, устоявший перед попытками Великобритании и Франции аннексировать гавайское государство, умер в 1854 году. Этому королю суждено было править своей страной дольше, чем всем его предшественникам и преемникам. За время своего правления
Воршуд
Воршу́д (от удм. вордыны — родить, растить и удм. шуд — счастье) — в удмуртской мифологии дух предка-покровителя рода. К воршуду обращались за исцелением, покровительством в делах. Также считалось, что воршуд может наслать болезнь на человека, оскорбившего его. Культ воршуда связан с культом предков.
Содержание
Обряды
Воршуду было принято подносить хлеб, блины, птиц и животных. Жертвы подносились путём сжигания в очаге святилища-куалы, в которой, как считалось, и обитал воршуд. Также существовал обычай при переезде в новый дом переносить пепел из куалы в старом доме в новую куалу.
Другие значения слова
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Удмуртская мифология | |
---|---|
Верховные божества | Инмар • Кылдысин • Куазь • Инву |
Божество-антагонист | Шайтан (Керемет / Луд) |
Мифические существа | Алангасары (Зэрпалы) • Вумурт (Вукузё) • Гидмурт • Гондыр • Коркамурт • Нюлэсмурт • Палэсмурт |
Фольклор | Ватка и Калмез • Дондинские богатыри • Лопшо Педунь • Эштерек |
Прочее | Воршуд • Кереметь • Куала |
Полезное
Смотреть что такое «Воршуд» в других словарях:
ВОРШУД — шуд вордись, в удмуртской мифологии антропоморфный дух покровитель рода, семьи. Обитает в молельне (куале), где его идол, возможно, хранился в специальном «коробе В.»; в куале приносили в жертву животных и птиц, хлев и блины угощение В.… … Энциклопедия мифологии
Воршуд — название антропоморфного духа покровителя у вотяков. Впоследствии это слово стало обозначать у них идола В., затем место, где ставился этот идол, ящик с приносимыми ему жертвами и, наконец, ту группу людей, которые ему поклоняются … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Куала — О столице Малайзии см. статью Куала Лумпур Куала (куа, чум, устар. квал) святилище в традиционной религии удмуртов. Представляет собой небольшую простую срубную постройку с открытым очагом. До заимствования удмуртами избы русского типа,… … Википедия
Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия
Вотяки — инородцы финского племени, пермской группы, живут преимущественно в юго восточной части Вятской губернии, в уездах Глазовском, Елабужском, Сарапульском и отчасти Слободском, а также в соседних уездах Казанской губернии (Казанском и Мамадышском) и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Удмуртская мифология — Удмуртская мифология совокупность мифологических воззрений удмуртов Содержание 1 Генезис 2 Пантеон 3 Мифические существа … Википедия
Россия. Население: Россия в этнографическом отношении — Первые сколько нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Р. (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших до нас в исторических и географических трудах писателей классической древности и начала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КЫЛДЫСИН — му, Кылчин, в удмуртской мифологии бог. Обитает на небе, откуда управляет вселенной. В древние времена жил на земле среди людей, любил появляться на полях земледельцев в образе старика в белой одежде, ходить по межам и поправлять колоски хлеба,… … Энциклопедия мифологии
ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны … Энциклопедия мифологии
Удмурты — Удмурт Удмурты в национальных костюмах … Википедия
История фестиваля «Воршуд»
«Воршуд» в переводе с удмуртского означает «святыня рода».
Когда-то для каждой удмуртской семьи воршуд был святыней, семейным и родовым оберегом. Таким оберегом для постепенно исчезающих древних аутентичных образцов финно-угорской культуры стал фестиваль с одноименным названием.
Фестивальная летопись «Воршуда» началась в 2002 году, когда в конкурсе проектов Министерства культуры РФ был выигран грант на проведение I Регионального фестиваля финно-угорских народов Поволжья и Приуралья «Воршуд» («Святыня рода»). С тех пор фестиваль «Воршуд», проводимый раз в два года, объединяет тех, кто стремится сохранить культуру своих предков, особенности древних обычаев, ритуалов, языка, музыкального и хореографического фольклорного наследия. В этом году он пройдет уже в седьмой раз.
Первый фестиваль был посвящен возрождению исчезающих удмуртских обрядов и родовых воршудных напевов. Он проходил в Ижевске и Шарканском районе. Фестиваль позволил выявить картину бытования древнейших пластов музыкально-песенного фольклора. В фестивале приняли участие 20 фольклорно-этнографических коллективов и отдельных исполнителей из районов и городов Удмуртии, республик Марий Эл, Башкортостан, Коми, Кировской области и Пермского края, а также гости из Финляндии. Фестиваль оказался мощным средством единения участников и зрителей, побывавших в атмосфере самобытной финно-угорской этнической культуры. Первый «Воршуд» дал толчок для создания проекта республиканской программы «Сохранение и развитие традиционной культуры Удмуртии», направленной на возрождение и сохранение уникального культурно-исторического потенциала районов республики.
Возрождение традиционных финно-угорских инструментов и традиционной финно-угорской музыки стал основной целью второго «Воршуда». В работе фестиваля приняли участие фольклорные ансамбли и отдельные исполнители из Удмуртии, Марий Эл, Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Республики Коми, Кировской, Пензенской, Пермской областей, а также гости из Венгрии и Финляндии. В рамках фестиваля была проведена научно-практическая конференция «Музыкальный инструментарий народов Поволжья и Урала: традиции и современность», где были рассмотрены вопросы сохранения и развития традиции игры на возрожденных музыкальных инструментах, разработки и внедрения программ обучения в музыкальных образовательных учреждениях разного уровня. II фестиваль «Воршуд» высветил и прояснил многие проблемы, связанные с изготовлением и использованием традиционных музыкальных инструментов народов Поволжья и Приуралья.
Главной задачей III «Воршуда» стала актуализация традиционного танцевального искусства в культурном наследии Удмуртии и финно-угорского мира. Он объединил талантливых непрофессионалов из сел, деревень и городов Удмуртии, Эстонии, Финляндии, Татарстана, Чувашии, Марий Эл, а также ученых из Москвы, Архангельска, Липецка, Казани, Набережных Челнов. В рамках фестиваля успешно прошла научно-практическая конференция «Танцевальная культура народов Поволжья и Урала: традиции и современность», в которой приняло участие 17 исследователей фольклора.
«Воршуд»-2009 представил песни и танцы весенне-летнего календарного цикла финно-угорских народов. В IV «Воршуде», в отличие от предыдущих, впервые принимали участие творческие коллективы, имеющие в своем составе и взрослых, и детей. Это 16 фольклорных коллективов из 7 регионов России и 8 районов Удмуртии.
Всем жанрам музыкального обрядового и необрядового фольклора был посвящен пятый «Воршуд».Свое творчество показали лучшие фольклорные коллективы Удмуртии и гости из регионов – республик Татарстан, Оренбургской области, Республики Коми, Пермского края.
Темой шестого «Воршуда» стал народный традиционный и стилизованный костюм – как символ народного праздника. В фестивале приняли участие художники по костюмам, дизайнеры одежды, театры моды из Удмуртии, Республики Коми, Татарстана и Башкортостана. Участники представили это традиционные костюмные комплексы удмуртов и финно-угорских народов, стилизованные народные костюмы, повседневную одежду в стиле «этно», украшения и пр. В рамках фестиваля для всех зрителей и участников состоятся мастер- классы по постановке дефиле, игре на традиционном музыкальном инструменте, фотографии, изготовлению национальных украшений, созданию сценической прически и макияжа, созданию элементов национального костюма.
И вот 7-ой фестиваль ставит своей целью сохранение и популяризацию семейных традиций финно-угорских народов. Участниками фестиваля станут более 35 коллективов из Удмуртии, Пермского края, Кировской области, Республики Татарстан и других регионов России. Фестивальные мероприятия охватят Ижевск, Игринский, Малопургинский и Шарканский районы и объединят в себе порядка 10 крупных событий.
Воршуд
Смотреть что такое «Воршуд» в других словарях:
ВОРШУД — шуд вордись, в удмуртской мифологии антропоморфный дух покровитель рода, семьи. Обитает в молельне (куале), где его идол, возможно, хранился в специальном «коробе В.»; в куале приносили в жертву животных и птиц, хлев и блины угощение В.… … Энциклопедия мифологии
Воршуд — (от удм. вордыны родить, растить и удм. шуд счастье) в удмуртской мифологии дух предка покровителя рода. К воршуду обращались за исцелением, покровительством в делах. Также считалось, что воршуд может наслать болезнь на человека,… … Википедия
Куала — О столице Малайзии см. статью Куала Лумпур Куала (куа, чум, устар. квал) святилище в традиционной религии удмуртов. Представляет собой небольшую простую срубную постройку с открытым очагом. До заимствования удмуртами избы русского типа,… … Википедия
Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия
Вотяки — инородцы финского племени, пермской группы, живут преимущественно в юго восточной части Вятской губернии, в уездах Глазовском, Елабужском, Сарапульском и отчасти Слободском, а также в соседних уездах Казанской губернии (Казанском и Мамадышском) и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Удмуртская мифология — Удмуртская мифология совокупность мифологических воззрений удмуртов Содержание 1 Генезис 2 Пантеон 3 Мифические существа … Википедия
Россия. Население: Россия в этнографическом отношении — Первые сколько нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Р. (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших до нас в исторических и географических трудах писателей классической древности и начала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КЫЛДЫСИН — му, Кылчин, в удмуртской мифологии бог. Обитает на небе, откуда управляет вселенной. В древние времена жил на земле среди людей, любил появляться на полях земледельцев в образе старика в белой одежде, ходить по межам и поправлять колоски хлеба,… … Энциклопедия мифологии
ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны … Энциклопедия мифологии
Удмурты — Удмурт Удмурты в национальных костюмах … Википедия
ВОРШУД
Смотреть что такое «ВОРШУД» в других словарях:
Воршуд — (от удм. вордыны родить, растить и удм. шуд счастье) в удмуртской мифологии дух предка покровителя рода. К воршуду обращались за исцелением, покровительством в делах. Также считалось, что воршуд может наслать болезнь на человека,… … Википедия
Воршуд — название антропоморфного духа покровителя у вотяков. Впоследствии это слово стало обозначать у них идола В., затем место, где ставился этот идол, ящик с приносимыми ему жертвами и, наконец, ту группу людей, которые ему поклоняются … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Куала — О столице Малайзии см. статью Куала Лумпур Куала (куа, чум, устар. квал) святилище в традиционной религии удмуртов. Представляет собой небольшую простую срубную постройку с открытым очагом. До заимствования удмуртами избы русского типа,… … Википедия
Культура Удмуртии — Удмуртия республика в составе Российской Федерации, является ее неотъемлемым субъектом, входит в состав Приволжского федерального округа, расположена в западном Предуралье, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Страна заселена… … Википедия
Вотяки — инородцы финского племени, пермской группы, живут преимущественно в юго восточной части Вятской губернии, в уездах Глазовском, Елабужском, Сарапульском и отчасти Слободском, а также в соседних уездах Казанской губернии (Казанском и Мамадышском) и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Удмуртская мифология — Удмуртская мифология совокупность мифологических воззрений удмуртов Содержание 1 Генезис 2 Пантеон 3 Мифические существа … Википедия
Россия. Население: Россия в этнографическом отношении — Первые сколько нибудь обстоятельные сведения о народностях, населяющих Р. (если не считать древнейших, относившихся к ранее жившим здесь народам и дошедших до нас в исторических и географических трудах писателей классической древности и начала… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КЫЛДЫСИН — му, Кылчин, в удмуртской мифологии бог. Обитает на небе, откуда управляет вселенной. В древние времена жил на земле среди людей, любил появляться на полях земледельцев в образе старика в белой одежде, ходить по межам и поправлять колоски хлеба,… … Энциклопедия мифологии
ФИННО-УГОРСКАЯ МИФОЛОГИЯ — угро финская мифология, мифологические представления финно угорских народов, восходящие к эпохе их общности (примерно 3 2 е тыс. до н. э.). Древние финно угры расселились к 1 му тыс. н. э. из Приуралья и Поволжья до Прибалтики (современные финны … Энциклопедия мифологии
Удмурты — Удмурт Удмурты в национальных костюмах … Википедия