волынка что это такое
Значение слова «волынка»
1. Народный духовой музыкальный инструмент, состоящий из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь.
2. Прост. Намеренное затягивание какого-л. дела, медлительность в работе. Тянуть волынку. || Затяжное дело, связанное с хлопотами; канитель. — С раствором волынка большая, — сказал он [мастер]. — Приготовлять его здесь на месте — кустарщина. Завод нужен. Крымов, Инженер. — Я сейчас. Вот только кончу волынку с этим начальником гурта. Паустовский, Беспокойная юность.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ВОЛЫ’НКА, и, ж. 1. Народный духовой музыкальный инструмент, состоящий из нескольких трубок или рожков, вделанных в кожаный мешок или пузырь, через который вдувается воздух. В. — излюбленный инструмент шотландских пастухов. 2. только ед. Приносящее вред или вносящее беспорядок затягивание, медлительность в работе в какой-н. деятельности; какое-н. дело, действия, надолго затянувшиеся и не дающие осмысленного результата (простореч.). Прекратите волынку, надо как следует работать. Что тут за в., почему не идете? Тянуть волынку.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
волы́нка
1. муз. шотландский народный духовой музыкальный инструмент
История волынки
История появления волынки
История волынки уходит в глубину веков, ее прообраз был известен еще в древней Индии. Этот музыкальный инструмент имеет множество разновидностей, которые встречаются в большинстве стран мира.
Где была изобретена волынка и кем конкретно, современной истории неизвестно. До сей поры ведутся научные споры на эту тему.
В Ирландии первые сведения о волынках датируются X веком. Они имеют подлинное подтверждение, так как были обнаружены камни с рисунками, на которых люди держали инструмент походивший на волынку. Есть и более поздние упоминания.
По одной из версий, инструмент похожий на волынку, был найден 3 тысячи лет до н.э., на месте раскопок древнего города Ур.
В литературных произведениях у древних греков, например, в поэмах Аристофана датированных 400 годом до н.э., тоже есть упоминания о волынке.
В Риме исходя из литературных источников времен правления Нерона, имеются доказательства существования и использования волынки. На ней, в те времена, играл «весь» простой народ, даже нищие могли себе это позволить. Этот инструмент пользовался широкой популярностью, и можно с полной уверенностью сказать, что игра на волынке была народным хобби. В подтверждение этого имеется множество доказательств в виде статуэток и различных литературных произведений того времени, которые хранятся в Мировых музеях, например, в Берлинском.
С течением времени упоминания о волынке постепенно исчезают из литературы и скульптуры, перемещаются ближе к северным территориям. То есть возникает не только перемещение самого инструмента территориально, но и по классовой принадлежности. В самом Риме волынку предадут забвению на несколько веков, но затем она снова возродится в IX веке, что будет отражено в литературных произведениях того времени.
Есть несколько предположений, что родиной волынки является Азия, из которой и пошло её распространение по всему миру. Но это остается лишь предположением, ведь не существует прямых или косвенных доказательств этому.
Также игра на волынке была приоритетна у народов Индии и Африки, причем в массовой форме среди низших каст, что актуально и по сей день.
Но до сих пор нет ясности в том, как и откуда пришла волынка, а также кто её создал. Сведения, которые представлены в источниках литературы, во многом разнятся. Но в то же время дают нам общие представления, опираясь на которые, можно лишь с долей скепсиса строить предположения об истоках создания этого инструмента и его изобретателях. Ведь основная масса литературных источников противоречат друг другу, так как в одних источникам говорится, что родина волынки Азия, а в других — Европа. Становится понятно, что воссоздать исторические сведения можно лишь при проведении глубоких научных исследований в данном направлении.
Волынка
Волынка – один из оригинальнейших музыкальных инструментов, изобретенных человеком. Традиционно его название связывают с Шотландией, хотя вариации волынки встречаются практически во всех европейских и даже некоторых азиатских странах.
Что такое волынка
Волынка принадлежит группе язычковых духовых музыкальных инструментов. Выглядит наподобие мешка с хаотично торчащими из него трубками (обычно это 2-3 штуки), внутри оснащенных язычками. Помимо трубок, для разнообразия звучания, могут присутствовать клавиши, ступки.
Издает пронзительные, гнусавые звуки – их слышно издалека. Отдаленно голос волынки напоминает гортанное человеческое пение. Некоторые считают ее звучание магическим, способным благотворно влиять на самочувствие.
Диапазон волынки ограничен: в распоряжении всего 1-2 октавы. Играть достаточно сложно, поэтому ранее волынщиками были исключительно мужчины. В последнее время освоением инструмента занимаются и женщины.
