волхонка что это значит
Волхонка
Смотреть что такое «Волхонка» в других словарях:
Волхонка — старинная улица в Москве, в Белом городе. Некоторое время она составляла одну улицу с Пречистенкой. Начинается от Моховой улицы и доходит до Пречистенских ворот. Названа В. в 1725 г., а раньше называлась Ленивой и Ленивым торжком … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Волхонка — Волх онка, и (улица) … Русский орфографический словарь
Волхонка (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Волхонка (значения). Эта статья или раздел статьи содержит информацию об ожидаемом событии или запланированном объекте инфр … Википедия
Волхонка (значения) — Волхонка : Улица Волхонка одна из центральных улиц Москвы. Волхонка будущая станция Калининской линии Московского метрополитена. Театральный центр «Волхонка» театр в Екатеринбурге. Волхонка бывшая деревня, вошедшая в… … Википедия
Волхонка (приток Упы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Волхонка (значения). Волхонка Характеристика Длина 14 км Бассейн Каспийское море Бассейн рек Ока Водоток Устье … Википедия
Волхонка /улица — между Боровицкой площадью и площадью Пречистенские ворота. До 1658 называлась Чертольской улицей по урочищу Чертолье и ручью Черторый; в конце улицы проходила граница московского посада, в XIV в. отмеченная валом и рвом, в конце XVI в. стеной… … Москва (энциклопедия)
Волхонка (усадьба) — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Откуда пошло название «Волхонка»: усадьба Рынкевича и палаты XVII века
В Москве сохранилось очень мало жилых палат XVII века. Многие из них были перестроены, другие — утрачены со временем. И тем ценнее те, что дошли до наших дней. Даже если в составе другого, более позднего здания. Я расскажу о старинных палатах XVII века, встроенных в невзрачный флигель, который располагается на территории усадьбы героя Отечественной войны 1812 года Ефима Ефимовича Рынкевича (1772–1834). Именно этому месту старинная московская улица Волхонка обязана своим названием.
Усадьба Рынкевича на Волхонке
Палаты XVII века на Волхонке
Палаты, которые ныне находятся на территории усадьбы Рынкевича, были построены приблизительно в середине — третьей четверти XVII века, в царствование царя Алексея Михайловича, о чем свидетельствует т.н. орленый кирпич. По традиции того времени здание было поставлено в глубине участка. Вероятно, строителем палат и их первым владельцем был Феодор Алексеевич Полтев, также владевший усадьбой Полтево (Балашихинский район Московской области).
Так выглядели до недавнего времени палаты Полтевых-Волконских на Волхонке. Источник: Викимапия
Полтев Феодор Алексеевич (умер в 1679 году) прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. Так, в 1629 году мы застаем его в должности патриаршего стольника, затем — стольника царя Михаила Федоровича. В 1639 году он получает должность стряпчего, в 1651 и 1652 годах сопровождает царя Алексея Михайловича к Троице и в Саввин монастырь. Спустя 4 года он участвует в Смоленском походе, а в 1671 году получает должность постельничего, одну из самых высоких в России: он заведовал царской постелью и спал с царем в одной комнате, был хранителем печати для скорых и тайных царских дел. В день торжественного объявления совершеннолетия царевича Феодора Алексеевича в 1674 году, Полтев возглавлял процессию из передней царской палаты в церковь Спаса Нерукотворного, шел впереди образа Спаса, царя и царевича. При царе Федоре Алексеевиче Полтев становится думным дворянином.
На белокаменном подклете был сооружен кирпичный парадный этаж, а над ним, возможно, существовала еще жилая деревянная надстройка, однако следов лестниц, ведущих туда, не обнаружено. Есть версия, что жилые хоромы могли стоять отдельно. Палаты представляли собой вытянутый объем, состоящий из четырех помещений в ряд на каждом этаже. Одно из помещений в подклете в настоящее время засыпано.
