воир что это такое
О ВОИР
С начала своего создания Общество объединяло технические элиты республик СССР, опираясь на отечественные и мировые традиции в области изобретательства и рационализаторства. В 2017 году ВОИР отмечает 85-ю годовщину со дня основания Всесоюзного общества изобретателей – ВОИЗ (первый съезд Общества прошёл в Москве, в Колонном зале Дома Союзов 15-20.01.1932 г.).
С 1958 года Общество восстановлено как Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР).
На 1988 год в Обществе состояло более 118 тысяч предприятий, более 14 млн. изобретателей и рационализаторов, 5 народных депутатов СССР от ВОИР курировали созданную в Верховном совете СССР депутатскую группу содействия научно-техническому прогрессу.
После распада СССР в 1991 году Общество возродилось как Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР).
25 октября 2016 года состоялся внеочередной съезд ВОИР, на котором были переизбраны руководящие органы Общества, а также обновлен кадровый состав Центрального совета.
1 июля 2017 года прошёл VI съезд Общества, посвящённый 85-летию ВОИР. Приветственную телеграмму его участникам прислал Президент РФ В.В.Путин, который высоко оценил вклад отечественных новаторов в инновационное развитие экономики страны, пожелал дальнейших успехов. На съезде была утверждена новая редакция Устава Общества, принята Программа развития ВОИР на период 2017-2022 гг., переизбраны руководящие органы.
Основная миссия ВОИР — объединение и координация организаций и физических лиц, занимающихся изобретательской и рационализаторской деятельностью, в целях обеспечения инновационного и технологического прорыва в российской экономике, создания условий для её перехода к новому технологическому укладу, уже формирующемуся в мире.
Задачи ВОИР состоят
в активном взаимодействии с государственными органами и институтами развития при разработке и реализации программ и проектов, совершенствовании законодательства и нормативной правовой базы в сфере изобретательской и рационализаторской деятельности, в целях защиты прав и интересов членов Общества;
в формировании, содействии и стимулировании общественной инициативы, направленной на активизацию изобретательской и рационализаторской деятельности в Российской Федерации с опорой на опыт и традиции, сформировавшиеся на протяжении десятилетий несколькими поколениями отечественных изобретателей и рационализаторов;
в сохранении, популяризации и распространении знаний и опыта в сфере изобретательства и рационализаторства, с использованием современных информационных технологий и максимальном вовлечении в процесс технически способной и активной молодёжи;
в освещении достижений в области изобретательской и рационализаторской деятельности в средствах массовой информации, с привлечением широкого внимания общественности, промышленных и инвестиционных партнёров, в том числе международных, с целью внедрения разработок и обеспечения притока дополнительных инвестиций в экономику России.
Общество действует на принципах добровольности и равноправия его членов, самофинансирования, самостоятельности, самоуправления и независимости его организаций от политических, хозяйственных и государственных органов.
ВОИР — единственная в России общественная организация такого масштаба и с традициями в области развития технологий, объединяющая техническую элиту страны, предприятия и физических лиц, занимающихся изобретательской и рационализаторской деятельностью.
ВОИР сегодня — более 100 тысяч человек, в составе:
11 республиканских (в составе РФ) Советов ВОИР;
6 краевых Советов ВОИР;
43 областных Советов ВОИР;
свыше 150 организаций ВОИР среднего звена.
Предназначение ВОИР
Экономический рост и будущее России, её место в мировой экономике, а вместе с этим перспективы её политической стабильности и безопасности сегодня как никогда зависят не только от масштабов интеллектуального потенциала страны, но и от способности эффективно задействовать этот потенциал, поддержать каждого талантливого изобретателя и рационализатора, помочь реализации их идей в виде новых технологий в производстве, оказать содействие в коммерциализации передовых научно-технических разработок и инновационных решений в различных отраслях и областях жизни.
Кроме комплекса задач по содействию в коммерциализации отечественных изобретений и рационализаторских предложений, выводу на рынок новых инновационных товаров, созданию высокотехнологичных производств, социальной и правовой поддержке изобретателей и рационализаторов, ВОИР ставит перед собой задачи по повышению престижа изобретательской и рационализаторской деятельности, популяризации и созданию благоприятных условий для изобретательства и рационализаторства в стране и постсоветском пространстве.
Отдельное внимание руководство ВОИР уделяет формированию поколения изобретателей и рационализаторов новой формации, обладающих навыками и компетенциями инновационного предпринимательства в самом широком смысле этого слова, позволяющих на равных конкурировать российским инноваторам на международных рынках.
В этом сегодня заключается назначение ВОИР и та роль, которую Общество должно сыграть в условиях современных вызовов в ответ на потребности самих изобретателей и рационализаторов, нуждающихся в защите своих прав и интересов, в оперативном и эффективном содействии их интеллектуальной деятельности, с момента рождения идеи до её практического воплощения и широкомасштабного использования.
