воинство выспреннее что это
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкование на Ис. 24:21
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 21–23 И будет в той день, наведет Господь на утварь небесную руку, и на цари земныя. И соберут собрание ея и затворят в тверди и в темницы: мноземи роды будет посещение их. И истает плинфа и падет стена, и устыдится луна и посрамится солнце
Толкование на пророка Исаию.
Прп. Ефрем Сирин
Ст. 21-22 И… наведет Господь на утварь небесную руку на высоте, и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице. Наведет Господь руку на гордые войска и на гордых вождей Ассирийских. Но не спасутся и другие цари, потому что пророк добавляет: и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице и помыслят на связаннаго. Этим указывается на то, что Ассирияне со своими союзниками собрались и умыслили зло и погибель Иерусалиму, Езекии и Иудейскому народу, который, как в темнице, заключен был в стенах Иерусалима.
Толкование на книгу пророка Исаии.
Блж. Иероним Стридонский
Ст. 21-23 И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава
Посетит же Господь воинство и украшение небесное, как бы больного, требующего вырезывания и прижигания, по оному: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Пс. 88:33). Ибо и далее мы читаем: упися меч мой на небеси; и у Иова: звезды нечисты суть пред ним (Иов. 25:5), и еще: и в ангелах стропотно что усмотре. Посетит царей и князей земли, миродержителей тьмы сей, посетит и духовные беззакония на небесных. Об этих князьях, начальствующих над различными областями, написано и у Даниила: «вышел на встречу мне князь царства Персидскаго, и князь царства Индийского и князь царства Греческого». Итак этих князей, которые не сохранили своей степени, соберет Господь в день суда, как бы связанных в одну связку, и пошлет в озеро ада, чтобы и на них исполнилось написанное о нечестивых: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела.
И они будут заключены в темнице, по оному, что сказал Господь: идите во огнь вечный, уготованный и диаволу и аггелом его (Мф. 25:41). Дальнейшее же и после многих дней будут посещены невидимому благоприятствует друзьям моим, которые диаволу и демонам дают покаяние, — что спустя много времени эти последние будут посещены Господом; но пусть они обратят внимание, что Божественное Писание не сказало прямо: будут посещены Господом или будут посещены ангелами, но неопределенно: будут посещены. В этой неопределенности слова можно разуметь и врачевание и наказание, что тогда как праведные получат награды, те будут посещены мучениями вечными. Однако следует знать, что бренность человеческая не может ведать суда Божия, и произносить суждении о величии и мере наказаний, суждения, которое предоставлено воле Господа.
Тогда покраснеет луна и устыдится солнце — согласно с тем, что сказал апостол: яко вся тварь совоздыхает и соболезнует (Рим. 8:12), видя что люди, пользовавшиеся их светом, не сделали ничего достойного благости Бога, Который солнцу Своему повелевает восходить над праведными и неправедными, — видя подобно как бы тому, как управляющий или распорядитель пред приходом господина видит, что его подчиненные терпят различные страдания и не исполнили его приказаний. Об этом же самом месте подробнее Спаситель учит в Евангелии: Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесные подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческаго на небеса: и тогда восплачутся вся колена земныя, и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24:29-30).
Мы узнали о разрушении земли, о посещении воинства небесного, о собрании царей и князей в одну толпу, о низвержении их в озеро и заключении в темницу, о посещении, спустя долгое время, заключивших, о стыде луны и смущении солнца. После всего этого воцарится Господь воинств на горе Сионской в Иерусалиме небесном, о котором пишется и в послании к Евреям (Евр. 12), и пред лицом старейшин своих прославится. Каковым старейшиною был Авраам, умерший в старости доброй и приложившийся к отцам своим (Быт. 25), каковых и Моисею повелевается избирать в старейшины, о которых он знает, что они старейшие, ибо седина человека — мудрость его (Притч. 4:8), которые подражают Ветхому деньми, власы коего, для обозначения долголетия, изображаются белыми (Дан. 7:9). Это можно разуметь и о церковном чине, если только делами они не разрушают сана.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.
