вокализация и стим что это
Стимы при аутизме
Самостимуляцией или аутостимуляцией психологи называют различные многократно повторяющиеся действия бессмысленного характера, осуществляемые с помощью тела либо постороннего предмета. Данное поведение в психиатрии обозначают термином «стереотипия», разговорная речь часто использует для него слово, позаимствованное из английского языка, «стимминг» (и каждое отдельное повторяющееся действие называют стимом).
В легкой форме стимминг свойственен практически каждому здоровому человеку. А вот, патологические проявления самостимуляции, в первую очередь, характерны для детей от от одного до трех лет, имеющим расстройства аутистического спектра, включая синдром Аспергера и РДА (ранний детский аутизм). Основной целью самостимуляции у аутистов является получение определенных чувственных (сенсорных) ощущений, а также снятие психоэмоционального напряжения.
В этом материале мы рассмотрим детально, что такое стимы при аутизме.
Особенности стимминга и самостимуляций у аутистов
У аутистов стимминг не всегда предназначен только для аутостимуляции. Иногда, при помощи стимов ребенок с РАС самовыражается, привлекая внимание к своим эмоциям – возбуждению или радости, страху или грусти, гневу или тревоге. Кроме этого, аутичный ребенок «стимить» может просто от скуки, в этом случае можно попытаться занять его каким-либо так же повторяющимся, однако при этом более функциональным действием. К примеру, поручить малышу положить вещи в стиральную машинку или вынуть их из нее (по одной), сложить тарелки в стопку и т.п.
То есть, общей особенностью всех разновидностей самостимуляции яыляется то, что они представляют собой своеобразное средство коммуникации. Сама по себе аутостимуляция – это не просто «типичный симптом аутизма», это специфическая система симптомов и знаков, которые важно изучать и оценивать для лучшего понимания внутреннего мира аутичного ребенка. По этой причине стимы у аутиста не всегда являются чем-то опасным и непременно требующим коррекции (речь не идет о действиях, приносящих физический вред окружающим или самому ребенку).
Не смотря на то, что повторяющееся поведение может быть свойственно для ОКР (обсессивно-компульсивного расстройства), не стоит избавляться от стимминга лекарствами от ОКР, конечно, если ОКР не было диагностировано. Дело в том, что прием несоответствующих препаратов не просто не поможет, но и усложнит проблему.
ВИДЫ САМОСТИМУЛИРУЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ АУТИЗМЕ
Самостимуляция у детей с аутизмом может выражаться одним либо несколькими из 6-ти основных типов стимминга:
Следовательно, каждый отдельный тип аутостимуляции зависит от одного либо нескольких чувств, за счет чего становится буквально жизненно важным для ребенком с аутизмом. Рассмотрим разновидности стимминга подробней.
Визуальный
Стимминг зрительный может проявляться различными способами, включая:
Кроме этого, визуальная аутостимуляция может выражаться также в навязчивом стремлении к розыску определенных форм в сложных орнаментах (ковры, обои и т.п.).
Звуковой
Стимминг аудиторный представлен следующими проявлениями:
Эхолалия может стать еще одним выражением звукового вида самостимуляции – выражается в бессмысленном частом повторении чужих слов, фраз, фрагментов песен и т.п. Стоит отметить, что в детском возрасте при аутизме эхолалия проявляется чаще и сильнее, нежели у взрослых.
Тактильный
Среди признаков тактильного стимминга:
Кроме этого малыш с тактильным стиммингом может стремиться постоянно гладить какой-либо определенный вид ткани, бумагу, имеющую определенную текстуру, погружать руки в воду, пересыпать песок в руках песок и т.п.
Вестибулярный
Самостимуляция вестибулярная при аутизме проявляется «маятниковыми» раскачиваниями вперед и назад либо из стороны в сторону, возможно длительное вращение вокруг своей оси, прыжки на месте, бег или ходьба широким шагом взад-вперед или же по кругу и т.п.
Вкусовой
Стимминг вкусовой выражается в облизывании каких-либо поверхностей или же собственных рук, малыш также может небольшие предметы или пальцы класть в рот.
Обонятельный
У аутистов обонятельные стимы проявляются в стремлении долго обнюхивать неодушевленный предмет или другого человека, как можно дольше и чаще вдыхать определенные запахи.
Стимы при аутизме: что это такое и для чего они нужны?
Многие аутичные дети совершают необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла — стимы. Действия эти зачастую сильно пугают родителей. Мамочки не понимают, почему их ребенок ведет себя так неадекватно, теряются, не знают что делать.
Одна мамочка со слезами на глазах жаловалась на консультации:
– Сын всё время корчит гримасы, кусает губы, порой до крови, дергает себя за нижнюю губу, и даже не замечает этого. А ведь ему уже 7 лет. Поведение дурацкое. Детки над ним смеются. И еще бьет себя кулаками в живот. Вижу, сильно прямо лупит. Страшно даже, что повредит что-то. А ему как будто нравится. И вижу, что он это делает автоматически, неосознанно. Что за мазохизм такой?!
Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции).
Возможно, вы будете удивлены, но в той или иной степени, подобные поведенческие реакции присущи всем нам — то есть, даже вполне здоровым взрослым людям.
Когда вы, к примеру, постукиваете костяшками пальцев по столу, теребите ухо или кончик носа, облизываете губы, «хрустите» пальцами или накручиваете на палец волосы, ритмично притопываете, – это те же самые стимы – неосознанные действия с целью самостимуляции.
Стимы при аутизме — более интенсивные, необычные, эмоциональные.
Давайте разберемся, какую роль в жизни аутиста играет стимминг.
С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами. И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную, осязаемую.
У ребенка должна сформироваться система сенсорной связи с миром. То есть мир должен быть «знакомым на ощупь». Вот почему малыши вечно все хватают и тянут в рот. Они получают информацию о предметах доступным им способом.
Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — малыш начинает ходить, бегать, прыгать. Так маленький человечек узнает возможности своего тела. Однако, он еще плохо запоминает ощущения от данных действий.
Это связано с тем, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром. То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти.
И именно поэтому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит.
Он ходит на цыпочках, бегает вприпрыжку, раскачивается при ходьбе, ковыряет в носу… И каждый раз получает от этих действий удовольствие. Ведь так он ощущает свое тело.
Взрослый здоровый человек не нуждаются в таком стимулировании, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился.
Однако в минуты тревоги, напряжения, ожидания, плохого настроения, многие взрослые начинают барабанить пальцами по твердым поверхностям, покачиваться из стороны в сторону, теребить волосы. И это тоже стиминг.
Так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме.
Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром дает сбои. В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны.
Сколько, бы он ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, какие бы другие повторяющиеся действия ни совершал, каждый раз он делает это как будто впервые. То есть, будто бы он родился совсем недавно. И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он умеет делать то-то и то-то, что он живой. Кстати, это бывает связано с переплетениями с абортированными членами рода — на несколько поколений старше вашего ребёнка.
Вот и получается, что странные способы самостимуляции при аутизме ярко проявляются.
Стимы становятся заметны, когда маленький аутист начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне. Подросшие дети по-прежнему сосут пальцы, как младенцы, выполняют массу странных для их возраста действий, непонятных телодвижений. И это выглядит уже асоциально.
Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно. Собственно говоря, эта привычка, доведенная до автоматизма, помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире, в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой.
Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им удовольствие.
Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, могут свидетельствовать о сильной боли, которую он испытывает. Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует. Так, например, при кишечных болях аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы.
Надеюсь, понимание приведенной выше схемы возникновения самостимулирования при аутизме поможет мамам убрать свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка.
Что же делать со стимами у аутистов?
Конечно, меры помощи ребенку необходимы.
Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей. Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу-аутисту.
На детской площадке ребенок-аутист легко может напугать, зацепить или ударить других детей. Некоторые особые дети кусаются, царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения.
Запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно. Вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его потенциально опасные стимы.
Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним. Если вы заподозрили, что он собрался ударить или укусить кого-то, постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное. Если он царапает себя, носите с собой мини-аптечку.
Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему. Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку.
Интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим. Например, у него сильная истерика или плохое настроение. Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу.
Самостимулирование происходит на подсознательном уровне. А вот агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер. Их нужно пресекать по возможности мягко, но решительно.
И все же родителям аутичных деток стоит понять, что стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист. Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит слишком беспокоиться из-за них.
И подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию.
Старайтесь периодически организовывать малышу поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться, накачаться на нескольких качелях подряд. Можно установить в доме, детский спортивный уголок.
Чтобы ребенок меньше расковыривал себе кожу, дайте ему альтернативу — например, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки. Если ваш малыш мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп.
Также важно знать, что стимы и эпилептические припадки при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими. Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии.
И, конечно же, делайте всё, чтобы исцелить своего ребенка от аутизма.
Наш курс «Победим аутизм» поможет вам убрать вредоносные родовые программы, которые лежат в основе большинства случаев заболевания аутизмом. В нашей программе работа ведется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С МАМАМИ, но в ходе работы экспериментальной группы в 100 % случаев были отмечены явные улучшения состояния детей.
Присоединяйтесь к курсу прямо сейчас.
Тщательно подобранные, надежные проверенные практики помогут вам и вашему ребенку достичь видимых результатов уже в первые недели занятий.
Вокализация и стим что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Вокализация – стереотипные повторения одинаковых звуков, которые проявляются у детей, прежде чем они учатся говорить.
Бесплатные занятия с логопедом
Нарушение коммуникации является первичным диагностическим признаком расстройства аутистического спектра (РАС). Вокализация проявляется на первом году жизни ребенка, следовательно, является областью для исследования как потенциального поведенческого маркера аутизма.
Что такое вокализация
Вокализация – стереотипные повторения одинаковых звуков, которые проявляются у детей, прежде чем они учатся говорить. Для ребенка с аутизмом данное явление может продолжаться и на протяжении всей жизни, особенно, если его речь не развивается.
Вокализацию можно разделить на две категории:
Было обнаружено, что более высокая частота и продолжительная стойкость атипичных вокализаций присутствуют у детей с РАС и у младенцев с высоким риском развития синдрома, до появления речи.
Почему у пациентов с РАС проявляется вокализация
Причины невербального аутизма неизвестны. Доказано, что существует связь между совместным вниманием и вербальным общением. Совместное внимание возникает между двумя людьми, когда один привлекает другого к объекту посредством жестикуляции. Способность к нему в раннем возрасте играет значительную роль в развитии языка, а исследования указывают на серьезные упущения в совместном внимании у детей с аутизмом.
Для ребенка с аутистическим спектральным расстройством развитие коммуникации происходит по-разному и медленнее. Из-за сенсорных проблем дети-аутики могут казаться более заинтересованными в звуках окружающей среды, таких как журчание воды, треск огня, чем в обычном вербальном общении, могут быть отвлеченными или вообще не слышать, что говорят другие.
Никто точно не знает почему, но дети с РАС не подражают речи так же, как это делают другие, либо имитируют целые предложения (называемые эхом), не всегда понимая смысл того, что говорят. Среди детей-аутистов, которые не используют эхо, первые слова появляются намного позже: это могут быть числа или перечисление букв алфавита.
Многие аутисты используют невербальные методы общения: вокализацию, жесты, рисунки. Для родителей подобного рода коммуникация является трудным действием: одни пытаются «читать» каждое поведенческое проявление и связывать интуитивно с потребностями ребенка, а другие – развивают вербальное общение.
