военный комиссар что за должность
Кто главный в военкомате
Министр обороны Сергей Шойгу поручил вернуть военным комиссарам субъектов Российской Федерации воинские звания, отобранные у них в 2009 году Анатолием Сердюковым. Решение об этом Шойгу озвучил на закрытой части коллегии Минобороны 27 июня 2013 года.
Сердюков сделал военкомов гражданскими приказом министра обороны № 520 от 13 октября 2008 года.
Как рассказал «Известиям» начальник Главного управления кадров Минобороны генерал-полковник Виктор Горемыкин, приказ о возвращении званий Шойгу должен подписать в августе. «Воинские звания будут возвращены до начала осенней призывной кампании.
Это будут звания полковников, поскольку генеральские звания присваивает президент», — пояснил Горемыкин.
По планам Главного организационно-мобилизационного управления, которым подчиняются военкоматы, в их штатах появятся еще как минимум одна офицерская должность, поскольку у офицера должны быть в подчинении военнослужащие.
Причиной возвращения воинских званий стали противоречия, связанные с его отсутствием у военкомов. Согласно положению по прохождению военной службы, первое воинское звание «рядовой» солдатам-срочникам присваивает военком субъекта страны, при этом сейчас он сам является гражданским служащим.
Гражданский статус военкома не позволяет ему привлекать военнослужащих к дисциплинарной ответственности, несмотря на то что он отвечает за воинскую дисциплину в пунктах сбора призывников.
Как пояснили в военном ведомстве, военком федерального города, края, республики или области в качестве офицера будет подчиняться командующему войсками военного округа, а по вопросам организационно-мобилизационной работы — заместителю начальника штаба военного округа.
Военным комиссарам как призываемым из запаса офицерам придется пройти в установленном порядке медицинское освидетельствование, так что тем, кто был уволен с военной службы по здоровью, путь в военкомы будет заказан. Как и другие офицеры Минобороны, военкомы должны будут проходить ежегодную диспансеризацию и сдавать зачеты по физподготовке согласно возрастной категории.
Решение Шойгу о возвращении офицерских званий военкомам в Минобороны связывают с повышением престижа военной службы — должности военных комиссаров стали непопулярными среди офицеров. Ведь чтобы стать военкомом, приходилось увольняться с военной службы, терять оклад по званию, стаж воинской службы, от которого зависит право на пенсию и квартиру.
Цели и задачи военного комиссариата, его структура, порядок оформления жалоб
Военный комиссариат является государственным органом, который создан исполнения заданий правительство на введенной ему территории. А именно, осуществление военного призыва в регионах. Кроме этого, на исполнительный орган накладываются обязателства по хранению,сбору и структурированию поступающец информации.
Какие цели и задачи ставит перд собой военный комиссарит?
Военный комиссариат, являясь государственным исполнительным органом, ставит перед собой следующие задачи:
организация мобилизации населения в случаях военных действий;
К основным целям, которые преследует военный комиссариат, можно отнести:
Какие виды военных комиссариатов существуют?
В России существует определенная градация военных комиссариатов. Разделение учреждений идет по их федеральному назначению. К ним относят:
Военный комиссариат одного из субьектов Российской Федерации. В свою очередь их подразделяют на краевой, областной и республиканский.
Ведомство, которое подчиняется военному комиссариату субъекта РФ (районный, городской и объединенный).
Кто руководит военным комиссариатом?
Во главе любого комиссариата стоит военный комиссар. Назначение того, или иного человека на эту должность происходит путем согласования кандидатуры между министром обороны и командующим войсками военного округа.
Куда можно пожаловаться на работу военкомата?
Существует ряд причин, вследствие которых призванное к службе лицо имеет право написать жалобное письмо в отношении военкомата:
Законом не предусмотрены ограничения в сроках обращения с жалобой, что позволяет обжаловать решение органов военкомата в любое время.
Работа в военкомате
6 минут Автор: Елена Павлова 414
Среди граждан РФ, заинтересованных в поиске вакантного места работы, есть те, кто хотел бы получить должность в военкомате. Люди рассматривают эти организации из-за достаточно высокого уровня оплаты труда и хорошего варианта в качестве получения опыта.
В военных комиссариатах разных городов всегда может появиться свободная вакансия. Важно учитывать, что, несмотря на хорошую зарплату от сотрудников, требуется выполнение многих функций и даже знание английского языка. Вакансии на работу в военкомате могут быть разными в городах – от начальника отдела и до механика или уборщицы.
Кто же работает в военкомате в большинстве – мужчины или женщины, какая средняя заработная плата на местах работы, какие условия труда. Это основные вопросы, которые интересуют соискателей.
Специалист по кадровому делопроизводству
Работа в военкомате чаще всего бывает предложена в вакансии кадровика. Работа в государственной организации требует опытного, собранного и квалифицированного специалиста. По этой причине на должность кадровика рассматривают кандидатов, которые уже имеют опыт работы в этой области сроком от 3-х лет.
Работать кадровикам в военкоматах предстоит в 5-дневную рабочую неделю по 8 часов в день. Иногда бывают сверхурочные часы. От мужчины или женщины, работающих в военкомате на должности кадровика, потребуется выполнение обязанностей и следующие навыки.
Соискателям стоит задуматься об этой вакансии еще и потому, что предоставляется корпоративный транспорт и оплачивается питание.
Значение словосочетания «военный комиссар»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Воинская должность военнослужащих Вооружённых сил РСФСР, СССР, Российской Федерации (России), КНР, а также ряда стран СНГ и др., на определённых исторических этапах их существования, а также в современный период, уполномоченных возглавлять военную администрацию того или иного административно-территориального образования и решать различные вопросы, касающиеся призыва населения на военную службу, организации воинского учёта, первичной военной подготовки населения, организации аварийно-спасательных мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций и т. п.
Впервые должность военный комиссар при волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам была введена Декретом Совнаркома РСФСР от 26 марта (8 апреля) 1918 года, утверждённым ВЦИК Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов 9 (22) апреля 1918 года, просуществовав затем в СССР вплоть до его распада, а также продолжая существовать в ВС РФ до настоящего времени, узаконенная «Положениями о военных комиссариатах», утверждёнными Указами Президента России № 1372 от 15 октября 1999, № 1132 от 1 сентября 2007 и № 1609 от 7 декабря 2012 годов.
военный комиссар в РСФСР, СССР, России и ряде стран СНГ — начальник военного комиссариата;
военный комиссар в КНР — начальник военной администрации территориальных образований КНР.
Воинская должность военнослужащих военно-политического состава в Армии и Флоте Российской республики, Вооружённых силах Советской России и Вооружённых силах СССР, существовавшая в различные периоды 1917—1942 годов, уполномоченных осуществлять политический контроль за действиями командиров воинских формирований, к которым они приданы, а также вести работу по политическому воспитанию и поддержанию морально-психологической боеготовности личного состава данных формирований.
Впервые должность военный комиссар была введена в Армии и Флоте Российской республики Постановлением Временного правительства № 132 от 30 июня (13 июля) 1917 года, а затем институт военных комиссаров был также узаконен Положением Наркомвоена РСФСР «О военных комиссарах, членах Военных советов» во вновь создающихся РККА и РККФ молодой Советской России, опубликованном 24 марта (6 апреля) 1918 года. В последующий период институт военных комиссаров в Вооружённых силах СССР дважды упраздняли, вводя вместо него институты помполитов и замполитов (в периоды 1925—1937 и 1940—1941 годов), после чего в октябре 1942 года должности военных комиссаров в ВС СССР были окончательно упразднены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 года и от 13 октября 1942 года, а вместо них вновь введён институт заместителей командира по политчасти, просуществовавший в Вооружённых силах СССР вплоть до ликвидации последних.
В советский период своего существования должность военный комиссар являлась должностью старшего и высшего начальствующего состава ВС СССР, и имелась во всех самостоятельных формированиях уровня соединений и воинских частей (включая отдельные): армия, корпус, дивизия, бригада, полк, отряд, а также отдельный батальон (дивизион, эскадрон, эскадрилья) и т. д. В несамостоятельных воинских формированиях — подразделениях, в вышеуказанный период для военно-политического состава существовала должность политический руководитель (сокр. политрук).
