воркшоп что это такое простыми словами в образовании
Воркшоп: понятие и роль в современном образовании
Сегодня образовательный процесс является одним из приоритетных направлений деятельности государства, способствующий не только развитию общества и становлению страны, но и реформированию ряду отраслей. Человек не перестает учиться новому на протяжении всей жизни.
Сегодня образовательный процесс является одним из приоритетных направлений деятельности государства, способствующий не только развитию общества и становлению страны, но и реформированию ряду отраслей. Человек не перестает учиться новому на протяжении всей жизни.
Образовательный процесс предполагает наличие как минимум двух сторон: преподаватель и учащийся, притом первый – делится опытом, а второй – его перенимает. Школа, СУЗ или ВУЗ в данном деле выступает посредником, который гарантирует предоставление достойных для обучения условий, материалов и пр. На текущий момент существует уникальная система обучения, предполагающая равность сторон и совместное становление. Такой процесс называется воркшопом.
Что это такое?
Воркшоп (workshop) – в дословном переводе с английского означает «мастерская или цех». В учебном плане он означает новую форму обучения, при которой учитель и ученик находятся на равных и делятся своими познаниями, опытом, мировоззрением.
Отличительные черты воркшопа
Воркшоп – инновационный и вполне оправданный метод преподавания. Давно известно, что каждый человек индивидуален и воспринимает новую информацию по-своему, поэтому приверженность к одному способу обучения (ведения урока, разъяснения темы и пр.) становится менее эффективной.
Почему школьникам и студентам к концу учебного года становится не интересно и скучно на занятиях? Ответ прост: от единообразия и несвязности процессов! Невозможно связать несколько дисциплин в одну, когда в учебном заведении приемлем единый образовательный процесс – преподаватель разъясняет, ученик — внимает. Усовершенствовать данный алгоритм призвана новая система – воркшоп, которая позволяет изменить формат урока, поставить каждого участника в равное положение и пр.
Как проходит воркшоп?
Воркшоп – это своего рода занятие в свободном формате с использованием различных комбинаций: метода мозгового штурма, беседы, дискуссий и пр. Здесь важно выделить конкретную тему и цель: расширение познаний учащихся. Вариант проведения может быть любым, но чаще всего это банальное обсуждение проблемы, рассуждения учащихся: каждый участник делится собственными знаниями, анализирует сказанное другими участниками.
Как проходит занятия в форме воркшопа?
По сути, воркшоп представляет собой командную работу в конкретном направлении (дисциплине, теме и пр.). Здесь даже преподаватель не выделяется из общей массы и наравне со всеми (но при этом обязательно соблюдается субардинация) рассказывает свои доводы, делится опытом, помогает на более простом и понятном для учащихся языке раскрыть суть вопроса.
Воркшоп позволяет решить одновременно несколько задач:
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Особенности проведения воркшопа
Учебный процесс по принципу workshop предполагает проведение обучения посредством:
Воркшоп предполагает наличие творческого подхода у педагога, мастерства преподавания, когда он может незаметно направить учащихся в нужное русло, внеся свою лепту (знания или предположения). Такое занятие носит больше «свободный формат», но с соблюдением конкретных правил:
Занятие в форме воркшопа подлежит правильной организации и оформлению: формирование план-конспекта, определение цели и задач, разработка первоначального материала, который будет предоставлен аудитории, домашнее задание и т.д. также здесь важно выделить ведущего и целевую аудиторию: кто задает вопрос, тему, цель или ориентир и кто ее непосредственно обсуждает и решает. Воркшоп – это небольшое «ток-шоу» во время учебного процесса.
Таким образом, воркшоп позволяет провести занятие в новом формате, более раскованно и живо, увлекательно. Данный процесс предполагает наличие опытного наставника, который не будет выделяться из общей массы участников. Он сможет делиться своими знаниями, «подбрасывать» дрова в «костер знаний», «подливать масло в огонь» для обсуждений, чтобы учащиеся сами додумали финал, поняли суть изучаемого вопроса. По оценкам экспертов данный способ сегодня является более эффективным методом преподавания, нежели стандартный урок.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что такое воркшоп: нюансы обучения, форматы и примеры
Сегодня поговорим о том, что такое воркшоп, чем он так примечателен и почему так популярен.
Что же такое воркшоп?
Воркшоп – это современная модель обучения, основными принципами которой являются наличие большого количество практики и обучение навыкам работы в команде.
На практике воркшопы представляют собой что-то в духе мастерской, где собирается группа заинтересованных в определенной дисциплине людей и специалист, демонстрирующий нюансы выбранной профессии и помогающий разобраться как ее в азах, так и в более углубленных особенностях.
Воркшоп может быть как в физическом представлении, так и в виртуальном. Все зависит от изучаемых навыков. К примеру, если это воркшоп по поварскому делу, то, естественно, необходимо соответствующее оборудование и специальное помещение (кухня). Если же это воркшоп по data-science, то достаточно связи через Zoom, Microsoft Teams или FaceTime Links.
Стоит ли брать во внимание такое явление, как воркшоп?
Однозначно стоит, потому что они лишены большей части недостатков других вариантов обучения.
Даже если мы возьмем для примера классическую модель обучения, как в школе, то увидим, насколько она «проседает» в сравнении с воркшопом. В ней подается огромное количество теории, но нет столь нужных практических навыков. Имеются ограничения по выбору дисциплин, большая часть работы выполняется соло, а в «профессиональных» навыках человека остается внушительное количество пробелов.
Воркшоп, напротив, даже своей структурой сильно отличается от классических методик образования. В нем намеренно делаются акценты на самых важных вещах, чтобы с ходу погрузить человека в рабочую деятельность и дать четкое понимание того, что его ждет в работе по выбранной специальности.
Стандартный набор характеристик воркшопа
Акцент на практике. Да, теоретические знания даются, но решение практических задач является основой обучения.
Обучение проходит в ускоренном и даже немного агрессивном формате. Студентов активно пичкают заданиями и заставляют быстро поглощать любую получаемую информацию, а затем сразу использовать ее в деле.
Особое внимание уделяется не только профессиональным навыкам, но и коммуникационным способностям человека, умению учиться, адаптироваться, переживать стресс и т.п.
Часто присутствует ограниченный срок выполнения задач.
Многие знания должны быть получены студентом еще до похода в воркшоп. Так процесс будет идти быстрее, да и эффективность обучения будет гораздо выше.
Воркшопы дают возможность опробовать профессию на реальных примерах. То есть появляется возможность поработать с «живыми» проектами, а не абстрактными примерами.
Ну и все чаще по окончании воркшопа формируется полноценное портфолио, которое можно использовать в своей карьере.
Типы воркшопов
Воркшопы делятся на несколько типов. Их может быть больше или меньше в разных системах категоризации, но ключевые типы всегда остаются. Иногда у них могут отличаться названия, но суть остается одной. В этой статье рассмотрим самые популярные варианты с их наиболее привычными наименованиями.
Дискуссионный клуб
Эта форма воркшопа подразумевает постоянный обмен информацией в группе. Большая часть обучения проходит через коммуникацию между людьми, которые пришли учиться. Главная составляющая дискуссионного клуба – обмен имеющимся опытом и идеями, а также взаимный поиск ошибок и предложений по их исправлению.
Такой подход особенно распространен среди маркетологов и будущих преподавателей. Для них практика общения и обсуждение собственных идей является достаточно эффективной системой обучения.
Еще одна важная составляющая дискуссионного клуба – наличие ведущего, который контролирует беседу, улаживает конфликты и позволяет каждому участнику высказать свою позицию.
Тимбилдинг
Один из наиболее универсальных методов обучения в команде. Геймификация процесса применяется в менеджменте, сфере обслуживания и т.п.
