волга гагарина номер машины
Именные номера Гагарина и других космонавтов
Полёт первого человека в мире в космос состоялся на несколько лет ранее, чем в СССР был запущен завод по производству туалетной бумаги. Это свидетельствует о том, насколько важно было для партии и правительства показать престиж страны на международном уровне. Естественно, Юрию Гагарину, как человеку, побывавшему там и благополучно вернувшемуся на Землю, предназначалась целая куча льгот и привилегий.
Что получил космонавт от правительства
Кроме всесоюзной славы (россияне до сих пор считают первого космонавта самым известным человеком), Юрию Гагарину причиталось звание Героя Советского Союза. И более приземлённые вещи: огромная квартира, новенькая «Волга» и премиальные 15 тыс. рублей.
Время шло. И вслед за Гагариным космические просторы начали бороздить вдоль и поперёк и другие смелые советские мужчины, а вскоре и женщины. Так что было решено всем космонавтам присваивать индивидуальные номерные знаки на машины.
Первый автомобиль Юрия Алексеевича ещё не попал в это число. Сразу по возвращению с орбиты ему подарили машину с госномерами 78-78 МОД. И сама «Волга», и номер живы и пребывают в доме-музее испытателя космических кораблей в городе Гагарине Смоленской области.
Эпопея с государственными номерами
На этой машине владелец катался с водителем. А позже приобрёл себе ещё одну «Волгу» с символическим госзнаком 12-04 ЮАГ. Цифры обозначали дату первого полёта в космос, а буквы, на первый взгляд, – это инициалы знаменитого советского гражданина. Но это не так. ЮАГ – это код Подмосковья, существовавший на то время в ГАИ.
С лёгкой руки Гагарина пошла традиция особых «космических» номеров. Всем, кто покорил Вселенную, выдавались госномера с серией ММО, а цифры соответствовали порядковому номеру покорителя космоса. Позже наименование Звёздного городка изменилось на ТМР. Но не все космонавты поспешили в ГАИ менять номера, так что можно встретить два вида серий.
И хотя Гагарин так и не успел воспользоваться престижным номером, всё равно за ним навсегда закрепился No1: Т001МР.
Каким боком здесь Влад Топалов?
Как отмечалось выше, Юрий Гагарин попользоваться своими личными номерами при жизни не успел. Но нашлись люди, не обременённые элементарной совестью, и прикрепили подобную табличку на свои транспортные средства. И таких машин на улицах Москвы можно встретить сразу две. Обе — Лендкрузер и Мерседес — принадлежат бизнесменам.
По-видимому, кто-то из ГИБДД не знаком с «гагариниадой», поэтому и выдали номера другим автовладельцам.
Известный исполнитель Влад Топалов тоже решил примазаться к космической славе. Правда, забежал далеко вперёд, приобретя себе номера Т777МР, отобрав их у будущего космонавта. Вначале Топалов-младший катался на этих номерах на Ауди, а затем вместе с артистом они переместились на Хаммер.
Хотя нет дыма без огня – отец экс-участника группы «Смэш» Михаил Топалов числится в членах Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Хотя в космос он пока так и не удосужился слетать.
Как выглядела «Волга» Гагарина
Сам Юрий Алексеевич не переживал по поводу того, что его машина не имеет первого порядкового номера. А прекрасно себя чувствовал в дермантиново-тканевом салоне с трёхскоростной коробкой передач и радиоприёмником.
Накатал космонавт всего 90 тысяч километров. Зато на кузове можно увидеть следы от небольших столкновений, устроенных Гагариным на дорогах. На свою малую родину на этой «Волге» мужчина никогда не приезжал.
Автомобиль оказался закутанным в стеклянный саркофаг в городе Гагарин уже через три года после смерти космонавта. Вначале «Волгу» под стеклом установили около дома-музея. Затем переместили к домику родителей Юрия Алексеевича.
