водитель 5 разряда что это значит в беларуси

ООО «РенталКом»

Аренда, лизинг транспорта и недвижимости.
Компьютерные приложения для аренды и отделов кадров.

Для профессий ВОДИТЕЛЬ изменены квалификационные требования, а квалификационные классы заменены на разряды.

Изменения в модуле «Рабочие инструкции», связанные со вступлением в силу с 1 января 2015 г. ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 27 октября 2014 г. N 94 «О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В ВЫПУСК 52 ЕДИНОГО ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА РАБОТ И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ». Для профессий «водитель» квалификационные классы заменены на разряды (от 4 до 7) и могут устанавливаться теперь только в рамках каждого квалификационного разряда (2 или 1 класс).

Также, изменены квалификационные требования к характеристикам работ и к тому, что должны знать водители.

Теперь, 4-й разряд должен присваиваться водителям автомобиля при управлении механическими транспортными средствами категории «B» либо «BE»,

5-й разряд — при управлении механическими транспортными средствами категории «C» либо «CE», кроме грузовых автомобилей (автопоездов) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа),

6-й разряд — при управлении механическими транспортными средствами категории «D» либо «DE», автомобилями МЧС, предназначенными для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, автомобилями скорой (неотложной) медицинской помощи,

7-й разряд — при управлении механическими транспортными средствами категории «CE»: грузовыми автомобилями (автопоездами) всех типов грузоподъемностью свыше 60 тонн (для автопоездов — по суммарной грузоподъемности автомобиля и прицепа).

Один комментарий на “ Для профессий ВОДИТЕЛЬ изменены квалификационные требования, а квалификационные классы заменены на разряды. ”

Водителям второго и первого классов, не управлявшим транспортными средствами в течение последних 12 месяцев, которым в установленном порядке органами Госавтоинспекции заменено водительское удостоверение, второй или первый класс присваивается на основании вновь полученных разрешающих отметок в водительском удостоверении на право управления определенными категориями транспортных средств в соответствии с требованиями квалификационных характеристик.

Источник

Водитель 5 разряда что это значит в беларуси

Рекомендации по организации оплаты труда водителей автомобиля: доплаты, надбавки и премии (Продолжение)

(Продолжение. Начало см.: Нормирование и тарификация труда. – 2014. – № 3.)

Наряду с тарифной частью, а также сдельными расценками заработная плата водителя автомобиля может включать в себя дополнительные стимулирующие и компенсирующие выплаты, или так называемую надтарифную часть заработной платы (надбавки, доплаты, премии). В соответствии с законодательством указанные выплаты наниматель вправе применять в порядке, предусмотренном ЛНПА.

Рассмотрим особенности установления и выплаты водителям автомобиля надбавок, доплат, премий.

Ниже перечислены основные виды доплат и надбавок, которые применяются в отношении водителей автомобиля:

1) доплата за совмещение профессий;

2) надбавка за классность;

3) доплата за разделение рабочего дня на части;

4) надбавка за стаж работы (выслугу лет);

5) доплата за подвижной и разъездной характер работы.

Доплата за совмещение профессий (должностей)

Работникам, выполняющим у одного и того же нанимателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрак­том), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы в течение установленной законодательством продолжительности рабочего дня (рабо­чей смены), должна производиться доплата за совмещение профессий (должностей), рас­ширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 67 Трудового кодекса РБ; далее – ТК).

Справочно:
ст. 67 «Оплата труда при совмещении профессий (должностей) и выполнении обязанностей временно отсутствующих работников» ТК.

Такая работа допускается при условии, что это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества выполняемой работником основной и дополнительной работы.

Основанием для установления доплаты за совмещение профессий (должностей) является наличие в штатном расписании вакансии по штатной единице соответствующей должности (профессии). Размер такой доплаты можно определять как в процентном отношении к тарифной ставке водителя автомобиля (тарифной ставке по совмещаемой профессии (должности)), так и в абсолютном выражении (в определенной сумме).