Палаты XVII века, план. Источник: «Памятники архитектуры Москвы. Белый город». С.49
Палаты стоят вдоль задней границы участка. До второй половины XVIII века за ними проходил переулок. Фасад, выходивший в сторону переулка, был глухим. Из-за сильного уклона рельефа в сторону двора, подклет со стороны бывшего переулка находится ниже уровня земли.
Тем не менее, несмотря на ссылку, он сумел сохранить фамильный дом, а в 1720 году продал его княгине Софии Алексеевне Волконской. Во многих источниках этот дом называют «палатами Волконских».
Палаты Полтевых-Волконских, реконструкция. Источник: www.archnadzor.ru
В 1760 году княгиня Волконская продала свой дом Камер-Коллегии. В старинных палатах разместился казенный питейный дом, который называли «У старых конюшен», «У Колымажного двора», «У каменных конюшен», «На Ленивке» и, в честь предыдущих владельцев усадьбы, «Волхонка» («Волконка»). Через некоторое время Волхонкой стали называть всю улицу.
Палаты XVII века с более поздней надстройкой на Волхонке Двор усадьбы Рынкевича. Главный усадебный дом отреставрирован, а старинные палаты заколочены Палаты XVII века скрыты под деревянными щитами
История названия улицы Волхонка
Волхонка — одна из самых старых улиц в Москве. До 1658 года она носила название Чертольской, по ручью Черторый или Черторой, который, наполняясь весной и летом водой, промыл глубокий овраг. Его остатки можно проследить и сегодня на Гоголевском бульваре, одна сторона которого значительно выше другой. Вся местность вокруг называлась Чертольем и имела весьма дурную славу: здесь располагался Опричный двор и палаты Малюты Скуратова. Рядом был построен Колымажный (Конюшенный) двор, о чем сегодня напоминает Колымажный переулок.
В 1571 году из Остожья, в то время пригорода Москвы, сюда был переведен женский Алексеевский монастырь, вокруг которого появилась монастырская слободка. В 1837-1838 годах в связи со строительством Храма Христа Спасителя постройки Алексеевского монастыря были разрушены. Рассказывают, что последняя настоятельница монастыря прокляла это место, пообещав, что на месте храма будет вода. Так оно и вышло: на месте разрушенного Храма Христа Спасителя вместо грандиозного здания Дворца Советов был построен бассейн «Москва». Впрочем, это совсем другая история…
В 1658 году по указу царя Алексея Михайловича Чертольская улица и стоявшие на ней Чертольские ворота были переименованы в Пречистенские — по названию иконы Пречистой Божией Матери Смоленской в Новодевичьем монастыре, куда вела эта дорога. Пречистенкой также стали называть и продолжение улицы, за Пречистенскими воротами Белого города.
Отсюда происходит и название Пречистенского дворца, где останавливалась императрица Екатерина Великая во время своего пребывания в Москве в 1775 году по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией.
Кабак «Волконка», разместившийся в бывших палатах Полтевых-Волконских, по-видимому был настолько знаменит, что часть Пречистенки получила новое имя — Волхонка, которое и закрепилось за ней до сегодняшнего дня.
Улица Волхонка: усадьба Рынкевича (справа), усадьба О.А. Шуваловой (слева)
Усадьба Рынкевича
Вернемся к нашей усадьбе. В 1787 году этот участок приобрела Аграфена Федоровна Фаминцына, владевшая соседней усадьбой. Около 1788 года по красной линии улицы был построен двухэтажный главный усадебный дом. Для кабака рядом с ним возвели одноэтажное здание.
В октябре 1801 года усадьбу приобрел полковник Ефим Ефимович Рынкевич (варианты фамилии: Ринкевич, Ренкевич). Женат он был на Александре Александровне Пашковой (1770-1825), дочери Александра Ильича Пашкова (1734-1809), в то время — владельца знаменитого дома Пашкова. В 1802 году здесь, в доме на Волхонке, родился будущий декабрист Александр Рынкевич.
Главный дом усадьбы Рынкевичей со стороны двора
Главный усадебный дом со стороны двора был достроен двумя лестничными объемами. Палаты XVII века были надстроены и продолжены в северо-восточном направлении вытянутым корпусом. Рядом пристроили еще один корпус. Кирпичный декор дворового фасада был сбит, а в результате последующих ремонтов почти полностью утрачены даже его следы, сохранившиеся лишь фрагментарно. На заднем фасаде пробили окна.
Главный дом усадьбы Рынкевича сильно пострадал во время пожара 1812 года и затем был значительно перестроен. Главный вход был перенесен на северо-восточный фасад.
Главный вход в дом Рынкевичей
В середине XIX века новым владельцем усадьбы стал купец первой гильдии Христофор Дмитриевич Спиридонов, помещения усадебного дома сдавали под лавки.
Усадьба Рынкевича на Волхонке. Источник: pastvu.com
С 1877 (по другим данным, с 1897 года) по 1917 год усадьба принадлежала «Торговому дому Г. Волков с сыновьями», владевшему также соседним зданием по адресу ул. Волхонка, д. 10. В здании разместились писчебумажный магазин, книжная лавка и женское училище.
В начале 1890-х годов в главном усадебном доме собирались члены «Общества искусства и литературы», основанного в 1888 году К.С.Станиславским, режиссером А.Ф.Федотовым, оперным певцом и педагогом Ф.П.Комиссаржевским и писателем Ф.К.Сологубом.
В 1927-1934 годах этот дом стал пристанищем Ассоциации художников революционной России (АХРР), созданной в 1922 году по инициативе бывших членов Товарищества передвижных выставок Н.А.Касаткина, В.В.Журавлева и молодых реалистов. Из этой организации впоследствии вырос Союз художников СССР.
В 1934 году дома 6, 8 и 10 по улице Волхонке должны были снести из-за строительства первой линии метрополитена и ветхости самих зданий. Но поскольку в домах проживало немало людей, было решено их оставить, укрепив лишь фундаменты. Так что существующие ныне фундаменты одновременно являются перекрытиями тоннеля метрополитена.
Дом Рынкевича на Волхонке, фото 1970-х годов. Источник: pastvu.com
Старинные палаты XVII века были обнаружены знаменитыми реставраторами Петром Барановским, Борисом Дедушенко и Леонидом Антроповым лишь в 1950 году. Они были скрыты под толстым слоем штукатурки. Увы, в последующие годы они так и оставались в крайне непрезентабельном виде.
Сейчас усадьба Рынкевичей входит в состав Музея изобразительных искусств имени Пушкина, здесь и в соседних зданиях размещается Отдел личных коллекций. Часть зданий ждет своей очереди реставрации.
Усадьба Рынкевича, эскизный проект реставрации и панорама 1930-х годов Дом Рынкевича на Волхонке. Из интернета Главный дом усадьбы Рынкевича Главный дом усадьбы Рынкевича
Усадьба Рынкевича на карте
Адрес: Москва, улица Волхонка, 8 с.6
© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8
Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»
Замечательная история у усадьбы Рынкевича. Тоже люблю копаться в источниках по московскому краеведению. Обожаю издание «Памятники архитектуры Москвы». Как книгу её читать не станешь, но вот если нужно найти те или иные сведения о старом доме, этот московский многотомник оказывает неоценимую услугу!
Я в свое время прям медитировала на альбомы из этой серии. Жаль, что у меня не все, только часть. Хотя сейчас вот, когда стала писать, нашла ряд неточностей в некоторых исторических описаниях. Впрочем, оно и понятно — историческая наука не стоит на месте.
Сколько раз проходила мимо этого места, даже не задумывалась, что здесь есть старинные палаты. Хотя сейчас их и не увидишь 🙁
Да, если раньше можно было заглянуть во двор и увидеть их (хотя и в ужасном виде), то сейчас они вообще скрыты за деревянными щитами. Интересно, их отреставрируют когда-нибудь?
Тоже самое, проходил раз 10 наверное, ни разу не обратил внимания. Теперь взгляну другими глазами.)
Волхонка (значения)
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Волхонка (значения)» в других словарях:
Волхонка (станция метро) — У этого термина существуют и другие значения, см. Волхонка (значения). Эта статья или раздел статьи содержит информацию об ожидаемом событии или запланированном объекте инфр … Википедия
Волхонка (приток Упы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Волхонка (значения). Волхонка Характеристика Длина 14 км Бассейн Каспийское море Бассейн рек Ока Водоток Устье … Википедия
Волхонка (усадьба) — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия
Улица Волхонка — У этого термина существуют и другие значения, см. Волхонка (значения). улица Волхонка Москва … Википедия
Театральный центр «Волхонка» — У этого термина существуют и другие значения, см. Волхонка (значения). «Волхонка» Прежние названия Городской молодёжный театр Основан 1986 Екатеринбургский городской театральный центр «Волхонка» театр в Екатеринбурге. Расположен в… … Википедия
Калининская линия — Московский метрополитен … Википедия
Кондаков, Иван Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кондаков. Иван Иванович Кондаков Основные сведения Гражданство … Википедия
категория — 3.1 категория: Класс или группа объектов, обладающих одними и теми же общими качественными характеристиками. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Храм Христа Спасителя — У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Христа Спасителя (значения). Кафедральный православный собор Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) … Википедия
Хамовники (район Москвы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хамовники. Район Хамовники Муниципальное образование Хамовники Герб … Википедия
Московские улочки и переулки. Волхонка
На это небольшое путешествие меня вдохновила книга «Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты», которую написал историк и москвовед Романюк Сергей Константинович. По мере прочтения захотелось увидеть все то, о чем рассказывает автор, поэтому немедленно в путь, а во время прогулки буду активно цитирать краеведа.
Начнем наше путешествие от площади Пречистенские Ворота. Площадь возникла у Чертольских (Пречистенских) ворот в стене Белого города в 16 века. Отсюда начинается улица Пречистенка, ведущая к Новодевичьему монастырю, и самая дорогая улица России — Остоженка. О последней хотелось написать подробнее, но, к моему сожалению, практически все самые интересные здания закрыты реставрационными полотнами. Сейчас же обратим свое внимание в противоположную сторону — улица Волхонка одна из древнейших улиц столицы, сформировавшаяся ещё в 14 веке по трассе дороги, соединявшей Кремль с великокняжеским селом Семчинским. Изначально улица звалась Чертольской по назанию ручья Черторый, протекающего здесь.
Самым примечательным сооружением улицы, пожалуй, в нынешнее время является Храм Христа Спасителя.
Но мы пройдем немного дальше.
«Переулки между Волхонкой и набережными сохранили старые московские названия — Ленивка и Лебяжий. Ленивка, правда, именуется улицей, но она больше похожа на иной переулок — длиной всего 120 метров и теперь не очень-то оживленная, но раньше по ней непрерывно двигались люди, подводы, извозчичьи пролетки, так как на Ленивку выходил старинный Большой Каменный мост, ведший в Замоскворечье.»
В 17 веке всю нечетную часть нынешней Ленивки (на фото слева) занимала большая усадьба Прасковьи Федоровны Дорошенко. В 1740—1770 гг. усадьбой здесь владел сын комнатного стольника Василия Григорьевича Нарышкина, генерал-поручик Василий Васильевич Нарышкин (1712–1779), служивший белгородским и новгородским губернатором.
Средний сын Василия Нарышкина, Алексей, стал владельцем усадьбы на углу Волхонки и Ленивки,
приобрел известность как поэт и переводчик, отстаивл интересы дворянства. Одобрение Екатерины II вызвало его «страстное влечение к занятиям, направленным ко благу моей отчизны».
Владения эти много раз передавались по наследству, продавались, однажды они принадлежали художнику Василию Андреевичу Тропинину. Он завоевал славу лучшего портретиста: Карл Брюллов, когда ему предлагали писать москвичей, говорил: «У вас есть собственный превосходный художник».