В ходе тимбилдинга ведущий воркшопа устанавливает ряд правил и роли. Задача обучающихся правильно отыгрывать свои роли, сформировать корректные модели поведения и усвоить навыки в ходе следования правилам игры.
Во время тимбилдинга участники должны решить поставленные задачи в ограниченный период времени. Поэтому они в короткие сроки собираются и переходят к делу, времени на стеснения и зажатость попросту не остается.
Мастерская
Это формат воркшопа, подразумевающий активную физическую деятельность. Он требует особого подхода к созданию условий для обучения. Например, предоставить инструментарий и расходные материалы, если это воркшоп по рукоделию или ремонту, или косметические средства и кураторов при обучении оказанию косметологических услуг.
Методика обучения перенята из средневековых школ для подмастерья. Тогда профессионалы готовили себе учеников группами, с ходу проверяя их навыки на практике. Здесь действует та же система.
Подобные воркшопы можно сравнить с уроками труда в школе (там, где они еще есть и представляют собой что-то внятное и полезное).
Мозговой штурм
Подобный подход к генерации идей и умений уже не в новинку. Его используют и в школах, и в университетах. Это вообще одна из самых действенных методик добычи ответов на поставленные вопросы.
Суть мозгового штурма заключается в следующем:
Коллектив формирует какую-то цель. То есть ставит задачу, которую нужно решить, или поднимает вопрос, на который нужно найти ответ.
Этот же коллектив генерирует идеи. С каждого участника хотя бы по одному варианту.
Затем отбираются лучшие идеи.
Таким образом, удается задействовать «коллективный разум» и его силами решить задачу, найдя более эффективное и интересное решение поставленной проблемы.
Марафон
Довольно популярная система обучения, отличающаяся от других воркшопов более длительным сроком выполнения поставленных задач.
Подобный подход используется в разработке. Компании собирают большую группу людей, желающих стать программистами, и тренируют их в течение полугода. По ходу обучения большая часть учеников отсеивается, остаются только самые выносливые и пытливые.
Такая манера обучения дает сразу два преимущества. Во-первых, появляется гораздо больше времени на то, чтобы ученики могли освоить предлагаемые им знания. Во-вторых, проверяются дополнительные навыки студентов (усидчивость, умение вежливо общаться, работать в команде и т.п.).
Как запустить собственный воркшоп
Вроде бы звучит все довольно просто. Нужна какая-то идея, и можно с ходу создавать собственную учебную программу. И чисто технически это действительно так: наличия комплекса заданий и средства связи со студентами уже достаточно, чтобы считаться воркшопом, но на деле от вас требуется куда больше.
Воркшоп должен быть полезным для потенциальной аудитории, иначе не удастся ее привлечь. А если и удастся, то без интересной учебной программы там вряд ли кто-то захочет задержаться. А еще необходимо решить ряд фундаментальных организационных моментов.
Готовим программу
Начинаем с обучающей программы. Сейчас в сети столько различных курсов и онлайн-школ, что уже трудно создать что-то новое и привлечь публику.
Взять, к примеру, те же курсы по обучению программированию. Они зачастую друг от друга не отличаются, и создавать новый похожий смысла нет.
Перед тем как организовать воркшоп, придумайте, чем заинтересовать публику. Что нового вы можете ей предложить в плане знаний? Какой новый подход к обучению позволит ей быстрее освоить навыки?
Также не забывайте о выборе тематики. Не распыляйтесь особо, давайте конкретные знания и решайте конкретные проблемы.
Ищем место для проведения занятий
С онлайн-кусрами все просто: выбираете удобную платформу для общения и кидаете всем ссылку для выхода на связь. Подойдет буквально любой сервис, использующийся для рабочей коммуникации.
А вот при встрече офлайн придется арендовать помещение. Причем не просто помещение, а еще и все необходимое для обучения оборудование. Об этом стоит подумать заранее, до анонса воркшопа и приглашения гостей.
Четко рассчитайте бюджет, чтобы в итоге не оказаться в долгах, если не придет нужно количество учеников или некорректные расчеты приведут к потере большего количества денег, чем ожидалось. В общем, будьте прозорливы и старайтесь предусмотреть даже самые худшие сценарии развития.