В период существования института военных комиссаров в Вооружённых силах СССР, должности военно-политического состава по рангу приравнивались к должностям командиров воинских формирований.
Военный комиссар полка:
— Устав внутренней службы РККА 1937 года (УВС-37)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова плац-майор (существительное):
Военный комиссар
Воинская должность военнослужащих административного состава в вооружённых силах РСФСР, СССР, Российской Федерации (России), КНР, а также ряда стран постсоветского пространства и др. (на определённых исторических этапах их существования, а также в современный период), уполномоченных возглавлять военную администрацию того или иного административно-территориального образования и решать различные вопросы, касающиеся призыва населения на военную службу, организации воинского учёта, первичной военной подготовки населения, организации аварийно-спасательных мероприятий в случае чрезвычайных ситуаций и т. п.Впервые должность военный комиссар при волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военным делам была введена Декретом Совнаркома РСФСР от 26 марта (8 апреля) 1918 года, утверждённым ВЦИК Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов 9 (22) апреля 1918 года, просуществовав затем в СССР вплоть до его распада, а также продолжая существовать в ВС РФ до настоящего времени, узаконенная «Положениями о военных комиссариатах», утверждёнными Указами Президента Российской Федерации № 1372 от 15 октября 1999, № 1132 от 1 сентября 2007, и № 1609 от 7 декабря 2012 годов.военный комиссар в РСФСР, СССР, России и ряде стран постсоветского пространства — начальник военного комиссариата;военный комиссар в КНР — начальник военной администрации территориальных образований КНР.В Российской Федерации должность военного комиссара при военных комиссариатах, в результате реализации I этапа реформы вооружённых сил 2008 года, в период 2009—2013 годов не являлась воинской должностью, а являлась на этот период должностью государственной гражданской службы, подлежащей замещению федеральными государственными гражданскими служащими.
Воинская должность военнослужащих военно-политического состава в армии и флоте Российской республики, вооружённых силах Советской России и Вооружённых Силах СССР, существовавшая в различные периоды 1917—1942 годов, уполномоченных осуществлять политический контроль за действиями командиров воинских формирований, к которым они приданы, а также вести работу по политическому воспитанию и поддержанию морально-психологической боеготовности личного состава данных формирований. Впервые должность военный комиссар была введена в армии и флоте Российской республики Постановлением Временного правительства от 30 июня (13 июля) 1917 года № 132, а затем институт военных комиссаров был также узаконен Положением Наркомвоена РСФСР «О военных комиссарах, членах Военных советов» во вновь создающихся РККА и РККФ молодой Советской России, опубликованном 24 марта (6 апреля) 1918 года. В последующий период институт военных комиссаров в Вооружённых Силах СССР дважды упраздняли, вводя вместо него институты помполитов и замполитов (в периоды 1925—1937 и 1940—1941 годов, соответственно), после чего в октябре 1942 года должности военных комиссаров в ВС СССР были окончательно упразднены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1942 года и от 13 октября 1942 года, а вместо них вновь введён институт заместителей командиров по политчасти, просуществовавший в Вооружённых Силах СССР вплоть до ликвидации последних.В Вооружённых Силах Советского Союза должность военный комиссар являлась должностью начальствующего состава от среднего до высшего включительно, и имелась во всех самостоятельных формированиях уровня войсковых соединений и воинских частей (включая отдельные): корпусах, дивизиях, бригадах, полках, в отдельных батальонах (дивизионах, отрядах), ротах (батареях, эскадронах, эскадрильях) и т. п., а также в различных военных учреждениях. В несамостоятельных воинских формированиях — подразделениях, в то же время существовала должность военно-политического состава именуемая политический руководитель (сокр.).В период существования института военных комиссаров в Вооружённых Силах СССР, должности военно-политического состава по рангу приравнивались к должностям командиров воинских формирований. Военный комиссар полка:
Наравне с командиром является прямым начальником всего личного состава части и несёт полную ответственность за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение воинской дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую и мобилизационную готовность, за состояние вооружения и войскового хозяйства полка…
Роль комиссаров в годы Великой Отечественной войны
Большевики, начав создавать в 1918 г. Красную Армию, вынуждены были привлекать к командованию её частями царских офицеров и генералов, так как обученных военных кадров в РККА попросту не было. Военспецы, составлявшие в это время около 75% командного состава Красной Армии, далеко не все были надёжны и предавали Советы, переходя в период Гражданской войны на сторону белогвардейцев. Поэтому в РККА практически сразу появились комиссары – преданные советскому правительству люди. Главной функцией комиссаров был надзор за командованием, второй функцией была политическая воспитательная работа, т.е. комиссары должны были убедить командиров и красноармейцев, что перед РККА поставлены справедливые и нужные народу цели и задачи. Руководство деятельностью комиссаров осуществляло Всероссийское бюро военных комиссаров, в 1919 г. его переименовали в политический отдел (затем – управление) Реввоенсовета, а в 1922 г. – в политуправление Красной армии (ПУРККА).
Создателем в Красной Армии института комиссаров – представителей политического руководства государства – был Троцкий Л.Д., в то время нарком по военным и морским делам. Надо сказать, что РККА не первая учредила институт военных комиссаров, к примеру, комиссары появились ещё во французской армии после Великой Французской революции, в начале XIX века комиссары были в армии США: «Комиссар – назначенный правительством в воинскую часть чиновник, в чьи обязанности входит следить за моральным и политическим духом военных».
С 1919 г. в Красной Армии появились «политические руководители» – политруки, так стали называть комиссаров в военных подразделениях: рота, взвод. Политрук – это младший командир, заместитель командира по политической части. В батальонах, полках, дивизиях политработники назывались комиссарами (батальонный комиссар, полковой комиссар и т.д.) Военный комиссар или замполит был представителем партии во вверенной ему части, наделенный огромным доверием и несущий полную ответственность наравне с командиром за боеспособность части, политическое и нравственное воспитание бойцов и командиров.
Создание института комиссаров на этапе Гражданской войны явилось вынужденной мерой, и в целом себя оправдало, более того сыграло решающую роль в укреплении боеспособности армии и ее дисциплины. Как говорил полковой комиссар Л. Мехлис, комиссар ленинско-сталинского типа является отцом и душой части. 2 марта 1925 г. на основании решения ЦК ВКП(б) в тех частях, которыми командовали командиры-коммунисты, имевшие опыт партийно-политического руководства, было введено единоначалие, т. е. должность комиссара была отменена. Командир стал полностью отвечать за все стороны деятельности войск, выполняя и функции комиссара, но получил помощника по политической части. В остальных же случаях сохранялась должность комиссара.
В 1935 г. в РККА была восстановлена система воинских званий, а для политработников были введены специальные звания: «младший политрук», «политрук» и «старший политрук», соответствовавшие воинским званиям соответственно «лейтенант», «старший лейтенант» и «капитан». Звание «батальонный комиссар» соответствовало общему воинскому званию майор, «полковой комиссар» – полковник, «дивизионный комиссар» – комдив. 10 мая 1937 г. институт военных комиссаров был снова введён во всех воинских частях, начиная с полка и выше, штабах, управлениях и учреждениях.
В сложных условиях начального периода Великой Отечественной войны, когда наблюдалась массовая сдача командиров в плен, 16 июля 1941 г. вновь вернулись к системе военных комиссаров в РККА, которые были наделены теми же контрольными функциями, что и в 1918-1925 гг. Теперь они уже подчинялись главному политическому управлению РККА. Массовый героизм солдат на поле боя в первый тяжелейший год войны во многом объясним присутствием рядом с бойцами политработников. Конечно, политработники, как и советские командиры, были разные. И комиссар мог проявить трусость, слабость и малодушие. Однако есть много примеров героического поведения политработников в боях.
25 июня 1941 г. самолет 48-го бомбардировочного авиаполка после выполнения боевого задания возвращался на свой аэродром. Вблизи Изяслава, в районе своего аэродрома, советский самолет был атакован пятью истребителями врага. Приняв неравный бой, наши летчики огнем пулеметов сбили три вражеских истребителя. В ходе боя немцам удалось поджечь советский самолет. Отважный экипаж – заместитель командира эскадрильи по политчасти старший политрук Турин И.А., штурман лейтенант Афоничев Н.К. и воздушный стрелок-радист сержант Деревяненко – горящим самолетом таранил четвертый истребитель врага. Немецкий самолет рухнул на землю. Советские летчики погибли.
Конечно, что на комиссарские должности, что и на генеральские, люди попадали разные: кто-то шёл защитить Родину, а кто-то старался получше устроиться. Кто-то прятался в тылу, а кто-то водил солдат в атаки – всё точно так, как и у остальных офицеров РККА. Ни каких особых привилегий комиссарская должность не давала. С точки зрения своей доходности она ничем не отличается от командирской – такой же оклад, такая же пенсия, такие же льготы и форма, пайки и уважение общества.
Вот несколько строк о политруке, в будущем дважды Герое Советского Союза, Хохрякове С.В. «Фашисты рвутся к Рязани, обходя Москву с юга. Создалась угроза столице. Политрук сутками на ногах. Он делает все возможное для успеха подразделений в бою, осунулся и, кажется, постарел. Никто уже не скажет, что ему 25 лет. Впалые глаза горят нездоровым блеском, но он всегда на передовой. Политработник беседует с воинами, поддерживает, успокаивает и призывает. Подчиненные воины слушали и задавались одним вопросом: «Скоро ли будет и «на нашей улице праздник?» И все же вера и уверенность в нашу победу политрука передавалась бойцам. Октябрьские и ноябрьские бои 1941 года уже не были похожи на августовские и сентябрьские. Больше у наших войск стало упорства, настойчивости». (В. Жилин «Танкисты-герои 1943-1945 гг.», М., «Яуза» «Эксмо», 2008 г., с. 455).
Ещё пример, «несколько фраз из представления на звание Героя Советского Союза Николая Васильевича Терехина от 20 июня 1942 года: «В Отечественной войне участвует с первых дней. 10 июля 1941 г. в одном из воздушных боев пулеметным огнем сбил самолет противника «Хейнкель-111». И израсходовав все боеприпасы, тараном сбил 2-й «Хейнкель-111». И уже поврежденной своей машиной вторым тараном сбил 3-й «Хейнкель-111». На 30 мая 1942 г. имеет лично сбитых самолётов противника 15 штук».
Н.В. Терехин начал войну комиссаром 161-го истребительного авиаполка, а 30 ноября 1942 года, будучи уже командиром полка, погиб в бою, сопровождая, штурмовики Ил-2. Звание Героя ему так и не было присвоено». (Ю. Мухин «Уроки Великой Отечественной» М., «Яуза-Пресс», 2010 г., с. 380).
Просуществовали комиссары в РККА несколько больше года – до 9 октября 1942 г., когда институт комиссаров был окончательно упразднен указом президиума ВС СССР «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». Но одновременно была введена должность заместителя командира по политической части (замполит), функции которого ограничивались лишь пропагандой. Указ определил, как надо поступить с военными комиссарами: «Военным советам фронтов организовать к 20 октября с. г. двухмесячные командные фронтовые курсы, численностью по 150-250 человек для подготовки командиров рот из наиболее способных к командной работе политработников. Отбор на курсы произвести по согласованию с Главным политическим управлением Красной Армии». Политработники, прошедшие соответствующую переподготовку, должны были пополнить ряды командиров батальонов и полков.
Опыт РККА и армий других стран показал, что в случае, когда верховная политическая власть не доверяла командному составу армии, вводился институт комиссаров. Комиссары выполняли функции надзора за командирами, кроме этого, на них же лежала задача по политической пропаганде в среде личного состава частей. При этом комиссары не обладали необходимым военным образованием и навыками, иначе гораздо логичнее было бы назначить их на пост командира.
«Оберштурмбаннфюрер СС Шмидт, ставший после войны немецким военным историком, выступающим под псевдонимом Пауль Карель (Карелл), в своём труде «Восточный фронт» осмыслил роль комиссаров так: «Хотя в начале войны роль комиссара, возможно, и была неопределенной, со времени Курской битвы он все больше и больше воспринимался бойцами и командирами как опора в борьбе с недальновидными начальниками, бестолковыми бюрократами и духом трусливого пораженчества. В действительности комиссары были политически активные и надежные солдаты, чей общий уровень образования был выше, чем у большинства советских офицеров… Он должен быть в состоянии самостоятельно решать чисто боевые задачи… политрук роты стать командиром роты, комиссар дивизии – командиром дивизии. Чтобы соответствовать такому уровню требовании, корпус политработников, естественно, должен состоять из жестких людей, преданных власти, и в первой половине войны эти люди, как правило, составляли главную движущую силу советского сопротивления и твердо следили за тем, чтобы войска сражались до последней капли крови. Они могли быть безжалостными, но в большинстве случаев они не жалели и себя». (Там же с. 381).
В 1929-1937 гг. начальником ПУРККА был Гамарник Я.Б., который во время гражданской войны служил комиссаром 58-й дивизии. В 1937 г. в период репрессий в Красной Армии выяснилось, что в армии окопались «предатели», одним из главарей «изменников» оказался главный комиссар РККА Гамарник Я.Б. Выступив в защиту Тухачевского М.Н., Гамарник сам был признан участником военно-фашистского заговора и уволен из рядов РККА. Но накануне неизбежного ареста он застрелился.
В конце 1937 г. на должность начальника Политического управления РККА был назначен Мехлис Л.З., который в Гражданскую войну также был комиссаром, но 46-й дивизии. После отмены института комиссаров в РККА в 1940 г. Мехлис был назначен на пост народного комиссара Наркомата государственного контроля. Но в июне 1941 г. его вновь назначили начальником Главного политуправления и заместителем наркома обороны, присвоив армейское звание комиссара 1-го ранга (соответствует званию генерала армии).
Ещё до войны Мехлис пытался найти способы воспитания храбрости Красной Армии, способы возбуждения её мужества и стойкости в бою. В 1940 г. на совещании по военной идеологии он требовал от комиссаров и командиров: «Армию, безусловно, необходимо воспитывать, чтобы она была уверена в своих силах. Армии надо прививать дух уверенности в своей мощи. Но это как небо от земли отличается от хвастовства о непобедимости Красной Армии».
Зам. Наркома обороны Мехлис Л.З. боролся за укрепление дисциплины в армии. Он писал: «Командира. надо обучать быть требовательным к подчиненным, быть властным. Тряпка-командир дисциплины держать не будет». «Но командир. должен быть справедливым отцом бойца. Не допускать незаконных репрессии, рукоприкладства, самосудов и сплошного мата… Подчинять людей, не унижая их». Мехлис считал, что на фронте в присутствии комиссаров солдаты чувствуют себя увереннее.
Он начал свою работу по укреплению войск с насыщения их добровольцами-коммунистами и политработниками, одновременно укрепляя дисциплину, следуя наставлениям Суворова А.В.: «Дисциплина – мать победы». Трусов и паникёров, особенно если они коммунисты и комсомольцы, он требовал предавать суду военного трибунала. В понимании Мехлиса, если политработник во время боя находится в тылу, то он ничего, кроме пули, за это не заслуживает. Сам же Лев Захарович отличался исключительной храбростью, и это его качество было при нём всю его жизнь.
В июне 1941 г. по требованию Мехлиса был отдан по суд и расстрелян полковой комиссар Шленский А.Б., сбежавший с фронта в Прибалтике. 11 сентября 1941 г. в деревне Заборовье по решению уполномоченных армейского комиссара 1-го ранга Мехлиса Л.З. и генерала армии Мерецкова К.А. за дезорганизацию в управлении артиллерией армии и личную трусость без суда и следствия на основании приказа Ставки ВГК № 270 был расстрелян перед строем начальник артиллерии 34-й армии генерал-майор Гончаров В.С. А 29 сентября 1941 г. по приговору военного трибунала Северо-Западного фронта, утверждённому армейским комиссаром 1 ранга Мехлисом, бывший командующий той же 34-й армией генерал-майор Качанов К.М. был расстрелян.
Произвол, допущенный Мехлисом Л.З. при решении судьбы командования 34-й армии, явился лишь продолжением общей практики репрессий советской партийно-государственной системы. Действия которой были направлены не на анализ причин неподготовленности советской обороны, отсутствия необходимой технической оснащенности Красной Армии, причин окружения и массового захвата военнослужащих в плен в начальный период войны, а на поиск жертв из числа её же защитников и приверженцев.
Надо сказать, что Лев Захарович Мехлис пользовался особым расположением и доверием Сталина, и, конечно, не последнее место здесь занимала его «большевистская непримиримость», а не стремление объективно и внимательно разобраться в ситуации, в судьбе зависевших от него людей. Генералы Гончаров и Качанов стали лишь новыми жертвами при «продолжении выявления предателей и трусов» и немедленном приведении в исполнение приговора. Проведение подобных «эффективных процессов» Мехлис использовал ещё в Финской войне. Эти его действия были рассчитаны скорее на внешний эффект, устрашение, чем на проведение воспитательной работы, о которой он заявлял в своих агитационно-пропагандистских выступлениях.
Нам всем хорошо известен ещё один политический комиссар высшего ранга – Хрущев Н.С., который с 1939 г. был членом Политбюро ЦК ВКП(б). Хрущев, несомненно, знал о массовых обвинениях в политических преступлениях, очевидно также, что он играл, хотя бы по должности, не последнюю роль в репрессивной политике в Москве и на Украине. Неизвестно, принимал ли он сам кровавые решения, но в защиту репрессированных, в том числе тех, с кем долго вместе работал, он точно не выступал. До конца своей жизни Хрущев был уверен, что враги в стране действительно были, только власти обходились с ними слишком сурово и недозволенными методами.
Если в годы гражданской войны Хрущев был рядовым красноармейцем, то во время Великой Отечественной – членом Военных советов Юго-Западного направления, Юго-Западного, Сталинградского, Южного, Воронежского, 1-го Украинского фронтов. Он, безусловно, разделяет ответственность с командующими фронтов за катастрофические окружений частей Красной Армии под Киевом в 1941 г. и под Харьковом в 1942 г. Однако это не помешало ему примерно в середине войны получить звание генерал-лейтенанта. Хрущев Н.С. не был военачальником и не играл существенной роли на фронте, однако во время обсуждения фронтовых вопросов в интересах дела и сохранения жизни солдат иногда отстаивал самостоятельную позицию в спорах со Сталиным.
Хрущев Н.С. участвовал в Сталинградской битве, руководил партизанским движением на Украине. Никита Сергеевич был уверен в неоспоримости социалистических завоеваний, защищать которые был призван каждый в Великой Отечественной войне, да и сам он был человеком не робкого десятка. По воспоминаниям дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Петрова В.С. Хрущев Н.С. на Курской дуге под артиллерийским обстрелом на передовой награждал бойцов орденами и медалями, благодарил их за службу. С этим поручением он мог послать любого подчинённого, однако счел нужным показать солдатам, что генералы тоже здесь – на передовой, что они не уклоняются от этого смертного боя.
В мае 1938 г. с согласия Хрущева Н.С. – Первого секретаря ЦК КП(б) Украины, ещё один будущий комиссар – Брежнев Л.И. возглавил один из обкомовских отделов. Через семь месяцев он стал секретарем по пропаганде, а еще через год к этой высокой номенклатурной должности получил должность заведующего новым, престижным по тем временам отделом оборонной промышленности. Примерно через месяц после начала войны (а не в первый день, как утверждалось в книге «Малая земля») Брежнев надел военную форму бригадного комиссара и стал заместителем начальника политуправления Южного фронта. С осени 1942 г. он – зам. начальника политуправления Черноморской группы войск Закавказского фронта, с весны 1943 г. – начальник политотдела 18-й армии в чине полковника, с конца 1944 г. – (наконец-то в долгожданном звании генерал-майора) начальник политуправления 4-го Украинского фронта.
«Я все равно паду на той,
На той единственной Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной.»