Машина, находясь без движения четыре десятка лет, стояла с облупленной краской, потускневшими хромированными деталями и сгнившими резиновыми уплотнителями.
Правда, затем выделили деньги на реставрацию, значительно улучшив внешний вид старушки.
Гагаринский автобус
В музейной экспозиции города Гагарин можно увидеть также автобус ЛАЗ-695Б, который и подвозил первого космонавта на Байконуре к космическому кораблю «Восток-1».
Это был не совсем обычный автобус. Его сделали герметичным. Для космонавтов установили специальные кресла. После гибели Владимира Комарова в 1967 году автобус заменили другим транспортным средством.
Волга гагарина номер машины
dumeter
Группа: Общественный совет
Сообщений: 5022
Регистрация: 6.10.2009
Пользователь №: 13153
Рейтинг: 48651
Поставил плюсов: 51778
Поставил минусов: 279
Кто ездит на машине с номером Гагарина
Став первым человеком, слетавшим в космос, Юрий Гагарин установил, помимо всего прочего, еще и эталон отношения государства к своим главным героям. Советское правительство не скупилось на блага кумирам миллионов. Кроме государственных наград и звания Героя Советского Союза первым космонавтам полагались большая квартира в престижном доме, лучший отечественный автомобиль «Волга» и денежная премия. В 60-х эта сумма составляла 15 тысяч послереформенных рублей.
Однако был и еще один знак отличия, имевший в то время скорее символическое значение. Начиная уже с первого отряда космонавтов, всем побывавшим на орбите выдавали особенные номерные знаки. Исключение составило только самое первое авто, подаренное Гагарину сразу после полета. На нем Юрий Алексеевич ездил с водителем под номером «78-78 МОД». Сейчас машина находится в специальном павильоне рядом с домом-музеем космонавта на его родине в городе Гагарине Смоленской области. Номер за ней сохранили навсегда.
Кстати
За кем закреплены номера Т***МР
001 Юрий Гагарин
002 Герман Титов
003 Андриян Николаев
004 Павел Попович
005 Валерий Быковский
006 Валентина Терешкова
011 Алексей Леонов
012 Георгий Береговой
013 Владимир Шаталов
034 Георгий Гречко
041 Валерий Рюмин
043 Владимир Джанибеков
053 Светлана Савицкая
077 Юрий Усачев
106 Михаил Корниенко
107 Олег Скрипочка
108 Дмитрий Кондратьев
Вопрос-ребром
Как Влад Топалов попал в космонавты?
Информация из сайта В.Кононова, начальника Главного управления информационной политики и общественных связей Смоленской области
«Тест-драйв» автомобиля Гагарина
Эта «Волга» 1960 года выпуска была подарена правительством Юрию Гагарину вскоре после его полета в космос. Трехскоростная с переключением передач на руле, радиоприемником и дермантиново-тканевой обивкой салона. Символ роскоши для многих, для Юрия Гагарина – скорее, один из символов признания его заслуг. На спидометре – около 90 тысяч километров, по словам реставраторов на кузове остались следы нескольких небольших аварий. В Смоленскую область сам Юрий Гагарин, как говорят, на этой машине не приезжал.
78-78мод
Через три года после гибели первого космонавта машина была передана в музей на малой родине Гагарина. За все время после постановки в стеклянный саркофаг она перемещалась (вместе с саркофагом) лишь единожды – через дорогу, от нынешнего дома-музея школьных лет Юрия Гагарина до домика его родителей. За без малого четыре десятилетия стоянки сгнили резиновые уплотнители, потрескалась обивка, потускнел хром деталей, облупилась краска.
В декабре прошлого года машину отдали на реставрацию (деньги из резервного фонда – 100 тысяч рублей выделил глава региона Сергей Антуфьев). Два месяца – и готово. Реставрация не глубокая – в машине нет тормозов, при открытии дверей видны подтеки краски, кое-где шагрень, резина осталась старая. Но все равно вид у авто потрясающий. Ощущения за рулем вообще не передать – в саркофаге она выглядит настолько же недоступной, насколько ракета «Восток» на кадрах кинохроники первого полета человека в космос.