Приглашаем членов ВОИР, руководителей производственных предприятий, представителей исполнительной и законодательной власти, инвестиционных структур, активно включиться в совместную работу по обеспечению промышленности техническими новинками отечественных изобретателей, которые будут востребованы населением.
О ВОИР
ВОИР – общество талантливых людей
(К 85-летию Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов)
Становление изобретательства в Российской империи
История изобретательства и рационализаторства в России имеет свои давние корни. Современные «левши» и «кулибины», которых много в ВОИР, продолжают высоко нести эстафетную палочку поколений талантливых отечественных мастеров, новаторов инженерной мысли.
Одной из самых серьёзных проблем в прежние и нынешние времена является правовая защита изобретений. Примечательно, что поворотной вехой в истории российского изобретательства стал печально-памятный для нас год наполеоновского нашествия на Россию.
17 июня 1812 г. императором Александром I был подписан Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в ремеслах и художествах», ставший по своей сути первым патентным законом в России. Он состоял из шести глав: «О существе привилегий на изобретения и открытия», «О порядке выдачи привилегий», «О форме привилегий», «О сроке и пошлинах», «О прекращении привилегий», «О судебном разбирательстве».
Само по себе слово «привилегия» в названии Манифеста означает то же, что в настоящее время определяется понятием «патент на изобретение». Связано это с тем, что определенная правовая охрана научно-технического творчества в России существовала и до этого Манифеста. Юридическая форма патента развивалась в России из феодальной привилегии, и вплоть до Октябрьской революции 1917 г. охранный документ на изобретение назывался именно так — «привилегия».
Фактически выдача привилегий на изобретения в России началась к середине XVIII века, и первая из них была выдана в марте 1748 г. До 1812 г. было выдано 76 привилегий «на промыслы, торговлю и изобретения в ремеслах и художествах».
Выдача привилегий производилась Министерством внутренних дел по Департаменту мануфактур и внутренней торговли. Процедура оформлялась специальным указом Государственного совета, подписываемого царём. Первым в соответствии с этим Манифестом заявку на получение привилегии «на машины для выволочки соли из озер и для ломки оной в озерах» подал изобретатель Яков Белугин. А первый указ о выдаче привилегии по Манифесту 17 июня 1812 г. был издан 10 декабря 1813 г. Это был указ «О выдаче привилегии Американских соединенных штатов города Нового Йорка жителю Роберту Фултону на устроение и употребление в России изобретенного им водоходного судна, приводимою в движение парами».
Быстрые успехи российской промышленности и мануфактурной деятельности потребовали внесения изменений и дополнений в ранее принятый Манифест. Такие изменения были утверждены императором Николаем I 22 ноября 1833 г. в виде «Положения о привилегиях». В главе «О существе привилегий» указывалось, что привилегии могут быть выданы как на всякие открытия, изобретения, так и на их усовершенствования. При этом перечислялись разновидности охраняемых объектов: «общеполезные предметы, способы производства в искусствах, мануфактурах, ремеслах». Подчеркивалось, что исключительная привилегия может испрашиваться лицом, которое сделало открытие, изобретение или усовершенствование.
Следующие важные изменения в законодательство были внесены в период царствования Александра II. Так, 30 марта 1870 г. он утвердил указ Госсовета «Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения». Новацией стало положение о том, что изобретатель теперь имел право на патент, который является документом, удостоверяющим исключительные права его владельца. Всего за период с 1814 по 1896 гг. в России было выдано 6 333 привилегии.
Ещё одной важной датой в развитии изобретательства можно считать 20 мая 1896 г. Император Николай II подписал законодательный акт «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования» и «Постановление Государственного совета об утверждении «Положения». Ключевое место в Постановлении занимали вопросы, касающиеся создания патентного ведомства и организация его работы. Функцию патентного ведомства стал выполнять Комитет по техническим делам при Департаменте торговли и мануфактур. Вместо единовременных были установлены ежегодные пошлины. Вводилась льгота для малоимущих русских подданных-изобретателей. Примечательно, что к прошению о выдаче изобретения теперь требовалось прилагать: полное описание изобретения или усовершенствования на русском языке, квитанцию об уплате пошлины за рассмотрение прошения и публикацию в газетах или журналах (почти как в наши дни). В конце описания требовалось перечислить отличительные особенности заявленного изобретения или усовершенствования, составляющих, по мнению просителя, его новизну. Тем самым фактически впервые было установлено правило выдачи привилегии с формулой изобретения. Кроме того, впервые был установлен единый срок действия привилегий в России – 15 лет. Объявления о всех выданных привилегиях теперь начали публиковаться в «Правительственном вестнике» и «Вестнике финансов».
Как известно, с конца XIX века в России начался бурный рост промышленного производства и небывалая концентрация капитала. Это напрямую способствовало развитию изобретательской активности россиян. Согласно официальной статистике той поры, за период с 1896 до 1917 гг. в России было выдано 29 745 привилегий (патентов).
Изобретательство в СССР: взлёты и падения
Первым законодательным актом в области изобретательства советского периода стал Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) «Положение СНК об изобретениях» от 30 июня 1919 г. Сам факт принятия указанного Положения в разгар Гражданской войны свидетельствует о том, какое важное значение придавало руководство советского государства изобретательству, как одному из инструментов в восстановлении разрушенного хозяйства и подъёму экономики страны.
Следует отметить, что в период с 1917 по 1919 гг. формально сохранялось действие «Патентного закона» 1896 г., однако в эпоху военного коммунизма не могло быть и речи о применении изобретателем созданного им технического решения в собственном производстве. На основании «Положения СНК об изобретениях» все изобретения, признанные полезными, объявлялись достоянием государства, о чём производилась соответствующая публикация. Указанный документ выражал социально-экономическую политику, имеющую целью концентрацию собственности в руках государства. Государственным органом, уполномоченным производить оценку полезности изобретений, стал Комитет по делам изобретений.
15 сентября 1924 г. было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О введении в действие постановления о патентах на изобретение». Этим законодательным актом была введена патентная форма охраны изобретений на территории СССР, установлен 15-летний срок действия патента, восстановлено действие патентов, выданных до 1917 г. в России. По оценкам специалистов, Постановление о патентах 1924 г. было приближено к передовым образцам иностранных патентных законов того периода.
Наиболее положительную роль в развитии авторского права в период военного коммунизма сыграли более поздние законы: «Основы авторского права» 1925 и 1928 гг. и Закон РСФСР «Об авторском праве» от 8 октября 1928 г. Согласно принятому 9 апреля 1931 г. Постановлению ЦИК и СНК СССР «О введении в действие положения об изобретениях и технических усовершенствованиях» было установлено две формы правовой охраны изобретений: авторское свидетельство и патент. Обе эти формы просуществовали в СССР более 60 лет. Авторское свидетельство так же, как и патент, удостоверяло факт наличия изобретения. Но авторское свидетельство закрепляло права государства на владение предметом изобретения. Важным моментом явилось и то обстоятельство, что Постановлением были установлены льготы для обладателей авторских свидетельств (но не патентов) на изобретения. В частности, эти льготы касались преимущественного права на получение жилья, занятие научных должностей по месту работы, поступление в высшие учебные заведения (причём, эта льгота предоставлялась не только изобретателям, но и их детям), на получение дополнительного отпуска и путёвок в санатории и дома отдыха. Эта политика в области изобретательства принесла свои плоды: с 1931 по 1941 гг. в стране было выдано 28 779 авторских свидетельств на изобретения и всего 1 722 патента.
Накануне Великой Отечественной войны (ВОВ) был принят ещё один важный законодательный акт в этой сфере. Так, 5 марта 1941 г. Постановлением СНК СССР было утверждено Положение «Об изобретениях и технических усовершенствованиях и о порядке финансирования затрат по изобретательству, техническим усовершенствованиям и рационализаторским предложениям». Страна находилась на пороге войны и руководство стремилось направить изобретательство на нужды военного времени. Стремление сблизить во времени создание и использование изобретений, сделать их составляющими единого в организационном плане процесса повлекло за собой постановку эксперимента, ставшего основной новацией нового Положения: передачу вопросов, связанных с выдачей охранных документов в ведение народных комиссариатов (министерств), т. е. их децентрализацию. Постановление упорядочивало финансовую сторону работы по изобретательству, ужесточало плановый характер расходования средств в этой сфере народного хозяйства страны. Во время ВОВ такой подход к делу изобретательства, по мнению аналитиков, в основном себя оправдал. Точно так же, как и в период послевоенного восстановления народного хозяйства СССР. Однако в последующий период такое положение вещей стало тормозом в развитии изобретательства в стране. Согласно официальным данным, с 1941 по 1959 гг. всего было выдано 62 382 авторских свидетельства и только 560 патентов.
В последующие годы советское законодательство об изобретениях существенно пересматривалось еще четырежды — в 1959, 1965, 1973 и 1981 гг., когда принимались новые базовые акты по изобретательству и дополняющие их акты. В целом все они имели единую принципиальную основу, предусматривая две возможные формы охраны прав изобретателей (авторское свидетельство и патент), проверочную систему экспертизы заявок, разрешительный порядок патентования изобретений за границей, возможность принудительного выкупа патента государством и т.д.
Проблема реформы изобретательского права, в частности вопрос о повышении уровня правового регулирования изобретательских отношений, стала активно обсуждаться в юридической литературе и на страницах печати в течение 80-х годов прошлого века. Большинство специалистов высказывалось за принятие специального закона об охране изобретений. В конце 80-х годов были подготовлены и вынесены на всеобщее обсуждение с годичным промежутком два новых проекта закона об изобретениях, которые были значительно приближены к условиям рыночной экономики.