Лопухин А.П.
Ст. 21-23 И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава
Суд Божий, начавшись с небесных воинств, со всей силой обрушится на земных властителей, которые подвергнутся заключению и наказанию, тогда как Господь Сам воцарится на Сионе.
Посетит, т. е. будет судить.
Воинство внутреннее, т. е.
а) высшие, небесные светила и
Толковая Библия.
Воцарение Бога над миром в апокалипсисе Исайи
Сергий Чарыков
«И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны.» (Ис.24:21,22)
Главная тема апокалипсиса пророка Исайи — конец всех царств мира и наступление царства Божьего на Сионе, т.е. воцарение Бога над миром, символическом центром которого становится Сион. Оно сопровождается обращением к истинному Богу всех народов, уцелевших после Суда и участием их в мессианской трапезе. «И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава» (24:23). «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» (25:6-7).
В этих фрагментах, по мнению толкователей, отражены очень архаичные представления древнего Израиля, который мог видеть Бога (ср. Исх 24:9 сл.). Здесь получило свое отражение и другое, не менее традиционное, чем эти представления о видении Бога и трапезе Завета, представление о воцарении Господа после Своей победы над силами хаоса и народами, являющимися их представителями в истории. Таким образом, здесь представлено откровение Божьего Царства, которое произойдет в эсхатологические времена. Солнце и луна, как важнейшие из небесного воинства, которым воздавалось божеское почитание, должны отступить перед истинным Богом и Владыкой мира. Кроме того, они теряют свое сияние (ср. Иоиль 3:4), в то время, как слава Господа просияет в своей полноте (ср. Ис 4:5 слл.; 60:1-3, 19; Откр 21:23). Потухание солнца, луны и звезд принадлежит к описанию гибели мира (ср. Ис 13:10). Возможно также, что «стыд» солнца и луны указывает не на их испуг перед явлением Бога (ср. Пс 46:9; 92:1; 95:10; 96:1; Зах 14:9), но на то, что Его слава просияет так сильно, что не один святой город, но вся земля будет ею освещена, и свет солнца и луны померкнет, т. е. станет ненужным (ср. Ис 60:19; Зах 14:7; Откр 21:23; 22:5).46 Как некогда Моисей и сопровождавшие его и 70 старейшин видели Славу Господа на Синае (Исх 24:9), так теперь Сион станет местом Откровения. Он является местом всемирного царства Бога, как часто называют его псалмы (47:2; 98:2; ср. Мих 4:7).
В 25:6-7 описано торжество по случаю воцарения Бога среди Своего народа, обратившегося к Нему (ср. 1 Цар 11:15; 3 Цар 1:25). На этот мессианский пир приглашены все народы. Под образом трапезы из лучших яств и вин представлены здесь радости нового союза-завета всех народов с Богом. Этот образ мессианского пира, как символа торжества, радости и единения, вошел ветхозаветную традицию, а затем и в Новый Завет (Мф 8:11; 22:2-14 и параллельные места; Откр 19:9). Святоотеческие толкования этого места соотносят его с мессианской трапезой Нового Завета — Евхаристией. Прп. Ефрем Сирин пишет: «Вполне исполнилось это пророчество на Господе нашем, когда на горе Иерусалимской преломил Он тело Свое и преподал кровь Свою. Вот пиршество небесное и духовное, пиршество от века соблюденное и тучное, пиршество Животодавца и Крепкаго, пиршество в век пребывающее, которого будут причащаться все народы…»
Здесь же говорится и о том, что времена страдания и траура для народов пройдут. Внимание экзегетов привлекает 7 ст., который в Синодальном переводе звучит так: «и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах». В контексте всего отрывка об уничтожении всякого страдания, слез и смерти понимание «покрывала» как символа траура, очень подходит. Другое распространенное толкование — восприятие образа ап. Павла (2 Кор 3:12-15): покрывало — символ неведения, духовной слепоты и заблуждения народов. Оба толкования имеют право на существование. Можно встретить и объединенное толкование: «По случаю Своего воцарения над миром Бог приготовил радостную трапезу народам, но они пришли на Сион — новый земной рай — в покрывалах неведения и траура, т. к. были отлучены от источника истины и жизни. Бог снимет покрывало с их лица, поскольку носить его в этом месте и в этом случае не подобает…»
По переводу блаж. Иеронима 7 ст. звучит так: «и уничтожит на горе сей лицо уз, связанных на все народы, и покрывало, сотканное на все народы». Комментируя 6-8 стт., он пишет: «После страданий Господа, когда избавит Его от жажды и зноя и вихря, Господь устроит не народу иудейскому, а всем народам на горе Сионе тучную трапезу, уничтожит и истребит лицо смерти и уз, которыми связывались люди, и разорвет сеть смерти и покрывало, которое обнимало все народы, и наступит Царство Христово».
Прп. Ефрем Сирин, истолковывая книгу Исаии по переводу Пешитто (где 7 ст. звучит так: «и истребится на горе сей лице властелина, властвующего над всеми народами»), понимает «властелина» двояко. С одной стороны, в контексте своего буквального толкования, он относит эти слова к Сеннахириму, добавляя при этом: «но указывает пророк на диавола»52. Таким образом, в этих святоотеческих толкованиях акцент ставится на освобождение человека в мессианские времена от власти диавола и смерти.
Представления о воскресении в Ветхом Завете — тема, заслуживающая особого исследования. Она звучит в ветхозаветных текстах, но очень неясно и носит, скорее, характер предчувствий, а не развернутого учения. В ряду этих немногочисленных текстов важное место занимает и Ис 26:19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов».
Литературный стиль 26 главы — псалмический. Здесь можно встретить хвалу, благодарение, просьбу, ходатайство, размышления. В 26:19 выражается вера в то, что в противовес напрасным человеческим усилиям по умножению народа и возрождению его (17-18 стт.) и в противоположность языческим властителям 14-го стиха («рефаимам54»), посредством лишь вмешательства Господа (Его «небесной росы»), произойдет пробуждение мертвых Израиля, т. е. умерших верных израильтян.
Необходимо отметить разницу в версиях текста 19-го стиха. Масоретский текст и Вульгата стоят здесь против кумранского свитка и греческого, сирийского и арамейского переводов, причем основное отличие заключается в преобразовании императива (МТ и Vulgatа) в имперфект (остальные). «Оживут мертвецы Твои, восстанут мои мертвые тела. Воскресните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса света, и земля мрака вернет жизнь» (МТ). «Воскреснут мертвые (Твои) и восстанут находящиеся во гробах, и возрадуются живущие на земле, ибо роса Твоя служит для них исцелением, а земля нечестивых падет» (LXX).
«Следует не раз прочесть этот короткий отрывок, — пишет О. Кайзер (O.Keiser), — чтобы осознать, что побудило автора изменить притяжательное местоимение. Он кажется читателю загадочной игрой слов, когда пытаешься выяснить, кто говорит, и жанр отрывка». Возможно, переводчики пытались прояснить некоторые затруднения в тексте. Выражение «мои мертвые тела» могло быть примечанием на полях некоего читателя, который выразил здесь свою личную надежду, а в последствии переписчиками оно внесено было в текст. Можно предложить два варианта прочтения 19 стиха.
Начало стиха можно понять, как обращение к Господу, от лица общины или отдельного молящегося, с исповеданием веры в воскрешение умерших израильтян («мертвецы Твои»). Тогда следующая строка — слова общины («мои мертвые тела»), которая повторяет еще раз слова молящегося и, одновременно, подчеркивает реальность телесного воскресения. Конец 19 ст. — молитва, об-ращенная к Господу, которая, используя образ «животворящей росы»58, говорит о воскрешении силой Самого Бога.
Большинство современных экзегетов видит в ст. 19а слова Самого Господа. Таким образом, речь идет о предсказании, которое является ответом молящейся общине. Мысль о воскресении мертвых была ужасающей для человека, поэтому понятно, что оно дано здесь как Божественное обетование.
Таким образом, 19 ст. является дополнением к молитве (10-18 стт.), основной мотив которой — доверие Всемогущему Богу. Он выражает исповедание веры в воскресение. Автор, предвосхищая конец испытаний и последнего бедствия (20-21 стт.), возвышается к мгновению, когда воскреснут мертвые, которых Бог выведет из Шеола, чтобы они участвовали в Его Царстве. Наряду с другими немногочисленными местами Ветхого Завета (Иов 19:25; Ос 6:2; 13:14; Иез 37:1-14 и, особенно, Дан 12:2), Ис 26:19 приоткрывает тайну воскресения «в последний день», сокрытую для ветхозаветного человека и явную для христиан.
Из ханаанской мифологии известно сказание о Ваале, погибшем от нехватки дождя и росы, и воскресшем, когда они появились в изобилии. По мнению некоторых экзегетов, этот образ был воспринят библейской традицией, которая использовала его по-своему, (подчеркивая мысль о непосредственном действии Бога): Бог воскресит мертвых посредством некой «росы света».
В эсхатологических, апокалиптических представлениях важное место занимает и тема великих бедствий перед концом мира. Причины их — в осуществлении Богом Суда над грехом и наказании нечестивых.
«Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» (26:20-21). Верных Господу это непродолжительное (ср. 10:25) время Божьего гнева не коснется, если они скроются, как это было с еврейским народом в пасхальную ночь в Египте (Исх 12:23).
Следующий текст осмысливает это время, как время очистительного наказания народа Божия за идолопоклонство. «В грядущие [дни] укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его? Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра. И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца» (27:6-9).
«Последние времена» ознаменуются и эсхатологическим собранием верных. «Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (27:12-13).
Как собирают выколоченные из колосьев зерна, как собирают плоды с оливковых деревьев (в этом, возможно, смысл выражения «потрясет Господь»), так будут собраны отовсюду после Суда над мировыми империями (27:1) верные Богу. Условным знаком сбора указан сигнал «великой трубы» (в 18:3 она названа рядом со знаменем). Вместе с Иоиль 2:1 и Соф 1:16 это место, возможно, образует основу для новозаветных упоминаний о «Судной трубе» (Мф 24:31; 1 Кор 15:52; 1 Фесс 4:16). Место сбора — святая гора Сион, где воцарился Господь (ср. 24:23; 25:26). В мессианском и эсхатологическом смысле это пророчество 12-13 стт. следует понимать, конечно, шире национальных границ Израиля. Израиль «ветхий» — прообраз «нового» Израиля, Церкви Христовой. В этом контексте, именно она после Суда будет собрана от краев земли.
Наконец, следует сказать и о гимнах, занимающих важное место в апокалипсисе Исаии. В книге Откровения спасенные воспевают Богу «новую песнь» (Откр 5:9; 14:3). С одной стороны, это аллюзия на книгу Исход, где Израиль воспел хвалебную песнь Богу после перехода через Чермное море. Однако несомненна связь и с пророческими текстами, где будущее возвращение из плена сопровождается также пением (Ис 12; 42:10). Тематика гимнов в Ис. 24-27 разнообразна, но большинство содержит хвалу Богу за праведный Суд и спасение народа. Причем, данные песни-псалмы имеют эсхатологический характер, подчеркнутый начальными словами: «в тот день» (ср 25:9; 26:1; 27:2).
Таким образом, 24-27 главы книги Исаии по праву можно назвать апокалипсисом. Тематика и литературные особенности рассмотренных глав свидетельствуют об этом. Из последних стоит упомянуть возможную псевдонимию, использование мифологических мотивов и зоологической символики, ссылку на более раннее пророчество. Даже литературное разнообразие данных глав является признаком апокалиптического жанра.
Христианское чтение № 7-8, 2009
Сергий Чарыков, АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
Воинство выспреннее что это
1. Опустошает землю: Подобно всем пророческим вестям Исаии пророчество 24-й главы было первоначально адресовано буквальному Израилю. Оно указывает каким путем Бог намеревался опустошить землю и поразить врагов Израиля, если последний остался бы верным. Вследствие же неверности последнего это пророчество, как и другие, предсказанные вначале специально для этой нации, будет исполнено для народа Божьего сегодня. В Откровении (20-й главе) Иоанн относит описание земли, данное здесь, к ее запустению в течение тысячи лет.
До сих пор Исаия подробно говорил об излитии судов Божьих на отдельные народы (13-23 гл.). Теперь же его пророческое видение поднимается к широкому горизонту истории в целом, и в главах 24-28 он изображает великие заключительные сцены, когда народ Божий будет освобожден и враги его истребятся.
В 24-й главе Исаия рисует наглядную картину состояния земли после того, как цари ее будут наказаны (ст.21-22) и перед тем, как Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме (ст.23).
Изменяет вид ее: Здесь дается яркое описание страшных ударов, которые потрясут мир при Втором пришествии Христа(Пс.45:2-4,7-9; Откр.6:16; 16:18-20).
2. Что будет с народом: При возвращении Христа не будет каких-то привилегированных классов, всех постигнет одно и то же бедствие. Богатые и бедные, высокие и низкие, люди всех классов, цвета кожи и занятий будут подвергнуты всеобщему уничтожению (Откр.6:15; 19:18).
3. Опустошена в конец: Когда Христос придет во второй раз, все живущие нечестивые будут истреблены, а все праведники будут вознесены с Ним на небо (см.Иер.25:30-33; Лук.17:26,29-30; 1Фес. 5:3; Откр.19:11-21; 20:4-6). Таким образом земля останется без жителей (Иер.4:25).
4. Возвышавшиеся над народом: Все величавшиеся из народа — те, которые сами себя возвышали над своими ближними, теперь унижены Господом.
5. И земля осквернена: Бог свят. Он дал Свой закон, чтобы сохранить людей чистыми и мир неоскверненным. Путем же отвержения этого закона люди оскверняют как сами себя, так и мир, в котором они живут. Инфекция греха заразила даже почву под нашими ногами, пищу, которую мы едим, воду, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим (см.Быт.3:17; Числ.35:33; Пс.106:34). С каждым годом земля становится все более испорченной. Если бы Бог не предусмотрел лично вмешаться, то в конце концов настало бы такое время, когда осквернение греха настолько исказило человеческую расу, что жизнь была бы совершенно невозможной (см.Быт.6:5,11-12).
Вечный завет: См. комм. Иер. 31:31-33; Иез.16:60.
Сожжены: Вероятно, во время излития четвертой язвы (Откр.16:8-9).
Немного осталось людей: Очевидно, имеется в виду остаток праведников, которые не погибли при совершении судов Божьих.
7. Плачет сок грозда: Виноградники истреблены, и плоды земли уничтожены в жгучем зное четвертой язвы (Откр.16:8-9). Песни веселящихся сборщиков урожая смолкли, ибо вся земля опустошена.
8. Звуки гуслей: Или звуки «арф». Когда люди подвергнутся ужасным бедствиям последних дней, они не станут более думать о торжестве и веселии (см. Иер. 7:34; 16:9; 25:10; Откр.18:22; ср. Иез. 26:13; Ос.2:11).
9. С песнями: Пьянство обычно сопровождается пиршеством и развлечениями. В тот день Господь превратит пиршества в сетование и песни в плач (Амос.8:10; ср. Дан.5:1-6).
10. Опустевший город: Или «хаотический город», «тщеславный город». В Быт.1:2 данное слово переведено как «безвидный». Не вполне ясно, подразумевается ли под городом Вавилон, и слово «хаотический» указывает на его аморальное, безнравственное состояние (см. 1Цар.12:21; Ис.41:29), или же «город» и его хаотичность символизируют весь мир вообще. И то и другое вполне соответствует контексту и общему смыслу Писания. Мир вновь возвратится к своему первоначальному хаотичному состоянию.
11. Плачут о вине: Люди жаждут опьянения, надеясь таким образом избежать бедствий.
Изгнано всякое веселие: Солнце веселья зашло, и над землей сгустились тени вечной ночи (см.Иер. 8:20). Люди наконец поняли, что путем устранения из своей жизни Того, Кто является светом жизни, они окутали себя нескончаемой ночью.
12. Запустение: «Город» (ст.10) лежит в руинах. Весь мир превращен в безлюдную пустыню, лишенную света и жизни.
13. При обивании маслин: См. комм. Ис.17:6.
Среди обозреваемого разрушения земли Исаия улавливает яркий проблеск спасения остатка (см. Ис.1:9; 10:20-22; 11:11). Они будут подобны тем немногим маслинам, которые останутся на дереве, потрясенном сильным ветром (Откр. 6:13), или же тем немногим виноградным гроздям, которые остаются после уборки урожая.
14. Восторжествуют в веселии: Дословно «воспоют в величии». В то время как повсюду слышатся вопли и скрежет зубов в связи с теми ужасами, которые постигли мир, праведники увидят, что печаль обращена в радость и что настал наконец рассвет счастливого утра вечности (см.Ис.25:8-9).
15. Славьте Господа: Для праведников есть за что воздать славу Господу. Без Его спасающей благодати они погибли бы вместе со всем миром.
На востоке: То есть откуда начинается рассвет. Выражение «на островах морских» может относиться к островам в Средиземном море и быть поэтическим названием «запада». Слово «море» часто употребляется в значении «запад» и в этом смысле встречается в Быт.28:14; Числ.34:6 и.т.д. Если здесь именно такое значение, то подразумевается, что повсюду будут слышны благодарственные песнопения Богу (ст.16).
16. Слава Праведному: Слышны гимны, воспеваемые Христу, Праведному. Слишком невероятным может показаться, чтобы в такое время «слава» возносилась людям, какими бы праведными они ни были. Сравни пение многочисленного народа, восхваляющего Бога именно в это время, как об этом говорится в Откровении 19:1-6.
Беда мне: Значение еврейского текста здесь не совсем ясно. Пророк как будто на мгновение обращается от славы будущих событий к позору и страданиям настоящего времени, говоря об опустошении и печали как результате судов Божьих (Пс. 105:15; Ис.10:16; 17:4). После краткого обозрения радостей народа Божьего в час их избавления Исаия обращается к скорби и разочарованию нечестивых и вновь продолжает описание страшных судов, грядущих на землю.
Злодействуют: Когда будет слишком поздно, люди поймут. что они сами своим злодейским отношением к Богу навлекли на себя все эти бедствия. В Исх. 21:8 то же самое слово переведено как «пренебрегать». Под ним подразумевается такой образ действий человека, который является совершенно противоположным понятию добра.
17. Яма и петля: Здесь в быстрой последовательности описываются ужасы и бедствия, которые должны постигнуть нечестивых. В Иер.48:44 мы видим ту же самую последовательность неотвратимых судов.
Никто из нечестивых не избежит (Ис.24:18) мучений семи последних язв. Спасшийся от одной язвы будет поражен другой, спасшийся от второй будет поражен третьей.
Вместо воды небеса будут теперь извергать потоки огня (Пс.49:3; 2Петр.3:7,10,12).
Основания: Вся земля будет потрясена как бы силою голоса Божьего (Пс. 45:3-4; Ис.2:19; Евр.12:26-27).
19. Распадется: Дословно «заставляет себя быть бросаемой из стороны в сторону». В Иов.16:12 это слово переведено «потряс».
Сильно потрясена: Дословно «подвергает себя сотрясению» или «разрушению».
20. Качается как колыбель: Буквально «качается, как балаган». «Балаган» был временным сооружением, где человек мог провести ночь, сторожа созревшие виноградные грозды в винограднике (Ис.1:8). Еврейский текст не дает никакого основания для предположения о том, что в великий день Господень земля выйдет из своей орбиты. Данное здесь описание относится к землетрясению при пришествии Христа, которое, несомненно, будет самым ужасным колебанием земли за все время ее существования (Откр.16:18-20).
Даже сами очертания земной поверхности будут тогда совершенно изменены. Горы сдвинутся со своих оснований, острова будут смещены со своего прежнего основания, и поверхность земли будет вздыматься подобно волнам разбушевавшегося моря (Пс.45:3-4,7).
Ап. Петр (2Петр.3:7,10-13) изображает другую столь же яркую картину полного разрушения, в процессе которого будет истреблен этот существующий мир, и из его руин Господь создаст «новое небо и новую землю», на которых обитает правда.
21. Выспреннее: В стихе 4-ом данное слово переведено как «возвышавшиеся» над народом, которые обитают на земле.
Однако это же выражение в ст. 18-ом вновь переводится как «высота», несомненно, подразумевая «небеса» (Быт.7:11). В Ис.24:21 выражение «царей земных на земле» намекает на то, что «воинство выспреннее на высоте» означает сатану и его злых ангелов. Павел называет сатану «князем», господствующим в воздухе (Ефес.2:2), а невидимых предводителей зла мироправителями тьмы века сего, которые являются поднебесными обитателями (Ефес.6:12). В 1Кор.15:24-25 Павел говорит об их покорении Христом.
Исаия предвидел то время, когда злые ангелы и нечестивые люди будут все подвергнуты наказанию (см.Матф.25:41; 2Петр.2:4,9; Откр.20:10-15).
22. Как узники: Сатана и его легионы злых ангелов, воинство «выспреннее» стиха 21-го, а также «цари земные» ныне собраны вместе как узники. Первые содержаться на этой земле, которая в ее хаотическом состоянии (ст.1,3,19-20) станет их темницей на 1000 лет (см. комм. Откр. 20: 1-2,7), а последние содержатся в темничном подземелье могилы (см.комм.Откр.20:3).
В ров: Употребленное здесь еврейское слово означает «резервуар», или «водоем», выкопанный в земле для хранения воды. В засушливое время года или тогда, когда он не используется в качестве водоема, такой «ров» представляет подходящее место для содержания узников (Быт.37:20; Иер.38:6-13; Зах.9:11, и др). «Ров» употребляется как синоним слова «могила» (Пс. 29:4; 87:4-5; Ис.14:15; 38:18).
После многих дней: То есть после тысячи лет (см.Откр.20:2-7).
По окончании этого периода времени сатана будет освобожден из своей темницы на малый срок и мертвые нечестивые воскреснут, чтобы вскоре ополчиться для взятия Нового Иерусалима (см.комм.Откр.20:7-9).
23. Устыдится солнце: Самый мощный источник света, известный ныне, будет ничем по сравнению со славой Христа (Ис.60:19-20; Откр.21:23; 22:5).
Господь Саваоф воцарится: Это указывает на славный день триумфа, когда святые будут царствовать со Христом в вечной радости и славе.
Новый Иерусалим сделается тогда столицей земли и Христос будет царствовать в нем во веки веков (Иер.3:17; Дан.2:44; 7:14; Зах. 14:4,9; Откр.11:15; 21:2-5,7,15-17).