во всем чем была наполнена комната чувствовалось нечто давно отжившее
Верно ли я расставила знаки препинания, обозначила грамматические основы?
1. Во всем, ЧТО(подлежащее) НАПОЛНЯЕТ(сказуемое) комнату, ЧУВСТВУЕТСЯ(сказуемое) НЕЧТО(подлежащее) отжившее, какое-то сухое тление, и ВСЕ ВЕЩИ(подлежащее) ИСТОЧАЮТ(сказуемое) тот странный запах, который ДАЮТ(сказуемое) ЦВЕТЫ(подлежащее), высушенные временем до того, что, когда КОСНЕШЬСЯ(сказуемое) их, ОНИ(подлежащее) РАССЫПЛЮТСЯ(сказуемое) серой пылью.
2. КОМНАТА(подлежащее), в которую МЫ(подлежащее) ВОШЛИ(сказуемое), БЫЛА РАЗДЕЛЕНА(сказуемое) барьером, и Я(подлежащее) НЕ ВИДЕЛ(сказуемое), с кем ГОВОРИЛА(сказуемое) и кому униженно КЛАНЯЛАСЬ(сказуемое) моя МАТЬ(подлежащее).
3. АРСЕНИЙ РОМАНОВИЧ(подлежащее) НАЧАЛ ЧИТАТЬ(сказуемое) наставления о том, почему НЕЛЬЗЯ КЛАСТЬ(сказуемое) палец щуке в рот, даже если ОНА(подлежащее) сонная.
4. ТРУДНО НАЙТИ (=) другой пример в истории, где бы ЦЕЛЬ(-), которую ПОСТАВИЛО(=) себе ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИЦО(-),БЫЛА БЫ(=) так СОВЕРШЕННО ДОСТИГНУТА(=), как та ЦЕЛЬ (-), к достижению которой БЫЛА НАПРАВЛЕНА(=) вся ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(-) Кутузова.
Во всем, что НАПОЛНЯЕТ (сказуемое) комнату, ЧУВСТВУЕТСЯ (сказуемое) нечто отжившее, какое-то сухое тление, и все ВЕЩИ (подлежащее) ИСТОЧАЮТ (сказуемое) тот странный запах, который ДАЮТ (сказуемое) ЦВЕТЫ (подлежащее) высушенные временем до того что, когда КОСНЕШЬСЯ (сказуемое) их, ОНИ (подлежащее) РАССЫПЛЮТСЯ (сказуемое) серой пылью. (ССП)
3. АРСЕНИЙ РОМАНОВИЧ (подлежащее) НАЧАЛ ЧИТАТЬ (сказуемое) наставления о том, почему НЕЛЬЗЯ КЛАСТЬ (сказуемое) ПАЛЕЦ (-) щуке в рот, даже если ОНА (подлежащее) сонная.
4. Трудно НАЙТИ (=) другой ПРИМЕР (-) в истории, где бы ЦЕЛЬ (-), которую ПОСТАВИЛО (=) себе историческое ЛИЦО (-), БЫЛА БЫ (=) так совершенно ДОСТИГНУТА (=), как та цель к достижению которой БЫЛА НАПРАВЛЕНА (=) вся ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (-). (ССП)
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 28
1. Укажите ряд, в котором слова являются синонимичными.
A. некстати, неуместно, невпопад, несвоевременно, не вовремя
B. намазать, смазать, помазать, накрасить
C. неопределенный, неясный, неточный, уклончивый
D. намеренно, специально, нарочно, сознательно
2. Какой поэт-символист на собрании, посвященном А.С.Пушкину, заметил: «Мы умираем, а искусство остается»?
C. общеупотребительное слово
4. Определите количество запятых в данном предложении. (Знаки препинания в предложении опущены).
Во всем что наполняет комнату чувствуется нечто давно отжившее какое-то сухое тление все вещи источают тот странный запах который дают цветы высушенные временем до того что когда коснешься их они рассыпаются серой пылью.
Во всем, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься их, они рассыпаются серой пылью.
5. Найдите предложение, где нет синтаксической ошибки.
