водитель кму что это расшифровка
Бизнес на КМУ: стоит ли начинать?
КМУ – это аббревиатура от наименования «краново-манипуляторная установка». В профессиональной среде ее называют проще – “манипулятор”.
Манипулятор представляет собой подъемное устройство, оснащенное стреловым оборудованием (для подъема, перемещения, опускания грузов и обеспечения действия грузозахватного органа), грузозахватными элементами, специализированными системами управления, а также опорной рамой. Манипулятор используется на погрузочно-разгрузочных работах и может устанавливаться стационарно или на автомобильных шасси.
Машины с краново-манипуляторными установками многофункциональны. Во время погрузочно-разгрузочных работ они способны заменить как автокран, так и грузовик. Чаще всего с их помощью перевозят такие грузы, как строительное оборудование, трубы, сваи, паллеты, габаритные грузы.
Экономичность — главное преимущество крана-манипулятора. Он один выполняет большой объем разноплановых работ, и затраты на него гораздо меньше, чем на несколько машин специального назначения. Более того, управление манипулятором ложится на единственного водителя, поэтому не нужно переплачивать за рабочую силу другим сотрудникам.
Перспективы бизнеса на КМУ
Доход от услуг напрямую зависит от грузоподъемности машины и рабочей высоты. В связи с этим, прежде чем купить КМУ, рекомендуем тщательно разобраться с ее техническими характеристиками.
Выбирайте проверенных продавцов, которые готовы предоставить сертификаты соответствия промышленной безопасности РФ, а также разрешения Ростехнадзора на установку КМУ.
Имейте в виду, что заказов на аренду вашего КМУ в зимний период может быть меньше, чем в летний. Продумайте все риски, составьте бизнес-стратегию и бизнес-план, где уделите внимание рекламной кампании для привлечения потенциальных клиентов. Получить консультацию и приобрести качественный манипулятор по выгодной цене вы можете на одном из крупнейших российских заводов спецавтомобилей ПРОМАВТО.
Что необходимо для получения прав на манипулятор
Самоходные краноманипуляторные установки на базе грузового автомобиля подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора. Оператор КМУ, помимо прав на управление мобильным манипулятором категории С, обязан пройти курсы по управлению грузоподъёмной техникой и получить разрешение на управление КМУ.
Постановка манипулятора на регистрационный учёт
Разрешение на эксплуатацию манипулятора как опасного производственного объекта даётся территориальным органом Гостехнадзора. Разрешение на использование краноманипуляторной техники не требуется на устройства грузоподъёмностью в пределах 1 т. В технической характеристике техустройства этот параметр равнозначен 4 т/м.
Регистрация крана-манипулятора в надзорной инстанции проводится на основании письменного заявления собственника и технического паспорта. Заявление содержит сведения:
Перерегистрация действующего крана-манипулятора проводится при передаче иному собственнику, реконструкции, переоформлении паспорта. Ответ на запрос о допуске к работе (отказе) даётся в течение календарной недели.
Разрешение на производство грузоподъёмных операций и вождение
Совмещение функций водителя и машиниста крана-манипулятора – распространённое явление. Чтобы управлять КМУ с прицепом, требуется водитель категории Е. При достаточной вместимости кузова, для вождения крана достаточно категории С.
Управление подъёмником стрелового типа разрешается персоналу, прошедшему аттестацию по специальностям крановщик, оператор КМУ.
Отсутствие в экзаменационной комиссии учебного заведения инспектора Госгортехнадзора влечёт необходимость дополнительного тестового испытания в надзорной инстанции для получения разрешения на работу.
Удостоверение содержит сведения о типах кранов-манипуляторов, на которые распространяется разрешение. Идентифицирует обладателя документа вклеенная фотокарточка.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на руках исполнителя должен быть документ:
Выучиться на оператора крана-манипулятора
Обучение на машиниста манипулятора ведётся в специализированных центрах подготовки автокрановщиков по адаптированной программе. Официальный разрешительный документ на проведение операций по погрузке учащиеся получают по прохождении сокращённого 48-и часового курса обучения.
Управлять КМУ с уверенностью оператором-машинистом 4 квалификационного разряда позволит расширенный 3-недельный курс с отработкой практических навыков управления стрелой с земли.
Занятия по подготовке претендентов на получение удостоверения на вождение краноманипуляторной техники проводятся очно и дистанционно без личного присутствия. Удалённый курс предполагает получение профессиональными водителями лекций и пособий в электронном виде.
