водитель автобуса сказал вновь вошедшим пассажирам что оплатите проезд
Водитель автобуса сказал вновь вошедшим пассажирам что оплатите проезд
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) В наше время, передающейся по глобальным линиям магистральной связи, непрерывно растёт объём информации. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Водитель автобуса сказал вновь вошедшим пассажирам что оплатите проезд
Русский язык ЕГЭ 100БАЛЛОВ запись закреплена
Ответ строго через 10 точек, вопросы без точек. #rus7p
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) Собираясь в поход, настроение у ребят было приподнятое.
Б) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.
В) Сёстры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке.
Г) Все, кого интересует проблема экологии, следит за публикациями в специальных изданиях.
Д) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
4) ошибка в построении предложения с однородными членами
5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью
Вариант 43
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3)_____ современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
2. Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.
3. Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
4. Запасы используемых с древних времён природных материалов не безграничны, и современный человек должен об этом думать.
5. Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.
2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.
3. Обычно мн. собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.
4. Тканевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. После бури на море установилось СРАВНИМОЕ затишье.
2. Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.
3. Перед усталыми путниками по-прежнему расстилалась НЕОГЛЯДНАЯ даль.
4. Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.
5. Экскурсовод с гордостью продемонстрировал посетителям музея СТАРИННЫЙ сервиз.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
поступил БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) В наше время, передающейся по глобальным линиям магистральной связи, непрерывно растёт объём информации. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зам..рать (от восторга)
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. (НЕ)ПРЕКРАЩАВШАЯСЯ в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.
2. После ремонта комната ещё (НЕ)ПРИВЕДЕНА в порядок.
3. (НЕ)ПОМНЯ зла, за благо воздадим.
4. (НЕ)СОВСЕМ обычная обстановка мешала сосредоточиться.
5. Когда смотришь на памятник М.Ю. Лермонтову, (НЕ)ВОЛЬНО складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?
2. (НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.
3. Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.
4. Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
5. ЧТО(БЫ) не опоздать на встречу с одноклассниками, нужно (ВО)ВРЕМЯ выйти из дома.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. В состав фразеологизма могут входить как устаревшие слова так и слова в переносном значении.
2. Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.
3. Всю ночь крупный дождь лился ручьями и один за другим раздавались удары грома.
4. Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.
5. И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Созданный А.А. Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Наиболее полно (1) по мнению критиков (2) гончаровская норма жизни раскрылась (3) конечно (4) в тех главах романа «Обломов», где описывается жизнь главного героя в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Первыми из перелётных птиц возвращаются к нам грачи, появляющиеся в средней полосе около середины марта месяца, когда земля местами освобождается от снежного покрова.
(1)Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы. (2)Вопреки ясной, солнечной погоде на душе было мрачно и тягостно. (3)Сегодня мама купит ей платье, даже мысль о котором отравляет предпраздничное настроение. (4)Мама купила бы это платье ещё вчера вечером, когда они завершали «последний», как она сказала, тяжкий поход по магазинам. (5)Но их отказались обслужить, так как время работы торгового центра истекло и все кассы были закрыты. (6)Это было простое шёлковое белое платье, совершенно не соответствующее мечте Натки о наряде на выпускном балу, который состоится через два дня. (7)Она сама точно не знала, какое именно хочет. (8)Но знала точно, что не хочет такое платье, на котором настояла мама.
(9)Натка вообще уже потеряла надежду на то, чтобы найти общий язык с мамой, которая с каждым днём становилась всё более агрессивной по отношению к ней. (10)Казалось, что мама только и ждёт чего-то плохого от неё, опасается плохих новостей о внедомашней и внешкольной жизни дочери, которая всё более замыкалась. (11)Но Натка знала себя. (12)Она знала, что заложенное именно мамой сидит в ней так прочно, что она никогда не сможет переступить черту, за которой то, на что падки некоторые её ровесники. (13)Натка знала, что никогда не позволит себе опустить планку требований к себе, не предаст своего идеала самой себя, стремление к которому ей внушала мама с самого раннего детства. (14)Но, как бы назло самой себе, Натка свою внутреннюю «правильность» тщательно прятала за внешней бравадой, выраженной в манере разговаривать (неподобающей «приличной девушке», со слов мамы), в одежде. (15)«Словечки», мини-юбки, бикини и тому подобное пугали маму, приводили в шок, заставляли вырабатывать методы борьбы с помощью всё увеличивающейся шкалы запретов. (16)Это влекло противоположный эффект, и дочь придумывала всё более изощрённые (нередко успешные) способы противостояния. (17)Но подготовка к выпускному завершилась полным поражением Натки, олицетворённым в этом отвратительном платье, на котором настаивала мама тоном, не допускающим возражений.
(18)В самом мрачном настроении Натка брела по городу куда глаза глядят.
(19)На одной из улиц, где, как ей показалось, она вообще не бывала, её внимание привлекла витрина маленького (судя по всему, совсем нового) магазинчика.
(20)Девушка из праздного любопытства отворила дверь, и перед ней предстало платье, которое просто приворожило её. (21)Светло-пепельного цвета, составленное из нескольких слоёв мягкого шифона. (22)Платье было без рукавов и даже без лямочек. (23)От драпировки у груди шифон спадал каскадом воланов разной ширины, которые, как воздушная спираль, обволакивали фигуру манекена.
(24)Натка не могла не примерить это чудо и, глянув в зеркало, не узнала себя.
(25)Её фигура стала какой-то отточенной, с более длинной шеей и более округлыми плечами. (26)Платье было словно специально подогнано к натуральным цветам её внешности: пепельным волосам, персиковой коже и светло-карим глазам.
(27)«Цена платья превышает вдвое стоимость того, что выбрала и уже наверняка купила мама в обеденный перерыв, — размышляла девушка, с грустью возвращая платье на место. — (28)Но здесь дело не только в цене. (29)Попадись это платье на глаза маме ранее даже при сходной цене, она бы всё равно не купила его, так как оно выходит за рамки её представления о платье, которое подобает носить “скромной девушке”».
(30)Уже поздним вечером Натка зашла к старшей подруге (первокурснице университета) Оле и за чаепитием поделилась с ней своим настроением.
(31)Семья подруги относилась к числу весьма зажиточных. (32)Оля предложила Натке взаймы деньги на неопределённый срок на полюбившееся платье.
(33)Девушка возвращалась домой с мечтой о том, как завтра побежит прямо к открытию магазинчика за платьем-мечтой.
(34)Натка осторожно повернула ключ входной двери, поскольку мама уже должна спать, как обычно в это время. (35)Девушка была рада тому, что так оно и оказалось и ей не нужно объясняться с мамой. (36)Она тихо прошмыгнула в свою комнату и нашла выключатель. (37)Когда вспыхнул свет, перед её глазами предстало разложенное посреди кровати то самое платье, которое она мерила в новом магазинчике несколько часов назад.
* Лариса Григорьевна Матрос (род. в 1961 г.) — юрист по профессии, доктор философии, писатель, литературный критик.
Вариант 43
Часть 1.
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов — одного или нескольких. (2)С древнейших времён люди использовали эти материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3)_____ современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Сделанные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.
2. Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.
3. Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно использовать и искусственно созданные материалы.
4. Запасы используемых с древних времён природных материалов не безграничны, и современный человек должен об этом думать.
5. Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МАТЕРИАЛ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
1. Предметы, вещества, идущие на изготовление чего-н. Строительный м.
2. Источник, сведения, служащие основой для чего-н. М. для биографии писателя. М. для наблюдений.
3. Обычно мн. собрание документов по какому-н. вопросу. Папка для служебных материалов. Материалы следствия.
4. Тканевое, трикотажное или синтетическое изделие, предназначенное для шитья. Шерстяной м. Нетканые материалы. М. на платье.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. После бури на море установилось СРАВНИМОЕ затишье.
2. Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.
3. Перед усталыми путниками по-прежнему расстилалась НЕОГЛЯДНАЯ даль.
4. Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.
5. Экскурсовод с гордостью продемонстрировал посетителям музея СТАРИННЫЙ сервиз.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
поступил БОЛЕЕ ЧЕСТНЕЕ
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) Благодаря труда реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) Многие из тех, кто бывал в парке Михайловского, поражался величине старинных усадебных деревьев. | 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Г) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных. | 4) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Д) В наше время, передающейся по глобальным линиям магистральной связи, непрерывно растёт объём информации. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | |
7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
зам..рать (от восторга)
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. (НЕ)ПРЕКРАЩАВШАЯСЯ в течение трёх суток пурга замела сторожку снегом.
2. После ремонта комната ещё (НЕ)ПРИВЕДЕНА в порядок.
3. (НЕ)ПОМНЯ зла, за благо воздадим.
4. (НЕ)СОВСЕМ обычная обстановка мешала сосредоточиться.
5. Когда смотришь на памятник М.Ю. Лермонтову, (НЕ)ВОЛЬНО складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
1. (ОТ)ЧЕГО вы хотели отказаться? От права выбора или от ответственности за исход экспедиции? (ПО)ЧЕМУ вы так малодушны?
2. (НА)КОНЕЦ взошёл месяц, и эта ночь была ТАК(ЖЕ) великолепна, как та, которую Алексей запомнил навсегда.
3. Мне стало стыдно за свои слова, а ТАК(ЖЕ) ЗА(ТО), что я не оправдал надежд, которые возлагались на меня.
4. Главными для художников-импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ТЕЧЕНИЕ дня, и воздух, в который КАК(БЫ) погружены предметы и фигуры людей.
5. ЧТО(БЫ) не опоздать на встречу с одноклассниками, нужно (ВО)ВРЕМЯ выйти из дома.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На переднем плане картины на фоне фигур ряже(1)ых с маза(2)ыми сажей лицами ярко выделяется девушка в белоснежном платье с плетё(3)ой корзиной в руках.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. В состав фразеологизма могут входить как устаревшие слова так и слова в переносном значении.
2. Византийское войско превосходило противника и в численности и в вооружении.
3. Всю ночь крупный дождь лился ручьями и один за другим раздавались удары грома.
4. Я иду домой и по дороге ещё раз обдумываю всё от начала и до конца.
5. И копьё и стрелы и барабан по-прежнему были в вигваме.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Созданный А.А. Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Наиболее полно (1) по мнению критиков (2) гончаровская норма жизни раскрылась (3) конечно (4) в тех главах романа «Обломов», где описывается жизнь главного героя в домике Пшеницыной на Выборгской стороне.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Первыми из перелётных птиц возвращаются к нам грачи, появляющиеся в средней полосе около середины марта месяца, когда земля местами освобождается от снежного покрова.
(1)Натка вышла из дома и направилась вдоль улицы. (2)Вопреки ясной, солнечной погоде на душе было мрачно и тягостно. (3)Сегодня мама купит ей платье, даже мысль о котором отравляет предпраздничное настроение. (4)Мама купила бы это платье ещё вчера вечером, когда они завершали «последний», как она сказала, тяжкий поход по магазинам. (5)Но их отказались обслужить, так как время работы торгового центра истекло и все кассы были закрыты. (6)Это было простое шёлковое белое платье, совершенно не соответствующее мечте Натки о наряде на выпускном балу, который состоится через два дня. (7)Она сама точно не знала, какое именно хочет. (8)Но знала точно, что не хочет такое платье, на котором настояла мама.
(9)Натка вообще уже потеряла надежду на то, чтобы найти общий язык с мамой, которая с каждым днём становилась всё более агрессивной по отношению к ней. (10)Казалось, что мама только и ждёт чего-то плохого от неё, опасается плохих новостей о внедомашней и внешкольной жизни дочери, которая всё более замыкалась. (11)Но Натка знала себя. (12)Она знала, что заложенное именно мамой сидит в ней так прочно, что она никогда не сможет переступить черту, за которой то, на что падки некоторые её ровесники. (13)Натка знала, что никогда не позволит себе опустить планку требований к себе, не предаст своего идеала самой себя, стремление к которому ей внушала мама с самого раннего детства. (14)Но, как бы назло самой себе, Натка свою внутреннюю «правильность» тщательно прятала за внешней бравадой, выраженной в манере разговаривать (неподобающей «приличной девушке», со слов мамы), в одежде. (15)«Словечки», мини-юбки, бикини и тому подобное пугали маму, приводили в шок, заставляли вырабатывать методы борьбы с помощью всё увеличивающейся шкалы запретов. (16)Это влекло противоположный эффект, и дочь придумывала всё более изощрённые (нередко успешные) способы противостояния. (17)Но подготовка к выпускному завершилась полным поражением Натки, олицетворённым в этом отвратительном платье, на котором настаивала мама тоном, не допускающим возражений.
(18)В самом мрачном настроении Натка брела по городу куда глаза глядят.
(19)На одной из улиц, где, как ей показалось, она вообще не бывала, её внимание привлекла витрина маленького (судя по всему, совсем нового) магазинчика.
(20)Девушка из праздного любопытства отворила дверь, и перед ней предстало платье, которое просто приворожило её. (21)Светло-пепельного цвета, составленное из нескольких слоёв мягкого шифона. (22)Платье было без рукавов и даже без лямочек. (23)От драпировки у груди шифон спадал каскадом воланов разной ширины, которые, как воздушная спираль, обволакивали фигуру манекена.
(24)Натка не могла не примерить это чудо и, глянув в зеркало, не узнала себя.
(25)Её фигура стала какой-то отточенной, с более длинной шеей и более округлыми плечами. (26)Платье было словно специально подогнано к натуральным цветам её внешности: пепельным волосам, персиковой коже и светло-карим глазам.
(27)«Цена платья превышает вдвое стоимость того, что выбрала и уже наверняка купила мама в обеденный перерыв, — размышляла девушка, с грустью возвращая платье на место. — (28)Но здесь дело не только в цене. (29)Попадись это платье на глаза маме ранее даже при сходной цене, она бы всё равно не купила его, так как оно выходит за рамки её представления о платье, которое подобает носить “скромной девушке”».
(30)Уже поздним вечером Натка зашла к старшей подруге (первокурснице университета) Оле и за чаепитием поделилась с ней своим настроением.
(31)Семья подруги относилась к числу весьма зажиточных. (32)Оля предложила Натке взаймы деньги на неопределённый срок на полюбившееся платье.
(33)Девушка возвращалась домой с мечтой о том, как завтра побежит прямо к открытию магазинчика за платьем-мечтой.
(34)Натка осторожно повернула ключ входной двери, поскольку мама уже должна спать, как обычно в это время. (35)Девушка была рада тому, что так оно и оказалось и ей не нужно объясняться с мамой. (36)Она тихо прошмыгнула в свою комнату и нашла выключатель. (37)Когда вспыхнул свет, перед её глазами предстало разложенное посреди кровати то самое платье, которое она мерила в новом магазинчике несколько часов назад.
* Лариса Григорьевна Матрос (род. в 1961 г.) — юрист по профессии, доктор философии, писатель, литературный критик.