A. Глядя на первоклассников, у нас возникают воспоминания о тех днях, когда мы впервые переступили порог школы.
B. Пьер похож на Андрея Болконского, а княжна Марья похожа на своего брата.
C. Катерина жила в родном доме, как птичка на воле; попав в дом Кабанихи, жизнь ее резко переменилась.
D. Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на запад.
6. Укажите предложение, где нет обособленного определения.
A. Лекция прочитанная на первом занятии заинтересовала меня.
B. Между тучами показался клочок неба украшенного звездами.
C. Окрыленный надеждами он крепко заснул.
D. Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты.
7. Назовите лермонтовского героя по данной характеристике.
«Он не знает людей и их слабых струн, потом у что занимался целую жизнь одним собою».
8. Найдите строку, где ударение падает на третий слог;
A. библиотека, ветеринария, плесневеть
B. призывник, отключится, ненадолго
C. подождала, разорвалась, приобретение
D. хозяева, избрала, подбодрить
9. В каком варианте во всех словах на месте пропуска пишется буква » З «?
A. и..мученный, бе..дельник, ра..цвести
B. во..звание, бе..людно, ра..пущенный
11. Определите способ образования слова ВЫЛАВЛИВАТЬ.
A. пр..важный вид, пр..бывать в неведении, пр..творить в жизнь
D. пр..вращение, пр..дать силы, пр..мыкающий к дому
13. По приведённому диалогу назовите произведение и автора.
«- А дом этот давно стоит?
— Давно. Ещё дед построил, отец моей матери.
— Кто он был, твой дед?
— Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть»-
B. Тургенев «Дворянское гнездо»
C. Тургенев «Накануне»
D. Тургенев «Отцы и дети»
14. Определите нужный знак препинания в данном предложении. (Знаки препинания в предложении опущены).
Вставать ему не хотелось в избушке было очень холодно и сыро.
15. Определите, кто из известных русских писателей, страстный поклонник театрального искусства, в юности сыграл роль госпожи Простоковой из комедии «Недоросль».
16. Главным жанром дивана была обычно парадная ода, состоящая из вступления и самого славословия адресату. Назовите её.
17. Литературные увлечения героев «Горе от ума» разнообразны: Чацкий «славно пишет, переводит», Репетилов в компании приятелей «водевильчики» сочиняет. А кто из героев комедии претендует на роль цензора?
A. «Тополек мой в красной косынке»
B. «Материнское поле»
19. Какой роман был написан Достоевским за 26 дней?
20. Найдите ряд, в котором безударные гласные корня проверяются ударением.
A. крыж..вник, реч..нка, свинц..вый, хорош..
B. стриж..м, шапч..нка, копч..ности, гребеш. к
D. сокращ..нный, пирож..к, грач..нок, гараж..м
22. Как характеризуется в современном русском языке произношение [шн] на месте сочетания [чн] в словах коричневый, сливочный, недостаточный?
A. как стилистически нейтральное
23. Определите, кому принадлежит эта ироническая характеристика.
«. выписывает французские книги, рисунки и газеты, но до чтенья небольшой охотник. В карты играет мастерски. Вообще. Считается одним из образованнейших и завиднейших женихов нашей губернии; дамы от него без ума и хвалят его манеры»?
24. В 1892 году в газете «Кавказ» был напечатан первый рассказ Горького. Назовите его.
25. Укажите ряд, в котором слова не являются синонимичными.
A. заметить, подметить, обратить внимание на кого-что, уловить
B. отвечать, откликаться, отзываться, держать ответ
C. немного, слегка, несколько, чуть
D. популярный, модный, понятный, знаменитый
26. Образ «паруса» является символом.
A. мятущейся личности
D. героической личности
27. Антон Антонович Загорецкий даёт резко отрицательную оценку басням, а Репетилов положительно характеризует один из перечисленных жанров. Выберите правильный ответ.
1) Здание было н.. чем иным, как университетом;
2) Н.. кому иному нельзя доложить;
3) Что бы н.. случилось, останемся друзьями;
4) Когда он н.. приходил, все беспокоились.
29. Кто из героев русской литературы читает эту книгу?
