вонмем что это значит
ВОНМЕМ, МИР ВСЕМ, ПРЕМУДРОСТЬ, ПРОСТИ
Внимание к прокимнам, к пению аллилуиа и к чтениям из Апостола и Евангелия возбуждается и утверждается краткими возглашениями священнослужителей. Именно перед прокимном дьякон возглашает: вонмем; священник: мир всем; дьякон: премудрость. После прокимна, перед тем как чтец скажет, из какой части книги Апостола будет читаться отрывок, дьякон возглашает: премудрость; а перед чтением Апостола: вонмем. После апостольского чтения, перед пением аллилуиа опять слышится возглас: премудрость. Потом, когда дьякон выйдет с книгой Евангелия на амвон, священник, обратясь к народу, возглашает: премудрость, прости, услышим святаго Евангелия, мир всем; и когда дьякон объявит, из какого евангелиста будет читаться отрывок, священник возглашает: вонмем.
Возглашением вонмем, т.е. будем внимательны, Святая Церковь требует от нас такого внимания к Слову Божию, которое состоит в усвоении его не одним внешним слухом, но вместе с этим разумом и сердцем. Подобного внимания требовал и Христос Спаситель, когда говорил Своим слушателям: Имеяй уши слышати да слышит ( Мф. 11:15, 13:9 ). Только усвоенное умом и сердцем Слово Божие может быть для нас плодотворно.
Возглашениями премудрость, прости нам внушается, что нужно для того, чтобы Слово Божие было усвоено нашим умом и сердцем. Для этого нужна духовная предусмотрительность, премудрость, и бдительность (прости – прямо, бодро стойте). Иначе, нужно духовное самообладание при чтении или слушании Слова Божия, всецело приковывающее внимание к глаголам Божиим и не дающее душе отвлекаться от них сторонними предметами в рассеянности помыслов. Христос Спаситель в притче о сеятеле рассеянных слушателей Слова Божия уподобляет придорожной земле. И действительно они на нее похожи, потому что разные помыслы в душе сменяются один другим, как проходящие по дороге, сменяясь один другим. Эта смена помыслов при чтении или слушании Слова Божия, не дающая душе сосредоточиться на его наставлениях, делает ее неспособной к его усвоению; они приражаются к душе, как зерно к твердой, утоптанной ногами земле, т.е. производят на душу едва заметное впечатление. И как зерно, падшее на придорожную почву, делается добычей птиц, так и семя Слова Божия похищается из рассеянной дьяволом души. Он яко лев рыкая ходит, ища кого поглотить, и рассеянные чаще всего попадаются в его челюсти. От этой опасности нас предостерегает Святая Церковь, когда устами священнослужителей приглашает слушать Слово Божие с мудростию змеи ( Мф. 10, 16 ), не допускающей обмануть себя кознями духовного змия, и с бдительностию часового, не допускающего себя усыпить расслабляющей мечтательностью.
Приветствием мир всем, во всех случаях, где оно имеет место, выражается молитвенное желание, чтобы Господь не лишил нас Своего благоволения и ниспослал в наши сердца Свой благодатный мир. Это отрадное, успокоительное чувство, которое происходит от уверенности грешника в примирении с Богом, в прощении нам грехов. Такое значение это приветствие получает перед чтением Евангелия, ибо в Евангелии заключается радостная весть о нашем примирении с Господом Примирителем.
Источник: Объяснение Божественной Литургии / Епископ Виссарион (Нечаев) – Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство: «Даръ», 2005.- 432 с. ISBN: 5-485-00039-8
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Еще немного о Божественной литургии.
Выберите раздел серии
Еще немного о Божественной литургии.
Всем знаком момент, когда на Божественной литургии, перед пением Символа веры, диакон восклицает: Двери, двери! Премудростию вонмем!
И после этого весь народ поет Верую…
Вот об этом маленьком, в полстроки, диаконском возгласе я бы и хотел вам рассказать. Это интересный возглас, на протяжении истории претерпевший как изменение, так и иное осмысление.
…В древности громогласным Двери, двери! диакон обращался к привратникам, стоявшим у входных дверей храма и затворявшим их в самые священные минуты, чтобы в храм не проник никто посторонний (особенно некрещеный). Диаконское вонмем (слова премудростию в древности здесь не было) было обращено уже к молящимся, чтобы они были внимательны и молились.
Около X века входные двери храма не стали затворять. В это время, чтобы оградить Священное Таинство от неблагоговейных взоров случайно зашедших людей, некоторые благочестивые епископы стали вводить практику задергивания алтаря завесой. Один автор XI века так описывает эту практику, появившуюся примерно в его время: «…Я сам видел, что висящая у божественного алтаря завеса во время совершения Таинства подплывает и покрывает так, чтобы даже сами иереи не были видны со стороны стоящих вне алтаря. Это же ввел блаженнейший среди патриархов господин Евстафий» (Патриарх Константинопольский Евстафий (5648-1025). – прот. К.П.).
(Сегодня, кстати, сказать, обряд стал совсем иным. Двери храма остаются открытыми всю службу, Царские врата затворяются сразу после Херувимской, и тут же задергивается завеса. А при возгласе Двери, двери! завеса как раз открывается. Если служит архиерей или протоиерей, имеющий церковную награду «Отверстие Св. Дверей до Отче наш», то царские врата как были открыты, так и остаются.)
Но возвратимся в Византию… После того как входные двери храма не стали затворять, возглас Двери, двери! стали понимать символически, как призыв затворить двери своего сердца для всего постороннего, суетного и всецело сосредоточиться на предстоящем священном действии. Несомненно, именно поэтому этот возглас и остался в чине Литургии, как бы перейдя из категории технического требования в категорию нравственного.
Как пишет св. Герман Константинопольский: «Двери нашего ума, нашего сердца будем беречь, чтобы ничто дурное не входило в них, вникнем в церкви Божией в премудрость божественного символа…». Преп. Никита Стифат (XI век) знает, что когда-то этот возглас служил призывом закрыть двери в храм. «…Но не только: это, однако, и призыв ко всем верным запереть врата чувств от блуждания вне и не вникать без страха в совершаемое со трепетом иереями в алтаре».
Интересно, что во 2-м тысячелетии христианской эры, во время формирования «символического богословия» Литургии, этот возглас стал пониматься и как указание на… Воскресение Христово. Слова Двери, двери! как бы указывают на то, что двери Гроба Христова – огромный камень – были сокрушены. Двери отверсты, стража бежала, Воскресший Христос, являющий миру Тайну Спасения, готов явиться всему миру.
Вот и Литургия следует этому ходу размышлений о Евангельских событиях. При словах Двери, двери! священники в алтаре снимают с дискоса и Чаши покров, которым они были накрыты после перенесения их на престол. А далее будут молитвы, после которых в Причастии верующим явится Сам Воскресший!
Со словами Двери, двери… разобрались
А теперь – про вторую часть диаконского возгласа: Премудростию вонмем!
Почему Премудростию, что значит это слово? Может быть, правильнее сказать «с премудростию», то есть с благоговением, с мудростью?
Слово это, появившееся в этом месте около X века, было вставлено для того, чтобы усилить вонмем и придать ему большую торжественность. Мы помним, как часто диакон восклицает «Вонмем! Премудрость! Вонмем!» (например, перед чтением Евангелия). Премудрость значит Высшая Мудрость. С одной стороны, этим словом указывается на важнейшие моменты службы, с другой стороны – на Того, Кто невидимо сейчас присутствует: на Иисуса Христа. Именно Он назван в Священном Писании Мудростью – по-греч. Софией.
Древние комментаторы понимали это слово преимущественно во втором смысле. Более того, они говорили, что само познание Тайн веры и уразумение Литургии дается нам не благодаря собственным умственным усилиям, а благодаря милости Христовой. «Премудростию, то есть Сыном и Словом Божиим, вникнем в премудрость божественного символа, изложенного святыми и богоносными отцами, и вонмем, дабы охотно и разумно с умом умиренным приступить к таинственной жертве» (св. Герман Константинопольский).
Интересно то, что в греческой службе этот возглас звучит как Премудрость! Вонмем и перед чтением Евангелия. То есть акцент сделан на то, что сейчас будет совершаться великая Мудрость Таинства. В славянском же переводе акцент был сделан на том, что мы будем внимать Таинству, назидаться, просвещаться благодаря помощи Христовой, Его силой – Премудростию вонмем.
Русские текст Литургии в этом месте, таким образом, даже более глубок, чем греческий.
Для желающих серьезно познакомиться с Божественной литургией предлагаю свой фотоальбом с комментариями: «Божественная литургия». Там, шаг за шагом, дана вся Божественная служба с подробными комментариями.
Для удобства рассматривания фотографий советую их увеличивать. Это легко сделать, просто кликнув по фотографии.
Начало альбома:
https://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfotoreport&id=195
Несколько прекрасных фотографий в предчувствии грядущей Пасхи.
Фотограф – Дмитрий Заболоцкий.
Витязь перед началом духовной битвы.
Начало проскомидии.
Вливание в потир виноградного вина.
Поминание на проскомидии сродников в Пасхальную ночь. Какой дивный пасхальный подарок всем живым и ушедшим в мир иной.
Покрытие хлеба и вина пеленами в конце проскомидии.
Прибытие в храм Святого огня из Иерусалима. Лампа открывается, и от пламени Благодатного огня настоятель зажигает пучки свечей.
Блики этого чудесного огня падают на наши лица и преображают их.
Весь храм наполняется светом.
Осенение верующих Божественным огнем.
Вонмем что это значит
Аллилуйя (древнеевр. הַלְּלוּיָהּ, halləlûyāh; греч. αλληλουϊά — «хвалите Яхве», то есть «хвалите Господа») — богослужебный возглас из Ветхого Завета, прославляющий Бога. В современном богослужении обычно повторяется три раза, воздавая честь всем Лицам Святой Троицы. Звучит во время наиболее важных моментов богослужения. Например: малый и великий вход, перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни, после причастия.
Аминь (от евр. ןאמ, «истинно, верно, да будет», греч. ἀμὴν) — богослужебная формула, которая подчеркивает верность сказанного. «Аминь» обычно стоит в конце молитв, но не означает дословно «конец». Например, Христос часто говорил «Аминь» в начале фразы «Аминь глаголю вам — Истинно говорю вам. ». В Откровении святого Иоанна Богослова «Аминь» — одно из имен Бога (Откр 3:14).
Аксиос (греч. «достоин») — возглас при рукоположении (поставлении) дьякона, священника или архиерея. Рукополагать может только архиерей, и он первый возглашает «Аксиос!», одевая на ставленника священные одежды, соответствующие его новому сану. Далее возглас подхватывают священнослужители, клир и прихожане. Этим возгласом присутствующие свидетельствуют о высокой нравственной жизни поставляемого и говорят, что человек достоин своего сана.
Вонмем (греч. Πρόσχωμεν — «будем внимательны») — богослужебный возглас, который произносит дьякон или священник перед чтением Священного Писания или важными моментами богослужения. Таким образом священнослужители акцентируют внимание прихожан во время службы.
«Паки и паки миром Господу помолимся», призывает нас много раз за службу священник или дьякон. «Паки и паки» в дословном переводе с церковнославянского — «снова и снова». Так начинается малая ектения — короткая молитва с несколькими прошениями (просьбами) к Богу помочь, спасти, защитить и так далее. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй».
Аминь — это не конец
Очень странные церковные слова
Приблизительное время чтения: 2 мин.
На этот раз поговорим о возгласах во время службы. Некоторые мы слышим часто («Аминь», «Аллилуйя»), а некоторые реже («Аксиос»). Пора разобраться, что они означают. Для этого у нас есть рубрика «Очень странные церковные слова». Кстати, «Аминь» и «Аллилуйя» — единственные богослужебные формулы на еврейском языке, которые не стали переводить на церковнославянский или русский язык.
Аллилуйя
Аллилуйя (древнеевр. הַלְּלוּיָהּ, halləlûyāh; греч. αλληλουϊά — «хвалите Яхве», то есть «хвалите Господа») — богослужебный возглас из Ветхого Завета, прославляющий Бога. В современном богослужении обычно повторяется три раза, воздавая честь всем Лицам Святой Троицы. Звучит во время наиболее важных моментов богослужения. Например: малый и великий вход, перед чтением Евангелия, во время Херувимской песни, после причастия.
Аксиос
Аксиос (греч. «достоин») — возглас при рукоположении (поставлении) дьякона, священника или архиерея. Рукополагать может только архиерей, и он первый возглашает «Аксиос!», одевая на ставленника священные одежды, соответствующие его новому сану. Далее возглас подхватывают священнослужители, клир и прихожане. Этим возгласом присутствующие свидетельствуют о высокой нравственной жизни поставляемого и говорят, что человек достоин своего сана.
Аминь
Аминь (от евр. ןאמ, «истинно, верно, да будет», греч. ἀμὴν) — богослужебная формула, которая подчеркивает верность сказанного. «Аминь» обычно стоит в конце молитв, но не означает дословно «конец». Например, Христос часто говорил «Аминь» в начале фразы «Аминь глаголю вам — Истинно говорю вам…». В Откровении святого Иоанна Богослова «Аминь» — одно из имен Бога (Откр 3:14).
Вонмем
Вонмем (греч. Πρόσχωμεν — «будем внимательны») — богослужебный возглас, который произносит дьякон или священник перед чтением Священного Писания или важными моментами богослужения. Таким образом священнослужители акцентируют внимание прихожан во время службы.
Паки и паки
«… миром Господу помолимся», призывает нас много раз за службу священник или дьякон. «Паки и паки» в дословном переводе с церковнославянского — «снова и снова». Так начинается малая ектения — короткая молитва с несколькими прошениями (просьбами) к Богу помочь, спасти, защитить и так далее. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй».
История толкования возгласа “Двери! Двери! Премудростию вонмем!”
В греческом языке Нового Завета глагол вонмем имеет следующие основные значения/1/ 1).обращать внимание, уделять внимание; 2). внимать, держаться чего-либо, быть преданным чему либо; пристраститься к вину (1Тим.3,8); 3). быть внимательным, остерегаться, держаться подальше от чего-либо; 4). приступать (к жертвеннику), быть священником (Евр.7, 13: “Ибо тот, о котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.”
Толкование св. Иоанна Златоуста
Толкование св. Германа Константинопольского
(Патриарх с 713г., исповеднически скончался в 740г.; с именем св. Германа известно изъяснение на литургию,- или “Созерцание предметов церковных”; иные приписывают это сочинение не старшему Герману, а тому, который жил в начале 13в., но неапольский список толкования, писанный в 1140г., показывает, что толкование гораздо старше Германа второго/9/ )
Толкование преп. Никиты Стифата
(1005-1090гг. пресвитер, а затем настоятель Студийской обители, ученик преп. Симеона Нового Богослова).
1. Преп.Никита Стифат употребляет возглас диакона “Двери! Двери! Вонмем!”, хотя архим. Киприан Керн указывает, что уже в IХв. в возгласе появляется слово “премудростью”.
2. Никита Коронидский, синкел и хартофюлак, пишет, что патриарх Константинопольский Евстахий (1019-1025) учредил завесу в алтаре во время таинства.
4. Преп. Никита Стифат свидетельствует, что вход в алтарь закрыт для всех лаиков и только царям, приносящим дары, открыт.
5. Преп. Никита указывает ступени посвящения: иереи, диаконы и иподиаконы.
6. Все толкователи единодушно сохраняют новозаветный смысл внимания, как предстояния Богу.
7. Возглас “Двери! Двери!”, указывающий изначально на внешние двери храма, позднее стал указанием внутренней алтарной завесы.
8. Понимание возгласа “Двери! Двери!” развивалось от буквального, как относящегося к дверям храма, к символическому, относящегося к вратам наших душ, причем буквальное толкование включалось в более развитое толкование.
9. Преп. Никита Стифат говорит, что только внимая Господу мы сможем сохранить безмолвие и благодарить Господа за всякое благодеяние и непрестанно молиться.
1/ Греческо-русский словарь Нового Завета. М.1997.
2/ Св.Иоанн Златоуст “Избранные произведения” М.1993. т.9,кн.1 “Беседы на Деяния апостольские” бес.19, ст.5, стр.188-189.
3/ “Толковый типикон” М.Скабалланович.М.1995.стр.186-187.
4/ “Евхаристия” архим.Киприан Керн.Париж.1947.стр.207.
5/ “Пособие к изучению Устава Богослужения православной церкви” протоиерей Константин Никольский,С-Петербург. 1907.
6/ “Книга Правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец.”Св.-Троицк. Серг.Лавра. 1992.стр.13-14.
7/ “Книга Правил святых апостолов, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец.”Св.-Троицк. Серг.Лавра. 1992.стр.175.
8/ Св.Иоанн Златоуст “Избранные произведения” М.1993. т.7, кн.1,”Толкованиена святого Матфея евангелиста”бес.23, стр.263.
9/ “Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви” архиеп. Филарет Гумилевский.1902.стр.200-204.
10/ “Изложение Церковных служб” св. Германа, “Христ.Чт.”, 1855, т.1, стр.398.
12/ “Новая скрижаль” архиеп.Вениамин.С.-петербург, 1899.ч.2, гл.7,N34, стр.191-192
14/ там же, стр.193-194.
15/ Nicetas Stethatos “Opuscules et lettres”. Introduction, texte, critique tradition et notes par I.Darrouzes. Sources Chretiennes. №81. 1961. Стр.172.
17/ своеобразное выражение трижды встречается у блаж. Диадоха Фотикийского. Он, например, говорит: “Таким образом, ум наш, согласно Апостолу (Рим.7,22), всегда находит удовольствие в законах Духа, а чувствилища плоти склонны увлекаться (скольжением) по гладкой поверхности наслаждений” (или “охотно увлекаться гладкостью удовольствий”). (9, т.2, стр.284-285) Как отмечает К.Попов, данное выражение употреблял и св. Василий Великий, согласно которому жизнь порочная, в отличие от жизни добродетельной, есть гладкий (ровный, удобопроходимый) путь, ведущий многих к погибели, потому что порок уловляет “гладкостью удовольствия”. Поэтому это выражение у св. Василия означало еще в переносном смысле и “сладость неразумных удовольствий”. В подобном же смысле использовали это выражение еще и св. Афанасий Великий и Григорий Нисский. (16, т.1,стр.437-438)
18/ Комментарий С.Епифановича к “Вопросоответам к Фалассию,16” преп.Максима Исповедника: “Страсть всегда вызывается чувственным предметом, внешней вещественной стороной его, и возникает именно тогда, когда страстные неразумные силы души — похоть и раздражительность — увлекаются достигнуть того или другого представляемого предметом чувственного удовольствия и устранить все препятствия к достижению его. Духовный анализ страсти ведет к ее прекращению, вскрывая чувственную оболочку вещей, обнаруживая их “логосы” и обуздывая неразумные движения страстных сил души.” (9, т.2, стр.233)
19/ Nicetas Stethatos “Opuscules et lettres”. Introduction, texte, critique tradition et notes par I.Darrouzes. Sources Chretiennes. №81. 1961. Стр.232.
20/ Патриарх Константинопольский Евстафий 1019-1025.
21/ Nicetas Stethatos “Opuscules et lettres”. Introduction, texte, critique tradition et notes par I.Darrouzes. Sources Chretiennes. №81. 1961. Стр.280-290.
22/ “Из чтений по церковной археологии и литургике” А.П.Голубцов.стр.123.
23/ Nicetas Stethatos “Opuscules et lettres”. Introduction, texte, critique tradition et notes par I.Darrouzes. Sources Chretiennes. №81. 1961. Стр.282.
25/ Рождественская Вечерня, стихира Праздника на Господи воззвах “Огненный меч убегает”. Стихира надписана именем Германа. Это древнейший песнописец св. Герман, патриарх Константинопольский, святитель исповедник скончался в 740г.
26/ Ин.17.24 (изменено лицо, вместо “они” стоит “вы”):“чтобы там, где Я, и они были”.
27/ “Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви” архиеп. Филарет Гумилевский.1902.стр.359.