воронка лидов что это
Настройка воронки в CRM. Практическое руководство
Наши читатели наверняка знают, что такое CRM-система, если же нет, то недавно у нас вышел цикл статей по самостоятельному внедрению CRM-систем:
К сожалению, многие подробности по самой настройке CRM мы тогда опустили, поэтому нам стали задавать множество практических вопросов касательно количества воронок, какие этапы создавать и что можно автоматизировать на каждом из этапов. И самое главное: какую CRM-систему использовать.
Как выбрать CRM-систему
На самом деле, возможности CRM-систем примерно одинаковы, и их однозначно больше, чем может понадобиться на первоначальном этапе. Чтобы минимизировать возможные проблемы и упростить интеграцию с телефонией, SMS-рассылками, сайтами, сквозной аналитикой и прочими сервисами, рекомендую использовать российские CRM-системы, рассчитанные под отечественные сервисы. Вместо того, чтобы бесконечно выбирать и взвешивать плюсы и минусы различных решений, начните их использовать. Одновременно с опытом в использовании CRM-систем вы сможете сформулировать требования к функционалу и сделать осознанный выбор. Функционал систем расширяется с помощью встроенных и дополнительных модулей. Если вы не нашли что-то, подходящее для вас, то либо вы плохо искали, либо выбрали какую-то редкую CRM.
Совет по выбору CRM-системы для новичков:
Самая популярная CRM-система в России
Институт проблем предпринимательства в начале 2019 г. опросил более 1,5 тыс компаний по всей России.
Использование CRM-систем в российских компаниях (первая половина 2019)
2/3 участников вообще никогда не слышали о CRM. Возможно, что интервьюеры общались с рядовыми сотрудниками, а не с руководителями. Руководители наверняка о CRM-системах слышали, просто не используют в работе, поэтому и сотрудники ничего не знают о CRM. Возможно, я выдаю желаемое за действительное…
Доли используемых CRM-систем среди всех компаний распределились следующим образом:
Какие CRM-системы используются в российских компаниях (первая половина 2019)
Получается, что 5,5% компаний, из всех опрошенных, используют Битрикс 24 и это в 5,5 раз больше, чем доля AmoCRM. Поэтому настройку воронки покажем на примере Битрикс 24.
Воронки в Битрикс 24
Битрикс 24 имеет 2 сущности, в которых настраиваются воронки:
В AmoCRM лиды и сделки отдельно не различаются, поэтому сделайте для лидов дополнительную воронку.
Чем лиды отличаются от сделок?
Лид – это зацепка, некий выход на клиента, который проявил (или может проявить) к вам некоторый интерес, но еще не «созрел» сделать заказ. Вполне вероятно, что пока вы не понимаете, что хочет заказать клиент, с ним вы будете производить практически одинаковые действия.
Лид становится Сделкой тогда, когда вы понимаете кто, что и когда готов у вас купить. Технически в лидах может быть только одна воронка, тогда как в сделках можно создать несколько воронок или направлений. Сделки бывает удобно вести в разных воронках, например, одну воронку делаете для физических лиц, а другую – для юридических. Одну для розничных покупателей, а другую для оптовых. Отдельно ведете тех, кто покупает товары из ассортимента, и отдельно индивидуальные заказы.
Если с самого начала к каждой сделке мы в обязательном порядке требуем привязывать Компанию и хотя бы один Контакт, то у Лидов на первых порах может не быть ни того, ни другого. Вы можете не знать даже имя, а только адрес электронной почты или номер телефона.
Для сделок мы не сможем предложить универсальную воронку, тогда как лиды есть в любых компаниях, и этапы их обработки примерно одинаковы в любой сфере бизнеса. Далее покажем настройку воронки именно на примере Лидов, а воронки для сделок вы сделаете по аналогии.
Воронка Лидов
Каждый этап или стадия имеет название. Желательно, чтобы по названию было понятно, что в данный момент происходит с лидом. Возможны два варианта именования этапов:
Попробуем описать некую «усредненную» воронку активных продаж, в которую вы сможете добавить нужные этапы или убрать лишние. Помните, что чем меньше этапов, тем лучше, но их должно быть достаточно для понимания текущего состояния Лида (что с ним происходит в данный момент).
Обязательно опишите каждый из этапов и поясните, что на них происходит (чем подробнее, тем легче будет понять целесообразность и найти противоречия, если они есть).
Финальные статусы
Успешный статус лида только один – Лид сконвертирован в заявку.
Причин, по которым лид закрыт, может быть множество, например:
ТОП неуспешных статусов Лида, которые следует избегать
Обязательно проверяйте каждый статус на информативность. Отказы должны помогать вам лучше работать, расширять ассортимент товаров или услуг или становиться лучше.
Настройка воронки в Битрикс 24
Повторяйте за мной:
Смотрите скриншот ниже
Настройка справочников в Битрикс 24
Этапы Лидов создаются в справочнике «Статусы». Добавляете нужные статусы и нажимаете «Сохранить». В точности как на рисунке ниже:
Стадии воронки лидов в Битрикс 24 К содержанию
Автоматизации
Первое, что можно сделать – на каждом этапе сообщать ответственному о том, что от него требуется на этом этапе. Пусть работе с воронкой новичков обучает сама воронка и напоминает, какие действия следует сейчас предпринять.
Вы же описали воронку, как я предлагал выше? Воспользуйтесь описанием этапов. Подумайте, сколько времени вы можете позволить воронке находиться на каждом из этапов и придумайте «информирующую» задачу (или уведомление), в которой распишите все необходимые действия.
Например, в момент создания Лида можно автоматически поставить ответственному (считаем, что за все входящие заявки ответственный – РОП) назначить другого ответственного (из числа менеджеров). Сколько времени ему дать на выполнение? Например, 1 день после получения заявки.
Снова заходите в настройки CRM, выбираете вкладку «Роботы и бизнес-процессы» и нажимаете кнопку «Лиды» (смотрите скриншот ниже):
Бизнес-процессы в Лидах
Вы увидите созданную вами воронку лидов. Под названием нужного этапа нажмите ссылку «Настроить роботов»
Настройка роботов в Лидах и Сделках Битрикс 24
Теперь можно добавить для сотрудника задание:
Выбор нужной автоматизации из списка автоматизаций в Битрикс 24
Укажите название, опишите задание, это задание можно автоматически считать завершенным при переходе лида в другой статус и нажмите кнопку «Сохранить»
Настройка задания в Битрикс 24
У вас появится карточка задания:
Просмотр текущих роботов и триггеров в Битрикс 24
Но не спешите нажимать кнопку «Сохранить». Создайте еще одно задание нажав кнопку «добавить». В уже знакомой карточке настройки задания укажите название, описание и смените ответственного за задачу на руководителя:
Назначение ответственного за задачу в Битрикс 24
Предположим, что вы даете РОПу на выполнение его задания 2 дня, поэтому руководителю не нужно выполнять это задание сразу. Поэтому нажмите «сразу», выберите «Через», укажите «2» и замените период на «дней»:
Изменение времени начала задачи в Битрикс 24
Посмотрите, как изменилось условие запуска задачи и нажмите «Сохранить»
Настроенная задача для сотрудникав Битрикс 24
В роботах появилась еще одна карточка задания. Щелкнув по любой из карточек, задание можно изменить. Проделайте аналогичные действия для остальных этапов и нажмите кнопку сохранить, когда вас всё будет устраивать:
Пример автоматизации воронки в Битрикс 24
Обратите внимание, что на втором и последующем этапе движение по воронке контролирует уже другой сотрудник, который в нашем примере выполняет функцию РОПа.
Воронка сделок
К моменту конвертации лида в сделку вы понимаете кто, что и когда готов у вас купить. В зависимости от типа клиента создаете сделку сразу в нужной воронке. Если клиент готов оплатить счет, его можно вести по укороченной воронке, если же он требует КП, то ведите его по полному пути. Вариантов воронок со сделками великое множество. Кто-то подключает к продаже пресейлов, кому-то нужно согласовывать договор с юристом, третьи заказывают оборудование по сделке у поставщиков – все эти этапы можно отслеживать в CRM-системе.