При свечке Шиллера открыл;
Но мысль одна его объемлет;
В нём сердце грустное не дремлет
30. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
Проверочная работа Тема » Местоимение»
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400725 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Словари
1) Сложносочиненные предложения, в состав которых входят сложноподчиненные предложения (сложные предложения с сочинением и подчинением, сложные предложения смешанного состава). Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать (Каверин). Беспрестанно, невольно мой взгляд сталкивался с этой ужасно прямой линией набережной и мысленно хотел оттолкнуть, уничтожить ее, как черное пятно, которое сидит на носу под глазом; но набережная с гуляющими англичанами оставалась на месте, и я невольно старался найти точку зрения, с которой бы мне ее не было видно (Л. Толстой).
2) Сложные предложения с бессоюзным и союзным соединением частей, включающих сложноподчиненные предложения. Я ценю его и не отрицаю его значения; на таких, как он, этот мир держится, и если бы мир был предоставлен только одним нам, те мы, при всей своей доброте и благих намерениях, сделали бы из него то же самое, что вот мухи из этой картины (Чехов). Во всем, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься их, они рассыпаются серой пылью (Горький). Если когда-нибудь твое сердце сжимается от страха за маленьких, откинь все страхи, погаси беспокойство, будь твердо уверен: они со мной и, значит, все в порядке (Павленко).
3) Многочленное сложноподчиненное предложение. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (Мамин-Сибиряк). Если бы Нехлюдов тогда ясно сознал бы свою любовь к Катюше и в особенности если бы тогда его стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с такой девушкой, то очень легко могло бы случиться, что он, с своей прямолинейностью во всем, решил бы, что нет никаких причин не жениться на девушке, кто бы она ни была, если только он любит её (Л. Толстой). см. также соподчинение предложений (в статье соподчинение).
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Упр. 293 (240). 1. Сочинение и подчинение.
3) Мальчики стали дергать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (К. Федин.)
2. Сочинение и бессоюзная связь.
1) Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пушкин.)
4) Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой.)
7) Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов.)
3. Подчинение и бессоюзная связь.
2) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Э. Казакевич.)
5) Во всем, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Горький.)
4. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
6) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский.)
Упр. 294 (241). Роковой день наступил наконец. Положено было, чтобы Елена простилась с родителями дома, а пустилась бы в путь с квартиры Инсарова. Отъезд был назначен в двенадцать часов. За четверть часа до срока пришел Берсенев. Он полагал, что застанет у Инсарова его соотечественников, которые захотят его проводить; но они все уже вперед уехали; уехали также. две таинственные личности (они служили свидетелями на свадьбе Инсарова). В комнате уже все было прибрано; чемодан, перевязанный веревкой, стоял на полу; и Берсенев задумался: много воспоминаний прошло у него по душе.
Двенадцать часов давно пробило, и ямщик уже привел лошадей, хотя «молодые» все еще не являлись. Наконец послышались торопливые шаги на лестнице, и Елена вошла в сопровождении Инсарова и Шубина. У Елены глаза были красны: она оставила мать свою лежащую в обмороке; прощание было тяжело. Елена уже больше недели не видела Берсенева: в последнее время он редко ходил к Стаховым. Она не ожидала его встретить, вскрикнула: «Вы! благодарствуйте!» — и бросилась ему на шею; Инсаров тоже его обнял. Настало томительное молчание. Что могли сказать эти три человека, что чувствовали эти три сердца? Шубин понял необходимость живым звуком, словом прекратить это томление.
Во всем чем была наполнена комната чувствовалось нечто давно отжившее
Проходя Театральным переулком, я почти всегда видел у двери маленькой лавки, в пристройке к старому, деревянному дому, человека, который казался мне не на своём месте и лишним в этой узкой, тёмной щели города, накрытой полосою пыльного неба.
Человек или сидел у двери на стуле, читая газету, или стоял в двери, опираясь плечом о косяк, сложив руки на груди. Маленькая вывеска над его головою чёрными косыми буквами говорила, что в лавочке продаются «Канцелярские принадлежности». За мутным стеклом окна были разложены пачки конвертов, блокноты и пёстрые коллекции старых марок на квадратных картонах.
