волк что делает подобрать глаголы
Развитие речи детей 4-7 лет
Логопедические домашние задания по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи
НОЯБРЬ
1-я и 2-я неделя
Дикие животные наших лесов и подготовка их к зиме
2. Рассказать о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.
3. Закрепить в словарном запасе ребенка название диких животных и их детенышей.
4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.
12. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
- Под соснами, под елками живет клубок с иголками.
(еж)
Быстрый, маленький зверек по деревьям прыг-скок.
(белка)
Летом по лесу гуляет, а зимой в берлоге отдыхает.
(медведь)
14. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
- Зайчик
Зайчик серый скачет ловко,
В лапках у него морковка.
(Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.)
15. Развитие слуховой памяти.
Выучить стихотворение (по выбору)
2. Вспомнить о том, где живут животные, чем питаются, как готовятся к зиме (линька, запасы, жилище). Помочь запомнить информацию.
3. Вспомнить задки о диких животных.
4. В качестве экскурсии посетить зоопарк.
5.Вопросы для проверки знаний ребенка.
- — Как можно назвать одним словом: медведя, лису, волка, зайца?
— Почему этих животных называют дикими?
6. Упражнение «Назови признак» на подбор существительных к прилагательным.
- Медведь, какой? (бурый, косолапый, неуклюжий)
Волк, какой? (серый, зубастый, страшный)
Лиса, какая? (хитрая, пушистая, рыжая)
Заяц, какой? (маленький, длинноухий, пугливый)
7. Упражнения на подбор глаголов к существительным.
- Заяц
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.
В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.
15. Развитие логического мышления. Учимся отгадывать загадки.
Комментарии к статьям
Развитие речи. Ноябрь
Отличный материал! Вы помогаете не только родителям, но и начинающим логопедам. СПАСИБО!
14.11.2007, 21:52
Ирина Амирановна
Материал действительно интересен и может быть использован не только начинающими логопедами,но и специалистами со стажем.Спасибо. 20.11.2007, 17:40
светлана
еще можно сыграть в онлайн и гру голоса животных звуковоое лото и найди маму
07.11.2009, 16:45
Надежда
Спасибо за материал! Мой сын ходит в логопедическую группу и ваша статья помогает заниматься более существенно дома. Или повторять пройденное. 09.11.2009, 23:58
Лилия
Ответ.(09.11.2009,Лилия)
Рассказы можно найти в книге Н.Сладкова «Сказки леса»(серия Библиотека Школьника).Книга есть в продаже в Озоне по цене 52 рубля.
11.08.2011, 18:12
Светлана Владимировна
Огромное спасибо,очень познавательный материал.
15.11.2015, 11:50
Елена
Спасибо, мне очень понравилась подборка заданий. 02.12.2021, 08:45
poddubitskaya2011@mail.ru
Спасибо! Замечательный подбор заданий.
Волк что делает подобрать глаголы
Лексико-грамматические игры по теме:
«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
Д/и «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
«Назови семью»
Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.
Д/и «Кто где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
Д/и «Кто чем питается?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
-Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.
— Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).
«Это правда или нет?»
Цель. Учить детей находить неточности в тексте.
Ход игры. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно стихотворение. Кто больше заметит небылиц, того, чего не бывает на самом деле?»
Тёплая весна сейчас. Любит в речке посидеть.
Виноград созрел у нас. А зимой среди ветвей
Конь рогатый на лугу «Га-га-га, пел соловей.
Летом прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ –
Поздней осенью медведь Это правда или нет?
Дети находят неточности и заменяют слова и предложения, чтобы получилось правильно.
Д/и « Какой? Какая? »
Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.
Д/и «Подбери словечко»
Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).
Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).
Д/и «Узнай зверя по описанию»
Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.
— Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
— Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
— Серый, злой, голодный. (Волк.)
— Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
— Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Д/и «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
Д/и «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка; заяц – зайчик, зайчишка; еж – ежик; лисенок – лисёночек,
лиса – лисичка; медвежонок – медвежоночек и т.д.
Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.
Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;
Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.
Д/и «Охотник»
Цель. Упражнять в умении классифицировать и называть животных.
Д/и «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
(волк, медведь, белка).
Д/и «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).
Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).
Д/и «Четвертый лишний»
Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
Белка, собака, лиса, медведь;
Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;
Лось, слон, жираф, обезьяна.
Д/и «Сложи картинку»
Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
— Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.
Д/и «Составление рассказа-описания»
Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).
Д/и «Назови по порядку»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме.
На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
предметных картинок по теме).
Д/и « Чей это хвост?»
Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.
— Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.
У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);
У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);
У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);
У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).