Подбираем подходящее время
Важно сделать так, чтобы каждый из желающих успел принять участие в воркшопе. Чтобы он проходил в удобное время, вечером или в выходные, когда больше всего заинтересованных студентов сможет освободиться от работы и будничных хлопот.
Также важно корректно выбрать срок проведения мероприятия. Чтобы оно не было неоправданно затянутым. Онлайн-курс по разработке можно растянуть на полгода, а вот мозговой штурм по какому-то вопросу в маркетинге не получится растянуть на месяц, его нужно уложить в пару часов.
Ищем достойных преподавателей
Этот пункт важен для тех воркшопов, что предлагают большое количество профессиональных навыков и ближе по своей структуре к классическим вариантам обучения, в частности к марафонам.
Нужно как-то донести всю необходимую информацию до большого количества студентов, причем сделать это качественно. В одиночку это сделать вряд ли получится. Помимо базы обучающих материалов, нужно найти людей, которые будут эту базу помогать осваивать.
Для небольших воркшопов это тоже может быть важно. Если вы сами не в состоянии стать грамотным куратором для условного мозгового штурма, то лучше пригласить для этих целей кого-то, кто уже имел опыт подобного взаимодействия с людьми.
Примеры воркшопов
Воркшопы проводят тысячи крупных компаний и представителей малого бизнеса. Кто-то фокусируется исключительно на образовании, а кто-то использует воркшопы как метод привлечения новой аудитории или повышения собственной репутации. Сценариев применения много, но все они по-своему интересны.
Ниже рассмотрим парочку воркшопов. Какими они бывают на практике и что представляют собой в целом. Возможно, это даст какие-то идеи по реализации собственного «марафона» или «мастерской».
Воркшоп по фотографии
Популярное направление среди начинающих фотографов и профессионалов. Сейчас достаточно зайти в Google, и перед глазами откроется целый ворох интерактивных курсов по съемке и работе фотографа в целом.
Один из популярных курсов, высвечивающихся в Google, – курс некой Юлии Зальновой. Она набирает в группу не более 6 человек и в сжатом формате не только объясняет то, как красиво снимать портреты и пейзажи, но и учит тонкостям профессии. Например, рассказывает о том, как правильно работать с клиентами, понимать их пожелания, решать финансовые вопросы и т.п.
Воркшоп от Wrike Tech Club
В 2020 году компания Wrike проводила воркшоп по итерационной разработке. Причем абсолютно бесплатно, в онлайн-формате.
Все обучение представляло собой что-то в духе лекции, в которой активно участвовали обучающиеся, задавая вопросы и тут же получая ответы.
Создатели учебной программы разобрали большую часть аспектов итерационной модели разработки и показали, как на практике решать проблемы, которые возникают в ходе рабочей деятельности.
Шведский производитель мебели IKEA на регулярной основе устраивает воркшопы различных форматов. Сейчас, в виду пандемии, почти все они проводятся онлайн, но ранее были и встречи в реальности.
Обучающие программы здесь самые разные: могут научить собирать стулья самостоятельно, помогают разобрать бардак на кухне и систематично разложить всю посуду, консультируют по выбору мебели и оформлению жилого помещения.
В общем, проводят настоящие уроки труда с вкраплениями дизайна и базовой инженерии (разобрать посуду на кухне – это тоже своего рода игра в тетрис).
Вместо заключения
Мы разобрали основные особенности воркшопов. Теперь мы знаем, какими они бывают и как создать собственный. Главное, все делать во имя знаний и с энтузиазмом относиться к подобной деятельности. Независимо от того, собираетесь вы получать знания или давать их. Посещайте курсы, всегда учитесь и старайтесь учить других только полезному.
Воркшоп что это такое простыми словами в образовании
В образовательной среде на протяжении последнего десятка лет предметом дискуссии являются новые формы проведения занятий. Workshop – это одна из тех форм, которые многие пытаются внедрить, но за отсутствием методик, не знают как. Совершенно понятно, что это занятие комплексное, но как его провести, какова оптимальная программа воркшопа – это остается проблемой. В переводе с английского, workshop – это цех, мастерская. Но практика применения воркшопов наполнила это понятие более богатым содержанием. Из наиболее распространенных характеристик можно воспользоваться, например, определением одного из наиболее известных исследователей воркшопов Клауса Фопеля:
Итак, объект нашего рассмотрения – Воркшоп, т.е. мероприятие, где под руководством мастера своего дела можно создавать новые, уникальные, зачастую, интеллектуальные продукты, и обмениваться опытом. Здесь уместно привести одно образное определение Клауса Фопеля: «Воркшоп напоминает танец, в котором ведущий порой оказывается ведомым, порой ведет партнера сам и при этом все время пытается найти общий ритм с участниками».
Если мы можем создавать такой продукт, то мы создаем инновацию, а воркшоп – это ивент, предназначенный для создания инноваций, и этим он, безусловно, интересен. Поэтому воркшоп – это средство привлечения целевой аудитории, где ее ждут новые подходы к решению задач. Воркшоп в силу своего формата требует большой отдачи от всех участников, это предполагает встречу с активными «соучастниками» и вдохновляющим их ведущим. На воркшопе собираются те, кто имеет мотивацию самовыражения, и нацелен на раскрытие своих способностей и совершенствование навыков, им необходимо создавать свое коммуникационное поле. Приходя на воркшоп, участники узнают ценную информацию из первых рук, работают под руководством так называемого «мастера-инноватора», овладевают новым методом, и имеют возможность оценить, поделиться впечатлениями, покритиковать то, что предлагается. Для воркшопа важны идеи, эмоции, личные контакты, доверительная атмосфера.
Несомненно, каждый воркшоп уникален, он складывается из таких компонентов, как режиссура, эксперимент, передача мастерства, риск, изменение ситуации, демократическое принятие решений. Участники проявляют себя самым неожиданным образом, и поэтому с учетом вышесказанного. Воркшоп – это инструмент изучения своего целевого рынка. Мы вполне можем протестировать продукт, получить экспертные мнения, выяснить ожидания аудитории. Что она хочет получить? Чем интересуется в обсуждаемой сфере? Какие проблемы хочет решить с помощью воркшопа?
Для разработки плана воркшопа можно схематично определить движущие процессы этого мероприятия (они указаны в синем кружке) и определить, в каких формах они реализуются (формы указаны в белых квадратах)
Рабочие процессы и формы их реализации на воркшопе
В таблице приведены основные параметры воркшопа и их характеристика.
№ | ПАРАМЕТРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
1 | Цель воркшопа | Передать актуальный опыт, вовлечь в процесс совместной работы, раскрыть психологические стимулы, информационное наполнение, навыки работы в новых условиях |
2 | Способ проведения | Активное взаимодействие по выполнению темы задания, совместный труд и инфообмен между участниками |
3 | Способ воздействия на участников | Комплексный (совокупность различных методов) |
4 | Поведение участников | Активное, творческое |
5 | Роль ведущего | «Катализатор» обучения |
6 | Предмет | Совместное дело, где в центре внимания — процесс работы над новой идеей, обмен опытом и получение новых навыков участниками |
7 | Концепция | Участники должны погрузиться в процесс и испытать все переживания творчества |
8 | Продолжительность воркшопа | 2-5 часов |
9 | Программа воркшопа | Программа подвижна, модули в ней можно комбинировать в любом порядке |
Воркшоп может выполнять действительно уникальные задачи. К основным из них можно отнести следующие.
Типы воркшопов
Выбирая направление работы воркшопа, важно иметь представление о его типах. Такой обзор помогает более точно сориентироваться в нахождении соответствия программы воркшопа и цели проекта. Рассмотрим типы воркшопов более подробно.
