водоразборная будка что это такое
Водоразборные будки,
7.9.9. Водоразборные будки, несмотря на небольшие размеры, как правило, заметны на аэроснимках и их дешифрируют, как и другие маленькие постройки (с применением специального обозначения). Ещё лучше видны фонтаны, вне зависимости от того с водой или без воды они были в момент аэрофотосъемки. Фонтаны демаскируются как характерной формой, так и местоположением (на площадях, в парках, скверах и т.п.).
Смотреть что такое «Водоразборные будки,» в других словарях:
ВОДОРАЗБОРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ — служат для раздачи или распределения воды при водоснабжении и обводнении городских и сельских населенных пунктов или промышленных предприятий. В соответствии с характером водопотребителей В. с. имеют различные устройства, напр. водоразборные… … Сельскохозяйственный словарь-справочник
ГКИНП 02-121-79: Руководство по дешифрированию аэроснимков при топографической съемке и обновлении планов масштабов 1:2000 и 1:5000 — Терминология ГКИНП 02 121 79: Руководство по дешифрированию аэроснимков при топографической съемке и обновлении планов масштабов 1:2000 и 1:5000: 7.8.43. «Кусты» свай в воде остатки свайных мостов, некоторых плотин и других сооружений на реках с… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
История Ейска — Основная статья: Ейск Содержание 1 Древние поселения 2 Предыстория 3 Основание города … Википедия
Ейский городок — Основная статья: Ейск Содержание 1 Древние поселения 2 Предыстория 3 Основание города 4 … Википедия
Ханский городок — Основная статья: Ейск Содержание 1 Древние поселения 2 Предыстория 3 Основание города 4 … Википедия
Улица Кирова (Вологда) — Улица Кирова Вологда … Википедия
БАЗАР — (персидское слово), обозначение в восточных странах рынка, закрытого или открытого, где производится постоянная торговля всевозможными товарами. В отличие от рынков (см.), под базаром обычно разумеется открытое место, где торговля производится не … Большая медицинская энциклопедия
Случайное фото из фотоархива сайта
Генеральный спонсор сайта Типография «Борус»
Благодарим студию «Четвертый кит» за помощь при разработке и технической поддержке сайта.
История тульского водопровода
Водоразборные домики 21.08.2020
Водоразборные домики называли «бассейнами» и неспроста: в подвальном помещении размещался запас воды, это и был бассейн, из которого вода с помощью ручного насоса подавалась наверх.
Вода в будках была платной. Туляки покупали железные жетоны («водные марки»), по которым смотрители выдавали воду. Основным средством оплаты за воду служили металлические марки пяти номиналов на 1, 5, 10, 30, 40 ведер. Крупные номиналы в 30 и 40 ведер предназначались для водовозов, которые развозили воду, полученную из будок, в отдаленные районы города. Для желающих заниматься водовозным промыслом в городской управе продавались специальные ярлыки.
Цена водопроводных марок в дореволюционное время менялась. Так, в 1905 г. одно ведро воды из водоразборной будки стоило уже 15/100 копейки, а с 12 января 1909 г. — 20/100 копейки. Такая цена продержалась до 1917 г.
В период «военного коммунизма» тульское коммунальное хозяйство находилось в упадке. Годовой расход воды превосходил довоенный в два раза. Это было связано с бесплатным отпуском воды и разрухой водопроводной сети. С 1 декабря 1921 г., после двухлетнего перерыва, в Туле был вновь введен отпуск воды за плату. Для оплаты забираемой из водоразборных будок воды выпускались специальные марки, которые можно было приобрести в кассе Тульского коммунального отдела. В этом же месяце одно- и двухведерные латунные марки были изготовлены в пушечно-гильзовой мастерской Тульского патронного завода.
Водоразборные будки пользовались для разлива воды до первой половины 1930-х гг., когда вместо них в Туле были установлены водоразборные колонки. Несколько будок, мешавших проезду транспорта, были снесены, остальные переданы под жилье.
Первоначально вода подавалась в десять водоразборных будок, откуда потребители и забирали воду.
Каждая из водоразборных будок имела свое названиен: Киевская (у Киевской заставы), Спасская (на Спасской площади), Хлебная (на Хлебной площади), Беляевская, Троицкая (у современного здания цирка на ул. Советской), Веневская, Заварная, Арсенальная (на углу Литейной и Демидовской), Алексинская, Рождественская. Еще семь таких сооружений были построены в последующий дореволюционный период.
Вот рассказ о некоторых их них:
1. Водоразборная будка на Советской (Троицкая будка)
2. Водоразборная будка на Спасской площади (Спасская)
3. Водоразборная будка на углу улиц Литейной и Демидовской (Арсенальная)
4. Водоразборная будка на ул. Петра Алексеева 1-а (предположительное название Конная)
5. Водоразборная будка на ул. Патронная 47-а (предположительное название Патронная)
Эта будка также относилась ко «второй очереди» семи водоразборных будок, построенных около 1900 года. Она находилась на самом краю тогдашнего Чулкова. Сгорела и была разобрана в 2017 году
Генеральный спонсор сайта Типография «Борус»
Благодарим студию «Четвертый кит» за помощь при разработке и технической поддержке сайта.
О канувших в лету водоразборных будках
В дореволюционные годы, когда во многих городах уже функционировала централизованная система водоснабжения, домов, куда был подведен водопровод, насчитывались единицы. Горожане вынуждены были ходить за водой к городским фонтанам или покупать живительную влагу у водовозов. В фонтанах вода, за малым исключением, была бесплатной.
История появления водоразборных будок
Организациям, обслуживающим городской водопровод, необходимы были деньги на ремонт и закупку оборудования, реконструкцию и расширение магистральных сетей. Плата поступала от зажиточных горожан за пользование водой, подведенной в дома, и от лицензий на право продажи воды, приобретаемых водовозами. Между тем львиная доля прибыли от торговли оседала в карманах разносчиков и развозчиков воды, набирающих ее в фонтанах бесплатно и продающих в огромных объемах жителям города.
Городские управленцы нашли решение, как увеличить денежные поступления на обслуживание и развитие системы водоснабжения. Было начато строительство водоразборных будок, в которых каждый желающий мог приобрести необходимое количество воды. Расчет велся эквивалентными платежными средствами – водяными жетонами и марками. Для водовозов, закупавших значительные объемы воды, тариф был несколько ниже, чем для розничных потребителей.
Что собой представляла водоразборная будка
Тем, кто когда-то посещал курорты минеральных вод, хорошо знакомо такое понятие, как бювет. Это павильон, оборудованный водоразборными кранами, где отдыхающие могут набрать минеральной воды. Бювет, как правило, устанавливался непосредственно над источником, то есть в том месте, где выполнялось бурение скважины. Водоразборная будка чем-то напоминает бювет, но в отличие от последнего, находится не рядом с источником, а является одним из элементов городского водопровода.
Водоразборных будок в каждом городе насчитывалось от одного до нескольких десятков. Каждую из них обслуживал сторож-раздатчик воды. Обычно он тут же и проживал. Для удобства обслуживающего персонала будки строили многокомнатные: помещение с краном или колонкой для раздачи воды, жилая комната, кладовка для дров и вещей, принадлежащих сторожу, кухня. Но были и крохотные сооружения, где в одном помещении ютился раздатчик воды, здесь же он и ночевал. Чугунная колонка с краном находилась рядом с будкой. Сторож внимательно следил за объемом отпущенной воды и собирал с потребителей оплату.
В советское время, когда во многие дома уже были подведены водопроводные трубы, воду в будках стали раздавать бесплатно, но только холодную. При желании можно было приобрести кипяток: такие будки, оснащенные всем необходимым оборудованием для кипячения воды, жители называли «водогрейными».
Водоразборные будки – вехи истории водопровода
К середине прошлого века будки за ненадобностью закрывали одну за другой. Сначала их использовали вместо сараев для складирования дворницкого инвентаря, а позднее и вовсе снесли, как объекты, мешающие проезду и проходу и не соответствующие современному городскому ландшафту. Лишь единичные постройки еще сохранились в некоторых российских городах, как исторические артефакты и музейные экспонаты, рассказывающие об истории развития водопровода.
История водопровода в Туле: водоразборные будки, водовозы и жетоны
В Туле выставлена на продажу последняя водоразборная будка на углу улиц Староникитской и Петра Алексеева.
Похоже, наш город музеев вскоре лишится уникальной исторической реликвии, наглядно рассказывающей о прошлом Тулы. Интересно, это кого-то волнует?
Обильная, здоровая вода
Как часто бывает в Туле, о необходимости иметь собственный водопровод начали говорить задолго до того, как он появился. Одним из таких поводов был пожар 1834 года, когда сгорели три четверти деревянных построек и почти весь оружейный завод. После чего была долгая переписка с различными инстанциями и мучительный поиск денег.
В 1846 г. тульскую воду описывали следующим образом: «В хорошей воде бедные жители терпят большой недостаток: Упская вода весьма годилась бы для употребления, если бы оставалась проточной, но ее задерживают, когда действует оружейный завод; таким образом, сделавшись стоячей для целой половины города (выше шлюзов по Упе), она портится». В подавляющем большинстве городских колодцев вода была «с дурным запахом и вкусом», а также с «примесью извести, селитры, железа».
Долгое время вся водопроводная деятельность ограничивалось устройством резервуаров с насосами в семи точках города, из которых вода закачивалась в бочки, после чего развозилась по потребителям.
Водокачные насосы обустроили в разных местах города на случай пожара. Запирающиеся будки над ними были в основном деревянными, позже их заменили на металлические, ключи от которых хранились в пожарных командах.
Также в целях экономии предлагалось вместо продажи годовых билетов на право брать воду выдавать книжки с марками, стоимостью каждой в ½ копейки. Водовозы за каждую взятую бочку воды должны уплачивать машинисту 1 марку. «Учет машиниста будет незатруднительным — по расчету истраченного топлива и собранных марок».
15 апреля 1893 года был подписан контракт на строительство водопровода в городе Туле с Торговым домом Бр. Бромлей и Ко. Окончание строительства водопровода было установлено 15 ноября 1893 года.
На углу улиц Рождественской и Зайковой (сейчас — К. Маркса, 28) было построено водоподъемное здание, в машинном отделении которого установили две паровые машины системы «Компаунд». Каждая из них приводила в движение два насоса системы Вартингтона.
Для собирания воды устроили водосборное сооружение Бруклинской системы, состоящее из четырех буровых скважин диаметром в 6 дюймов.
Напротив «тюремного замка», на нынешней стадионной площади между зданием УВД и ЦС «Арсенал», возвели водонапорную башню с железным баком емкостью 15 044 ведра воды для обеспечения равномерной работы машин и избежания толчков и гидравлических ударов в трубах. На водопроводной сети протяженностью 20,3 км через каждые 50 саженей располагались пожарные краны.
Старая водонапорка в Туле. Фото tulainpast.ru.
5 июня 1893 года в газете «Тульские губернские ведомости» появилось объявление: «Согласно постановлению городская дума устраивает водопровод для снабжения жителей города Тулы обильною, здоровою водой, а равно для предохранения города от несчастных случаев при пожарах, которые, как известно, не раз встречались в нашем городе и за неимением водопровода приносили немало вреда населению».
22 декабря 1893 года на заседании Тульской городской Думы было принято решение, несмотря на очевидные недоделки, открыть работу тульского водопровода. Он был включен на следующий день — 23 декабря 1893 года.
Бассейны с историей
До распространения водопровода была крайне востребована профессия водовоза. Воду брали в специальных городских колодцах или в реке за пределами города и доставляли потребителям. Возили бочками на телегах, запряженных лошадьми. В непогоду горожане вполне могли оказаться без воды — водовозы просто не могли преодолеть привычную нашу грязь на дорогах.
Однако и после начала работы водопровода услуги водовозов оставались востребованными. Все тульские водовозы обязаны были давать подписку о том, что обязуются выполнять правила, предписанные городской управой. Они обязаны были «прилично одеваться» и носить белые фартуки. В некоторых городах бочки на повозках отличались по цвету — чтобы знать, в каком месте водовоз берет воду. В Туле бочки окрашивались в неизменный красный цвет и белой масляной краской на них наносился регистрационный номер. Основной заработок водовоза — доставлять свой товар в отдаленные от городского водопровода места. Чем дальше — тем дороже.
Накрутка могла быть в десять и даже больше раз. Ведь за право набрать городскую воду водовозы тоже платили.
Тульским водовозам регулярно устраивался смотр, где проверялись техническое состояние их повозок, бочек, аккуратность в одежде, правильно оформленная документация. Впрочем, самое распространенное нарушение тульских водовозов выявлялась не на таких смотрах. Многие из них, особо не утруждаясь, имели, например, обыкновение затыкать дырку в бочке грязной тряпкой.
В Туле построили десять водоразборных будок, которые состояли из сеней и жилой комнаты. В каждой будке находился счетчик отпущенной воды, с наружной стороны — длинная труба.
Так выглядела водоразборная будка в Туле.
Вода выдавалась из будок с трех сторон: в бочки — для водовозов, в корыта — для водопоя лошадей, в ведра и бидоны — для горожан. Между прочим, назывались эти будки в то время ни много ни мало — бассейнами. О другом предназначении «бассейна» тогда еще не знали.
В 1914 году из тульского городского водопровода было выдано потребителям 71 340 тысяч ведер воды. Это более чем в предыдущем, 1913-м, на 10 000 000 ведер. А на тридцатилетие городского водопровода, в январе 1924 года, редакция газеты «Коммунар» особенно приветствовала товарищей водопроводчиков, «героически отстоявших водопровод от разрухи в годы войны и революции».
Жетон Тульского
городского водопровода.
Последняя реликвия
В связи с повсеместной любовью к старине в последнее время во многих российских городах появляются памятники водовозам. Так, в 2012 году памятник водовозу был установлен в Коломне — причем в Водовозном переулке. В том же году к 150-летию со дня начала работы Симбирского водопровода появился такой памятник в Ульяновске.
В 2003 году на территории водонапорной башни на Шпалерной улице в Санкт-Петербурге, первой в централизованной системе водоснабжения Санкт-Петербурга, тоже был установлен памятник водовозу.
А в самой водонапорной башне теперь работает музей «Мир воды Санкт-Петербурга». Кстати, питерский водопровод, как и тульский, проектировал инженер Михаил Иванович Алтухов.
Музей воды в Санкт-Петербурге (фото официального паблика музея ВК).
Есть памятники водовозу в Кронштадте, в Казани и во многих других российских городах.
Нам в этом плане повезло несколько больше – не надо ничего придумывать, уникальный памятник есть и так. Часть тех первых исторических водоразборных будок сохранялась до недавнего времени. Так, например, одна из них была рядом с цирком на улице Советской. Увы, она не выдержала испытания временем — тихо и незаметно ее снесли после пожара в 2002 году.
Исчезла и водоразборная будка на улице Кирова (перекресток с улицей Патронной) – в 2017-м. У нас сохранилось ее фото:
Но одна дожила до наших времен — неказистая с виду, однако настоящая историческая реликвия, артефакт. Идеальное место для маленького музея истории города!
Идеальнее было только место рядом с цирком, но оно уже в прошлом.
Впрочем, и в будке на Староникитской тоже есть свой смысл. Ведь это — та самая Растеряева улица, воспетая писателем Успенским. А значит, подлинная часть городского дореволюционного быта.
То, что в любом городе мира хранят как бесценную реликвию, поскольку ценится подлинное — то, к чему можно прикоснуться и насладиться атмосферой реальной истории. Мы это еще можем сделать. А вот смогут ли те, кто будет жить после нас, — большой вопрос. В конце концов, эту будку можно аккуратно разобрать и под присмотром специалистов перенести в район Казанской набережной, где она наверняка будет пользоваться повышенным интересом туристов.
Туляки борются за единственную в России водоразборную будку XIX века
Как известно, «без воды – и не туды, и не сюды». Примерно так же считали и более столетия назад, когда в Туле впервые появился водопровод. Вместе с ним возникла необходимость строительства водоразборных будок – одноэтажных деревянных домиков, откуда осуществлялась раздача воды населению. Их сеть раскинулась в разных районах города. До наших дней «дожила» только одна, и сейчас активисты борются за ее спасение.
Чем примечательна водоразборная будка
Старинные домики на улицах оружейной столицы, которые очаровывают туристов из других городов, не редкость и, пожалуй, даже обыденность для туляка. Но строения деревянного зодчества приходят без должного ухода в аварийное состояние. Не миновала такая судьба и водоразборные сооружения.
После войны таких будок осталось 14. В конце 90-х годов водоразборных пункта краеведы насчитывали всего четыре: какие-то из них уничтожил огонь, другие разобрали из-за аварийности. Сейчас уцелело только сооружение на пересечение улиц Староникитской и Петра Алексеева – небольшой и аккуратный теремок, заросший плющом. Доступ на территорию закрыт: рядом идет строительство автостанции, и стройплощадку огородили вместе с будкой.
Над небольшими окнами сохранились декоративные элементы, выполненные в стиле, характерном для конца XIX.
— Эта единственная сохранившаяся водоразборная будка не только в Туле, но, возможно, и в России,
— отмечает Михаил Тенцер, автор культурно-исторического проекта «Тула ушедшего века».
Строение расположено на некотором отдалении от других зданий, а его конструкция подразумевает выдачу воды с трех сторон дома.
Как работала система
Тульский водопровод был открыт 2 января 1894 года. Вскоре появилась первая насосная станция, условно названная Рождественской (по одноименной улице), куда направлялась вода из 12 артезианских скважин, пишет портал «Тула ушедшего века». Каменное здание станции сохранилось до сих пор. Именно оттуда доставлялась вода в будки. Из них жители могли получать воду, которую извозчики на лошадях также развозили в деревянных емкостях. Использовали будку и городские службы для мойки улиц.
Конечно, здание уже много десятилетий не выполняет свою функцию. О былой деятельности напоминает только колонка, которая и теперь исправно качает воду.
Борьба за водоразбор
В наши дни водоразборная будка находится в частной собственности: в минувшем году владелец выставил ее на продажу. Желающих приобрести домик пока не нашлось. Зато водоразборной будкой заинтересовались активисты проекта «Реставрация. «Вспомнить всё» в Туле».
Напомним, ранее они занимались восстановлением надписей дореволюционной эпохи на здании по ул. Советская: на средства благотворителей и неравнодушных туляков вывески были сохранены и отреставрированы.
Теперь активисты во главе с руководителем проекта Марией Воронцовой добиваются ремонта водоразборной будки.
— Эти два месяца мы вели переговоры с собственником, искали реставраторов и договаривались с администрацией Тулы и министерством культуры Тульской области. Реставрация деревянного исторического объекта сложнее и гораздо дороже, чем приведение в порядок трех вывесок. Поэтому для начала нам нужно сделать проект реставрационных работ на самом высоком научном уровне, а это достаточно серьезные деньги,
— пишет Мария Воронцова.
Инициаторы программы подали заявку на всероссийский конкурс городских проектов «Включи свой город», где тулякам предлагалось проголосовать за программу, тем самым привлечь внимание к проекту.
Здание не является памятником архитектуры, соответственно, не попадает под охрану с государством. Активисты планируют провести народный сбор средств и отреставрировать будку силами волонтеров. Работы будут проходить под надзором профессиональных реставраторов, но прежде необходимо сделать оценку состояния строения и составить смету.
Один из вариантов, которые рассматривают активисты – «перенести» строение с использованием современных технологий: разобрать здание и собрать в новом месте. Такое решение прорабатывается в городской администрации. Оно также позволит не обязывать собственника, который хочет продать землю под коммерческие нужды, обеспечивать сохранность здания.
Стоимость реставрации может составить несколько миллионов рублей. Следующее обсуждение вопроса состоится 1 марта 2020 года на общественных слушаниях.