вокзал для двоих за что посадили главного героя в фильме
Тайны нашего кино
60-е годы прошлого века, Москва. По улице несётся машина Микаэла Таривердиева – молодого, но уже известного композитора. Буквально пару минут назад он уступил место за рулём любимой женщине – известной актрисе. И вдруг она сбивает пешехода, а Таривердиев всю вину в этой трагедии берёт на себя… Эту историю спустя десятилетия сценарист Эмиль Брагинский вместе с Эльдаром Рязановым положили в основу фильма «Вокзал для двоих».
Главные роли в этом замечательном фильме сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Кандидатуры обоих не вызывали сомнений у Рязанова, но в первый же съёмочный день, на съёмках первой же сцены возникли сложности. Герои Басилашвили и Гурченко, Платон и Вера, должны были пробежать 10 километров к тюрьме при температуре –30 и с тяжёлым аккордеоном. При этом актёры на крупном плане должны были показать разные эмоции – от горя до любви и надежды. И вдруг опытным, профессиональным актёрам это оказалось не под силу. А всё потому, что они познакомились всего за два часа до съёмок и даже не успели привыкнуть друг к другу. Но больше всего у партнёров не ладилось с любовными сценами. Так, из-за эпизода, когда Рябинин в купе целует Веру, чуть не сорвались съёмки всего фильма. Басилашвили не понравился текст, о чём он открыто и заявил режиссёру.
«Со мной не соглашались, и я просто ушёл со съёмки, – рассказал Олег Валерианович. – Думал, что меня убрали, и кто-то будет другой играть, но через два дня последовал звонок… Я пришёл, и Люся (Людмила Гурченко – Прим. ред.) мне дала текст – она сама его написала. С тех пор у нас началась действительно взаимная тёплая дружба».
Помимо Гурченко и Басилашвили, в фильме снялась целая плеяда замечательных актёров. Так, проводника Андрея, хама и спекулянта, сыграл Никита Михалков, эффектного «дядю Мишу» – Нонна Мордюкова, начальника вокзала – сам Эльдар Рязанов.
По сценарию действие фильма происходит в Заступинске – вымышленном городе. На самом же деле все сцены снимали в районе Витебского вокзала Ленинграда, на Рижском вокзале в Москве и на станции Лосиноостровская. А подходящую тюрьму нашли в Подмосковье, в селе Новое Гришино. Здесь, в Икшанской колонии 30 лет назад содержались несовершеннолетние. Между прочим, один из местных воспитанников очень помог Олегу Басилашвили постичь правила жизни за решёткой.
«Я ему благодарен за многое, потому что он меня многому научил, – говорит Олег Валерианович. – Ну вот он и говорит: «А в благодарность произнеси в фильме мою фамилию». И я нашёл место, где я могу его назвать, фамилия его звучит».
Рассказывает шеф-редактор программы Юлия Микитенко: «Помните: «Ануфриков, кончай! – Вставай, вставай…»? Вот это о том самом парне речь и идёт. К сожалению, нам не удалось многое узнать о нём. Известно только, что заключённого Валентина Ивановича Ануфрикова с наступлением совершеннолетия перевели в колонию Зеленограда. Там его освободили условно-досрочно, и он перебрался в Москву. Дальше следы теряются».
Также вы узнаете, как рождались крылатые фразы проводника Андрея. Кто была та самая загадочная актриса, из-за которой Таривердиев чуть было не угодил в тюрьму, но благодаря которой появилась идея фильма? Зачем Александра Пяткова заманивали на работу в тюрьму? А с чьей реальной истории Рязанов и Брагинский списали сцену возвращения Рябинина в тюрьму в последний момент?
Гурченко разбила колени, Басилашвили ненавидели на зоне: «Вокзал для двоих»
Композитор Таривердиев: авария, суд, приговор и амнистия
Если быть точными, то в основу сюжета положены сразу две истории, произошедшие на самом деле. Первая из них случилась с известным композитором Микаэлом Таривердиевым. Однажды он ехал в машине, рядом сидела актриса, с которой у композитора был роман. В какой-то момент он позволил подруге сесть за руль. Этот легкомысленный поступок привёл к страшному ДТП, в результате которого погиб человек, переходивший дорогу. Следуя благородному порыву, Таривердиев решил защитить подругу и взял вину на себя: сказал на суде, что за рулём находился он. Получил два года колонии. Правда, попал под амнистию, так что по-настоящему «сидеть» не пришлось.
Поэт Смеляков: чуть не опоздал на перекличку в колонии
Вторая история связана с не менее громкими именами. Поэт Ярослав Смеляков (его стихотворение «Хорошая девочка Лида» звучало в комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика) был осуждён по политической статье и отбывал срок в лагере. К тому времени условия для «политических» смягчились — Сталина уже не было, вот-вот ожидалась амнистия. Так что следили за ними не слишком строго. Но всё же за неявку на утреннюю поверку ждало серьёзное наказание, вплоть до увеличения срока, как за попытку побега. Поэт Смеляков отпросился у лагерного начальства в гости к друзьям — сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид отбывали срок на поселении поблизости. Встретившись, друзья засиделись допоздна, а наутро проспали. Пришлось из последних сил спешить на утреннюю перекличку. Когда Смеляков чуть не терял сознание от усталости, друзья тащили его на себе.
Стеснительный Басилашвили: «Никаких поцелуев!»
Рассказывали, что Эльдар Рязанов очень любил работать с Олегом Басилашвили, даже взял однажды с него расписку о том, что Басилашвили обязуется сниматься в каждом фильме Рязанова. Конечно, расписка была шуточной, но, тем не менее, режиссёр старался снимать своего любимого актёра как можно чаще. Вот и «Вокзал для двоих» изначально задумывался «под Басилашвили». Прежде Олег Валерианович не был знаком с Людмилой Гурченко, их представили друг другу буквально за пару часов до начала съёмок. И надо же было так случиться, что первой сценой, которую снимали, была сцена поцелуя!
Басилашвили сразу сказал «нет». Ну не мог он целоваться с чужой женщиной, которую увидел в первый раз!
Дошло до того, что актёр готов был отказаться вообще от съёмок в фильме. Видя, что Басилашвили упрямится (на самом деле он просто отличался скромностью и даже стеснительностью), Людмила Марковна убедила режиссёра изменить сцену. Диалог героев переписали, поцелуй убрали. А к окончанию съёмок, когда их герои уже успели пережить многое, Гурченко и Басилашвили сделались не просто друзьями, а практически родными людьми.
Отважная Гурченко: поплатилась разбитыми коленями
Очень нелегко далась актёрам финальная сцена — когда их герои, изнемогая, бегут, а потом буквально ползут по заснеженной дороге. Лишь бы успеть, лишь бы не опоздать, хоть полком, но добраться вовремя. Они изнемогали по-настоящему — надо было торопиться, так как зима заканчивалась, и этот снежный морозный день мог стать последним зимним днём. Бежали, спотыкались, падали, поднимались, снова бежали, поддерживая друг друга. Перед ними на санках везли оператора с камерой — в санки впряглась чуть ли не вся съёмочная группа. Всем было тяжело. Но, пожалуй, труднее всего пришлось Гурченко. Хрупкая актриса, падая раз за разом на лёд и снег, так разбила колени, что потом пришлось долго лечить их.
Как зэки чуть не избили Басилашвили
Досталось на съёмках и Басилашвили. Почти месяц он буквально жил в колонии, среди зэков, находился там день и ночь. Зэки сразу невзлюбили чистенького, сытого, благополучного артиста, пытающегося изобразить одного из них. Озлобленные заключённые старались делать «мелкие пакости»: то толкнут, то обругают, то по ногам ударят исподтишка. Олег Валерианович терпел, а чтобы наладить контакт, делился с зэками продуктами. Один из заключённых даже вызвался ему помочь: объяснял, как надо держаться, как себя вести, какие слова говорить, чтобы получилось достоверно. И Басилашвили отблагодарил своего «консультанта», увековечив его фамилию: в сцене, когда Вера будит опоздавшего Платона, он, ещё не проснувшись, бормочет: «Онофренков, кончай!»
Унижение на Каннском кинофестивале
Но все эти лишения, боль в разбитых коленях, издевательства зэков, изнуряющая зимняя дорога,— всё это не было напрасным. Фильм получился настолько пронзительным и трогательным, что его вот уже много лет пересматривает вся страна. Сразу после премьеры Людмила Гурченко получила звание народной артистки СССР. Журнал «Советский экран» провёл опрос и назвал «Вокзал для двоих» лучшим фильмом года. Правда, пришлось пережить и унижения на Каннском кинофестивале, где фильм Рязанова был представлен на основной конкурс. Так совпало, что в те дни весь мир говорил о «шпионском скандале», разразившемся между СССР и Францией. В Каннах, посреди нарядной западной публике, наши артисты сидели в «безвоздушном пространстве» — рядом с ними оставались пустые кресла, никто не хотел общаться с «проклятыми советскими». Как бы там ни было, всё это давно позади, а фильм останется с нами ещё надолго.
Содержание фильма «Вокзал для двоих». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
15 марта 1982 года на экраны вышел фильм «Вокзал для двоих».
Мелодрама от режиссера Эльдара Рязанова.
Официантка Вера и пианист Платон Рябинин познакомились на вокзале при весьма непривлекательных обстоятельствах. В результате она потеряла жениха с дынями, но нашла любимого, который должен отбыть в отдаленные места, чтобы нести наказание.
Сюжет фильма «Вокзал для двоих»
Платон показывает Вере свою жену, ведущую прогноза погоды по телевидению, и рассказывает, как она, управляя автомобилем, насмерть сбила человека, а он взял её вину на себя, сказав, что за рулём сидел он. Теперь Платон ждёт суда, дав подписку о невыезде, а в Грибоедов он поехал тайно, чтобы повидать тяжело больного отца, которого боится не застать в живых после освобождения. Вера во второй раз пытается устроить ночлег для Платона в зале «Интурист». Дежурная Юля согласилась, но через некоторое время отказывается, так как из-за плохой погоды привезут группу туристов, летевших в Москву. Ночь Платон и Вера проводят в купе отцепленного вагона, стоящего в депо.
Воспоминание обрывается. В этот же момент Платон приходит в посёлок, забирает из мастерской свой аккордеон и нехотя идёт на свидание со своей женой, но обнаруживает, что к нему приехала не жена, а Вера. Утром ни Платон, ни Вера не слышат звонок будильника, а когда они просыпаются, до начала поверки остаётся всего 1 час 20 минут. Платон вынужден бежать до колонии 10 километров с аккордеоном, а Вера бежит с ним. Уже совсем рядом лагерный забор и вышки, но от усталости Платон уже не может идти и не успевает к поверке.
Начальству докладывают об отсутствии заключённого Рябинина, и ему готовы приписать побег. Вера просит Платона играть на аккордеоне; на тюремном дворе слышат игру и засчитывают ему прибытие на утреннюю поверку в назначенное время.
кадры из фильма «Вокзал для двоих»
Выдуманная станция, или Где проходили съемки фильма «Вокзал для двоих»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Одна из самых удивительных и захватывающих картин Эльдара Рязанова, которая вышла на экраны в 1982 г., снималась не только в столице. Но самые важные и запоминающиеся сцены действительно были сняты в Москве. Осталось выяснить, где именно.
1. Вокзал реальный, станция выдуманная
На самом деле в кадрах киноленты есть и С.-Петербург, а точнее Витебский вокзал, и Подмосковье, в котором и была колония. Но многие сцены, очень важные, раскрывающие сюжет и идею киноленты, отсняты в Москве. Основным местом действия является вокзал.
Главный герой Платон, которого сыграл талантливейший актер Олег Басилашвили, ехал в Грибоедов из Москвы на встречу с отцом (по сценарию отец героя болел). На станции в Заступинске (этот населенный пункт вместе с названием станции не существует в реальности) он зашел в вокзальную столовую пообедать.
А теперь о декорациях к данной станции. Здесь были использованы 2 площадки. Одна из них – Рижский вокзал. Именно на нем были сняты события, происходящие на платформе и частично интерьер внутренних помещений.
Вокзал построен по проекту архитектора С. Бржозовского в 1901 г. Но руководил процессом строительства Ю. Дитрих. Заказчиком было руководство Московско-Виндавской ЖД. В связи с этим и в честь латвийского города, название которого сейчас Вентспилс, в момент открытия назвали этот вокзал Виндавский.
В итоге здание отличалось и внешней красотой и техоснащением. Здесь функционировала своя подстанция, обеспечивающая освещение, как непосредственно в вокзале, так и на платформах. Еще до революции данная станция была одной из наиболее загруженных в столице. Со временем, по истечении нескольких десятилетий, ситуация изменилась в корне. В наши дни ее используют для движения пригородных электропоездов. Рижским вокзал стали называть в 1946 г., а в течение предшествующих 4 лет он был Ржевским. Перед этим названием существовало еще одно – Балтийский. Как видим, история достаточно богатая.
2. Платформа, превратившаяся в вокзал
Красивый Рижский вокзал являлся идеальным местом для съемки кинофильма. Только существовало одно «но». По замыслу Рязанова станция «Заступинск» была крупной с множеством проезжающих грузовых и пассажирских составов. Но Рижский вокзал для этого не подходил, так как сквозного движения на нем нет – дальше идет тупик. В связи с этим отдельные сцены пришлось перенести уже в другое место.
В одном из кадров видна платформа под названием «Лосиноостровская», а также мост для пешеходов вблизи Анадырского проезда. Данные территории ранее являлись частью города Бабушкин, находящегося в Подмосковье. После того, как был открыт МКАД, город свое существование прекратил и стал уже частью Москвы. Все эти события произошли в 1960 г. По истечении четырехлетнего периода дорогу назвали Анадырским проездом. Кстати, данная платформа была и в «Служебном романе».
3. Спекуляция дынями
Сцены с дынями помнят все зрители, как и момент, когда главный герой стоит за прилавком и продает их. Эта сцена снималась за прилавками вблизи Тишинской площади. Ранее здесь и в самом деле был рынок с одноименным названием. В настоящее время на этом месте ТЦ «Тишинка».
4. На тележке по Таганской
Не менее яркая сцена, где главный герой катает героиню (Веру, которую блестяще сыграла Людмила Гурченко) на тележке. Вот здесь мы видим уже Таганскую площадь, а, если быть очень точными, то открывающийся с нее вид на ул. Нижнюю Радищевскую.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Музыкальное дарование Микаэла Таривердиева проявилась еще в раннем детстве.
В 8 лет он уже был автором нескольких фортепианных пьес, в 10 лет написал симфонию, а в 16 – два одноактных балета, поставленных в Тбилисском оперном театре.
В кинематографе Таривердиев дебютировал, еще будучи студентом «Гнесинки», написав музыку к фильмам «Человек за бортом» и «Юность наших отцов».
Тогда же состоялся его дебют в Большом зале Московской конверватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.
За музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром!» Микаэл Таривердиев получил Государственную премию.
С Эльдаром Рязановым они сразу нашли общий язык, ведь оба любили хорошую поэзию.
Жена композитора Вера рассказывала: «Они первыми широко предъявили советским зрителям Цветаеву, Ахмадулину. Эффект от той картины был таков, что их пели в подворотнях. Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с Аллой Пугачевой не жалел сил. К каждой песне сделали минимум 30 дублей».
Благодаря Таривердиеву у Рязанова появилась идея фильма «Вокзал для двоих».
Немногие зрители догадывались о том, что драматическая история персонажа, которого сыграл Олег Басилашвили, на самом деле случилась с композитором.
Его жена Вера позже рассказала в интервью одному из изданий: «Этот роман случился в 60-е годы. Таривердиев был отчаянно влюблен в Людмилу Максакову. Ему всегда нравились красивые женщины. А она была дьявольски красива и привлекательна, а еще – чрезвычайно свободна. Этот роман закончился трагически. Произошло следующее. Они с Максаковой ехали ночью по Ленинградскому проспекту. Она сидела за рулем его «Волги». Внезапно из кустов на проезжую часть выскочил человек и попал под их машину. Как оказалось, он был пьян. Максакова не была виновата в его смерти, потому что в этой ситуации ничего нельзя было сделать. Микаэл Леонович, не раздумывая, пересел за руль и взял всю вину на себя. По-другому он поступить просто не мог. Его осудили на два года. А поскольку суд длился ровно два года, то в тюрьму его не посадили – освободили по амнистии. Самым страшным для Таривердиева было во время судебного разбирательства находиться в зале за тюремной решеткой. Его это просто убивало. В этой тяжелой ситуации Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала куда-то с друзьями. И вот тут он решил все прекратить. Максакова потом ему звонила, пыталась вернуть, но, хотя ему было очень трудно, он был тверд. Потом он вспоминал об этих отношениях так: «Это была не любовь, а болезнь. ».
Приглашенный на премьеру фильма «Вокзал для двоих», ни о чем не подозревающий композитор был шокирован и обижен.
Ему казалось, что теперь все знают его историю и все обсуждают его личную жизнь.
Людмила Максакова была еще больше возмущена, ведь ее версия событий была кардинально противоположной: «Вера утверждает, что ее муж спас меня от тюрьмы: дескать, Микаэл Леонович взял вину на себя, заявив, что за рулем машины сидел он, в то время как вела автомобиль я. Говорили даже, что потом эта история легла в основу фильма «Вокзал для двоих». Прочитав это, я была поражена, ведь Вера говорила явную неправду. Это чудовищный миф! Я думаю, кто-то сознательно придумал версию моей причастности к той аварии и внушил Микаэлу, что так он будет выглядеть благородней. В результате Таривердиев через годы и сам поверил в то, чего не было».
Людмила Максакова утверждала, что в тот злополучный день за рулем был Таривердиев, что он в нетрезвом состоянии мчался на большой скорости и сбил 16-летнего юношу, спешившего на свидание, и даже не остановился после этого.
Впрочем, большинство знакомых все же придерживались версии Микаэла, например, актер Олег Басилашвили, сыгравший главную роль в фильме «Вокзал для двоих».
Те, кто хорошо знал композитора, были уверены в том, что ему не нужно было «играть в благородство».
Друзья за его успех у женщин и рыцарское поведение называли Таривердиева «смесью Дон Жуана и Дон Кихота».