Конкретный раз­мер доплаты устанавливают на основании приказа (распоряжения) нанимателя в зависимости от сложно­сти, характера, объема выполняемой дополнительной работы, степени использования рабочего време­ни.

Для водителей автомобиля наиболее характерной разновидно­стью указанной доплаты является доплата за совмещение профессии (должности). При этом совмещаемыми могут быть такие профессии (должности), обязанности по которым водитель автомобиля может выполнять во время выполнения работы по управлению транспортным средством: например, экспедитор по перевозке грузов, грузчик.

Пример 1

Водитель автомобиля занят доставкой товаров, оформлением, получением и сдачей товарно-транспортных накладных и других сопутствующих документов.

Тарифная ставка 1-го разряда в этой организации установлена в размере 750 000 руб. Кратный размер тарифной ставки 1-го разряда для определения тарифной ставки водителя грузового автомобиля ГАЗ грузоподъемностью 4,5 т составит 2,22.

Месячная тарифная ставка водителя указанного автомобиля равна:

750 000 руб. × 2,22 = 1 665 000 руб.

Согласно приказу по организации водителю автомобиля установлена доплата за выполнение обязанностей экспедитора по перевозке грузов – 15 % от его тарифной ставки.

Произведем расчет заработной платы:

– тарифная ставка – 1 665 000 руб.;

– доплата за выполнение обязанностей экспедитора по перевозке грузов:

1 665 000 руб. × 0,15 = 249 750 руб.

Итого заработная плата водителя автомобиля за месяц составит 1 914 750 руб.

Важно!
Водителям автомобиля не устанавливается надбавка за совмещение профессии «слесарь по ремонту автомобиля», поскольку в тарифно-квалификационном справочнике для профессии «водитель автомобиля» характеристикой работ и так преду­смотрены обязанности по устранению неисправностей автомобиля.

Надбавка за классность

Надбавка за классность является аналогом надбавки за профессиональное мастерство и применяется исключительно для водителей автомобиля, имеющих II и I классы.

Особенностью указанной надбавки является то, что она может выплачиваться водителю автомобиля по факту присвоения ему класса (независимо от того, каким автомобилем он управляет). При этом соответствующая норма должна быть предусмотрена в ЛНПА.

Например, в ЛНПА может содержаться следующая запись: «Водителям автомобиля, имеющим присвоенный в установленном порядке II класс, ежемесячно выплачивается надбавка за классность в размере 10 %, а имеющим I класс – 25 % от установленной им месячной тарифной ставки с учетом всех повышений. Указанная надбавка выплачивается за фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время».

Фактически отработанное в качестве водителя автомобиля время определяют по путевому листу установленной формы.

Надбавку за классность не начисляют в тех случаях, когда за водителем автомобиля сохраняется средний заработок (оплата за дни отпуска, дни временной нетрудоспособности и в других случаях, предусмотренных законодательством), поскольку ее размер уже учитывается при исчислении среднего заработка, а также при временном переводе водителя слесарем по ремонту автомобиля для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

Доплата за разделение рабочего дня на части

Рабочий день водителя автомобиля с его согласия может быть разделен на отдельные части.

Между отдельными частями рабочего дня возможны либо 1 перерыв для отдыха и питания свыше 2 ч, но не более 4 ч, либо 2 перерыва и более, включая перерыв для отдыха и питания, общей продолжительностью не более 4 ч. Перерыв двумя 2 частями рабочего дня предоставляется в месте, определенном для стоянки автомобиля и оборудованном для отдыха водителя автомобиля (постановление № 82).

Документ:
постановление Минтранса РБ от 25.11.2010 № 82 «Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей» (далее – постановление № 82).

При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы.

Время кратковременного отдыха предоставляется в месте текущего расположения автомобиля, а время перерыва между 2 частями смены в рабочее время не включается.

Для конкретного водителя автомобиля такая доплата является постоянной, ее размер устанавливает наниматель по соглашению с работником и, как правило, предусматривает в трудовом договоре (контракте) работника.