Иногда я останавливался пред окном, будто бы разглядывая покрытый пылью, выцветший, жалкий товар, и незаметно наблюдал торговца, а он сосредоточенно смотрел в окна дома против его, на старый ящик из кирпичей, обломанный временем, с извилистой трещиной в стене, с двумя рядами тусклых окон, по четыре в ряд; карнизы их засижены голубями, в потоках голубиного помёта и ржавая вывеска над окнами нижнего этажа:
«Портной Мучник».
Вероятно, не менее сотни лет стоит на земле этот дом. И весь переулок – две унылые, грязные линии таких же старых домов, плотно прижатых один к другому.
Человек – в длинном, очень потёртом сюртуке, под сюртуком чувствуется сухое, но стройное тело; ноги – в разношенных ботинках, но видно, что ступня их мала, хорошей формы. Лицо густо обросло серой, аккуратно подстриженной бородкой, седоватые волосы удлинённого черепа гладко зачёсаны за уши, маленькие и вырезанные чётко. Волосы, должно быть, очень мягкие, они лежат плотно, точно склеены. В этой причёске есть что-то «интеллигентное», но она не гармонирует с длинным, сухим лицом, и кажется, что благодаря именно ей хрящеватый, тонкий нос так подчёркнуто печально высунулся вперёд. Странные глаза у этого человека: белки их синеваты, зрачки рыжего цвета, они прорезаны узко, взгляд их холоден, прям, но всё-таки кажется, что смотрят они вниз, в землю.
Я стоял у окна минуты по три и более, ожидая, что человек этот спросит наконец:
Но он как будто не замечал меня, неподвижный, скрестив руки на груди, окружённый незримым облаком скуки, раздражавшей моё любопытство. Что сторожит он, о чём скучает?
В лавку его забегали гимназисты покупать марки для коллекции, он впускал их в дверь неохотно, говорил с ними кратко, как бы исполняя чужое, не интересное ему дело. И когда я вошёл в его лавочку купить конверты, он меня встретил так же нелюбезно, завернул покупку, кратко сказал цену и скрестил руки на груди, явно ожидая, скоро ли я исчезну.
– Нет ли у вас старинных монет?
Более чем ясно – этот человек не хочет говорить. Но мне попала на глаза открытка – портрет женщины; прикрыв рот веером из перьев страуса, она сидела в широком кресле, глаза её улыбались кокетливо, но как будто иронически, лицо – хмельное или очень капризное. Внизу открытки напечатано:
Лариса Антоновна Добрынина, известная артистка провинциальных театров».
Ещё открытка: та же дама в роли Офелии, со снопом цветов в руках, но глаза не безумны, а улыбаются той же непонятной улыбкой. Вот она же в роли Норы, Марии Стюарт, и ещё она, и ещё. На всех портретах одна и та же улыбка кривит её рот, большой, пухлый, резко отделяющий верхнюю часть лица от широкого и туповатого подбородка.
– Лучше всего она – здесь, – внушительно сказал торговец, указывая длинным серым пальцем на портрет в кресле. – Это – моё издание! – добавил он с гордостью.
– Никогда не слыхал её имени, – сказал я.
Он пожал плечами, как бы обидясь.
– Однакож она была весьма знаменита. Имя её гремело.
Он назвал несколько городов, где артистка пользовалась «колоссальным успехом», и, с оттенком пренебрежения к моему невежеству, дал мне, избитыми словами газетных рецензий, характеристику её таланта. Говорил он, закрыв глаза и как будто читая.
Несомненно, это был какой-то чудак. Чудаки украшают мир. Я решил познакомиться с ним ближе, это мне удалось, и вот что рассказал странный человек.
– Чтобы печаль моей истории была понятна вам, я должен начать её издалека, с детских дней. Отец мой, Клим Торсуев, известный мыловар, был человек тяжёлого характера, нелюдим и в ссоре с жизнью, несмотря на богатство и удачу в делах. Огромного роста, редкой силы, волосатый, он ходил по земле наклоня голову, как бык, и в некоторой слепоте от неведомой обиды, нанесённой ему. Можно допустить, что обида – от матери моей, она была дочерью майора Горталова, героя турецкой войны, и когда мне было девять лет, а брату моему Коле – шесть, уехала от нас с одним знаменитым пианистом и вскоре скончалась где-то за границей. Я её помню в костюме русалки, всю в зелёных лентах, в цветах, чёрные волосы распущены до талии, и на голове роса из бриллиантов. В этом виде она спросила меня: «Хороша я?» И когда я сказал: «Да, очень хороша!» – она ласково ударила меня по лбу, говоря: «Вот видишь, а ты меня не слушаешься, не любишь». Я обещал слушаться, но на пасхе она уехала.