Д/и «Скажи одним словом»
Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);
Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);
Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).
Д/и «Про кого можно сказать…».
Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.
Д/и «Что делает?»
Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.
2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)
3. Белка с удовольствием орешки (грызет)
1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)
2. В зимнее время медведь… (спит)
3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)
1.Волк за зайцем (охотится).
2.Волчица о волчатах (заботится) и т.д.
Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает»
Цель: Изображать способ передвижения объекта.
Игровые действия: Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.
Дидактическая игра «Выложи животное» из геометрических фигур»
Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, используя геометрические фигуры. Развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми»
Цель: учить находить и правильно называть части тела человека и животного.
У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.
Формирование умения отгадывать загадки –рифмы, развитие слухового внимания.
1.Эта кошка очень злая. 2. Длиннорогий и рогатый
Не мурлычет, но кусает. Лесники зовут «сохатый».
Ей не крикнешь грозно «брысь!» Скачет прямо он и вкось,
3.Стройный, быстрый, 4.Он всю зиму в шубе спал,
Рога ветвисты, Лапу бурую сосал,
Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь.
Кто ж это. (Олень) Этот зверь лесной…(Медведь).
Что может делать волк глаголы
Волк – дикое хищное животное. Описание и фото волка обыкновенного
Каждый помнит сказку о сером волке, которую нам рассказывали в детстве. Так кто же на самом деле волк? Образ из сказки или опасное животное? Волк обыкновенный – это крупный хищник семейства Псовые. Серый волк является хозяином тундры и тайги, выносливый и очень умный зверь. В этой статье Вы найдете описание и фото волка, узнаете много интересного о суровой жизни этого грозного хищника.
Как выглядит волк?
Внешне волк серый обыкновенный очень напоминает собаку, что не удивительно, ведь эти животные имеют общих предков. Однако волк выглядит значительно крупнее. Длина тела волка может достигать 110-160 см, длина хвоста – до 52 см, высота в холке колеблется в пределах от 60 до 90 см, а масса тела дикого хищника может доходить до 80 кг.
Были случаи, когда вес отдельных особей превышал 92 кг. Средний вес волков варьируется от 30 до 65 кг. Размеры и масса волков зависят от географического расположения. Чем холоднее климат, тем крупнее животное. Самцы всегда крупнее самок.
Животное волк имеет густой, довольно длинный и теплый мех, который состоит из двух слоев, в связи с этим волк выглядит крупнее. Первый слой шерсти волка обыкновенного более жесткий и защищает от грязи. Второй – водонепроницаемый подшерсток, который защищает волка от холода и различных экстремальных условий природы. Животное серый волк очень выносливое.
Волк выглядит угрожающим и опасным зверем, имеет крепкое мускулистое тело, высокие сильные лапы и крупную широколобую голову с острыми ушами. Вытянутая и крупная морда с темными полосами сочетается с почти белыми щеками и светлыми пятнами в области глаз. Массивная морда волка к тому же очень выразительна. Хвост у серого волка довольно длинный и обычно опущен вниз. По его движению и положению можно судить о настроении хищника.
Волк обыкновенный имеет совершенно различную окраску, в зависимости от среды обитания. В лесах – это серо-бурый окрас. В тундре – более светлый, почти белый. В пустыне – серовато-рыжеватый. Есть даже белые особи, которые встречаются в Арктике, а также рыжие или почти черные. Подшерсток у зверя всегда серый.
Чем же волк отличается от собаки? Волк обыкновенный отличается от собаки не только внешне, но и своими следами. Дорожка следов у серого волка более ровная, чем у собак, и образует почти прямую линию. Также у волка другая длина следа, которая составляет 9-11 см, а ширина – 6-7 см, у волчицы это – 7-9 см и 5-6 см. Два средних пальца лапы волка более вынесены вперед, пальцы не растопырены и образуют значительно более рельефный отпечаток, чем у собаки.
Где обитают волки?
Волк – животное, которое является самым распространенным наземным хищником. Это дикое животное имеет широкий ареал обитания. Волк обитает преимущественно в холодных странах и на различных ландшафтах. В лесах, степях, пустынях, тайге, тундре, лесостепи и у подножий гор.
Волки обитают во многих районах Европы (от России до Португалии), Азии (от Кореи до Грузии) и Северной Америки (от Аляски до Мексики). Крупные особи населяют тундру, а мелкие – южные районы. Любопытно, что в России волк отсутствует только на острове Сахалин.
Волк обыкновенный – животное территориальное. Стаи волков живут на завоеванных участках, границы которых обозначают метками. Летом, когда волчья стая распадается, занимаемая территория делится на несколько участков. Лучший из них занимает основная пара, а остальные волки переходят на кочующий образ жизни.
