волны гасят ветер о чем

Волны гасят ветер (роман)

волны гасят ветер о чем. Смотреть фото волны гасят ветер о чем. Смотреть картинку волны гасят ветер о чем. Картинка про волны гасят ветер о чем. Фото волны гасят ветер о чем

«Волны гасят ветер» — фантастический детектив, принадлежащий перу Аркадия и Бориса Стругацких, являющийся продолжением произведения «Жук в муравейнике».

Заключительная повесть о Мире Полудня. Описывает «Большое Откровение» и эволюцию части людей в люденов.

Содержание

Публикации

Сюжет

Эпиграф: «Понять — значит упростить» (Д. Строгов).

Повесть «Волны гасят ветер» написана в стиле дневника-воспоминаний 89-летнего Максима Каммерера. Максим Каммерер вспоминает те свои моменты жизни, которые были связаны с Тойво Глумовым (сыном Майи Глумовой) и их общей работой с марта 199 по декабрь 201 года.

В мае 93-го года на Тиссе (планета у звезды ЕН 63061) происходит нечто странное, трое людей высадившихся на планету вдруг начинают считать, что «связь с центральной базой утрачена и вообще утрачена связь с кем бы то ни было, кроме орбитального корабля-матки, а с корабля-матки автомат ведет непрерывно повторяющееся сообщение о том, что Земля погибла в результате некоего космического катаклизма, а все население Периферии вымерло от каких-то необъяснимых эпидемий.» Двое из команды сначало пытаются покончить жизнь самоубийством, а потом в отчаяние уходят в пустыню и только командир группы берет себя в руки и продолжает работать, так словно ничего не случилось. По словам этого командира на 14 день к нему пришел кто-то в белых одеждах и сообщил, что первое испытание пройдено и он принят кандидатом в ряды Странников.

Это сообщение насторожило Каммерера, заставив вспомнить слова Сикорски о работе в КОМКОН-е 2, а именно: «Мы – работники КОМКОНа-2. Нам разрешается слыть невеждами, мистиками, суеверными дураками. Нам одно не разрешается: недооценить опасность. И если в нашем доме вдруг завоняло серой, мы просто обязаны предположить, что где-то рядом объявился черт с рогами, и принять соответствующие меры вплоть до организации производства святой воды в промышленных масштабах». Отправив запросы по разным каналам на расследование фактов имевших место на Тиссе, Максим находит одобрение у своего непосредственного начальника Атоса-Сидорова и получает возможность собрать группу для разработки темы, которой было дано кодовое название «Визит старой дамы».

Организовав экспертный опрос специалистов по теме предполагаемой прогрессорской работе Странников на Земле, Каммерер отправил все собранные результаты Бромбергу, в результате получив от ученого документ, в последствии названный «Меморандум Бронберга».

Максим и Тойво начинают работать над исследованием «гипотезы Бромберга», которую выдвинул знаменитый представитель «запрещённой» науки в ответ на вопрос: «если на Земле действуют прогрессоры значительно более развитых неземных рас, то в чём будут, скорее всего, состоять эти действия?».

Ответ Бромберга выглядел так: человечество будет разделено на неравные части, по неизвестному нам параметру, после чего меньшей части помогут развиться, и она навсегда и сильно обгонит большую, и всё это будет сделано совершенно чуждым нам, нечеловеческим разумом.

Для проверки этой теории Каммерер распорядился собирать статистику по всем случаям с группами людей, которые можно было бы трактовать как наложение «отбирающего» воздействия, дающего разный результат по разным людям. Также было решено попытаться найти статистические корреляции между этими эпизодами и реакциями конкретных людей.

Случаи, о которых пошла речь:

Расследование этих непонятных происшествий приводит Максима и Тойво в исследовательский центр, где все эти случаи регистрируются и изучаются.

Сам центр вызывает у Максима Каммерера много вопросов, и он посылает туда Тойво.

