водитель оператор кму что это
Оператор манипулятора: особенности профессии
Погрузочно-разгрузочные работы тяжеловесных грузов обычно выполняются при помощи специальных устройств, которые называются манипуляторы. Одной из важных особенностей данного типа механизмов можно считать их мобильность. Манипулятор устанавливается на автомобильное шасси, благодаря чему может не только быстро перемещаться, но и самостоятельно добираться до места проведения работ. А эксплуатировать и обслуживать данный тип техники может оператор манипулятора.
Описание профессии
Оператор манипулятора – это рабочий, который управляет манипулятором, обеспечивает ее функциональность и должное техническое состояние. Кроме того, в его обязанности входит контроль за работой всех устройство и наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов. При возникновении производственной необходимости может быть задействован для проведения ремонтных работ или регулирования рабочих режимов техники.
И для того, чтобы грамотно и четко выполнять поставленные перед ним задачи, оператор манипулятора должен знать:
устройство и правила использования систем манипулятора;
правила безопасности при выполнении работ;
порядок использования средств для персональной защиты;
способы оказания первой медицинской помощи;
правила внутреннего распорядка организации;
нормы по охране труда;
правила производственной санитарии, а также личной гигиены;
технику пожарной безопасности.
Кроме того, во время работы специалист должен руководствоваться следующими документами:
нормативные акты, которые затрагивают непосредственные должностные обязанности оператора манипулятора;
методические пособия по работе манипулятора;
правила внутреннего трудового распорядка;
правилами и нормами по технике безопасности и охране труда.
Работать на манипуляторе могут лишь операторы, которые имеют соответствующее удостоверение на право управления техникой данного типа. При этом оператор может совмещать также и обязанности водителя шасси, если пройдет необходимое обучение и получит необходимые аттестационные документы.
Специалист по эксплуатации манипулятора работает в паре со стропальщиком, поэтому ему необходимо знать используемую в работе систему сигналов. Могут также возникать ситуации, когда будут работать с одним манипулятором единовременно несколько стропальщиков, в этом случае оператор должен ориентироваться на сигналы главного.
Стоит также отметить, что на оператора манипулятора во время работы действуют следующие опасные и вредные факторы:
возможность падения с высоты;
плохая освещенность рабочего периметра;
машины и механизмы, находящиеся в движении;
Избежать получения трав возможно, если неукоснительно соблюдать технику безопасности и использовать во время работы все выданные средства индивидуальной защиты: костюм, сапоги, каска и прочее.
Источник фото onlyyouqj/freepik
Где выучиться профессии оператор манипулятора?
Для работы с данной техникой необходимо иметь профильное образование, получить которое возможно в среднем специальном образовательном учреждении. Средняя продолжительность образовательного процесса составляет несколько лет, а учебная программа предполагает изучение особенностей техники, его функциональности организации рабочего процесса, а также некоторые технические дисциплины: слесарное дело, черчение, электротехника.
Кроме того, оператор может пройти обучение и на управление автомобильным шасси, на котором закреплен манипулятор. Для этого ему необходимо водительское удостоверение с открытой категорией «С».
При этом важно отметить, что данная специальность крайне узкая и не предполагает карьерного роста. Так, у профессии всего один квалификационный разряд. Поэтому, если рабочий стремится к развитию своей карьеры, ему необходимо будет пройти курсы переподготовки.
Разряды профессии оператор манипулятора по ЕТКС
Оператор манипулятора 4 разряда должен уметь управлять техникой, содержать ее в исправном состоянии. По мере возникновения необходимости он может принимать участие в наладке или ремонте манипулятора.
Личностные качества профессии оператор манипулятора
Среди качеств, которые ценятся у представителей данной специальности, можно выделить следующее:
Может ли водитель КМУ быть оператором?
Скажем сразу: может. Но можно нанимать на работу для выполнения тех же операций и двух людей, и даже трех. Об этом рассказываем далее.
Крано-манипуляторная установка всегда монтируется на раму, которая обеспечивает ей устойчивость и соединяет с шасси. Рама и базовый грузовик считаются как раз неповоротными компонентами крана-манипулятора. Вторым агрегатным узлом манипулятора, который называется поворотным, считают непосредственно стрелу манипулятора, поворотную колонну и прочие подвижные элементы. Отсюда следует вывод: для обеспечения работоспособности КМУ при идеальном раскладе требуется как минимум два работника: тот, кто обслуживает неповоротную часть (водитель), и тот, кто приводит в действие поворотную часть (оператор КМУ). Помимо этого, требуется грамотно упаковать и обвязать груз, и для этого нужен стропальщик.
Функции водителя крана-манипулятора
Чтобы управлять шасси крана-манипулятора, могут понадобиться водительские удостоверения разных категорий. Самый простой вариант – удостоверение категории B. Его будет достаточно, чтобы управлять шасси крана-манипулятора небольших габаритов с массой не более 3,5 тонн. Кстати, в этой статье можно почитать, как сделать бизнес на таком манипуляторе. Чтобы управлять грузовиком, масса которого превышает 3,5 тонны, понадобится удостоверение с открытой категорией C. Если у крана-манипулятора есть еще и прицеп, то понадобится также категория E.
Помимо классических обязанностей водителя по перевозке грузов и подаче транспортного средства на место погрузки, водитель обязан следить за техническим состоянием грузовика и выполнять регулярные предрейсовые осмотры. Так, перед выходом на линию водителю необходимо убедиться в работоспособности двигателя, тормозов, осветительных приборов, а также проверить давление в шинах.
Функции оператора крана-манипулятора
Оператор крано-манипуляторной установки отвечает непосредственно за процесс погрузки и разгрузки. В его зону компетенции входит закрепление груза на крюке и правильное его позиционирование, о чем можно прочесть здесь. Оператор крана-манипулятора обязательно должен иметь сертификат о прохождении курсов, в рамках которых операторы проходят подготовку по эффективному управлению установкой, расчету рисков, а также получают фундаментальную информацию о строении и функционировании крана-манипулятора.
Совмещение должностей: работа водителя-оператора КМУ
Водитель крана-манипулятора может быть и оператором, и стропальщиком, если имеет соответствующие разрешения. Работа в таком режиме более чем возможна и выгодна для всех сторон: заказчику легче договариваться с одним человеком, работодателю легче организовать процесс оплаты труда и контроля деятельности, а работник получает увеличенную заработную плату за выполнение нескольких операций.
Водитель КМУ может хорошо справляться с обязанностями оператора, поскольку рабочие операции для этих двух должностей не пересекаются между собой: когда водитель управляет автомобилем, оператор свободен; когда оператор работает с грузом, свободен водитель. Водитель-оператор также может брать на себя работу стропальщика, если объем груза позволяет работнику эффективно справляться с операциями.
А у нас можно купить кран-манипулятор для эффективной работы! Переходите в каталог и выбирайте.
Что необходимо для получения прав на манипулятор
Самоходные краноманипуляторные установки на базе грузового автомобиля подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора. Оператор КМУ, помимо прав на управление мобильным манипулятором категории С, обязан пройти курсы по управлению грузоподъёмной техникой и получить разрешение на управление КМУ.
Постановка манипулятора на регистрационный учёт
Разрешение на эксплуатацию манипулятора как опасного производственного объекта даётся территориальным органом Гостехнадзора. Разрешение на использование краноманипуляторной техники не требуется на устройства грузоподъёмностью в пределах 1 т. В технической характеристике техустройства этот параметр равнозначен 4 т/м.
Регистрация крана-манипулятора в надзорной инстанции проводится на основании письменного заявления собственника и технического паспорта. Заявление содержит сведения:
Перерегистрация действующего крана-манипулятора проводится при передаче иному собственнику, реконструкции, переоформлении паспорта. Ответ на запрос о допуске к работе (отказе) даётся в течение календарной недели.
Разрешение на производство грузоподъёмных операций и вождение
Совмещение функций водителя и машиниста крана-манипулятора – распространённое явление. Чтобы управлять КМУ с прицепом, требуется водитель категории Е. При достаточной вместимости кузова, для вождения крана достаточно категории С.