Устройство волынки
Состав инструмента следующий:
Техника звукоизвлечения
Музыкант исполняет музыку, используя мелодическую трубку. Она имеет наконечник, куда вдувается воздух, несколько боковых отверстий. Бурдонные трубки, отвечающие за создание фонового звука, необходимо настраивать – в зависимости от музыкального произведения. Они подчеркивают основную тему, высота звучания изменяется, благодаря имеющимся в бурдонах поршням.
История появления
Когда появилась волынка, доподлинно неизвестно – ученые ведут споры о ее происхождении до сих пор. Соответственно, неясно, где изобрели инструмент и какую страну можно считать родиной волынки.
Подобные модели музыкальных инструментов существовали со времен античности. Предполагаемым местом возникновения называют Шумер, Китай. Ясно одно: волынка возникла еще до наступления нашей эры, была достаточно популярна у древних народов, в том числе, в странах Азии. Упоминания о подобном инструменте, его изображения имеются у древних греков, римлян.
Путешествуя по миру, волынка повсюду обретала новых поклонников. Ее следы обнаруживаются в Индии, Франции, Германии, Испании, прочих государствах. На Руси подобная модель существовала в период популярности скоморохов. Когда они попали в немилость, была уничтожена и сопровождающая скоморошьи выступления волынка.
Волынку традиционно считают шотландским инструментом. Попав в эту страну, инструмент стал ее символом, национальным достоянием. Шотландия немыслима без заунывных и резких звуков, издаваемых волынщиками. Предположительно, шотландцам инструмент был завезен из крестовых походов. Наибольшей популярностью он пользовался у населения, проживающего в гористой местности. Благодаря жителям гор волынка не только приобрела теперешний облик, но впоследствии стала национальным инструментом.
Типы волынок
Древний инструмент успешно распространился по миру, попутно видоизменяясь, эволюционируя. Практически каждая народность может похвастаться собственными волынками: имея одну основу, они в то же время отличаются друг от друга. Названия волынки на других языках – самые разнообразные.
Армянская
Народный армянский инструмент, устроенный наподобие ирландской волынки, называется «паркапзук». Обладает сильным, резким звучанием. Особенности: надувание мешка как силами исполнителя, так и при помощи специальных мехов, наличие одной-двух мелодических трубок с отверстиями. Музыкант держит мешок сбоку, между рукой и телом, нагнетая внутрь воздух посредством прижимания локтя к туловищу.
Болгарская
Местное название инструмента – гайда. Обладает низким звучанием. Сельские жители изготавливают гайду, используя выпотрошенную шкуру домашних животных (коз, баранов). Голову животного оставляют, как часть инструмента – из нее торчат звукоизвлекающие дудки.
Болгарская гайда
Бретонская
Бретонцы смогли изобрести сразу три разновидности: биниу-коз (древний инструмент, оригинально звучащий в дуэте с бомбардой), биниу-браз (аналог шотландского инструмента, сделанный бретонским мастером в конце XIX века), вез (почти то же, что биниу-коз, но отлично звучит без аккомпанемента бомбарды).
Ирландская
Появилась в конце XVIII века. Отличалась наличием мехов, которые нагнетали воздух внутрь. Обладает неплохим диапазоном в 2 полные октавы.
Казахская
Национальное название – желбуаз. Представляет собой бурдюк с горлышком, которое можно закупоривать. Носится на шее, на шнурке. Применим в ансамблях народных казахских инструментах.
Казахский желбуаз
Литовско-белорусская
Первые письменные упоминания о дуде, безбурдонной волынке, относятся к XV веку. Дуда активно используется до сих пор, найдя применение в фольклоре. Популярна не только в Литве, Белоруссии, но и в Польше. Есть подобный чешский инструмент, носимый на плече.
Испанская
Испанское изобретение под названием «гайта» отличается от остальных наличием чантера с двойной тростью. Внутри чантера расположен конический канал, снаружи – 7 отверстий для пальцев плюс одно с обратной стороны.
Испанская гайта
Итальянская
Наиболее распространены волынки, применяемые в южных регионах страны, имеющие название «зампонья». Они оснащены двумя мелодическим трубками, двумя бурдонными.
Марийская
Название марийской разновидности – шювыр. Он обладает резким звуком, слегка дребезжащим. Оснащен тремя трубками: две – мелодические, одна служит для нагнетания воздуха.
