волчья квинта что это такое
Волчья квинта
Волчья квинта (букв. пер. с нем. Wolfsquinte) — музыкальный интервал, название очень фальшивой квинты, которая возникала в различных музыкальных строях.
Пифагорейская волчья квинта
При использовании пифагорейского строя, ступени 12-ступенного звукоряда определялись с помощью наложенных друг на друга чистых квинт. После двенадцати шагов (каждый из которых определял одну из ступеней) основной тон должен был бы повториться через семь октав. На самом деле двенадцать квинт превосходят семь октав на пифагорейскую комму. В результате один из шагов приходилось делать меньше (у́же) на пифагорейскую комму, и последняя квинта имела ощутимый дефект.
Волчья квинта имеет следующие соотношения частот:
.
Пифагорейская волчья квинта меньше чистой квинты (соотношение частот 3 : 2 ≈ 701,96 цента) на ≈ 23,46 цента (пифагорейскую комму), и меньше равномерно темперированной квинты (700 центов) на ≈ 21,50 цента.
Среднетоновая волчья квинта
В среднетоновом строе также есть одна квинта, которую старались не использовать (чаще всего Gis-Dis), по аналогии с пифагорейским строем её тоже иногда называют волчьей квинтой. В отличие от пифагорейской эта больше натуральной и ближе к малой сексте, чем к тритону, поэтому диссонанс несколько мягче.
.
Среднетоновая волчья квинта превосходит чистую квинту на ≈ 35,68 цента, больше равномерно темперированной квинты на ≈ 37,64 цента и больше среднетоновой квинты на ≈ 41,06 цента.
Равномерно темперированный строй
Волчья квинта считалась сильным диссонансом, и её старались избегать при сочинении и исполнении музыки. С развитием музыкальной мысли постепенно возникла потребность в широком применении транспозиций и модуляций. На струнных смычковых инструментах есть возможность скорректировать интервал во время игры. Однако с массовым распространением инструментов с фиксированным строем (и прежде всего клавишных) проблема стала острой, пока не разрешилась распространением равномерно темперированного строя, в котором пифагорейская комма равномерно распределялась по всем ступеням и теряла остроту.
Музыкальные интервалы | ||
---|---|---|
Простые | Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава | |
Составные | Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима | |
Особые | Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава |
Полезное
Смотреть что такое «Волчья квинта» в других словарях:
Квинта — (лат. quinta пятая) музыкальный интервал шириной в пять ступеней, обозначается цифрой 5. Содержание 1 Разновидности квинты 1.1 Чистая квинта … Википедия
Интервал (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервал. Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения… … Википедия
Интервалы — Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние, разница) высотное соотношение двух звуков (ступеней), имеющих определённые названия. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний вершиной. Содержание 1 Классификация интервалов … Википедия
Музыкальный интервал — Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние, разница) высотное соотношение двух звуков (ступеней), имеющих определённые названия. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний вершиной. Содержание 1 Классификация интервалов … Википедия
Пифагорейский строй — Пифагорейский строй, Пифагоров строй сформулированный в соответствии с математическими расчётами интервальных величин, свойственными пифагорейской школе гармоники, способ построения отношений между звуками определённой высоты. Со времён поздней… … Википедия
Комма — Комма (греч. κόμμα отрезок) в теории музыки общее название для микроинтервалов величиной около 1/7 1/10 целого тона, возникающих, как правило, при сопоставлении однотипных интервалов в различных музыкальных строях[1]. Наиболее известны … Википедия
Диасхизма — (др. греч. διασχίσμα, лат. diaschisma), также уменьшённая комма[1] микроинтервал, равный разности дидимовой (синтонической) коммы и схизмы и, таким образом, имеющий отношение частот верхнего и нижнего звука … Википедия
Тритон (интервал) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тритон. Увеличенная кварта … Википедия
Натуральный строй — Равномерная темперизация. Натуральный строй музыкальный строй, использующий интервалы, построенные на основе обертонов. Октава (1:2), квинта (2:3) … Википедия
Дуодецима — (лат. duodecimus двенадцатый; подразумевается 12 я по порядку ступень звукоряда, считая от первой, примы) музыкальный интервал шириной в 12 ступеней, обозначается цифрой 12. Чаще всего рассматривается как составной интервал, то есть… … Википедия
Самый сильный диссонанс
Что такое диссонанс? Простыми словами – это неблагозвучное, неприятное сочетание различных звуков. Почему же такие сочетания присутствуют среди интервалов и аккордов? Откуда они взялись и зачем они нужны?