Как живут волки?
Волк обыкновенный – животное социальное. Поэтому волки живут стаями, они вместе охотятся, играют и даже воют. Волчья стая – это семейная группа, которая состоит из животных разных возрастов и может насчитывать от 3 до 40 особей. Стаей управляет вожак или матерый волк – доминирующая особь мужского пола. Это самый умный, мудрый и сильный самец в волчьей стае. У вожака стаи есть подруга – доминирующая самка. Вместе они образуют пару, тем самым объединяя вокруг себя других волков, – это и есть волчья стая.
Стая волков имеет свою иерархию. Вожак в стае имеет непререкаемый авторитет. Это мудрый лидер и он дружелюбен по отношению ко всем членам стаи. Но чужаков матерый волк встречает исключительно агрессивно. В стае часто присутствует бета-самец – наиболее вероятный преемник вожака. Обычно это общий сын ведущей пары или брат лидирующего самца. Претендент на место главы стаи периодически демонстрирует агрессию к aльфа-самцу, как бы проверяя его статус, так как готов занять его место в любой момент.
Волка, который самостоятельно покинул стаю или же был изгнан, называют одиноким волком. У таких животных есть все шансы создать свою стаю.
Волки живут полагаясь на свои чувства. Они используют эти чувства для охоты и общения с другими волками. Прекрасный слух зверя позволяет услышать воющего волка на расстоянии в семь километров. Их обоняние в 100 раз сильнее, чем у людей. Серый волк способен бежать на скорости в 55 км/ч.
Волки живут стаями и у каждой стаи есть свой охотничий участок, который животные тщательно охраняют от других волков. В стае, где вожак следит за порядком, волки живут мирно и не дерутся. Стычки случаются с чужаками и волками-одиночками, которые нарушили границу участка. Каждая волчья стая имеет свою территорию и охотится только на ней.
Хозяева тщательно охраняют и метят свою территорию, оставляют царапины на поваленных деревьях либо старых пнях. Таким образом, дают понять, что лучше держаться подальше. Нежданных гостей наказывают, таковы жестокие законы волчьей стаи. Волчий вой, который слышится вокруг – способ оповещения о том, что территория уже занята.
Размер семейной территории волка обыкновенного зависит от ландшафта и колеблется в пределах от 50 до 1500 км². Выживание стаи зависит от размеров ее охотничьих угодий, поэтому волки тщательно защищают их. Если пищи на семейном охотничьем участке более чем достаточно, то на одном участке будет жить несколько поколений волков. Самые большие охотничьи угодья волков встречаются в открытых ландшафтах тундры и степи и составляют 1000-1250 км². В лесной зоне они значительно меньшего размера – 200-250 км².
Когда у волков нет маленьких детенышей, они кочуют. Волки странствуют как в стаях, так и в одиночку. В результате странствия животные иногда появляются в местностях, где уже несколько лет волков не видели. Кочующие волки за одну ночь пробегают до 70 километров.
В стаи серые волки собираются зимой. Если снег глубокий, волки в стае идут гуськом. Каждое животное следует друг за другом, ступая по возможности в тот же самый след. Волк обыкновенный очень хитер. Поэтому узнать по следам, из какого количества волков состоит стая, весьма затруднительно.
Зачем волки воют? Волки воют, потому как вой является способом их общения между собой. С помощью воя волки узнают, где находятся члены их семьи, объявляют о поимке добычи и захвате территории, или же просто – чтобы пообщаться с сородичами. Волки воют обычно в поздние вечерние часы. В течение года волки наиболее часто воют зимой, когда количество членов стаи достигает своего максимума. Волки начинают выть активнее к концу лета и с началом осени, а также когда щенки ведут освоение семейного участка и начинают перемещаться его территории.
Чем питается волк и как он охотится?
Волк – непривередливый хищник. В основной рацион волка обыкновенного входят крупные копытные животные: олени, лоси, сайгаки, бараны и козлы. Но волк питается также зайцами, различными грызунами и птицами, ведь он непривередлив. Иногда волки могут съедать погибших членов стаи.
Большие скопления домашнего скота привлекают дикого и хищного волка. Поэтому вблизи ферм встретить серого волка – обычное дело. Волк питается мясом, поэтому в среднем зверю требуется 3-4,5 кг мяса в день. Волки запасают свой корм. Насытившись, животное волк закапывает оставшиеся куски мяса. Без еды волки могут обходиться более двух недель. В летний период рацион волка обыкновенного включает растительные корма, поэтому летом волк питается также фруктами и ягодами.