Машину, кстати, механики завели, но затем руководство музея запретило это делать – неизвестно что стало с проводкой за эти годы. «Волгу» буксировал от места ремонта до павильона обыкновенный «Уазик – буханка». Ну а в павильон машину загоняли бурлаки от «Волги». Так что, хоть не покатался, но покатал.
__________________________________
Знаменитый автобус
12 апреля 1961 года, Юрий Гагарин с дублером Германом Титовым в полной космической экипировке едут по космодрому Байконур к месту старта корабля Восток-1. Фотография, известная миллионам. На фото– «гагаринское» сиденье в том самом автобусе ЛАЗ-695Б «Львiв». Автобусе, который ныне хранится в фондах Объединенного музея Юрия Гагарина в городе его имени. Сегодня он был представлен смоленским журналистам.
Ранним утром 12 апреля 1961 года облаченный в скафандр Юрий Гагарин сел в приготовленный для него бело-голубой ЛАЗ-695Б «Львiв». На сохранившемся снимке, сделанном в тот день в салоне этой машины, хорошо видны дополнительные верхние окна из синего стекла, через которые солнце нещадно палило головы советских пассажиров 60-х годов. Именно на таком «народном» автобусе львовского производства Гагарин и подъехал к стоявшему на старте «Востоку-1».
Правда, автобус не совсем народный. Работа над ним началась осенью 1960 года, когда взяли серийный ЛАЗ и, оставив ходовую, полностью переоборудовали его. Кузову сделали антикоррозийное покрытие, особое внимание уделили герметичности. В салоне установили сидения для космонавтов, сопровождавших их врачей и специалистов; из дополнительного оборудования – радио, телефон, вентиляторы, кондиционеры, аппаратуру для киносъемок. Принимать машину во Львов приезжала специальная государственная комиссия.
На Байконуре он служил до 1967 года – его заменили, когда погиб Владимир Комаров (космонавты суеверны, но к этому ниже еще вернусь). Где он находился затем – доподлинно неизвестно, а в 1984 году автобус обнаружили в Москве и передали во Львов. Автобус реставрировали и использовали в качестве музейного экспоната в Институте автобусостроения. А лет 10 назад директору Объединенного мемориального музея Юрия Гагарина Марии Степановой его предложили забрать на малую родину первого космонавта.
Кстати, минимум полдороги ЛАЗ проделал тогда самостоятельно, о чем свидетельствует табличка в салоне. Потом, по рассказам очевидцев, все-таки сломался и в Гагарин его тянули на тросе.
При подготовке к несостоявшемуся визиту в Гагарин Владимира Путина 7 апреля в порядке небольшого бреда предложил правительственной делегации перемещаться по городу именно на этом автобусе. Если бы поддержали, гараж особого назначения, конечно, за неделю привел транспорт в порядок. Но предложение «не услышали», визит не состоялся. Автобус пока в состоянии не ахти каком – ну так ему 52-й год пошел.
В нынешнем году Министерство культуры в рамках программы «Культура России» выделило полтора миллиона рублей на реставрацию уникального экспоната. Проведен аукцион, победитель – московская фирма. Которая обещает полностью поставить его «на ноги», то бишь на колеса – так, чтобы заводился и ездил. Каким образом его будут экспонировать – пока не понятно. Известно только, что это экспонат музея первого полета. Возможно, в городе появится еще один стеклянный саркофаг наподобие того, в котором находится «Волга» Гагарина. Хотя по мне – лучше бы он возил туристов – по специально разработанному маршруту.
На видео автобус запечатлен вместе со своим главным пассажиром в тот день, 12 апреля (где-то около 2.50 мин. после начала сюжета).