Методы лечения вокализации у детей с РАС
Обычно вокальные стереотипии мешают окружающим, а также самому ребенку, отвлекая его, например, от обучения в школе. Лечение вокализации у детей при аутизме в первую очередь направлено на устранение стереотипных поведенческих проявлений. Существуют методы, которые помогают бороться со стереотипией, среди которых:
Важно подходить к «переключению» плавно, чтобы не вызвать у ребенка отрицательную реакцию в виде истерики и агрессии.
Нетрадиционные методы лечения вокализации при аутизме:
Важно: медикаментозных методов лечения вокализации нет, обычно назначаются препараты, которые устраняют отдельные симптомы заболевания: агрессию (нейролептиками), дисбактериоз (пробиотиками) и т.д.
Отзывы родителей на тему: «Как уменьшить вокализацию у ребенка с РАС»
Положительные | Отрицательные |
Сын сутками произносил один и тот же набор звуков: «айяйяй» с монотонной интонацией. Это сводило с ума. Начали посещать индивидуальные занятия у логопеда трижды в неделю. Мы все набрались терпения, выполняли дома все указания. И уже через месяц заметили, что количество проявлений вокализации уменьшилось. Уже занимаемся полгода, и практически о данной поведенческой особенности забыли. Важно состояние ребенка не пускать на самотек. (Лия) | Как посмотрю, все так на этом зацикливается, ну “мугыкает” себе под нос что-то ребенок, пусть. Не кричит, себе вред не наносит. А если это окружающих раздражает, так это им нервишки лечить надо! Аутичных детей нужно учиться воспринимать, а не «ломать» их и подстраивать под себя. (Ульяна) |
У нас в садике в группе мальчик был, который постоянно себе что-то мычал под нос. Сначала воспитатели его ограждали от детей, и настаивали, чтобы его убрали с группы. А дефектолог настояла на обратном и начала активно с ним заниматься. Когда я через два месяца встретила этого мальчика в коридоре, его было не узнать. Он даже со мной поздоровался. А дочь сказала, что даже играет с ним, и никаких звуков посторонних и раздражающих он больше не издает. Главное найти правильного специалиста, и все решаемо! (Настя) | Аутики особенные, они как инопланетяне на нашей планете, и вокализация им нужна, чтобы себя успокоить, настроиться на познание чего-то нового и т.д. Зачем их лишать данного способа. Учитесь просто понимать своего ребенка. (Оля) |
У нас вокализирует дочь только когда рисует, тихонько каждое движение карандашом или кистью сопровождает продолжительным звуком «оооооо». Лишать ребенка рисования мы не стали, просто научились сами абстрагироваться от звука и не раздражаться. Совет родителям, если вокализация не столь агрессивная, просто тренируйте в себе чувство самообладания. Удачи всем и терпения! (Света) | Мы борьбой с вокализацией занимаемся сами, так как грамотного специалиста, не нашли, а частники очень дорогие. В нашей стране «все для людей», наши крохи никому не нужны, вот и занимаемся самолечением. (Татьяна) |
Я отвлекаю сына от стереотипии купанием и мытьем рук (если дома), вода его очень успокаивает и расслабляет, или включением любимого мультфильма (Смешарики мы любим), к счастью, планшет со всеми сериями всегда со мной. Найдите увлечения своего крохи и используйте его грамотно. (Ксения) | У нас вокализация проявляется в виде визга, такая реакция на счастье и радость. Хорошее настроение = визг. Когда плохое – фыркает. И знаете, эти все звуки мне помогают понимать дочь. Не понимаю, зачем ее лечить. (Вера) |
У нас психиатр грамотно подошла к этому вопросу, разработала целую программу с этапами. Занимаемся уже полгода, осталась только звуковая агрессия как проявление протеста. Скоро мы и ее преодолеем. Да, времени на занятия уходит много, но оно того стоит. За один день результата вы не увидите.(Лена) | Нам, к сожалению, пока не один из известных методов не помогает справиться со стереотипными звуками «в никуда», бывают очень неуместные, например, в очереди к врачу (другие малыши раздражаются и начинают плакать и агрессировать, уже молчу о взрослых). Приходится ограждать сына от социума по максимуму. Надеюсь когда-то и мы эту проблему преодолеем. (Дарина) |
Вывод
Вокализация проявляется обычно у всех “невербальных” детей с расстройством аутистического спектра. Признаки ее можно рассмотреть в раннем возрасте, и подобрать максимально эффективный метод коррекции с помощью дефектологов, логопедов и иных специалистов, участвующих в лечении аутизма.