Принципы охоты волка очень разнообразны. В зимнее время волки охотятся коллективно на крупных копытных животных. Такой вид охоты волки применяют именно зимой. Главным преимуществом зимней охоты волка является наличие снежного покрова, по которому он с легкостью передвигается. Копытным животным снег значительно затрудняет возможность уйти от волка – дикого и хищного животного.
Любопытно, что коллективная охота волков предусматривает распределение обязанностей: часть стаи участвует в погоне за добычей, а другая перерезает путь добычи. На охоте нос волка – главный советчик. Он подсказывает дикому хищнику, где нужно искать добычу. Волки чувствуют запах даже небольшого животного, которое находится в паре километров от них. Именно с помощью острого обоняния волки могут преследовать жертву по следам. Волк охотится почти бесшумно.
Особо крупных копытных животных волки убивают, нападая всей стаей и атакуют, пока их жертва не упадает. При этом первенство полакомиться добычей по праву принадлежит вожаку и его самке, они съедают лучшие куски туши.
Волк охотится очень осторожно. Незаметно подкрадываясь к животному, ловким прыжком хватает его за горло и валит на землю. Может часами сидеть в засаде и поджидать добычу целые сутки. Часто они могут следовать за стадом копытных животных, хищники не выдают своего присутствия, а выжидают удобного момента для нападения.
Волки очень хитры, в погоне они прекращают преследование, давая добыче уйти далеко вперед. Когда жертва снижает скорость, волк нападает вновь. Нередко волки нападают на лисиц. Но чаще всего они их не съедают. Нападая на стадо домашнего скота, волки могут отвлечь собак. Часть волчьей стаи нападает на собак, а остальные – на стадо.
Волки очень хорошо ориентируются на местности. Многие стаи используют одни и те же участки территории для загона жертвы в тупик. Охотясь на грызунов, волк прыгает на добычу, придавливает ее лапой и съедает. Этот прием охоты является обычным для волков в летний период.
Летом стая разделяется и хищники живут одиночно или небольшими группами. Волки питаются различными животными, используя отработанные приемы охоты. В летнее время чаще всего волк питается зайцами. Но даже при всех расчетливых ходах и ловких маневрах в охоте, заканчивается она не всегда удачно.
Детеныши волка – рождение щенков. Как стая воспитывает волчат?
Волчье логово – это нора, где волчица выводит детенышей волка. Волки устраивают логово в укромных местах. При этом место должно иметь хороший обзор. Часто волки используют пустующие норы других животных в качестве устройства логова.
Волки размножаются ежегодно в январе-феврале, впервые период размножения наступает в возрасте 2-3 лет. Продолжительность беременности волчицы около двух месяцев. Весной в логове на свет появляются детеныши волка. Обычно у самки рождается от 4 до 8 волчат. Щенки волка рождаются глухими и слепыми, первые дни жизни малышей волчица постоянно находится рядом. Они начинают видеть и слышать примерно на 10-12 день жизни.
Через три недели детеныши волка впервые выходят из логова и начинают пробовать мясо в это же время. Участие в выращивании и воспитании волчат принимает вся стая. Волки приносят к логову с малышами лучшее мясо.
У маленьких волчат окрас имеет серовато-коричневый оттенок, который с возрастом меняется. В возрасте 2 месяцев волчата уходят из логова, но все равно держатся поблизости норы. Такие места защищены растительностью от чужих взглядов. Щенки волка учатся основам охоты, нападают на землероек и мышей.
Детеныши волка быстро растут и их вес увеличивается почти в 30 раз за первые четыре месяца. Новорожденные волчата имеют голубой цвет глаз. В возрасте 8 месяцев глаза волчат меняются на желтый цвет. К концу первой зимы после рождения волчата достигают взрослых размеров. Живет волк обыкновенный 12-15 лет.
Нужны ли волки и зачем?
Зачем нужны волки, ведь для человека волк – это враг. Он опасен для людей и истребляет домашний скот. Постепенно борьба людей с волками привела к сокращению их численности. Но дикое хищное животное волк обыкновенный играет важную роль в балансе экологической системы.
Волки нужны, чтобы регулировать популяцию крупных копытных животных. Также волки являются своего рода «санитарами», так как уничтожая больных животных, волки не дают распространяться болезням. Охота на слабых животных способствует выживанию сильнейших.
Если Вам понравилась эта статья и Вы любите читать про диких животных, подписывайтесь на обновления нашего сайта, чтобы первыми получать только самые свежие статьи о разных животных нашей планеты.
