военная прокуратура что это
Военная прокуратура Российской Федерации
Военная прокуратура – структура, которая следит, чтобы законы РФ соблюдались в воинских органах и формированиях. Ее деятельность регламентируется законом от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации». Далее в статье мы расскажем о том, чем занимается военная прокуратура, какие у нее полномочия и обязанности, а также как отправить в военную прокуратуру обращение.
Определение военной прокуратуры
На должности военных прокуроров назначают офицеров, которые проходят службу по контракту или призыву, имеющих высшее образование по специальности «Юриспруденция». Кроме того, для назначения на должность прокурора гражданин должен:
Чем занимается военная прокуратура
Деятельность военного прокурора в России определяется Приказом Генеральной прокуратуры «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» от 7.05.2008. В функции военной прокуратуры входят:
Таким образом, в ходе деятельности военной прокуратуры должны выполняться следующие задачи:
Полномочия военной прокуратуры
Полномочия военной прокуратуры в России определены статьей 47 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В них входят:
Структура и состав военной прокуратуры
Система органов военной прокуратуры определена в статье 46 ФЗ-№2202-1. Она включает в себя:
Также, по решению Главного военного прокурора, в перечисленных органах военных прокуратур могут быть организованы прокурорские участки.
Кому подчиняется
Возглавляет органы военной прокуратурыГлавная военная прокуратура РФ. Ответственным лицом, в обязанности которого входит формирование, ликвидация и реорганизация всех органов военной прокуратуры. Организационно-штатные вопросы входят в компетенцию его заместителя – Главного военного прокурора РФ. Назначаются военнослужащие на данную должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 5 лет. Все остальные прокуроры и следователи Главной военной прокуратуры назначаются на должность и освобождаются от нее Главным прокурором.
Прокурорам военных округов, групп войск и флотов подчиняются нижестоящие прокуратуры.
Порядок обращения в военную прокуратуру РФ
Обратиться в военную прокуратуру можно несколькими способами:
Единых требований к обращению нет, оно составляется в произвольной форме. Далее можно скачать образец жалобы в военную прокуратуру, который поможет вам составить обращение.
Порядок обращения военнослужащих в военную прокуратуру следующий:
Какими обязанностями и правами военный прокурор наделен по закону?
Основными обязанностями и правами военной прокуратуры является представление стороны обвинения в суде, а также следить за соблюдением закона во всех сферах жизни человека. Что касается военного прокурора, то он обязан заниматься представлением вопросов, имеющих отношение к вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, они должны осуществлять проверки призывников и производить военные сборы запасников в России.
Основные обязанности и полномочия
Поскольку должность имеет название “Военный прокурор”, тогда соответственно соблюдение прав и выполнение обязанностей осуществляется в области вооруженных и силовых структурах российского государства. Среди главных полномочий военных прокуроров выделяют:
На основании федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а именно статьи 47, утвержден полный перечень полномочий, среди которых отмечено, что должен выполнять военный прокурор:
Помимо отмеченного, в обязанности и права военного прокурора входит также принятие профилактических мер относительно снижения преступности в вооруженных силах страны и силовых структурах. Кроме этого, на военную прокуратуру возлагаются обязанности по проведению предварительного следствия относительно уголовных дел, которые находятся в их юрисдикции.
Основания для назначения
В статье 48 настоящего закона о прокуратуре обозначено, какими характеристиками должен обладать человек, чтобы он был назначен военным прокурором, а также, как осуществляется назначение на отмеченную должность.
Что касается характеристик, то гражданин должен обладать отменным здоровьем и находиться на военной службе. Кроме этого, требуется иметь офицерское звание и соответствующее данные, что прописаны в статье 40 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Относительно назначения, то по решению Генерального прокурора РФ на должность военного прокурора могут назначаться гражданские лица.
Заместитель Генерального прокурора, а также главный военный прокурор может быть назначен и освобожден с должности на основании утвержденного пункта 2 ст. 14 представленного закона.
Более подробную информацию о воинских обязанностях и военной службе можно просмотреть в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Стоит отметить такой факт, что каждое назначение или устранение от должностных обязанностей служащего военной прокуратуры обязательно должно быть опубликовано.
Кто может стать военным прокурором
Изначально нужно отметить, что стать военным прокурором и выполнять правозащитную функцию могут граждане как мужского, так и женского пола, однако женщины на этом посту редки. Это обусловлено тем, что по специфике работы требуются постоянные и частые переезды, которые для них не всегда возможны. Если принимать во внимание характеристики, то выполнять полномочия военного прокурора могут те граждане, что соответствуют следующим требованиям:
Помимо этого, человек, претендующий на должность военного прокурора, должен быть готов к частым поездкам, так как его обязанности выполняются в соответствии условий, которые действуют в Вооруженных силах страны.
Кроме этого, нужно учитывать такой факт, что потребуется выполнение своих непосредственных обязанностей в экстремальных условиях. К примеру, в регионах с тяжелыми климатическими условиями или в “горячих точках”.
Но также имеется и ряд ограничений, которые относятся к работникам военной прокуратуры, а именно:
При этом они обладают правом совмещения своей должности, то есть могут параллельно заниматься творчеством, образовательной или научной деятельностью.
В завершении стоит отметить, что предопределяет собой обозначенная должность прокурорский надзор за соблюдением утвержденных законов по военному управлению воинскими частями, учреждениями и организациями. Также в обязанности и права военной прокуратуры входит проверка учебных заведений, имеющих воинское направление. Что касается судебного представления, то такое право основывается на соблюдении подведомственности.
Военная прокуратура
Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации» №2202-1 от 17.01.1992 является базовым документом, определяющим деятельность военной прокуратуры. Какова её структура и полномочия, а также какие функции выполняет данный орган и некоторые другие аспекты рассмотрим в статье.
Определение понятия
Военная прокуратура (ВП) – это структурное подразделение Прокуратуры России, которое осуществляет надзор за исполнением законодательства в Вооруженных силах РФ (ВС РФ), воинских формированиях и других войсках.
Генеральный прокурор РФ является ответственным лицом, занимающимся формированием, реорганизацией и ликвидацией органов военной прокуратуры, а организационно-штатные вопросы решаются его заместителем – Главным военным прокурором (п. 2 ст. 46 №2202-1-ФЗ).
Направление деятельности
Направления деятельности ВП определены в Приказе Генеральной прокуратуры РФ «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» №84 от 7 мая 2008 г (п. 6).
Перечень направлений достаточно обширен и включает в себя:
Перечень полномочий
Полномочия военных прокуроров прописаны в ст. 47 №2202-1-ФЗ и состоят в следующем:
По своему усмотрению военные прокуроры имеют право беспрепятственного вхождения на территорию воинских частей и учреждений вне зависимости от существующего в них режима после предъявления служебного удостоверения. Кроме того, военные прокуроры вправе требовать доступ к любым документам и материалам подведомственных им органов.
Основные задачи
Задачами военной прокуратуры являются:
Таким образом, главная задача военной прокуратуры – выполнение надзорных функций в военной сфере.
Структура и состав военной прокуратуры
Структура военной прокуратуры определена ст. 46 №2202-1-ФЗ и включает в себя:
По решению Главного военного прокурора в органах ВП могут быть организованы прокурорские участки.
Кому подчиняется?
Органы военной прокуратуры подотчетны Главному военному прокурору, который, в свою очередь, назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Порядок обращения в военную прокуратуру РФ
Существует несколько простых способов обращения в органы военной прокуратуры:
Актуальные контактные данные можно найти на официальном сайте. Жалобу можно составить в произвольной форме, единых требований к её написанию нет.
Как подать жалобу онлайн?
Для подачи жалобы в режиме онлайн следует выполнить несколько простых шагов:
При заполнении формы заявления необходимо указать следующую информацию:
После заполнения всех полей пользователю необходимо ввести защитный код, представленный на сайте и нажать кнопку «Отправить». Жалобе будет присвоен соответствующий регистрационный номер, поэтому ход рассмотрения можно будет отслеживать на сайте самостоятельно или обратившись по телефону в ту структуру, куда она была направлена.
Перечень ВП по округам
Восточный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 318, 32, 33, 36, 57.
Кроме того, ВП восточного ВО образованы на территории следующих гарнизонов:
Кроме того, восточный ВО включает в себя 7 прокурорских участков.
Западный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 301, 313, 53, 56.
Также ВП западного округа функционируют в воинских частях под номерами 14101 и 77932.
Военные прокуратуры западного округа образованы на территории следующих гарнизонов:
В составе западного ВО также имеется 8 прокурорских участков.
Центральный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 11, 257, 308, 58
Кроме того, ВП центрального ВО образованы на территории следующих гарнизонов:
Центральный ВО также включает в себя 14 прокурорских участков.
Южный ВО включает в себя военные прокуратуры гарнизонов под номерами: 54, 55, 59, 312, 314, 315, 316, 319.
Военные прокуратуры южного ВО образованы на территории воинских частей под номерами:04062, 20102, 20116, 44662, п.п. 28072, п.п. 51443.
Военные прокуратуры южного ВО образованы на территории следующих гарнизонов:
В южном ВО действуют 11 прокурорских участков.
Военные прокуратуры также функционируют в составе Балтийского, Тихоокеанского, Северного и Черноморского военного флота, в Ракетных войсках стратегического назначения РФ.
Итак, ВП выполняет надзорную функцию в сфере правоотношений, связанных с деятельностью военнослужащих. Одновременно находясь в ведении Прокуратуры РФ, она имеет собственную структуру и выполняет целый спектр полномочий. Без данного подразделения невозможно добиться порядка в Вооруженных Силах страны. Внутреннее взаимодействие каждого органа ВП и неукоснительное следование букве закона способствуют искоренению правонарушений и преступлений в военной сфере.
Органы военной прокуратуры и их место в системе
Система правоохранительных органов Российской Федерации в области военных правоотношений является важной частью защиты прав и свобод военнообязанных лиц нашего государства. Ключевую роль играет военная прокуратура – государственный надзорный орган.
Указанный правоохранительный орган нацелен на пресечение противоправных действий в сфере правоотношений между военнообязанными лицами, борьбы с коррупционными преступлениями и отношениями, выходящими за рамки устава и служебного контракта.
Что входит в систему органов, структура
Совокупность органов военной прокуратуры представляет собой традиционную структурную систему: федеральный и региональный уровень. Данные уровни, в свою очередь, подразделяются на три звена:
Указанное трехзвенное деление регламентировано ч.1 ст.46 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (далее – ФЗ «О прокуратуре»).
Соответственно, Петров В.Г. регулирует деятельность подразделений военной прокуратуры в нашем государстве в рамках российского законодательства. Законом не устанавливается отдельная необходимость согласовывать действия с Генпрокурором РФ. Исключение составляет организация и реорганизация штатов и органов рассматриваемого правоохранительного органа. Данное полномочие остается за Генеральным прокурором РФ.
Каждое подразделение военной прокуратуры имеет свою внутреннюю структуру, которая не имеет отличительных черт от любого другого правоохранительного органа. Так, представлен следующий состав:
Функции, права и обязанности военных прокуроров
Ввиду особой специфики правоохранительного органа, ограниченности субъектного состава, малочисленности составов преступлений, сфера деятельности военного прокурора несколько ограничена. Должностное лицо действует строго в регламентированной области – «вооруженные, оборонные и силовые структуры нашего государства».
Базовое полномочие любого органа прокуратуры – осуществление надзора за соблюдением установленных норм законодательства в сфере регулируемых правоотношений, а также представление стороны обвинения на судебных стадиях гражданского, административного и уголовного процесса.
В ч. 2 ст. 47 ФЗ «О прокуратуре РФ» регламентируются дополнительные полномочия, свойственные напрямую военному прокурору. В число таковых входят следующие положения:
Следует также отметить, что прокурор обладает правом беспрепятственно входить на территорию или в помещение воинской части, требовать для ознакомления необходимые документы, независимо от установленного режима. Для этого необходимо предъявить служебное удостоверение.
Среди общих полномочий выделяются:
Полномочия прокурора — это непросто связь прав и обязанностей, а их единство. Каждое право является обязанностью и, наоборот, каждая обязанность есть право. В правовом положении прокурорских органов (впрочем, как и других органов государства) не существует дифференциации прав и обязанностей подобно тому, как это бывает у граждан. Служебный долг прокуроров совмещает их воедино в понятии «полномочия».
Герб военной прокуратуры
Кто может стать военным прокурором
Проходить службу в органах военной прокуратуры может любой гражданин Российской Федерации, вне зависимости от пола. Главные требования указаны в разделе V ФЗ «О прокуратуре РФ»:
Следует отметить, что в рассматриваемом правоохранительном органе прокурор является военнослужащим, а не лицом, проходящим государственную гражданскую службу. Соответственно, на него распространяются льготы и ограничения, свойственные именно для служащих.
Прохождение службы в органах военной прокуратуры
Основания для назначения
Основанием для назначения лица на должность военного прокурора является соответствующий приказ вышестоящего должностного лица. Так, заместители Главного военного прокурора, руководители отделов и подразделений назначаются на должность Генеральным прокурором Российской Федерации. Иные прокуроры назначаются на должность Главным военным прокурором.
Следует отметить, что предельным возрастом пребывания военнослужащего на должности военного прокурора составляет 65 лет.
Особенности обращения в военную прокуратуру
Подать жалобу в военную прокуратуру можно при наличии следующих оснований:
Обращение, по общему правилу, подается после обнаружения факта совершения правонарушения или преступления. Формы обращения предлагают альтернативную вариацию действий:
Следует отметить, что ст. 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает ответственность за злоупотребление правом гражданина на обращение в государственные и правоохранительные органы. В результате установления этого факта лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности, в зависимости от объема негативных последствий.
Военная прокуратура
Среди специализированных прокуратур основное внимание в Законе уделяется военной прокуратуре.
Состав и полномочия органов военной прокуратуры определены в разделе VI ФЗ «О прокуратуре».
Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов (п.1 ст.46).
Военные прокуратуры, независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев, осуществляют свои полномочия независимо от командования органов военного управления. В дополнение к общим полномочиям военные прокуроры обладают и специальными полномочиями, исчерпывающий перечень которых установлен в п.2 ст.47:
1)участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
2)назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
3)по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
4)проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
5)требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органами и учреждениями внутренних дел РФ.
Военными прокурорами, а также руководителями и следователями военных следственных органов назначаются граждане РФ, годные по состоянию здоровья к военной службе, поступившие на военную службу, имеющие офицерское звание.
По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров могут быть назначены гражданские лица.
Военные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.
52.Надзор прокурора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и
разрешать заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о
нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные,
так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.
Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы
органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры
в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999—2001 гг. в органы
прокуратуры поступило почти 4 млн обращений (в 1999 г. — 1 251 509, в 2000 г. —
1 281 074, в 2001 г. — 1418 344).[17]
Это говорит о том, что граждане России широко используют предоставленное им
ст. 33 Конституции РФ право личного обращения в государственные органы, в
том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан.
Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав
и свобод, торжества добра над злом.
Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших
социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве
одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод
граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.
Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и
заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:
ü о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;
ü о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях,
совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;
ü об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и
совершивших иные правонарушения;
ü об органах и должностных лицах, не выполняющих требования
законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих
меры к удовлетворению жалоб и заявлений.
Не менее важным является и то, что в органы прокуратуры поступает информация
от граждан о недостатках и нарушениях в работе самой прокуратуры, в
ü о процессуальных нарушениях, допускаемых следователями в ходе ведения
предварительного следствия по уголовным делам;
ü о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к
устранению нарушений законов;
ü о несогласии с ранее принятыми органами прокуратуры решениями по
жалобам и обращениям;
ü о недостойном, по мнению граждан, поведении работников прокуратуры как
в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в
быту) и иная информация.
Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных
обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу
органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации
их работы на научной основе с учетом состояния законности, в том числе и
состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает
улучшению всей деятельности прокуратуры путем устранения недостатков и
Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявления граждан,
прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение,
складывающееся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в
отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане
совершенствования деятельности прокуратуры.
Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в
действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах
и учреждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех
звеньев работу по рассмотрению и разрешению обращений граждан подчинять
решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и
правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение
получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той
прокуратурой, к компетенции которой относится решение вопроса. Генеральный
прокурор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к
удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя
в полном объеме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и
приему посетителей организует и контролирует прокурор —
руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники
структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так
организовать работу, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное
рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка
содержащейся в них информации о нарушении законов, полностью восстанавливались
нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица,
допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались
меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу
прокуроров и следователей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных
обращений, принимают меры к оперативному устранению имеющихся недостатков,
регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние
этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками
недобросовестного отношения к этому участку работы.
В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управление по рассмотрению
писем и приему граждан, а в прокуратурах субъектов РФ — отделы, группы или
старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них
возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению
обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных
подразделений прокуратуры, прокурорам районов и городов, оперативным
работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов
Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в
виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры
занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.
В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей)
в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам
было известно, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В этих
целях в офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема
посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием
посетителей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В
соответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур
обязаны принимать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах,
принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема
посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о
гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих
в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и
приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в
каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для
обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и
разрешение подлежат обязательной регистрации.
После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения
докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу
заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно
из следующих решений: принять заявление или жалобу к своему производству;
поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на
разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее
поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам
судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.
Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в органы и
должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении
заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В
необходимых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на
рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.
Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан
рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным
законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в
прокуратуру, рассматриваются и разрешатся прокурором в срок не позднее
месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной
срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих членов их
семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и
приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в
срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со
дня их поступления.
Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента
РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей,
руководителя Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ,
председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов
Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего
Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ,
Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей
федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а
также обращения, взятые на особый контроль.
Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором
или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины
продления срока разрешения обращения.
Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки
изложенных в них обстоятельств и доводов. При необходимости к проверкам,
проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соответствующие
специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или
жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе
письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению
нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения
со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заявления или
жалобы заявителю разъясняется порядок обжалования принятого прокурором решения
в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое
предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются
разрешенными. Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344 774
обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. —
соответственно 371 642 и 84 855 (22,8%).[19]
По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления материалы
проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это
не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям
законодательства об охране государственной (военной) и иной охраняемой
законом тайны (коммерческой, врачебной).
В отдельных случаях после проверки по жалобе исполнитель по указанию
прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов
По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может
принять решение о принесении протеста на незаконный акт либо об обращении в
суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об
устранении нарушений закона, о возбуждении производства по делу об
административном правонарушении или уголовного дела.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению
в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или
нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным
судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты
общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется
комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и
иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При
этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб,
обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения
устанавливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа
принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе,
совершенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.