Гараж Юрия Гагарина: автомобили первого космонавта
В этом году исполняется 55 лет со дня первого полета человека в космос. Мы не могли обойти эту знаменательную дату стороной: ведь Юрий Гагарин был не только профессиональным летчиком, но и заядлым автомобилистом
У первого космонавта планеты автомобилей было не так уж много, однако историй, связанных с ними, – хоть отбавляй. Например, главной автомобильной тайной Космонавта №1 по сей день остается легенда о его первом авто. Отдельные историки до сих пор утверждают, что свой первый автомобиль, да еще какой – длиннобазный седан «ЗиМ» ГАЗ-12 с шестицилиндровым мотором – Гагарин приобрел еще до своего полета в космос. Но эта легенда кажется сомнительной сразу по нескольким причинам. Во-первых, цитируемые «свидетели» почему-то постоянно «путаются в показаниях», описывая «первый автомобиль Гагарина». Во-вторых, нигде в архивах ГАИ записей о регистрации этого автомобиля на Юрия Гагарина не сохранилось. Ну и, наконец, элементарный здравый смысл не позволяет представить, зачем скромному в душе старшему лейтенанту Юре Гагарину, на руках у которого молодая семья, а впереди – полная опасностей космическая бездна, тратить свою, пусть даже огромную по советским меркам, зарплату за два с лишним года (!) на гигантский «членовоз», да еще и не имея при этом водительских прав. Скорее всего, «тайна гагаринского лимузина» объяснялась куда проще: возможно, будущий космонавт учился водить за рулем чьей-то машины (или машин, отсюда и расхождения свидетелей в моделях и цветах). По крайней мере, когда уже после возвращения с орбиты пришла пора в придачу к «космическим правам» получать еще и автомобильные, Человек планеты без проблем сдал экзамен на общих основаниях. «Привели мы Гагарина в автокласс, разложили карты перекрестков, расставили машины, трамваи, светофоры, – вспоминал позднее принимавший экзамен инспектор Н. И. Амелин. – Помню, вопрос у него в билете был о том, где запрещена остановка автомобилей. Отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…»
Поговаривают, что сразу после возвращения первого космонавта на Землю ему по разнарядке «дорогого Леонида Ильича», курировавшего в то время космическую программу, подарили небесно-голубой кабриолет «Чайка». Но судьба этого автомобиля так и осталась тайной. Если такой подарок и был сделан, то, скорее всего, носил условный характер и осел где-то в гараже особого назначения.
Служебную «Чайку», правда уже классическую – черную, на которой Гагарин будет ездить вплоть до своей трагической гибели весной 1968 года, покорителю космоса партия и правительство действительно предоставят, но это будет позже. На первых же порах первому космонавту планеты выделили персонального служебного «козла» ГАЗ-69 с водителем-сержантом из соседней авиачасти. Впрочем, Юрий Алексеевич не роптал. Тем более что вскоре у него в гараже появились сразу две «Волги» ГАЗ-21 с «красивыми номерами»: бежевая 12-04 юаг («12.04, Юрий Алексеевич Гагарин»), которую космонавт, видимо, приобрел сам, и черная 78-78 МОД с небесно-голубой отделкой салона, подаренная Совмином.
Последняя, правда, несмотря на спецсборку, почему-то постоянно ломалась, по крайней мере, до тех пор, пока во время очередного официального визита Гагарина на ГАЗ заводчане не поинтересовались у первого космонавта, доволен ли он машиной. Гагарин не стал разводить политес и честно ответил: «Доволен, но иногда возникают проблемы. » После этого всего за одну ночь горьковчане полностью перебрали гагаринскую «Волгу». И, судя по ежегодным поздравлениям от космонавта с Днем машиностроителя, которые приходили на ГАЗ вплоть до гибели Юрия Алексеевича, на этот раз Гагарин действительно остался доволен машиной. Сегодня этот автомобиль в стеклянном гараже входит в экспозицию Мемориального музея первого космонавта в г. Гагарине.