Всё о волках: интересные факты и популярные мифы
Издавна бытует мнение, что волки приносят человеку только вред, однако это далеко не всегда так. В наше время есть множество заблуждений о серых хищниках. И в этой статье мы развеем самые известные мифы и рассмотрим самые интересные факты о волках …
pixabay.com
Издавна бытует мнение, что волки приносят человеку только вред. Поэтому, в результате человеческой деятельности (изменения природных ландшафтов, урбанизации и массового истребления волков) ареал и общая численность этих животных заметно уменьшились.
Во многих регионах мира волк находится на грани полного исчезновения, а во многих странах этих животных полностью истребили. Так в настоящее время их совсем не осталось в Англии, Франции, Дании, Голландии, Бельгии и ряде других стран.
Ареал волка | wikimedia.org
Так может, и нам нужно уничтожить таких опасных соседей? Во многих странах на довольно обширных территориях долгое время обходятся без волка, не испытывая каких-либо неудобств. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Конечно, волк наносит вред животноводству и охотничьему хозяйству, но, с другой стороны, он играет важную роль в экосистеме, контролируя численность животных и уничтожая слабых и больных особей. Известно, что волки охотятся в основном на слабых, больных животных, которых легче поймать. Уничтожая таких зверей, хищник «работает во благо», и не зря его называют «санитаром леса».
Кроме больных животных, в лапы «санитара» попадаются и те, у которых не хватает быстроты, осторожности, ловкости, силы. Получается, что в лесу, где охотятся волки, благодаря им живёт больше ловких, быстрых и сильных зверей и птиц.
И ещё один довод в пользу волков. Если они не будут уничтожать слабых птиц и зверей, то в лесу разведётся слишком много живности и ей просто не будет хватать корма. Выходит, что волк, сам того не ведая, спасает животных от голода, вырождения и возможных болезней. В доказательство этого утверждения приведём один любопытный факт.
Интересный факт! В 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю во всемирно известном Йеллоустонском национальном парке в США с целью приостановить бесконтрольное размножение оленей-вапити, которые уже нанесли сильнейший урон местной флоре, объедая деревья и кусты. В 1926 году как раз с целью сохранения этих благородных оленей здесь была полностью уничтожена популяция волков. Обратная акция привела к кардинальному изменению всей экосистемы парка, который буквально возродился. С коррекцией численности оленей начала возрождаться растительность и за шесть лет количество деревьев в районе каньонов и ущелий увеличилось в пять раз, что привело к возвращению в парк бобров и ондатр. Волки уменьшили популяцию шакалов, что привело к увеличению количества зайцев и мышей, а те в свою сторону привлекли в парк ястребов, хорьков и лис. Снова пришли медведи-гризли, которых привлёк рост числа кустов ирги, черники, черёмухи и других ягод, которыми они питаются перед спячкой. Поменялись даже русла рек, чьи берега укрепили от эрозии разросшиеся деревья и кусты.
Получается, что с одной стороны – волки приносят вред человечеству, нападая на домашних животных, а иногда и на людей, но с другой стороны – в качестве одного из ключевых хищников волки играют очень важную роль в балансе экосистем. А потому однозначного ответа на вопрос, вредный или полезный зверь волк, просто нет.
Серый волк или обыкновенный волк | pixabay.com
Белый арктический волк | wikipedia.org
Всего выделяют примерно 32 подвида волка, различающихся размерами и оттенками меха. Размеры и общая масса волков подвержены сильной географической изменчивости. Замечено, что они меняются пропорционально в зависимости от окружающего климата – чем холоднее климат, тем крупнее животное.
В общем случае высота животных колеблется в пределах 66–86 см, длина – 105–160 см, а вес – 32–62 кг, что делает волка одним из самых крупных животных в семействе млекопитающих. Так прибылые (годовалые) волки весят в пределах 20–30 кг, переярки (2–3 года) – 35–45 кг. Матереет волк в возрасте 2,5–3 лет, достигая веса в 50 и более килограммов. В Сибири и на Аляске крупные матёрые волки могут весить более 77 кг. В пределах одной популяции самцы всегда крупнее самок примерно на 20 %.
Интересный факт! Очень крупный волк был зарегистрирован в 1939 году на Аляске: его вес составлял около 80 кг. Считают, что в Сибири вес отдельных экземпляров может превышать 92 кг! Самым маленьким подвидом следует считать арабского волка (C.l. arabs), самки которого в зрелом возрасте могут весить всего 10 кг.
В историческое время среди наземных млекопитающих ареал волка занимал второе место по площади после ареала человека, охватывая большую часть Северного полушария, но сейчас сильно сократился. И несмотря на то, что популяция этих животных продолжает уменьшаться, волк до сих пор во многих местах является объектом охоты как представляющий потенциальную опасность для человека и домашнего скота либо ради развлечения.
