вольтер что сделал для истории
Вольтер — великий насмешник эпохи Просвещения
Книги Вольтера, написанные в 18-м веке, стали классикой французской философии. За их выкуп боролась Екатерина II.
21 ноября 1694 года в Париже родился Франсуа-Мари Аруэ. В историю ему было суждено войти под псевдонимом Вольтер.
Рос мальчик в большой семье, у него было несколько братьев и сестёр. Мать будущего литератора умерла, когда Франсуа был ещё ребёнком. Его отец работал в парижском суде и старался обеспечить всем своих детей, уделял огромное внимание их образованию.
Сначала Франсуа учился в колледже в столице Франции, а после его окончания благодаря советам отца-юриста поступил в Школу права. Однако юноша был далёк от изучения юридических дисциплин. Ещё до поступления в Школу права он увлёкся написанием стихотворений, а с возрастом, познакомившись с французскими аристократами начала XVIII столетия, Аруэ вступил в литературный кружок.
В произведениях собственного сочинения начинающий писатель любил в ироничной форме поднимать на смех остросоциальные явления, устои современного ему общества. За сатирические тексты в адрес регента Филиппа II Орлеанского Франсуа понёс наказание: молодой человек провёл около года в Бастилии. За стихи, в которых высмеивались нравы дворян, литератора избивали. В заточении писатель продолжал работу над своими произведениями. Тюрьме не удалось сломить Франсуа, он продолжал гнуть свою линию, экспериментируя над жанрами художественных текстов.
В 1718 году под авторством Аруэ вышло несколько пьес, поставленных в театре в Париже. Драматические произведения имели огромный успех у французской публики. Именно в этот момент Франсуа впервые назвал себя Вольтером.
Философия Вольтера — предтеча Великой французской революции
В 20-ые годы XVIII века Вольтер стал популярен во всей Франции. Его эпическая поэма «Генриада», посвящённая французскому королю Генриху IV, покорила публику своим стилем и моралью, направленной против насилия в целом и Религиозных войн в частности.
Вместе с ростом поклонников творчества Вольтера увеличивалось и количество недоброжелателей французского писателя. Однажды литератор столкнулся с дворянином из рода де Роганов. Аристократа задевали сатирические стихи Вольтера, де Роган открыто говорил, что писатель стесняется своего недворянского происхождения, из-за чего и прячется за псевдонимом. Дворянин даже один раз приказал своим подчинённым избить Вольтера. Вольтер не стал терпеть подобное отношение к себе, он, не боясь смерти, вызвал де Рогана на дуэль. Однако, не желая рисковать своей жизнью, де Роган воспользовался связями, после чего Вольтера вновь отправили в Бастилию. К счастью, в тюрьме писателя не пытали, а выпущен он был через пару недель.
Но освободили Вольтера с одним условием: ему временно запрещалось жить на территории Парижа. Вольтер отправился на несколько лет в Англию. Живя на чужбине, Вольтер углубился в изучение политических течений, а также начал создавать свои философские концепции. Мысли Вольтера вошли в сборник «Философские письма». Эта книга, выпущенная уже во Франции, разделила общество на две части: одни хвалили Вольтера за смелость мысли, проявленную в открытой общественной сатире; другие же принялись осуждать автора. Вскоре книгу запретили, а Вольтер в очередной раз оказался в тюрьме. Несмотря на разные оценки мыслей Вольтера, в историю он вошёл однозначно как одна из главных интеллектуальных фигур эпохи Просвещения. А за подобные мысли — «Короли знают о делах своих министров не больше, чем рогоносцы о делах своих жен» — Вольтера уже после смерти неоднократно называли одним из главных предвестников Великой французской революции.
Вольтер. Источник: wikipedia.org
После освобождения из Бастилии Вольтер активно работал над созданием произведений разных жанров, популярность не покидала французского писателя. Вольтер получил звание историографа и придворного поэта, а позже его сделали членом Французской академии наук. Любопытно, что через пару лет француз стал почётным членом Петербургской академии наук в Российской империи.
Но после ссор с двором короля Людовика XV Вольтер уехал жить в Берлин. Кстати, в немецкий город сатирик отправился не просто по личному желанию, а по приглашению Фридриха II. Однако вскоре Вольтер поссорился с королём Пруссии и переехал в Швейцарию. Там французский литератор продолжал творить, создал ряд философских трактатов, написал несколько исторических работ, одна из которых — «История России при Петре Великом» — посвящена изучению пути развития России. Жил Вольтер богато: его книги имели огромный спрос, поэтому издатели щедро платили писателю за тексты.
В начале 1778-го Вольтер вернулся на родину, где его встретила толпа единомышленников. Сатирика сразу же снова приняли во Французскую академию наук, театры ставили спектакли по его пьесам.
В мае того же года Вольтер умер. Он стал одной из центральных фигур философии эпохи Просвещения, а систему его мировоззрения, названную вольтерьянством, ещё долгие годы использовали для осмысления религиозных и социальных вопросов.
Вольтер биография, мысль, работы и вклады
Вольтер, настоящего имени Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), французский философ и писатель эпохи Просвещения, защитник свободы выражения мнений, разделения церкви и государства и критик католической церкви, христианства, ислама. и иудаизм. Писал стихи, пьесы, философские и исторические произведения..
Вклад Вольтера в мысль и искусство был разнообразен и имел большое значение для различных дисциплин, от философии и политики до религии и даже науки. Работы Вольтера всегда были источником споров за их ссылки и их позиции по политике и религии.
Он был вегетарианцем и защитником прав животных, полагая из индуизма, что «они невинные и мирные люди, неспособные причинять вред другим или защищать себя».
биография
Имя при рождении Вольтера было Франсуа Мари Аруэ. Он родился 21 ноября 1694 года в Париже, Франция, и сыграл важную роль в эпоху Просвещения.
Исторические записи показывают, что мысль Вольтера оказала значительное влияние на поколение Французской революции, движение, которое ознаменовало поворотный момент в контексте, в котором.
исследования
Семья Вольтера характеризовалась богатством, что позволило ему получить качественное образование.
В 1704 году он поступил в иезуитскую школу Луи ле Гранд, где получил свое первое обучение. Он был там до 1711 года, и его обучение в этом институте дало ему широкое знание греческого и латинского языков..
Школа Луи-ле-Гранда оказалась пространством, которое высоко ценил Вольтер, и несколько друзей, которых он завел на этой сцене, присутствовали на протяжении всей его жизни; Кроме того, многие из них впоследствии стали влиятельными фигурами в публичной сфере..
Например, одним из этих персонажей был Агустин де Ферриоль, который был графом д’Арженталь, полномочным министром и советником парламента того времени..
Также в течение этих лет крестный отец Вольтера, который был аббатом Шатонеф, пригласил его принять участие в собраниях так называемого Храмового общества..
Это была группа, которая разделила литературные сессии и где в целом было неблагоприятное отношение к религии. Эти встречи оказали большое влияние на Вольтера и сформировали его мышление намного позже..
Его крестный отец также связал его со знаменитой куртизанкой по имени Нинон де Ленклос. Впечатление Вольтера на этой женщине было таково, что, когда она умерла, она решила оставить ему две тысячи франков, чтобы позволить себе больше книг.
Вмешательство родителей
Намерение Вольтера состояло в том, чтобы жить в окружении этого беззаботного контекста, полного встреч с наиболее избранным обществом и с благополучной экономической ситуацией. Его отец был обеспокоен таким легкомысленным взглядом на жизнь и заставил его поступить на юридическую карьеру..
Вольтер не интересовался законом, поэтому большую часть своего учебного периода он посвятил написанию од и других литературных форм, совсем не связанных с тем, что он изучал..
Видя этот результат, отец Вольтера отправился к нему жить в Кан, город, расположенный к западу от Франции; Однако это действие не оказало положительного влияния на цель сосредоточения его сына.
Затем отец Вольтера отправил его в Гаагу на должность секретаря маркиза Шатонеуфа, который был новым послом в Гааге, а также брата его крестного отца аббата де Шатонеф..