Но, пожалуй, самым знаменитым и скандальным автомобилем Юрия Алексеевича стала его первая и последняя иномарка – спортивное купе Matra-Bonnet Jet VS. Машину эту Гагарин впервые увидел в экспозиции авиационно-космического концерна MATRA (Mécanique Avion Traction) на выставке 1965 года во Франции. Matra, которая ради открытия автомобильного подразделения годом ранее приобрела компанию Rene Bonnet, как раз только запускала производство гоночных и спортивных авто. Всего четыре года понадобится фирме, чтобы в 1969-м выиграть чемпионат мира «Формулы-1» (до наших дней этот титул так и остается единственным для машин Ф-1, построенных во Франции). На то же, чтобы покорить сердце первого космонавта планеты, Marta хватило нескольких минут. Заметив интерес Гагарина к своему спорткару, французы тотчас отправили автомобиль в Москву, и по возвращении на родину во дворе французского посольства на ул. Димитрова первого космонавта ждал подарок – небесно-голубая Matra-Bonnet.
Увы, в полной мере насладиться автомобилем Юрий Алексеевич не смог. На свою беду в Париже, разглядывая свой будущий спорткар, Гагарин попал в кадр балканского фотокора, и вскоре один из югославских журналов опубликовал три снимка космонавта рядом с французской гоночной машиной, сопроводив их язвительным комментарием: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».
От гнева главного партийного идеолога СССР Михаила Суслова Гагарина тогда спас Николай Каманин. «Звонил Суслов, – значится в дневнике начальника первого отряда космонавтов от 5 октября 1965 г. – Он спросил, знаю ли я о статье. Я ответил, что с содержанием статьи знаком, статья пасквильная. Французы подарили Гагарину гоночную машину, зная, что он увлекается быстрой ездой. Принять подарок от французов ему посоветовали министры Дементьев и Смирнов и наш посол в Париже Зорин. Суслов удовлетворился моим ответом, но посоветовал быть осмотрительней с подарками космонавтам из капиталистических стран».
Естественно, о своем разговоре с Сусловым Каманин Гагарину рассказал. Неудивительно, что Юрий Алексеевич после этой выволочки ездил на Matra крайне редко, предпочитая не провоцировать лишний раз ЦК КПСС. Хотя скорость он, безусловно, любил. Несмотря на присущий ему природный такт, за рулем Гагарин, на тот момент знавший, что такое скорость, пожалуй, лучше всех на планете, порой позволял себе и полихачить. Несколько раз это приводило к авариям. Но Гагарин всегда вел себя достойно. К примеру, однажды в 1963-м он проскочил на красный, протаранив на перекрестке старенькую «Победу», но когда попытавшийся прикрыть космонавта инспектор ГАИ начал было составлять протокол на водителя «Победы», Гагарин сам признал свою вину и оплатил пострадавшему ремонт автомобиля. Впрочем, чему тут удивляться?! Вы же «знаете, каким он парнем был»!
«Поехали!»: все машины Юрия Гагарина
Он сказал: «Поехали». Первый космонавт планеты Юрий Гагарин любил не только небо и самолеты, его земным увлечением всегда были автомобили и быстрая езда. Однажды он даже попал в аварию. В день 60-летия полета первого человека в космос вспомним все автомобили Гагарина.
«Он очень любил возиться с техникой, – рассказала в эксклюзивном интервью телеканалу «Россия 24″ дочь космонавта Елена Гагарина. – Он очень трепетно относился к машинам».
Автомобиль не роскошь, а средство передвижения, утверждал герой произведений Ильфа и Петрова Остап Бендер. Сразу после полета в космос Герой Советского Союза, майор Гагарин получил от советского руководства свой первый автомобиль. И это был внедорожник!