Путешествие Одиссея
Как мы выяснили в предыдущей заметке, во времена Античности господствовал пифагорейский строй. В нем все звуки строя получаются простым делением струны на 2 или на 3 равные части. Деление на две части просто смещает звук на октаву. А вот деление на три рождает новые ноты.
Возникает законный вопрос: а когда нам прекратить это деление? Из каждой новой ноты, поделив струну на 3, мы можем получить ещё одну. Таким образом мы можем получить в музыкальной системе 1000 или 100000 звуков. Где же нам стоит остановиться?
Когда Одиссей, герой древнегреческой поэмы, возвращался на свою Итаку, его на пути ждало множество препятствий. И каждое из них задерживало его в путешествии до тех пор, пока он не находил, как с ним справиться.
На пути развития музыкальных систем тоже возникали свои препятствия. Они на какое-то время затормаживали процесс появления новых нот, затем их преодолевали и плыли дальше, где встречали следующую преграду. Этими преградами были диссонансы.
Попробуем понять, что такое диссонанс.
Точное определение этого явления мы сможем получить, когда поймем физическое устройство звука. Но сейчас точность нам не требуется, нам достаточно объяснить это простыми словами.
Итак, у нас есть струна. Мы можем поделить ее на 2 или на 3 части. Получим таким образом октаву и дуодециму. Октава звучит более консонантно, и это понятно – деление на 2 проще, чем деление на 3. В свою очередь дуодецима будет звучать консонантней, чем струна поделенная на 5 частей (такое деление даст терцию через две октавы), потому что деление на 3 проще, чем деление на 5.
Теперь вспомним, как строилась, например, квинта. Мы делили струну на 3 части, а затем увеличивали получившуюся длину в 2 раза (рис.1).
Рис. 1. Построение квинты
Как видим, чтобы построить квинту, нам нужно сделать не один, а два шага, а, следовательно, квинта будет звучать менее консонантно, чем октава или дуодецима. С каждым шагом мы как бы всё дальше и дальше уходим от исходной ноты.
Можно сформулировать простое правило для определения консонантности:
чем меньше шагов мы делаем, и чем проще сами эти шаги, тем консонантней будет интервал.
Вернемся к построениям.
Итак, люди выбрали первый звук (будем для удобства считать, что это до, хотя сами древние греки так его не называли) и начали строить другие ноты, деля или умножая длину струны на 3.
Сначала получили два звука, которые к до оказались самыми близкими – это фа и соль (рис.2). Соль получается, если длину струны уменьшить в 3 раза, а фа – наоборот, если в 3 раза увеличить.
Рис.2. Квартовая и квинтовая ноты.
Индекс π по-прежнему будет означать, что речь идет о нотах пифагорейского строя.
Если перенести эти ноты в ту же октаву, где расположена нота до, то интервалы до них будут называться кварта (до-фа) и квинта (до-соль). Это два весьма примечательных интервала. При переходе от пифагорейского строя к натуральному, когда изменились почти все интервалы, построение кварты и квинты осталось неизменным. Формирование тональности шло с самым непосредственным участием этих нот, именно на них строились доминанта и субдоминанта. Эти интервалы оказались настолько консонантными, что господствовали в музыке вплоть до эпохи романтизма, да и после им отводилась весьма значительная роль.