Olympe
В этом сценарии Вольтер встретил Олимпа, молодую девушку, в которую он влюбился и которая оказалась дочерью мадам Дюнойер, которая бежала из Франции и имела широкие протестантские идеи и критику в адрес монархии этой страны. Эти идеи были отражены в периодическом издании под названием Квинтэссенция, написано ею.
Мадам Дюнуайе Вольтер не считается никто, и отец Вольтера не допускал, что ее сын был связан с дочерью женщины, которая имела такое спорное действие. Из-за этого ни один из двух преподавателей не одобрил союз Вольтера и Олимпа, и это было отправлено обратно в Париж..
Оказавшись в Париже, Вольтер всеми силами пытался встретиться с Олимпом, но, в конце концов, его отец убедил его в обратном, заставив его понять, что он может даже приказать изгнанию, если проигнорирует его..
Назад направо
Вольтер начал работать клерком в нотариусе, но эта работа оставалась неинтересной. Вместо этого он любил публиковать насмешливые стихи, в которых говорилось о социальном и политическом контексте того времени, и которое имело возможность разрушить более богатые классы Парижа в то время..
Принимая во внимание этот новый контекст, отец решил снова действовать и заставил его отправиться в Сен-Анж, где Вольтер вернулся к своей юридической подготовке. Несмотря на это, он продолжал писать и публиковать, что привело к росту его славы в определенных французских кругах.
тюрьма
В 1716 году Вольтер был отправлен в тюрьму в результате опубликованных им стихов, в которых он критиковал герцога Орлеанского.
В результате этого факта он был приговорен к тюремному заключению в замке Sully-sur-Loire, но это наказание ухудшилось, когда в 1717 году Вольтер опубликовал новое стихотворение под названием Puero regnante, в котором он издевался еще хуже герцога Орлеанского.
Затем Вольтер был доставлен в Бастилию и находился там в тюрьме одиннадцать месяцев. Находясь в тюрьме, он написал свою символическую работу Эдип, что после его публикации в 1719 году успех.
В тюрьме он стал известен как Вольтер; на самом деле его работа Эдип первый подписать с этим псевдонимом.
Нет ясности относительно происхождения этого псевдонима; некоторые утверждают, что это конструкция, основанная на том же имени, а другие указывают, что это происходит от преобразования формы, в которой его мать назвала его ребенком («мелкий волонтер «, что значит «упрямый малыш»).
после Эдип, он опубликовал Генриада в 1723 году стихотворение в честь Генриха VI; обе работы сделали его знаменитым писателем своего времени.
высылка
Прошло совсем немного времени, прежде чем Вольтер снова столкнулся с законом. На этот раз это произошло в результате серии обсуждений с благородным Гаем Огюстом де Рохан-Шабо..
Все началось с общественного собрания, на котором Рохан-Шабо спросил Вольтера о его настоящем имени. Последний ответил саркастическим отпором, и Рохан-Шабо был оскорблен таким образом, что организовал засаду, в которой несколько человек избили Вольтера..
Вольтер попросил своих благородных друзей помочь осудить Рохана-Шабо, но никто не хотел действовать против другого дворянина, поэтому он решил отомстить своими собственными средствами и начал обучаться искусству фехтования.
Как только Рохан-Шабо услышал о своих намерениях, он попросил о тюремном заключении против него, и Вольтер был доставлен в Бастилию, а затем выслан в Англию с запретом приближаться не менее чем к 50 лигам из Парижа. Вольтер прибыл в Англию в мае 1726 года.
В конце концов, изгнание в Англию было выгодно для Вольтера, так как ему удалось связаться с очень влиятельными людьми того времени, такими как Исаак Ньютон и Джон Локк.
Возвращение в Париж
В 1729 году он вернулся в Париж, получив множество новых знаний, полученных в Англии. В последующие годы он посвятил себя публикации различных критических работ с акцентом на ценности и продвижении свободы.
Еще один определяющий момент в жизни Вольтера был, когда он опубликовал свой Философские письма, также звонки Английские буквы, в котором он критиковал французское кумовство и говорил о положительных аспектах терпимости в религиозных кругах, а также о поощрении свободы мысли.