Полный курс с получением прав на управление грузовым автомобилем и удостоверением крановщика манипулятора проходят в группе с очным посещением теоретических и практических занятий на базе класса автокрановщиков.
Сокращение длительности происходит за счёт исключения аудиторной и практической подготовки по автокрановой технике с акцентом на специфику манипулятора. Автокрановщик-профессионал для перехода на родственную (более простую по управлению) машину обязан пройти переобучение на общих основаниях по краткосрочной программе и получить разрешение на действия по подъёму грузов.
Строгости надзорных структур
Проверка владения комплексом знаний машинистом-оператором проводится ежегодно, при переводе на манипулятор иного типа. С такой же периодичностью проводится частичное освидетельствование техсредства. Полное – раз в 3 года.
Производство работ по перемещению грузов без допуска к работе влечёт штраф в размере 20 тыс. р. для частного лица. Наказание организации ужесточается в 10–15 раз (до 200–300 тыс. р.).
Видео по теме: Управление манипулятором — инструкция
Какие требования к работе должны быть указаны в должностной инструкции машиниста крана-манипулятора
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
КМУ относят к механизмам повышенной опасности. Из этого следует, что управление ими должно осуществляться только квалифицированными, имеющими необходимый опыт людьми. Согласно правилам эксплуатации устройства, в некоторых случаях требуется назначение помощника оператора.
К управлению может быть допущен человек, прошедший курс обучения по программе подготовки машиниста и последующую аттестацию. Установлено требование к возрасту, согласно которому крановщиком не может быть лицо моложе 18 лет. Подготовка и аттестация проходят в профессиональных технических заведениях и на специализированных курсах для водителя. Любое учреждение, обучающее управлению машиной, должно иметь лицензию Госгортехнадзора. Данным органом должна быть утверждена и программа, по которой осуществляется обучение.
Оператор, прошедший аттестацию, получает удостоверение в присутствии представителя Госгортехнадзора и председателя аттестационной комиссии. В данном документе обязательно должен быть указан тип манипулятора, к управлению которым допущен обученный специалист. Удостоверение должно находиться у оператора во время выполнения им работ.
Если машинист переводится с одной модели КМУ на другую, он обязан пройти переобучения. В данном случае программа может быть сокращенной. Люди, прошедшие аттестацию, но не работавшие больше года, также обязаны пройти проверку знаний. При удовлетворительных оценках человек вновь допускается к управлению устройством.
Что должен знать крановщик
Оператор, прошедший аттестацию и имеющий специальное удостоверение, должен знать:
Прежде чем приступить к выполнению работ, оператор должен осмотреть механизм на наличие неисправностей. Типовая инструкция обязывает водителя:
Также перед началом работы водитель должен осмотреть съемные грузозахватные приспособления. Эксплуатировать машину можно только после того, как система проверена на холостом ходу. Следует отказаться от использования КМУ, если были обнаружены следующие неисправности:
До начала работы сотрудник обязан:
Обязанности во время эксплуатации техники
Оператор не должен отвлекаться при выполнении работ. Ведь малейшее неосторожное движение может привести к повреждению машины, окружающих ее предметов или травмированию людей. Отходить от крана, оставляя его без присмотра, также недопустимо.
Если возникла необходимость уйти с рабочего места, оператор должен сначала выключить двигатель и остановить машину. Лишь после этого можно покидать кран. Движение следует начинать только после определенного сигнала, подаваемого стропальщиком. Если же такой сигнал нарушает инструкции, то водитель может ему не следовать. При наличии людей в зоне досягаемости стрелы следует подать им звуковой сигнал, потому что эксплуатировать кран в такой ситуации нельзя.
Сигнал «стоп» может быть подан не только стропальщиком. К данному знаку оператор должен быть очень внимателен, это поможет избежать аварий и внештатных ситуаций.
Во время эксплуатации запрещается:
Аварийные ситуации, ответственность и окончание работ
При возникновении аварийных ситуаций машинист обязан действовать в соответствии с должностной инструкцией.
По окончании работ машинист крана не оставлять груз или магнит в состоянии виса. Оставлять кран нужно только в специально предназначенном для этого месте, установив стрелу манипулятора в безопасное положение. Типовая должностная инструкция описывает также обязанности оператора по обслуживанию КМУ:
За нарушение требований производственной инструкции, а также правил эксплуатации оператор несет ответственность, которая может быть и уголовной. Такое случается при возникновении чрезвычайных ситуаций во время эксплуатации манипулятора. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться всех предъявляемых к специалисту требований.
Издается с 2007 года
Что такое кран-манипулятор – виды спецтехники, где применяется
Использование краново-манипуляторных установок в России и СНГ началось ещё в 90-х года прошлого века. Тем не менее, многие не совсем правильно воспринимают, что такое КМУ, ошибочно ассоциируя его с автокраном. Однако этим использование данной спецтехники не ограничивается.
КМУ, что это за техника
Кран манипулятор – это спецтехника, представляющая собой грузоподъёмный механизм устанавливаемый на транспортное средство. За счёт своей универсальности это оборудование имеет ещё несколько названий – гидроманипулятор, воровайка, краново-манипуляторная установка и др.
КМУ – это аббревиатура, которая расшифровывается как краново-манипуляторная установка. Конструктивно устройство КМУ представляет собой конструкцию, состоящую из:
Поскольку чаще всего краново-манипуляторную установку ставят на автомобильное шасси, иногда их путают с автокраном. Однако хочется обратить внимание, что КМУ отличается от автомобильного крана очень существенно. Это разные виды техники, предназначенные для выполнения различных задач.
Основные отличия крана-манипулятора от автокрана:
В названии скрыт и принцип работы КМУ – оператор осуществляет манипуляции крановой установкой. Наиболее часто её привод осуществляется от гидросистемы транспорта, на который она смонтирована. Однако это не всегда возможна такая схема. Тогда кран-манипулятор может быть оснащён собственным электромотором.
Виды кранов-манипуляторов
Основными критериями классификации КМУ являются тип базы для монтажа, конструкция стрелы и, естественно, грузоподъемность. Кроме того, кран-манипулятор может иметь различное навесное оборудование, например, грейферный захват для работы с лесом или люльку для подъёма людей.
Куда устанавливают манипуляторы
Крано-манипуляторная установка – это отдельное грузоподъёмное оборудование, надстройка. Гидравлический манипулятор можно разместить на различных базах. Самой востребованной для КМУ является автомобильное шасси.
Кроме того, манипулятор устанавливают на:
Конструкция стрелы КМУ
При выборе крано-манипуляторной установки важное значение имеет какие основные работы планируется выполнять с её помощью. Дело в том, что каждая из них имеет свои плюсы и минусы в работе.
Существует два основных вида стрелового оборудования КМУ: Z-образный (коленчатый, шарнирно-сочленённый) и L-образный (прямой). Первый более популярен в Европе, второй – в Азии (Японии, Корее).
Преимущества Z-образной стрелы:
Преимущества L-образной стрелы:
Обратите внимание! Среди основных недостатков L-образной стрелы является ограничение по высоте загрузки кузова.
Классификация КМУ по грузоподъёмности
Грузоподъёмность является одним из основных показателей для кранов. Однако чёткой классификации крано-манипуляторных установок по этому показателю нет. К тому же, некоторые производители подразделяют КМУ по грузовому моменту – произведению максимальной грузоподъёмности на вылет стрелы. И даже в этом нет согласия, например, одни считают лёгкими манипуляторы до 4 тм, другие – до 10 тм.
Тем не менее, большинство пользователей и владельцев кранов-манипуляторов придерживаются следующей классификации:
Эта классификация основана ещё и н требованиях Российского законодательства. В частности, нормативы Гостехнадзора относят механизмы с грузоподъёмностью до 3 тонн к манипуляторам, а свыше – к крановым установкам, требующим предоставление дополнительных документов для регистрации.
Возможности кранов-манипуляторов
Кран-манипулятор позволяет загружать и выгружать груз, перемещать его (в случае монтажа оборудования на подвижной базе), монтировать различные конструкции. Установка различного рабочего оборудования на стрелу позволяет ещё больше расширить возможности КМУ.
В зависимости от задач, вместо грузоподъёмного крюка может быть установлена:
Дополнительная информация! Если сечение стрелы — многоугольник, то прочность будет выше по сравнению с круглым сечением. Большее количество граней делает конструкцию более крепкой и надежной.
Манипуляторы могу применяться для:
Всё это позволяет применять манипуляторы в различных областях и отраслях промышленности.
Где применяют КМУ
Самой популярной базой для установки кранов-манипуляторов являются автомобили. Машина с манипулятором это единственная ассоциация у большей части людей. Они применяются в логистике, строительной, нефтегазовой, лесозаготовительной отраслях, коммунальном хозяйстве, энергетическом комплексе и при работе с отходами. Но помимо этого, краны-манипуляторы получили широкой применение на железной дороге и в море.
КМУ для судов
Краново-манипуляторная установка занимает при монтаже не много место. Это преимущество КМУ используют на море, где важна компактность. Они применяются для загрузки судна, а также в рыболовном хозяйстве.
Установленный на судно кран-манипулятор выполняет не только погрузо-разгрузочные, но и монтажные работы. Их применяют для прокладки подводных кабелей, особенно на малых глубинах, очистки дна, транспортных работах.
Конечно, для эксплуатации на воде установки предварительно обрабатывают специальным антикоррозийным составом. К тому же, некоторые из них комплектуют электродвигателями для автономной работы.
Манипуляторы железной дороги
Благодаря своей гибкости, манипуляторы более эффективно работают вблизи ЛЭП. К тому же, они являются универсальным оборудованием, способным проводить не только погрузо-разгрузочные работы, но и работать со сменным оборудованием.
Установленные на железнодорожной платформе в составе ремонтных бригад, КМУ помогает менять рельсы, шпалы, проводить отсыпку путей, а также поднимать работников для ремонта и прокладки контактной сети.
Лесная промышленность
Трудятся манипуляторы в лесном хозяйстве и на лесозаготовке. Снабжённый грейферным захватом, КМУ легко осуществляет погрузо-разгрузочные работы, размещая заготовки на плетевозы. Специально оборудованное место оператора на первой секции стрелы позволяет ему контролировать процесс сверху, получая отличную обзорность.
Кроме того, с помощью манипулятора эффективней убирать повалившиеся деревья.
ЖКХ и работа с отходами
Важную роль играют КМУ в сфере ЖКХ и работе с отходами. Загрузка контейнеров-лодочек с отходами в машину осуществляется, как правило, крюковым захватом. Это устройство тоже является разновидностью КМУ.
Также, некоторые модели комбинированных дорожных машин оснащаются манипуляторами или крюковыми захватами для установки сменного оборудования на шасси автомобиля.
Строительство и логистика
Манипулятор может эффективно работать на коттеджном строительстве, совмещая погрузку, перевозку и разгрузку кирпича, железобетонных плит и других стройматериалов. При этом отпадает необходимость заказывать услуги обычных автокранов.
При решении логистических задач с использованием автомобилей оборудованных КМУ отпадает необходимость применения погрузочной техники. Кран-манипулятор может не только привезти и снять груз на площадку, в некоторых случаях он может разместить его непосредственно в месте хранения или использования.
Выбор КМУ для грузовика
Предприятия, занимающиеся продажей, установкой и обслуживанием КМУ, предлагают различные варианты поставки. Они могут предоставить готовый вариант на желаемой платформе, а могут смонтировать оборудование на шасси клиента.
Краново-манипуляторные установки монтируются на отечественные автомобили – ГАЗель, ГАЗон, КамАЗ, МАЗ, а также практически на все иномарки. К тому же, востребованными на рынке остаются корейские и японские б/у «воровайки».
Выбирая КМУ, следует обратить внимание на:
Стоит помнить, что максимальная грузоподъёмность достигается при минимальном вылете стрелы. Поэтому внимательно изучите грузовысотные характеристики краново-манипуляторной установки.
Все КМУ – L- и Z-типов – оборудуются телескопической стрелой. В большинстве случаев это 3-х, 4-х или 5-секционные модели. При этом стрелы с одинаковым количеством секций, одной длины и сечения могут иметь разный грузовой момент. Во многих моделях краново-манипуляторных установок секции выдвигаются поочерёдно, но есть и такое оборудование, где выдвижение стрелы происходит пропорционально.
Важно! Если стрела телескопируется пропорционально, т.е. все секции выдвигаются одновременно, грузовой момент будет ниже, чем у стрелы с последовательным выдвижением.
Работать с тяжёлыми грузами на манипуляторе с пропорциональным выдвижением не рекомендуется. Это связано с тем, что последняя внутренняя секция стрелы самая тонкая и предназначена для более лёгких грузов. Перевес на ней может привести к прогибу и, как результат, выходу КМУ из строя.
Стоит обратить внимание на профиль стрелы. Самыми распространёнными являются четырёх-, пяти- и шестигранные. Белее профилированные секции обеспечивают прямолинейность движения и позволяют более точно центрировать их при телескопировании.
Важное значение может иметь возможность установки дополнительного оборудования – гидравлического захвата для штучных грузов и контейнеров, грейфера для сыпучих и мелко кусковых материалов, люльки для подъёма людей. Широкий выбор сменного рабочего оборудования гидроманипулятора позволит диверсифицировать предлагаемые услуги и повысить доход КМУ.