Ареал подвидов волка | wikimedia.org
Что едят волки?
Обычно думают, что раз волк – хищник, то он только и делает, что ест ни в чём не повинную фауну. Однако это далеко не всегда так. Волки – всеядны животные.
Разумеется, по своей природе волки – мясоеды. Основу питания волков составляют копытные животные: в тундре – северные олени; в лесной зоне – лоси, олени, косули, кабаны; в степях и пустынях – антилопы. Ловят, особенно одиночные волки, и более мелкую добычу: зайцев, сусликов, мышевидных грызунов. Летом волки не упускают случая съесть кладку яиц, птенцов, сидящих на гнёздах или кормящихся на земле тетеревиных, водоплавающих и иных птиц.
Интересный факт! Изредка голодные волки нападают на спящих в берлоге медведей. Был зарегистрирован случай, когда стая волков напала и съела молодого медведя.
Нападают волки и на домашних животных (овец, коров, лошадей), в том числе и на собак. Часто волки добывают и домашних гусей.
pixabay.com
Как охотятся волки
Почему-то принято считать, что волки охотятся стаями. Но нужно ли сбиваться в стаю для того, чтобы поймать мышь, кролика или съесть арбуз, яблоко. Стаями же они охотятся лишь зимой, когда наступает голод и мышей не хватает. Но и эти стаи редко бывают большими, чаще всего это одна волчья семья, которая может составлять от 3 до 40 особей.
Однако не следует думать, что волки животные одиночные (есть даже выражение «одинокий волк», которым характеризуют не слишком общительного, сурового человека). Эти хищники очень коммуникабельны и в естественных условиях стараются держаться вместе, а не поодиночке. Учёными установлено, что волки не только общаются со своими родственниками, но и поддерживают дружеские отношения с другими семьями. Более того, они порой даже ходят друг к другу в гости.
Но вернёмся к разговору об охоте волков. Активны преимущественно в ночные часы. Во время охоты волки, как правило, не издают лишних звуков и передвигаются весьма бесшумно, чтобы не спугнуть добычу. Нападая на стадо, волки часто режут несколько животных. Несъеденное мясо волки оставляют про запас. В отличие от многих других хищников волки часто возвращаются к недоеденным остаткам своей добычи, особенно в голодное время года.
Волки добывают пищу активным поиском и преследованием жертв. Чувство обоняния у волка развито очень сильно. Через запахи волк получает большую часть информации. Он может обнаружить добычу на расстоянии до 3 километров.
Интересный факт! Волчий нос в 14 раз больше человеческого, а обоняние у волков в 100 раз лучше, чем у людей. Волки различают около 200 миллионов оттенков запаха, люди всего лишь 5 млн.
Расстояние в несколько километров волки легко пробегают рысцой со скоростью в 10 км/ч, а во время погони вполне могут достичь скорости и в 65 км/ч, при этом делая прыжки до 5 метров! Интересно, что волк способен делать переходы до 60–80 км за ночь.
pixabay.com
pixabay.com
Так ли уж опасны волки для домашних животных?
Считается, что волки часто нападают на домашних животных. На самом же деле так бывает далеко не всегда и не везде. Так, например, статистические данные по Северной Америке, собранные сотрудниками «Международного центра волка» из Миннесоты (оказывается, есть и такой), подтверждают обратное. Но в других регионах (например, в России) серые хищники всё же могут быть опасными для домашних животных.
International Wolf Center | wikimedia.org
О вое волков
Принято считать, что волки воют, когда на небе полная луна или когда они готовятся к нападению. Не верно ни то, ни другое. Вой зверя – это главный элемент языка как звуковой сигнализации. Так о своём присутствии волки нередко дают знать громким воем, сильно отличающимся у матёрых самцов, волчиц и молодняка.
Вой предназначен для коммуникации волков на большом расстоянии, оповещения, взаимоидентификации, акустической локации друг-друга, заявления территориальных претензий, ухаживания за особями противоположного пола и т. д.
Различают одиночный и групповой вой. Каждый из них имеет свои функции. Так, одиночный призыв является средством связи между членами семьи, сигналом добычи, тревоги, призывает к спариванию, а также предупреждает о том, что территория занята. Групповой же вой необходим для поддержания в семье-стае стремления к объединению.
Разнообразие и диапазон частот голосовых средств волков значительно превосходят возможности абсолютного большинства животных. Волки издают такие звуки, как вой, завывание, хныканье, ворчание, рычание, тявканье, визг, лай. Каждый звук имеет огромное количество вариаций.
