водолазова служба что это
www.esenin.ru
Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
«Чёрный человек»
Во. И я тоже голову ломала над этой фразой!!
А теперь вроде бы поняла благодаря Старуш-ке. Ведь действительно действие «Черного человека» происходит ночью, во время бессонницы Есенина. Именно ночью к нему является ЧЧ, поэтому Есенин и пишет «ложась в постели».
А вот вам высказывания по поводу поэмы тов. Маслова, как.
Данита писал(а): А вот вам высказывания по поводу поэмы тов. Маслова, как.
Меня тоже покоробило, когда я эти слова в книге прочитала.
Данита писал(а): А вот вам высказывания по поводу поэмы тов. Маслова, как.
Меня тоже покоробило, когда я эти слова в книге прочитала.
Когда-нибудь, когда устанет зло
Насиловать тебя едва живую,
Ты выпрямишь свой перебитый стан
И расцветешь на зависть всем врагам
Несчастная, Великая Россия.. (И.Тальков)
Царь не отрекся от России!
Россия предала Царя.. (А.Мысловский)
Старуш-ка писал(а): Знаний как из области «чистой эрудиции» (в «Черном человеке» Есенин ведет диалог практически со всей мировой литературой)- так и сакральных, сокровенных..
“Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство”.
“Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай”.
Главные герой (а в поэме это несомнено Сергей Есенин), который раскрывает всю свою подноготную (на что, кстати, способен ДАЛЕКО не каждый. ) одновременно с этим ведет и диалог с самим собой в совсем ином русле. Когда ЧЧ читает жизнь скандального поэта по мерзкой книге, то герой отрекается от этого, что ЧЧ прочел из книги, и противоречит сам себе, потому как ему это стыдно признать.
Вот отсюда и слова про службу водолазову. Т. е. не смей копаться в моей душе, ты ведь не водолаз.
Просто для меня эта поэма тоже целый КОСМОС.
Вместо чтобы сказать Черному Человеку:
Зачем ты все из моей души тащишь на свет.
Есенин пишет так:
– Ты ведь не на службе живешь водолазовой.
Моё восприятие этой фразы.
А зачем спорить-то.
По-моему, твое утверждение (какой смысл вкладывал Есенин в выражение «служба водолазова») вовсе не противоречит моему ( откуда почерпнул поэт этот образ).
Новое в блогах
Что за «Чёрный человек» приходил к Пушкину, Есенину и Высоцкому? Как поэты отреагировали на это
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит.
Чёрный человек в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»
И действительно, после упоминания «черного человека» многие поэты уходили из жизни. По сути, это некое подведение итогов земной жизни каждого поэта, зашифрованное в том или ином произведении. Не важно от какого лица оно написано и какой поверхностный смысл вкладывает автор. Важно то, что настоящего «черного человека» может увидеть только гений. Многие пытались подражать Пушкину, но следующий кто встретил таинственного «черного человека» был Сергей Есенин.
Черный человек может принимать разные формы в зависимости от эпохи
Сергей Есенин посвятил этому явлению целую поэму, которую показал на суд читателей в 1925 году. Многие отмечают трагичность и безысходность этого текста и только Есенин мог читать его в нужной и правильной интонации. Никому после не удавалось повторить это чтение и уловить нужные моменты. В этом произведении Есенин вступает в прямой диалог с черным человеком, и мы до самого конца не понимаем кто это на самом деле. У Есенина:
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
С. А. Есенин «Черный человек». Поэма
Чёрный человек Есенина пытается призвать поэта к ответу. Он вспоминает самые тёмные моменты жизни поэта как-бы напоминая ему «что время пришло». Есенин со свойственным ему бурным нравом вступает в конфронтацию с ним:
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Споры о том, кто был этот чёрный человек идут до сих пор. Например, поэт и публицист Дмитрий Быков считает, что это Владимир Маяковский, который не раз взывал Есенина к совести и хотел его спасти через порицания (кстати, это Маяковскому свойственно). Но вывод сделает каждый сам для себя, когда прочитает поэму.
Поэт знает о его существовании, но старается не обращать внимание.
«Гений и злодейство вещи несовместимые».
И это правда, так как гению чуждо добро и зло – он к нему безразличен, а значит и подкупить его невозможно. Если нужно прийти к ответу, то творец, не замедляясь сделает это пусть и «допеть не успел». Вот так и Высоцкий, написавший это стихотворение в 1979 (или 1980) году никогда не пел его. И правильно сделал, ведь этот текст нужно только читать!
Мой черный человек в костюме сером.
Мой черный человек в костюме сером.
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун он менял личины
И бил под дых, внезапно, без причины.
И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».
Вокруг меня кликуши голосили:
«В Париж мотает, словно мы в Тюмень,-
Пора такого выгнать из России!
Давно пора,- видать, начальству лень».
Но знаю я, что лживо, а что свято,-
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,-
Мне выбора, по счастью, не дано.
Принцип Владимира Водолазова
Этот человек до сих пор переживает – сколько он уже «без ТТУ». В свою очередь, работники Трамвайно-троллейбусного управления города Самары, ностальгируя, точно знают, сколько лет они «без него». Владимир Николаевич Водолазов – тот, без кого столетняя история самарского трамвая была бы неполной. Почти четверть века он руководил самарским городским электротранспортом. Притом эти годы пришлись на сложнейшее для страны время. Перестройка, «лихие 90-е», начало 2000-х…
Свой путь
Его дед и его отец работали на железной дороге, и, казалось бы, жизнь выписала ему трудовую путевку на стальную магистраль. Сегодня его внук (в 6 лет!) заявляет, что пойдет работать только на железную дорогу. Часто они с дедушкой ходят на вокзал провожать поезда. Маленький Дима общается с машинистами, «учит» их работе, рассказывая, как нужно маневрировать. Железнодорожники улыбаются, дружески приветствуют своего уже знакомого «консультанта». Дед на Новый год дарит внуку новый локомотив, но чаще – модель трамвая.
Владимир Николаевич Водолазов не железнодорожник. У него свой путь. Он – заслуженный работник транспорта России, почетный работник горэлектротранспорта, академик Российской академии транспорта, кандидат технических наук, доцент кафедры «городской пассажирский транспорт» Самарского государственного университета путей сообщения. Имеет множество правительственных наград, в том числе медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Но кроме званий и регалий… Этот человек посвятил работе в Трамвайно-троллейбусном управлении 35 лет! Он был настоящим стержнем предприятия. Его честность, принципиальность и ответственность во многих случаях помогали ТТУ выйти из сложнейших ситуаций.
Владимир Водолазов родился в 1950 году в селе Георгиевка Кинельского района Куйбышевской области. Папа был рабочим. Мама каждый день ездила в город, где работала на Главпочтамте. Было сложно, и она приняла решение уволиться и работать в сельской местности. У Володи было три брата. Он – второй ребенок в семье. Окончив школу, поступил в Куйбышевский энергетический техникум. После срочной службы в Военно-морском флоте, женившись, Владимир планировал уехать работать на Север. Но в Ухте не смогли предоставить жилье для молодоженов, поэтому Водолазов решил остаться в Куйбышеве. Он пришел в ТТУ на должность электромонтера контактной сети на Безымянке. В этой должности проработал недолго. Буквально через полгода пошел на повышение. Окончив Политехнический институт, стал главным инженером, а затем начальником службы энергохозяйства. Это был интересный период, когда тяговые подстанции, снабжающие энергией линии движения трамваев и троллейбусов, переводили на автоматический режим, исключая ручной труд человека. Работы было достаточно. В то время Куйбышевским трамвайно-троллейбусным управлением руководил Игорь Александрович Королько, грамотный руководитель и прирожденный инженер. В должности начальника он проработал около 25 лет, так что на двоих с его последователем – Владимиром Водолазовым – у них полвека у руля самарским городским электротранспортом. Из ста лет, которые в этом году отмечал самарский трамвай, половина пришлась на руководство этих двух людей!
Полное восстановление
Водолазов становится руководителем ТТУ в 1986 году. Его рекомендует Игорь Королько, и за него голосует коллектив. Владимир Николаевич оказался одним из самых молодых начальников трамвайно-троллейбусных управлений в России. На тот момент ему – 36 лет, но опыта и знаний более чем достаточно. Именно тот факт, что он дошел до управляющей позиции с нуля, дал ему уникальную возможность знать предприятие вплоть до самого маленького винтика. Заместителем Водолазова выступает Валентин Найдус. А на должность главного инженера Владимир Николаевич предложил Виктора Снегирева, который на тот момент был начальником троллейбусного депо №3. Эти люди – настоящие легенды ТТУ. Их имена знакомы не только тем, кто работает или работал на предприятии. Эти личности известны в городе и губернии.
Конец 1980-х – начало 1990-х. Это время хорошо помнят работники транспорта. Слово «выживали» идеально подходит для описания жизни любого предприятия в те годы. Однако, когда речь идет о социальной ответственности – о сохранении городского транспорта, приходится думать не только об экономических составляющих. Как и всем, трамвайно-троллейбусному управлению приходилось учиться работать в новых условиях. Финансирование практически прекратилось. Выживайте, как хотите. И речь шла не только о выплатах зарплат сотрудникам и о сохранении коллектива. Дело было в обеспечении перевозок. Ответственность – не только за своих работников, но и за весь город. Это был принцип Водолазова.
Много вопросов возникало в связи с состоянием подвижного состава. Новые вагоны перестали поступать, а старая техника износилась. Водолазовым было принято уникальное решение, которое позволило сохранить объем перевозок трамваями и троллейбусами в нашем городе. По инициативе Владимира Николаевича был освоен капитально-восстановительный ремонт подвижного состава, который давал вторую жизнь городскому электротранспорту. Для старта программы ремонта Водолазов попросил кредит в Банке реконструкции и развития. Машины разбирали вплоть до оснований конструкции, практически до «скелета». Меняли ходовую часть, полностью обновляли электрику и с нуля устанавливали новую обшивку. Начали с троллейбусов. Уже в 1997 году капитально отремонтировали первый. В 1999 году начали делать трамваи. Если сравнивать эти затраты с тем, сколько денег нужно было на приобретение нового подвижного состава, выгода была колоссальная. В парке трамваев оставили только чешские вагоны Tatra, ремонт которых выполняли настолько качественно, что по улицам города они ходят до сих пор в хорошем состоянии.
Алгоритм капитально-восстановительного ремонта в Самарском ТТУ был признан одним из лучших в России московскими экспертами. Это позволило не сокращать долю трамвая и троллейбуса в перевозках. В других городах в то же самое время на смену электротранспорту приходили частные маршрутки, которые делали перевозки спонтанными, не подчиненными графику и зачастую даже правилам дорожного движения. В Самаре маршруты ТТУ справлялись с пассажиропотоком, доставляя людей на работу в заводские районы, домой – в центр города и районы «спальные».
Рельсы новой экономики
Сохранить социально значимые перевозки было делом принципа. И точно так же забота о людях важна была и в рамках самого предприятия. Ведь от того, в каком настроении работают люди, напрямую зависит, как они работают. Трамвайно-троллейбусное управление – одно из немногих предприятий города, сохранившее в сложные времена 1990-х всю социальную сферу. При Водолазове работало пять общежитий, была сохранена база отдыха, клуб, санаторий-профилакторий. Если учесть, что в ТТУ работают в основном женщины, было очевидным, что во что бы то ни стало необходимо сохранить свои детские садики. Их в ТТУ было три! По результатам всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» за 2000 и 2001 годы Самарское ТТУ награждено грамотами правительства Российской Федерации.
Благодаря Водолазову ТТУ начало новую страницу своей экономической истории. Все время трамвайно-троллейбусные перевозки были убыточными. Транспортом пользуется большое число льготников, поэтому раньше говорить о самоокупаемости для ТТУ было нереальным. В сложные переходные времена Владимир Водолазов сохранил предприятие.
Безусловным достижением Водолазова в экономическом аспекте работы ТТУ стало дело, выигранное в столичном суде, которое касалось компенсации недостающих средств за перевозку федеральных льготников. В 2007 году Самарское трамвайно-троллейбусное управление получило 1,3 миллиарда рублей, которые коллектив планировал потратить на покупку ста новых вагонов.
Чистота и честность
Трамвай и троллейбус перевозят более 60 процентов всех самарских пассажиров. Комфорт перевозок – то, благодаря чему горожане выбирают электротранспорт. В салонах всегда чисто и тепло. Это безусловное преимущество! Владимир Николаевич лично контролировал, как убирают транспорт, насколько чисто в депо, в мастерских. В свое время, когда он задался мыслью привести в порядок все территории ТТУ, многие опять-таки заверяли его, что не может быть идеальной чистоты там, где работает техника. Водолазов доказал, что может! Уделялось большое внимание не только уборке. Для удобства сотрудников были спроектированы новые гардеробные и уборные, установлены души. Культура труда стала залогом качественной работы!
На территории Городского трамвайного депо был установлен обелиск в честь погибших в Великой Отечественной войне. А спустя время – рядом была построена часовня. Когда в наш город с визитом приехали транспортники из Белоруссии, им настолько понравилась «капличка», что на следующий год они построили подобную у одного из своих транспортных предприятий. Благодаря Водолазову в Самаре появился знаменитый трамвай-памятник, который стал одним из символов региона и который так любят все горожане. Также в ТТУ был установлен памятник в честь основателя самарского трамвая Павла Суткевича. Делать добрые дела – это одна из главных заповедей работы Владимира Николаевича. И нужно сказать, что в ответ он всегда получал благодарность людей…
Уход Владимира Николаевича из ТТУ – до сих пор больная тема как для самого Водолазова, так и для коллектива трамвайно-троллейбусного управления. Невозможно отрицать наличия так называемых политических нюансов в этой истории. Но формальным поводом увольнения стал снегопад 2008 года.
Во время ненастья город не справлялся. Организовать уборку снега не удалось даже на центральных улицах. Результатом этого стали заваленные снегом дороги и огромное число людей, опаздывающих на работу. Значительная часть автобусов вообще не вышла из парков, коммерческие маршрутки с низкой посадкой вязли в каждом сугробе.
В условиях снегопада продолжали работать трамваи и, где оставалась возможность, троллейбусы. ТТУ выпускало достаточное количество снегоуборочной техники, чтобы справиться со снегом. Машины скорой помощи ехали именно по трамвайным путям, так как это была единственная возможность проехать без проблем. Для очистки улиц Водолазову было дано распоряжение убрать троллейбусы с маршрутов. При всем желании сделать это за один час было нереальным. Это и стало формальным поводом для отставки. 25 января 2008 года решением мэра Тархова Владимир Николаевич Водолазов был снят с должности директора МУП ТТУ.
О том, сколько Водолазовым сделано для города, люди помнят до сих пор. Радея за свое детище, Владимир Николаевич до сих пор общается со своими коллегами и, в чем может, помогает советом – своим последователям, новым руководителям ТТУ. В трамвайно-троллейбусном управлении он частый гость. Хотя слово гость тут не совсем уместно. Его, как и раньше, ценят как грамотного руководителя, заботливого коллегу и просто хорошего человека!
Ксения Русяева
При подготовке материала использованы фото автора и из архива Владимира Водолазова.
Водолазовы братья и сестры: традиции выживания
У истории появления «водолазов» на литературном пространстве Крымского полуострова имеются глубокие культурно-исторические корни. Если усиленно «копать» тему, можно обнаружить, что многие известные люди разделяли «водолазную» позицию
Тема «подводных работ особого назначения» увлекала самых видных и знаковых в творческом отношении людей. Всем хорошо знакома скульптурная композиция Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» — визитка нового советского человека для всего мира, выражавшая идею времени: головокружительный прорыв, динамика невиданных созидательных перемен, романтика и пафос пути победителя. Однако мало кому известно, что до создания «Рабочего и колхозницы» Мухина работала над другим образом, исполненного теми же качествами, — она создавала ЭПРОНовца. Судя по ее дневникам, она хотела показать водолаза — «представителя очень человеколюбивой профессии» — реальным, немного будничным и одновременно с этим романтичным, похожим на закованного в латы средневекового воина.
— Около Балаклавы, — говорила она, — есть место, где требуется маяк. Я хочу сделать этот маяк в виде водолаза, вышиной в восемьдесят метров.
Неяркий блеск стали мог бы ассоциироваться с блеском мокрой от воды одежды. Представьте картину: серебряный гигант посылает спасательные лучи в море.
Так что подоплека «водолазной» традиции в Крыму — давняя история.
Однако, шагнем за пределы полуострова и заглянем в более ранние времена. Во времена жанра басни, этого мирского ребенка от церковной проповеди. У Крылова есть басня «Водолаз», которую одни критики называют откровенно слабой, другие кладезем мудрости. В ней рассуждается на тему «многия знания — многия печали» и рассказывается о некоем царе, который обратился за советом к мудрецу, а тот, в свою очередь, рассказал монарху притчу об индийском водолазе-ловце жемчуга, который нырнул к самому дну в поисках сокровищ. И, разумеется, — «В пучину кинулся; но, поглощенный ею, за дерзость, не доставши дна, он жизнью заплатил своею.
«Хотя в ученьи зрим мы многих благ причину,
Но дерзкий ум находит в нем пучину
И свой погибельный конец,
Лишь с разницею тою
Что часто в гибель он других влечет с собою».
Можно сказать, что совет Крылова «Водолазовы братья и сетры» не просто приняли к сведению, а к самому, что ни на есть воодушевленному исполнению. Никогда в водолазовых текстах «ВБС» не было губительного интеллектуализма, наоборот — они всегда стремились к наиву и простоте школьного сочинения. Но что за этим наивом скрывается, понимает только посвященный.
Сергей Есенин, кстати, проговорился однажды о скрытой и в метафизическом смысле даже эзотерической работе водолаза на пространстве общения поэта со своим внутренним Я. Откуда у поэта деревни всплыла водолазовая состовляющая? Причем, всплыла таким загадочным образом, что обнаружила тщательно скрываемую, но, тем не менее, хорошо укорененную структуру в рамках художественного мира:
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Павел Лукницкий, известный более как прозаик и исследователь творчества Гумилева, автор дневниковых записей бесед с Ахматовой, показал в свое время кредо водолазизма:
Я знаю: мудростью не сразу
Но все поэты — водолазы,
Плененные загадкой дна.
Игорь Северянин в «Сонете Серебряного века» со свойственной ему позиции говорил о внедренности, но, тем не менее, изолированности культурного героя водолазизма в условиях упадка нравственных устоев: «спускался ли в разврат, дышал как водолаз».
У Куприна, если вспомнить, в «Листригонах» есть строки: «Но самым замечательным лицом из экипажа был водолаз». И в «Гамбринусе»: «лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты – все они были молоды».
Нас тянет на дно, как балласты,
Но мы таки легки, как фаланги,
А ноги закованы в ласты,
А наши тела — в акваланги.
У Маршака дразнилка «Саша, Саша — водолаз! У тебя две пары глаз» с одной стороны заявляет идею как бесхитростную и непосредственную игру, но с другой обнаруживает скрытые в любом фольклоре, и в детском тоже, ритуальные, обрядовые формулы всевидения и посвященности.
У Даниила Хармса совершенно замечательный рассказик о водолазах «Хватун Колпаков» придает вектор обериутства и абсурда всей накопленной традиции упоминания о водолазах, создает уже не просто экземпляр литературного продукта, а указывает на появление мета-текста, явление семиологии.
Если говорить о современной нам ситуации, то на постсоветском пространстве есть совершенно удивительный человек, известный художник Леонид Тишков. Он автор нескольких книг о «необычных существах» — небесных водолазах. Его книги и графика, пронизанные философской иронией, погружают зрителя и читателя вместе с водолазами в глубокий океан смыслов, в обитель иного мироздания.
Можно также вспомнить современного нам скандально-культового писателя Виктора Сорокина, который в одном из эпизодов романа «Голубое сало» описал наиточнейшим образом художественный мир «Водолазовых братьев и сестер» :
«На мне легкий водолазный костюм ультрамаринового цвета. Маска сдвинута на голову. Под свинцовыми подошвами хрустит свежевыпавший снег.
Главный театр страны ярко освещен. Вокруг — народ в водолазных костюмах всевозможных форм и расцветок. Я поднимаюсь по ступеням, встаю слева между второй и третьей колоннами, смотрю на водонепроницаемые часы. 19.22. Маши нет. Вокруг снуют поскрипывающие люди: костюмы рифленые, в обтяжку, с напуском, «под кожу», «под рыбью чешую»; свинцовые туфли на шпильке, на платформе, «лодочкой», «козликом», «утиной ножкой», «корабликом», «ракушкой», «фламенко».
Зал Большого театра представляет собой главный отстойник московской канализации. Люди, поверхностно знакомые с фекальной культурой, полагают, что содержимое канализации — густая непроглядная масса экскрементов. Это совсем не так. Экскременты составляют лишь 20 процентов. Остальное — жидкость. Она хоть и мутная, но при сильном освещении вполне позволяет обозревать весь зал от устланного коврами пола до потолка со знаменитой люстрой. »
Разве что вспомнить, что ученые-исследователи сероводородного слоя раньше считали, что ничего живого, ниже 200 метров в Черном море нет. И некоторые экологи говорят, что сероводород поднимается, и жизни в море становится все меньше. Однако недавние исследования Черного моря показали, что на глубине 2245 метров существует кислородный слой, в котором обнаружена жизнь. Есть другой пример. Согласно исследованиям Национальной академии наук Украины, самая чистая вода в Крыму находится на дне моря, возле мыса Айя (греч. — «святой»), где выходит источник. Люди говорят, что эта вода способна исцелять, дарить утешение и покой. это ли не метафоры жизни!
Как видите, сложились абсолютно все — метафизические, физические, культурные и все другие — условия для зарождения живого слова, философии и идеи «водолазов». А для того, чтобы найти самую чистую, «живую воду» поэзии, надо нырнуть на самое дно мутной реальности, отключить мозг и — выжить.
В тексте использованы материалы: Водолазовы Братья и Сестры
Очень странный памятник царской семье появился в Ливадии. В Ливадии недалеко от дворца установлен памятник семье Николая II.
Ретрокинотеатр появится в Севастополе под Новый год. В музее обороны Севастополя есть планы перезапустить кинотеатр «Украина», возобновив его работу на обновленной площадке в формате ретрокинотеатра.
В «Херсонес Таврический» можно попасть без QR-кода и ПЦР-теста. С 11 ноября на территорию музея-заповедника «Херсонес Таврический» можно пройти без предъявления QR-кода или ПЦР-теста.