Помните, стереотипия при РАС сильно мешает развитию ребенка и налаживанию контакта с внешним миром, следовательно, ее проявление необходимо научиться предотвращать.
Вокализация при аутизме и методы её лечения
Нарушение коммуникации является первичным диагностическим признаком расстройства аутистического спектра (РАС). Вокализация проявляется на первом году жизни ребенка, следовательно, является областью для исследования как потенциального поведенческого маркера аутизма.
Что такое вокализация
Вокализация – стереотипные повторения одинаковых звуков, которые проявляются у детей, прежде чем они учатся говорить. Для ребенка с аутизмом данное явление может продолжаться и на протяжении всей жизни, особенно, если его речь не развивается.
Вокализацию можно разделить на две категории:
Было обнаружено, что более высокая частота и продолжительная стойкость атипичных вокализаций присутствуют у детей с РАС и у младенцев с высоким риском развития синдрома, до появления речи.
Почему у пациентов с РАС проявляется вокализация
Причины невербального аутизма неизвестны. Доказано, что существует связь между совместным вниманием и вербальным общением. Совместное внимание возникает между двумя людьми, когда один привлекает другого к объекту посредством жестикуляции. Способность к нему в раннем возрасте играет значительную роль в развитии языка, а исследования указывают на серьезные упущения в совместном внимании у детей с аутизмом.
Для ребенка с аутистическим спектральным расстройством развитие коммуникации происходит по-разному и медленнее. Из-за сенсорных проблем дети-аутики могут казаться более заинтересованными в звуках окружающей среды, таких как журчание воды, треск огня, чем в обычном вербальном общении, могут быть отвлеченными или вообще не слышать, что говорят другие.
Никто точно не знает почему, но дети с РАС не подражают речи так же, как это делают другие, либо имитируют целые предложения (называемые эхом), не всегда понимая смысл того, что говорят. Среди детей-аутистов, которые не используют эхо, первые слова появляются намного позже: это могут быть числа или перечисление букв алфавита.
Многие аутисты используют невербальные методы общения: вокализацию, жесты, рисунки. Для родителей подобного рода коммуникация является трудным действием: одни пытаются «читать» каждое поведенческое проявление и связывать интуитивно с потребностями ребенка, а другие – развивают вербальное общение.
Методы лечения вокализации у детей с РАС
Обычно вокальные стереотипии мешают окружающим, а также самому ребенку, отвлекая его, например, от обучения в школе. Лечение вокализации у детей при аутизме в первую очередь направлено на устранение стереотипных поведенческих проявлений. Существуют методы, которые помогают бороться со стереотипией, среди которых:
Важно подходить к «переключению» плавно, чтобы не вызвать у ребенка отрицательную реакцию в виде истерики и агрессии.
Нетрадиционные методы лечения вокализации при аутизме:
Важно: медикаментозных методов лечения вокализации нет, обычно назначаются препараты, которые устраняют отдельные симптомы заболевания: агрессию (нейролептиками), дисбактериоз (пробиотиками) и т.д.
