военное положение что это такое для населения
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОТ 30 ЯНВАРЯ 2002 Г. № 1-ФКЗ «О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ»
Определяет содержание режима военного положения, регламентирует порядок и основания введения и отмены военного положения, устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению режима военного положения, основания и порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, др. войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения, правовое положение граждан и организаций в условиях военного положения.
Военное положение – это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
Военное положение вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением СФ и ГД. Указ незамедлительно передается на утверждение СФ. Вопрос об утверждении указа Президента РФ о введении военного положения должен быть рассмотрен СФ в течение 48 часов с момента получения этого указа, и только в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств такой вопрос может быть рассмотрен позднее вышеуказанного срока. Решение о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов СФ и оформляется соответствующим постановлением. Указ подлежит незамедлительному официальному опубликованию.
Указ Президента РФ о введении военного положения, не утвержденный СФ, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население РФ или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в установленном порядке.
С отменой (прекращением действия) военного положения утрачивают юридическую силу нормативные правовые акты, принятые в связи с действием данного режима, органы исполнительной власти и военного управления прекращают осуществлять свои полномочия в области обеспечения режима военного положения.
В период действия военного положения могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности.
Общая или частичная мобилизация, если она не была объявлена ранее при введении военного положения, объявляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В случае введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях Президент РФ во исполнение международных обязательств РФ принимает меры по уведомлению Генерального секретаря Организации Объединенных Наций (а через него государств – участников Организации Объединенных Наций) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении РФ от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан и, соответственно, о дате, с которой прекращается указанное отступление.
Статья 4. Введение военного положения
Статья 4. Введение военного положения
1. Военное положение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводится указом Президента Российской Федерации.
2. В указе Президента Российской Федерации о введении военного положения должны быть определены:
обстоятельства, послужившие основанием для введения военного положения;
дата и время, с которых начинает действовать военное положение;
границы территории, на которой вводится военное положение.
3. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также незамедлительному официальному опубликованию.
4. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации.
5. Вопрос об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения должен быть рассмотрен Советом Федерации в течение 48 часов с момента получения этого указа.
В случае, если в силу чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств заседание Совета Федерации не может быть проведено в установленное время, такой вопрос может быть рассмотрен позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта.
6. Решение об утверждении указа Президента Российской Федерации о введении военного положения принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется соответствующим постановлением.
В случае, если указ Президента Российской Федерации о введении военного положения Совет Федерации не утвердил, такое решение оформляется постановлением Совета Федерации.
ГАРАНТ:
См. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ
7. Указ Президента Российской Федерации о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после дня принятия такого решения, о чем население Российской Федерации или соответствующих ее отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.
Что такое военное положение? Что дает военное положение в стране? Закон о военном положении
История
Российское законодательство всегда отличало, что такое военное положение, а что такое состояние охраны, которое, в свою очередь, может быть чрезвычайным и усиленным. Еще во времена имперской России юридическая литература упоминала такой термин, как «охрана». Это понятие могло рассматриваться только в контексте управления государством, а именно охраны его порядка.
Раньше только в военное время и только в пограничных районах государства могли объявить военное положение. Это означало, что режим распространялся только на те зоны, которые находились непосредственно возле очага боевых действий. В мирное же время такое положение могли объявить в районах, которые выступили с возмущениями против правительства государства или там, где требовалось усиленное контролирование порядка.
В СССР существовал интересный пункт «Т» в статье 49. Согласно ему, только один Президент Верховного Совета СССР мог объявить такой режим. В этой статье говорилось об интересах обороны, обеспечивающей общественный порядок и полную государственную безопасность. Опираясь на 49 статью, все обязанности властей, которые касались обороны, переходили к военным советам, органам военного управления и командованиям формирований Верховного Совета СССР.
Сегодня в Российской Федерации военное положение – это специально установленный правовой режим. Вводится в стране или в отдельных ее местностях, если стране угрожает непосредственная агрессия другого государства или нескольких государств.
Основные понятия
Цель военного положения – создать условия, предотвращающие агрессию против страны.
Военное положение действует со дня принятия положения и заканчивается датой отмены, которые устанавливает президент.
Все воинские формирования, которые выполняют задачи обороны, применяют для предотвращения угроз против России, в соответствии с нормами и принципами международного права в данной сфере. Что такое военное положение и на основании чего оно объявляется, указано в законе «О военном положении».
Акты агрессии против РФ
1. Нападение вооруженных сил иного государства на РФ.
2. Военная оккупация территории государства.
4. Блокада берегов или портов другим государством.
5. Нападение другого государства на войска страны, независимо от их места пребывания.
7. Появление любых других вооруженных актов агрессии – что означает, военное положение тоже будет рассмотрено вышестоящими органами.
Как узнают о военном положении
Военное положение вводится в стране или в отдельных ее местностях только по указу Президента. Он сообщает об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Далее новость доводится до населения.
Указ Президента должен определять:
1. На каком основании происходит объявление военного положения.
2. Дату и время его действия.
3. Границы территорий, где объявлено военное положение.
Что происходит
Что значит военное положение:
1. Усиливается охрана общественного порядка, обеспечивается общественная безопасность. Охраняются важные военные, государственные специальные объекты, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Под жестким контролем находится движение транспорта, связь, объекты, предоставляющие опасность для здоровья людей и природной среды.
2. Вводится особый режим работы объектов, которые обеспечивают движение транспорта.
3. Проводится эвакуация объектов социального, хозяйственного, культурного назначения. Происходит временное переселение жителей страны в более безопасные районы. Им обязательно должно предоставляться жилье, стационарное или временное.
4. Вводится особый режим выезда и въезда на территорию государства, где введено военное положение. Ограничиваются способы передвижения внутри.
5. Приостанавливается деятельность любых политических партий и других общественных организаций, религиозных объединений.
6. Граждане привлекаются к выполнению работ для оборонительных нужд, ликвидации последствий разрушений после атаки агрессора, восстановлению поврежденных объектов, борьбе с эпизоотиями, эпидемиями и пожарами.
7. Военное положение в стране, согласно законодательству, может привести к изъятию имущества у граждан и предприятий с выплатой в последующем стоимости изъятого.
8. Ограничение выбора места пребывания граждан.
9. Запрещается проводить собрания, митинги, любые другие массовое мероприятия.
10. Запрещаются забастовки и другие способы приостановления организационной деятельности.
11. Гражданам запрещается находиться на улицах или в других общественных местах в установленное время суток. Исполнительные органы могут осуществлять проверку документов, подтверждающих личность граждан, транспортных средств, проводить досмотр вещей, жилищ. Задержание граждан может длиться не дольше 30 суток.
14. Ограничение или запрещение выезда из страны, что дает военное положение во всех странах.
15. Организация иных государственных органов власти и принятие дополнительных мер, направленных на усиление секретности режима.
16. В стране прекращают действовать международные организации, которые подрывают безопасность РФ.
Что такое военное положение для экономики государства
Принятие такого решения для страны глубоко отразится на многих сферах деятельности. Режим почувствуют на себе экономические и финансовые сферы, так как, согласно постановлению о военном положении, временно может прекратиться их деятельность. Прекращается свободное перемещение финансовых средств, товаров, услуг, распространение информации, временно изменяются формы собственности, условия и процедуры банкротства финансовых учреждений, режим труда, устанавливаются особые формы финансового, таможенного, налогового и банковского регулирования на всех территориях страны, независимо от того, принято там военное положение или нет.
Задачи Вооруженных Сил России при военном положении
1. Обеспечение подконтрольного режима въезда и выезда на и с территории страны, особого передвижения по ней.
2. Спасение и эвакуация жителей, проведение спасательных и неотложных работ.
3. Охрана важных государственных объектов, тех, которые предоставляют повышенную опасность для жизни людей и окружающей среды.
4. Пресечение незаконных вооруженных формирований, диверсионной и террористической деятельности.
5. Обеспечение общего порядка.
Полномочия российского Президента
1. Руководит организацией, которая осуществляет режимы, предусмотренные военным положением.
2. Контролирует применение мер военного положения.
3. Согласует функционирование и взаимодействие государственной власти.
4. Устанавливает задачи и привлечение Вооруженных Сил России для обеспечения установленного режима.
5. Налагает запрет на деятельность политических партий и иных общественных организаций, которые ведут пропаганду во время военного положения.
6. Введение военного положения Президентом устанавливает запреты на проведение собраний, забастовок, митингов, шествий и демонстраций.
7. Создает условия для прекращения действия международных договоров с тем государством, которое совершает агрессивные акты.
8. Устанавливает особый режим работы всех объектов на территории, где объявлено военное положение.
Совет Федерации РФ во время военного положения
1. Рассматривает и утверждает принятые федеральные законы Государственной Думой по вопросам о военном положении.
2. Рассматривает законы о прекращении взаимодействий Российской Федерации со страной-агрессором.
1. Руководить в своей компетенции федеральными органами исполнительных властей.
2. Обеспечивать режим военного положения.
3. Разрабатывать и обеспечивать меры, направленные на производство государственных нужд.
4. Контролировать заключение и расторжение договоров или контрактов по обеспечению безопасности и обороны страны.
Председатель Правительства России предоставляет Президенту предложения о структуре органов исполнительной власти на время, предусмотренное военным положением.
Органы государственной власти
1. Указ Президента определяет федеральные органы исполнительной власти, с которыми он будет осуществлять руководство на время военного положения.
2. Президент РФ может перераспределить полномочия исполнительной власти на время военного положения в стране.
Права граждан во время военного положения
1. Согласно ст. 18, все граждане Российской Федерации должны соблюдать установленные Конституцией права и свободы, исключение составляют временные ограничения военного положения.
2. Все граждане должны выполнять требования нормативных правовых актов и федеральных законов военного положения.
3. Выполнять требования исполнительной власти и оказывать содействие должностным лицам.
4. Являться в органы исполнительной власти по вызову на территории, где прописаны граждане.
5. Выполнять изложенные в повестках, предписаниях или распоряжениях требования.
6. Участвовать в выполнении ликвидационных работ, вступать в социальные организации и формирования.
7. Предоставлять необходимое для оборонительных нужд имущество с последующей выплатой его стоимости.
Что значит военное положение для СМИ
1. Согласно закону «О военном положении» от 30.01.2002г., на период действия режима вводятся ограничения свобод массовой информации.
2. Для работников СМИ военное положение – это в первую очередь ввод военной цензуры: контролируются телефонные и документальные сообщения.
3. Расширение государственного влияния и увеличение полномочий военных служб по отношению к СМИ.
4. Ограничение прав на распространение и доступ к информации.
5. Затруднение или прекращение деятельности журналистов.
6. Ужесточается контроль над работниками типографий, средств массовой информации.
7. Запрещается работа индивидуализированных радиостанций.
8. Для журналистов военное положение – это запрет посещения муниципальных и государственных органов, судов.
Важно напомнить, что все вышеперечисленные запреты действуют только на той территории страны, где было объявлено положение.
Люди, совершившие правонарушения из указанных пунктов о военном положении, будут нести ответственность, соответствующую законодательству.
Все нормативные акты, принятые за это время, отменяются, как только военное положение будет отменено.
Заключение
Исходя из вышеописанного, можно сказать, что военное положение в стране является крайней мерой предосторожности. Для того чтобы не допустить такого, государству необходимо наладить и решить ряд вопросов. Необходимо повысить эффективность управления и служебно-боевой готовности внутренних войск страны, обеспечить социальную и правовую безопасность, повысить эффективность взаимовыгодных международных договоренностей во избежание конфликтов в будущем. Стране следует уделять особое внимание развитию внутренних войск, которые обеспечивают борьбу с преступностью, пресечение внутренних конфликтов и терроризма.
Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение
Статья 7. Меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение
2. На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
1) усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных государственных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
2) введение особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды;
3) эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
4) введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
5) приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;
7) изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;
8) запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;
9) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
10) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
11) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
14) введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;
15) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;
16) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;
17) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;
18) введение в органах государственной власти, иных государственных органах, органах военного управления, органах местного самоуправления и организациях дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности;
19) прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.
3. Меры, предусмотренные подпунктом 16 пункта 2 настоящей статьи, могут применяться в период действия военного положения только в случае агрессии против Российской Федерации.
4. На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы местного самоуправления не проводятся.
5. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие применение мер, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть приняты как в период действия военного положения, так и до его введения.
ВОЕ́ННОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ
Том 5. Москва, 2006, стр. 536-537
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЕ́ННОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ, особый государственно-правовой режим, временно вводимый на территории государства или в отдельных его местностях в случае агрессии против него или непосредственной угрозы агрессии. Режим В. п. включает в себя комплекс экономич., политич. и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии. Характерными чертами В. п. являются: расширение полномочий органов воен. управления; возложение на граждан ряда дополнительных обязанностей (напр., участие в выполнении работ для нужд обороны страны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении повреждённых или разрушенных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и воен. объектов и пр.); ограничение некоторых прав и свобод гражданина, касающихся участия в политич. деятельности (устанавливается запрет или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий и др.). Указанные ограничения допускаются только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности государства, и не могут затрагивать основополагающих прав и свобод граждан.