Делайте разные воронки для разных типов клиентов и аудиторий. Сегментируйте свои товары и услуги по разным воронкам, если бизнес-процесс их продажи существенно отличается. Выделяйте продукцию, требующую особого внимания в отдельную воронку. Предложить универсальную воронку сложно.
Начните с описания самой сложной воронки с самыми требовательными клиентами, а после этого сделайте одну или несколько упрощенных копий воронки, по которой пойдет наибольшая часть ваших клиентов.
Вы можете заказать настройку CRM системы у нас на сайте или по телефону +7 499 553 09 78
Если хотите получить примеры воронок для сделок в разных сферах бизнеса, подписывайтесь на нашу группу в Facebook и Вконтакте. Ставьте лайки и задавайте вопросы в комментариях.
Лиды и лидогенерация: простыми словами о каналах привлечения
В бизнес-процессах одна из основных задач — привлечение клиентов: кто-то приходит через поиск, кто-то за счет сарафанного радио, а кому-то нужно рассказать о важности продукта и его преимуществах в рекламе в соцсетях. Но пользователь не сразу покупает и становится клиентом, сначала его нужно разогреть и превратить в потенциального покупателя, то есть в лида. В этой статье мы разберем, кто такой лид, что такое лидогенерации и как ее проводить.
Что такое лиды
Лиды — это люди, проявившие интерес к вашей услуге или продукту. Иными словами, лид — это потенциальный клиент, совершивший целевое действие: заполнил анкету или оставил заявку на обратный звонок.
С помощью различных способов, о которых расскажем ниже, маркетологи и отдел продаж привлекают внимание пользователей — целевой аудитории, и конвертируют их в покупателей. То есть получение лидов представляет собой один из первых этапов воронки продаж.
Лиды в маркетинге — это пользователи, проявившие интерес через маркетинговые каналы и оставившие свои контакты. Например, через форму заказа обратного звонка, подписку на рассылку и так далее.
Ниже показан пример формы обратной связи на сайте Hyundai для записи на тест-драйв.
Пример лид-формы
А здесь показан пример сбора данных с помощью созданного опроса в Marquiz — ответь на 5 вопросов и получи скидку 10%. Пользователь оставил свои контакты — имя и номер телефона, а также выбрал характеристики товара, которые ему интересны.
Пример сбора данных через опросник
Класификация лидов
Пример. Есть компания, которая продает бытовую технику. Горячий лид — увидел интересующий товар и оформил заказ, теплый — выбирает продукт среди нескольких моделей, а возможно, откладывает деньги на какой-либо конкретный товар. Холодный — впервые зашел на сайт благодаря рекламе, которая предлагает сдать старый ноутбук и получить скидку на покупку нового. Такой пользователь оставит контакты, чтобы узнать подробности акции.
Что такое лидогенерация
Лидогенерация — это процесс сбора лидов. Сюда входит выявление интереса и его стимуляция для дальнейшей покупки. Но генерация лидов — это не только формирование потенциальной целевой аудитории, но и постоянная работа над увеличением клиентской базы.
Генерация лидов подразумевает проработку каналов связи, планирование работы и расчет эффективности. Перед началом этого процесса необходимо изучить целевую аудиторию и создать портрет клиента. Далее — понять, какая будет схема лидогенерации:
Прямая — потребитель проявляет прямой спрос на продукт, то есть активно им интересуется.
Например, человек ищет в интернете конкретный запрос — «где купить микроволновку». Находит несколько магазинов и оставляет заявки на обратный звонок, чтобы узнать подробности о наличие товаров и возможностях доставки.
Косвенная — спрос формируется продавцом, то есть пользователь еще не знает, что ему нужен ваш продукт.
Например, компания выпустила новую модель мобильного телефона. Для привлечения клиентов она проводит презентации, активно работает с блогерами, чтобы они рассказывали о продукте. Если инфлюенсер с целевой аудиторией подобран правильно, потребитель обязательно обратит внимание на товар и заинтересуется им.