Отзывы родителей на тему: «Как уменьшить вокализацию у ребенка с РАС»
Отзывы были взяты с сайтов: https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/603804122/ и https://sovet.kidstaff.com.ua/question-1887535
Положительные | Отрицательные |
Сын сутками произносил один и тот же набор звуков: «айяйяй» с монотонной интонацией. Это сводило с ума. Начали посещать индивидуальные занятия у логопеда трижды в неделю. Мы все набрались терпения, выполняли дома все указания. И уже через месяц заметили, что количество проявлений вокализации уменьшилось. Уже занимаемся полгода, и практически о данной поведенческой особенности забыли. Важно состояние ребенка не пускать на самотек. (Лия) | Как посмотрю, все так на этом зацикливается, ну “мугыкает” себе под нос что-то ребенок, пусть. Не кричит, себе вред не наносит. А если это окружающих раздражает, так это им нервишки лечить надо! Аутичных детей нужно учиться воспринимать, а не «ломать» их и подстраивать под себя. (Ульяна) |
У нас в садике в группе мальчик был, который постоянно себе что-то мычал под нос. Сначала воспитатели его ограждали от детей, и настаивали, чтобы его убрали с группы. А дефектолог настояла на обратном и начала активно с ним заниматься. Когда я через два месяца встретила этого мальчика в коридоре, его было не узнать. Он даже со мной поздоровался. А дочь сказала, что даже играет с ним, и никаких звуков посторонних и раздражающих он больше не издает. Главное найти правильного специалиста, и все решаемо! (Настя) | Аутики особенные, они как инопланетяне на нашей планете, и вокализация им нужна, чтобы себя успокоить, настроиться на познание чего-то нового и т.д. Зачем их лишать данного способа. Учитесь просто понимать своего ребенка. (Оля) |
У нас вокализирует дочь только когда рисует, тихонько каждое движение карандашом или кистью сопровождает продолжительным звуком «оооооо». Лишать ребенка рисования мы не стали, просто научились сами абстрагироваться от звука и не раздражаться. Совет родителям, если вокализация не столь агрессивная, просто тренируйте в себе чувство самообладания. Удачи всем и терпения! (Света) | Мы борьбой с вокализацией занимаемся сами, так как грамотного специалиста, не нашли, а частники очень дорогие. В нашей стране «все для людей», наши крохи никому не нужны, вот и занимаемся самолечением. (Татьяна) |
Я отвлекаю сына от стереотипии купанием и мытьем рук (если дома), вода его очень успокаивает и расслабляет, или включением любимого мультфильма (Смешарики мы любим), к счастью, планшет со всеми сериями всегда со мной. Найдите увлечения своего крохи и используйте его грамотно. (Ксения) | У нас вокализация проявляется в виде визга, такая реакция на счастье и радость. Хорошее настроение = визг. Когда плохое – фыркает. И знаете, эти все звуки мне помогают понимать дочь. Не понимаю, зачем ее лечить. (Вера) |
У нас психиатр грамотно подошла к этому вопросу, разработала целую программу с этапами. Занимаемся уже полгода, осталась только звуковая агрессия как проявление протеста. Скоро мы и ее преодолеем. Да, времени на занятия уходит много, но оно того стоит. За один день результата вы не увидите.(Лена) | Нам, к сожалению, пока не один из известных методов не помогает справиться со стереотипными звуками «в никуда», бывают очень неуместные, например, в очереди к врачу (другие малыши раздражаются и начинают плакать и агрессировать, уже молчу о взрослых). Приходится ограждать сына от социума по максимуму. Надеюсь когда-то и мы эту проблему преодолеем. (Дарина) |
Вывод
Вокализация проявляется обычно у всех “невербальных” детей с расстройством аутистического спектра. Признаки ее можно рассмотреть в раннем возрасте, и подобрать максимально эффективный метод коррекции с помощью дефектологов, логопедов и иных специалистов, участвующих в лечении аутизма.
Помните, стереотипия при РАС сильно мешает развитию ребенка и налаживанию контакта с внешним миром, следовательно, ее проявление необходимо научиться предотвращать.