вопрос по повести детство темы чем любил заниматься тема
Тест по литературе Н.Г. Гарин-Михайловский. Главы из повести «Детство Тёмы» для 6 класса
Тест по литературе Н.Г. Гарин-Михайловский. Главы из повести «Детство Тёмы» для 6 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. В части А — 4 задания. В части В — 2 задания. В части С — 1 задание.
1 вариант
А1. Какой город основал Н.Г. Гарин-Михайловский?
1) Новороссийск
2) Новочебоксарск
3) Новосибирск
4) Новгород
А2. Назовите фамилию друга Тёмы:
1) Иванов
2) Вахнов
3) Корнев
4) Сидоров
А3. Кто воткнул в стул учителя иголку?
1) Карташев
2) Вахнов
3) Иванов
4) Корнев
А4. Почему Иванова исключили из гимназии?
1) не сдал экзамены
2) прогуливал занятия
3) отказался выдать одноклассника
4) воткнул иголку в стул учителя
В1. В каком классе учился Тёма?
В2. Как звали маму Тёмы?
С1. Что привлекало Тёму в Иванове?
2 вариант
А1. Кем по образованию был Н.Г. Гарин-Михайловский?
1) писателем
2) художником
3) военным
4) инженером путей сообщения
А2. Чем любил заниматься Тёма?
1) играть в салки
2) читать книги
3) удить рыбу
4) учить французский язык
А3. Что решил сделать Тёма после провала на экзаменах?
1) уйти из гимназии
2) пересдать экзамены
3) покончить с собой
4) убежать из дома
А4. По каким предметам Тёма сдавал экзамены повторно?
1) по арифметике, французскому языку, ботанике
2) по русскому языку, латинскому языку, географии
3) по закону Божьему, немецкому языку, геометрии
4) по географии, музыке, живописи
В1. Как звали учителя французского языка?
В2. Какой художественный приём использует писатель в предложении?
С1. Как Тёме удалось переломить себя и начать готовиться к переэкзаменовке?
Ответы на тест по литературе Н.Г. Гарин-Михайловский. Главы из повести «Детство Тёмы» для 6 класса
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-3
В1. Во втором
В2. Аглаида Васильевана
2 вариант
А1-4
А2-2
А3-3
А4-2
В1. Бошар
В2. Сравнение
Задания к произведению Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»
Содержимое разработки
Что сломал Тема в саду? (папин цветок)
Кому папа хотел похвастаться своим махровым цветком? (геру Готлибу – главному садовнику ботанического сада)
Что Тема считал виновником того, что случилось? (свои руки)
Как звали повара в доме Темы? (Аким)
Как звали сына Еремея и Настасьи? (Иоська)
Что просил Иоська у матери? (грошик)
Как звали кобылу, на которой мама и папа ездили в город?(Буланка)
На какой лошади захотел покататься Тема? (на Гнедко)
Кто, по мнению Темы, имеет право его ругать? (мама и папа)
За что бонна назвала Тему «думмер кнабе»? (за то, что он, играя, порвал ее юбку)
Что Тема своровал с обеденного стола? (сахар для Иоськи)
Какое наказание получил Тема за его проделки? (его высек отец)
Кто из детей стал подслушивать разговор Темы и мамы перед сном? (Зина)
Как назвала мама Тему? (трусом)
Чего, по мнению мамы, Тема боялся больше всего? (Правды)
Что в каребники взял Тема, чтобы вытащить Жучку из колодца? (пару вожжей и бельевую веревку)
Что делает Тема, чтобы меньше чувствовать вонь и смрад старого колодца? (дышит ртом)
Кто нашел Тему у колодца? (Еремей)
Что случилось с Темой, после спасения Жучки? (он заболел)
Как звали отца Темы? (Николай Семенович Карташев)
Кому сдавал наемный двор отец Темы? (еврею Лейбе)
Как звали мать Темы? (Агланда Васильевна)
Как звали главного атамана ватаги мальчишек из наемного двора? (Гераська)
В какие игры играли дети в наемном дворе? («Дзига», хватайка, мяч и орехи)
У кого можно было найти подходящие для игры орехи? (У еврея-продавца Абрумки)
Сколько копеек задолжал Тема Абрушке? (30)
Кто помог вернуть дом? (мама)
Кто надрал Теме уши, когда тот во дворе чуть не был стоптан быком? (мясник)
Чем бросил в лицо мяснику Тема, чтобы отомстить? (камнем)
Поступление в гимназию
Что стащили у Темы, когда он купался в море? (гимназический мундир)