Стоит помнить, что и на прямую, и на косвенную лидогенерацию влияют следующие факторы, от которых будет зависеть проработка общей стратегии:
Затем переходите к выбору каналов взаимодействия. Здесь важно учитывать, где находится ваша ЦА и как она ищет товары: через поисковые запросы, социальные сети или сайты-агрегаторы.
А чтобы правильно организовать и систематизировать процесс сбора и понять, что такое лиды в бизнесе, давайте разберемся с термином «лид-менеджмент».
Что такое лид-менеджмент
Лид-менеджмент — это работа по сбору, обработке и группировке лидов. Маркетолог собирает первичную информацию о пользователе, квалифицирует контакты и анализирует полученные данные, чтобы построить весь путь клиента и понять, какими способами его можно стимулировать к покупке.
Задачи лид-менеджмента — следить за поступающими лидами и не упустить ни одной заявки.
В лид-менеджменте выделяют 4 этапа работы — весь процесс носит название Lead Time, или время до сделки:
Проработка этапов помогает распределить финансы и правильно выстроить процесс генерации лидов.
Для оценки эффективности в лид-менеджменте используют ряд метрик, например, стоимость лидов, которую мы рассмотрим ниже.
Стоимость лидов
CPL, или Cost Per Lead — метрика, показывающая стоимость привлечения одного лида.
CPL рассчитывают, чтобы отслеживать эффективность маркетинговых каналов: каждый полученный лид должен не только окупать затраты, но и приносить прибыль.
Метрика позволяет отслеживать целевые действия пользователей и стоимость их привлечения. Можно изучить несколько каналов продвижения и выбрать самые эффективные.
Формула расчета стоимости лида
Переменные в формуле:
Пример. На рекламную кампанию в «Яндекс.Директ» было потрачено за месяц — 100 000 рублей. За этот же период было получено 50 заявок.
Расчет. 100 000 / 50 = 2000 рублей — стоимость одного лида.
Как снизить CPL
Для каждой сферы бизнеса хорошее значение стоимости лида будет свое. Но какой бы маленькой ни была эта цифра, всегда хочется сделать ее еще менше.
Как генерировать лиды: способы сбора
Вы уже знаете, что есть формы заявки на сайте: заказать товар, оформить регистрацию и заказать обратный звонок. В этом разделе разберем дополнительные каналы лидогенерации.
Как собрать лиды на сайте
Настройте поп-ап с предложением оставить контакты. В сообщении должен содержаться интересный оффер — ежемесячные акции, скидка за подписку, свежие новости из мира IT.
Пример поп-апа на сайте — призыв подписаться на рассылку и быть в курсе актуальных акций.
Пример поп-апа на сайте
Создайте лид-формы. Например, на сайте «Главред» можно подписаться на рассылку, в которой вам пришлют первые главы из книги «Пиши, сокращай».
Пример лид-формы
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Добавьте лид-магнит. Бонус, который дают за контакты пользователя называется лид-магнитом. Это может быть чек-лист за подписку, мини-подарок за прохождение опроса или бесплатный доступ к функциям сервиса на несколько дней.
Пример использования лид-магнита — квиз на сайте, за ответы пользователь получит подборку квартир.
Пример лид-магнита — квиз
Подключите чат. Вот пример чата на сайте. Окошке диалога уже есть три подготовленных вопроса, которые помогут пользователю выбрать интересующую категорию.
Пример подключенного чата на сайте
Также можно подключить чат-бота, например, через сервис SendPulse. Вы можете настроить на сайте мультиканальный виджет и направлять пользователя в социальные сети, чтобы делать рассылки, общаться с ними и подогревать для покупки.
Подключите обратный звонок, чтобы собирать контакты пользователей и автоматически перезванивать им.
Это виджет для вашего сайта, который появляется на экране в тот момент, когда пользователь уже готов позвонить вам, но по какой-то причине не делает этого. После заполнения пользователем формы в течение 30 секунд будет осуществлен автоматический прозвон и соединение с оператором.
Обратный звонок
Подключите сервисы аналитики, чтобы отслеживать действия пользователей в реальном времени. Также на сайте обязательно укажите, что вы используете cookies.
Ниже показан скриншот вебвизора в «Яндекс.Метрика». Он помогает отслеживать клики и переходы, а также наблюдать за перемещением курсора по странице — это позволяет понять, на какой информации чаще останавливаются пользователи.
Вебвизор в «Яндекс.Метрика»
А это пример оформления cookies — пользователь может настроить свои предпочтения или принять файлы.
Пример сообщения cookies
Email рассылка и лиды
Вы уже знаете о лид-магнитах в форме подписки на рассылку как о способе сбора лидов. Но кроме этого с помощью email рассылок можно узнать и другие контакты и данные пользователя. Например, прислать ему письмо с просьбой оставить телефон для консультации от менеджера, добавлять в письмо кнопки соцсетей, чтобы он мог там на вас подписаться и так далее.
А на основе собранных данных можно отправлять более персонализированные рассылки об акциях, чтобы прогреть подписчика и простимулировать его для дальнейшей покупки.
Пример подогревающей рассылки, в которой предлагается купить полную версию программы-блокировщика рекламы со скидкой в честь Хэллоуина, а также попробовать другие продукты для защиты всех устройств.
Пример оформления рассылки
Для автоматизации процессов email рассылки регистрируйтесь в SendPulse: проверяйте базу контактов на актуальность, создавайте массовые рассылки и анализируйте полученные данные.
Подборка статей про email рассылки:
Как работать с контекстной рекламой для лидогенерации
Создавайте рекламные объявления в «Яндекс.Директ» и Google Ads: используйте разные форматы — баннеры, текстовые и графические объявления, видео- и аудиорекламу или подборки товаров.
Настраивайте рекламу на целевую аудиторию: пишите объявления для каждого сегмента и создавайте соответствующие креативы. Пользователь в сообщении должен увидеть ответ на его запрос или проблему.
Пример текстового объявления на поиске «Яндекс»: условия доставки, большой выбор товаров, консультация специалиста и категории по питомцам.
Таргетированная реклама для привлечения лидов
Используйте рекламные кабинеты в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, «Одноклассники». Для ведения нескольких аккаунтов можно подключить сервис MyTarget.
В кабинетах ВКонтакте и Facebook есть формат рекламы для генерации лидов — после короткого опроса клиент оставляет свои данные.
Пример работы с формой в кабинете Facebook. В настройках выбираете баннер и текст, а также заполняете данные в форме — вопросы или сразу блок с контактными данными.
Этот формат используется на площадках Инстаграм или Facebook.
Пример формы для получения контактов
Как использовать SEO продвижение для сбора лидов
Поисковая оптимизация приводит теплых клиентов — это инструмент с отложенным результатом. Хорошо проработанный по SEO сайт станет со временем приносить все больше клиентов из поиска.
В SEO важно проработать семантическое ядро, кластеризовать запросы и проверять их актуальность. Поработайте с оптимизацией разделов сайта, страниц товаров и статей на блоге.
Статьи по теме:
Как работать с чат-ботом для генерации лидов
Чат-бот — это виртуальный помощник, который всегда находится на связи и не заставляет клиента ждать ответа.
Создавайте чат-боты для социальных сетей и мессенджеров — настройте сценарий, который поможет собирать информацию:
В SendPulse можно настроить чат-бота для ВКонтакте, Facebook и Telegram.
Откройте для себя чат-бота
Выстраивайте автоворонки продаж и отвечайте на вопросы пользователей с помощью чат-бота в Facebook, VK и Telegram.
На примере ниже — бот, который помогает с выбором подушки и ее наполнения. Бот фиксирует контакт пользователя и передает данные в отдел продаж.
Пример чат-бота в Телеграм
Заключение
В этой статье мы выяснили, кто такие лиды и разобрали варианты генерации лидов.
Придерживайтесь этих рекомендаций, чтобы эффективно собирать лиды и работать с ними:
Регистрируйтесь в SendPulse, чтобы привлекать клиентов через рассылки по email, web push, Viber, SMS и чат-ботам в мессенджерах!
Журналист без диплома, копирайтер без сертификатов, тексты без воды, трафик без проблем