Оказывается, что всё было иначе, что речь шла вовсе не о деятельности внеземных прогрессоров на Земле, а о деятельности Люденов — в каком-то смысле нового вида человека — по отбору пополнения в свои ряды. Превратиться в Людена мог только человек с «третьей импульсной» системой в мозге, превращение состояло в ее активации. Для отбора людей с «третьей импульсной» применялись как косвенные методы (эмоциональная реакция на существ), так и прямое снятие энцефалограммы, которое и делалось в исследовательском центре — так называемом «Институте Чудаков».

Понятие третьей импульсной системы по смыслу может быть связано с такими известными в физиологии понятиями, как первая и вторая сигнальные системы человека.

Одного из люденов — Альберта Оскаровича Тууля — группе Каммерера удалось вычислить по статистической корреляции между несколькими странными, возможно, отбирающими, случаями. Попытка с ним пообщаться кончилась неудачно.

Тойво просит Максима не посылать его больше к Люденам, но в результате выясняется, что он сам способен стать люденом — у него оказался тот зубец-Т на ментограмме, что показывает наличие «третьей импульсной». Первоначально Тойво отказывается от этой возможности и намеревается покинуть Землю, но в конце концов принимает предложение директора Института Логовенко и присоединяется к ним. С этого момента Тойво постепенно утрачивает интерес к прежней жизни и к людям, с которыми он был связан.

Большое Откровение о существовании Люденов, до такой степени превосходящих людей, было шоком для человечества. Пророчество Бромберга исполнилось.

Источник

А. и Б. Стругацкие. Волны гасят ветер

В своих поздних произведениях братья Стругацкие стали часто обращаться к детективному жанру (с определенными оговорками), что пошло на пользу их произведениям. «Волны гасят ветер» (1985) – фантастический детектив, слегка замаскированный под воспоминания одного из главных героев – Максима Каммерера. В этом произведении наш старый знакомый Максим уже большой начальник: он возглавляет отдел в КОМКОНе-2, который в переводе на знакомые нам реалии является приблизительным аналогом 5-го управления в структуре КГБ СССР. Я думаю, не случайно, что чекисты 22 века у Стругацких – исключительно русские ребята. Чекизм у местных аборигенов в крови.

Самое любопытное, что чекисты будущего работают абсолютно в том же стиле, что и сталинские палачи или их сегодняшние наследники. Они не ищут реальные угрозы безопасности для человечества: они их выдумывают. Почти весь роман Каммерер сотоварищи разыскивают на Земле шпионов Странников, которые якобы проникли в ряды человечества с враждебными намерениями, но вместо шпионов комконовцы находят внутренних потенциальных врагов – люденов, этих троцкистов будущего. Оказывается, нарыв созрел изнутри… К счастью для Земли будущего, людены – не враги человечества. Люди, включая их чекистскую элиту, люденам попросту неинтересны.

Стругацких довольно сложно заподозрить в симпатиях к НКВД-КГБ, но от возникших аналогий избавиться при чтении невозможно. Реальная жизнь в нашей Раше неизбежно оказывает влияние и на восприятие нашего будущего. И если в нем появляются работники, которые обеспечивают безопасность государства, да еще и с русскими корнями, к тому же подозрительно смахивающие на Штирлица (Каммерер очень на него похож, да и фамилия у него подходящая!), то какие еще могут возникнуть аналогии? Не с ЦРУ же их сравнивать!

Но, несмотря на возникающие неприятные аналогии, не самое увлекательное название и сомнительную форму, в которой повествование рассказчика разбавлено массой рапортов и докладов, «Волны гасят ветер» – одно из лучших фантастических произведений родом из нашего советского прошлого. На мой вкус оно входит в Топ-5 у Стругацких, вместе с «Трудно быть богом», «Малышом», «Пикником на обочине» и «Жуком в муравейнике».

Интересно, но с люденами Стругацких я познакомился задолго до того, как прочел «Волны гасят ветер». Я часто слушаю Дмитрия Быкова на «Эхо Москвы», а он к этой теме возвращался неоднократно в беседах со слушателями. Из высказываний Быкова можно было сделать вывод, что Дмитрий Львович и его корреспонденты верят, что людены существуют здесь и сейчас! Это свидетельствует о том, что задумка авторов насчет люденов оказалась по-настоящему удачной. Прошло более 30 лет, а о них не просто помнят, а даже находят их среди нас!