После двухгодичного обсуждения в Верховном Совете СССР новый Закон «Об изобретениях в СССР» был принят 31 мая 1991 г. и вступил в действие с 1 июля 1991 г. Почти одновременно был принят Закон СССР «О промышленных образцах» от 10 июля 1991 г., который должен был вступить в силу с 1 января 1992 г. В стадии разработки и рассмотрения находились Закон СССР «О патентном суде СССР», Положение о патентных поверенных, Устав Государственного фонда изобретений СССР и ряд других актов. Однако распад СССР как единого государства в декабре 1991 г. поставил на этих планах точку.
Относительно успешное правовое обеспечение изобретательства и рационализаторства позволило Советскому Союзу достичь в этом вопросе существенных достижений. Этому во многом способствовала и плодотворная деятельность общественных организаций.
ВОИЗ. В 1924-1931 гг. в СССР сложилась целая сеть изобретательских органов — Высшие (всесоюзные и республиканские) руководящие органы по изобретательству, изобретательские органы среднего звена управления (при краевых, областных СНХ, трестах, главных управлениях, синдикатах), местные изобретательские органы (при производственных и транспортных предприятиях).
Постановлением ЦК ВКП(б) от 26 октября 1930 г. было одобрено решение ВЦСПС об организации массового добровольного Всесоюзного общества изобретателей (ВОИЗ) и началась подготовительная работа по созданию этой организации. Так, наряду с коллективизацией сельского хозяйства пришла коллективизация новаторства. К 1-му учредительному съезду ВОИЗ, который состоялся с 15 по 20 января 1932 г. в Москве, в Колонном зале Дома Союзов, вновь образованное общество уже насчитывало 300 тысяч членов. Многочисленные разобщенные кружки, ячейки новаторов, возникшие за годы советской власти на предприятиях, теперь преобразовывались в подразделения ВОИЗ. Общество на местах и в центре привлекало в помощь изобретателям выдающихся специалистов, организовывало профессиональное консультирование по вопросам новаций, защиту и продвижение изобретений в жизнь. Стало проще внедрять новинки технической мысли в производство. Ведь у индивидуала, как правило, не доставало средств на разработку своей идеи, а затем его охватывало отчаяние перед необходимостью преодолевать бюрократические препоны, возникающие при внедрении. Теперь эти заботы во многом ложились на плечи общества ВОИЗ.
Существенную роль в мобилизации новаторских рядов, пропаганде научных знаний и изобретений сыграл ежемесячный журнал «Изобретатель», который стал выходить в свет с 1929 г. Первый номер открывался полемической статьёй Альберта Эйнштейна «Массы, вместо единиц». Великий физик являлся страстным поклонником Великой Октябрьской революции и утверждал на страницах нового издания, что на смену изобретателей-индивидуалов неизбежно придут массы новаторов. И что это будет реализовано в Стране Советов, где уничтожена частная собственность и отсутствует безжалостная борьба за извлечение выгоды из творчества.
Увы, волна сталинских репрессий, пик которых пришёлся на 1937-1938 гг., тяжёлым «катком» проехался и по советским изобретателям. С 1938 г. на долгих два десятилетия прекратили свою деятельность и ВОИЗ, и журнал «Изобретатель».
ВОИР. После победы в Великой Отечественной войне, громадных усилий по восстановлению народного хозяйства, новое руководство страны видимо осознало необходимость поддержать отечественных изобретателей, без которых невозможен технический прогресс. Теперь они стали работать под руководством профсоюзов.
Решением Президиума ВЦСПС от 17 января 1958 г. было создано Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР), который стал преемником ВОИЗа. Двумя годами раньше, с 1956 г. снова стал выходить в свет ежемесячный журнал «Изобретатель». Сначала под названием «Изобретательство в СССР», а с 1958 г. – «Изобретатель и рационализатор» (учредителем журнала стало ВОИР).
Реализуя свои уставные задачи ВОИР создавало специальные фонды материальной поддержки своих членов, определяло систему социальной защиты изобретателей; организовывало и реализовывало консультационную и экспертную помощь предприятиям, организациям и гражданам, заключало контракты со специалистами для разработки образцов новой техники и технологий, осуществляло общественный контроль за соблюдением законодательства в области изобретательства и т.п.
В 1973 г. ВОИР было награждено орденом Ленина, а журнал «Изобретатель и рационализатор» в 1979 г. – орденом Знак Почёта (за плодотворную работу по массовому вовлечению трудящихся в активное техническое творчество).
По официальным данным, на 1988 г. (один из самых успешных для Общества) в ВОИР входило более 118 тыс. ведущих предприятий СССР и более 14,5 млн. изобретателей и рационализаторов. Особо можно отметить, что пять народных депутатов СССР от ВОИР курировали депутатскую группу содействия научно-техническому прогрессу, специально созданную при Верховном Совете СССР.
В первой половине 1980-х гг. появились и новые формы общественной научно-технической деятельности: советы новаторов, общественные конструкторские и технологические бюро, помогающие изобретателям разрабатывать их предложения, общественные бюро экономического анализа, которые оценивали экономическую эффективность изобретений и рационализаторских предложений. Большое развитие получили различные формы коллективного творчества молодёжи. В стране действовало более 15 тыс. комплексных творческих молодёжных коллективов (КТМК). В них работало около 120 тыс. молодых специалистов, рабочих, студентов. Практика деятельности КТМК показывала, что цикл «исследование-производство» сокращается в 1,5-2 раза. Стали традиционными проводимые на предприятиях конкурсы на звание «Лучший молодой рационализатор, изобретатель»; «Твоё первое рацпредложение», научно-практические конференции, школы молодых рационализаторов, выставки НТТМ и многие другие мероприятия. Различными формами научно-технического творчества было охвачено более 8 млн. детей и подростков, в 506 вузах действовали студенческие научно-технические общества (СНТО), которые ежегодно выполняли работы на сумму более 51 млн. рублей.
Как свидетельствуют архивные документы, к середине 80-х гг. прошлого века существенно активизировалась работа республиканских, краевых и областных организаций ВОИР. Там проводились различные конкурсы, смотры, конференции, выставки. Судя по отчётности, неуклонно росло количество поданных и внедрённых рацпредложений, число молодёжи, вовлеченное в изобретательское движение. Так, например, к 1 января 1988 г. в Витебской областной организации ВОИР было 862 первичных организации с числом членов 81277 чел. (моложе 30 лет – 38157 чел.). За 1986 г. было создано 130 новых первичных организаций. В 1987 г. было проведено 587 смотров, 598 конкурсов, в ходе которых было подано для их оценки 6531 работа. В области действовало 612 школ, факультетов, университетов технического творчества, один институт патентоведения, 371 консультативный пункт, 5 отраслевых секций, 1845 творческих бригад (ими было внедрено 5926 предложений), 223 конструкторских бюро (было внедрено 1605 предложений), 87 общественных патентных бюро, оформивших 497 заявок.
Подобные общественные организации были созданы и в Алтайской краевой организации, в Архангельской, Вологодской, Гомельской и других областных организациях ВОИР. Ими устраивались соревнования за достижение наивысших результатов в области изобретательства и рационализаторства. В Свердловской области, например, региональным ВОИР были проведены выставки «Умельцев», создавались клубы самодеятельного технического творчества, был проведен конкурс предложений молодёжи и молодёжных коллективов по эффективному использованию отходов производства, проводились смотр на лучшее студенческое творческое объединение под девизом «Студент-производству!», слёт юных техников и исследователей, областные выставки технического творчества школьников. В Тульской области активистами ВОИР были проведены конкурсы на лучшее изобретение и рационализаторское предложение по механизации и автоматизации производства, сокращению ручного и физического тяжелого труда и труда с вредными условиями, экономии сырья, материалов и энергии. Конкурсной комиссией было рассмотрено более 1,5 тыс. предложений изобретателей и рационализаторов, которые дали экономический эффект более, чем в 1 млн. рублей. Лучшими творческими коллективами были признаны Тульский машиностроительный завод, Щёкинское ПО «Азот», Тульский политехнический институт.
Надо отдать должное властям Советского Союза, которые уделяли большое внимание материальному и моральному стимулированию отечественных новаторов. Так, в 1959-1961 гг. в союзных республиках СССР были приняты законодательные акты об учреждении республиканских почётных званий «Заслуженный изобретатель» и «Заслуженный рационализатор». К примеру, почётное звание «Заслуженный рационализатор РСФСР» было учреждено 20 апреля 1961 г. и присваивалось Президиумом Верховного Совета РСФСР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1981 г. было установлено почётное звание «Заслуженный изобретатель СССР». К нему представлялись (Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий, а также Центральным советом ВОИР) авторы изобретений, открывшие новые направления в развитии техники и технологии или имевшие особо важное народнохозяйственное значение. Всего этим почётным званием с 1983 по 1991 гг. было удостоено 16 человек. В том числе такие крупнейшие учёные и новаторы производства, как: Б.Е.Патон, Л.Н.Кошкин, С.Н.Фёдоров, Г.А.Илизаров и др.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 января 1979 г. был учреждён официальный праздник «Всесоюзный день изобретателя и рационализатора», который широко отмечался в последнюю субботу июня месяца. В современной России в это же время продолжают отмечать «День изобретателя и рационализатора».
За годы своего существования деятельность ВОИР имела впечатляющие результаты: если в 1939 г. было зарегистрировано 26,9 тыс. изобретений, то в 1987 г. — уже 83,7 тыс. Эти показатели были значительно выше, чем в некоторых наиболее прогрессивных странах мира таких, как: США (82,9 тыс.), Япония (62,4 тыс.), Германии и Великобритании (28,7 тыс.). Стране удавалось их удерживать вплоть до развала СССР в 1991 г., когда число зарегистрированных изобретений сократилось в четыре раза. За счёт рационализаторских предложений в СССР обеспечивалось в среднем 30-35% общего роста производительности труда, 50-60% экономии материальных и сырьевых и около 80% топливно-энергических ресурсов.
Вместе с тем следует отметить, что в сфере изобретательства советского периода хватало и своих недостатков. Причём не только формализма с начётничеством, чем грешили многие учреждения и организации той поры, но и проблем посущественнее.
К примеру, архивные данные свидетельствуют, что в 1988 г. в СССР была прекращена работа по патентованию 358 изобретений. Основные причины – отсутствие перспектив реализации на внешнем рынке и внедрения в народное хозяйство. Более 50% изобретений патентовались с целью продажи лицензий и лишь 3-5% – с целью защиты экспорта. Министерствами и ведомствами СССР было рекомендовано для продажи по лицензии 669 тем, включающих 1786 изобретений. Причём более половины тем, предложенных министерствами и ведомствами в проект плана продажи лицензий за границей на 1988 г., не имели патентной защиты. Из общего количества патентуемых изобретений было внедрено лишь около 60%, в организациях академий наук и высшей школы – менее 50%. Конечные результаты патентно-лицензионной работы в СССР так и не стали одним из основных показателей эффективности деятельности предприятий, организаций, министерств и ведомств, оценки технического уровня и качества создаваемой и производимой ими техники и технологии.
Современная Россия: ставка на инноваторов
Распад Советского Союза как единого государства создал крайне неблагоприятную ситуацию в охране промышленной собственности на территориях независимых государств — республик бывшего СССР. Ни одно из независимых государств, включая Россию, не имело законов об охране промышленной собственности и ведомств по её охране. Союзный Закон «Об изобретениях в СССР» не мог эффективно действовать на территории России, поскольку 22 статьи данного закона должны были быть изъяты, изменены или дополнены как вступающие в противоречие с законами РФ «О налогах и налоговой политике», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об инвестициях и инвестиционной политике».
Таким образом, в области охраны промышленной собственности создалась кризисная ситуация, для выхода из которой полномочные представители независимых государств с осени 1991 г. начали работу по созданию межгосударственной патентной системы. В октябре 1991 г. ими был подписан совместный протокол о намерении заключить между собой Конвенцию об охране промышленной собственности. Учитывая однако, что для подготовки такой Конвенции необходимо время, было принято решение заключить Временное соглашение об охране промышленной собственности. На встрече в Минске, которая проходила 25-27 декабря 1991 г., был подготовлен и подписан полный комплект документов Соглашения для одобрения его правительствами независимых государств.
К сожалению, из-за возникших разногласий и деструктивной позиции, занятой отдельными независимыми государствами, данное Соглашение так и не получило одобрения правительств и не вступило в силу. Независимые государства пошли по пути создания своего национального патентного законодательства.
В Российской Федерации Патентный закон был принят 23 сентября 1992 г. В отличие от Закона СССР «Об изобретениях в СССР» он регулирует отношения, связанные не только с изобретениями, но и промышленными образцами и полезными моделями. В развитие закона Правительством РФ и Патентным ведомством принят целый ряд подзаконных актов, которые наряду с некоторыми другими законодательными и подзаконными актами, судебной практикой и международными договорами образуют систему источников патентного права.
За прошедшие четверть века в России последовательно нарабатывалась законодательная база по развитию изобретательства, защите интеллектуальной собственности. Это позволило, например, достичь определённых результатов в области регистрации товарных знаков. Хотя до совершенства в этом вопросе ещё далеко.
Как известно, важнейшей составляющей научной и научно-технической деятельности (НТД) является инновационная деятельность, направленная на внедрение научно-технических достижений. Органами власти были предприняты шаги по разработке государственных мер, направленных на повышение эффективности вовлечения в хозяйственный оборот результатов НТД и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологии. В этих целях, к примеру, был издан Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г., приняты Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. и от 2 сентября 1999 г. Однако, в силу разных причин, реализовать их на практике было трудно. Существенной вехой в решении данной проблемы стало введение в действие с 1 января 2008 г. части четвёртой Гражданского кодекса РФ, регулирующей права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Серьезным препятствием для обеспечения эффективной правовой охраны результатов НТД, по убеждению многих отечественных специалистов, являются весьма высокие размеры пошлин и особенно тарифов, взимаемых за регистрационные процедуры: подачу и экспертизу заявок, выдачу и поддержание охранных документов. Резкий переход от беспошлинной системы регистрации прав к системе, предусматривающей довольно существенные расходы в условиях разразившегося экономического кризиса 90-х годов прошлого века, заставил многих изобретателей и значительную часть хозяйствующих субъектов, задействованных в научно-технической сфере, отказаться от обеспечения охраны своих прав на результаты НТД через систему государственной регистрации или, по крайней мере, заметно сократить объём работ в этой области.
Очередной финансово-экономический кризис, введение экономических санкций заставляют руководство нашей страны изыскивать внутренние резервы развития, делать ставку на импортозамещение и новаторство. С этой целью, например, распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». Она призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, а также определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики.
С сожалением приходится констатировать, что в некоторых вопросах изобретательское сообщество не всегда находило и находит должное взаимопонимание с властями. Наглядным примером этому может служить ситуация с почётными званиями. Так, с 1992 г. Указами Президента РФ Б.Н.Ельцина стали вручаться почётные звания «Заслуженный изобретатель Российской Федерации» и «Заслуженный рационализатор Российской Федерации» (вместо установленной с 1961 г. аббревиатуры в наименовании почётного звания – «РСФСР»). С 30 декабря 1995 г. Указом Президента РФ были утверждены новые Положения о двух этих почётных званиях.
Однако Указом Президента РФ Д.А.Медведева от 7 сентября 2010 г. оба эти почётных звания были упразднены. После неоднократных обращений новаторского сообщества к властям Указом Президента РФ В.В.Путина от 24 октября 2012 г. почётное звание «Заслуженный изобретатель Российской Федерации» было установлено вновь. В настоящее время ВОИР добивается от властей точно такого же решения и по другому упразднённому почётному званию – «Заслуженный рационализатор Российской Федерации».
В целом возрождение изобретательского движения и его оплота – ВОИР шло в новой России сложными путями. Далеко не сразу, а лишь со временем (с уходом в прошлое результатов и последствий «лихих 90-х») возвращалось осознание важности изобретательства и организующего его массового добровольного общества.
21 марта 1991 г. в Москве состоялся первый Учредительный съезд Общественной организации «Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов» (ВОИР), на котором были приняты Устав и другие программные документы, избран Центральный совет (ЦС) ВОИР сроком на пять лет.
Вскоре после распада СССР, 29 апреля 1992 г. прошла Конференция ВОИР, на которой были внесены изменения и дополнения в Устав Общества. На тот период в ВОИР официально числилось около 3,5 млн. членов. Впоследствии эта цифра стала резко сокращаться.
Всего в настоящее время прошло семь съездов ВОИР: II съезд состоялся 11 декабря 1996 г.; III – 26 июля 2002 г.; IV – 12 сентября 2007 г.; V – 25 июля 2012 г.; внеочередной – 25 октября 2016 г.; VI – 1 июля 2017 г.
В частности, 25 октября 2016 г. на состоявшемся внеочередном съездe ВОИР были переизбраны руководящие органы Общества, а также обновлён кадровый состав Центрального cовета. Новым Президентом и Председателем ЦС ВОИР был избран Антон Анатольевич Ищенко – депутат Государственной Думы VI созыва, председатель Оргкомитета Всероссийской конференции «Юные техники и изобретатели» в Госдуме РФ. Бразды правления крупнейшей общественной организацией страны ему передал Юрий Юльевич Манелис, который бессменно руководил ВОИР с 1991 г. Заместителями Председателя ЦС ВОИР были избраны: Дмитрий Александрович Протасовский – руководитель инфраструктурного проекта по комплексной поддержке изобретателей при внедрении и реализации прикладных изобретений «Я придумал» и Дмитрий Иванович Зезюлин – Президент международного салона инноваций «Архимед».
Предельно насыщенной оказалась и повестка дня VI съезда Общества, состоявшегося 1 июля 2017 г. На нём были обсуждены и приняты решения по важнейшим вопросам развития российского изобретательского движения, утверждены новая редакция Устава Общества, принята Программа развития ВОИР на 2017-2022 гг., подписан ряд соглашений между ВОИР, ФИПС и Planeta.ru о взаимодействии по разработке и запуску Российского аукциона результатов интеллектуальной деятельности (РАУРИД), избран новый состав руководящих органов. Президентом ВОИР был избран Михаил Валентинович Ковальчук – президент НИЦ «Курчатовский институт». Вице-президентом ВОИР избран Владимир Михайлович Кононов – депутат Государственной Думы РФ VII созыва. Председателем Центрального совета ВОИР был вновь избран Антон Анатольевич Ищенко, а его заместителями – Дмитрий Александрович Протасовский и Дмитрий Иванович Зезюлин.
Следует отметить, что с 85-летием ВОИР поздравили многие официальные лица, руководители ведомств, предприятий и организаций. Так в своей приветственной телеграмме участникам юбилейного VI съезда ВОИР Президент РФ В.В.Путин высоко оценил роль и значение изобретательского сообщества страны. Глава государства отметил важность продолжения творческого, созидательного и новаторского труда, а также успехи нынешнего поколения изобретателей и рационализаторов в решении задач, связанных с наращиванием научно-технического потенциала России, переходом нашей экономики на инновационный путь развития.
ВОИР сегодня – единственная в стране общественная организация федерального масштаба, имеющая почти вековые традиции. ВОИР обладает уникальным опытом в области развития технологий, объединяет техническую элиту страны, координирует деятельность предприятий и физических лиц, занимающихся изобретательством и рационализаторством.