Надбавка за стаж работы (выслугу лет)

Надбавка за стаж работы является стимулирующей выплатой, направленной на заинтересованность работников в наличии продолжительного стажа работы в организации и получении соответ­ствующего материального вознаграждения.

Порядок и условия выплаты указанной надбавки предусматривают в ЛНПА и устанавливают, как правило, дифференцированно, в зависимости от величины стажа.

Отметим, что при установлении указанной надбавки стаж работы исчисляется в общем по работе в качестве водителя автомобиля независимо от профиля организаций, в которых работал человек.

Важно!
Для водителей автомобиля надбавка за стаж работы начисляется по общему стажу работы водителя, причем в организациях не только автомобильного профиля.

Приведем основные правила исчисления стажа работы и особенности выплаты указанной надбавки.

Выплата надбавок к тарифным ставкам (в т.ч. при сдельной форме оплаты труда) водителям автомобилей за стаж работы может производиться по стажевым группам в следующих размерах:

– от 1 года до 5 лет – 5 %;

– от 5 до 10 лет – 10 %;

– от 10 до 15 лет – 15 % тарифной ставки пропорционально отработанному времени.

Как правило, надбавку за стаж работы начинают начислять после 1 года работы работника в организации.

При выполнении работы на условиях совместительства по основному месту работы или у другого нанимателя стаж работы исчисляется в порядке, предусмотренном для выплаты надбавок с учетом стажа работы.

Документ:
Декрет Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее – Декрет № 29).

Выплаты рассчитывают, как правило, в процентном отношении от тарифа. Но, поскольку тариф может быть с повышениями (например, по Декрету № 29) либо без повышений, нанимателю необходимо определиться, какой тариф применять для исчисления выплат.

Возмещение расходов водителям автомобиля, постоянная работа которых имеет разъездной характер

Работникам устанавливаются компенсации за подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянную работу в пути, работу вне места жительства (полевое довольствие) (ст. 99 ТК).

Важно!
При установлении порядка исчисления стимулирующих и компенсирующих выплат необходимо определить, исходя из какой тарифной части заработной платы они начисляются – с учетом или без учета повышений.

Для водителей автомобиля такую компенсацию устанавливают, как правило, в виде доплаты за подвижной и разъездной характер работы.

Пример 2

Работа водителя автомобиля носит разъездной характер. Соответствующая доплата за разъездной характер работы в размере 15 % тарифной ставки устанавливается пропорционально фактически отработанному им времени.

Всего за январь 2014 г. отработан 21 рабочий день (167 ч), из них 10 дней в разъездах (80 ч).

Заработная плата водителя автомобиля за месяц составит:

– месячная тарифная ставка – 1 665 000 руб.;

– часовая тарифная ставка – 9 970 руб. (1 665 000 руб. / 167 ч);

– надбавка за разъездной характер работы – 119 641 руб. (9 970 руб. × 80 × 0,15).

Всего заработная плата водителя автомобиля за месяц – 1 784 641 руб. (1 665 000 руб. + 119 641 руб).

Справочно:
ст. 99 «Компенсации за подвижной и разъездной характер работ, производство работ вахтовым методом» ТК.

При необходимости водителям автомобиля устанавливают ненормированный рабочий день (например, водителям служебных легковых автомобилей).

В этих случаях возможная переработка при работе в условиях ненормированного рабочего дня сверх нормы рабочего времени не является сверхурочной работой и компенсируется предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день (ст. 118-1 ТК).

Справочно:
Ст. 118-1 «Ненормированный рабочий день» ТК.

Премирование водителей автомобилей

Порядок и условия выплаты водителям автомобиля премий уста­навливают в ЛНПА.

Важно!
Надбавка (доплата) за ненормированный рабочий день работникам, в т.ч. водителям авто­мобиля, не устанавливается.

Премирование условно подразделяется на премии за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации и специальные виды премий.

Премии за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности

Премирование за основные результаты финансово-хозяйственной деятельности вводится в целях усиления заинтересованности работников в результатах производства и реализации продукции, повышения эффективности работы, снижения уровня расходов, экономии всех видов материальных затрат и др.