С помощью голоса волки могут передавать очень сложные сообщения – о нахождении определённого зверя в определённом месте. Так, исследователь Фарли Моуэт наблюдал в канадской тундре, как по цепочке волки передавали на большие расстояния информацию о том, что ожидаемые ими олени двинулись на юг и находятся там-то. При этом волк сначала слушает информацию, доносящуюся от другого волка, который может находиться в восьми километрах. Затем передающий откидывает голову назад и воет вибрирующим воем: вначале низким, но заканчивающимся на самой высокой ноте, ещё воспринимаемой человеческим слухом. Проверка волчьего сообщения о нахождении оленей подтвердила этот случай.
Волки могут сообщать друг-другу даже о появлении людей. Интересно то, что некоторые люди умеют понимать звуковые сообщения, которыми обмениваются волки.
До сих пор ещё вой серых хищников до конца не изучен и во многом остаётся для учёных тайной. Так, Александр Михайлов и Николай Клюкин, авторы публикации в журнале «Охота», посвящённой вою волков, пишут:
«Неразгаданных тайн воя волков так много, что это заставляет учёных прийти к следующему выводу: вой является самым загадочным и вместе с тем наиболее притягательным феноменом в биологии волка. В настоящее время не существует не только единого мнения о функции данной звуковой реакции, но подвергается сомнению и сама постановка вопроса. Таким образом, по своему многообразию, как это ни парадоксально, волчий язык, особенно вой, сходен с языком людей.
Волки воют преимущественно на зорях и ночью, но иногда, особенно после гибели одного из членов семьи, и днём. В этом случае вой особенно част и продолжителен».
Tree photo created by kjpargeter — www.freepik.com
pixabay.com
pixabay.com
Моногамны ли волки?
Принято считать, что волк по своей природе животное моногамное: на протяжении многих лет образует супружескую пару с одной и той же самкой. В действительности же всё далеко не так.
Дело в том, что в стае-семье обычно присутствует несколько половозрелых самцов и самок, и отношения между ними далеко не простые. Достоверную информацию о деталях внутристайной жизни волков и об их семейной иерархии удалось получить шведскому учёному, автору известной книги «Волк» Эрику Цимену, содержавшему стаю волков в большом загоне площадью 6 гектаров.
Он установил, что стая волков состоит из альфа-самца, альфа-самки, бета-самца, низкоранговых волков обоего пола и щенков, находящихся вне иерархии. Вопреки распространённому мнению о верности этих животных, во время брачного периода и перед ним альфа-самка, хотя и отдаёт предпочтение альфа-самцу, может спариваться с другими половозрелыми самцами и, что удивительно, даже с низкоранговыми. Впрочем, наибольшее число контактов у неё всё-таки с альфа-самцом (неудивительно, ведь это наиболее подходящий зверь для передачи генов будущим щенкам).
pixabay.com
pixabay.com
Кум куму не загрызёт
В различных сказках отношения между волком и лисой более-менее дружественные, часто лиса является волку кумой и, хотя нередко над ним зло подшучивает, всё же остаётся его «стратегическим союзником». А потому многие дети (и взрослые) думают, что и в природе лиса с волком если и не дружат, то, во всяком случае, не враждуют. На самом деле между этими животными существует антагонизм. Причём волки, убивая лисиц, очень редко их съедают. Эта особенность поведения этих хищников до сих пор непонятна зоологам. А у охотников есть примета: там, где много волков, исчезают лисицы.
Надо сказать, что и лисицы по возможности им «платят тои же монетой». Если лисе попадётся выводок щенков и рядом не будет матёрого, то она не упустит случая, чтобы уничтожить врагов.
pixabay.com
Нападают ли волки на людей?
Зачастую легенды о нападениях волков на человека не соответствуют действительности. Однако редкие случаи нападения всё же были зафиксированы. При этом, в нападениях волков на людей играют роль разные обстоятельства, о которых мы сейчас расскажем.
Известный чешский писатель Людвик Соучек в книге «Энциклопедия всеобщих заблуждений» пишет:
«Этот зверь вовсе не агрессивен, он никогда не гонялся за ямщиками и ни в стае, ни единолично не нападал на деревни, не сожрал ни старушки, ни приходского священника, спешащего в ночи с последним причастием. »
Однако следует учитывать, что кроме США, Канады и Чехии (а именно о чешских волках писал Людвик Соучек), волки водятся и во многих других местах и они могут отличаться от своих малоагрессивных собратьев.
Вот что пишет об этом советский писатель, ведущий программы «В мире животных» и постоянный ведущий рубрики «Окно в природу» газеты «Комсомольская правда» Василий Песков:
«Люди, хорошо знающие нынешние повадки волков, скептически отвергают любые известия о нападении, и сформировалась другая крайняя точка зрения: волки на человека не нападают. Не преувеличивая опасности волков, всё же надо сказать: эта точка зрения неверна. За 25 лет я собрал достаточно информации, чтобы сделать вывод: волки на человека всё-таки нападают. Случается это редко, можно даже сказать, крайне редко. Но с жертвами нападений я сам говорил, переписывался, расспрашивал свидетелей.
Бывает, что и здоровые волки атакуют. Почти всегда это случается в азарте разбойной охоты: волк в овчарне (или же возле стада, отары), а человек защищает своё добро. При этом волк хорошо понимает, палка в руках человека или ружьё.
И, наконец, ситуация особенно драматическая, особенно спорная – нападение зверя на человека как на объект охоты. Это может случиться, когда численность волков стремительно возрастает, когда их мало преследуют, когда их «шалости» остаются безнаказанными и волки перестают бояться человека. Первый шаг к людоедству может сделать старый, ослабевший зверь либо волчица, которой трудно прокормить выводок, уже выросший, но ещё не способный самостоятельно добывать пищу. Объектом нападения почти всегда становятся дети.
Кировский охотовед Михаил Павлович Павлов, хорошо знающий биологию и повадки волков, собрал обширный материал о случаях нападения животных на людей. Почти все они относятся ко времени Великой Отечественной войны, к первым послевоенным годам и вполне объяснимы: волков было много, давление на них почти отсутствовало, и выросло несколько поколении зверей, у которых страх перед человеком стал притупляться».
Упомянутый В. Песковым известный учёный-охотовед Михаил Павлович Павлов посвятил волкам целую книгу, где описал, как сложно было после Великой Отечественной войны справиться с хищниками. Чтобы решить эту задачу, были созданы специальные группы охотников, использовались яды и авиация.
Интересно, что когда главы этой книги были опубликованы в Швеции, то там многие не поверили в то, что волки нападают на человека. Особенно возмущались защитники волков (а в Швеции этих зверей оставалось в лучшем случае несколько десятков). Но и там нашлись любознательные. Изучив церковные записи, они обнаружили, что в те времена, когда в Швеции волков было много и когда они ничего особенно не боялись, хищники нападали на людей, в основном на детей.
Авторы журнала «Охота» Александр Михайлов и Николай Клюкин также думают, что не стоит считать волков абсолютно безопасными для человека:
«Представляется, что идиллические изображения добродушных, похожих на дворняжек волков, нарисованные в книге канадца Ф. Моуэта «Не кричи: «Волки!»», едва ли могут быть приняты на веру. Возможно, в условиях Канады или севера США при изобилии диких животных (оленей, зайцев, грызунов и др.) волки не опасны для домашних животных и человека, поскольку дикая фауна обеспечивает полное и легкодоступное питание хищников и им нет никакой необходимости рисковать, нападая на домашних животных или людей. Но в условиях России и других стран, где лёгкой добычи для волков существенно меньше, голодные, они рвут домашних животных и становятся опасными для человека.
По мнению Л. Крушинского, Е. Мычко, М. Сотской и А. Шубкиной, около 30 % волков средней полосы России потенциально способны напасть на человека».
Таким образом, когда лекторы «Международного центра волка» Миннесоты во время экскурсии по музею заявляют, что эти животные никогда не кушали «Красных Шапочек», они вводят посетителей в заблуждение. Другое дело, что такие «подвиги» серые хищники совершали в далёком прошлом.
Документальный фильм о волках
Факты
Зависимость от социальных сетей
Интересные факты об арахисе
Заблуждения о жабах
Родительские мифы о детских страхах
Тест: Неужели вы часть толпы?
Гиперкар Project ONE от Mercedes-AMG мощностью более 1000 л. с.
Почему умные живут дольше?
Заблуждения и факты о картофеле
10 секретов продуктивности Стива Джобса (часть 1)
Сады у залива – самый удивительный парковый комплекс в мире!
Индийская гигантская белка, Краб-скрипач, Карликовая лягушка Куяба, Синяя пчела-…
Заблуждения и факты о леммингах
© FactUm-Info.net, 2015–2021 | All rights reserved | Designed by Deviser
При использовании материалов сайта обязательно наличие активной
индексируемой ссылки на соответствующий материал сайта FactUm-Info
Сайт использует современную технологию Progressive Web Apps
Это значит, что вы можете использовать его в качестве мобильного приложения
Инструкция для: AndroidiOS
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0