Неудивительно, что именно Василий Андреевич Тропинин написал лучший портрет А. С. Пушкина.» Данный портрет сейчас хранится в Третьяковской галерее.
«Далее на Ленивке выходит за красную линию улицы, делая здесь узким тротуар, двухэтажное здание (№ 4)
со скромным пилястровым портиком и междуэтажной тягой. Это старинные палаты, они находились в усадьбе, план которой сняли в 1764 г. Однако очень вероятно, что они значительно старше. Нынешний фасад палаты получили в 1845 г., когда с левой стороны сделали пристройку. В 1880-х гг. весь участок принадлежал текстильному фабриканту Герасиму Хлудову, владельцу дома в Театральном проезде, где были построены роскошные бани.»
«На углу Лебяжьего переулка с Ленивкой во владении № 1 архитектор С. С. Эйбушитц в 1889 г. построил помпезно украшенный дом, в крыле которого, смотрящего на Москву-реку, находились жилые квартиры, на Ленивку выходили склады, а по Лебяжьему переулку располагался водочный завод.
Этот дом связан и с именем поэта Александра Межирова. „Дом, в котором я родился и рос, и теперь стоит на берегу Москвы-реки, окнами на Кремлевскую набережную и Лебяжий переулок. На другом берегу — Замоскворечье, Болотный рынок, Кадашевские бани, купеческие особняки в тихих переулках, особый, еще не разбавленный замоскворецкий говорок. Помню старый Каменный мост, его деревянные пролеты, храм Христа Спасителя, в который водила меня няня, боясь оставить на мраморных плитах площади. В этом храме она совсем тихо подпевала хору, по-своему молилась. Помню, как храм взорвали“, — вспоминал он, находясь уже в Нью-Йорке.»
Пройдя Лебяжий переулок, выходим на Боровицкую площадь. Вот он, Кремль, вот он, князь Владимир. Памятник установлен в 2016 году.
В начале 18 века на месте современной площади стояли дворы Никиты Зотова и Афанасия Вяземского. К концу 18 века здесь находились несколько торговых лавок и дворы церковнослужителей кремлёвских храмов.
Бросим взгляд на Дом Пашкова, который на протяжении многих лет считался одним из самых красивых зданий города (хотя почему в прошедшем времени, он ничуть не растерял своего очарования),
и вернемся на Волхонку, посмотрим на доходный дом Зимулина и особняк княжны М. П. Оболенской, где сейчас находится картинная галерея Глазунова.
«К северо-западу от Волхонки к Знаменке идут, круто изгибаясь, два переулка. Их названия — Большой и Малый Знаменские — произошли от церкви Знамения Пресвятой Богородицы, стоявшей на улице Знаменке. С 1939 по 1991 г. переулок назывался улицей Грицевец (почему-то в именительном падеже). Летчик С. И. Грицевец принимал участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе: за обе кампании он был дважды награжден званием Героя Советского Союза.
Большой Знаменский переулок начинается от Волхонки зданиями, когда-то принадлежавшими старинной 1-й московской гимназии.»
По левой стороне Большого Знаменского переулка (но фото они справа) тянутся строения, расположенные на участках, которые выходят к Гоголевскому бульвару. Из них можно отметить бывшее убежище для бедных (1854 г.),
принадлежавшее церкви Ржевской Богоматери, которая находилась на месте здания, построенного в 1930 г.
В прошлом места эти отличались обилием церквей. Так, на участке дома № 15 еще до 1793 г. стояла церковь Пятницы, «что на Нарышкином дворе» — по находившейся рядом большой усадьбе Нарышкиных.
На месте разобранной церкви долгое время был пустырь, застроенный только в 1832 г. Фасад дома получил свой современный вид, вероятно, в 1886 г., когда к нему с правой стороны пристроили объем с лестницей. В этом доме в 1845 г. жил литературный критик, философ, один из основоположников славянофильства И. В. Киреевский.