Это наиболее распространенная форма воркшопа, где он становится площадкой для обмена мнениями, опытом, достижениями профессионалов. Данный воркшоп – это комбинирование таких мероприятий, каждое из которых, как пазл, составит единую картину программы воркшопа. В программе, в любом порядке (в зависимости от тематики) можно выстроить комбинации: конференция – тренинг – семинар – практикум – круглый стол – коллоквиум – конкурс. Все это структурируется в разных конфигурациях. Распространение подобные мероприятия получили в сфере образования, консалтинга, маркетинга и рекламы. Особенно интересно воркшоп может быть реализован как мероприятие по созданию коммуникационного проекта. В отличие от традиционных конференций, на воркшопе одна сторона (ведущий и тренер) предлагает тему, формулирует проблему, ведет дискуссию, консультирование и мониторинг, а другая сторона (участники) занимается проектированием, и делает сверку своих знаний с тем, что предлагается. Как известно, информация, «упакованная» в интерактивную форму, запоминается в среднем на 70-80% лучше.
Перефразируя известную поговорку о том, что труд из обезьяны сделал человека, можно сказать, что на таком воркшопе «труд из человека делает экспериментатора». Воркшоп «Мастерская» абсолютно необходим при обучении работы с клиентами. Другая сфера применения этого воркшопа в среде быстрорастущей категории фрилансеров, особенно тех, кто занимается дизайном, рукоделием, созданием Hand made (сделай руками!) – товаров, типа изготовления сувениров, украшений, игрушек и т.п. Например, на воркшопах компаний IKEA и ShackletonThomas, участники занимаются тем, что учатся мастерить мебель собственными руками. Для рынка Hand made воркшоп – идеальный ресурс как знакомства с услугами и продукцией, так и для развития новых технологий.
Групповой поиск решения поставленной задачи, направлен на развитие творческого потенциала, раскрытие скрытых способностей и умений. Брейнштурмом дело не ограничивается: в конце – тщательный анализ новых идей, возникших в ходе работы и общения. Мозговой штурм применим при разработке стратегий, где воркшоп направлен на решение проблемных ситуаций, связанных со сложностями интерпретации стратегии в коммуникациях, на формулировки актуальных потребительских инсайтов. Для решения указанных задач доступных исследований и кабинетной методики недостаточно.
Участники работают в одном конкретном проекте, который будет иметь законченный товарный вид. Это фильм, видеоролик, фотосессия и т.д.. На студийном воркшопе реализуется технология генерации идей по активностям, направленным на решение одной поставленной задачи, выполняемой творческой группой участников. Воркшоп также применим при разработке рекламной компании для заказчика, где студийный метод работы помогает собрать инсайты, обсудить разработки тем, названий, сценариев, и сделать первые разработки в рамках проекта.
По сути это Тимбилдинг. В достаточно азартной атмосфере соревнования участники борются за победу, осваивая альтернативные мыслительные модели. Это позволяет каждому раскрепоститься, получить навыки работы в команде, подбирая себе новые роли, ставить и оперативно решать сложные задачи, используя новые методики. В результате воркшопа участники получают большой эмоциональный заряд, они делятся впечатлениями и эмоциями в своей профессиональной среде и проще налаживают полезные связи. Воркшоп «Игровая площадка» часто заказывают крупные компании для тренировок менеджеров среднего и младшего звена в сферах продаж, постпродажного обслуживания, клиентинга. Но есть замечательные примеры, т.н. социально-просветительского воркшопа, когда участники в игровой манере осваивают практики и методы работы вживую.
Перед нами новый формат делового общения, который реализуется во время путешествия в круглосуточном режиме. Программа рассчитана на то, чтобы в самых разных формах взаимодействия участники установили связи и выявили перспективы своего взаимодействия. Формат воркшоп-круиза в первую очередь создает особый микроклимат общения, дает достаточное время для неторопливых бесед, интересных обменов идеями и создания надежных платформ для взаимовыгодного стратегического сотрудничества.