военный паритет это что такое
ПАРИТЕТ (военно-стратегический)
Смотреть что такое «ПАРИТЕТ (военно-стратегический)» в других словарях:
ПАРИТЕТ — военно стратегический равенство стран или групп стран в области вооруженных сил и вооружений … Большой Энциклопедический словарь
Стратегический паритет — См. также: Баланс сил (геополитика) Стратегический паритет состояние международных отношений, обеспечивающее равную вероятность победы в случае вооруженного конфликта для потенциально конфликтных сторон, война между которыми неизбежно вызывает… … Википедия
паритет — а; м. [от лат. paritas (paritatis) равенство] 1. Принцип равенства и равноправия сторон в чём л. П. сторон в трудовом споре. 2. Экон. Соотношение валют разных стран в золоте. Монетный п. (соотношение между валютами разных стран в эпоху обращения… … Энциклопедический словарь
Военно-воздушные силы СССР — (ВВС СССР) Флаг советских Военно воздушных сил Годы существования … Википедия
Военно-воздушные силы Российской Федерации — Военно воздушные силы России … Википедия
Военно-морские силы Китайской Народной Республики — 中国人民解放軍海軍 Военно морской флот Народно освободительной армии Китая Эмблема ВМФ НОАК Годы существования с 23 апреля 1949 года Страна … Википедия
ПАРИТЕТ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ В СИЛАХ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ — примерное равенство количества, состава, качественного состояния, боеготовности, боеспособности в решении стратегических, оперативных и тактических задач в различных условиях вооруженной борьбы с применением обычных сил и средств. Определяется… … Война и мир в терминах и определениях
РАВНОВЕСИЕ ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ — (стратегический паритет, «равенство в мускулах») примерное количественно качественное равенство (паритет, симметрия) противостоящих сторон в силах и средствах для ведения вооруженной борьбы, прежде всего, в ядерных и обычных высокоточных видах… … Война и мир в терминах и определениях
Стратегический паритет
Стратегический паритет в обычных условиях является гарантией избежания конфликта, однако в реальности он сталкивается с проблематикой воли конкретных людей, принимающих решения, мотивы которых обусловлены психологией, конкретной обстановкой, индивидуальным опытом и в связи с этим не поддаются точному расчету.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Концепция «Нормативной силы» Европейского Союза (от англ. normative power) – концепция, разработанная в 2002 году датским исследователем Ианом Маннерсом с целью объяснить особую роль Европейского Союза в мировой политике и специфику его внешнеполитической деятельности. Поскольку концепция «нормативной силы» также характеризует международную идентичность ЕС, то она может быть отнесена к сфере исследований социального конструктивизма. В основе концепции лежит утверждение о том, что Европейский Союз.
Важнейшими задачами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются.
В последнее время государственные структуры все чаще проявляют интерес к оцениванию государственных программ и проводимых политик. Большим спросом пользуются различные методы оценивания, направленные на измерение социального эффекта программы, выявление непосредственных бенефициариев и адресатов. Активно разрабатывается методология оценивания для отраслевых политик, которая в дальнейшем будет внедрена в качестве элемента программно-политического цикла.
Оптимальная валютная зона (англ. optimum currency area) — географическая область, – в противоположность национальной территории, – в рамках которой могут быть достигнуты цели внутреннего равновесия (низкая инфляция и полная занятость) и внешнего равновесия (устойчивый платежный баланс).
Что такое паритет: расшифровка понятия, особенности, значение
Что такое паритет? Толкование этого слова зачастую вызывает затруднение. Да это и понятно. Ведь оно относится к специальным терминам и используется, например, в экономической науке. О том, что это, простыми словами будет рассказано в статье.
Слово в словаре
Что такое паритет? Определение этого слова в словаре дается в двух вариантах:
Примеры предложений
В качестве таковых можно привести следующие:
Для лучшего усвоения того, что такое паритет, следует ознакомиться с происхождением изучаемого слова.
Этимология
Изучаемая лексема берет свое происхождение из латинского языка, где есть существительное paritas, значение которого «одинаковость», «равенство». Оно образовано от латинского прилагательного pār, обозначающего «одинаковый», «равный».
Последнее восходит к праиндоевропейской основе par в значении «равный». По мнению лингвистов, в русский язык слово «паритет» пришло путем заимствования из немецкого, образовавшись от существительного Parität.
Синонимы
Среди них находятся такие, как:
Продолжая рассматривать, что такое паритет, целесообразным будет привести фразеологизмы, в состав которых входит эта лексическая единица.
Устойчивые сочетания
В данном случае речь идет о паритете:
Далее будут рассмотрены два последние из указанных словосочетаний.
Ядерный паритет
Под ним понимают ситуацию, в которой противостоящие друг другу государства, являющиеся сверхдержавами, а также их союзники имеют сопоставимые возможности, относящиеся к их ударным стратегическим ядерным силам.
Понятие ядерного паритета, в основном, применяется к Соединенным Штатам и Советскому Союзу/России с их союзниками. До сегодняшнего дня ни одна из стран по своему ядерному арсеналу не идет в сравнение с запасами, имеющимися у США и России. Другие ядерные державы время от времени декларируют свои ядерные возможности, делая это в политических целях влияния на региональном уровне.
Незначительные запасы имеются у Индии, Великобритании, Пакистана, Франции, которые они не стремятся сильно увеличивать. Усиленным развитием ядерного потенциала занимается такая страна, как Израиль, при этом стараясь самым тщательным образом скрывать информацию о его численности.
На долю США и России приходится больше чем 90% всех ядерных арсеналов в мире. Согласно данным «Би-Би-Си», в 2016 году количество боеголовок у Соединенных Штатов равнялось 1367, а у России – 1796.
Паритет покупательной способности
Под ним подразумевается такое соотношение денежных единиц (двух и более), а также валют разных государств, которое устанавливается в соответствии с их покупательной способностью и применяется к определенному набору товаров, услуг.
Как гласит теория о ППС, на одинаковую денежную сумму, которая пересчитана в национальные валюты по текущему курсу, можно в разных государствах купить одинаковое число товаров, услуг. При этом не учитываются транспортные издержки и ограничения по перевозке. Согласно этой теории, естественным значением для курсов валют считается такое, которое соответствует паритету покупательной способности.
Если валютный курс государства Х превышает тождественное, значение относительно валюты государства Y, то покупать товары в государстве Y становится выгодным, так же, как и экспортировать их в государство Х. Это будет увеличивать:
В конечном итоге это приведет к тому, что курс валют возвратится к тождественному соотношению.
Паритет невозможен
России пока нельзя начинать переговоры с США об ограничении нестратегического ядерного оружия
В части американского ядерного арсенала отметим следующее. В США приняты четыре категории готовности ядерных боеприпасов (ЯБП) к применению:
1. «Оперативно-развернутые» – ЯБП, установленные на носителях или содержащиеся на складах при авиабазах базирования самолетов-носителей.
2. «Оперативного хранения» – ЯБП, находящиеся на хранении и полностью готовые к применению. Они содержатся в готовности к установке на носителе и, при необходимости, могут быть установлены (возвращены) на ракеты и самолеты. Сроки развертывания определяются временем доставки ЯБП к носителям и выполнения комплекса работ по их установке на носитель. Фактически они представляют «возвратный потенциал».
3. «Длительного хранения» – резервные ЯБП, хранящиеся, в основном, на военных складах в собранном виде, но из них удалены узлы, содержащие тритий, и нейтронные генераторы.
4. «Стратегического резерва» – ЯБП, снятые с вооружения и ожидающие своей очереди на демонтаж, а также первичные ядерные инициаторы и агрегаты второй (термоядерной) ступени зарядов.
Первые две категории составляют так называемый «активный арсенал», третья и четвертая – «неактивный арсенал».
Американский арсенал ЯБП для НСЯО составляют:
— примерно 300 ядерных боевых частей (ЯБЧ) для крылатых ракет морского базирования (КРМБ) Tomahawk, в том числе 100 ЯБЧ W80-2 «оперативного хранения» и 200 ЯБЧ W80-0 «длительного хранения» (все содержатся на территории США);
Возврат ядерных боеприпасов в «активный арсенал» из категории «длительного хранения» теоретически возможен, но весьма затруднен и требует существенных затрат времени, а из категории «стратегического резерва» практически невозможен. Поэтому количество тактических ЯБП, которое может быть реально применено, определяется объемом «активного арсенала».
Соединенные Штаты располагают примерно 500 ЯБП «активного арсенала» для НСЯО (см. таблицы 1, 2). У России, по оценкам зарубежных аналитиков, боеприпасов такого предназначения имеется 2000-2500 единиц.
Штаб-сержант ВВС США Сара Кэрон занимается обслуживанием ЯАБ В61 на авиабазе Шпангдалем в Германии.
Основные ограничения обычных вооруженных сил в Европе определены Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который был заключен в Париже в 1990 г. 22 государствами, из числа которых 16 входили в НАТО, а шесть – в ОВД. Основа Договора – количественные ограничения на пять основных категорий обычных вооружений в зонах действия Договора, которыми является Европейская территория стран-участниц, включая Закавказье и азиатскую часть Турции. Летом 1991 г. ОВД прекратила свое существование. После распада СССР его квота по Ташкентскому соглашению от 15 мая 1992 г. была распределена между новыми суверенными государствами постсоветского пространства, а блок НАТО расширился за счет бывших советских республик и государств-союзников СССР. Они были приняты в НАТО вместе с квотами, которые, по сути, принадлежали ОВД (квоты по состоянию 2007 г. – в таблице 3).
На Стамбульском саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе 19 ноября 1999 г. было подписано соглашение об адаптации ДОВСЕ, учитывающее новые реалии. Но ратифицировали его лишь четыре страны из 30 подписавших – Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Предложения России по восстановлению жизнеспособности Договора страны НАТО отвергли, что вынудило Москву ввести мораторий на действие ДОВСЕ в 2007 г.
Если сравнить квоты обычных вооружений России и стран НАТО в Европе, то их соотношение составляет 1 к 3-4 в пользу альянса. Такое превышение военного потенциала НАТО требует (по всем канонам военной науки) принятия мер для предупреждения угрозы возникновения военного конфликта, поскольку устойчивость обороны может быть обеспечена при превосходстве сил и средств противника не более чем в 2-3 раза. Однако руководство Североатлантического альянса утверждает, что превышение по квотам является виртуальным, что расширение блока на восток, как и реализация планов США по размещению войск в Болгарии и Румынии, не направлены против РФ и что НАТО не представляет никакой военной угрозы ни одному европейскому государству, в том числе и России. Чего стоят подобные заявления ярко иллюстрирует неспровоцированная агрессия НАТО против Югославии в 1999 г. Да и весь ход истории неукоснительно подтверждает актуальность изречения Отто фон Бисмарка «…в расчет должны браться не намерения, а возможности», и уж тем более, добавим от себя, не слова.
Соотношение сил и средств с НАТО складывается не в пользу России, и оно даже существенно хуже, чем по квотам ДОВСЕ (таблица 4). Сравнение в таблицах 5 и 6 возможных составов противостоящих группировок, развертываемых сторонами на театрах войны (военных действий), дает более реальную картину соотношения сил, чем сравнение составов ВС. Состав группировок принят следующий:
На Западе: от НАТО – группировка Объединенных Вооруженных сил (ОВС), формируемая из передаваемых в ее состав контингентов национальных ВС стран блока; от ВС РФ – основные силы Западного и Южного военных округов, включая Северный, Балтийский и Черноморский флоты, а также часть сил Центрального ВО.
На Востоке: с одной стороны коалиционная группировка ВС США и Японии; с другой – противостоящая ей группировка ВС РФ, включающая часть сил Восточного ВО, в том числе Тихоокеанский флот.
Основываясь на данных, приведенных в таблицах 5 и 6, можно заключить, что на основных стратегических направлениях группировки, противостоящие Вооруженным Силам России, обладают подавляющим превосходством:
— на Западе группировка ОВС НАТО превосходит группировку российских ВС в 9 раз по танкам, в 5 раз по самолетам, в 6 раз по кораблям, а также обладает абсолютным превосходством по крылатым ракетам большой дальности различного базирования и в целом по ВТО;
— на Дальнем Востоке коалиционная группировка ВС США и Японии превосходит создаваемую на Приморском направлении группировку российских ВС в 5 раз по кораблям, самолетам, танкам, в 7,5 раз по боевым вертолетам, а также обладает абсолютным превосходством по крылатым ракетам большой дальности различного базирования и в целом по ВТО.
На направлениях главных ударов противостоящая сторона сможет создать количественное превосходство над группировками ВС РФ до 8-12 раз.
Американское НСЯО, размещенное в Европе, однозначно классифицируется как стратегическое, поскольку оно может быть применено по всей европейской части России, в то время как российское НСЯО не может быть применено по территории США. Поэтому было бы объективно оправданным включение американского НСЯО в Европе в зачет стратегических наступательных вооружений.
Оставив в стороне политические заявления о «консолидирующей блок НАТО роли американского НСЯО в Европе», попробуем определить, зачем содержится значительный запас американских ядерных авиабомб в Европе? Возможность «выборочного» применения в борьбе с «международным терроризмом» весьма сомнительна. Поражение стационарных объектов, прикрытых системой ПВО, ракетами Tomahawk и Trident эффективнее, чем неуправляемыми ЯАБ с пилотируемых самолетов. С военной точки зрения наиболее правдоподобным объяснением является то, что они предназначены преимущественно для воздействия по подвижным объектам, уничтожение которых зачастую требует доразведки. Такими объектами, наиболее вероятно, могут быть войсковые формирования, полевые пункты управления, а также подвижные пусковые установки ракет (тактических и оперативно-тактических).
Позиционные районы подвижных грунтовых ракетных комплексов РВСН находятся в восточных районах европейской части России, то есть почти на пределе досягаемости тактической авиации ОВВС НАТО с передовых аэродромов. Представляется, что позиционные районы РВСН – как важнейшие стратегические объекты – будут надежно прикрываться от ударов средств воздушного нападения. Поэтому подвижные пусковые установки стратегических ракет могут быть целями для ядерных ударов тактической авиации, скорее всего, в случае завоевания ОВВС НАТО подавляющего превосходства в воздухе над всей европейской частью России.
Исходя из этого, можно предположить, что американские ЯАБ рассматриваются руководством НАТО, в первую очередь, как средство сдерживания России от применения своего НСЯО в ходе отражения агрессии альянса, а также как «оружие поля боя» при перерастании агрессии блока в ядерную войну.
Учитывая превосходство НАТО в силах общего назначения над любыми другими государствами и коалициями в Европе, НСЯО США играет, судя по всему, также роль своеобразной «подстраховки» ударов и наступательных операций ОВС НАТО с применением обычных средств поражения. Поэтому наличие ЯАБ США в Европе является косвенным подтверждением имеющихся у альянса планов возможного силового разрешения противоречий с другими государствами региона (Россией и Белоруссией – в первую очередь) и, соответственно, фактором, негативно влияющим на стратегическую стабильность.
Официальные лица и отдельные политические деятели США пытаются убедить мировую общественность в том, что установление паритета между США и РФ в области НСЯО будет способствовать укреплению стратегической стабильности в мире. Но очевидно, что это путь подрыва стабильности, поскольку при уравнивании потенциалов по НСЯО нарушается военно-стратегическое равновесие суммарных потенциалов ядерных и обычных вооружений, а США и НАТО приобретают абсолютное некомпенсируемое военное превосходство по силам общего назначения.
Можно констатировать, что паритет с Соединенными Штатами Америки по НСЯО в современных условиях для Российской Федерации недопустим, а переговоры между США и РФ об установлении ограничений на уровни нестратегических ядерных вооружений могут стать возможными для России только при выполнении следующих условий:
2. Обязательный учет влияния ядерных и обычных вооружений других стран на стратегическую стабильность в регионах, прилегающих к территории России, при определении минимально допустимого объема российского арсенала ЯБП для НСЯО.
Владимир Владимирович ДЬЯЧЕНКО – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, полковник запаса
Владимир Васильевич МУСОРИН – полковник в отставке
Игорь Всеволодович ОСТРОУХОВ – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, профессор Академии военных наук (АВН), полковник в отставке
Михаил Евгеньевич СОСНОВСКИЙ – кандидат военных наук, профессор, лауреат премии им. А.В. Суворова АВН, член-корреспондент АВН, полковник в отставке
Военный паритет это что такое
Время оглянуться в прошлое.
«Военный паритет. СССР-США: гонка технологий. 1945-91 г.г.» («Красная серия»)
ХХ век запомнился нам беспрецедентным политически и военным противостоянием между двумя сверхдержавами – Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки. Говорят и проще – между Востоком и Западом. Это противостояние стоило колоссальных материальных затрат. Никогда еще в истории планеты так бурно не развивались военные технологии. Скачок за скачком, рывок за рывком. Человеческий гений изощрялся в создании средств уничтожения, и, кажется, этому не будет конца.
Наука и техника делится на две половины – первая работает на процветание людей, вторая – на его гибель. Еще неизвестно, которая из них перевесит. Хотя сегодня не наблюдается того огромного напряжения в разработке вооружений, которое было во времена Военного Паритета, но и сейчас США, пытаясь закрепить достигнутое, стремятся достичь подавляющего военно-технологического превосходства над всем остальным миром.
Но экс-министр обороны США Роберт Макнамара еще в 60-х годах, когда Паритет только становился реальностью, говорил, что равновесие военных потенциалов не является продуктом точно выверенной арифметики. Есть понятие «неприемлемого ущерба». Это тогда, когда и несколько десятков ядерных боеголовок, прорвавшиеся через заслоны противоракетной обороны, могут нанести такой ущерб, который впоследствии «страна-победительница» не сможет восстановить никогда. 5000 боеголовок или 1000 – большой разницы нет. Это и есть Военный Паритет, говорил он.
Кубинский ракетный кризис, когда на Остров Свободы доставили первые советские баллистические ракеты с ядерными зарядами, поставил мир перед гранью термоядерной войны. Мир на планете в буквальном смысле висел на волоске. Руководители двух сверхдержав только тогда поняли, что гонку ядерных вооружений необходимо втиснуть в определенные рамки ограничений. В 1962 году был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. В 70-х годах были подписаны очень важные для мира документы, такие как Ограничение стратегических вооружений (ОСВ-1 – 1972 год и ОСВ-2 – 1979 год) и Договор по ограничению систем противоракетной обороны (1972 год и дополнительный протокол от 1974 года). Таким образом, наиболее разрушительные стратегические системы вооружений были заключены в прокрустово ложе ограничений.
Но гонка «нестратегических ядерных» и обычных вооружений, которая была не менее затратной, шла полным ходом, и здесь не было никаких табу. Создавались все новые и новые поколения боевых самолетов, танков, баллистических и крылатых ракет, кораблей и подводных лодок, электроники и радиолокации. Военные бюджеты двух сверхдержав исчислялись сотнями миллиардов долларов ежегодно, и это в то время, когда сотни миллионов людей на Земле в буквальном смысле голодали и умирали в нищете.
В 1979 году Советский Союз начал принимать на вооружение знаменитые ракеты средней дальности SS-20, которые могли испепелить Европу в считанные минуты. Соединенные Штаты начали размещать «Першинги-2» и крылатые ракеты на территории своих 4 европейских стран-союзниц. В 1983 году президент США Рональд Рейган объявил о начале реализации «Стратегической оборонной инициативы», вскоре названной программой «звездных войн». Американское военное командование начало рассуждать о возможности «ограниченной ядерной войны в Европе» (директива №59). Мир в очередной раз оказался перед угрозой термоядерной войны. Вопрос стоял такой – кто первым дрогнет. Если в Карибском кризисе пошли на попятную США, то в 1985 году дрогнул Советский Союз. СОИ и наличие под боком американских ракет, способных достичь Москвы за 8-10 минут, заставили кремлевских властителей подписать Договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Советский Союз лишился значительного компонента своих вооружений, в то время как США уничтожили в три раза меньше.
Книга начинается со знаменитой речи Уинстона Черчилля в Фултоне (США) и ответной реакции Иосифа Сталина в главной советской пропагандистской газете «Правда». Хотя гонка вооружений никогда и не прерывалась, но именно с этих заявлений двух ведущих политиков во всю мощь натянулась тетива пускового механизма, которая в течение почти полувека (до 1991 года, когда Советский Союз распался) определяла ход мировой истории.