Правда, этот ГАЗ-69 был не личным, а персональным автомобилем первого летчика-космонавта. Водил «козлика» сержант авиачасти, в которой служил Юрий Гагарин. У самого 27-летнего офицера ВВС на тот момент не было водительских прав.
Космическая «Волга»
Но ему уже была одобрена личная «Волга». ГАЗ-21Г Гагарин получил через два месяца после легендарного 108-минутного космического полета. Черная машина была из спецсерии. У нее был улучшенный велюровый салон и обилие хрома.
О том, как досталась эта машина первому космонавту, до сих пор спорят. По одной версии, он купил ее, потратив 15 тысяч рублей премии, полученных за первый космический полет. По другой, автомобиль космонавту презентовал за выдающиеся достижения перед страной Леонид Ильич Брежнев, который сам был заядлым автолюбителем.
Седан с госномером «78-78 МОД» теперь музейный экземпляр. Он хранится в стеклянной витрине Музея Гагарина.
«Блатные» номера
Часто Гагарина видели за рулем другой «двадцать первой» с номером «12-04 ЮАГ», но о судьбе этой бежевой «Волги» ничего не известно. В этой машине был символичен госномер: цифры обозначали дату первого полета космонавта, а буквы ЮАГ – его ФИО. Так что Гагарин был одним из первых обладателей «блатных» номеров.
Впрочем, по его колее пошли и другие космонавты. У Германа Титова, Андрияна Николаева, Павла Поповича и Валерия Быковского на автомобильных номерах тоже были даты полетов – 06-08, 11-08, 12-08 и 14-06. А вот буквенные обозначения на их номерах тоже начинались с Юрия Алексеевича – буквосочетание ЮА в СССР было закреплено за Московской областью, где и располагается Звездный городок.
Гагаринская иномарка
Мечтой любого советского человека была иномарка, а уж тем более спортивная иномарка. Но Юрий Гагарин был необычным советским человеком.
Эту машину он случайно увидел на авиасалоне в Ле-Бурже. И восхитился необычными формами и ее техническим совершенством.
Выпускаемый аэрокосмической корпорацией Matra Djet V был первым среднемоторным спорткаром, выпускаемым серийно. Машина, разработанная гонщиком и конструктором Рене Бонне, была как прорыв в космос для своего времени – хребтовая рама, независимая подвеска, дисковые тормоза и композитный кузов. Двигатель развивал 90 лошадиных сил, но для легкого спорткара это было вполне достаточно.
Во Франции восторг машиной Юрием Гагариным не остался незамеченным. В компании решили, что лучшей рекламы для машины не придумаешь, и в 1965 году подарили серо-бежевый экземпляр первому космонавту.
Правда, ездил на Matra Гагарин не часто. Во-первых, это была слишком заметная даже в Москве машина. Для Гагарина, который был стопроцентно узнаваем, даже зайти в обычную столовую было проблемой, а уж тем более ездить на такой приметной машине. Во-вторых, Matra немного пугала первого космонавта. Юрий Гагарин заметил, что машина самопроизвольно ускоряется.
После гибели Юрия Гагарина и Владимира Серегина Matra Djet V у вдовы Гагарина купил председатель литовского объединения любителей антикварных машин RIEDUVA Кястусис Индзюлас. Машина до сих пор стоит в Каунасе в ангаре на улице Кестуче. Переговоры о покупке машины вел Музей космонавтики. Но, по слухам, переговоры не увенчались успехом – музею не хватило денег на этот ценный экземпляр.
В зеленогорском автомобильном музее красный Pontiac Tempest. По легенде он был подарен Гагарину во время визита в США, но в Штатах первый советский космонавт никогда не был. Машина, к которой приложил руку легендарный инженер и автомобильный конструктор Джон ДеЛориан, якобы, принадлежала механику Гагарина. Он и улучшил американскую конструкцию авиационными приборами в салоне.