В настоящее время ВОИР объединяет более 100 тысяч новаторов в 60 регионах страны. В его состав входят: 11 республиканских (в составе РФ) Советов ВОИР; 6 краевых Советов ВОИР; 43 областных Советов ВОИР; свыше 100 организаций ВОИР среднего звена (городские, районные, объединённые и др.); более 1500 первичных организаций ВОИР и ряд структурных формирований (общественные институты технического творчества и патентоведения, консультационные пункты).
Несмотря на различные сложности, прежде всего финансовые, практически все эти структурные подразделения ВОИР держатся на плечах пламенных энтузиастов новаторского дела. Большой личный вклад в развитие и популяризацию изобретательского, рационализаторского движения внесли бывшие руководители региональных организаций ВОИР: Николаева Тагзима Галиевна (Тюменская область); Нагимулина Светлана Алексеевна (Красноярский край); Курносов Валерий Игоревич (г.Санкт-Петербург и Ленинградская область). Продолжают оставаться в «строю» такие признанные лидеры региональных изобретательских сообществ как: Тигров Вячеслав Петрович (Липецкая область); Окунев Алексей Васильевич (Свердловская область); Комиссаров Василий Варсонофьевич (Республика Чувашия); Иванов Юрий Алексеевич (Ярославская область); Цыбульников Сергей Иванович (Белгородская область); Зезюлин Дмитрий Иванович (г.Москва). С большим энтузиазмом взялись за дело вновь избранные в 2016-2017 гг. руководители региональных организаций ВОИР: Россошанский Андрей Владимирович (Саратовская область); Кокоулин Дмитрий Сергеевич (Новосибирская область); Соколов Леонид Иванович (Вологодская область).
Существенный положительный опыт работы накоплен в Обществе изобретателей и рационализаторов Республики Татарстан, которым с 2010 г. бессменно руководит большой энтузиаст новаторского дела Гайсин Ленар Гайнуллович. В Татарстане создана солидная нормативно-правовая база по развитию изобретательства и рационализаторства.
К сожалению, различных проблем в новаторской среде достаточно. Например, не всё гладко складывается вокруг бывшего печатного органа ВОИР – журнала «Изобретатель и рационализатор». В советское время, допустим в 1976 г., тираж этого научно-популярного издания доходил до 460 тыс. экземпляров. Однако из-за хронического недофинансирования и долгов в декабре 2015 г. журнал был вынужден прекратить печататься в бумажном виде. При этом его тираж упал всего до 2-х тыс. экземпляров. Но благодаря высокопрофессиональному костяку журналистов во главе с главным редактором Валентином Тимофеевичем Бородиным, истинным энтузиастам своего дела вот уже полтора года журнал «Изобретатель и рационализатор» выходит в электронном виде. Новое руководство ВОИР предпринимает меры по изысканию необходимых денежных средств для спасения этого уникального и старейшего в стране научно-популярного специализированного журнала.
В заключение отметим, что по итогам 2016 г. Россия потеряла 14 позиций в рейтинге инновационных экономик мира, опустившись на 26-е место. В этой связи новое руководство ВОИР считает необходимым заново выстраивать систему мотивации новаторов, более эффективно стимулировать их к изобретательству.
В числе приоритетных задач обновляемого ВОИР:
коммерциализация отечественных изобретений, рационализаторских предложений. Содействие полноценному формированию рынка интеллектуальной собственности в РФ;
вывод на рынок новых отечественных инновационных товаров, с акцентом на товары народного потребления;
создание высокотехнологичных производств;
социальная и правовая поддержка изобретателей и рационализаторов;
повышение престижа и популяризация изобретательской и рационализаторской деятельности;
выявление и воспитание молодых и талантливых новаторов, способных достойно представить Россию на международных рынках;
формирование поколения изобретателей и рационализаторов новой формации, обладающих компетенциями и навыками инновационного предпринимательства.
В планах ВОИР – реализация ряда проектов федерального масштаба, в том числе:
создание финансовой и информационной инфраструктуры для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и мотивации вовлечения граждан в изобретательское движение – Российский аукцион результатов интеллектуальной деятельности «РАУРИД»;
создание системы управления интеллектуальной собственностью и координации деятельности малых инновационных предприятий (МИП);
создание специального раздела в государственной информационной системе промышленности (ГИСП): «Перспективные товары для российской промышленности»;
создание Национальной информационной системы «Бюро рационализации и изобретательства» (НИС БРИЗ) и другие.
Современная практика показывает, что незаинтересованность авторов РИД (результатов интеллектуальной деятельности) в их правовой охране вследствие отсутствия правовых норм, чётко определяющих условия, размер, порядок и источники финансирования выплаты вознаграждения авторам РИД, является одной из основных причин недостаточной патентной активности в нашей стране. В этой связи руководство ВОИР намерено объединить усилия с Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом). К сожалению, в настоящее время работа этого ведомства тоже пока нивелируется целым рядом макроэкономических факторов – от неблагоприятного предпринимательского климата до недостаточной господдержки инноваций. Объединение усилий ВОИР с Роспатентом, по мнению участников этого альянса, позволит более эффективно добиваться перелома в негативном тренде технологического отставания России.