Мы сидели в углу маленькой, тёмной комнаты у стола, на нём в серебряных подсвечниках горели две свечи и в старинном, гранёном графине колебалось рубиновое пламя вина. Тесно и душно в комнате, стены её покрыты, как серой плесенью, пятнами фотографий, в углу жарко натоплена изразцовая печь, к ней прислонилось широкое кресло, в кресле сидит этот человек, вытянув ноги, скрестив руки на груди, глядя на жёлтые цветы двух огней. На узенькой двери в другую комнату, должно быть спальную, висит гитара, гриф её украшен лентами. Против окна на улице горит фонарь, его осыпают стеклянные стрелы дождя, мутный масляный свет фонаря, проникая сквозь мокрое стекло окна, тускло освещает большую раскрашенную фотографию артистки Добрыниной, фотография, в чёрной с белым траурной раме, стоит на мольберте, рама увенчана серебряным венком – лавры и пальмовый лист.
Во всём, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснёшься их, они рассыпаются серой пылью. Сухое тление слышится и в ломком голосе человека. Речь его почти лишена оттенков, говорит он точно читая, слова падают заученно и легко, напоминая грустное падение побитых морозом листьев дерева, опоздавшего сбросить свой летний убор.
– Восемнадцать лет отец жил вдовцом, в доме у нас не было ни одной женщины, кроме старух: горничной и кухарки. Нашей детской жизнью он, угрюмый, не занимался. Восемнадцать лет я и Коля слышали, чаще всего, сердитый вопрос:
«Это зачем?» Очень пугал он вопросом своим, как бы стену воздвигая между собой и нами; росли мы, прячась от него. В доме у нас было семь комнат, одна другой темнее, и среди множества разной мебели очень удобно было прятаться. Меня он отдал в городское училище, но дальше учиться запретил, сказав:
– «Довольно! Привыкай к делу».
– А Коле, который был слабее меня, позволил кончить гимназию и даже допустил в университет по математическим наукам и химии.
– Умер он в полноте сил и неожиданно; в жаркий день июня, возвратясь домой после крестного хода, выпил домашнего пива со льдом и на пятые сутки лежал в гробу, разбухший, сложив деловые, волосатые руки на вздутом горою животе. Был неописуемо страшен: сердитое лицо его, ощетинясь рыжими волосами, как бы налилось таким, знаете, синим гневом, и казалось мне, что сейчас вот он крикнет хрипло судьбе своей:
– Работу на фабрике остановили, и в доме стало так же тихо, как в праздничные дни пасхи или рождества. Началась непривычная суета, прислуга топала и шаркала ногами шумно, говорила громче, я видел, что все довольны смертью отца, и со стыдом чувствовал, что сам я тоже доволен. При жизни его в доме у нас только мухи жили свободно и могли жужжать полным голосом. Отец шагал по комнатам тихо, всегда прислушиваясь к чему-то, чего-то ожидая, и если кто-нибудь неосторожно хлопал дверью, – это очень сердило его. А теперь только Коля, юноша чувствительный, говорил вполголоса, как привык при жизни отца, и двигался так же тихо, точно опасаясь разбудить уснувшего навеки.
– «Возню какую подняли, – обиженно говорил он. – Как будто обрадовались!»
– «Что же, говорю, Коля, обижаться? Ты знаешь – его не любили. Никто не любил».
– «И ты, говорю, я человек прямой».
– Промолчал он, сидя у открытого окна, а в окно лез густейший запах кислот, гниющего жира, мыла, и запах этот сопровождался необычным шорохом: дворник наш, кривой татарин Мустафа, шаркал метлою по земле, пропитанной жирами, утоптанной до твёрдости