В целях оказания методической помощи при организации премирования постановлением № 29 утверждены Рекомендации по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности.

Документ:
постановление Мин­труда и соцзащиты РБ от 28.02.2012 № 29 «Об утверждении Рекомендаций по премированию работников коммерческих организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности» (далее – постановление № 29).

Указанное премирование должно производиться за показатели, от выполнения которых зависят общие результаты деятельности организации.

Премирование водителей автомобиля может быть как индивидуальным, так и коллективным. При этом водители автомобиля могут премироваться по следующим показателям (условиям):

– выполнение графиков (расписаний) движения, договоров по обслуживанию потребителей;

– выполнение установленных заданий по объему работ (услуг);

– соблюдение и сокращение установленных сроков выполнения работ, утвержденных нормами и нормативами;

– высокое качество обслуживания пассажиров, грузоотправителей (грузополучателей), населения и других потребителей, обеспечение сохранности багажа и грузов;

– снижение себестоимости работ (услуг), повышение производительности труда.

Более высокие размеры премий целесообразно предусматривать:

– на основных участках работы, на линиях (направлениях, марш­рутах) с наиболее интенсивным движением;

– в производствах со сложными технологическими процессами, при освоении новой техники;

– на участках, где применяются технически обоснованные нормы и нормативы, нормированные задания.

Премии начисляются за фактически отработанное время в отчетном периоде:

– водителям автомобилей со сдельной формой оплаты труда – на заработок по сдельным расценкам;

– водителям автомобилей с повременной формой оплаты труда – на тарифную ставку (оклад);

За работу в государственные праздники, праздничные и выходные дни, в сверхурочное время премии начисляются на заработок, исчисленный по одинарным сдельным расценкам или на одинарную тарифную ставку (оклад).

Премию, как правило, выплачивают после окончания отчетного периода в сроки, установленные коллективным договором, не позднее 3 недель, следующих за учетным месяцем.

Перечень производственных упущений, за которые работники, в т.ч. водители автомобилей, лишаются премий полностью или частично, наниматель устанавливает в ЛНПА.

Полное или частичное лишение премий производится за период, в котором было совершено упущение в работе, и оформляется приказом нанимателя с обязательным указанием причин.

Специальные виды премий

Специальные виды премий устанавливают и выплачивают в порядке, определенном в ЛНПА.

Справочно:
источником премирования за экономию топливно-энергетических ресурсов является фактически достигнутая их экономия, подтвержденная данными бухгалтерского учета и показаниями приборов.

К специальным видам премий относится премирование:

– за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов: бензина, дизельного топлива, смазочных материалов, элект­рической, тепловой энергии и др.;

– внедрение новой техники и технологии;

– увеличение пробега новых и восстановленных методом наложения протектора автомобильных шин;

– выполнение плана сдачи лома и отходов черных, цветных и драгоценных металлов;

– увеличение экспорта продукции (работ, услуг).

Основанием для обязательного снижения (лишения) премии являются нарушение производственных и технологических инструкций, требований по охране труда, пожарной безопасности, трудовой и исполнительской дисциплины, наличие несчастных случаев на производстве по вине ответственных лиц и другие производ­ственные упущения.

Источник

Оплата труда в бюджете: определяем разряд для водителя неотложки

Вопрос: По какому разряду будет осуществляться оплата труда водителя автомобиля скорой медицинской помощи в здравоохранении с 1 января 2020 г. и какие стимулирующие и компенсирующие выплаты, кроме общеустановленных, могут ему устанавливаться?

Ответ: Оплата труда водителя автомобиля скорой (неотложной) помощи с 1 января 2020 г. будет осуществляться исходя из кратного размера базовой ставки, соответствующего 6-му разряду работ. Помимо общеустановленных стимулирующих и компенсирующих выплат, ему могут устанавливаться надбавка за особенности профессиональной деятельности и доплата за особый характер труда.

Обоснование: Работа по профессии водителя не тарифицируется тарифными разрядами. С 1 января 2020 г. для оплаты труда водителей применяется кратный размер базовой ставки (БС), который зависит от уровня квалификации при выполнении работ.