Сколько времени потребовалось чтобы изготовить новый? (неделя)
Кто первым познакомился с Темой в гимназии? (Вахнов)
Какое наказание получил Тема, за его проказы от педагогического совета школы? (каждый день после уроков оставаться на час)
Кого дети прозвали Мумочкой? (Учителя латинского языка Хлопова)
Как звали учителя немецкого языка? (Борис Борисович Кноп)
Как звали учителя естественной истории? (Томылин)
Какой предмет больше остальных любил Тема? (Естественная история)
Чем Таня лечила кашель заболевшей Наташе? (Жженым сахаром)
Кто пришел на место умершего Бориса Борисовича Кнопа? (Роберт Иванович Клау)
Кто стал настоящим другом для Темы? (Иванов)
Какую особенность во внешности имел Иванов? (У него косили глаза)
Кем были родители Иванова? (Он был сирота, жил у дяди)
К чему приучил Иванов Тёму? (К чтению)
Как звали учителя французского языка? (Бошар)
Кем был Иван Иванович? (Надзирателем)
Кто подложил в стул учителю Бошару? (Вахнов)
Кого вместе с Вахновым за эту проделку исключили из гимназии? (Иванова)
Кем в этой ситуации оказался Тёма? (Ябедой и доносчиком)
Кто из одноклассников –гимназистов стал новыми друзьями для Тёмы? (Данилов и Касицкий)
В каком порядке сели мальчики за парту? (Карташев у стены, Данилов посередине, а Касицкий у прохода)
Кто из друзей умел управляться с лодкой и имел отношение к морю? (Данилов)
Что частенько случалось с Касицким? (Его постоянно кусали собаки, рвали его вещи)
Что построили друзья с помощью отца Данилина? (Лодку для путешествия в Америку)
На какой день было назначено отплытие лодки в Америку? (На четвертый день Пасхи, чтобы не портить родным праздник)
Сколько экзаменов пришлось пересдавать Тёме? (3)
Что случилось с отцом Тёмы? (Он серьёзно заболел и умер)
Какое последнее наставление дал отец Тёме? (Никогда не предавать царя)
Как отец назвал Тёму в последний раз? (Молодой хозяин)
1. Знакомство с автором
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (Н.Гарин – его псевдоним)
О творчестве Н.Г. Гарина- Михайловского очень точно и лаконично сказал его друг известный писатель А.М. Горький «Общий тон его книг – легкий, праздничный.»
Родился этот удивительный человек в 1852 году 20 февраля. В 2017 году исполняется 165 лет с даты его рождения. Свои детские годы он провел у моря в городе Одессе. Отец его был военным человеком, что не могло не сказаться на воспитании сына. Как и многие мальчишки того времени, он учился в гимназии, а затем закончил институт в г. Петербурге, став дипломированным инженером.
Жизнь Н.Г. Гарина- Михайловского складывалась интересно и увлекательно. Он брался за многие работы: строил дороги, участвовал в издательской деятельности, занимался сельским хозяйством. Человек он был оптимистичный и трудолюбивый, деятельный и увлекающийся. Н.Г. Гарин- Михайловский изъездил всю страну, много бывал за ее пределами (Финляндия, Корея и другие).
Его современники вспоминали о чудных историях, которые с ним часто случались. К примеру, однажды он выкупил все настенные часы у бедного старика-часовщика, чтобы таким образом помочь ему деньгами. Старик один поднимал на ноги своего малолетнего внука.
Многие свои произведения автор посвящал детям. Сам он был многодетным отцом. У него было 11 своих детей и 3 приемных.
В 2017 году отмечается 125-летие со времени издания его автобиографической повести «Детство Тёмы». Это первая часть тетералогии, Вторая часть называется «Гимназисты». Многое в этой повести действительно происходило с автором, например случай с быком или случай с собакой Жучкой. Из повести узнаешь, как была построена жизнь ребенка более 100 лет назад, удивляешься тому, сколько можно отыскать общих интересов и занятий.
До последних дней своих Н.Г. Гарин-Михайловский работал. Умер он в конце 1906 года на редакционном совещании. Больших средств своей большой семье он не оставил. Его наследством для всех стали написанные им произведения.
Тест с ответами «Детство Тёмы» Н.Г. Гарин-Михайловский для 6 класса
1. Автором произведения «Детство Темы» является:
а) Гарин-Михайловский +
б) Горький
в) Чехов
2. К какому литературному жанру принадлежит произведение «Детство Темы»:
а) Роман
б) Повесть +
в) Пьеса
3. В каком году было написано произведение «Детство Темы»:
а) 1897
б) 1900
в) 1892 +
4. Что стало важным событием в жизни Тёмы:
а) Поступление в гимназию +
б) Научиться терпеть строгого отца
в) Дружба с собачкой
5. Какой проступок совершил Тема, за что был наказан отцом:
а) Разлил чернила на отцовские бумаги
б) Подрался со старшей сестрой
в) Сломал цветок, который выращивал отец +
6. Где мальчик Тёма впервые понял, что такое дружба:
а) У себя дома
б) В гимназии +
в) Во дворе дома
7. Как звали старшую сестру Темы, с которой он постоянно дрался, спорил и ругался:
а) Надя
б) Катя
в) Зина +
8. С кем Тёма заводит дружбу:
а) С Ивановым +
б) С преподавателем
в) С Вахновым
9. Почему Тема полез в заброшенный колодец:
а) Спрятаться от гнева отца
б) Искать сокровища
в) Спасти собаку Жучку +
10. Отчего Тёма стал предателем для Иванова:
а) Он не помогал Иванову ни в чём
б) Он рассказал директору, как Иванов подвёл учителя +
в) Он забыл про День Рождения Иванова
11. Кем был отец Темы:
а) Генералом +
б) Прокурор
в) Директором гимназии
12. Какое событие произошло у Тёмы после ссоры с Ивановым:
а) Он снова заболел
б) Он нашёл себе новых приятелей +
в) Он поступил в другую гимназию
13. Кто в классе постоянно издевался над Темой:
а) Вахнов +
б) Иванов
в) Данилов
14. Как Тёма решил с приятелями покинуть родную страну
а) По воздуху
б) По дороге
в) По воде +
15. Куда приятели Тема, Данилов и Касицкий решили отправиться в путешествие:
а) в Америку +
б) в Австралию
в) в Европу
16. Что перестали делать Тёма и его приятели при создании транспортного средства:
а) Регулярно есть и спать
б) Учиться +
в) Думать о родителях
18. Какое событие произошло у Тёмы в плане учёбы:
а) Он кое-как справился с экзаменами и всё же продолжил учиться в гимназии
б) Он взял себя в руки и сдал экзамены на отлично +
в) Он перестал учиться и был отчислен из гимназии
19. Как звали отца Темы:
а) Семён Иванович
б) Дмитрий Александрович
в) Николай Семёнович +
20. Чему учит произведение «Детство Тёмы»:
а) Самостоятельно отправиться за рубеж
б) Стойко переносить жизненные испытания +
в) Правильно общаться с окружающими
21. Как отец относился к мальчику:
а) Строго и сурово +
б) Душевно и ласково
в) Безразлично
22. Чему учит произведение «Детство Тёмы»:
а) Правильно общаться с животными
б) Отвечать за свои поступки +
в) Самостоятельно отправиться за рубеж
23. Какой была мать для мальчика:
а) Строгой
б) Злой
в) Доброй +
24. Какой город основал Н.Г. Гарин-Михайловский:
а) Новороссийск
б) Новосибирск +
в) Новочебоксарск
25. Какой была мать для мальчика:
а) Безразличной
б) Суровой
в) Ласковой +
26. Что помогло мальчику быстро выздороветь:
а) Весёлые истории друзей
б) Забота прислуги и родственников +
в) Лекарства
27. Как Тёма спас собачку:
а) Вытащил её из колодца +
б) Выкупил её у живодёров
в) Вытащил её из болота
28. Что разрешил Тёме папа при тёплой осенней погоде:
а) Заниматься спортом
б) Гулять
в) Играть с ребятишками на пустыре +
29. Как зовут собачку:
а) Жучка +
б) Шарик
в) Бобик
30. Что стало с мальчиком от душевных переживаний за собачку:
а) Он сильно устал
б) Он заболел +
в) Ему стало легче на душе
Урок № 4 по родной русской литературе по книге Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»
РЛР, 6 класс. Тема урока № 4 Литература XIX века. Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Цель деятельности учителя: познакомить с творчеством русского писателя Николая Гарина-Михайловского и с главами из его повести «Детство Темы».
Предметные : развитие умений осмысливать заглавие произведения, прогнозировать по нему содержание текста; формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст; совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью.
Личностные : развитие умения работать в сотрудничестве с другими, используя преимущества диалогического общения; содействовать развитию умения общаться между собой.
Тип урока: анализ текста
Оборудование: НОУТБУКИ, тексты, ТЕСТЫ
Покаяние – изменение внутренней и внешней жизни человека, заключающееся в решительном отвержении греха и стремлении проводить жизнь в согласии со всесвятой волей Бога. Покаяние начинается с изменения человеческого ума, отвращающегося от греха и желающего соединиться с Богом. Покаяние всегда есть умоперемена, то есть перемена одного направления ума на другое.
Произведение «Детство Темы» — одна из цикла автобиографических повестей: «Детство Тёмы» (1892), «Гимназисты» (1893), «Студенты» (1895), «Инженеры» (опубликовано 1907), которые принесли наибольшую литературную славу автору — Николаю Георгиевичу Гарину-Михайловскому. В автобиографическом произведении писатель уделил особое внимание периоду, в котором человек наиболее уязвим, нежен и беспомощен – детству.
В повести «Детство Темы» автор увлекательно, «без утайки и рисовки» рассказывает о своём детстве, пережитых им и запомнившихся на всю жизнь радостях, проступках, мечтах. Герой повести – беспечный, шаловливый, но искренний и добрый мальчик. Его жизнь дома и, позже, в гимназии полна событий и переживаний. Детские проказы и невольные проступки Тёмы по-разному оцениваются строгим отцом и любящей матерью, а самому Тёме бывает непросто разобраться в случившемся
Артемий Карташев (Тема) – живой, непоседливый мальчик с добрым сердцем и пытливым умом.
Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, прямой, честный, твердый мужчина.
Аглаида Васильевна Карташева – мать Темы, добрая, чуткая, все понимающая женщина.
Зина – старшая сестра Темы, с которой он постоянно конфликтует.
Таня – любимая горничная Темы, добрая и приветливая девушка.
Вахнов, Иванов, Касицкий, Данилов – одноклассники Темы
VI Работа в группах.
1 группа – гл. 8 «Иванов»: Книги каких авторов Иванов уже читал во 2 кл.? Кто привил Тёме любовь к чтению? Были ли родители у Иванова? Как относился Тёма к Иванову? У кого жил Иванов? В какие минуты Тёма считал себя самым счастливым человеком? Вывод?
Умеете ли вы отличать ябедничество от честности? Что такое товарищество? Как повел себя Вахнов, когда Иван Иванович повёл его к директору? (Вахнов струсил и стал божиться, что это не он. Процитировать) Как это его характеризует? Чем закончилась гнусная история с иголкой? (Вахнова исключили из гимназии, родителям Иванова было предложено добровольно взять его, Тёма наказывался на неделю оставаться во время обеда в гимназии) Почему Тёма чувствовал «смрад души»? (он выдал товарища). Расскажите о состоянии Тёмы (чувствовал себя как Жучка в колодце; вечером жарко молился, прося бога послать ему силы ничего не бояться; Впился зубами в подушку и замер в безысходной тоске…)
Согласны ли со словами: «Грехи, по-видимому, ничтожные, но пренебрегаемые, не врачуемые покаянием, приводят к грехам более тяжким, а от невнимательной жизни зарождается в сердце гордость »? (святитель Игнатий Брянчанинов
3 группа – гл. 11 «Экзамены»
Как родители отнеслись к слабым познаниям сына, но главное – к обману? (с презрением) Как вы поняли строки писателя: «. злое, недоброе чувство» шевельнулось в его сердце» и «Недолго думая, Тема привел в исполнение свой план и наглотался серных головок от спичек». Нет ли в этом эгоизма? Думал ли в эту минуту Тёма о своих родителях или только о себе?
А1. Какой город основал Н.Г. Гарин-Михайловский?
1) Новороссийск
2) Новочебоксарск
3) Новосибирск
4) Новгород
А2. Назовите фамилию друга Тёмы:
1) Иванов
2) Вахнов
3) Корнев
4) Сидоров
А3. Кто воткнул в стул учителя иголку?
1) Карташев
2) Вахнов
3) Иванов
4) Корнев
А4. Почему Иванова исключили из гимназии?
1) не сдал экзамены
2) прогуливал занятия
3) отказался выдать одноклассника
4) воткнул иголку в стул учителя
А1. Кем по образованию был Н.Г. Гарин-Михайловский?
1) писателем
2) художником
3) военным
4) инженером путей сообщения
А2. Чем любил заниматься Тёма?
1) играть в салки
2) читать книги
3) удить рыбу
4) учить французский язык
А3. Что решил сделать Тёма после провала на экзаменах?
1) уйти из гимназии
2) пересдать экзамены
3) покончить с собой
4) убежать из дома
А4. По каким предметам Тёма сдавал экзамены повторно?
1) по арифметике, французскому языку, ботанике
2) по русскому языку, латинскому языку, географии
3) по закону Божьему, немецкому языку, геометрии
4) по географии, музыке, живописи
В1. В каком классе учился Тёма?
В2. Как звали маму Тёмы?
В1. Как звали учителя французского языка?
С1. Что привлекало Тёму в Иванове?
С1. Как Тёме удалось переломить себя и начать готовиться к переэкзаменовке?
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-2
А4-3
В1. Во втором
В2. Аглаида Васильевна
2 вариант
А1-4
А2-2
А3-3
А4-2
В1. Бошар
В2. Сравнение
Урок по повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Темы»
Разделы: Литература
1. Рассказ учителя о личности писателя.
Гарин был невысокого роста, очень подвижный, щеголеватый, красивый: в волосах седина, глаза молодые и быстрые.
Всю жизнь он работал инженером-путейцем, но и в его шевелюре, и в его порывистой, неровной походке и в его необузданных, торопливых, горячих речах всегда чувствовалось то, что называется широкой натурой – художник, поэт, чуждый скаредных, корыстных и мелочных мыслей.
Под открытым небом зимою он выбрал однажды высокую ель и приказал, не срубая её, разукрасить от вершины до нижних ветвей золочёными орешками, флагами, свечками, окружил весёлыми кострами и, созвав из деревни крестьян, всю новогоднюю ночь пировал вместе с ними под этим деревом на морозе, в снегах.
В другой раз он устроил новогоднюю ёлку у себя в усадьбе для деревенских ребят, увесил её игрушками, лакомствами, а когда ребята вдоволь натешились ею, повалил её на пол и скомандовал: грабьте!
— Кто здесь бедный? – как-то спросил он, очутившись в деревне, и пошёл по крестьянским избам, наделяя своими «ненужными» деньгами одичавших от нужды «мужиков».
На пятом десятке он уехал к хунхузам, в дебри, где не ступала нога европейца, и там, среди хищных зверей, изведал романтику приключений и подвигов.
Он писал второпях, без оглядки и, сдав рукопись в редакцию журнала, нёсся в курьерском поезде куда-нибудь в Сибирь или на Урал по неотложному делу…
2. Проверка знания текста.
2. Как звали друга Тёмы, сына Еремея и Настасьи?
3. Какова кличка лошади, сбросившей мальчика?
4. Куда решили сбежать Тёма и его друзья?
5. Самый дорогой человек в жизни Тёмы:
Учитель: какие эпизоды вам особенно запомнились? (дети делятся своими впечатлениями о прочитанном)
3. Работа в группах. (Ученики в группе получают вопросы, обсуждают и отвечают на них)
1-й эпизод. «Неудачный день».
2-й эпизод. «Тёма и Гнедко».
Вопросы для всего класса: Расскажите о других поступках Тёмы в этот день. Что вам больше всего запомнилось? В какие моменты вы поддерживаете Тёму, сочувствуете ему, а в какие он не совсем прав?
3-й эпизод. «Сон Тёмы».
4-й эпизод. «Наёмный двор».
5-й эпизод. «Мясник и Тёма».
6-й эпизод. «Гимназия».
7-й эпизод. «Американцы».
4. Подведение итогов выступлений групп. Выставление оценок учащимися собственной группе и другим.
5. Домашнее задание. Мини –сочинение «Хотел бы я дружить с Тёмой или нет?»