Это шокировало власти того времени, которые взяли копии этой работы и сожгли их на публике. В этот момент Вольтер увидел в себе необходимость побега в замок маркизы Эмили дю Шатле, который находился в Сирей..
Это было там до тех пор, пока маркиза не умерла, в 1739 году, когда он возобновил отношения с администрацией Людовика XV, в которой он работал историографом..
Другие направления и смерть
Более десяти лет спустя, в 1750 году, Вольтер был призван прусским королем Фридрихом II, при дворе которого он был назначен историком, академиком и рыцарем королевской палаты. В этом суде он опубликовал несколько своих наиболее символичных работ, таких как Век Людовика XIV, опубликовано в 1751 г..
Некоторое время спустя Вольтер поспорил с королем Фридрихом II, что привело его к отъезду из Пруссии. Оттуда он отправился в Женеву, где он оставался до 1758 года и где его публикации были не очень хорошо приняты.
Наконец, в 1759 году он переехал в Ферне, Франция, где он получил собственность, в которой он прожил 18 лет. Вольтер умер в 1778 году; время, прежде чем он получил большую дань в Париже, где он оставался до своей смерти.
мышление
Сказано, что большая часть идей, которые сформировали мысль Вольтера, были задуманы в то время, когда он жил в Ферне, к концу своей жизни в 1760 году..
религия
Первый важный аспект мысли Вольтера заключается в том, что он считает религию деятельностью, полной фанатизма и суеверий..
Стоит отметить, что Вольтер не был атеистом, он действительно верил в Бога, но он сильно критиковал действия духовенства. Для него люди, которые верят в Бога, естественно, почитались.
Он был убежденным защитником свободы религии и терпимости, особенно в религиозной сфере. Для этого мыслителя войны, основанные на религиозных элементах, породили абсурдный сценарий.
Его критика в отношении религиозного фанатизма включала в себя как католиков, так и протестантов, что выражалось в том, что оно поддерживало свободу вероисповедания.
толерантность
Терпимость, отстаиваемая Вольтером, включала религиозную сферу, но не ограничивалась ею. Согласно Вольтеру, терпимость является основополагающим во всех сценариях.
В этой области Вольтер предлагает довольно распространенную сегодня фразу: «Не делай другим того, чего ты не хотел, чтобы они делали тебе»..
Для Вольтера основа естественного права была фундаментальной, чтобы показать, что любые нетерпимые действия неуместны и могут даже рассматриваться как варварство. Можно считать, что эти идеи о толерантности все еще актуальны сегодня.
политика
Концепция Вольтера в политической сфере явно соответствовала британской системе, к которой он имел доступ во время изгнания.
Для Вольтера самым важным было поддержание индивидуальных свобод, и он верил в системы, которые способствовали этим свободам. Для этого Вольтер не обязательно был враждебен монархиям, если они уважали свободу людей..
Кроме того, Вольтер был против произвола монархов; чтобы избежать этого, он предложил создать совет министров, пропитанный идеями Просвещения, который предотвратил бы эгоистичные действия и другие деспотические действия.
Экономика и общество
В экономической и социальной сфере Вольтер всегда был за частную собственность. Как было видно, он был человеком, очень привлеченным богатством и богатой жизнью аристократии.
Этот мыслитель не верил в равенство; Я не считал это естественным правом, а скорее утопическим понятием. Фактически, исторические записи скорее показывают, что Вольтер не совершал никаких действий в пользу наиболее обездоленных классов того времени; не хватало социальной чувствительности.
Вместо этого он имел краткий обзор простых людей, указывая, что они не могли рассуждать. Он также не любезно смотрел на дворян; они были только в благоприятном сценарии для него, когда он был в середине высокой буржуазии.
Часть элементов, за которые он выступал в течение своей жизни, заключалась в том, чтобы иметь эффективную судебную систему без кумовства, с большей способностью обеспечивать реальное правосудие.
завод
Вольтер опубликовал большое количество произведений, среди которых были сочинения, пьесы, стихи и оды, среди других литературных жанров. Далее мы упомянем некоторые из наиболее трансцендентных:
Договор о толерантности
Эта работа была написана в контексте того, что произошло с Жаном Каласом, торговцем-членом протестантской религии, которому в 1762 году была назначена смертная казнь за то, что его обвинили в убийстве собственного сына за обращение в католическую религию..
Это оказалось ложным, и спустя годы его невиновность была признана, но Вольтер был вдохновлен этим фактом, чтобы очень сильно критиковать духовенство..
Фанатизм или пророк Мухаммед
Эта работа посвящена фанатизму как очень вредному и неблагоприятному элементу для любого общества. В этом случае фанатизм ориентирован на религиозную сферу.
Век Людовика XIV
Это была хвалебная работа по отношению к Луису XIV, в которой он признает влияние, которое оказал этот монарх, окруженный очень способными советниками. Это была одна из его самых важных историографических работ.
Философский карманный словарь
В этой книге, опубликованной в 1764 году, Вольтер анализирует аспекты политики и экономики, хотя он сосредоточен в основном на религиозной сфере. Именно в этом словаре этот мыслитель говорит о равенстве как о химере, не связанной с каким-либо естественным правом.
взносы
Религия и философия
Писания Вольтера о религии были разнообразны. Среди них есть письма, которые он написал лидерам, призывая их взять на себя обязательство исключить религию из общественного строя..
Вольтер был деистом и, несмотря на свои нападки на христианство, всегда защищал от своей деятельности практику различных религий.
В качестве своего вклада в религию и философию Вольтер писал об Иисусе как наблюдателе «естественной религии» и защищал религиозную систему наград и наказаний для ее практических целей..
Политическое и социальное влияние
Вклад Вольтера в политическую и социальную жизнь оказал большое влияние на общество его времени. Его эссе, брошюры и работы распространяли его мысль в этом смысле.
За свое либеральное видение, основанное на праве людей на свободу, Вольтер считается одним из ведущих мыслителей французской иллюстрации.
поэзия
Поэтическая работа Вольтера также считается одним из великих вкладов этого французского.
Вольтер представил поэзию как проявление произведения искусства, нацеленного на производство красоты.
Исходя из своего видения поэзии и искусства, Вольтер определил различие между либеральным искусством, которое ищет красоты, и техникой, которая ищет специальные знания..
Проза и другие художественные произведения
Художественное произведение Вольтера не ограничивалось поэзией. Вольтер также дал человечеству великие прозаические произведения, в том числе сатиры, романы и пьесы.
Большая часть славы Вольтера была связана с легкостью и ясностью его прозы.
Вклад в науку и историю
Вольтер также написал несколько работ на темы науки и истории.
В науке Вольтер написал несколько книг о находках Ньютона и его философии. Вольтер прославился в науке не столько своими открытиями, сколько большим любопытством в различных областях науки и способностью интерпретировать основную часть исследовательских работ..
Его произведения истории считаются очень важными. Между историческими сюжетами, на которых писал Вольтер, находятся тексты против войн и церквей, а также тексты о таких персонажах, как Карлос XII из Швейцарии и Луис XV.
Философ Вольтер — просветитель и борец с клерикализмом
Вольтер, в первую очередь, знаменит своими литературными трудами. Большая часть его произведения издавалась подпольно — философ всю жизнь подвергался общественной критике за свои прогрессивные взгляды. В пьесах и памфлетах философ критиковал церковь и пропагандировал необходимость свободы и просвещения. Философия Вольтера повлияла на развитие общественно-политического строя во Франции и всей западной Европы.
Биография философа
В биографии Вольтера много противоречивых и скандальных фактов. Философ отказался от своего настоящего имени Франсуа-Мари Аруэ и подписывался придуманным псевдонимом. Родившись в Париже, в семье зажиточного чиновника и получив хорошее образование в иезуитском колледже, он вопреки воле родителей отказался от карьеры юриста. Его первой работой стало сочинение сатирических стишков, которые вызывали недовольство у аристократии. За свое творчество мыслитель дважды попадал в Бастилию.
Выйдя из заточения, будущий общественный деятель переехал в Англию. Там, философ изучал гуманитарные науки и работал над своей первой книгой. Вольтер оформил свои впечатления об Англии в сборник сочинений «Философские письма» и издал его сразу же по возвращении домой. За эту работу его снова приговорили к заключению в Бастилии, но ему удалось сбежать в Лотарингию. Там, мужчина познакомился с маркизой дю Шатле, с которой прожил 15 лет. Из Лотарингии ему приходится бежать в Нидерланды, чтобы избежать нового тюремного срока за обвинение в издевательстве над религией.
Став придворным поэтом, мужчина быстро нажил себе новых врагов среди местной знати и переехал в Пруссию, но и там не смог прижиться, и вскоре переехал в Швейцарию, где купил поместье, в котором жил до конца своих дней. Помимо внушительного количества врагов, у него также появились влиятельные друзья. Ему покровительствовали сторонники просвещения, в число которых входили монаршие особы. Благодаря их покровительству, в том числе финансовому, мужчина стал одним из самых обеспеченных французов. В возрасте 83 лет мужчина вернулся в Париж.
Вскоре мыслителя стали беспокоить сильные боли и ему пришлось обследоваться у разных врачей, но их итоговый диагноз был безапелляционным — рак предстательной железы. В поисках способа продлить свою жизнь хотя бы на несколько месяцев, мыслитель вступил в «Девять сестер» — французскую масонскую ложу. Но через 2 месяца мужчина все же скончался.
Основные идеи
Главная идея Вольтера выражалась в его отношении к мракобесию и религиозному фанатизму. Непримиримый борец с властью церкви, он хотел избавления общества от религиозных заблуждений. Мыслитель критиковал веру, но не самих верующих. Мыслитель был сторонником просвещения, ратовал за свободу для всех людей, независимо от их происхождения.
Мыслитель отрицал религию, но верил в Бога. Доказательством его существования он считал сам окружающий мир, который не мог появиться сам по себе, значит, у него есть создатель и этот создатель — Бог. Но он не такой, каким его описывают в книгах.
По мнению Вольтера, Бог:
Вместе с религией философ отрицал и атеизм. Но к атеистам он относился с гораздо большей симпатией, чем к приверженцам религии. Атеисты сохраняют способность здравомыслия — главную черту, отделяющую людей от животных. А фанатики, одержимые своей религией, теряют способность мыслить и уподобляются диким зверям.
Философия
Философские взгляды Вольтера были основаны на учении Локка. Он разделял его эмпирический подход, но отрицательно относился к материализму. Вопрос бессмертия души и необходимости свободы воли так и остался для философа открытым.
Свои философские заметки он опубликовал в сборнике «Карманный философский словарь». В этой работе, он критиковал религию и церковную мораль. Вольтер рассматривал церковь как преступную организацию, отбирающую у человека его естественное право на свободу. Он восхвалял научные достижения, за которыми видел будущее.
Лучший путь развития социума
Мыслитель был противником социального равенства. Мыслитель полагал, что в развитом обществе должно оставаться деление людей на образованных и обеспеченных и тех, кто должен трудиться ради их блага. Рабочим нельзя получать образование, иначе они разрушат само основание общества, и это приведет к хаосу.
Будучи приверженцем старого порядка, в своих работах Вольтер восхваляет аристократизм и монархизм. Мыслитель прославляет французское дворянство, наделяя благородными чертами помещиков и знать. Людей недворянского происхождения он изображает неохотно и отводит им роли отрицательных сатирических персонажей.
Отношение к вере и религии
Вольтер был беспощадным критиком религии. В своих книгах, мыслитель с помощью логики доказывал абсурдность и несостоятельность религиозного мировоззрения. Философ затрагивал христианство и иудаизм, осуждал церковь, клерикализм и власть невежества. При этом, личность Иисуса мыслитель описывал с большим уважением, не отрицая существования Бога, но отказываясь почитать его в соответствии с христианскими традициями.
Философ выступал в защиту ученых, обвиненных церковью. Он проповедовал идеи религиозной терпимости — в 18 веке этот термин означал не принятие, а презрение. В своих пьесах и памфлетах Вольтер высмеивал католицизм. Положительными персонажами в его работах были люди, отрицающие религию, стремящиеся искоренить ее. Особенно сильно доставалось христианству — Вольтер считал христианские мифы выдумкой, созданной для управления людьми. В поэме «За и против» он рассматривает главную идею христианства — любовь к милосердному богу. Вольтер убедительно доказывает, что эта идея — главный обман, на котором строится религия. Если читать Библию непредвзято, можно легко заметить, насколько жестоки поступки бога по отношению к людям. Создатель — не любящий отец, а жестокий тиран, почитать которого недостойно.
Высказываясь против церкви, философ также критикует атеизм. Исповедуя деизм, он утверждает, что Бог существует и это он сотворил вселенную. Но постепенно его взгляды изменились. Публично Вольтер остается верен идее божественного создания, но сам он все больше сомневается в существовании каких-либо высших сил. В откровенных разговорах с единомышленниками мыслитель соглашается с тем, что Бога нет.
Вольтер утверждает, что вера в Бога необходима обществу. Без внешнего контроля люди не смогут удержаться от взаимного истребления. Бог выступает в качестве судьи и сдерживающего фактора и в этом смысле вера не вредит, а помогает сохранять человеческий род.
Еще одна сторона религии, которую Вольтер считал губительной — монашеский аскетизм. По мнению мыслителя, отказ от простых радостей в виде вкусной еды и веселого времяпровождения — большая глупость. Он придерживался оптимистического подхода к жизни: все хорошо, или обязательно будет хорошо в будущем.
Литературные труды
Вольтер писал и поэзию и прозу. Он начинал, как автор сатирических стишков, в которых высмеивал видных общественных деятелей и знакомых аристократов. Из-за своего злого юмора литератор часто оказывался в тюрьме, участвовал в дуэлях и постоянно получал угрозы. Но известность ему принесли драматические произведения:
Также Вольтер писал героические произведения. Драма в его исполнении эволюционировала, его персонажи были сентиментальны, романтичны и поступали нетипично для представителей их эпохи.
Взгляды на политику
Среди философов было немного приверженцев монархического строя, но к ним несомненно относился Вольтер. Философ выступал против абсолютизма. Он ратовал за просвещение, необходимость образования для отдельной части общества, которую представляют философы и интеллигенция.
Правильный монарх, способный позаботиться о подданных и создать для них достойную жизнь, также обязан быть просвещенным человеком. Свой идеал правителя философ часто описывал в произведениях. Правители в его поэмах были светилами, ведущими дикую страну к цивилизации.
Вольтер крайне отрицательно относился к идее социального равенства и демократии, как власти народа. По его мнению, непросвещенные рабочие не могут знать, какой должна быть хорошая жизнь и им обязательно нужна твердая правящая рука, которая сможет направлять их. Он видел королевство как одну большую структуру, управляемую одним монархом. Те, кто против монархизма, на самом деле против развития человечества.
В ситуации, когда у власти оказывается жестокий и глупый человек, виноваты сами подданные. Вольтер отрицал божественную природу правителя и то, что его на престол благословляет Бог. Король — такой же человек, и другие люди могут как привести его на престол, так и сместить. В роли правителя философ мечтал увидеть современного человека, настроенного на развитие и созидание.
Вольтер состоял в переписке с несколькими монархами, чьи политические взгляды ему импонировали. Среди них была и Екатерина Великая. После смерти философа она выкупила его библиотеку за огромную сумму — 30 000 золотых рублей. Вместе с книгами Екатерина надеялась получить письма, но они остались во Франции и вскоре были опубликованы.
Правозащитная деятельность
Вольтер часто выступал в защиту людей, которых церковь, по его мнению, несправедливо осудила. После казни Жана Каласа философ организовал кампанию по пересмотру дела и отмене приговора. Каласа приговорили к смерти за убийство сына, но прямых доказательств его вины не было. В результате суд уступил и оправдал Каласа посмертно, а также оправдал всех причастных к этому делу.
Впрочем, некоторые полагали, что философ просто использовал это дело, чтобы еще раз выразить свою ненависть к церкви и привлечь внимание общественности к несовершенствам судебной системы.