Помимо общеустановленных для всех работников бюджетных организаций стимулирующих и компенсирующих выплат, работающим в учреждениях здравоохранения:

— водителям специальных легковых автомобилей, функциональным назначением которых является обеспечение оказания медицинской, в том числе скорой медицинской, помощи и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, может устанавливаться надбавка за особенности профессиональной деятельности в размере до 20% оклада включительно ;

Источник

Актуальные вопросы трудовых отношений с водителями автомобилей

водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Смотреть картинку водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Картинка про водитель 5 разряда что это значит в беларуси. Фото водитель 5 разряда что это значит в беларуси

Действующим законодательством предусмотрено право всех водителей автомобилей бюджетных организаций на доплату за классность. Однако с 01.01.2020 такое право сохранится только за водителями автомобилей бюджетных организаций сферы физической культуры, спорта и туризма (см. табл. 1 ниже).

То есть классность в целом потеряет свою актуальность для водителей автомобилей, т.к. за нее уже доплачивать не будут (в целом по бюджетным организациям).

Сравнение специальных выплат, которые положены водителям автомобилей бюджетных организаций, приведено ниже в таблице 1.

Сравнение оплаты труда водителей бюджетных организаций до и после 01.01.2020

Согласно законодательству с 01.01.2020

Надбавка за классность

Водителям грузовых и легковых автомобилей, автобусов выплачиваются ежемесячные надбавки за классность: водителям 2-го класса – в размере 10% и водителям 1-го класса – в размере 25% установленного тарифного оклада за отработанное время

Надбавка за классность водителям автомобилей бюджетных организаций сферы физической культуры, спорта и туризма выплачивается в следующих размерах от оклада:

Доплата за особый характер работы

В размере до 25% тарифного оклада за отработанное время

Особенности оплаты в отдельных ситуациях

В организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15), где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих и водители полностью осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время (если не представляется возможным выполнить эти работы на станции обслуживания или транспортном предприятии), оплата их труда за время выполнения этих работ производится по установленным для них как водителей условиям: с выплатой надбавки за классность и доплатой за особый характер работы

В бюджетных организациях с небольшим количеством автомобилей (до 15), где нет необходимости содержать специальный штат ремонтных и обслуживающих рабочих и водители автомобилей полностью осуществляют работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей в свое рабочее время, оплата труда за время выполнения этих работ производится по условиям, установленным для водителей автомобилей

В организациях здравоохранения

Водителям «скорой медицинской помощи» и «медицинской помощи» устанавливается доплата в размере 25% их окладов

— надбавка за особенности профессиональной деятельности устанавливается водителям специальных легковых автомобилей, функциональным назначением которых являются обеспечение оказания медицинской, в т.ч. скорой медицинской, помощи и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, – в размере до 20% оклада включительно;

— доплата за особый характер труда устанавливается водителю, закрепленному за автомобилем скорой медицинской помощи (экстренной консультативной помощи) в размере от 5 до 20% от базовой ставки включительно

В организациях образования

Водителю автобуса, осуществляющему подвоз обучающихся в учреждениях образования, устанавливается доплата за особый характер работы в размере до 50% тарифного оклада за фактически отработанное время

Водителю автобуса, осуществляющему подвоз обучающихся в учреждения образования, устанавливается доплата за особые условия труда в размере 50% оклада

Тарификация водителей бюджетных организаций до 01.01.2020 существенно отличается от общих правил (т.е. согласно их разрядам). Так, согласно таблице 7 приложения 24 к постановлению № 6 водители грузовых автомобилей тарифицировались в зависимости от грузоподъемности (в тоннах) транспортного средства, водители легкового автомобиля – в зависимости от класса легкового автомобиля (его рабочего объема двигателя), водители автобуса – в зависимости от класса автобуса (его габаритной длины).

С 01.01.2020 тарификация водителей автомобилей бюджетных организаций также будет иметь свои особенности. Так, она будет осуществляться согласно таблице 3 приложения к постановлению Министерства труда и социальной защиты № 13.

Для примера приведено сравнение с тарификацией, которая была построена на ЕТС:

Разряд водителя автомобиля

Тарифный разряд по ТС, основанной на ЕТС

Тарифная ставка при тарифной ставке первого разряда в 41 руб.

Кратный размер базовой ставки

Оклад при базовой ставке в 180 руб.

Классность как показатель квалификации

Квалификация имеет много значений. В целом можно выделить 3 основных значения (которые актуальны для кадровика):

— квалификация как показатель присвоенной квалификационной категории, разряда, класса по должности служащего или профессии рабочего (см. определение трудовой функции, приведенное в Трудовом кодексе (до 28.01.2020 – в п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК, с 28.01.2020 – в ст. 1 ТК, определение трудового договора, приведенное в ст. 1 ТК, ч. 1 ст. 30 ТК и т.п.);

— квалификация по диплому (иному документу об образовании);

— как одни из видов дополнительного образования взрослых согласно ст. 220-1 ТК.

Квалификация в первом значении (как показатель присвоенной квалификационной категории, разряда, класса по должности служащего или профессии рабочего) лучше (четче) всего проявляется на примере разрядов по профессиям рабочих (см. табл. 2 ниже).

Влияние разряда как показателя квалификации на кадровые действия по изменению трудовых отношений

Квалификация (работа по другому разряду)

Перевод (на другую постоянную работу) (ст. 30 ТК)

Нет (т.е. изменение квалификации будет переводом)

Временный перевод в связи с производственной необходимостью (ст. 33 ТК)

Нет (т.е. изменение квалификации будет означать временный перевод)

Временный перевод в случае простоя

Да, учитывается (т.е. без согласия работника нельзя перевести на работу по другой квалификации)

Изменение существенных условий труда

Да, учитывается (т.е. ИСУ возможно только в рамках той же должности (профессии) и квалификации)

Да, учитывается (т.е. перемещение возможно, если не меняется в т.ч. квалификация работника)

В части классов водителей автомобилей полагаем, что они уже перестали обладать показателем квалификации.

Важна та квалификация, которая принимается во внимание при тарификации работ, т.к. именно она учитывает сложность работ (это отражено частично в определении заработной платы, где указано, что это вознаграждение в зависимости в т.ч. от квалификации).

До тарификации профессии «водитель автомобиля» (т.е. до 01.01.2015) класс по данной профессии выполнял роль показателя сложности выполняемой работы (в целях определения размеров оплаты труда) и уровня квалификации, требуемой для выполнения такой работы. То есть классы (их было тогда 3) были по (в рамках) одной профессии.

С 01.01.2020 в бюджетных организациях, как правило, уже не будет надбавки за классность, что дополнительно (после утраты показателя при определении сложности оплаты труда водителей) ставит под вопрос актуальность его как показателя классификации и вообще как инструмента оценки труда водителя.

Вопрос. Надо ли указывать класс при приеме на работу в трудовом договоре и приказе о приеме на работу?

Ответ. В соответствии с п. 3 части второй ст. 19 ТК трудовой договор должен содержать в качестве обязательного условия условие о трудовой функции, т.е. работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Согласно действующему определению квалификации, приведенному в ст. 1 ТК, это уровень общей и специальной подготовки работника, подтверждаемый установленными законодательством видами документов (аттестат, диплом, свидетельство и др.) (с 28.01.2020 квалификация определяется как признание освоенных знаний, умений и полученного опыта, необходимых для осуществления трудовой деятельности, подтвержденное установленными законодательством видами документов).

На практике такими показателями квалификации являются разряды по профессиям рабочих (подтверждаются соответствующими свидетельствами согласно п. 6 ст. 99 Кодекса об образовании) и квалификационные категории по должностям служащих (по которым, как правило, требуются определенный уровень образования (т.е. подтверждаются документами об образовании или обучении) и стаж работы).

Важна та квалификация, которая принимается во внимание при тарификации работ, т.к. именно она учитывает сложность работ.