Управление подъёмником стрелового типа разрешается персоналу, прошедшему аттестацию по специальностям крановщик, оператор КМУ.
Отсутствие в экзаменационной комиссии учебного заведения инспектора Госгортехнадзора влечёт необходимость дополнительного тестового испытания в надзорной инстанции для получения разрешения на работу.
Удостоверение содержит сведения о типах кранов-манипуляторов, на которые распространяется разрешение. Идентифицирует обладателя документа вклеенная фотокарточка.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на руках исполнителя должен быть документ:
Выучиться на оператора крана-манипулятора
Обучение на машиниста манипулятора ведётся в специализированных центрах подготовки автокрановщиков по адаптированной программе. Официальный разрешительный документ на проведение операций по погрузке учащиеся получают по прохождении сокращённого 48-и часового курса обучения.
Управлять КМУ с уверенностью оператором-машинистом 4 квалификационного разряда позволит расширенный 3-недельный курс с отработкой практических навыков управления стрелой с земли.
Занятия по подготовке претендентов на получение удостоверения на вождение краноманипуляторной техники проводятся очно и дистанционно без личного присутствия. Удалённый курс предполагает получение профессиональными водителями лекций и пособий в электронном виде.
Полный курс с получением прав на управление грузовым автомобилем и удостоверением крановщика манипулятора проходят в группе с очным посещением теоретических и практических занятий на базе класса автокрановщиков.
Сокращение длительности происходит за счёт исключения аудиторной и практической подготовки по автокрановой технике с акцентом на специфику манипулятора. Автокрановщик-профессионал для перехода на родственную (более простую по управлению) машину обязан пройти переобучение на общих основаниях по краткосрочной программе и получить разрешение на действия по подъёму грузов.
Строгости надзорных структур
Проверка владения комплексом знаний машинистом-оператором проводится ежегодно, при переводе на манипулятор иного типа. С такой же периодичностью проводится частичное освидетельствование техсредства. Полное – раз в 3 года.
Производство работ по перемещению грузов без допуска к работе влечёт штраф в размере 20 тыс. р. для частного лица. Наказание организации ужесточается в 10–15 раз (до 200–300 тыс. р.).
Видео по теме: Управление манипулятором — инструкция
Водитель-оператор для КМУ
Кран-манипулятор – это механизм по типу 2 в 1, каждый из которых выполняет свою отдельную функцию. Грузовой транспорт везет груз в место назначения, а далее в дело вступает манипуляторная установка, которая выгружает или загружает груз. Поэтому получается ситуация, когда нужны два совершенно разных специалиста.
Водитель – ответственный за сохранность груза при транспортировке
Заказчик должен получить свой груз в точно оговоренные сроки, в целости, за что отвечает водитель грузового автомобиля. Поле ответственности – это непосредственно транспорт и дорога. Также водитель должен вовремя подать транспортное средство к месту, которое укажет заказчик, согласовывать маршрут и соблюдать правила перевозки грузов, а также неукоснительно следовать ПДД.
Не на последнем месте, профессионализм водителя, который позволит уберечь груз при транспортировке. Оператор транспортного средства, должен тщательно следить за его техническим состоянием.
Если водить манипулятор без прицепа, обязательно понадобится водительское удостоверение с пометкой напротив категории «С». Если же есть прицеп, тогда уже нужна дополнительно категория «Е».
Оператор – ответственный за установку кран-манипулятора
Погрузочно-разгрузочные работы – это сфера ответственности оператора. Специалист отвечает за состояние установки и непосредственно сам процесс. Нужно пройти курс обучения и специальную аттестацию, для допуска к выполнению подобных работ.
Курс обучения содержит всю необходимую информацию для безопасной работы с разного рода подъемными механизмами:
Профессиональный оператор со стажем – это своего рода дирижер погрузочно-разгрузочных работ. Уровень подготовки оператора напрямую влияет на качество выполнения заказа.
Водитель и оператор КМУ в одном лице
Водитель находится в рабочем процессе только тогда, когда автомобиль с КМУ движется до места выполнения работ или обратно. Из этого следует, что при проведении разгрузочно-погрузочных работ, водитель не задействован никаким образом. С оператором манипулятора такая же ситуация, только наоборот. При работе одного из специалистов, другой всегда, по сути, простаивает, что является неэффективной тратой зарплатного фонда работодателя.
Каждый считает свои деньги, поэтому простои нужно ликвидировать. Хорошей мыслью будет закрепление обязанностей водителя и оператора за одним специалистом.
Многие компании так и поступают, нанимая уже обученных, многопрофильных специалистов или же подготавливают собственные кадры. Это довольно распространенная схема, когда опытный водитель проходит курс оператора манипуляторной установки. Помимо водительских прав, человек получает корочку крановщика, что позволяет свободно совмещать две специальности. Теперь простоев нет, а зарплата более солидная.
Качество выполненных работ остается на высоте, как и при работе двух специалистов. При прохождении аттестации, требования одинаково высокие для всех – тех, кто совмещает специальности и просто операторов манипулятора.
Можно ли быть и водителем, и оператором КМУ?
Если рассматривать структуру крано-манипуляторной установки с технической точки зрения, мы выделим две основные ее части: поворотную и неповоротную. К первой относится непосредственно манипулятор – его поворотная колонна и стрела. Ко второй относится рама манипулятора и шасси, которые выступают базой и без которых оборудование не сможет функционировать. Поскольку шасси и манипулятор выполняют разные функции, логично предположить, что для работы на крано-манипуляторной установке требуется два человека: водитель базового шасси и оператор самой установки. Посмотрим, какие обязанности выполняют эти люди и возможно ли эти обязанности совмещать.
Обязанности водителя шасси на КМУ
Водитель шасси в первую очередь ответственен за доставку груза с на обозначенное место и подачу крана-манипулятора на место погрузки материалов. Водитель также нередко разрабатывает и согласовывает с заказчиком оптимальную карту маршрута при перевозке груза, учитывая дорожные и погодные условия.
Помимо прямых обязанностей по транспортировке загруженных материалов в соответствии с правилами дорожного движения и правилами перевозки груза, на водителе лежит ответственность за состояние транспортного средства, поэтому он обязан проводить предрейсовый осмотр грузовика, в который входит проверка работоспособности тормозной системы и двигателя, осветительных приборов, а также проверка давления в шинах.
Для управления грузовым автомобилем массой до 3,5 тонн достаточно водительских прав категории В. Если масса грузовика превышает 3,5 тонн, то водителю понадобится категория С. Если у грузовика есть прицеп, нужна еще категория Е.
Обязанности оператора крано-манипуляторной установки
Оператор крана-манипулятора выполняет работы по захвату и позиционированию груза, а также отвечает за разгрузку по прибытии на место. Перед тем как начать выполнять заказы операторы проходят специальные курсы, по итогам которых получают сертификат, который признается при приеме на работу. На курсах операторов учат разбираться в конструкции манипулятора и эффективно управлять КМУ, рассчитывать нагрузку и предугадывать опасные ситуации. Нередко оператор крана-манипулятора выполняет задачи стропальщика. По закону для это нужно также получать дополнительное удостоверение.
Совмещение должностей
Совмещение должностей водителя крана-манипулятора и оператора установки позволяют работодателю уменьшить расходы на найм отдельных сотрудников, а непосредственно работнику – зарабатывать больше, выполняя разные операции. Это возможно и эффективно, потому что рабочие операции по управлению транспортным средством и работе с грузами не перекрываются друг другом. Когда транспортное средство прибывает на место работы с грузом, водитель бездействует. С другой стороны, когда водитель выполняет транспортировку груза, бездействует оператор КМУ.
Стоит ли водителю-оператору становиться еще и стропальщиком – вопрос дискуссионный. Решение зависит от темпов работы: если на площадке слишком много груза, один человек может не успеть справиться с объемом. Если перевозимых материалов немного, то водитель-оператор вполне может выполнять еще и функцию стропальщика.
Помимо рабочих рук требуется, конечно, и надежная техника. Качественный манипулятор вы можете купить у нас!