Марийский шювыр
Мордовская
Мордовская конструкция называется «пувама». Имела ритуальное значение – считалось, что защищает от сглаза, порчи. Существовали две разновидности, различающиеся количеством трубок, манерой игры.
Осетинская
Национальное название – лалым-уадындз. Имеет 2 трубки: мелодическую, а также для нагнетания воздуха внутрь мешка. Музыкант во время исполнения держит мешок в районе подмышки, нагнетая воздух рукой.
Португальская
Схожа с испанской конструкцией и названием – гайта. Разновидности – гайта-де фоле, гайта галисийская, и др.
Русская
Являлась простонародным инструментом. Имела 4 дудки. Была вытеснена другими национальными инструментами.
Украинская
Носит говорящее название «коза». Идентична болгарской, когда вместе со шкурой животного используют голову.
Французская
В разных регионах страны существуют свои разновидности: кабретта (однобурдонная, локтевого типа), бодега (однобурдонная), мюзет (придворный инструмент XVII-XVIII в.).
Чувашская
Два типа – шапар, сарнай. Различаются количеством трубок, музыкальными возможностями.
Чувашский шапар
Шотландская
Самая узнаваемая и популярная. На народном языке название звучит, как «бэгпайп». Имеет 5 трубок: 3 бурдонные, 1 мелодическую, 1 для вдувания воздуха.
Эстонская
Основу составляет желудок или мочевой пузырь животного и 4-5 трубок (по одной – для вдувания воздуха и музицирования, плюс 2-3 бурдонные).
Музыка Шотландии: традиционные мотивы национальной волынки
Шотландская волынка
Волынка – самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.
Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или овечьей шкуры, вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.
По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.
В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.
Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.
История
Есть версия, что волынка – национальный инструмент шотландцев. Но этот факт не имеет исторического подтверждения – где и когда ее придумали, пока что достоверно неизвестно. По некоторым сведениям, родиной инструмента является Шумер, а другие предположения трактуют, что он родом из Китая, в котором существовал уже в 5 в. до н. э. Письменные упоминания о подобии волынки встречаются у комедиографа Аристофана, жившего в Древней Греции в 400-х гг. до н. э.
Помимо того, известно, что о волынке знали уже при императоре Нероне. Жестокий правитель страстно увлекался игрой на своеобразном инструменте и с упоением слушал его мелодии. По одной из версий, схожий по конструкции инструмент археологи нашли на раскопках в районе предположительного нахождения древнего города Ур. Инструмент передвигался с музыкантами по всему свету. Он присутствует во многих государствах.
По Руси славянская волынка странствовала со скоморохами и сопровождала поводчиков медведей до тех пор, пока не стала опальной. Когда волынка пришла именно в Шотландию, доподлинной информации нет. Но имеются предположения, что в период Крестовых походов она оказалась в Англии и потом на землях Ирландии, а в дальнейшем уже очутилась в Шотландии, где за свою громкость не сразу приглянулась коренному населению, а уже после прочно вошла в их жизнь.
Особое почтение волынке проявляли в горах Шотландии, где порядком эволюционировала и обрела статус национального музыкального инструмента. В ходе эволюции у нее появилась дополнительная трубка с 8-ю отверстиями для воспроизведения мелодии и дополнительная укороченная трубочка для заправки воздуха в резервуар. В Шотландии мелодия волынки доносилась отовсюду: в торжественные моменты и на похоронах, и на свадебных церемониях, и в зоне военных действий. Шотландцы верили в «святую» силу мотива волынки и использовали его против «злых духов».
Во многих городах страны волынщики оповещали горожан о начале и завершении рабочего дня. Работать волынщиком считалось очень почетной миссией.
Искусство исполнения мелодии и изготовления инструментов передавалось по наследству. Наряду с тем, в истории Шотландии не все всегда волынка была в почете. Были времена, когда ее объявляли порождением сатаны и подвергали опале. В XVIII столетии шотландцы переживали тяжелые времена, а волынка была под запретом указанием английских властей. При этом горцы указ игнорировали и своим традициям не изменяли. Вето длилось полвека. Рост британских владений вынудил английскую армию экстренно заняться формированием шотландских полков. Волынка вновь стала неизменным атрибутом шотландцев, наравне с барабаном она всюду сопровождала шотландских солдат в английской армии.
Гендрик ван Брюгген. «Волынщик» (1624)
Волынка — один из древнейших музыкальных инструментов, известных человечеству. Её история насчитывает не одно тысячелетие. Причиной этому — незамысловатое и доступное устройство инструмента. Кожаный бурдюк и деревянная трубка — все, что необходимо для простейшего извлечения звука. История волынки опирается на обширный исторический материал, включающий летописи, фрески, барельефы, статуэтки, старинные манускрипты, вплоть до лубочных картинок, изображающих волынки в различные периоды своего развития.
Останки первого музыкального инструмента, идентифицированного как волынка, были найдены при раскопках древнего города Ур на территории царства Шумер, и датируются 3000 годом до н. э.
Первые упоминания волынки в письменных источниках встречаются в древнегреческих источниках, начиная с 400 года до н. э. Так, Аристофан упоминает волынку в двух своих комедиях. В «Лисистрате» волынка (мешок) необходима для спартанского танца, а в «Ахарнянах»она присутствует как музыкальный инструмент для воспевания Феба и отмечается, что они дуют мешок через костяную трубку.
Волынка была популярна в Древнем Риме. Её упоминание можно найти как в письменных источниках, так и в сохранившихся изображениях в виде фресок и статуэток. Судя по массовости подобных источников, волынка была доступна всем слоям общества от аристократии до нищих. Особо популярна волынка была во времена правления императора Нерона. Причиной тому сам римский император — любитель музыки и театра. Он и сам был не против попрактиковаться игре на волынке. Диа Златоуст в I веке упоминает о Нероне, играющем на tibia utricularius руками, как будто губами и добавляет, что она избавляет флейтистов от их проклятия — красных щёк и выпученных глаз. Светоний во II веке говорил о Нероне как талантливом игроке на волынке.
Начиная с XIV века упоминания волынки в Европе носят массовый характер, а её изображения становится близкими к современным.
Устройство волынки
1. Трость волынки
2. Мешок
3. Воздуховод
4. Басовая трубка
5, 6. Тенорная трость
Техническое извлечение звука
Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) и служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) — басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.
Разновидности волынок
Большая шотландская волынка (Great Highland Bagpipes, Piob-mhor)
Шотландская волынка – самая известная и самая популярная на сегодняшний день. Имеет три бурдона (бас и два тенора), чантер с 8 игровыми отверстиями (9 нот) и трубку для нагнетания воздуха. Строй – от СИ бимоль, но при нотной записи строй Хайленда обозначают как А мажор (для удобства игры с другими инструментами в Америке даже стали выпускать варианты этих волынок в А). Звук у инструмента черезвычайно громкий. Используется в шотландских военных оркестрах “Pipe Bands”
Большая шотландская волынка
Ирландская волынка (Uillean Pipes)
Современный вид ирландской волынки был окончательно сформирован лишь к концу восемнадцатого века. Это одна из самых сложных по всем параметрам волынок. Она имеет чантер с двойной тростью с диапазоном в две октавы. При наличии клапанов на чантере (5 штук) – полной хроматикой. Воздух нагнетается в мешок лягушкой (получается набор Practice set: мешок, чантер и лягушка).
Три дрона Uilleann Pipes вставляются в один сток-коллектор и отстраиваются в октаву относительно друг друга. При включении их специальным клапаном (stop key) дают превосходный богатый количеством обертонов плотный звук. Stop key (выключатель) удобен для выключения или включения дронов в нужный момент игры. Такой набор называется Halfset.
В коллекторе над дронами находятся еще два отверстия, которые в Half set заткнуты обычно пробками. В них вставляются регуляторы тенора и баритона. Басовый регулятор накладывается на коллектор сбоку и имеет свой собственный сток.
Регуляторы в общей сумме имеют 13 – 14 клапанов, которые обычно закрыты. Они звучат только тогда, когда играющий нажимает их во время игры ребром ладони или пальцами в Slow air. Регуляторы похожи на дроны, но, на самом деле, это три видоизмененных чантера имеющих коническое сверление и двойную чантерную трость. Весь инструмент в сборе называется Fullset.
Uilleannpipes уникален тем, что музыкант может извлекать из него до 7-ми звуков одновременно. По своей сложности, многочастности и аристократиности он имеет полное право называться венцом творения волыночной мысли.
Галисийская гайта (Galician Gaita)
В Галисии существует порядка четырех разновидностей волынок. Но Галисийская Гайта (Gaita Gallega) получила наибольшую известность, в первую очередь, благодаря своим музыкальным качествам. Полутораоктавный диапазон (переход на вторую октаву осуществляется увеличением давления на мешок) и практически полная хроматика чантера в сочетании с певучим и мелодичным тембром инструмента сделали ее одной из самых популярных волынок для музыкантов всего мира.