Но мы отвлеклись от диссонансов. На этих трех нотах построения не остановились. Сруну продолжили делить на 3 части и дуодецима за дуодецимой получать новые и новые звуки.
Первое препятствие возникло на пятом шаге, когда к до (исходная нота), ре, фа, соль, ля добавилась нота ми (рис.3).
Рис.3. Появление малой секунды.
Между нотами ми и фа образовался интервал, который показался людям того времени жутко диссонантным. Этим интервалом была малая секунда.
Малая секунда ми-фа — гармоническая
Встретив этот интервал, решили, что включать ми в систему уже не стоит, надо остановиться на 5 нотах. Так первая система оказалась 5-нотной, ее назвали пентатоника. Все интервалы в ней весьма консонантны. Пентатонику до сих пор можно встретить в народной музыке. Иногда как особая краска она присутствует и в классике.
Со временем к звучанию малой секунды привыкли и поняли, что если использовать ее умеренно и к месту, то с ней вполне можно жить. И следующим препятствием стал шаг номер 7 (рис.4).
Рис.4 Появление диеза.
Новая нота оказалась настолько диссонантной, что ей даже решили не давать собственного названия, а назвали фа-диез (обозначается f#). Собственно диез и означает тот интервал, который образовался между этими двумя нотами: фа и фа-диез. Звучит он так:
Интервал фа и фа-диез — гармонический
Если не выходить «за пределы диеза», то у нас получается 7-нотный строй – диатоника. Большинство классических и современных музыкальных систем являются 7-ступенными, то есть наследуют в этом отношении пифагорейской диатонике.
Несмотря на такое огромное значение диатоники, Одиссей поплыл дальше. Преодолев преграду в виде диеза, он увидел открытый простор, в котором можно набрать в систему целых 12 нот. Но вот 13-ая образовывала страшный диссонанс – пифагорову комму.
Пожалуй, можно сказать, что комма явила собой Сциллу и Харибду в одном лице. На преодоление этого препятствия ушли не годы и даже не столетия. Только спустя пару тысяч лет, в XX веке нашей эры, музыканты всерьез обратились к микрохроматическим системам, которые содержат больше 12 нот. Разумеется, на протяжении этих веков предпринимались отдельные попытки добавить в октаву ещё несколько звуков, но попытки эти были настолько робкими, что говорить о их значительном вкладе в музыкальную культуру, к сожалению, не приходится.
Можно ли считать попытки XX века в полной мере удачными? Вошли ли микрохроматические системы в музыкальный обиход? Вернемся к этому вопросу, но перед этим рассмотрим ещё несколько диссонансов уже не из пифагорейского строя.
Волк и дьявол
Когда мы приводили диссонантные интервалы из пифагорейского строя, мы немного лукавили. То есть и малая секунда и диез были, но слышали их тогда немного иначе.
Дело в том, что музыка античности по преимуществу была монодического склада. Проще говоря, одновременно звучала только одна нота, а вертикаль – одновременное сочетание нескольких звуков – почти не использовалась. Поэтому и малую секунду и диез античные любители музыки, как правило, слышали так:
Малая секунда ми-фа — мелодическая
Полутон фа и фа-диез — мелодический
А вот с развитием вертикали в полной мере зазвучали гармонические (вертикальные) интервалы, в том числе и диссонантные.
Первым в этом ряду стоит назвать тритон.
Тритоном он называется, не потому что он похож на земноводное, а потому что в нем от нижнего звука до верхнего ровно три целых тона (то есть шесть полутонов, шесть клавиш фортепиано). Интересно, что и на латыни он называется tritonus.
Этот интервал можно построить и в пифагорейском строе и в натуральном. И там и там он будет звучать диссонантно.
Чтобы построить его в пифагорейском строе придется поделить струну на 3 части 6 раз, а затем получившуюся длину 10 раз увеличить вдвое. Получится, что длина струны будет выражаться дробью 729/1024. Стоит ли говорить, что при таком количестве шагов о консонансе говорить не приходится.
В натуральном строе ситуация немногим лучше. Натуральный тритон можно получить так: два раза поделить длину струны на 3 (т.е. делим на 9), затем поделить еще на 5 (итого делим на 45 частей), а потом 5 раз увеличить вдвое. В результате длина струны будет 32/45, что хоть и немного проще, но консонанса не сулит.
По слухам в средневековье этот интервал назывался «дьяволом в музыке».
Но важнее для развития музыки оказалось другое созвучие – волчья квинта.
Откуда же такой интервал берется? Зачем он нужен?
Предположим мы набираем звуки в натуральный строй от ноты до. В нем нота ре получается, если мы два раза поделим сруну на 3 части (сделаем два дуодецимальных шага вперед). А нота ля образуется несколько иначе: для ее получения нам нужно увеличить струну в 3 раза (сделать по дуодецимам один шаг назад), а затем поделить получившуюся длину струны на 5 частей (то есть взять натуральную терцию, которой как раз и не было в пифагорейском строе). В результате между длинами струн нот ре и ля мы получим не простое соотношение 2/3 (чистую квинту), а соотношение 40/27 (волчью квинту). Как видим из соотношения, это созвучие и не может быть консонантным.
А почему бы нам не взять ноту ля, которая бы составляла чистую квинту от ре? Дело в том, что тогда у нас появятся две ноты ля – «квинтовая от ре» и «натуральная». Но с «квинтовой» ля возникнут те же проблемы, что были с ре – ей понадобится своя квинта, и у нас появятся уже две ноты ми.
И этот процесс неостановим. На месте одной головы гидры появляется две. Решив одну проблему, мы порождаем новую.
Решение проблемы волчьих квинт оказалось радикальным. Создали равномерно темперированный строй, где и «квинтовая» ля и «натуральная» заменились одной нотой – темперированной ля, которая давала чуть-чуть фальшивые интервалы со всеми другими нотами, но при этом фальшь была едва заметной, а не столь очевидной, как в волчьей квинте.
Так волчья квинта, как опытный морской волк, привела музыкальный корабль к весьма неожиданным берегам – равномерно темперированному строю.
Краткая история диссонансов
Чему же нас учит краткая история диссонансов? Какой опыт можно извлечь из путешествия длиною в несколько веков?
Мало кто сейчас будет считать малую секунду таким уж диссонантным интервалом, особенно в мелодическом расположении. А ведь всего каких-нибудь две с половиной тысячи лет назад это было так. И тритон вошел в музыкальную практику, многие музыкальные произведения, даже в популярной музыке, строятся с самым серьезным участием тритона.
Например, с тритонов начинается композиция Джими Хендрикса Purple Haze:
Постепенно всё больше и больше диссонансов переходят в разряд «не таких уж и диссонансов» или «почти консонансов». Дело не в том, что наш слух испортился, и мы не слышим, что звучание таких интервалов и аккордов резкое или отталкивающее. Дело в том, что наш музыкальный опыт растет, и сложные многошаговые построения мы уже можем воспринимать как необычные, неординарные и по-своему интересные.
Есть музыканты, которым и волчьи квинты или коммы, представленные в данной статье, не покажутся ужасающими, они отнесутся к ним как к своеобразному, сложному материалу, с которым можно поработать в создании столь же сложной и своеобразной музыки.
Галина Евдокимова «Волчья квинта»
Волчья квинта
Язык написания: русский
Двое монахов-итальянцев держат путь в удаленный монастырь, затерявшийся на просторах Богемии. Случайный эпизод на постоялом дворе вдохновляет Джозефе Карлино, всю жизнь посвятившего таинствам музыки и веры, поведать молодому ученику удивительную историю из своей юности. Историю, в которой смешались нежные звуки арфы и безумства любви, великая страсть и великая горечь.
Рассказ неплохой, но немного затянутый.