Почему удобно работать кранами-манипуляторами
Машина с манипулятором это в первую очередь коммерческая техника. Следовательно, она должна приносить доход. Объединение функций крана и грузовика в одной спецтехнике позволяет экономить время и средства, а также дифференцировать риски.
Аренда КМУ, например, при строительстве коттеджа или малоэтажного дома позволит снизить расходы. Ведь чтобы привезти стройматериалы не нужно будет нанимать отдельно грузовой автомобиль для перевозки и бригаду грузчиков для их выгрузки. А ещё кран для подъёма. Все эти операции легко выполнит один человек на кране-манипуляторе.
Машинисту нужна особая категория для работы на манипуляторе
Кран-манипулятор является устройством, которое имеет широкий спектр применения на стройке, в порту, на складе и т. д. Он используется для погрузки-выгрузки различных грузов, отличающихся большими габаритами и тоннажем. Конечно, их вес не должен превышать возможностей грузоподъемности крана. Обычно КМУ устанавливают на шасси грузовика.
Пользоваться манипулятором можно только на дорогах, имеющих твердое покрытие.
Эксплуатировать кран необходимо в соответствии со всеми требованиями, изложенными в нормативно-технической документации.
К таковой относят:
К управлению КМУ допускаются водители, имеющие удостоверение категории С, если используется машина без прицепа. В противном случае потребуются права категории Е. Также необходимо получить соответствующий допуск к работе, который выдается после прохождения курса обучения.
Подобные агрегаты нужны во всех сферах деятельности, связанных с тяжелыми грузами. Если вы заинтересованы в том, чтобы манипулятор был в исправном состоянии, его необходимо грамотно обслуживать, что предполагает:
Сначала любая организация принимает новый кран на баланс. Когда оборудование поступает прямо от производителя, его работоспособность необходимо проверить. Для этого следует:
Как управлять КМУ
Чтобы управлять такой техникой, как кран-манипулятор, нужно знать его эксплуатационные характеристики.
Помните, что управление краном может осуществляться в строго отведенных рамках, предусмотренных его техническими характеристиками и инструкцией по эксплуатации.
Кто может управлять краном
Для того чтобы управлять спецтехникой, одних только водительских прав недостаточно. Чтобы вам доверили кран-манипулятор, необходимо иметь соответствующее удостоверение крановщика с указанием разряда. Работу на манипуляторе можно доверить только специалисту с правами категорий С или Е.
В соответствии с нормативными требованиями, разрешение на управление краном может быть выдано только тому, кому уже исполнилось 18 лет.
При этом крановщик должен:
Как видим, права и разрешение управлять манипулятором выдаются только высококлассным специалистам. Ведь ответственность за машину тоже полностью ложится на плечи оператора. Управлять такой техникой достаточно сложно, поэтому требуется специальная подготовка.
Водить манипулятор может как машинист, так и оператор. Но разрешение от начальства выдается только дипломированным специалистам, как и права на управление установкой. Поэтому если машинист не имеет специального образования, он не может заменить оператора.
Регистрация КМУ
Чтобы получить разрешение на свободное использование агрегата, его необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре. Манипулятор считается опасным производственным объектом (ОПО), поэтому процесс регистрации достаточно сложный и многоэтапный. В органах Ростехнадзора не нужно регистрировать следующие виды техники:
Итак, приобретенная вами модель не относится к вышеперечисленным. Значит, этот манипулятор подлежит регистрации. И первым делом ОПО должен будет пройти экспертизу промышленной безопасности.
Получение разрешения на вождение крана
Вам понадобится как минимум один стропальщик. Обучается он аналогично и в результате получает соответствующее удостоверение. Только теперь можно обращаться в Ростехнадзор для получения разрешения на управление и регистрации ОПО. Вам нужно будет предоставить следующий пакет документов:
После этого вы получаете не права, а только формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора, закрепленного за вами.
Проверка документации в канцелярии
Все документы после заполнения сдаются в канцелярию Ростехнадзора с отметкой о приеме. Служащий должен поставить штампы на копиях принимаемых документов, которые вы предоставили для получения прав:
Теперь нужно дождаться подтверждения инспектора о том, что сданные документы оформлены как положено, и разрешения на получение паспорта. Далее кран нужно будет застраховать в качестве ОПО. Страховку необходимо ежегодно обновлять.
После проведения всех процедур вам следует пригласить инспектора, чтобы запустить манипулятор в работу. Уведомление с приглашением следует выслать не позже чем за неделю до начала эксплуатации. Этого времени будет вполне достаточно для проведения всех проверок. Данное разрешение выдается на основании результатов испытаний агрегата на предприятии, где он изготовлен.