волжская булгария это сейчас что
История Волжской Булгарии
На рубеже 9-10 веков в Северо-Восточной Европе возникло одно из самых первых феодальных государств на территории нашей страны – Волжская Булгария. Это легендарное и загадочное образование достигло в средние века небывалого могущества и расцвета, а впоследствии кануло в лету, вызывая сегодня много споров и дискуссий. Надо заметить, что мировая история полна подобных внезапных появлений и исчезновений различных народностей и целых государств, которые появлялись как бы ниоткуда и исчезали, как бы в никуда.
Сегодняшнее изучение истории Волжской Булгарии основывается в основном на археологических артефактах многочисленных булгарских городищ, разбросанных по территории современного Татарстана, и на описаниях средневековых путешественников. Попробуем и мы заглянуть в далекие и туманные средние века, где скрываются удивительные тайны и загадки, где жизнь многочисленных племенных этносов подобна броуновскому движению, которое периодически выносило на мировую арену одни народы и поглощало другие.
Великое переселение народов
Чтобы немного глубже и логичнее подойти к вопросу о происхождении волжских булгар, придется сделать небольшой исторический экскурс в период далекого и почти легендарного «Великого переселения народов», во время которого как раз на политическую арену и вышли, а точнее были вынесены, древние болгарские племена.
История «Великого переселения народов» началась с племен хунну
Если обратиться к Всеобщей истории первых столетий начала нашей эры, то можно отметить, что формирование ранних государственных образований шло не повсеместно, а преимущественно на территориях нынешней Европы, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока. В остальных местах, в том числе и на территории будущего российского государства жили еще разрозненные отдельные племенные общины будущих славян.
На Западе в этот период уже было принято христианство, существовала и готовилась к распаду Великая Римская империя, образовывались европейские государственные союзы. На Востоке же, особенно в районе Алтая, Саян и современной Монголии, с удивительной и загадочной периодичностью генерировались пассионарные (активные) этнографические образования довольно воинственных кочевых племен, которые в процессе завоеваний начали создавать огромные, но очень не стабильные империи, в том числе и в форме каганатов.
Орды гуннов двинулись на Запад, вовлекая в свое движение и другие народы
Одной из первых подобных империй стала Империя гуннов, значение которой в Великом переселении народов очень и очень велико. Все нижеперечисленные союзные образования, в той или иной степени, но оказали свое влияние и на формирование булгарского этноса, его перемещения и историю.
Гунны
Племена гуннов или хуннов появились на севере Китая еще задолго до нашей эры, и именно для защиты от этих очень воинственных племен уже в 3 веке до н.э. была построена Великая Китайская стена. Многие ученые считают гуннов далекими предками современного монгольского народа. Во 2 веке часть гуннских племен в силу различных обстоятельств ушла кочевать на Запад, встречая на своем пути другие довольно пестрые в национальном плане племена, которые или уничтожались или вливались в вооруженные отряды гуннов.
Империя гуннов была большим, но очень неоднородным образованием
Имя Атиллы, как наиболее сильного вождя средневековья, сегодня знакомо многим
Считается, что именно со свирепыми гуннами пришли в районы Закавказья и Приднепровья племена сувар (савир) и болгар, венгров и аланов. После смерти Атиллы его империя мгновенно рухнула, а немногочисленные по численности гунны ассимилировались с более пассионарными этносами, разбросанными в районах Приазовья, в том числе и с болгарами.
Жужаньский каганат
К истории Жужаньского каганата тянутся нити многих этносов средневековья
В те времена племена частенько называли по имени предводителя. Так вот, по имени одного из каганов этого государства Ю.Датаня часть жужаней стали именоваться датанями или татаниями. Это название, якобы, впоследствии переросло в общеизвестное сегодня наименование «татары». Другая интересная гипотеза гласит, будто часть племен, выделившаяся из жужаней, в 5 веке тоже ушла кочевать на Запад, и в процессе своего перемещения трансформировалась в название «авары», которые также внесли свою лепту в формирование мировых сообществ и в на некоторое время подчинили своему влиянию древние болгарские племена.
Авары
У древних болгар были продолжительные отношения с Аварским каганатом
Пытались авары взять и Константинополь (626 г). Но внутренние распри и сопротивление покоренных народов подорвали мощь этого крупного, но непрочного государства. На рубеже 6-7 веков три протоболгарских племени (кутригуры, утигуры и оногуры) разорвали отношения с каганатом, переселившись в район нижнего течения Дуная. А в конце 8 – начале 9 веков Аварский каганат пал под ударами объединенных вооруженных европейских отрядов под руководством Карла Великого. Оставшиеся авары впоследствии ассимилировали с венграми.
Тюркский каганат
Сегодня каждый школьник, не задумываясь, скажет, что древние булгары (или болгары) – это одна из племенных групп, относящаяся к большому этносу тюркской народности, сформировавшийся в первом тысячелетии нашей эры. И тут возникает новый вопрос – а что это за тюркские народности, откуда они взялись и каково их влияние на формирование политической карты средневековья. А ведь это наименование встречается в исторических источниках уже с 6 столетия, и использовалось оно для обозначения очень многих народов, проживающих в Восточной Европе и на большой территории Центральной Азии, Алтая и Сибири. История же этого этноса такова.
На смену Жужаньскому каганату в том же самом магическом уголке Центральной Азии в середине 6 века пришли племена тюрков, которые, по мнению многих ученых, являются отдаленными потомками гуннов. Тюрки также были кочевым народом, умеющим хорошо воевать. К тому же они были очень пассионарны в начале своего становления. В результате своих завоеваний уже в середине 6 века они создали новое мощное государство – Тюркский каганат. И получилось так, что название «тюрки» со временем перешло на целую этноязыковую общность многочисленных народов на огромных территориях.
Сегодня тюркоязычные народы занимают внушительные территории на мировой карте
В начале 7 века Тюркский каганат распался на Западный и Восточный. В составе Западного Каганата оказались и протоболгарские племена. Тюрки, прошедшие в своих завоеваниях по стопам гуннов, были более организованны, более развиты в военном и в других отношениях. У них уже существовала руническая письменность, вера в единого бога Тэнгре (небесный бог). Все они были отличными наездниками и смелыми воинами. Занимались тюрки не только скотоводством, но и начали приобщаться к земледелию. Появлялись у них ремесла, и даже печаталась своя монета. На подвластное население тюрки оказали очень существенное влияние во многих аспектах.
Тюрки, как и все другие кочевые племена, не были однородным этносом
Одним из тюркских племен, кстати, уже тогда явно выделялось племя татар, которые, разрастаясь и объединяясь с соседями, со временем также перенесли свое название на довольно большую тюркскую группу. В исторических источниках встречаются названия таких племенных тюркских объединений как «9 татар» или «13 татар». Но к вопросу о татарах мы еще вернемся.
Тюркский каганат был одним из промежуточных средневековых образований
Из Западного Тюркского каганата со временем выделился еще один этнос, который оказал существенное влияние на болгарские племена, проживающие в Приазовье. Это был очень пассионарный этнос хазар, формирование которого восходит, вероятно, так же к племенам гуннов.
В первое тысячелетие нашей эры при отсутствии границ, государств и прочих препятствий, многие из этих народов кочевали, ассимилировали друг с другом, перенимали друг у друга обычаи, технологические и военные достижения и т.д. Смешение кровей и языков у кочевых и встречающихся им осевших племен происходило почти повсеместно на протяжении многих столетий. Именно поэтому сегодняшние представители тюрко-язычной группы имеют как монголоидные, так и европеоидные черты.
Хазары
О «неразумных хазарах» упоминает и А.Пушкин в своей «Песне о Вещем Олеге»
Хазарский каганат за период своего длительного существования от кочевого образа жизни перешел к полуоседлому. Единой религии в каганате не было. Большая часть населения исповедовала иудаизм, частично появлялись здесь христиане и мусульмане.
Очень долгое время даже Каспийское море именовалось Хазарским, да и вся территория Крыма в древних исторических и географических трактатах называлась Хазарией. Но хазары также были очень неоднородным племенем и со временем ассимилировались со многими другими племенами, родственным болгарам.
Хазарский каганат просуществовал дольше всех аналогичных образований
После распада каганата, рухнувшего под ударами русского воинства во главе с князем Святославом в конце 10 столетия, его жители растворились в других национальностях, в том числе в караимах, крымчаках и кумыках.
Болгары
Если взять за исходные данные, что булгарские племена пришли в Приазовье вместе с гуннами, то дальнейшая их эволюция и развитие, говорит о том, что булгары оказались более пассионарным этносом, возможно поглотившим и часть самих гуннов. Хотя относительно появления болгар в степях Предкавказья есть и другие версии.
Так ли выглядели болгарские предки волжских булгар сегодня сказать сложно
В любом случае, протоболгарские племена (древние болгары) жили в причерноморских степях уже с 4 века и занимались там земледелием и скотоводством. Но, по-видимому, все-таки основным их занятием было военное дело. Упоминания о военной деятельности болгар на территории Европы присутствуют во многих источниках. То болгары напали на итальянское государство лангобардов (начало 5 века), то помогали Восточно-Римской империи против готов. Кстати, отмечается, что в одной из битв с готами даже погиб предводитель болгар Бузан.
В середине 7 века болгарские племена объединились в государство Великую Болгарию
Великая Болгария
Как уже упоминалось выше, несколько протоболгарских племен покинули Аварский каганат в конце 6 века, переселившись на территории западного Предкавказья, где они оказались под властью Тюркского каганата. После его распада в начале 7 века болгарские племена не только заняли господствующее положение в этом регионе, но и объединились ханом Кубратом в новый племенной союз в виде полуфеодального государства – Великую Болгарию. Было это в 632 году. Новое образование находилось на территории сегодняшнего Краснодарского края.
Хан Кубрат несомненно был выдающейся личностью и талантливым государственным лидером
Сегодня образцы рунической письменности выставлены в Булгарском музее
Как государство, Великая Болгария просуществовала совсем недолго – только в течение правления хана Кубрата (632-665 гг). После его смерти, проигнорировав наказ отца о развитии единого сильного государства, сыновья Кубрата поделили между собой власть и племена, что ослабило Великую Болгарию, которая вскоре пала под натиском Хазарского каганата.
Имеются косвенные данные о том, что сам хан Кубрат имел очень хорошее образование и воспитание, которые он получил в Константинополе, где рос, якобы, в императорском дворце. Кстати, считается, что там же Кубрат принял христианскую веру. Но точных доказательств этому нет. Нет и точных данных о месте его захоронения. Считается, что найденное в 1912 году под деревней Перещепино на Полтавщине богатое погребение является захоронением именно этого известного правителя Великой Болгарии. Сегодня там установлен памятный знак.
На предполагаемом месте захоронения Кубрата ныне находится Памятный знак
У Кубрата было пять сыновей, которые разорвали единое государство на пять кусков, потеряв при этом единство этноса и его пассионарность.
Самым известным из сыновей Кубрата является хан Аспарух, получивший в наследство западную часть созданного отцом государства. Он уходит со своим племенем на запад, где в союзе со славянскими племенами ведет успешные действия против Византийского государства. Победив императора Константина Четвертого, Аспарух основывает новое государство – Болгарию, в котором остатки болгар ассимилируют с местными славянами, практически растворяясь в них. Имя прежних болгар остается здесь только в названии государства, существующего и поныне.
Хан Аспарух является основателем Первого Болгарского государства
Другой сын – Альцек – увел подвластные ему племена в Италию под власть короля лангобардов и осел там. Некрополи древних болгар сегодня можно увидеть в районе Кампобассо, а сам болгарский этнос здесь также бесследно растворился.
Еще один из сыновей Кубрата – Кубер – ушел в Македонию. Два других брата – Батбаян и Котраг – оставались еще какое-то время на своих землях по двум берегам реки Дон, пытаясь сопротивляться усилившемуся влиянию Хазарского каганата и выплачивая ему дань.
Хан Кубрат пытался объяснить сыновьям, что сила в единстве. Но не послушались сыновья
Объединение болгарских племен в Волго-Камском регионе в единое государство было осуществлено при правителе Алмасе (Алмуше) в конце 9 века. Надо отметить, что болгары оказались первыми, кто создал в Среднем Поволжье централизованную государственность. В наименовании самих болгар поменялась со временем только одна буква. Переселившись на Волгу, они стали именоваться булгарами.
Возникновение Волжской Булгарии
Поселения первых людей на территории Татарстана относятся к эпохам позднего палеолита и мезолита. Еще в далекие времена древности, в 1 тысячелетии до нашей эры, местные племена, осевшие в районе Среднего Поволжья начали приобщаться к ведению хозяйства, к земледелию,скотоводству и охоте.
В Волжско-Камском регионе ранее обитали племена, относящиеся к Именьковской культуре
Как уже упоминалось выше, теснимые Хазарским каганатом, болгары в конце 7 столетия стали уходить с насиженного места из Приазовья на северо-восток, пока не оказались в довольно обжитом Волго-Камском районе, где они и решили остановиться. Немного позже (в начале 8 века) за ними пришли в эти земли и племена родственных им суваров, спасаясь от зависимости Хазарского каганата и от участившихся нападений арабских кочевников.
Учитывая, что в данном регионе уже проживали финно-угорские и частично тюркские племена, под воздействием пассионарности болгар в 8 столетии образовывается Болгарский племенной союз, объединивший все проживающие в данном регионе этносы. К концу 9 столетия на основе этого союза сформировалось новое государство – Волжская Булгария, объединившая территории нынешнего Татарстана, Ульяновской, Самарской, Пензенской областей и Чувашии.
После прихода в Среднее Поволжье болгарских племен, многие представители именьковской культуры переселяются на запад, а оставшиеся ассимилируют с пришлыми болгарами. Во всяком случае, археологический след именьковцев обрывается именно после прихода сюда болгар.
Булгария, формируясь на новом месте, развивается как оседлое образование, жители которого постепенно освоили все ведущие виды хозяйственной деятельности от земледелия и скотоводства, до торговли и ремесел. Основным языком являлся язык булгарский.
Обычаи, культура и религия Волжской Булгарии
Основные занятия и обычаи булгар
Болгарские племена, придя на Волжские берега и став булгарами, уже имели определенный опыт оседлого хозяйствования, который они получили в период своего проживания в Приазовье. Не чуждо им было земледелие, в котором они активно применяли двупольную систему. Разнообразие высеваемых злаков тоже было весьма впечатляющим – от ржи и пшеницы до чечевицы и конопли. Для пахоты использовались плуги, а позднее сохи. Очень многогранным было и скотоводство – коровы и лошади, овцы и козы, домашняя птица и т.д.
О развитии земледелия у древних булгар можно узнать в Музее хлеба в Булгаре
Большой популярностью пользовался булгарский мед, который собирали у диких пчел, но за дуплами с ульями велся определенный уход. Также хорошо был развит охотничий промысел и рыболовство, ведь многочисленные леса были полны пушной дичи, а реки – рыбы. Также в лесах было много орехов и ягод.
Из железа булгарские мастера могли делать самые мелкие предметы
Городское строительство
С конца 9 столетия в Волжской Булгарии начинают строиться большие города, прежде всего Булгар, являющийся столицей в 10-11 веках, Биляр (Великий город) и Сувар. Кроме этих трех основных самых известных булгарских городов появлялись и другие населенные пункты – Ошель, Нохрат и т.д.
Волжская Булгария вообще была государством городов. По археологическим остаткам городищ их можно поделить на три вида: большие города, замки феодалов и военные оборонительные крепости. Все населенные пункты ограждались оборонительными валами, рвами и крепостными стенами – в военно-инженерном плане булгары были на должной высоте! Они создавали превосходно укрепленные городские объекты. Подобные оборонительные сооружения были характерны особенно для домонгольского периода строительства.
Немногочисленные булгарские города строились красивыми и защищенными от врага
Булгарские города строились по традиционным средневековым канонам. Центр города, в котором проживала основная городская знать и правящая верхушка, представлял собой классическое крепостное сооружение (стены и башни, рвы и валы). Далее до следующего укрепления размещался внутренний город, который находился непосредственно за крепостными стенами. Жителями внутреннего города являлись его наиболее состоятельные граждане – купеческое сословие, врачи и преуспевающие ремесленники, религиозные служители и местная интеллигенция в виде учителей, поэтов и художников. Наиболее богатые граждане могли позволить построить себе каменный дом. Улицы были достаточно широкими и мощеными.
Следующий пласт городских жителей составляли граждане среднего уровня дохода – рядовые ремесленники всех направлений, мелкие кустари и торговцы и т.д. Это был так называемый внешний город, тоже обнесенный рвами и валами. Далее шли уже деревенские поселения, жители которых обитали в основном в полуземлянках, или же в домах глинобитных и деревянных. Обычно дома крестьян имели подпол, а поблизости и ямы для хранения зерна. Присутствовали и другие хозяйственные строения. При любой угрозе извне, все граждане могли укрыться за городскими воротами.
Так выглядели жилища рядовых жителей Волжской Булгарии в 11 столетии
После принятия ислама популярными строительными объектами стали мечети и мавзолеи, а также городские бани. Булгарская столица – сначала Булгар, а затем Биляр, была одной из чистых и благоустроенных городов среди многих европейских аналогов. По площади города Булгар и Биляр уступали Константинополю и Самарканду, но во много раз превосходили Париж, и Киев с Владимиром.
Сувар был одним из известных и крупных городов Волжской Булгарии
Приезжающие иноземные торговцы останавливались или в специальных кварталах для иностранцев, либо в специальных караван-сараях, которые представляли собой гостиницы со складскими помещениями и стойлами для скота.
Религия в Волжской Булгарии
У булгарских племен, пришедших на волжские берега, была уже сложившаяся культура отношений, свои религиозные представления и даже руническая письменность, доставшаяся им в наследство от тюрков. Однако, мировая тенденция к созданию централизованных государств базировалась на обретении централизованных религий. Развитие торговых связей нового государства привело и к расширению проникновений в него новых стандартов и новых требований. С учетом того, что Хазарский каганат достал булгар и на Волжских берегах, принудив их к выплатам регулярной дани, булгарское правительство начало искать сильных союзников в противостоянии хазарам. Взор их обратился к новой и очень пассионарной религии – исламу, представителем которой в данном случае выступил Багдадский или Аббасидский халифат.
О сборах дани хазарами с подвластного населения рассказывается в русских летописях
В начале 10 века булгарский царь Алмуш пригласил багдадское посольство, чтобы официально принять ислам. Среди прибывших представителей Багдада был и путешественник Ибн Фадлан, который прожил в летней ставке царя под Булгаром почти 2 месяца. В то время царский двор летом проживал в юртах за чертой города. Юрта царя была огромна, в ней умещались сотни человек, полы были покрыты коврами из Армении, а в центре стоял трон, украшенный богатой парчой из Византии. За время своего пребывания в Булгарии, Ибн Фадлан хорошо ознакомился с местным населением, обычаями и обрядами булгар, вел географические наблюдения. Вернувшись в Багдад, он составил описания Волжской Булгарии, ставшие впоследствии ценным источником для изучения этого практически бесследно исчезнувшего государства.
Летом ставка булгарского хана переносилась в летний юрточный лагерь
Принятие ислама состоялось в столице государства – Булгаре. Алмуш собрал съезд предводителей всех булгарских племен, на котором была официально принята единая мусульманская государственная религия. Сам царь был провозглашен эмиром. Более подробно о принятии ислама в Булгаре можно прочитать здесь. Хотя и после этого еще долго были живы полуязыческие обычаи, кровное родство и жестокие правовые нормы, тем не менее, с принятием новой религии начался период зарождения более прогрессивных форм идеологии и общественно-семейных отношений.
Так выглядели жители Волжской Булгарии в 10-11 веках. Реконструкция
Принятие ислама поспособствовало объединению здешних племен и улучшению отношений с мусульманскими восточными странами. Введение арабского письма привело к развитию грамотности среди населения. Начали строиться мечети и начальные училища. Развитие образования в Волжской Булгарии привело к появлению собственных ученых и поэтов. Например, Якубом ибн-Ногманом в 12 столетии был написан труд по истории Булгарии, поэтом Кул-Гали – поэма «Сказание о Юсуфе» и т.д.
Принятие ислама было одним из важных достижений Волжской Булгарии
Хотя есть мнение, что не все жители Булгарии единодушно приняли ислам, в том числе и сувары, часть из которых, якобы, ушла на территорию современной Чувашии, влившись впоследствии в чувашский этнос. О попытках неудачного проникновения христианства в Волжскую Булгарию очень ярко свидетельствует история Великомученика Св. Авраамия Болгарского, о судьбе которого можно прочитать здесь.
Географическое положение Волжской Булгарии экономически было очень выгодным. Через нее, а точнее через город Булгар, находящийся на реке Итиль (Волга) проходили очень многие торговые пути между Западом и Востоком, а летом на территории государства проводилась оживленная транзитная ярмарка.
Ага Базар под Булгаром был местом ежегодной транзитной торговой ярмарки. Рис.Позднова
Уже в середине 8 столетия через территорию складывающейся Волжской Булгарии проходил и торговый Великий Волжский путь, который являлся ответвлением Великого Шелкового пути. Он соединял товарообменными отношениями арабский мир и славян, балтийские племена и хазар, финно-угров и варяг. Развитие внутренней и внешней торговли способствовало быстрому подъему экономики, культуры и общему развитию нового волжского государства.
Дело в том, что торговые караваны в те довольно опасные времена формировались основательно и опирались в своем продвижении к потенциальному покупателю на города-форпосты, в которых можно было организовывать базы, рынок сбыта и приобрести местные товары. Подобным центром торговли и своеобразными воротами между Западом и Востоком и стал город Булгар. Здесь встречались арабские купцы, следующие с берегов Каспия, и скандинавские торговцы. И с тех и с других городская администрация взимала пошлину, которая составляла 1/10 часть от ввозимого товара, что, естественно, очень обогащало город и, особенно, его правящую верхушку.
Уже в 9-10 веках в Булгарии для расчетов использовались деньги
Взаимоотношения с соседями
Волжская Булгария была довольно сильным государством, с добротно оснащенной и вооруженной армией. Хорошо были организованы булгарские военные дружины, которые часто нападали на соседние племена, захватывая пленных и обращая их в рабов. Хотя рабство в Древнем Булгаре не получило мощного развития, но труд захваченных пленных в хозяйствах очень даже применялся. Часть захваченных пленных продавалась обратно на их родину. Единственным государством, которое оказалось сильнее Булгарии, был Хазарский каганат, и в экономической зависимости от него Булгария находилась довольно длительный период – до конца 10 века.
Булгарские воины были хорошо вооружены и обучены военному делу
Кстати, именно с Владимиром Святославичем булгары заключили первый торговый договор, результатом которого явилось образование сухопутного торгового пути между Булгаром и Киевом. Есть сведения, что одной из жен князя Владимира была булгарская девушка из богатого рода.
Между Русью и Волжской Булгарии часто происходили военные столкновения
Мирные взаимоотношения между Булгарией и Русью были нестабильны. В 11-12 веках участились случаи взаимных нападений на пограничные районы друг друга, которые осуществлялись с целью захвата богатой добычи. Булгарские войска преимущественно нападали на Муромские, Суздальские и Рязанские земли. В ответ владимиро-суздальские войска громили богатый торговый Булгар, жгли Ошель и д.т.
Русские войска готовились к походам на Булгарию очень серьезно
На Булгар и купеческие караваны, идущие в него, часто совершали нападения и новгородские разбойники-укшуйники. В результате всех этих многократных нападений государственная столица в 11 веке из Булгара вынуждена была переместиться в Биляр, который превратился в процветающий и прекрасный восточный город.
Хотя, истории известны и случаи добрососедской взаимопомощи между Булгарией и Русью. Например, Булгария помогала русским князьям в периоды засухи и неурожая у последних, посылая им хлеб и зерно.
Как булгары превратились в татар
В первой половине 13 века из Центральной Азии на политическую арену вышел новый пассионарный этнос воинственных монгольских племен, которые оказались удивительно активными в плане расширения своих территориальных владений. Надо сразу сказать, что сам этот этнос, как и предыдущие, был далеко не однородным по своему составу и, к тому же, он привлекал к своему завоевательному продвижению другие племена и этносы.
Первая встреча монгольских и булгарских войск привела к беспрецедентному поражению первых (1223). Но уже в 1236 году укрупненные орды Батыя одержали верх над булгарскими отрядами. Батыем были взяты и с жестокостью разрушены многие города и крепости, в том числе Булгар, Биляр, Сувар…
Западный поход Батыя начался с уничтожения городов Волжской Булгарии
Монголы
Монголы были очередным пассионарным этносом, зародившимся в Центральной Азии. Считается, что этнически они также были отдаленными потомками и наследниками Жужаньского каганата. Долгое время монголы жили в степях незаметными кочевыми племенами. В период существования Восточного Тюркского каганата и последующих политических образований они находились в подчинении тюркских правителей.
К 10 столетию, когда тюрки перестали занимать господствующее положение в степных районах Центральной Азии, начала проявляться пассионарность монгольских племен, которые заняли огромные территории между Байкалом, Иртышем и Великой Китайской стеной. В этот период название монголов в виде «монгу» уже встречается в исторических источниках.
В начале 13 столетия один из монгольских вождей – известный всем Чингисхан – сумел объединить многочисленные тюркские и монгольские племена в единое Монгольское государство. Под руководством своего кагана или хана, тюркско-монгольские войска совершили множество завоевательных походов в соседние страны – Среднюю Азию и Китай, Восточную Европу и Кавказ. И очень скоро сложилась Монгольская империя – самое крупное в истории человечества государственное образование. Столицей Великой Монголии был Каракорум.
Кстати, некоторые исследователи считают, что между монголами и племенами татар, которые к этому времени стали довольно многочисленны в Центральной Азии, шла борьба и довольно серьезная. Исторические источники гласят, что отец Чингисхана погиб от рук татар, и основатель монгольского государства мстил татарам всю жизнь. Есть мнение, что те первые татары были или уничтожены, или же поглощены монгольским этносом полностью. А вот их этническое название, как и в случае с дунайскими болгарами, сохранилось в названиях родственных им или других племен.
Такими изображались татары на средневековых гравюрах
Как это часто бывало в Средние века, могущество любой огромной империи держалось на авторитете всего одной исторической личности – в данном случае Чингисхана. После его смерти единое Монгольское государство распалось на несколько частей, одна из которых стала называться Улусом Джучи. Эта территория получила название как Золотая орда только в источниках 15 столетия, а до этого территории ордынских ханов именовались исключительно улусами с добавлением имени правителя или другого компонента.
Золотая орда стала одним из улусов распавшейся Великой Монголии
После раскола империи Чингисхана, хотя формально Монголия и продолжала считаться единой империей, каждый улус тянул одеяло на себя. Нас в данном случае, интересует именно Золотая орда, полностью поглотившая Волжскую Булгарию.
Волжская Булгария в составе Золотой орды
В 1236-1242 году монгольские войска совершили хорошо известный Западный поход, в котором участвовали их объединенные силы, а возглавлял этот поход Сын Джучи – хан Батый – новый правитель Золотой орды. Именно в результате этого похода в состав улуса Батыя влилось Среднее и Нижнее Поволжье, в том числе Волжская Булгария, которая превратилась в Улус Булгар.
Орды Батыя безжалостно уничтожили процветающее государство и его главные города. Большая часть населения бежала в труднодоступные места, основывая там новые поселения. Одним из таких поселений, вероятно, была и Казань, названная впоследствии Иске-Казанью (Старой Казанью), среди первых поселенцев которой еще, вероятно, были и носители булгарского этноса.
Иске-Казань возникла в начальный период золотоордынского периода Булгарии
Хотя многие булгары, проживающие в крупных городах, были убиты, уведены в плен или стали частью монгольского войска. Некоторые исследователи даже считают, что практически все булгары, которые составляли элиту государства, были в основе своей уничтожены, а на землях бывшей Булгарии остались потомки суваров и других этносов. Но доказать сегодня это не представляется возможным.
Ряд других ученых считает, что многие булгары ушли на земли нынешних чувашей и мордвы, где ассимилировали с уже проживающими там народами. Так или иначе, но наименование «булгары» с этого периода остается практически только в названии города, который после разрушения Батыем, им же и был восстановлен, но уже в качестве своей временной резиденции.
Батый разрушил Булгар ВОлжской Булгарии. На смену ему пришел Булгар золотоордынский
В конце 50-х годов 13 века правителем Золотой орды стал брат Батыя – Берке, который в политических целях принял ислам для привлечения на свою сторону мусульманских лидеров Булгарии и других восточных стран. В связи с этим он уделял много внимания градостроительству Булгара и новой столицы Сарай-Берке. Также Берке способствовал развитию дипломатических и торговых отношений с восточными регионами. Город Булгар в этот период сильно увеличился в размерах, застроился каменными строениями, в разы увеличил свой торговый оборот. Но его этнографический состав существенно менялся, ассимилируя и с золотоордынскими переселенцами и с проникающими сюда кыпчаками (половцами), которые стали союзниками монгольских завоевателей. Более подробно о развитии города Булгара в золотоордынский период можно прочитать здесь.
Если Булгар в золотоордынский период пережил новый подъем, то другие булгарские города остались лежать в руинах, и все заброшенные и степные районы бывшей Булгарии постепенно также заселялись пришлыми кочевыми племенами, в том числе и кыпчаками (половцами).
В то время, пока Биляр и Сувар лежали в руинах, Булгар переживал второе рождение
С 1266 года в правление внука Батыя – Менгу-Тимура (до 1282 года) большая часть Евразии под властью Золотой орды полностью отделилась от Монголии и стала независимым образованием. Далее, с переменным успехом, до начала 60-х годов 14 столетия, длился период расцвета Золотой орды, который благотворно отразился и на его булгарском улусе с центром в Булгаре. А вот затем начался естественный процесс междоусобиц и борьбы за власть, который подтачивал силы самого золотоордынского ханства, и не мог не отразиться на бывших землях Булгарии.
Монументальные строения первой столицы Булгарии в конце 14 века превратились в руины
Половцы (кыпчаки)
Существенный след в формировании будущего татарского этноса, сыграли еще одни кочевые народы Нижнего Поволжья – половцы или кипчаки (кыпчаки). О половцах все мы хорошо знаем из знаменитого эпоса «Слово о полку Игореве», переложенного композитором А.Бородиным в известную оперу. Князь Игорь был одним из многих, кто потерпел неудачу в битве с этим кочевым и очень воинственным народом.
О постоянной борьбе русских княжеств с половцами мы узнаем еще на школьной скамье
Считается, что предки половцев в 4-7 веках обитали в монгольских степях и являлись активной частью Восточного Тюркского каганата под собственным названием кыпчаки. После распада каганата часть кыпчакских племен ушла в степи нынешнего северо-западного Казахстана. Завоевывая и поглощая соседние племена, кыпчаки постепенно (9-10 века) расширили свои границы в сторону Средней Азии и Северного Причерноморья.
С середины 11 века половцы становятся одной из основных мощных сил, нападающих на южные окраины формирующегося российского государства. Считается, что название половцы им как раз и было дано в русских княжествах, на которые они совершали многочисленные набеги из полей. Половцы, в той или иной степени, кроме Руси взаимодействовали и со многими государствами средних веков – с Грузией, Болгарией, Венгрией, Византией и Хорезмом. Причем, надо иметь в виду, что единого государства у них так и не образовалось, а отдельные племена в виде союзов действовали изолированно друг от друга.
Кыпчакские племена граничили с Булгарией и могли взаимно ассимилироваться
В начале монгольского нашествия на Запад часть половецких племен для отпора врагу объединились с русскими войсками, но потерпели знаменитое поражение на реке Калке (май 1223 г). Есть версия, что позже монголы смогли привлечь на свою сторону большую часть влиятельных половецких племен, которые являлись очень далекими потомками именно тех татарских групп, которые сформировались в 4-5 столетиях в Центральной Азии как тюркско-монгольское племя, выделившееся из Жужаньского каганата. Так это или нет, но в любом случае, после окончания основных завоевательных походов собственно монголы в большинстве своем вернулись на родину, а оставшиеся на завоеванных землях (в том числе на территории Волжской Булгарии) отряды, привлеченные монголами в качестве союзников, стали именоваться татарами.
Усиление влияния монголов на территории Евразии, поглотило половцев (кыпчаков) как этнос, а вот название татары, распространившееся и на кыпчаков и частично на монголов, укрепилось в веках. Это название присутствует и в наименовании длительного периода порабощения западных земель (монголо-татарское иго), и как название внешних врагов для русских в 13-14 веках, и как новое наименование бывших булгар, исчезнувших с исторической арены в результате новых политических и этнографических преобразований. Кстати, кипчакский язык оказался родственен булгарскому и их соединение, возможно, дало начало новому татарскому языку. Все это говорит о том, что возможно многие кочевые племена, распространяющиеся хаотично по территории Евразии, имели отдаленно родственные этнические корни.
Казанские Татары
В русских летописях название «татары» начало фигурировать с 13-14 столетий именно как следствие монгольских нападений. Как уже упоминалось, оно обобщало со временем все тюркские народности, проживающие на территории Золотой орды, в том числе, остатки булгар, башкиров, кыпчаков, кумыков и т.д. Это название частично распространилось и на самих монголов, которые частично ассимилировали с местным населением.
Однако, название «татары» не было в те времена самоназванием для самих представителей тюрко-язычного мира восточнее Руси, в том числе для жителей бывшей Булгарии. Так называли эти народы русские и европейские источники. Жители же бывшей Булгарии, со временем сплотившись вокруг новой столицы – Казани, начали именовать себя казанцами или мусульманами (бусурманы). Причем, даже в составленных в конце 19 столетия родословных многие казанские татары еще продолжали употребляли термин «ал-булгари», означающий булгарин.
Современные казанские татары помнят и чтят историю всех своих предков
Всем известно, что название «Казан» переводится как котел. Этот термин очень подходит для наименования процесса, который происходил на территории нынешнего Татарстана в средние века (с 8 до середины 16). Как в котле варились и прикипали здесь друг к другу или же растворялись друг в друге различные племенные этносы, давая начало формированию новых этнических подгрупп, которые стали обособляться на территории нашей страны уже после падения Золотой Орды (чуваши, башкиры, удмурты, мордва и т.д.).