Инструмент был широко распространен в 15-16м веках, затем интерес к нему угас, а в 19 веке он снова возродился. В начале 20 века снова наступил упадок до 1970 года.
Аппликатура инструмента очень напоминает блокфлейтовую, а также аппликатуры ренессансных и средневековых инструментов (шалмей, крумхорн). Существует и более старая (полузакрытая) аппликатура, называемая “pechado”, что-то среднее между современной аппликатурой Gaita Gallega и Gaita Asturiana. Ныне она почти не используется.
Различают три основных вида волынок гайт (Gaita) Галисии:
Французские волынки
Во Франции существует множество типов волынки — это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:
Жан Раскалу — исполнитель на овернской кабретте
Армянская волынка
Армянская волынка (арм. Պարկապզուկ) — близкий родственник ирландской волынки. Состоит из двух или более трубок, снабжённых язычком, и кожаного мешка. Исполнитель надувает мешок сам или мехами. Мешок — воздушный резервуар из кожи или пузыря животного, из которого подают воздух к звучащим трубочкам. Одна из трубок устроена как флейта — с отверстиями. На ней играют, зажимая пальцами отверстия. Остальные, аккомпанирующие трубки издают только один тон. В редких случаях применяются две мелодических трубки. Звукоряд диатонический, звучание сильное и резкое.
Применяется главным образом для сопровождения танцев. Мешок паркапзука держат под рукой, и с его помощью воздух нажимом локтя нагнетается в трубки. Распространена среди амщенцев (армянский субэтнос).
Болгарская волынка
Болгарская волынка (болг. Гайда) состоит из бурдюка (козьей шкуры), в который вшита трубка, куда дует музыкант. У гайды есть и ещё две трубки — басовая (бурдон) и мелодическая, с отверстиями. Волынщик держит бурдюк под мышкой и дует в трубку, выталкивая воздух через бурдон и мелодическую трубку. Характерной особенностью гайды является «блошиная дырка», расположенная наверху ствола мелодической трубки, дающая возможность воспроизводить при определённой аппликатуре хроматику.
Народные певцы нередко поют под аккомпанемент каба-гайды — большой волынки с низким звучанием. Существуют оркестры из 60-100 волынщиков — они называются сто каба-гайд. Горы Родопы считаются родиной старейшего направления в народной музыке Болгарии. Центральное место в нём занимает гайда — болгарская волынка.
Русская
Волынка слыла популярным инструментом и среди славян. Для ее изготовления брали баранью либо воловью (так пошло название инструмента) шкуру, крепили сверху трубку для нагнетания воздуха, снизу — пару басовых дудок для монотонного фона и дополнительную мини-дудочку, на которой наигрывалась мелодия.
Другая версия истории названия «волынка» связана с племенами волынян, живших в IX-XI вв. в Киевской Руси. Из-за того, что название волынки очень схоже с названием племени, некоторые исследователи решили, что инструмент назван в честь волынян. В высшем свете волынку игнорировали, считая, что подобная мелодия лишена гармонии и звучит невыразительно.
Инструмент считался простонародным и не вызывал всеобщего интереса. Постепенно его вытеснили гармонь и баян.
Украинская
«Дуда» либо «коза» – украинское и польское название легендарной волынки. На Украине инструмент появился на 200 лет раньше, чем в Шотландии. Вероятно, «козой» его нарекли за характерное звучание и изготовление из натуральной шкуры этого парнокопытного животного. При этом украинскому инструменту досконально придают схожесть с парнокопытным и внешне: покрывают шкурой, оформляют козьей головой из глины, а трубки венчают копытами.
Такие экземпляры встречаются по сей день в Словацком, Польском, Лемковском, Чешском и Буковинском карпатских регионах. Козью голову там принято делать из дерева и украшать рогами. Название «волынка» связывают с Волынской областью, поскольку слова являются однокоренными.
Волынка как символ Шотландии
Национальная музыка для шотландцев очень важна, так как она является одним из символов страны, яркой и запоминающейся традицией — наряду с килтом, гольфами и шапкой с перьями страуса. По старинному приданию, звуки волынки обладают мощной силой, которая способна защитить от злых духов, а также оказывает благоприятное влияние на общее состояние человека и обладает целительными свойствами.
Стоит отметить, что настоящей родиной этого уникального музыкального инструмента считается Ирландия, а в Шотландию волынка попала несколько позже. Тем не менее, ирландская и шотландская волынка имеют несколько существенных отличий – шотландцы добавили к традиционному варианту дополнительную третью трубу и украсили ее элементом национального мужского наряда – кусочком ткани со знаменитым клетчатым орнаментом.