Любители сплаттера проходят мимо. Эта история для любителей готического рассказа. Пока читал, даже забыл, что автор наш современник, настолько этот рассказ похож на образцы готического классицизма. Построенный на смешивании музыки, религии и историях о призраках (суккубах?), рассказ заставляет мурашки бегать по коже. 8 баллов
Думается, что «Волчья квинта» может стать одной из самых недооцененных вещей в антологии. Тем не менее, жанр этого рассказа — так называемая «готическая история», зверь редкий, почти вымирающий. В наш « мобильный» век такие новеллы принято обзывать либо скучными, либо непонятными. Действительно, экшеном «Волчья квинта» не грешит, а многие музыкальные термины, встречающиеся в повествовании, не поймешь без сносок. Тем не менее, рассказ заставляет вспомнить готическую литературу 18-19 веков, и, в частности, творчество Мэри Шелли и Анны Радклиф. Искренне надеюсь, что и у Галины Евдокимовы найдутся свои поклонники и ценители.
Послевкусие от рассказа можно спутать с впечатлениями от мистических/готических новелл авторов старой школы, чьи произведения уже перешли в общественное достояние ввиду собственной древности. Старомодно, стилистически чуть наивно, привычный трюк с историей в истории, любимая тема — призраки (хотя с антагонистом здесь не так все очевидно). Большая часть таких рассказов для современного читателя выглядит архаично, растянуто и скучно. А главное — не страшно. В общем, на любителя и ценителя. У Галины Евдокимовой получилась отличная стилизация, которая в любом сборнике мистической прозы XIX века смотрелась бы весьма органично и по качеству исполнения мало кому уступала бы. Но история не зацепила. Первая часть завалена музыкально-инструментальной тематикой, которую приходится расшифровывать в огромных сносках чуть ли не на каждой странице; а вторая слишком стандартна, с «вечным» мотивом возвращения любимых с того света. Тот случай, когда мастерство автора признать можно, а вот признать себя довольным результатом — не вполне.
У меня от рассказа двойственное впечатление. С точки зрения формы — практически безупречно, но как хоррор совершенно не работает. Даром что опубликована эта история в сборнике «Самая страшная книга 2015». Слишком старомодна манера изложения, и вряд ли получится представить себя на месте Джозефе Карлино или Джованни д’Артузио.
А вот если « Волчью квинту « поместить в антологию старинной прозы, рядом с работами, допустим, Гофмана и Шелли, указав вместо фамилии Евдокимова красивый европейский псевдоним, уверен, мало кто раскроет этот трюк. Писательница добивалась именно такого эффекта? Тогда всё великолепно удалось. Всплывает, правда, вопрос из старого анекдота — «что хотел сказать художник?» Что любовь может быть и созидательной, и разрушительной силой? Тема более чем достойная. Боюсь только, эстетскую форму и метафоры из мира музыки оценят лишь самые подготовленные читатели.
Готическая история. Судьба монаха, влюбившегося в девушку, оказавшуюся суккубом. Параллельно рассказывается о музыке, которая сводит людей с ума. Рассказ не страшный, ужасов в нем нет, только мистическая состовляющая. В сборнике готической мистики этот рассказ смотрелся бы прекрасно, но к антологии российского хоррора, на мой взгляд, имеет отдаленное отношение.
Чем привлекательна «волчья квинта»?)
..талантливый режиссёр и просто многосторонне одарённый человек (Игорь Миркурбанов) как-то признался,
что отдаёт ей предпочтение сознательно..Пример исполнения (видео)..
Настройщики органов, сохраняя чистыми октавы, квинты, терции, кое-как распределяли
Пифагорову комму по другим интервалам. И музыкант должен был об этом знать, чтобы избежать «фальшивых» звуков.
В равномерно темперированном строе «волчьих квинт» нет по определению.
Но в нем не используется настройка по чистым квинтам! В равномерно темперированном строе
1 полутон = 100 центов, а квинта = 700 центов. Чистая же квинта = 701,96 цента.
А «волчья квинта» = 678,50 центов («пифагорийская комма» = 23,46 цента).
Существуют инструменты, которые могут воспроизводить ноты только натурального строя,
например, горн, альпийский рог, валторна.
(интернет)
.
В музыке есть такое понятие – волчья квинта. В теории, на бумаге, произведение вроде
бы выглядит очень стройно.
Но в жизни так не бывает, потому что не существует идеальных звуковых волн. Это законы физики.
Как бы человек не пытался систематизировать и предугадать, всё равно возникает погрешность.
И иногда казалось бы правильно сыгранное произведение даёт осечку.
В нем проскакивает фальшивый звук, такой мерзкий, как волчий вой.
Вот так и в жизни мы можем сколько угодно пытаться просчитать на сто шагов вперёд,
но на деле так не получится, а что уж тогда говорить о нашей истории и нашем прошлом.
Можно сказать, что российская история сплошь и рядом состоит из волчьих квинт.
Судите сами, раз уж принято считать, что мы – русские – нация довольно молодая.
В самом деле, четыре тысячи лет назад уже были построены египетские пирамиды.
К Рождеству Христову древние римляне уже успели опуститься на дно и роскоши,
и разврата, а у наших предков толком ещё ничего и не начиналось – ни государства,
ни культуры, ни письменности. Жили на территории современной России какие-то варвары,
придумавшие букву «Р».
Евгений, благодарю Вас за необычный термин, узнала, почитала.
Что такое «волчья квинта»?
Даже не представляю, откуда берете такие термины. Ни в музыкальной школе, ни в училище им.Римского-Корсакова, ни тем более в консерватории им.Римского-Корсакова
ничего подобного ни я, ни тем более муж, а у него всегда было отлично по теоретическим дисциплинам, не слыхивали. 45 лет профессионального музыкального стажа. Что значит фальшивая квинта? Если играете на расстроенном инструменте, то не только квинта сфальшивит.
—-*Поскольку ответа нет, вынужден давать его сам*—-.
Настройщики органов, сохраняя чистыми октавы, квинты, терции, кое-как распределяли Пифагорову комму по другим интервалам. И музыкант должен был об этом знать, чтобы избежать «фальшивых» звуков.
В равномерно темперированном строе «волчьих квинт» нет по определению. Но в нем не используется настройка по чистым квинтам! В равномерно темперированном строе 1 полутон = 100 центов, а квинта = 700 центов. Чистая же квинта = 701,96 цента. А «волчья квинта» = 678,50 центов («пифагорийская комма» = 23,46 цента).
Существуют инструменты, которые могут воспроизводить ноты только натурального строя, например, горн, альпийский рог, валторна.
Музыкальный термин. Название фальшивой квинты, возникшей в различных музыкальных строях.
Известно, что «волчья квинта», это музыкальный термин, означающий музыкальный интервал, название фальшивой квинты, возникла она в музыкальных строях. Этот интервал избегают при сочинении музыки и исполнении музыки, она вызывает сильный диссонанс.
«Волчь Квинта» это один из музыкалных теринов. Так называют фальшивую квинту, которая возникает в разных музыкальных строях. Ее стараются избегать когда сочиняют музыку и исполняют музыку. Такая нота вызывает неприятный диссонанс.
Во-первых, он действительно чаще повторяется, а во-вторых, как сам припев, так и музыкальный переход на него обычно имеет более яркую окраску, сменяется мелодия песни, что вольно-невольно привлекает внимание слушателя, а то, что привлекает внимание, запоминается лучше))
Макс Рихтер, это композитор, который имеет немецкие корни, хоть и проживает нынче в Великобритании. Что касаается его музыки и всего творчества в целом, то оно связано с документальным кино, так как именно через него, прославились его композиции.
Самая успешная его композиция, была написана им к фильму «Вальс с Баширом». Кстати было это в 2008 году, который стал для композитора до сей поры самым важным и успешным. Можно даже сказать что переломным в карьере, так как именно по ходу этого года, он был признан лучшим композитором и признала его таковым Европейская киноакадемия.