воинство выспреннее что это

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкование на Ис. 24:21

Свт. Кирилл Александрийский

Ст. 21–23 И будет в той день, наведет Господь на утварь небесную руку, и на цари земныя. И соберут собрание ея и затворят в тверди и в темницы: мноземи роды будет посещение их. И истает плинфа и падет стена, и устыдится луна и посрамится солнце

Толкование на пророка Исаию.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 21-22 И… наведет Господь на утварь небесную руку на высоте, и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице. Наведет Господь руку на гордые войска и на гордых вождей Ассирийских. Но не спасутся и другие цари, потому что пророк добавляет: и на цари земныя на земли. И соберут собрание на заключеннаго в темнице и помыслят на связаннаго. Этим указывается на то, что Ассирияне со своими союзниками собрались и умыслили зло и погибель Иерусалиму, Езекии и Иудейскому народу, который, как в темнице, заключен был в стенах Иерусалима.

Толкование на книгу пророка Исаии.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 21-23 И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава

Посетит же Господь воинство и украшение небесное, как бы больного, требующего вырезывания и прижигания, по оному: посещу жезлом беззакония их и ранами неправды их (Пс. 88:33). Ибо и далее мы читаем: упися меч мой на небеси; и у Иова: звезды нечисты суть пред ним (Иов. 25:5), и еще: и в ангелах стропотно что усмотре. Посетит царей и князей земли, миродержителей тьмы сей, посетит и духовные беззакония на небесных. Об этих князьях, начальствующих над различными областями, написано и у Даниила: «вышел на встречу мне князь царства Персидскаго, и князь царства Индийского и князь царства Греческого». Итак этих князей, которые не сохранили своей степени, соберет Господь в день суда, как бы связанных в одну связку, и пошлет в озеро ада, чтобы и на них исполнилось написанное о нечестивых: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела.

И они будут заключены в темнице, по оному, что сказал Господь: идите во огнь вечный, уготованный и диаволу и аггелом его (Мф. 25:41). Дальнейшее же и после многих дней будут посещены невидимому благоприятствует друзьям моим, которые диаволу и демонам дают покаяние, — что спустя много времени эти последние будут посещены Господом; но пусть они обратят внимание, что Божественное Писание не сказало прямо: будут посещены Господом или будут посещены ангелами, но неопределенно: будут посещены. В этой неопределенности слова можно разуметь и врачевание и наказание, что тогда как праведные получат награды, те будут посещены мучениями вечными. Однако следует знать, что бренность человеческая не может ведать суда Божия, и произносить суждении о величии и мере наказаний, суждения, которое предоставлено воле Господа.

Тогда покраснеет луна и устыдится солнце — согласно с тем, что сказал апостол: яко вся тварь совоздыхает и соболезнует (Рим. 8:12), видя что люди, пользовавшиеся их светом, не сделали ничего достойного благости Бога, Который солнцу Своему повелевает восходить над праведными и неправедными, — видя подобно как бы тому, как управляющий или распорядитель пред приходом господина видит, что его подчиненные терпят различные страдания и не исполнили его приказаний. Об этом же самом месте подробнее Спаситель учит в Евангелии: Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесные подвигнутся. И тогда явится знамение Сына человеческаго на небеса: и тогда восплачутся вся колена земныя, и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Мф. 24:29-30).

Мы узнали о разрушении земли, о посещении воинства небесного, о собрании царей и князей в одну толпу, о низвержении их в озеро и заключении в темницу, о посещении, спустя долгое время, заключивших, о стыде луны и смущении солнца. После всего этого воцарится Господь воинств на горе Сионской в Иерусалиме небесном, о котором пишется и в послании к Евреям (Евр. 12), и пред лицом старейшин своих прославится. Каковым старейшиною был Авраам, умерший в старости доброй и приложившийся к отцам своим (Быт. 25), каковых и Моисею повелевается избирать в старейшины, о которых он знает, что они старейшие, ибо седина человека — мудрость его (Притч. 4:8), которые подражают Ветхому деньми, власы коего, для обозначения долголетия, изображаются белыми (Дан. 7:9). Это можно разуметь и о церковном чине, если только делами они не разрушают сана.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга восьмая.

Лопухин А.П.

Ст. 21-23 И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его будет слава

Суд Божий, начавшись с небесных воинств, со всей силой обрушится на земных властителей, которые подвергнутся заключению и наказанию, тогда как Господь Сам воцарится на Сионе.

Посетит, т. е. будет судить.

Воинство внутреннее, т. е.

а) высшие, небесные светила и

Толковая Библия.

Источник

Воцарение Бога над миром в апокалипсисе Исайи

воинство выспреннее что это. Смотреть фото воинство выспреннее что это. Смотреть картинку воинство выспреннее что это. Картинка про воинство выспреннее что это. Фото воинство выспреннее что этоСергий Чарыков

«И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны.» (Ис.24:21,22)

Главная тема апокалипсиса пророка Исайи — конец всех царств мира и наступление царства Божьего на Сионе, т.е. воцарение Бога над миром, символическом центром которого становится Сион. Оно сопровождается обращением к истинному Богу всех народов, уцелевших после Суда и участием их в мессианской трапезе. «И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами его [будет] слава» (24:23). «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах» (25:6-7).

В этих фрагментах, по мнению толкователей, отражены очень архаичные представления древнего Израиля, который мог видеть Бога (ср. Исх 24:9 сл.). Здесь получило свое отражение и другое, не менее традиционное, чем эти представления о видении Бога и трапезе Завета, представление о воцарении Господа после Своей победы над силами хаоса и народами, являющимися их представителями в истории. Таким образом, здесь представлено откровение Божьего Царства, которое произойдет в эсхатологические времена. Солнце и луна, как важнейшие из небесного воинства, которым воздавалось божеское почитание, должны отступить перед истинным Богом и Владыкой мира. Кроме того, они теряют свое сияние (ср. Иоиль 3:4), в то время, как слава Господа просияет в своей полноте (ср. Ис 4:5 слл.; 60:1-3, 19; Откр 21:23). Потухание солнца, луны и звезд принадлежит к описанию гибели мира (ср. Ис 13:10). Возможно также, что «стыд» солнца и луны указывает не на их испуг перед явлением Бога (ср. Пс 46:9; 92:1; 95:10; 96:1; Зах 14:9), но на то, что Его слава просияет так сильно, что не один святой город, но вся земля будет ею освещена, и свет солнца и луны померкнет, т. е. станет ненужным (ср. Ис 60:19; Зах 14:7; Откр 21:23; 22:5).46 Как некогда Моисей и сопровождавшие его и 70 старейшин видели Славу Господа на Синае (Исх 24:9), так теперь Сион станет местом Откровения. Он является местом всемирного царства Бога, как часто называют его псалмы (47:2; 98:2; ср. Мих 4:7).

В 25:6-7 описано торжество по случаю воцарения Бога среди Своего народа, обратившегося к Нему (ср. 1 Цар 11:15; 3 Цар 1:25). На этот мессианский пир приглашены все народы. Под образом трапезы из лучших яств и вин представлены здесь радости нового союза-завета всех народов с Богом. Этот образ мессианского пира, как символа торжества, радости и единения, вошел ветхозаветную традицию, а затем и в Новый Завет (Мф 8:11; 22:2-14 и параллельные места; Откр 19:9). Святоотеческие толкования этого места соотносят его с мессианской трапезой Нового Завета — Евхаристией. Прп. Ефрем Сирин пишет: «Вполне исполнилось это пророчество на Господе нашем, когда на горе Иерусалимской преломил Он тело Свое и преподал кровь Свою. Вот пиршество небесное и духовное, пиршество от века соблюденное и тучное, пиршество Животодавца и Крепкаго, пиршество в век пребывающее, которого будут причащаться все народы…»

Здесь же говорится и о том, что времена страдания и траура для народов пройдут. Внимание экзегетов привлекает 7 ст., который в Синодальном переводе звучит так: «и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах». В контексте всего отрывка об уничтожении всякого страдания, слез и смерти понимание «покрывала» как символа траура, очень подходит. Другое распространенное толкование — восприятие образа ап. Павла (2 Кор 3:12-15): покрывало — символ неведения, духовной слепоты и заблуждения народов. Оба толкования имеют право на существование. Можно встретить и объединенное толкование: «По случаю Своего воцарения над миром Бог приготовил радостную трапезу народам, но они пришли на Сион — новый земной рай — в покрывалах неведения и траура, т. к. были отлучены от источника истины и жизни. Бог снимет покрывало с их лица, поскольку носить его в этом месте и в этом случае не подобает…»

По переводу блаж. Иеронима 7 ст. звучит так: «и уничтожит на горе сей лицо уз, связанных на все народы, и покрывало, сотканное на все народы». Комментируя 6-8 стт., он пишет: «После страданий Господа, когда избавит Его от жажды и зноя и вихря, Господь устроит не народу иудейскому, а всем народам на горе Сионе тучную трапезу, уничтожит и истребит лицо смерти и уз, которыми связывались люди, и разорвет сеть смерти и покрывало, которое обнимало все народы, и наступит Царство Христово».

Прп. Ефрем Сирин, истолковывая книгу Исаии по переводу Пешитто (где 7 ст. звучит так: «и истребится на горе сей лице властелина, властвующего над всеми народами»), понимает «властелина» двояко. С одной стороны, в контексте своего буквального толкования, он относит эти слова к Сеннахириму, добавляя при этом: «но указывает пророк на диавола»52. Таким образом, в этих святоотеческих толкованиях акцент ставится на освобождение человека в мессианские времена от власти диавола и смерти.

Представления о воскресении в Ветхом Завете — тема, заслуживающая особого исследования. Она звучит в ветхозаветных текстах, но очень неясно и носит, скорее, характер предчувствий, а не развернутого учения. В ряду этих немногочисленных текстов важное место занимает и Ис 26:19: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов».

Литературный стиль 26 главы — псалмический. Здесь можно встретить хвалу, благодарение, просьбу, ходатайство, размышления. В 26:19 выражается вера в то, что в противовес напрасным человеческим усилиям по умножению народа и возрождению его (17-18 стт.) и в противоположность языческим властителям 14-го стиха («рефаимам54»), посредством лишь вмешательства Господа (Его «небесной росы»), произойдет пробуждение мертвых Израиля, т. е. умерших верных израильтян.

Необходимо отметить разницу в версиях текста 19-го стиха. Масоретский текст и Вульгата стоят здесь против кумранского свитка и греческого, сирийского и арамейского переводов, причем основное отличие заключается в преобразовании императива (МТ и Vulgatа) в имперфект (остальные). «Оживут мертвецы Твои, восстанут мои мертвые тела. Воскресните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса света, и земля мрака вернет жизнь» (МТ). «Воскреснут мертвые (Твои) и восстанут находящиеся во гробах, и возрадуются живущие на земле, ибо роса Твоя служит для них исцелением, а земля нечестивых падет» (LXX).

«Следует не раз прочесть этот короткий отрывок, — пишет О. Кайзер (O.Keiser), — чтобы осознать, что побудило автора изменить притяжательное местоимение. Он кажется читателю загадочной игрой слов, когда пытаешься выяснить, кто говорит, и жанр отрывка». Возможно, переводчики пытались прояснить некоторые затруднения в тексте. Выражение «мои мертвые тела» могло быть примечанием на полях некоего читателя, который выразил здесь свою личную надежду, а в последствии переписчиками оно внесено было в текст. Можно предложить два варианта прочтения 19 стиха.

Начало стиха можно понять, как обращение к Господу, от лица общины или отдельного молящегося, с исповеданием веры в воскрешение умерших израильтян («мертвецы Твои»). Тогда следующая строка — слова общины («мои мертвые тела»), которая повторяет еще раз слова молящегося и, одновременно, подчеркивает реальность телесного воскресения. Конец 19 ст. — молитва, об-ращенная к Господу, которая, используя образ «животворящей росы»58, говорит о воскрешении силой Самого Бога.

Большинство современных экзегетов видит в ст. 19а слова Самого Господа. Таким образом, речь идет о предсказании, которое является ответом молящейся общине. Мысль о воскресении мертвых была ужасающей для человека, поэтому понятно, что оно дано здесь как Божественное обетование.

Таким образом, 19 ст. является дополнением к молитве (10-18 стт.), основной мотив которой — доверие Всемогущему Богу. Он выражает исповедание веры в воскресение. Автор, предвосхищая конец испытаний и последнего бедствия (20-21 стт.), возвышается к мгновению, когда воскреснут мертвые, которых Бог выведет из Шеола, чтобы они участвовали в Его Царстве. Наряду с другими немногочисленными местами Ветхого Завета (Иов 19:25; Ос 6:2; 13:14; Иез 37:1-14 и, особенно, Дан 12:2), Ис 26:19 приоткрывает тайну воскресения «в последний день», сокрытую для ветхозаветного человека и явную для христиан.

Из ханаанской мифологии известно сказание о Ваале, погибшем от нехватки дождя и росы, и воскресшем, когда они появились в изобилии. По мнению некоторых экзегетов, этот образ был воспринят библейской традицией, которая использовала его по-своему, (подчеркивая мысль о непосредственном действии Бога): Бог воскресит мертвых посредством некой «росы света».

В эсхатологических, апокалиптических представлениях важное место занимает и тема великих бедствий перед концом мира. Причины их — в осуществлении Богом Суда над грехом и наказании нечестивых.

«Пойди, народ мой, войди в покои твои и запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев; ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих» (26:20-21). Верных Господу это непродолжительное (ср. 10:25) время Божьего гнева не коснется, если они скроются, как это было с еврейским народом в пасхальную ночь в Египте (Исх 12:23).

Следующий текст осмысливает это время, как время очистительного наказания народа Божия за идолопоклонство. «В грядущие [дни] укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его? Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра. И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца» (27:6-9).

«Последние времена» ознаменуются и эсхатологическим собранием верных. «Но будет в тот день: Господь потрясет всё от великой реки до потока Египетского, и вы, сыны Израиля, будете собраны один к другому; и будет в тот день: вострубит великая труба, и придут затерявшиеся в Ассирийской земле и изгнанные в землю Египетскую и поклонятся Господу на горе святой в Иерусалиме» (27:12-13).

Как собирают выколоченные из колосьев зерна, как собирают плоды с оливковых деревьев (в этом, возможно, смысл выражения «потрясет Господь»), так будут собраны отовсюду после Суда над мировыми империями (27:1) верные Богу. Условным знаком сбора указан сигнал «великой трубы» (в 18:3 она названа рядом со знаменем). Вместе с Иоиль 2:1 и Соф 1:16 это место, возможно, образует основу для новозаветных упоминаний о «Судной трубе» (Мф 24:31; 1 Кор 15:52; 1 Фесс 4:16). Место сбора — святая гора Сион, где воцарился Господь (ср. 24:23; 25:26). В мессианском и эсхатологическом смысле это пророчество 12-13 стт. следует понимать, конечно, шире национальных границ Израиля. Израиль «ветхий» — прообраз «нового» Израиля, Церкви Христовой. В этом контексте, именно она после Суда будет собрана от краев земли.

Наконец, следует сказать и о гимнах, занимающих важное место в апокалипсисе Исаии. В книге Откровения спасенные воспевают Богу «новую песнь» (Откр 5:9; 14:3). С одной стороны, это аллюзия на книгу Исход, где Израиль воспел хвалебную песнь Богу после перехода через Чермное море. Однако несомненна связь и с пророческими текстами, где будущее возвращение из плена сопровождается также пением (Ис 12; 42:10). Тематика гимнов в Ис. 24-27 разнообразна, но большинство содержит хвалу Богу за праведный Суд и спасение народа. Причем, данные песни-псалмы имеют эсхатологический характер, подчеркнутый начальными словами: «в тот день» (ср 25:9; 26:1; 27:2).

Таким образом, 24-27 главы книги Исаии по праву можно назвать апокалипсисом. Тематика и литературные особенности рассмотренных глав свидетельствуют об этом. Из последних стоит упомянуть возможную псевдонимию, использование мифологических мотивов и зоологической символики, ссылку на более раннее пророчество. Даже литературное разнообразие данных глав является признаком апокалиптического жанра.

Христианское чтение № 7-8, 2009

Сергий Чарыков, АПОКАЛИПТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПРОРОЧЕСКИХ КНИГАХ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Источник

Воинство выспреннее что это

1. Опустошает землю: Подобно всем пророческим вестям Исаии пророчество 24-й главы было первоначально адресовано буквальному Израилю. Оно указывает каким путем Бог намеревался опустошить землю и поразить врагов Израиля, если последний остался бы верным. Вследствие же неверности последнего это пророчество, как и другие, предсказанные вначале специально для этой нации, будет исполнено для народа Божьего сегодня. В Откровении (20-й главе) Иоанн относит описание земли, данное здесь, к ее запустению в течение тысячи лет.

До сих пор Исаия подробно говорил об излитии судов Божьих на отдельные народы (13-23 гл.). Теперь же его пророческое видение поднимается к широкому горизонту истории в целом, и в главах 24-28 он изображает великие заключительные сцены, когда народ Божий будет освобожден и враги его истребятся.

В 24-й главе Исаия рисует наглядную картину состояния земли после того, как цари ее будут наказаны (ст.21-22) и перед тем, как Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме (ст.23).

Изменяет вид ее: Здесь дается яркое описание страшных ударов, которые потрясут мир при Втором пришествии Христа(Пс.45:2-4,7-9; Откр.6:16; 16:18-20).

2. Что будет с народом: При возвращении Христа не будет каких-то привилегированных классов, всех постигнет одно и то же бедствие. Богатые и бедные, высокие и низкие, люди всех классов, цвета кожи и занятий будут подвергнуты всеобщему уничтожению (Откр.6:15; 19:18).

3. Опустошена в конец: Когда Христос придет во второй раз, все живущие нечестивые будут истреблены, а все праведники будут вознесены с Ним на небо (см.Иер.25:30-33; Лук.17:26,29-30; 1Фес. 5:3; Откр.19:11-21; 20:4-6). Таким образом земля останется без жителей (Иер.4:25).

4. Возвышавшиеся над народом: Все величавшиеся из народа — те, которые сами себя возвышали над своими ближними, теперь унижены Господом.

5. И земля осквернена: Бог свят. Он дал Свой закон, чтобы сохранить людей чистыми и мир неоскверненным. Путем же отвержения этого закона люди оскверняют как сами себя, так и мир, в котором они живут. Инфекция греха заразила даже почву под нашими ногами, пищу, которую мы едим, воду, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим (см.Быт.3:17; Числ.35:33; Пс.106:34). С каждым годом земля становится все более испорченной. Если бы Бог не предусмотрел лично вмешаться, то в конце концов настало бы такое время, когда осквернение греха настолько исказило человеческую расу, что жизнь была бы совершенно невозможной (см.Быт.6:5,11-12).

Вечный завет: См. комм. Иер. 31:31-33; Иез.16:60.

Сожжены: Вероятно, во время излития четвертой язвы (Откр.16:8-9).

Немного осталось людей: Очевидно, имеется в виду остаток праведников, которые не погибли при совершении судов Божьих.

7. Плачет сок грозда: Виноградники истреблены, и плоды земли уничтожены в жгучем зное четвертой язвы (Откр.16:8-9). Песни веселящихся сборщиков урожая смолкли, ибо вся земля опустошена.

8. Звуки гуслей: Или звуки «арф». Когда люди подвергнутся ужасным бедствиям последних дней, они не станут более думать о торжестве и веселии (см. Иер. 7:34; 16:9; 25:10; Откр.18:22; ср. Иез. 26:13; Ос.2:11).

9. С песнями: Пьянство обычно сопровождается пиршеством и развлечениями. В тот день Господь превратит пиршества в сетование и песни в плач (Амос.8:10; ср. Дан.5:1-6).

10. Опустевший город: Или «хаотический город», «тщеславный город». В Быт.1:2 данное слово переведено как «безвидный». Не вполне ясно, подразумевается ли под городом Вавилон, и слово «хаотический» указывает на его аморальное, безнравственное состояние (см. 1Цар.12:21; Ис.41:29), или же «город» и его хаотичность символизируют весь мир вообще. И то и другое вполне соответствует контексту и общему смыслу Писания. Мир вновь возвратится к своему первоначальному хаотичному состоянию.

11. Плачут о вине: Люди жаждут опьянения, надеясь таким образом избежать бедствий.

Изгнано всякое веселие: Солнце веселья зашло, и над землей сгустились тени вечной ночи (см.Иер. 8:20). Люди наконец поняли, что путем устранения из своей жизни Того, Кто является светом жизни, они окутали себя нескончаемой ночью.

12. Запустение: «Город» (ст.10) лежит в руинах. Весь мир превращен в безлюдную пустыню, лишенную света и жизни.

13. При обивании маслин: См. комм. Ис.17:6.

Среди обозреваемого разрушения земли Исаия улавливает яркий проблеск спасения остатка (см. Ис.1:9; 10:20-22; 11:11). Они будут подобны тем немногим маслинам, которые останутся на дереве, потрясенном сильным ветром (Откр. 6:13), или же тем немногим виноградным гроздям, которые остаются после уборки урожая.

14. Восторжествуют в веселии: Дословно «воспоют в величии». В то время как повсюду слышатся вопли и скрежет зубов в связи с теми ужасами, которые постигли мир, праведники увидят, что печаль обращена в радость и что настал наконец рассвет счастливого утра вечности (см.Ис.25:8-9).

15. Славьте Господа: Для праведников есть за что воздать славу Господу. Без Его спасающей благодати они погибли бы вместе со всем миром.

На востоке: То есть откуда начинается рассвет. Выражение «на островах морских» может относиться к островам в Средиземном море и быть поэтическим названием «запада». Слово «море» часто употребляется в значении «запад» и в этом смысле встречается в Быт.28:14; Числ.34:6 и.т.д. Если здесь именно такое значение, то подразумевается, что повсюду будут слышны благодарственные песнопения Богу (ст.16).

16. Слава Праведному: Слышны гимны, воспеваемые Христу, Праведному. Слишком невероятным может показаться, чтобы в такое время «слава» возносилась людям, какими бы праведными они ни были. Сравни пение многочисленного народа, восхваляющего Бога именно в это время, как об этом говорится в Откровении 19:1-6.

Беда мне: Значение еврейского текста здесь не совсем ясно. Пророк как будто на мгновение обращается от славы будущих событий к позору и страданиям настоящего времени, говоря об опустошении и печали как результате судов Божьих (Пс. 105:15; Ис.10:16; 17:4). После краткого обозрения радостей народа Божьего в час их избавления Исаия обращается к скорби и разочарованию нечестивых и вновь продолжает описание страшных судов, грядущих на землю.

Злодействуют: Когда будет слишком поздно, люди поймут. что они сами своим злодейским отношением к Богу навлекли на себя все эти бедствия. В Исх. 21:8 то же самое слово переведено как «пренебрегать». Под ним подразумевается такой образ действий человека, который является совершенно противоположным понятию добра.

17. Яма и петля: Здесь в быстрой последовательности описываются ужасы и бедствия, которые должны постигнуть нечестивых. В Иер.48:44 мы видим ту же самую последовательность неотвратимых судов.

Никто из нечестивых не избежит (Ис.24:18) мучений семи последних язв. Спасшийся от одной язвы будет поражен другой, спасшийся от второй будет поражен третьей.

Вместо воды небеса будут теперь извергать потоки огня (Пс.49:3; 2Петр.3:7,10,12).

Основания: Вся земля будет потрясена как бы силою голоса Божьего (Пс. 45:3-4; Ис.2:19; Евр.12:26-27).

19. Распадется: Дословно «заставляет себя быть бросаемой из стороны в сторону». В Иов.16:12 это слово переведено «потряс».

Сильно потрясена: Дословно «подвергает себя сотрясению» или «разрушению».

20. Качается как колыбель: Буквально «качается, как балаган». «Балаган» был временным сооружением, где человек мог провести ночь, сторожа созревшие виноградные грозды в винограднике (Ис.1:8). Еврейский текст не дает никакого основания для предположения о том, что в великий день Господень земля выйдет из своей орбиты. Данное здесь описание относится к землетрясению при пришествии Христа, которое, несомненно, будет самым ужасным колебанием земли за все время ее существования (Откр.16:18-20).

Даже сами очертания земной поверхности будут тогда совершенно изменены. Горы сдвинутся со своих оснований, острова будут смещены со своего прежнего основания, и поверхность земли будет вздыматься подобно волнам разбушевавшегося моря (Пс.45:3-4,7).

Ап. Петр (2Петр.3:7,10-13) изображает другую столь же яркую картину полного разрушения, в процессе которого будет истреблен этот существующий мир, и из его руин Господь создаст «новое небо и новую землю», на которых обитает правда.

21. Выспреннее: В стихе 4-ом данное слово переведено как «возвышавшиеся» над народом, которые обитают на земле.

Однако это же выражение в ст. 18-ом вновь переводится как «высота», несомненно, подразумевая «небеса» (Быт.7:11). В Ис.24:21 выражение «царей земных на земле» намекает на то, что «воинство выспреннее на высоте» означает сатану и его злых ангелов. Павел называет сатану «князем», господствующим в воздухе (Ефес.2:2), а невидимых предводителей зла мироправителями тьмы века сего, которые являются поднебесными обитателями (Ефес.6:12). В 1Кор.15:24-25 Павел говорит об их покорении Христом.

Исаия предвидел то время, когда злые ангелы и нечестивые люди будут все подвергнуты наказанию (см.Матф.25:41; 2Петр.2:4,9; Откр.20:10-15).

22. Как узники: Сатана и его легионы злых ангелов, воинство «выспреннее» стиха 21-го, а также «цари земные» ныне собраны вместе как узники. Первые содержаться на этой земле, которая в ее хаотическом состоянии (ст.1,3,19-20) станет их темницей на 1000 лет (см. комм. Откр. 20: 1-2,7), а последние содержатся в темничном подземелье могилы (см.комм.Откр.20:3).

В ров: Употребленное здесь еврейское слово означает «резервуар», или «водоем», выкопанный в земле для хранения воды. В засушливое время года или тогда, когда он не используется в качестве водоема, такой «ров» представляет подходящее место для содержания узников (Быт.37:20; Иер.38:6-13; Зах.9:11, и др). «Ров» употребляется как синоним слова «могила» (Пс. 29:4; 87:4-5; Ис.14:15; 38:18).

После многих дней: То есть после тысячи лет (см.Откр.20:2-7).

По окончании этого периода времени сатана будет освобожден из своей темницы на малый срок и мертвые нечестивые воскреснут, чтобы вскоре ополчиться для взятия Нового Иерусалима (см.комм.Откр.20:7-9).

23. Устыдится солнце: Самый мощный источник света, известный ныне, будет ничем по сравнению со славой Христа (Ис.60:19-20; Откр.21:23; 22:5).

Господь Саваоф воцарится: Это указывает на славный день триумфа, когда святые будут царствовать со Христом в вечной радости и славе.

Новый Иерусалим сделается тогда столицей земли и Христос будет царствовать в нем во веки веков (Иер.3:17; Дан.2:44; 7:14; Зах. 14:4,9; Откр.11:15; 21:2-5,7,15-17).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *