водоизмещающий катер что это
Лучшие водоизмещающие лодки 2019 года
Рассказываем о водоизмещающих яхтах, попавших в шорт-лист премии European Powerboat of the Year 2019. Эта премия, присуждаемая на боут-шоу в Дюссельдорфе, основана самыми влиятельными яхтенными журналами мира. Именно журналисты по результатам тест-драйвов определяли номинантов на премию. В категории водоизмещающих яхт они в первую очередь обращали внимание на уровень комфорта и безопасности на борту, эффективность двигателей и дальность хода. На предстоящей выставке, которая стартует уже 19 января, можно будет вживую оценить качества номинантов. Ищите лодки с круглой красной наклейкой на корпусе.
Steeler NG 65 S
Уже пятый год подряд лодки голландской верфи Steeler становятся номинантами премии «Европейская лодка года». В этом году компания не разочаровала своих поклонников и презентовала новую стальную модель NG 65 S, выполненную в традиционном североевропейском стиле.
Пост управления в салоне NG 65 S гармонично объединен с гостиной, поэтому можно без проблем одновременно управлять лодкой и общаться с гостями. Камбуз и находятся под палубой, здесь же размещаются три пассажирских каюты, а также четырехместная каюта для экипажа.
Steeler предлагает лодку с полностью кастомными интерьерами, при этом судно можно заказать в трех вариациях — с закрытым салоном, в двухпалубном варианте и с флайбриджем.
На Boot Dusseldorf: зал 6, стенд A77
Linssen 45 Sedan
45 Sedan получила новую запатентованную форму корпуса Softchine Prestressed Hull (SPH ® ), поэтому во время плавания лодка испытывает меньшее сопротивление, создает меньше шума и отличается экономичным расходом топлива.
Каждая деталь на судне продумана до мелочей. Для комфортной швартовки рядом с водителем установлена раздвижная дверь, позволяющая быстро добраться до утки. Просторный салон оснащен камбузом, обеденной зоной и множеством шкафчиков для хранения припасов и кухонной утвари. Для большей экономичности на крыше салона установлены две солнечные батареи.
Под палубой лодки скрываются два санузла и две двухместные каюты.
На Boot Dusseldorf: зал 17, стенд A24
Holterman 53 Commander
Презентованная в середине 2017 года 53 Commander от голландской верфи Holterman получила просторный закрытый салон с панорамным остеклением. При этом габариты лодки позволяют владельцу свободно путешествовать и по узким каналам Европы с низкими мостами, и по океанским просторам.
Судно оборудовано парой экономичных двигателей Volvo Penta D4, отличающихся пониженным выбросом вредных веществ.
Silent 55
Многокорпусник Silent 55 заслуживает внимания благодаря неограниченной дальности хода. На лодке установлено два электрических двигателя, которые питаются от солнечных батарей. Владельцу не нужно тратить баснословные суммы на топливо и досконально рассчитывать маршрут, путешествие ограничивается только его фантазией.
Если добавить к этому элегантный продуманный дизайн, просторный салон, комфортные каюты и отсутствие шума от двигателей, то получится действительно привлекательный вариант. А те, кто пока еще до конца не привык к альтернативным источникам энергии, могут заказать катамаран с силовой установкой.
На Boot Dusseldorf: зал 15, стенд А60
Для подтвержения подписки перейдите по ссылке в письме, которое мы вам только что отправили.
Выделите нужный фрагмент
и нажмите ctrl+enter,
либо нажмите здесь.
Читайте также
Maori 80 Mama-G: уникальные кадры в море
Тест-драйв первой суперяхты Maori с трагичной судьбой
Выставка MYS открылась в Москве
Новинки яхтенного рынка ждут гостей в Royal Yacht Club до 30 мая
Более 1000 человек стали гостями ярмарки яхт и катеров «Водный мир-2021»
Выставка на воде прошла в подмосковном Долгопрудном 21-23 мая
Ярмарка яхт и катеров «Водный Мир» пройдёт в мае в Подмосковье
Участники и гости соберутся в Долгопрудном уже в одиннадцатый раз
Лучшие суперяхты года по версии Boat International
Пятнадцать победителей премии World Superyacht Awards 2020
Претенденты на титул «Парусное видео века»
Десятка интересных номинантов Mirabaud Sailing Video Award
Александр Божко, Сергей Комиссаров и Денис Грибанов о парусном спорте и о себе
Правила жизни номинантов на премию ВФПС «Яхтсмен России 2019»
Анна Басалкина, Мария Кислухина и Яна Резникова о парусном спорте и о себе
Правила жизни номинанток на премию ВФПС «Яхтсмен России 2019»
Водоизмещающий катер
Водоизмещающий катер – практичный вид водного транспорта, который подходит для длительных путешествий с семьей и друзьями. На борту такого судна, как правило, есть все необходимое для многодневной поездки: рубка, спальные места, туалетная комната, приборы для навигации. Водоизмещающие каютные катера имеют хорошие мореходные характеристики, отличаются эргономичностью и малым весом. Сегодня мы поговорим о преимуществах и недостатках водоизмещающих каютных катеров. Ниже вы сможете ознакомиться с характеристиками некоторых распространенных моделей.
Водоизмещающие катера
Катер — это небольшое судно повышенной мореходности, длиной более 6 метров, имеющее рубку, увеличенный запас топлива и воды, набор элементов жизнедеятельности (спальные места, камбуз, гальюн, умывальник, навигационные приборы и т.д.), позволяющих совершать дальние поездки и находиться на воде в автономном режиме, как минимум сутки.
Водоизмещающие катера предназначены для экономичного и очень спокойного передвижения по воде, позволяющего получать большое удовольствие от размеренных и многодневных путешествий в кругу семьи и близких друзей.
Катера производятся из композитных материалов на основе дерева и характеризуются уменьшенным весом, отличной прочностью, привлекательным внешним видом и легкостью хода. Их корпуса тщательно проектируются под конкретный режим плавания и адаптируются к российским условиям, что позволяет добиваться высокой экономичности плавания под моторами рекомендованной мощности. Они предназначены для широкого круга применения: путешествий и прогулок, охоты и рыбалки, спорта и активного отдыха, перевозки грузов и людей, решения служебных и специальных задач.
Катера не требуют специального ухода. В зимний период они могут храниться в проветриваемом помещении или на улице под тентом. Поддержание хорошего внешнего вида также не требуют особых усилий — восстанавливать поверхности можно обычными лакокрасочными материалами.
Как правило, каждая модель катера, в зависимости от условий эксплуатации, может иметь несколько различных модификаций. В частности, возможны различные варианты внешнего вида судна, его планировки и застройки. Заказчику предоставляется право выбрать тип, марку и мощность подвесного бензинового или стационарного дизельного двигателя.
Также для каждой модели имеется свой список дополнительных опций, включающих тенты и релинги, варианты отделки и мебели, навигацию и спутниковую связь, музыку и ТВ, кухонное оборудование и сантехнику, а также другие различные приборы и устройства.
Все серийные катера сертифицированы, имеют гарантию один год и сопровождаются полным пакетом документов, необходимых для их регистрации.
Распространенные модели водоизмещающих катеров
Водоизмещающий катер проекта «Аскольд-26»
Водоизмещающий катер проекта «Аскольд-26» предназначен для использования в качестве прогулочного, разъездного, рабочего (грузо-пассажирского) и промыслового на внутренних водоемах и в прибрежной зоне морей.
Носовая часть корпуса запалубливается, в кормовой части оборудуется ниша для подвесного мотора. Для увеличения мореходности по внутренней кромке борта устанавливается деревянный комингс. Надводный борт защищается привальным брусом.
Обстройка в варианте рабочего (грузо-пассажирского) катера включает в себя продольные и поперечные банки и съемные пайолы.
В носовой части корпуса устанавливается открытая остекленная рулевая рубка (без кормовой стенки). На крыше рубки устанавливаются поручни и небольшая мачта для ходовых огней.
Катер рассчитан на установку подвесных моторов мощностью от 9,9 л.с. до 15 л.с. Данная мощность позволяет катеру в водоизмещающем режиме развивать скорость до 13-14 км/ч.
Мы рекомендуем устанавливать мотор Mercury Command Thrust 9,9 л.с., т.к. он имеет пониженное передаточное отношение (2,42:1) и увеличенный гребной винт.
Также на катере может быть установлен стационарный двигатель мощностью 20 л.с.
В рулевой рубке устанавливается ручка дистанционного управления двигателем и механический рулевой привод со штурвалом.
Стандартная комплектация:
Водоизмещающий катер проекта «Аскольд-26» может выпускаться в различных модификациях:
В вариантах мотосейлера и каютного катера на судне устанавливается удлиненная рубка, в кормовой части оборудуется самоотливной кокпит.
Планировка жилых помещений предусматривает:
Многоцелевой водоизмещающий деревянный моторный катер “Краб-800”
Многоцелевой водоизмещающий деревянный моторный катер длиной 8 метров при сравнительно небольших размерах является идеальным судном для комфортабельного плавания по рекам, озерам, водохранилищам и прибрежным зонам морей с небольшим экипажем.
Сфера применения катера очень широка: его можно использовать как прогулочное судно, как семейный катер для дальних круизов, чартерное судно, разъездной служебный катер или рыболовный бот.
Отдельная каюта плюс салон, камбуз и гальюн создают достаточные удобства для экипажа из 4 человек в многодневном круизе и до 10 человек в прогулке выходного дня. Возможен вариант с укороченной рубкой и более просторным кокпитом. Ширина катера в 2.5 метра вписывается в автогабарит, так что его можно перевозить на трейлере на неизведанные акватории.
Проект разработан по идее Виктора Нацыка на основе архитектурного дизайна Юрия Антипова. Конструкция катера деревянная – реечная сосновая обшивка (диагональный ламинат) на продольном наборе и переборках из фанеры. Возможен вариант корпуса с фанерной обшивкой шарпи. Построить такой катер самостоятельно и стать обладателем настоящего судна может любитель-самостройщик, обладающий определенными навыками в работе с деревом.
Длина общая | 8 м | |
---|---|---|
Длина по КВЛ | 7.4 м | |
Ширина | 2.5 м | |
Ширина по КВЛ | 2.2 м | |
Осадка | 0.66 м | |
Спальных мест | 4 | |
Высота в каюте | 1.96 м | |
Вес | 1800 кг | |
Водоизмещение | 2700 кг | |
Мощность двигателя | 27 (inboard) | |
Конструкция корпуса | Фанера (по набору), Стрип планкинг, Диагональная обшивка |
Деревянный водоизмещающий каютный катер проекта «Грумант-30Т»
Деревянный водоизмещающий каютный катер проекта «Грумант-30Т» предназначен для любителей дальних морских путешествий и отдыха на воде.
Корпус катера – деревянный. Выполнен из отборной сосны, с ламинированным продольным и поперечным набором. Обшивка реечная. Стенки и крыша рубки зашиваются водостойкой фанерой.
На катере имеется светлый просторный салон, расположенный в рубке, две отдельных каюты, санузел, камбуз, машинное отделение. Вся судовая мебель выполнена из натурального дерева.
Судно оборудуется стационарным двигателем мощностью 60 л.с. На катере смонтирован прокачной яхтенный унитаз, газовая камбузная плита, две мойки, системы забортной и пресной воды с подачей ножными насосами, система осушения с ручной и электрической помпами, система принудительной вентиляции гальюна, камбуза и машинного отделения. Управление судном осуществляется из рубки с помощью штурвала и гидравлической рулевой машины.
Электрооборудование включает в себя группу из двух аккумуляторов, светильники, навигационные огни, электрический щит, зарядное устройство и кабель питания с берега.
Якорное устройство состоит из цепного ящика, ручного брашпиля и якоря-плуга.
Длина корпуса наибольшая | 11.0 м. |
Ширина корпуса наибольшая | 3.4 м. |
Осадка в полном грузу | 1.0 м. |
Водоизмещение порожнем | 4.5 т. |
Мощность двигателя | 60 л.с. |
Скорость под двигателем | 9 узлов |
Площадь парусности | – |
Кол-во спальных мест | 4 шт. |
Пассажировместимость | 8 чел. |
Запас топлива | 600 л. |
Запас пресной воды | 200 л. |
Водоизмещающий катер “Comfy 25”
Comfy 25 предназначен для эффективного водоизмещающего плавания под стационарным дизельным двигателем мощностью от 16 л.с. по рекам, озерам, водохранилищам и прибрежным зонам морей. Крейсерская скорость катера составляет 8 узлов.
Comfy 25 разработан специально для любителей автономных семейных путешествий, прогулок выходного дня и комфортабельного отдыха на воде по разумной цене.
Несмотря на свои относительно небольшие размеры, катер имеет все необходимое для автономного и комфортабельного отдыха:
Comfy 25 – комфортен во всем.
Длина габаритная, м | 8,10 |
Ширина габаритная, м | 2,50 |
Высота габаритная, м | 2,20 |
Высота борта на миделе, м | 1,10 |
Осадка, м | 0,55 |
Полное водоизмещение, кг | 1850 |
Пассажировместимость, чел. | 6 |
Количество спальных мест | 2+2 |
Категория плавания по ISO Small Craft | С |
Мощность двигателя, л.с. | от 16 |
Крейсерская скорость, узлы | 8 |
Запас топлива, л | 70 |
Запас воды, л | 70 |
Водоизмещающий катер “СКИФ 23”
СКИФ 23 — классический семиметровый водоизмещающий катер с 16-сильным стационарным дизельным двигателем для любителей автономных семейных путешествий, многодневной рыбалки и прогулок выходного дня.
Катер получился строгим в дизайне, легким в управлении и удобным планировкой своих внутренних помещений. Он располагает всем необходимым для комфортного многодневного плавания на дальние расстояния: двухместной спальной каютой, полноценным гальюном и обустроенным камбузом.
Остекление рубки обеспечивает отличный круговой обзор, а конструкция корпуса уверенный ход и хорошую мореходность. При движении на крейсерской скорости топливный бак объемом 65 литров обеспечивает катеру до 25 часов хода без дополнительной дозаправки. Габариты позволяют легко перевозить катер на автомобильном трейлере, значительно увеличивая географию путешествий.
В базовую комплектацию катера входят: 16-сильный дизельный двигатель марки Craftsman (Голландия) со стандартными приборами, рулевое управление, ходовые огни, топливный и водяной баки емкостью 50 литров каждый, а также боковые сидения в кокпите.
В качестве опций могут быть установлены: топливный бак на 80 литров, ходовой тент, душ на корме, купальная площадка, стереосистема, эхолот, холодильник и иное дополнительное оборудование.
СКИФ-23 имеет необходимый набор документов для последующей регистрации в ГИМС России и сопровождается официальной гарантией от производителя сроком на 12 месяцев со дня продажи.
Скиф 23П — катер с жесткой крышей и остеклением по бортам, 2-спальной носовой каютой, обустроенным мини камбузом, гальюном и 16-сильным стационарным дизельным двигателем. Катер предназначен для автономных путешествий в кругу семьи и отдыха в компании до 5 человек.
Скиф 23Р — катер с закрытой рубкой, 2-спальной носовой каютой, обустроенным мини камбузом, гальюном и 16-сильным стационарным дизельным двигателем. Катер предназначен для автономных путешествий в кругу семьи и отдыха в компании до 5 человек.
*Существуют также модификации катера СКИФ 23П и СКИФ 23Р под подвесной мотор.
Плюсы и минусы тихоходных водоизмещающих лодок
В наш век скорость — непременный спутник и символ прогресса. Естественно, что повысить скорость своего судна хотя бы на два-три километра в час стремятся уже не только спортсмены-гонщики, но и большинство владельцев лодок и катеров, которым, казалось бы, можно было и не торопиться. Для многих это становится своеобразным хобби, чуть ли не целью жизни. У нас в Ленинграде, например, есть чудак, который каждый год строит новый катер только потому, что предыдущий кажется ему слишком тихоходным.
Сам он уже дважды попадал в больницу с переломанными ребрами и — тем не менее — этой зимой всю его семью опять можно было застать за полировкой деталей водомета для очередного скоростного катера.
Понятно, что на таком общем фоне тихоходные водоизмещающие лодки многим кажутся чем-то устаревшим, явно не заслуживающим внимания. Но давайте посмотрим, много ли проигрывает владелец такой «неторопливой» лодки? Если он выходит не для того, чтобы промчаться по реке со скоростью автомобиля, а полюбоваться красотой речных берегов, синевой неба, послушать плеск волн о борта лодки, — то оказывается в явном выигрыше. Не нужно постоянно смотреть вперед, так как замеченный объект приблизится не скоро. Если в лодке есть гости, хозяин сможет уделить им несравненно больше внимания. Когда на реке гуляют волны с белыми барашками, прогулка на быстроходном катере будет напоминать скачку на диком мустанге. А вот при той же погоде выход на хорошей водоизмещающей лодке оставит впечатление настоящего морского плавания на большом корабле, настолько плавна и приятна качка.
Отправляясь в дальнее путешествие, любитель скоростей долго перебирает снаряжение, отказываясь от многих необходимых, но тяжелых вещей. Ведь нагрузка в 300 кг приводит к снижению скорости такой легкой лодки, как «Казанка», почти вдвое. А вот для водоизмещающей лодки лишняя сотня-другая килограммов значения не имеет, следовательно, путешествие на неторопливой лодке будет гораздо более комфортабельным. Не приходится уже и говорить о том, что на ней проще оборудовать каюту, что достать доски для постройки тяжелой лодки гораздо легче, чем фанеру или дюраль для глиссирующего катера.
Привлекательной стороной плавания с небольшой скоростью является и экономичность. Ведь для достижения высокой скорости требуется более мощный и дорогой двигатель, расходующий больше топлива!
Все эти доводы отнюдь не значат, что мы призываем всех отказаться от скорости и мощных моторов, иными словами — хотим остановить прогресс. Даже напротив: речь пойдет о борьбе за скорость, о выборе таких форм корпуса водоизмещающих лодок, которые обеспечивали бы им максимальную скорость при минимальной мощности двигателя.
Нередки случаи, когда на катер, обводы которого рассчитаны на глиссирование, вместо 40-сильного ставят 6-сильный двигатель, а потом удивляются, почему красивое, современных очертаний судно уступает по скорости какой-то «великовражке». И наоборот, снабдив старую гребную спасательную шлюпку мощным автомобильным мотором, ее владелец никак не может заставить судно преодолеть роковой рубеж в 20 км/час. В обоих случаях оказываются бесплодными попытки подобрать лучший гребной винт и изменить центровку судна, потому что все дело в обводах корпуса.
Каждое судно проектируется на определенную скорость. Чтобы убедиться в этом, придется рассматривать. волны, которые создает любое судно при движении.
Конечно, все замечали волны, которые расходятся в стороны от носа и кормы идущего судна и с силой накатываются на берега; хорошо видны (особенно, если на борта нанесена прямая ватерлиния) и поперечные волны, идущие вдоль судна. И расходящиеся, и поперечные волны появляются вследствие изменения давления воды у корпуса во время его движения. Носом судно как бы раздвигает, вытесняет воду, — здесь образуется зона повышенного давления, и вода вспучивается над поверхностью в виде гребня волны. В корме за корпусом, раздвинувшим воду, возникает разрежение и образуется впадина (или подошва) кормовой волны. Чем большую скорость будет развивать судно, тем выше и длиннее образуемые его корпусом волны, т. е. тем большую массу воды придется судну вовлекать в движение, расходуя на это все большую энергию двигателя.
При движении судна кормовая его часть, естественно, идет уже не по спокойной воде, а встречается с каждой носовой поперечной волной. Как встретятся эти носовая и кормовая волны — гребень с подошвой или подошва с подошвой — зависит, очевидно, и от длины судна, и от его скорости. Если к корме подходит гребень носовой волны, то он уменьшает впадину кормовой, и наоборот, при наложении впадины носовой волны на кормовую, за кормой получается волна суммарной высоты.
Судостроители объединили обе зависимости волнообразования — от скорости и длины судна — в одну и стали характеризовать скорость судна безразмерной величиной — числом Фруда:
или относительной скоростью υS: √L, где υ — скорость судна в м/сек или υS — в узлах; L — длина по ватерлинии, м; g=9,81 м/сек 2 — ускорение силы тяжести.
Для того чтобы наглядно представить соотношения скорости, длины судна и числа Фруда, приводим простой график. Сразу оговоримся, что речь дальше пойдет о лодках длиной 3—10 м и их скоростях, не превышающих Fr=0,8, т. е. в пределах 7—30 км/час.
Число Фруда характеризует расположение системы волн, поднимаемых судном, относительно его корпуса. Например, при Fr=0,31 на длине корпуса судна, независимо от его размеров, всегда будут располагаться два гребня, а впадина носовой волны совпадет со впадиной кормовой. А отсюда следует важный закон— в судостроении он называется законом подобия, основываясь на котором, можно сравнивать по обводам (и выбирать из них лучшие) суда любой длины, плавающие с одинаковым числом Фруда.
Кстати, при одинаковом Fr и близких обводах на создание волн затрачивается одна и та же удельная мощность (мощность в л. с. на тонну водоизмещения),
В нашем случае (Fr=0,31) на образование волн затрачивается около половины полезной мощности двигателя (другая половина идет на преодоление трения корпуса о воду).
Нетрудно сообразить, каким условиям должны отвечать обводы лодок и катеров для этой скорости Fr=0,31. Очевидно, нос и корма должны быть достаточно острыми, чтобы не вызвать волну повышенной высоты. Глубоко погруженный транец, такой, например, как у «Казанки», здесь не пригоден, так как чем полнее корма, тем глубже будет впадина кормовой волны, тем большая потребуется мощность двигателя. Лучшие результаты дают плавные, заостренные в корме по ватерлиниям обводы с выходящими из воды и достаточно круто поднимающимися вверх линиями батоксов. Применяются вельботная, крейсерская — как у каноэ, и транцевая формы кормы, причем в последнем случае днище у транца имеет значительную килеватость, а сам транец обычно в воду не погружен.
Характерные обводы имеет, например, мореходный рыболовный бот. Транец едва входит в воду; ватерлинии примерно симметричны относительно миделя. Благодаря подъему батоксов к транцу в корме создается интенсивный поток воды вверх, как бы компенсирующий увеличенную впадину волны. Шпангоуты у транца имеют большую килеватость. Важна также и минимальная площадь подводной (смоченной) поверхности корпуса, от чего зависит вторая половина потребной мощности, расходуемая на трение.
В качестве других примероз хороших обводов для рассматриваемых скоростей (Fr=0,27÷0,35) можно назвать катера «Помор», «Эврика» и катер Соломбальской верфи (см. стр. 16 и 17). Примерно такие, же кормовые обводы имеют гребные и парусные шлюпки, например, военно-морские ялы.
Для рассматриваемого диапазона скорости характерна сравнительно небольшая потребная удельная мощность двигателя — примерно 1÷1,5 л. с. на каждую тонну водоизмещения судна; при этом скорость при увеличении нагрузки лодки практически не изменяется. Очевидно, рассматриваемая скорость для катеров является минимальной и получить ее можно с самым слабым моторчиком в 2—3 л. с. даже на тяжелом судне.
При дальнейшем повышении относительной скорости, А— длина поперечных волн — постоянно увеличивается и при Fr=0,40 становится равной длине корпуса лодки, т. е. лодка при таком λ идет на двух соседних гребнях поперечных волн. Соответственно возрастает и мощность, затрачиваемая на создание волны (или волновое сопротивление); теперь она составляет уже не половину, а около 70—80% всей буксировочной мощности. Лодка немного погружается и получает легкий дифферент на корму, так как в корме гребень носовой волны в известной мере гасится подошвой кормовой волны. Чтобы эффект этого благоприятного наложения волн был больше, рекомендуется даже несколько приполнить обводы в оконечностях.
Соответствующая описанной картине абсолютная скорость для наших катеров длиной 4 м будет 9 км/час, длиной 10 м — 14 км/час. Еще. небольшое увеличение скорости — всего на 3—4 км/час — и картина волнообразования резко изменится. Носовая волна становится длиннее лодки, лодка как бы начинает взбираться на гребень этой волны, высоко задрав нос. Вот тут-то конструктор и должен помочь судну преодолеть эту «гору» — хотя бы немного сдвинуть носовой гребень в корму за счет большего заострения носовых обводов, а главное — не допустить слишком большого погружения кормы.
Напомним, что чрезмерный дифферент на корму нарушает плавное обтекание корпуса, снижает эффективность работы гребного винта. С подобными явлениями хорошо знакомы владельцы деревянных лодок, снабженных слишком мощными двигателями. Хорошо известна и основная причина этого — недостаточные плавучесть и опорная поверхность узкой кормы. Каких только приспособлений не навешивают владельцы на свои лодки, чтобы избавиться от дифферента! Здесь и бортовые наделки, и подпорные клинья, и транцевые плиты, и подводные крылья. Но в большинстве случаев все эти приспособления из-за малой скорости хода оказываются недостаточно эффективными и непрактичными в эксплуатации. Только правильно подобранные обводы корпуса помогают лодке перевалить через гребень и достичь большей скорости.
В качестве примеров приводим эскизы обводов двух катеров, скорость которых непосредственно примыкает к рассматриваемой зоне. Десятиметровый стальной катер рассчитан на скорость 16 км/час, что соответствует числу Fr=0,46. Характерно, что широкий транец лишь касается ватерлинии, а батоксы в корме имеют меньший подъем, чем у ранее рассмотренного катера. Это обеспечивает хорошие ходовые качества и на более низких скоростях, при неполном числе оборотов двигателя или при большой нагрузке.
Следует обратить внимание и на форму ватерлинии катера — она сильно заострена в носу, а наиболее широкое место сдвинуто в корму от миделя. Это снижает высоту носовой волны и несколько смещает в корму объем подводной части, что, в конечном счете, препятствует кормовому дифференту катера.
Носовая часть палубы имеет большую площадь, а носовые шпангоуты расширяются кверху постепенно, благодаря чему катер хорошо режет волну, не зарываясь, однако, глубоко в воду и не теряя скорости. Слом по линии борта между корпусом и баком (носовой надстройкой) способствует отбрасыванию брызг в стороны.
Для второго катера, рассчитанного на скорости до Fr=0,80, характерна широкая плоская корма с погруженным в воду транцем. Осадка транцем равна примерно четверти наибольшей осадки корпуса — подводный объем, таким образом, смещен в корму еще больше, чем в предыдущем случае (соответственно перемещается и гребень носовой поперечной волны). Линии батоксов в корме более пологие, поэтому на днище возникает уже достаточной величины гидродинамическая подъемная сила, выравнивающая катер. Если посмотреть за корму такого катера на ходу, можно увидеть, как две струи воды, срывающиеся с бортов у транца, смыкаются далеко за кормой как бы увеличивая длину корпуса.
Катер со слишком узким транцем или с большой килеватостью днища в корме буквально проваливается кормой в воду; за его транцем образуются завихрения, поглощающие энергию двигателя. Дифферент на корму при вельботной или крейсерской корме может составить 5—7°; подобные катера достигают скорости Fr=0,5÷0,6 только за счет установки слишком мощного двигателя.
При правильных обводах корпуса и скоростях Fr=0,5÷0,7 на волнообразование тратится уже 85—90% мощности двигателя, которая обычно составляет 15—20 л. с. на каждую тонну водоизмещения. Судно становится чувствительным к увеличению нагрузки и изменению положения центра тяжести.
При дальнейшем увеличении скорости до Fr=0,8÷0,9 гребень носовой волны перемещается в кормовую часть катера. Если днище здесь достаточно плоское с пологими, почти горизонтальными линиями батоксов, то благодаря действующей на него гидродинамической подъемной силе катер будет всплывать, рост волны приостановится, и судно пойдет в близком к глиссированию режиме. Но, помимо обводов днища, все более существенную роль начинает играть нагрузка катера. Если полный вес превышает 35 кг на каждую лошадиную силу мощности двигателя, перехода в глиссирование может и не наступить. Однако на этой скорости мы бы и хотели закончить разговор о неторопливых лодках, ибо при дальнейшем выжимании скорости они лишаются большинства преимуществ, о которых говорилось вначале.
Приведем эскиз обводов катера, который пригоден для самого широкого диапазона скоростей — от Fr=0,4 до Fr=1,2. Характерны малая осадка, в корме — большая ширина ватерлиний, плавные (почти параллельные ватерлинии) батоксы. Транец погружен в воду немного, поэтому для движения на нижнем пределе скорости требуется незначительная мощность. Для достижения максимальной скорости, естественно, нужно поставить гораздо более мощный двигатель (разумеется, если катер не слишком тяжелый)
Выше речь шла об обводах, рекомендуемых для каждого диапазона скоростей. Какую же мощность двигателя нужно предусмотреть для достижения той или иной заданной скорости при условии, что обводы корпуса выполнены оптимальными? Достаточно точный ответ можно получить из таблицы (табл. 1), составленной по данным большого числа построенных катеров. По этой таблице особенно хорошо видно, как сильно влияет на потребную мощность длина лодки. Например, для скорости 15 км/час катеру длиной по ватерлинии 6 м и водоизмещением 2,0 т требуется двигатель в 22 л. с. Катер того же водоизмещения и с тем же двигателем, но длиной 9,2 м, пойдет на 4 км/час быстрее (или при сохранении той же скорости 15 км/час может принять дополнительно 1,5 т полезного груза). Такое значение длины должно быть для нас уже понятно — ведь с ее увеличением при данной скорости понижается число Фруда, уменьшаются потери на волнообразование. Не случайно поэтому катера с маломощными двигателями строят максимально возможной длины, чаще всего 6—10 м.
В табл. 2 представлены основные данные некоторых водоизмещающих лодок и катеров, описания которых были опубликованы в сборнике «Катера и яхты». Из характерных соотношений размерений следует отметить относительную длину LWL:D⅓=5÷6; отношения LWL:В=3,2÷4,5 и В:T=3,5÷5,5. Эти параметры наиболее существенно влияют на ходовые качества и остойчивость лодок.