Источник

Волны гасят ветер

«Во́лны га́сят ве́тер» — фантастическая повесть Аркадия и Бориса Стругацких. Заключительная повесть о Мире Полудня. Завершает трилогию о Максиме Каммерере (включающую повести «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике»). Впервые опубликована в журнале «Знание-сила» в № 6-12 за 1985 и № 1, 3 за 1986, в том же году репринт из журнала был издан отдельной книгой в Израиле. Первое книжное издание в СССР — в альманахе научной фантастики московского издательства «Знание», выпуск 32. М., 1988. [1] С тех пор многократно переиздавалась.

Содержание

Сюжет

Повесть написана в форме дневника-воспоминаний 89-летнего Максима Каммерера, начальника сектора «Урал» КОМКОНа-2. Максим Каммерер вспоминает моменты жизни, связанные с Тойво Глумовым (сыном Майи Глумовой) и их общей работой с начала 95-го по май 99-го года. [2] Часть сюжета повести изложена в форме документов: рапортов-докладов агентов, личных писем, инструкций и т. п.

Начиная с 93 г. на Земле и Периферии (область активной деятельности землян в космосе) начинается цепь необъяснимых чрезвычайных происшествий. Максим находит одобрение у своего непосредственного начальника Атоса-Сидорова и получает возможность собрать группу для разработки темы, которой было дано кодовое название «Визит старой дамы» — расследования, имеющего целью выявить возможную прогрессорскую деятельность неизвестной сверхцивилизации (предположительно, Странников) в сфере интересов земного человечества. Одним из сотрудников, начавших работу над этой темой, становится Тойво Глумов, бывший прогрессор, сознательно оставивший предыдущую работу и пришедший в отдел ЧП (Чрезвычайных Происшествий) КОМКОНа-2, чтобы стать «охотником за прогрессорами».

Теорией, положенной в основу расследования, становится «гипотеза Бромберга», которую выдвинул знаменитый представитель «запрещённой» науки незадолго до своей смерти в ответ на вопрос: «Если на Земле действуют прогрессоры значительно более развитых неземных рас, то в чём будут, скорее всего, состоять эти действия?». Ответ Бромберга выглядел так: «человечество будет разделено на неравные части, по неизвестному параметру, в результате чего меньшинство навсегда и сильно обгонит большинство, и всё это будет сделано нечеловеческим разумом». Исходя из этой теории, в рамках расследования ведётся сбор и анализ информации по всем необъяснённым ЧП, которые можно трактовать как применение к группе людей «отбирающего» воздействия, дающего существенно разный результат по разным людям («дисперсию реакций»). Также было решено попытаться найти статистические корреляции между этими эпизодами и реакциями конкретных людей.

В книге описаны те случаи, над которыми работал именно Тойво Глумов:

Расследование ЧП приводит Максима и Тойво в исследовательский центр, где все эти случаи регистрируются и изучаются. Сам центр вызывает у Максима Каммерера много вопросов, и он посылает туда Тойво. В результате выясняется, что речь шла о деятельности люденов — в каком-то смысле нового вида человека, обладающего сверхспособностями и сверхразвитым интеллектом. Учёные центра открыли в мозгу человека некую «третью импульсную» систему, у большинства отсутствующую, а у немногих, обладающих ею — находящуюся в неактивном состоянии. Активизация «третьей импульсной» превращает человека в людена. Судя по всему, уже первые превращённые быстро поняли, что они не смогут жить в человеческом обществе, так как из-за слишком большой разницы в уровне нормальные люди не воспринимаются ими как равные партнёры по общению. После превращения большинство люденов быстро утрачивает былые привязанности. Как позже выясняется, большинство люденов пребывают вне Земли и занимаются какими-то своими делами, а на Земле остаются те немногие, кто несмотря на превращение не лишился эмоциональной связи с близкими. Пытаясь создать собственное общество, людены начали тайный отбор людей с «третьей импульсной», в ходе которого применялись как косвенные методы (анализ реакции на необычные ситуации и воздействия, которые и привлекли к себе внимание КОМКОНА-2), так и приборный тест, который делался всем посетителям в исследовательском центре — так называемом «Институте Чудаков».

Максиму, который, очевидно, ещё раньше обратил внимание на «Институт Чудаков», удаётся внедрить туда своего человека, который получает доступ к результатам исследований на наличие «третьей импульсной»; под разными предлогами Максим направляет туда всех своих подчинённых, чтобы провести их через приборный тест люденов и убедиться, что среди них нет агентов. И после посещения института Тойво приходит информация — у него оказался тот «зубец-Т на ментограмме», что показывает наличие «третьей импульсной».

Очевидно, вскоре Тойво поступит предложение об активации «третьей импульсной». Тойво пугает эта перспектива, он даже намеревается покинуть Землю. Максим же заинтересован в обратном: он хочет, чтобы Тойво принял предложение, но стал агентом обычных людей среди люденов. В результате директору Института Чудаков людену Логовенко удаётся уговорить Тойво — тот присоединяется к люденам. Надежды Максима на чувство долга Тойво не сбываются; бывший сотрудник утрачивает интерес к прежней жизни и к людям, с которыми он был связан, и перестаёт давать о себе знать. Поначалу он ещё навещает время от времени мать и ранее горячо любимую жену Асю, но всё реже и реже, пока однажды не исчезает насовсем. Каммереру так и не удаётся с ним поговорить.

После рассекречивания деятельности люденов с Логовенко проводятся переговоры членов земного правительства. Обнародование фактов получает название «Большое откровение» и становится одной из заметных вех в земной истории. Людены в конце концов покидают Землю. Судя по всему, им так и не удаётся создать своё общество, сбывается пророчество Горбовского: «Не только люди неинтересны богам, но и другие боги им неинтересны».

Фукамизация

Фантастическая медицинская процедура, проводимая над плодом непосредственно за сутки до рождения с целью повышения жизненных сил будущего ребенка. Состоит из двух этапов:

Данная процедура многократно повышает адаптационные механизмы иммунной системы, увеличивает сопротивляемость организма органическим и неорганическим ядам, излучениям и проч. Степень безопасности и отработанность процедуры были таковы, что имелся «Закон об обязательной биоблокаде», согласно которому фукамизацию проводили всем без исключения новорождённым (кроме тех крайне редких случаев, когда из-за особенностей мозга фукамизация была противопоказана). Людены спровоцировали эпидемию отказов рожениц от фукамизации их детей и боролись за отмену «Закона об обязательной биоблокаде», так как в тот период не умели восстанавливать структуру головного мозга у потенциальных люденов после растормаживания гипоталамуса.

«Инструкция по фукамизации» была написана по просьбе А. Н. Стругацкого его лечащим врачом — Юрием Иосифовичем Черняковым. [3]

В мире Полудня процедура названа по именам её создательниц — сестёр Натальи и Хосико Фуками. Братья Стругацкие тем самым воздали должное переводчику своих произведений на японский язык, также носившему фамилию Фуками. [4]

Источник

25 «ВОЛНЫ ГАСЯТ ВЕТЕР» (1984)

«ВОЛНЫ ГАСЯТ ВЕТЕР»

(1984)

Это последнее, десятое, произведение АБС из цикла «Мир Полудня». Мы, правда, планировали написать еще один роман — под условным названием то ли «Белый ферзь», то ли «Операция „Вирус“», — но так и не собрались даже начать его.

Любопытно, что задуман этот роман был раньше, чем «Волны. ». В дневнике от 6 января 1983 года сохранилась запись:

Думали над трилогией о Максиме. Максим внедряется в Океанскую империю, чтобы выяснить судьбу Тристана и Гурона.

И уже на следующий день (7 января):

Странники прогрессируют Землю. Идея: человечество при коммунизме умирает в эволюционном тупике. Чтобы идти дальше, надо синтезироваться с другими расами.

Очевидно, что это еще искаженный, деформированный, очень приблизительный, но уже тот самый замысел, из которого родились «Волны. ».

В истории написания этой повести нет ничего особенного и тем более сенсационного. Начали черновик 27 марта 1983 года в Москве, закончили чистовик 27 мая 1984 года, в Москве же. Все это время вдохновляющей и возбуждающей творческий аппетит являлась для нас установка написать по возможности документальную повесть, в идеале — состоящую из одних только документов, в крайнем случае — из «документированных» размышлений и происшествий. Это была новая для нас форма, и работать с ней было интересно, как и со всякой новинкой. Мы с наслаждением придумывали «шапки» для рапорт-докладов и сами эти рапорт-доклады с их изобилием нарочито сухих казенных словообразований и тщательно продуманных цифр; многочисленные имена свидетелей, аналитиков и участников событий сочиняла для нас особая программка, специально составленная на мощном калькуляторе «Хьюлетт-Паккард» (компьютера тогда у нас еще не было); а первый вариант «Инструкции по проведению фукамизации новорожденного» вполне профессионально набросал для нас друг АН — врач Юрий Иосифович Черняков.

Что же касается замысла «Странники прогрессируют Землю», то мы отказались от него как от центрального и сюжетообразующего довольно быстро. Гораздо интереснее оказалось использовать его в качестве обманного, отвлекающего приема, тем более что идея человечества, нечувствительно и постепенно порождающего внутри себя Человека Нового (хомо супер, хомо новус, хомо луденс), волновала и привлекала нас издавна, еще со времен «Гадких лебедей», которые изначально как раз и задумывались как встреча поручика пограничных войск Виктора Банева с первыми сверхчеловеками — мокрецами.

Неожиданно трудно оказалось придумать название. Сначала (в письмах и дневнике) мы называли эту рукопись просто «Повесть о Тойво». Потом мелькнул вариант — почему-то на французском — «Fait accompli» («Совершившийся факт»), и только в самом конце работы над черновиком появляется название «Волны гасят ветер», причем сначала — только как название темы рапорт-доклада номер 086/99. Это название показалось нам удачным, и мы решили взять его для всей повести в целом. Действительно, удачное название, спокойное и многосмысленное, что от названия и требуется.

А вот с эпиграфом получился маленький конфуз. Афоризм этот придумал БН, лично, экспромтом, в разгаре некоей полемики, все обстоятельства которой я великолепно помню до сих пор. Придумал — и восхитился собственной выдумкой, ибо почудилась ему в этой максиме поистине Гёделевская глубина и нетривиальность. «Понять значит упростить» — как, однако, сказано!

Повесть «Волны. » оказалась итоговой. Все герои наши безнадежно состарились, все проблемы, некогда поставленные, нашли свое решение (либо оказались неразрешимыми), мы даже объяснили (вдумчивому) читателю, кто такие Странники и откуда они берутся во Вселенной, ибо людены наши это Странники и есть — точнее, та раса Странников, которую породила именно цивилизация Земли, цивилизация Homo sapiens sapiens (как называется в Большой науке вид, к которому все мы имеем честь принадлежать). Осталась, правда, недописанной одна из задуманных в рамках Полуденного цикла историй — история проникновения Максима Каммерера в таинственные недра страшной Островной империи.

Об этом ненаписанном романе среди фэнов ходят легенды, мне приходилось слышать рассказы людей, которые точно знают, что роман этот был по крайней мере наполовину написан, пущен авторами «в народ», и кое-кто даже лично держал в руках подлинную рукопись. Увы.

Роман этот НИКОГДА НЕ БЫЛ НАПИСАН, он даже придуман не был как следует. Вот как выглядит его самый общий предполагаемый план:

1. Пролог. Гнилой Архипелаг

2. ч. I. Прибрежная зона

3. ч. II. Леса и поля

4. ч. III. Солнечный круг

Действие романа должно было происходить где-то вскоре после событий «Жука в муравейнике», лет через пяток после этого и задолго до времен Большого Откровения. Пролог разработан действительно в деталях. БН мог бы написать его за несколько дней (это всего десяток страниц), но ему не хочется этим заниматься: неинтересно, да и ни к чему. Часть I продумана хорошо, известны основные эпизоды, но без многих и многих существенных деталей. Часть II — ясна в общих чертах и с некоторыми эпизодами. Часть III — в самых общих чертах. Известен только один эпизод из этой части, заключительный. Что же касается эпилога, то это по идее должно было быть что-то вроде итогового комментария, скажем, Гриши Серосовина (или какого-нибудь другого сотрудника Комиссии по Контролю) по поводу всего вышеизложенного. Но здесь нет даже самых общих наметок.

В предисловии к сборнику «Время учеников» БН писал об этом романе примерно следующее:

В последнем романе братьев Стругацких, в значительной степени придуманном, но ни в какой степени не написанном; в романе, который даже имени-то собственного, по сути, лишен (даже того, о чем в заявках раньше писали «название условное»); в романе, который никогда теперь не будет написан, потому что братьев Стругацких больше нет, а С. Витицкому в одиночку писать его не хочется, — так вот, в этом романе авторов соблазняли главным образом две свои выдумки.

Во-первых, им нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной империи, построенный с безжалостной рациональностью демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир.

Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверье, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума. Тут было ИХ царствие, тут не знали наказаний, тут жили по законам силы, подлости и ненависти. Этим кругом Империя ощетинивалась против всей прочей ойкумены, держала оборону и наносила удары.

Средний круг населялся людьми обыкновенными, ни в чем не чрезмерными, такими же, как мы с вами, — чуть похуже, чуть получше, еще далеко не ангелами, но уже и не бесами.

А в центре царил Мир Справедливости. «Полдень, XXII век». Теплый, приветливый, безопасный мир духа, творчества и свободы, населенный исключительно людьми талантливыми, славными, дружелюбными, свято следующими всем заповедям самой высокой нравственности.

Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в «своем» круге, общество деликатно (а если надо — и грубо) вытесняло его туда, где ему было место — в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (чего-то вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип «каждому — свое» в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Классика.

А во-вторых, авторам нравилась придуманная ими концовка. Там у них Максим Каммерер, пройдя сквозь все круги и добравшись до центра, ошарашенно наблюдает эту райскую жизнь, ничем не уступающую земной, и общаясь с высокопоставленным и высоколобым аборигеном, и узнавая у него все детали устройства Империи, и пытаясь примирить непримиримое, осмыслить неосмысливаемое, состыковать нестыкуемое, слышит вдруг вежливый вопрос: «А что, у вас разве мир устроен иначе?» И он начинает говорить, объяснять, втолковывать: о высокой Теории Воспитания, об Учителях, о тщательной кропотливой работе над каждой дитячьей душой.

Абориген слушает, улыбается, кивает, а потом замечает как бы вскользь:

— Изящно. Очень красивая теория. Но, к сожалению, абсолютно нереализуемая на практике.

И пока Максим смотрит на него, потеряв дар речи, абориген произносит фразу, ради которой братья Стругацкие до последнего хотели этот роман все-таки написать.

— Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали, — говорит абориген. — Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал — до вас и без вас, — а вы не догадываетесь об этом.

По замыслу авторов эта фраза должна была поставить последнюю точку в жизнеописании Максима Каммерера. Она должна была заключить весь цикл о Мире Полудня. Некий итог целого мировоззрения. Эпитафия ему. Или — приговор.

Именно над этим романом думали АБС во время своей последней встречи в январе 1991 года, в Москве:

18 января 1991. Писали письма. Снова обсуждается «Операция „Вирус“»...

Я очень хорошо помню, что обсуждение наше шло вяло, нехотя, без всякого энтузиазма. Время было тревожное и неуютное, в Ираке начиналась «Буря в пустыне», в Вильнюсе группа «Альфа» штурмом взяла телецентр, нарыв грядущего путча готовился прорваться, и приключения Максима Каммерера в Островной империи совсем не казались нам увлекательными — придумывать их было странно и даже как-то неприлично. АН чувствовал себя совсем больным, оба мы нервничали и ссорились.

Это была финальная прямая, хотя никто из нас об этом, разумеется, не знал и даже подумать не мог.

. Но почему мне иногда кажется, что этот — или очень похожий на него — роман будет все-таки со временем написан? Не братьями Стругацкими, разумеется. И не С. Витицким. Но кем?

ИЗ КРИТИКИ ТЕХ ЛЕТ

Потребителю явно выгодна игра на занижение, демонстрация грязного белья, опорочивание любой идеи и истины.

По мнению братьев Стругацких, и в будущем нас ожидает то же, что и в прошлом: безверие, цинизм, опустошенность. Одна услада в наслаждении предметами старины. Только какими предметами? В повести «Жук в муравейнике» сверхсовременный аппарат передвижения сконструирован в виде деревянного нужника.

Журнал «Молодая гвардия», 1985

Совершено покушение на авторское право и гражданское достоинство писателей Стругацких.

В свое время фантасты написали повесть «Гадкие лебеди». Критически оценивая свой труд, они решили, что их постигла творческая неудача и не сочли свой труд достойным публикации. И вот в начале 1970-х «Гадкие лебеди», препарированные в белогвардейском духе, неожиданно для писателей появились в журнальчике «Посев».

Любители фантастики, которым нравится чистоган, и до сих пор скребут «Гадких лебедей» так, что аж перья летят, и продолжают смотреть на мир сквозь очки ископаемого белогвардейца.

Газета «Южная правда» (Николаев), 1984

В журнале «Даугава» публикуется повесть братьев Стругацких «Время дождя». Но даже тем, кто очень любит Стругацких, я не решилась бы сказать: «Бросайте все и читайте».

Воспользуюсь случаем, чтобы поправить одно свое опрометчивое заявление. В одном из обзоров я достаточно скептически отозвалась о «Времени дождя». После первых номеров что-то не вызвал он у меня энтузиазма. Читатели присылали письма протеста: им очень нравилось. Я стала читать дальше, вчиталась, и вижу теперь: они были правы.

Журнал «Огонек», 1987

По мне, она отвратительна, эта прыть удачливых молокососов, сбрасывающих с плеч бремя привязанностей, жалости, совести. Из всех жестокостей, что в книгах Стругацких совершались во имя добра, «Гадкие лебеди» — непревзойденная.

Не узнаю братьев Стругацких! В своей последней повести «Волны гасят ветер» они только нагородили непонятностей и заставили ломать голову над загадками, на которые ответа не дали.

Когда-то Стругацкие написали светлую утопию «Полдень. XXII век». И во что теперь этот полдень превратился?

Газета «Заря молодежи», 1986

При исчерпанности парадигмы, фантастика живет и даже множит издания. За счет чего? За счет имитаций головоломок и игр, заменяющих их.

Примером такой имитации является повесть Стругацких «Волны гасят ветер». Никакой головоломки там нет, а есть несколько клише, неоднократно обкатанных в фантастике. Ничего нового та повесть не содержит.

Журнал «Вопросы литературы», 1990

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

2. Волны и скалы

2. Волны и скалы Сегодня всё море как будто изрыто Гремящими встречами пен. Сегодня всё море грозит и сердито На свой истомляющий плен. Пушистые клоки, косматые пряди, Хребты извиваемых спин… Как страшно сегодня прозрачной наяде В прозрачности тёмных глубин… Давно уж

Воскресенье, 24 января 2010 года Ветер, волны, накал страстей!

Воскресенье, 24 января 2010 года Ветер, волны, накал страстей! Солнечные дни резко оборвались. Теперь у нас с «Розовой леди» очень интересная жизнь. Мне приходили сообщения, что ветер усилится почти до штормового уровня, но ни один компьютер, ни один прогноз не показал, что он

Волны, волны, волны…

Волны, волны, волны… 30 октября 1998 года. Атлантический океан01°13’ с. ш., 33°59’ з. д.06:00. Ветер встречный, не дает идти на юг, сносит на запад. Здесь на яхте мышцы всегда в работе, душа открыта впечатлениям.Как тяжело, нет попутного ветра. Что делать? Сейчас позвоню Иринушке.

«Волны музыки опять. «

«Волны музыки опять. » Волны музыки опять Полились из мезонина. Упадаю на кровать, – Изнемог в объятьях сплина. Руки сжаты на груди, В мыслях – вижу дни, как степи. Год за годом впереди, День за днем куют мне цепи. Неужель идти вперед? Слышу голос: неизбежно! Неизбежный

5. Гравитационные волны

5. Гравитационные волны В 1969 году Джозеф Вебер сообщил о наблюдении всплесков гравитационных волн при помощи детекторов, представляющих собой два подвешенных в вакууме алюминиевых цилиндра. Когда приходит гравитационная волна, она растягивает предметы в одном

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ

ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ ВОЛНЫ После серии статей «О физических линиях» у Максвелла был уже, по сути дела, весь материал для построения новой теории электромагнетизма. Теперь уже для теории электромагнитного поля.Эта теория была сначала опробована Максвеллом в Королевском

Мы из третьей волны!

Мы из третьей волны! – Думали ли мы. – повторяет и повторяет Вика этот вопрос в «Сапёрлипопете».Он-то, может, и не думал определённо, что будет именно так, но вполне мог подумывать о каких-то переменах в своей жизни. И мог правомерно их ожидать – как ни говори, но личностью

3. Ветер перемен и ветер обратно

3. Ветер перемен и ветер обратно Однако, вернемся к исторической реальности: альбом все-таки записали, и «Наутилус Помпилиус» явился в свет собранно, мелодично, пусть даже слегка выпивши. Важнее всего в тот момент для ребят было перейти из разряда рок-н-ролльных друзей в

Если звезды гасят, значит, и это кому-то нужно

Если звезды гасят, значит, и это кому-то нужно Поведаю вам загадочную история, у которой я не нашел разгадки. Почему же поликарповский самолет И-180, который прошел государственные испытания, был принят к производству, так и не попал в войска и не участвовал в войне?Это

«ВОЛНЫ ГАСЯТ ВЕТЕР»

«ВОЛНЫ ГАСЯТ ВЕТЕР» Это последнее, десятое, произведение АБС из цикла «Мир Полудня». Мы, правда, планировали написать еще один роман – под условным названием то ли «Белый Ферзь», то ли «Операция ВИРУС», – но так и не собрались даже начать его. Любопытно, что задуман этот

Глава 6. 1982 – 1984 «Вне времени». Последний приезд в аргентину. Монпарнас, 1984 г. Причина смерти, произошедшей во Франции

Глава 6. 1982 – 1984 «Вне времени». Последний приезд в аргентину. Монпарнас, 1984 г. Причина смерти, произошедшей во Франции Сразу же после смерти Кароль Аурора переехала в квартиру на улице Мартель, чтобы помочь Кортасару в эти тяжелейшие для него дни пережить пустоту,

НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ

НА ГРЕБНЕ ВОЛНЫ Феномен той — рубежа 1950–1960-х годов — литературно-бытовой ситуации: наличие живых классиков, отцов-основателей советской поэзии, наставников во плоти. Начинающие поэты толпились под их домами, ловили на улицах и в коридорах Литинститута. Существовал жанр

Волны жизни

Волны жизни Сообщается: «В жизни каждого человека бывают, что называется, удачные дни, характеризуемые необычайно хорошим настроением и удачей во всех начинаниях. Но наряду с ними случаются и «черные дни», когда неприятности сыпятся как из рога изобилия, неудачи

Волны

Волны В иные дни, когда отец был занят на службе (вероятно, на той другой службе, которая была не в музее, а где-то еще), я оставался на попечении Лидии Михайловны, его новой жены.Как уже было сказано, она работала в Киевской филармонии.И если б она хоть раз взяла меня с собою в

Из книги «Ветер северный, ветер южный»

Из книги «Ветер северный, ветер южный» 29 ноября 1974Эта маленькая история всплыла у меня в памяти вчера, когда я смотрел по телевизору дебаты во французской палате депутатов по вопросу об абортах. Но я не собираюсь говорить об абортах.Это было в 1945 году. Во время войны я жил в

Волны Амура.

Волны Амура. Очень кстати оказалась представившаяся возможность участвовать в амурском сплаве. Баржи с продовольствием каждый год сплавлялись вниз по течению Амура. Дело в том, что казачьим семьям, расселенным вдоль великой реки, предписано было сеять то же, что сеяли в

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *