волюнтаризм что имел ввиду никулин
«Это как его. Волюнтаризм!». Что же означает это легендарное слово Никулина и почему над ним смеялись
Думаю, все помнят этот отрывок из «Кавказской пленницы», где Никулин произносит слово «Волюнтаризм», а дядя невесты осаждает его:
– В моем доме попрошу не выражаться!
Всю жизнь я смеялся над этим отрывком, хотя понятия не имел, что же это за «волюнтаризм» такой. Мне это казалось не особо важным. Ну, наверное, просто вязли какое-то сложное слово и всё.
Однако, оказалось, что этот эпизод фильма – тончайший политический юмор. И сейчас я расскажу вам его истинный смысл.
Само по себе слово ничего смешного не содержит. Если говорить по-простому, то волюнтаризм – это попытка добиться какой-то цели без учета собственных возможностей и реальных обстоятельств.
Ну, вот, допустим, решил человек резко перейти на ЗОЖ: вставать в 6 утра, бегать в парке и завтракать свежими фруктами. Но при этом у него слабая сила воли, работа до 12 ночи, ближайший парк в другом районе, а на свежие фрукты у него просто нет денег.
Так вот его цель – это волюнтаризм. Он не учитывает объективные обстоятельства, мешающие ему добиться цели.
Короче говоря, волюнтаризм – это постановка цели, больше похожей на мечту. «Вот было бы неплохо. » – рисует человек себе такую цель, совершенно отрываясь от реальности.
Так что, Никулин абсолютно верно использовал это слово.
Так, а что же здесь смешного?
Дело в том, что «Кавказскую пленницу» сняли в 1966-67 годах. То есть в то время, когда только-только ушел Хрущев и пришел Брежнев. А у нас ведь «положено» чтобы, новая власть ругала предыдущую.
Так, Хрущев ругал Сталина за «культ личности». А самого Хрущева ругали уже при Брежневе за тот самый волюнтаризм.
Был даже введен специальный термин – «экономический волюнтаризм». Его приписывали хрущёвским временам.
Вы можете помнить два типичных волюнтаристских проекта Хрущева:
– Выращивать кукурузу по всей стране
В этих проектах Хрущев руководствовался, скорее, мечтой и амбициями, чем реальной экономической целесообразностью. Зачем тратить невероятные ресурсы на целину? Каким образом выращивать теплолюбивую кукурузу в Восточной Сибири?
Эти нюансы не принимались во внимание, а потому волюнтаристские проекты Хрущева оказались провальными и критиковались в середине 60-х.
Соответственно, в эти годы слово «волюнтаризм» так сильно вошло в лексикон СМИ, так прожужжало уши простым гражданам, так им надоело, что Гайдай умело обыграл этот момент, приравняв «волюнтаризм» к нецензурной брани.
Ну, как если бы у нас сейчас в каком-нибудь фильме к нецензурной брани приравняли бы слово «Майдан». Просто потому, что этим Майданом по всем каналам прожужжали уши, он уже так достал простого человека, что впору им детей пугать, кажется.
Вот так же было и с волюнтаризмом в свое время)
Надеюсь, вам было интересно узнать этот любопытный момент из легендарной советской классики.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Волюнтаризм что имел ввиду никулин
Что сказал на ухо Фрунзик Мрктчан Никуллину в фильме «Кавказкая пленница» про валюнтаризм? фильм ухо пленница фрунзик
Ой, и мне интересно. А Вы откуда знаете? По губам умеете читать?
Это идти по головам не смотря на обстоятельства.Сметать всех на своем пути
Значение слова то знаю. мне было интересно что именно означало это для героя фильма
В моём доме не выражаться! (Это из списка моих любимых фильмов)
нет привычки подслушивать..неприлично. но любопытно. А что?
«Это, как его, волюнтаризм. — В моем доме не выражаться!»
читайте внимательно вопрос
Попрошу в моём доме не выражаться! Только вот в ухо ли.
Он сказал, что правильно надо говорить «вОлюнтаризм»!
По-моему он сказал: я попрошу здесь не выражаться
Интересно. Я про такие тонкости не знала. Спасибо
Один не совсем понятный момент, который до сих пор смущает многих в «Кавказской пленнице»
Но есть там один момент, который до сих пор смущает если не всех, то многих.
Вот этот вот:
Вообще мне больше нравится первое значение, и в связи с этим толкованием, а также опираясь на образ, созданный Юрием Никулиным (а герой у него, на секундочку, «Балбес»), то эта фраза заиграла новыми красками, и раскрыла бы этот персонаж с иной, интересной стороны: человек, не обладающий остротой ума и не стремящийся к постижению истин мира посредством изучения источников мудрости, из-за глубинного порыва мятежной души благородно выказывает мнение о своем собеседнике как Титане и Димиурге, выстраивающим
Но это действительно шутка, но та, которая нам ныне и не особо понятна, ибо нужно знать контекст и быть погруженным в ту эпоху.
В итоге и получилась шутка, которая, к сожалению, с годами не только перестала быть актуальной, но и стала вовсе непонятной.
Не согласен, что Балбес не знал значения этого слова.
Весь диалог полностью:
Ерунда, кмк. Вот как раз с контекстом всё предельно ясно, по крайней мере для людей моего и более старших поколений.
Думаю, что там намёк, что как раз дядя Нины значения термина не знает. Иначе зачем бы ему на ушко шептать?
Для меня лично, хоть я и родился после эпохи Хрущева, эта шутка была понятной.
Не обращал внимания на этот момент, спасибо
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Думал это вопрос, типа «объясните неразумному», а он сам же все и объяснил.
Да и в то время люди знали, что Хруща сняли за волюнтаризм, но вот что это такое объяснить не могли.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Размещено через приложение ЯПлакалъ
а меня смущал всегда.
я и про волюнтаризм знал в обеих его значениях, и понимал что выражение применено достаточно точно. «план» товарища Саахова невыполним в тех условиях, но он на нём продолжает настаивать.
мне непонятна реакция товарища Джабраила и тем более что он говорит на ухо Балбесу что тот аж рот себе закрывает.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Это просто хороший фильм. Еще один теоретик всемирного заговора.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Но и тебя поправлю. Армянские фамилии не подчиняются правилам русского языка, они в своей массе оканчиваются на «ян». Симонян, Балаян и т.п.
Спасибо, ТС, что разъяснил то, что всем было и так понятно во время выхода картины.
Неужели к сейчас народ так поглупел?
Ох уж эти мне разоблачители всем известных тайн!
тут ещё и эффект манделлы затесался. Почти все помнят фразу после этой реплики как «в моём доме попрошу не выражаться». В оригинале она звучит по другому.
Ну и в добивку: стихотворение со школы «Сижу за решёткой в темнице сырой. » Подавляющее большинство считает автором Лермонтова (я в том числе).
В нынешней реальности автор другой. Не менее известный)
Размещено через приложение ЯПлакалъ
А один старичок вдруг громко воскликнул тогда:— Истинно говорю вам. (А, нет. Это из другого воспоминания)
— Видение мне было, ребятушки, что в будущем люди будут говорить шаблонами. Им дадут свободу выражения мыслей своих, вместо «только разрешенной Партией», но они не станут свободными. Будут пользоваться шаблонными фразами, чтобы хоть как-то привлечь внимание к своим словам. Ибо страх будет одолевать их, что не заметят, не оценят, не поймут. И станут они вещать: «Интернет всколыхнуло видео про кота упавшего на все четыре лапы», «Я знаю, что многие меня заминусят, но все-таки скажу, что небо сверху, а земля снизу», «Многих, если не всех, смутил эпизод из фильма», «Меня часто спрашивают».
И закричал побежав в даль, размахивая руками и подпрыгивая.
А можно я не то чтобы чуть чуть поумничаю, но объясню гораздо проще, ибо у современных историков и публицистов это слово проскакивает постоянно в насмешливо-негативном плане.
Цитата |
Но есть там один момент, который до сих пор смущает если не всех, то многих. |
Напомнило
-А давайте назовем колхоз Рабиндранат Тагор!
-.
-да очень уже на едрить твою мать похоже.
Я это к чему, всегда воспринималось так что слово «волюнтаризм» были чем то ругательным для Балбеса. Он вообще в целом ассоциировался с недалёким большинством народа. А потому, услышав какое то незнакомое слово, посчитав его ругательным, решил ляпнуть. Ну а увидив реакцию героя Фрунзика, понял что именно ляпнул, а не сказал, вот и закрыл рот.
Что ж, возможен и такой подтекст, политический. Но это в принципе в любом фильме, что бы понять тонкости надо знать тогдашнюю ситуацию.
Как например, скажи современному ребенку что в детстве за пару жвачек можно было стать обладателем гораздо бОльшего количества сокровищ.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Это, как его? Волюнтаризм!
Еще не решила, но, возможно, будет цикл о словах. Их так много, странных, неизвестных широкому кругу читателей, фантастических по своей сути, когда в одном слове может быть заключен весь спектр происходящих событий.
ІІ. Приступ (привлечение внимания)
ІІІ. Парафразис (разъяснение темы, экспликация)
Отвлечемся на хрию, хотя словом все-таки будет «волюнтаризм». Но я уже начала использовать приемы ораторского искусства, потому сделаю в этой части отступление для разъяснения видимости оного в тексте. Если заметили, каждую часть нумерую и даю название. Это отображение элементов хрии – приемов развития темы в классической риторике. Они не обязательны в таком количестве, их может быть меньше-больше, но в данном тексте так.
Учитывая то, что сегодня шестое число, т.е. после пятого, тема данного опуса «субъективистские решения, игнорирующие объективно существующие условия и закономерности развития чего-либо».
ІV. Причина (доказательство тезиса)
V. Связь (логический мостик к необходимой мысли)
Конечно, давала шанс на то, что готовившееся получится. Маленький шанс, т.к. трудно увидеть всю подводную часть айсберга. И, в какой-то степени, он оправдался. Случайно. А случился он потому, что все условия совпали: трусость одних, равнодушие других, сила и организаторские способности третьих. Диалектика в чистом виде.
Что же до остальной части, то сработала та же диалектика. Условия осуществления были так провальны, что не удивляюсь происшедшему.
VІ. Свидетельство (ссылка на авторитет)
И если почитать, к примеру, Ленина о его понимании развития общества, о высшей стадии капитализма, об оппортунизме, о главной силе государства, о том, когда та или иная сила на коне, то можно с уверенностью сказать, что то, что произошло вчера, имеет объективные причины.
VІІ. Подобие (сравнение этого явления со смежными областями), противное, пример
А если еще не отметать конспирологическую ветвь сюжета – «хвоста, виляющего собакой», задумавшего происходящее или воспользовавшегося ситуацией, то готова рукоплескать создателю (пользователю) сего. Но только за масштабность.
Потому, что с человеческим стадом можно сделать что угодно. И побеждает тот, кто лучший пастух или волк. Кто сможет организовать процесс или воспользоваться им.
А я наконец-то могу сказать в тему: вчера – это волюнтаризм чистой воды. Сказала вовремя, шестого. Потому, что завтра будет седьмое. И то, что будет, станет частью хрии другой темы, другого слова. Какого? Поживем, увидим.
Что такое волюнтаризм (3 фото + 1 видео)
Волюнтаризм — это.
Что такое волюнтаризм, как это ни смешно, объясняется простыми словами популярной песенки: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!» Можно то можно, но как?
Вот я – очень хочу полететь в космос. Но возраст не тот, здоровье не айс, и б/у филологи вряд ли востребованы на орбите. Если я, несмотря на все обстоятельства и объективные данные, все же продолжу биться головой о стену Байконура, то это и будет проявлением волюнтаризма.
В самом общем смысле волюнтаризм – это настойчивое стремление добиться своей цели без учета факторов объективной реальности и последствий.
Противовес волюнтаризма – детерминизм, утверждающий, что все в этом мире закономерно и взаимосвязано.
В разных областях знания и в разные времена понятие волюнтаризма несет свою смысловую нагрузку, но в основе его всегда лежит категория воли. Само слово образовано от латинского voluntas – воля.
Термин появился в 1883 году благодаря Фердинанду Тённису – немецкому социологу, который считал, что взаимодействие волевых импульсов людей ведет к образованию устойчивых социальных групп.
Разберемся, как понимается волюнтаризм в философии, социологии, экономике и психологии.
Политический волюнтаризм
Политический волюнтаризм подразумевает такую форму деятельности, которая опирается на субъективные желания и цели политика, игнорирующего объективные реалии политической жизни.
Волюнтаристы абсолютизируют роль волевого начала во власти, не учитывая реального положения вещей и не просчитывая последствий принимаемых решений. Такая организация политической деятельности ущербна и не может существовать долго.
Волюнтаризм в политике – это деструктивная сила, возникающая при стечении определенных обстоятельств, среди которых:
отчуждение народа от политической власти;
бюрократическая модель управления;
отсутствие политической культуры и т.п.
Экономический волюнтаризм
Из политического логически вытекает и понятие экономического волюнтаризма.
Эта система экономического управления, пренебрегающая требованиями законов экономики, тормозящая экономический рост и провоцирующая кризисы.
В российской, да и мировой истории экономический волюнтаризм не раз становился причиной масштабных кризисов.
Философия волюнтаризма
Понятие воли в философии появилось задолго до Фердинанда Тённиса, но единого общепринятого определения не существует, разные эпохи и философы объясняли волю по-своему. В Средневековье, например, считалось, что воля Божья предопределяет все существование человека, и воспринималась как внешняя сила.
Можно выделить два основных направления в понимании воли:
Разум определяет волю. Наиболее кратко это иллюстрируется определением воли у Цицерона, который называл ее «разумным желанием». Такое восприятие в разнообразных интерпретациях наиболее распространено и сегодня.
Воля стоит над разумом, будучи фундаментальным свойством всего сущего. Такое понимание является основным в волюнтаристических направлениях философии XIX-XX веков (Шеллинг, Шопенгауэр, Ницше и др.).
Волюнтаризм в философии рассматривают как ответ на распространенное в XVIII-XIX веке течение рационализма, ставящего во главу угла разум как единственный источник истинного знания.
Два великих философа-идеалиста Ницше и Шопенгауэр вывели понимание воли на совершенно иной уровень. Философию того и другого называют волюнтаристической.
Артур Шопенгауэр (1788–1860 гг.) вводит понятие мировой воли – силы, управляющей всеми процессами. По сути, это жизнь как движение и не останавливающийся поток. Воля к жизни – стихийная сила, не определяемая разумом.
Шопенгауэр стал одним из основоположников волюнтаристического направления «философия жизни», в основе которого лежит идея о жизни как абсолютного начала мира, находящегося в бесконечном движении.
Фридрих Ницше (1844–1900 гг.) на первый план выводит понятия сверхчеловек и воля к власти. И если у Шопенгауэра воля стоит над человеком и над всем сущим, то у Ницше все сущее и есть воля к власти, каждый наделен такой волей и конкурирует за власть с множеством других воль.
В этой борьбе побеждает сильнейший, поэтому воля к власти – это право сильного. Все, что стоит на пути к власти, должно быть уничтожено и отброшено. Мораль, нравственность, христианская любовь к ближнему – все это хлам, который мешает торжеству воли.
Обобщая, можно сказать, что волюнтаризм в философии – это направление, признающее первоосновой всего сущего (самой жизни) волю.
Волюнтаризм в психологии
Если в философии волюнтаризма считается, что воля определяет течение жизни, то в психологии это направление провозглашает волю как первичную способность личности, определяющую все остальные психические процессы.
Основоположником направления волюнтаризма в психологии стал немецкий врач Вильгельм Вундт (1832–1920 гг.), уделявшей особое внимание способности человеческого мозга к самоорганизации.
Ученый считал, что сила воли делает мышление высокоорганизованным, а человек способен проводить наблюдения за собственным сознанием, используя метод внутренней перцепции (восприятия).
У теории самоанализа Вундта было много критиков, часть из них утверждала, что подопытные психолога, которые проходили сеансы внутренней перцепции, получали психические расстройства.
Хотя сторонников идеи, считавших волевые импульсы решающими факторами в человеческих поступках и провозглашавших господство воли над всей психикой, тоже было немало – У.Джеймс, Г.Мюнстерберг и др.
Особая семантика слова на Западе
Понятие волюнтаризма с главенствующей ролью воли над всеми трудностями жизни прижилось в Америке с позитивной коннотацией.
Это, прежде всего, обосновано исторически. В Новом Свете именно воля определяла успех. Сюда ехали начинать с нуля, здесь до сих пор в ходу «американская мечта», декларирующая свободу возможностей и действий.
Предполагается, что любой человек, обладая волей к движению вверх, может выбраться на высочайшие социальные уровни, невзирая на стартовый бэкграунд.
Заключение
В заключение хотелось бы привести цитату одного современного российского политика, как мне кажется, очень точно и красиво сформулировавшего диалектическую суть волюнтаризма:
«Человек с сильной волей в состоянии изменить не только себя, но и окружающую среду, во благо или во имя зла — зависит от разумности воли».
Виктор Алексеевич Зубков