Двухэтажное, с небольшим мезонином здание рядом напоминает о его владельце — славном партизане, герое Отечественной войны 1812 г. генерал-майоре Денисе Давыдове. Выйдя в отставку, он в 1823 г. поселяется в Москве и живет в наемных домах.
Только в начале 1826 г. Давыдов покупает на имя жены этот небольшой дом в Большом Знаменском переулке и живет в нем до 1830 г.
Правая сторона улицы — длинный ряд служебных помещений бывшей 1-й московской гимназии (№ 2) и выходящих сюда строений соседних участков. Однообразные двухэтажные здания прерываются только доходным жилым домом (№ 4), построенным в 1908 г. (архитектор А. Ф. Мейснер).
На его месте до 1774 г. стояла церковь Николы, «что в Турыгине» — так тогда называлась окружающая местность.»
По пути проходим огромную стройку, это усадьба Вяземских-Долгоруковых.
Работы идут полным ходом, сейчас усадьба передана ГМИИ им. А. С. Пушкина и составит часть планируемого музейного городка.
Далее с деловым лицом пройдем на территорию Министерства Обороны, чье здание привлекало меня своей монументальностью всю прогулку. Архитектор Л. В. Руднев.
Пока пересечем небольшой скверик и взглянем на одну изящную постройку. «Дом этот показан на плане еще 1752 г. — он принадлежал тогда лейб-гвардии конногвардейского полка ротмистру князю Николаю Шаховскому, а в 1776 г. — его сестре поручице Н. А. Пассек, которая сдавала дом Военной и Провиантской конторам. В конце XVIII в. владельцем дома был богатый пензенский помещик, прадед М. Ю. Лермонтова (и прадед известного политического деятеля П. А. Столыпина) Алексей Емельянович Столыпин. Его дом был, как писал П. А. Вяземский, „сборным местом увеселений и драматических зрелищ“, а труппа крепостных актеров славилась в Москве: „Было человек десяток мужского и женского пола между актерами с хорошими способностями и некоторые пьесы разыгрывали превосходно!“
В 1850-х гг. здесь жил известный врач, директор университетской клиники А. И. Овер. В 1882 г. старинный дом приобрел за 160 тысяч (тогда это считалось недорого) купец Иван Васильевич Щукин, глава крупной и уважаемой торговой фирмы. …
Сейчас на месте, где до 1931 г. находилась церковь Знамения, ничего нет — ее снесли для того, чтобы еще один храм не мозолил глаза московским властям. Церковь стояла почти на линии улицы, правее дома № 15 по Знаменке.»
Церковь закрыли в 1929 г. «ввиду острой необходимости рабочих и служащих РВС (то есть Революционного военного совета, помещавшегося рядом) и 1-й типографии Наркомата военных и морских дел в помещении клуба» и через два года разрушили.
Вообще здесь место очень приятное, рядом много лавкочек, где можно присесть отдохнуть в тени деревьев, но всё же меня очень тактично попросили не светить фотоаппаратом, военные не любят шпиёнов. В голове носилась мысль, что нельзя сначала проектировать красивые здания, а потом запрещать фотосъемку. Если не хочешь привлекать лишнее внимание, может выбирать не такой помпезный стиль? Поворчала, иду дальше.
«Напротив военного здания — особняк, выстроенный представительницей славного рода Алексеевых (большая буква „А“ изображена на торце здания) — Елизаветой Михайловной, матерью известного московского городского головы Николая Александровича Алексеева, убитого сумасшедшим в 1893 г. в здании Городской думы.»
Особняк был построен архитектором М. Н. Чичаговым в 1885—1886 гг.
«Малый Знаменский переулок (в 1926—1993 гг. улица Маркса и Энгельса) почти точно повторяет изгибы Большого. Как и он, Малый Знаменский начинается от Волхонки. С его правой стороны — величественное здание Музея изящных искусств имени Александра III. В советское время — с 1932 г. — он стал называться Музеем изобразительных искусств, а с 1937 г. — имени А. С. Пушкина, хотя поэт никакого отношения ни к музею, ни к его коллекциям не имел, и давно пора называть его именем создателя И. В. Цветаева. Здание музея находится на территории старинного конюшенного (или колымажного) двора московских государей, который был показан на этом месте еще на первых планах-рисунках Москвы конца XVI в.»
«В конце XVIII в. здесь открылся манеж для обучения верховой езде молодых московских дворян, который существовал почти до 1860-х гг., и здесь также размещались воинские команды.»
Обойдем это величественное сооружение слева и заглянем в интересное место.
«Рядом с бывшей голицынской усадьбой находится одно из самых старинных зданий в этих местах.
Его фасад украшен портиком с шестью широко поставленными колоннами коринфского ордера, в тимпане фронтона — герб графов Протасовых. На заднем фасаде здания — декоративные детали, относящиеся к XVII в.:
оконные наличники, пояс поребрика, колонки, восстановленное по аналогам крыльцо.
…главный дом возведен на подвалах и первом этаже, которые могут относится к 1689 г. Возможно, что усадьба была подарена Федору Авраамовичу Лопухину в связи с женитьбой Петра I на его дочери Евдокии. Тесть построил большие двухэтажные палаты, но в 1718 г. он их лишается: царь разводится с нелюбимой женой, расследуется дело царевича Алексея и все Лопухины попадают в немилость.» После этого усадьба продавалась, возвращалась потомкам и вновь несколько раз продавалась.
«Теперь в зданиях на этом участке находится Международный центр Рерихов с музеем, где хранится большая коллекция гималайских этюдов Н. К. Рериха. Целью этого центра является изучение и популяризация трудов семьи Рерих — его жены и помощницы Елены, сыновей Юрия и Святослава. Н. К. Рерих — автор многих значительных картин в историческом жанре, принесших ему славу живописца еще в конце XIX — начале ХХ в. В дальнейшем он увлекся философией и культурой Востока, пропагандировал философию „космической реальности“, увлекался мистикой, столоверчением, общением с умершими и прочими странными занятиями, а также лелеял мысль о… слиянии буддизма и коммунизма…
Перед зданием с правой стороны усадьбы 9 октября 1999 г. поставлен памятник Н.К. и Е. И. Рерихам работы скульпторов А. и И. Бургановых и архитектора Е. Розанова.
Между двумя фигурами памятника изображен так называемый символ мира, почему-то представляющий, по словам Рериха, „три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и Единения“ (амарант — средство против запора и прочих болезней кишечного тракта. — Авт.). Рядом установлены памятники сыновьям — Юрию и Святославу Рерихам.»
Пересечем еще раз супер-стройку, затеянную в связи с расширением Музея изобразительных искусств.
«За домами под одним № 7 на углу с Колымажным переулком скрывается во дворе очень интересное здание, которое построено, вероятно, в середине XVIII в. на более старой основе. Тогда оно принадлежало гофинтенданту Петру Ивановичу Машкову, наследники которого продали его в 1782 г. князю Степану Борисовичу Куракину, а он в 1788 г. — полковнику Якову Дмитриевичу Ланскому. Имя автора этого незаурядного памятника неизвестно, однако И. Э. Грабарь на основе стилистического анализа приписывал его руке знаменитого В. И. Баженова. Здание почему-то считается построенным для книжных складов Н. И. Новикова, но документально это не подтверждается. Оно сохранилось и до недавнего времени было полуразвалившимся, удерживаемым лишь громадными железными обручами и огороженным глухим высоким забором.
Много лет велись разговоры на самых различных уровнях о его восстановлении, но все кончилось тем, что вместо него построили новодел.»
«В 1899—1900 гг. на углу с Колымажным переулком выросло четырехэтажное здание по проекту П. М. Самарина — в нем в 1902 г. жила старшая дочь Пушкина М. А. Гартунг.
В 1901 г. появилось трехэтажное здание (архитектор К. Ф. Буров) реального и коммерческого училища К. К. Мазинга (открыто 14 января),