Например, рабочие тарифицируются в зависимости от разряда, у служащих, в частности у бюджетных организаций с 01.01.2020, квалификационная категория также непосредственно влияет на тарификацию (определение тарифного разряда).

Класс по профессии водителя никак не влияет на тарификацию профессии. Кроме того, в бюджетных организациях с 01.01.2020 в большинстве случаев по ней не положена уже и надбавка.

То есть класс становится больше рудиментом, неактуальным наследием прошлого, когда он определяет размер оплаты труда водителей. В настоящее время класс – это больше способ поощрения, нежели показатель квалификации.

Следовательно, т.к. класс не влияет на тарификацию работ, то нет практического смысла в указании его в штатном расписании, трудовом договоре (если речь не идет об указании надбавки за классность) и приказе о приеме на работу.

Вопрос. Можно ли лишить водителя класса?

Ответ. Да, можно, т.к. такая возможность прямо предусмотрена п. 2 приложения к тарифно-квалификационной характеристике по профессии «водитель автомобиля», но при условии, что она закреплена в ЛПА нанимателя.

При этом не стоит смешивать лишение класса и лишение разряда – это разные кадровые действия.

Заметим, что до 02.01.2012 Общие положения ЕТКС содержали нормы, позволяющие нанимателю понижать квалификацию работника. В настоящее время такого права у нанимателя нет.

Вопрос. Надо ли отражать класс водителя автомобиля в коде профессии рабочего при заполнении формы ПУ-2?

Ответ. Нет, не надо, т.к. класс по профессии «водитель автомобиля» не определяет сложность труда, т.е. не отражает результаты тарификации работника.

Обоснование. Согласно п. 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О некоторых вопросах заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета», в разделах 2 и 3 формы ПУ-2 в графе «Код должности служащего, профессии рабочего по Общегосударственному классификатору ОКРБ 014-2017 «Занятия» заполняется (указывается) код согласно классификатору «Занятия» в соответствии со структурой согласно приложению 7 к данной Инструкции.

Так, упомянутым приложением 7 код должности служащего, профессии рабочего содержит сведения о квалификационной категории должности служащего, разряда профессии рабочего.

Коды разрядов профессий рабочих приведены в таблице 8 классификатора «Занятия». Он восьмизначный.

Заметим, что законодательство различает присвоение рабочим (водителям автомобилей) разрядов и классов. Ниже в таблице 3 приведены основные отличия между разрядом и классом.

Отличия между разрядом и классом

Разряд (как указатель квалификационных требований по профессии)

Объем и содержание трудовых обязанностей

Прямая зависимость, т.е. разряд определяет трудовую функцию водителя

Влияет непосредственно на размер оплаты труда, т.к. формирует его тарифную составляющую

Может быть основанием для соответствующей доплаты, надбавки

Зависимость от опыта и стажа

Нет, зависимость от квалификации (полученного образования, обучения)

То есть наличие у водителя автомобиля класса никак не влияет на объем и содержание трудовых обязанностей, а является своеобразным поощрением – доплатой (надбавкой) за стаж работы по профессии. Ну как платить за одну и ту же работу молодому специалисту и водителю с 20-летним стажем работы разные размеры оплаты труда? Для того чтобы не было дискриминации в оплате труда за одну и ту же работу и одновременно подчеркнуть важность опыта работника, классы и нужны.

Абсолютно иная ситуация с разрядами, т.к. они отражают характер и сложность работы, что напрямую отражается в формировании тарифной ставки (оклада). Так, у водителей 4-й разряд – это легковой автомобиль, 5-й – уже грузовой. И, в отличие от классов, разряд никак не зависит от опыта и стажа. То есть и молодой рабочий, и водитель с многолетним стажем работы при управлении легковым автомобилем тарифицируются по 4-му разряду. Разряд определяет трудовую функцию работника.

Таким образом, класс по профессии «водитель автомобиля» (см. также соответствующую тарифно-квалификационную характеристику в вып. 52 ЕТКС) не является разрядом и поэтому не отражается в ПУ-2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *