во всех ипостасях это что

Ипостась – это что такое? Иногда это слово можно услышать в разговорной речи. Но в таких случаях оно употребляется в переносном смысле. А что касается прямого значения, то оно относится к области церковной терминологии. Более подробный рассказ о том, что это – ипостась, будет приведен ниже.

В прямом смысле

во всех ипостасях это что. Смотреть фото во всех ипостасях это что. Смотреть картинку во всех ипостасях это что. Картинка про во всех ипостасях это что. Фото во всех ипостасях это что

Первый вариант значения «ипостаси» в словаре трактуется следующим образом. Это церковный термин, которым обозначается в христианстве одно из лиц Святой Троицы. Для лучшего понимания значения слова в первом варианте истолкования целесообразным будет привести несколько примеров его употребления.

во всех ипостасях это что. Смотреть фото во всех ипостасях это что. Смотреть картинку во всех ипостасях это что. Картинка про во всех ипостасях это что. Фото во всех ипостасях это что Вам будет интересно: Машинное обучение и анализ данных: программа обучения, отзывы

во всех ипостасях это что. Смотреть фото во всех ипостасях это что. Смотреть картинку во всех ипостасях это что. Картинка про во всех ипостасях это что. Фото во всех ипостасях это что

Пример 1. В «Катехизисе» Платона (Левшина) сказано о том, что в ту самую минуту, когда Сыну Божию из чистых Марииных кровей стало изображаться тело, то есть в минуту зачатия, произошло воссоединение человечества с Божеством. Или же человечество было принято Божеством, и осуществилось страшное и несказанное единение ипостасное, иными словами соединение в единой ипостаси двух естеств.

Пример 2. Начавшаяся с простых вещей беседа перешла в более серьезное русло, и речь зашла о троичности во всех областях жизни, в идеях, в видимых элементах общественного устройства, в ипостасях божества.

Пример 3. В книге К. Пензака «Развитие способностей» говорится о том, что боги и богини являются ипостасями единого духа, которые ведут к более близким отношениям с божеством.

В переносном значении

По этому поводу в словаре сообщается, что в переносном смысле ипостась – это форма, в которой проявляется, воплощается кто-либо или что-либо в определенной роли или качестве.

Пример 1. Тем самым стимулировалось изучение культуры в ее исторических и этнических формах, имеющих различные ипостаси, такие как исследование фольклора, мифологии, сравнительного языкознания.

Пример 2. Лектор заметил, что в своей нынешней ипостаси криминология, как наука о преступном, лишь до той поры имеет прикладное значение, пока это самое преступное существует в действительности.

во всех ипостасях это что. Смотреть фото во всех ипостасях это что. Смотреть картинку во всех ипостасях это что. Картинка про во всех ипостасях это что. Фото во всех ипостасях это что

Пример 3. Единственное, на что он мог рассчитывать, это пробы на роль ведущего дневных новостей, хоть, по большому счету, в этой ипостаси руководство канала видело женщину.

Для усвоения значения слова «ипостась» следует рассмотреть его происхождение.

Этимология

Ученым-этимологам удалось проследить происхождение изучаемого объекта вплоть до праиндоевропейского языка. Там существует основа sta, обозначающая «стоять, ставить». Далее в древнегреческом обнаруживается глагол ἵστημι, который переводится как «расставлять, ставить, стоять, возводить».

От него было образовано существительное στάσις в значении «расстановка, устанавливание». Затем к нему была присоединена приставка ὑπό в значении «под, ниже», и получилось древнегреческое слово ὑπόστασις, которое трактуется как «поддерживание, существование, личность, сущность».

Далее будут приведены синонимы к слову «ипостась».

во всех ипостасях это что. Смотреть фото во всех ипостасях это что. Смотреть картинку во всех ипостасях это что. Картинка про во всех ипостасях это что. Фото во всех ипостасях это что

Слова, близкие по значению

Среди них находятся такие, как:

В заключение изучения вопроса об ипостаси стоит сказать несколько слов о спорах представителей церкви вокруг этого понятия.

Богословские споры

Нужно отметить, что в религии ипостась – это термин, который не всегда понимался одинаково. В христианстве существует утверждение о том, что Бог един и троичен. Когда отцы церкви пытались объяснять понятие троичности, они не всегда использовали одинаковую терминологию.

Одни из них говорили, что сущность троичности в том, что в Боге соединяются три лица, обозначая это термином πρόσωπον, persona. Другие считали, что в Боге соединены три ипостаси и применяли при этом слово ὑπόστασις. Третьи предпочитали употреблять слово ουσία, natura, substantia.

Подобные разночтения вылились в 4-м веке в споры между богословами на Востоке, имевшие длительный характер. В определенный период между западной и восточной церквями произошло разномыслие.

во всех ипостасях это что. Смотреть фото во всех ипостасях это что. Смотреть картинку во всех ипостасях это что. Картинка про во всех ипостасях это что. Фото во всех ипостасях это что

При этом восточные богословы говорили, что при единстве существа Бог находится в разных ипостасях. Словом «ипостась» они выражали понятие лица, опровергая мнение одного из еретиков – Савелия. Последний объяснял, что у Бога только одна сущность, одна ипостась, но он в разное время принимал на себя три вида: вид Отца, Сына, Святого Духа. Таким образом, это лишь имена, или действования одного лица.

Западные церковники считали, что у Бога одна ипостась. Они противопоставляли свое мнение учению Ария, допускавшего три сущности: Отца – сущность Божескую, Сына – сотворенную, и Святого Духа, сущность также сотворенную, но от Сына отдельную.

С целью разрешения этих противоречий в Александрии в 362 году был созван собор, где выяснилось, что и восточные, и западные богословы учили одинаково, хотя и выражались различно. Первые при этом использовали «ипостась» в значении «лица» и вместо «лица». А вторые этим же самым словом пытались выразить понятие ουσία – «существо». Начиная с 4-го века, господствующей стала первая форма выражения.

Источник

Значение слова ипостась

Словарь Ушакова

Фразеологический словарь русского языка

Православие. Словарь-справочник

богословское понятие, первоначально воспринималось в качестве синонима категории «сущность», но затем стало подразумевать индивидуально конкретное и уникально личное бытие. Именно так ипостась понимается в богословии Пресвятой Троицы, обозначая самобытные Лица Бога, тогда как Его единая сущность стала именоваться «усия».

Библейский Словарь к русской канонической Библии

ипост’ась ( Евр.1:3 ) — сущность, бытийность, внутренняя природа.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему-то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но рассматриваемую, особенно после неоплатоников, в ее отношениях с другими ипостасями, из которых она проистекает или которым дает рождение. Так, у Плотина Единое (первая ипостась) порождает Ум (вторая ипостась, проистекающая из первой), который в свою очередь порождает Мировую душу (третья ипостась как эманация Ума). В христианской традиции это слово используется для обозначения трех лиц Троицы – Отца, Сына, Святого Духа, рассматриваемых как три ипостаси одного и того же бытия (ousia) – Бога. Оба эти значения, как неоплатоническое, так и христианское, в равной мере несущие заметный налет мистицизма, служат достаточным объяснением тому, что слово «ипостась» с течением времени довольно далеко отошло от понятия «субстанция». О камне можно сказать, что это субстанция (если принять, что он существует как вещь в себе), но ипостасью его никак не назовешь. В понятии ипостаси слишком заметно присутствие мистического: если это субстанция, то такая, которую мы не понимаем, которая превосходит наши возможности познания. С ней нельзя экспериментировать, если не прибегать к сверхъестественному или мистическому опыту. Отсюда уничижительный оттенок, который в новейшие времена приняло слово «ипостась», – это предполагаемая или фиктивная субстанция; целостность, которой ошибочно приписывается независимое существование в качестве реальности. Так, Платон рассматривал идеи как абсолютную реальность; то же самое делал Декарт в отношении своего cogito. Материалист возразит и тому и другому, для него идеи или душа суть не более чем фикции; это способ возведения мысли, которая является лишь актом деятельности тела, в ранг независимой или субстанциональной реальности. В этом последнем смысле ипостась есть абстракция, рассматриваемая как абсолютная реальность: вначале мы отделяем мысль от того, что ее производит (от тела или мозга), а затем превращаем в реальность, существующую в себе. Неясным остается одно: а может, материя тоже всего лишь ипостась?

Вестминстерский словарь теологических терминов

♦ ( ENG hypostasis)

объективная сущность ч.-л. (Евр. 1:3). Термин теологически использовался в ранней церкви для обозначения трех лиц единого Бога, каждое из к-рых обладает индивидуальной реальностью.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ИПОСТАСЬ, и, ж.

1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.).

2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьейн. сущности, а также (обычно ирон.) чьян. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси ктон. Фашизм в любой его ипостаси.

В испостаси кого, в знач. предлога с род. п. в качестве, в роли. Журналист в ипостаси адвоката.

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

ИПОСТАСЬ

Полезное

Смотреть что такое «ИПОСТАСЬ» в других словарях:

Ипостась — Ипостась ♦ Hypostase То, что находится под (греческое слово hypostasis эквивалентно латинскому substantia), иными словами, то, что лежит в основании или служит чему то подставкой. Ипостась обозначает реальность, существующую в себе, но… … Философский словарь Спонвиля

ИПОСТАСЬ — [гр. hypostasis лицо, сущность] 1) в христианстве (ХРИСТИАНСТВО): название каждого лица Троицы; единый Бог выступает в трех и.: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой; 2) форма существования. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ИПОСТАСЬ греч … Словарь иностранных слов русского языка

ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Ранние стоики… … Античная философия

ИПОСТАСЬ — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления, способ бытия) … Современная энциклопедия

ИПОСТАСЬ — (от греч. hypostasis сущность основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин ипостась (в значении форма проявления,… … Большой Энциклопедический словарь

ипостась — субстанция, сущность, основание, функция, качество, лик, роль Словарь русских синонимов. ипостась сущ., кол во синонимов: 8 • качество (20) • … Словарь синонимов

Ипостась — (от греческого hypostasis сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин “ипостась” (в значении форма проявления, способ… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis сущность) (церк.). По богословской терминологии одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИПОСТАСЬ — ИПОСТАСЬ, и, жен. 1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.). 2. В нек рых сочетаниях: проявление чьей н. сущности, а также (обычно ирон.) чья н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого н. В своей обычной ипостаси кто н. Фашизм в… … Толковый словарь Ожегова

Источник

Ипостась

Ипоста́сь – (от греч. ὑπόστασις ипо­ста­сис ипо­стась) – 1) бого­слов­ский термин, обо­зна­ча­ю­щий кон­крет­ное лицо (лич­ность), инди­ви­дуум, пред­мет, в кото­ром дей­стви­тель­ным и кон­крет­ным обра­зом осу­ществ­ля­ется сущ­ность; 2) основа, осу­ществ­ле­ние ( Евр.11:1 ).

В Новом Завете слово «ипо­стась» упо­треб­ля­ется 5 раз, исклю­чи­тельно в посла­ниях ап. Павла. Во 2Кор. это слово исполь­зу­ется во вспо­мо­га­тель­ном смысле: «…чтобы, когда придут со мною Маке­до­няне и найдут вас него­то­выми, не оста­лись в стыде мы, – не говорю «вы», – похва­лив­шись с такою уве­рен­но­стью (ἐν τῇ ὑποστάσει ταύτῃ)» ( 2Кор 9:4 ); «Что скажу, то скажу не в Гос­поде, но как бы в нера­зу­мии при такой отваж­но­сти (ἐν ταύτῃ τῇ ὑποστάσει) на похвалу» ( 2Кор.11:17 ).

Трижды слово «ипо­стась» упо­треб­лено в Посла­нии к Eвреям. В одном случае оно исполь­зу­ется без особой семан­ти­че­ской нагрузки: «Ибо мы сде­ла­лись при­част­ни­ками Христу, если только нача­тую жизнь (τὴν ἀρχὴν τῆς ὑποστάσεως) твердо сохра­ним до конца» ( Евр.3:14 ). В другом месте Посла­ния слово при­ме­ня­ется для опре­де­ле­ния поня­тия веры: «Вера же есть осу­ществ­ле­ние (ὑπόστασις) ожи­да­е­мого и уве­рен­ность в неви­ди­мом» ( Евр.11:1 ). Это же слово упо­треб­ля­ется для харак­те­ри­стики отно­ше­ний Отца и Сына: «Сей, будучи сияние славы и образ ипо­стаси (χαρακτὴρ τῆς ὑποστάσεως) Его» ( Евр.1:3 ). Это един­ствен­ное место сино­даль­ного текста Свящ. Писа­ния, в к‑ром слово «ипо­стась» остав­лено без пере­вода; ему посвя­щено боль­шое коли­че­ство свя­то­оте­че­ских тол­ко­ва­ний, раз­ви­вав­шихся в кон­тек­сте учения о Св. Троице.

Поня­тие «ипо­стась» в оби­ход­ном языке озна­чало просто суще­ство­ва­ние. Попа­дая в фило­со­фию, оно стало при­ни­мать зна­че­ние инди­ви­ду­аль­ного бытия. Смысл этого поня­тия был пре­об­ра­зо­ван пра­во­слав­ным бого­сло­вием Вели­ких Кап­па­до­кий­цев: св. Васи­лия Вели­кого, св. Гри­го­рия Бого­слова и св. Гри­го­рия Нис­ского.

Прежде всего, Вели­кие Кап­па­до­кийцы после­до­ва­тельно раз­гра­ни­чили смысл поня­тий «сущ­ность» (при­рода, есте­ство) и «ипо­стась». Следуя их пони­ма­нию, раз­ли­чие между сущ­но­стью и ипо­ста­сью есть раз­ли­чие между общим и осо­бен­ным (част­ным).

«Во Св. Троице иное есть общее, а иное осо­бен­ное: общее при­пи­сы­ва­ется суще­ству, а ипо­стась озна­чает осо­бен­ность каж­дого Лица», – учит св. Васи­лий Вели­кий. «Первое, – гово­рит также св. Гри­го­рий Бого­слов, – озна­чает при­роду Боже­ства, а послед­нее – личные свой­ства Трех». Св. Гри­го­рий Нис­ский разъ­яс­нял, что три Ипо­стаси отно­сятся к отлич­ному в Боге, а Бог есть имя единой и нераз­ли­чи­мой сущ­но­сти.

Отож­де­ствив Лицо и Ипо­стась, Вели­кие Кап­па­до­кийцы ввели новое поня­тие – «лич­ность», кото­рого не знал язы­че­ский мир. Следуя их мысли, лич­ность не явля­ется частью сущ­но­сти или при­роды, не сво­дится к при­род­ному бытию, не мыс­лится в при­род­ных кате­го­риях.

Боже­ствен­ные Лица, по словам уче­ника Вели­ких Кап­па­до­кий­цев свт. Амфи­ло­хия Ико­ний­ского, есть способ бытия Боже­ствен­ной при­роды. Это значит, что единый Бог хри­сти­ан­ства не явля­ется без­лич­ной сущ­но­стью фило­соф­ских спе­ку­ля­ций, не есть абстрак­ция, лишен­ная живого лич­ного отно­ше­ния к чело­веку. Он имеет кон­крет­ное Личное (Ипо­стас­ное) суще­ство­ва­ние, Его при­рода суще­ствует лично, она – живое личное бытие. При этом личное суще­ство­ва­ние создав­шего мир Бога пре­вы­шает чело­ве­че­ский разум. Чело­ве­че­ский разум тварен, а создав­ший его Бог бес­ко­нечно пре­вос­хо­дит твар­ное есте­ство, рас­кры­ва­ясь чело­веку в непо­сти­жи­мом един­стве нераз­дель­ных Боже­ствен­ных Лиц Троицы, Кото­рая есть Начало всего, Творец мира.

Ипо­ста­сью Бого­че­ло­века Иисуса Христа в Пра­во­сла­вии при­зна­ется Ипо­стась Сына Божия, Нетвар­ного Боже­ствен­ного Логоса. К Ипо­стаси Иисуса Христа при­ла­га­ется наиме­но­ва­ние единой и слож­ной.

Как объ­яс­няет пра­во­слав­ное бого­сло­вие един­ство Ипо­стаси Христа и что пони­мает под слож­но­стью?

В Бого­че­ло­веке Иисусе Христе нет двух лиц или ипо­ста­сей. В Нем единое Лицо – Лицо Сына Божия. Лицо Сына Божия объ­еди­няет в Себе две при­роды – Боже­ствен­ную и чело­ве­че­скую. Слож­ной Ипо­стась Иисуса Христа названа как состав­лен­ная, сло­жен­ная (отсюда – «слож­ность») из двух природ, то есть как дву­при­род­ная Ипо­стась. Прежде вопло­ще­ния Ипо­стась Сына Божьего име­ну­ется про­стой, поскольку Она не пре­бы­вала в двух при­ро­дах, была одно­при­род­ной Боже­ствен­ной Ипо­ста­сью. После Вопло­ще­ния Ипо­стась Сына Божьего названа слож­ной, поскольку Она усво­ила, вос­при­няла чело­ве­че­ское есте­ство, соеди­нила в Себе две при­роды.
«Соеди­не­ние совер­ши­лось по соче­та­нию, то есть в един­стве Ипо­стаси, непре­ложно, нес­ли­янно, неиз­менно, нераз­дельно и нераз­лучно. И в двух есте­ствах, пре­бы­ва­ю­щих совер­шен­ными, испо­ве­дуем одну Ипо­стась Сына Божия вопло­тив­ше­гося, при­зна­вая в Нем ту же самую Ипо­стась Боже­ства и чело­ве­че­ства Его, и испо­ве­дуя, что оба есте­ства оста­ются в Нем целыми по соеди­не­нию.
Мы не пола­гаем каждое есте­ство отдельно и порознь, но при­знаем их вза­имно соеди­нен­ными в одной слож­ной Ипо­стаси. Мы при­знаем это соеди­не­ние суще­ствен­ным, то есть истин­ным, а не вооб­ра­жа­е­мым. Суще­ствен­ным же счи­таем не в том смысле, что два есте­ства соста­вили одно слож­ное есте­ство, но в том, что они соеди­ни­лись между собой в одну слож­ную Ипо­стась Сына Божьего и сохра­нили свое суще­ствен­ное раз­ли­чие. Ибо создан­ное оста­лось создан­ным, и не создан­ное – не создан­ным; смерт­ное сохра­ни­лось смерт­ным и бес­смерт­ное – бес­смерт­ным; опи­су­е­мое – опи­су­е­мым, неопи­су­е­мое – неопи­су­е­мым; види­мое – види­мым и неви­ди­мое – неви­ди­мым. «Одно бли­стает чуде­сами, а другое под­верг­лось оскорб­ле­ниям».
Св. Иоанн Дамас­кин. Точное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры. Книга 3. Глава III. О двух есте­ствах (во Христе), против моно­фи­зи­тов.

«Итак, мы гово­рим, что Боже­ская Ипо­стась Бога Слова прежде вся­кого вре­мени и вечно суще­ство­вала – про­стая, не слож­ная, не создан­ная, бес­те­лес­ная, неви­ди­мая, не ося­за­е­мая, неопи­су­е­мая, име­ю­щая все, что имеет Отец, как еди­но­сущ­ная Отцу, отли­ча­ю­ща­яся от Отчей ипо­стаси обра­зом рож­де­ния и (личным) свой­ством, совер­шен­ная, нико­гда не отсту­па­ю­щая от ипо­стаси Отчей. Напо­сле­док же Слово, не отсту­пив от недр Отчих, неопи­су­емо, бес­се­менно и непо­сти­жимо, как Оно Само ведает, все­ли­лось в утробу Святой Девы и в самой пред­веч­ной Ипо­стаси вос­при­няло Себе плоть от Святой Девы.
И нахо­дясь во чреве Святой Бого­ро­дицы, Бог Слово был, конечно, также во всем и выше всего, но в Ней (пре­иму­ще­ствен­нее) дей­ствием вопло­ще­ния. Итак, Бог Слово вопло­тился, вос­при­няв от Бого­ро­дицы нача­ток нашего состава – плоть, ожив­лен­ную душею мыс­ля­щею и разум­ною, так что сама Ипо­стась Бога Слова соде­ла­лась Ипо­ста­сью для плоти, и прежде бывшая про­стою, Ипо­стась Слова соде­ла­лась слож­ною – именно сло­жен­ною из двух совер­шен­ных естеств – Боже­ства и чело­ве­че­ства».
Св. Иоанн Дамас­кин. Точное изло­же­ние пра­во­слав­ной веры. Книга 3. Глава VII. Глава VII. Об одной слож­ной ипо­стаси Бога Слова.

«Тот, Кто ныне чело­век, а был и несло­жен, был прост по при­роде и по Ипо­стаси; ведь Он был только Бог, не обле­чен­ный в тело и в то, что отно­сится к телу, хотя бы ныне при­я­тием плоти, обла­да­ю­щей разум­ной душой, Он и сде­лался тем, чем не был – слож­ной Ипо­ста­сью, остав­шись тем, чем Он был – про­стым по при­роде, дабы спасти тебя, чело­века».
Св. Гри­го­рий Бого­слов

Что такое сущ­ность, ипо­стась?

А. М. Леонов
Пре­по­да­ва­тель Дог­ма­ти­че­ского Бого­сло­вия (СПб ПИРиЦИ)

Ипо­стась – дог­ма­ти­че­ский термин, обо­зна­ча­ю­щий лицо, инди­ви­дуум, пред­мет (кон­рет­ный объект), рас­смат­ри­ва­е­мый как пред­ста­ви­тель того или иного наи­бо­лее видо­вого (низ­шего) вида (то есть вида, не под­раз­де­ля­ю­ще­гося на другие виды), в кото­ром кон­крет­ным дей­стви­тель­ным обра­зом осу­ществ­ля­ется при­рода (сущ­ность, есте­ство).

Сущ­ность – бытие, харак­те­ри­зу­е­мое опре­де­лен­ными сущ­ност­ными раз­ли­чи­ями, осу­ществ­ля­ю­ще­еся в ипо­ста­сях того или иного наи­бо­лее видо­вого вида.

В свое время извест­ный фило­соф Антич­но­сти, ученик Пла­тона, Ари­сто­тель Ста­ги­рит, иссле­дуя общее и част­ное, харак­те­ри­зу­ю­щее пред­меты бытия, мыслил: «Первая сущ­ность – это та, кото­рая своя у каждой вещи, кото­рая не при­суща дру­гому, а все­об­щее обще: ибо все­об­щим назы­ва­ется то, что по своей при­роде при­суще мно­гому. Поэтому, у чего же оно будет сущ­но­стью? Или у всех вещей, [кото­рые им объ­ем­лются], или у одной. Но у всех оно быть сущ­но­стью не может. А если оно [будет ею] у одной, тогда и все осталь­ные будут этой вещью; ведь если у чего-нибудь сущ­ность – одна, и суть бытия – одна, то и сами такие вещи – одно… Ведь все равно все­об­щее будет сущ­но­стью чего-нибудь, подобно тому как чело­век есть сущ­ность [того отдель­ного] чело­века, в кото­ром он нахо­дится.. Все­об­щее будет сущ­но­стью (возь­мем для при­мера живот­ное) – у того, в чем оно нахо­дится как при­су­щее соб­ственно ему» [1, с. 200].

Пони­мая, что абсо­лютно у каж­дого пред­ста­ви­теля того или иного вида (как то: чело­век, собака, конь) наряду с общим фор­ми­ру­ю­щим нача­лом есть нечто осо­бен­ное (част­ное), Ари­сто­тель заме­тил: «невоз­можно и нелепо, чтобы эта вот вещь и сущ­ность, состоя из чего-нибудь, состо­яли бы при этом не из сущ­но­стей и того, что дается само­сто­я­тельно… Не пред­став­ля­ется воз­мож­ным, чтобы сущ­ность состо­яла из сущ­но­стей, кото­рые нахо­ди­лись бы в ней [в состо­я­нии] полной осу­ществ­лен­но­сти: то, что в этом состо­я­нии осу­ществ­лен­но­сти обра­зует две вещи, нико­гда не может пред­став­лять собою в том же состо­я­нии одну вещь» [1, с. 200–201]. Выра­жа­ясь доступ­ней (и, пере­ходя на пример): если при­знать что у каж­дого чело­века сущ­ность сугубо инди­ви­ду­аль­ная, свой­ствен­ная исклю­чи­тельно только ему, то полу­чится, что люди – раз­но­сущ­ностны (сколько людей – столько и сущ­но­стей), или, дру­гими сло­вами, имеют раз­лич­ные обра­зу­ю­щие и фор­ми­ру­ю­щее «начала», а не одно. Но тогда воз­ни­кает вопрос: почему все мы – (в равной сте­пени) люди, почему все мы имеем нечто единое, общее, свой­ствен­ное каж­дому (из нас) (в силу чего мы, соб­ственно, и назы­ва­емся людьми)? С другой сто­роны, если при­знать, что все мы есть исклю­чи­тельно сущ­ность, и при этом не при­нять в сооб­ра­же­ние, что любой чело­век, наряду с общей и единой для всех чело­вес­кой сущ­но­стью заклю­чает в себе, и являет собой что-то осо­бен­ное, – как объ­яс­нить, почему мы пред­став­ляем собой мно­же­ство, а не некий едино-един­ствен­ный сущ­ност­ный суб­страт, и при этом, каждый – свое­об­ра­зен? Итак, в любом пред­ста­ви­теле того или иного вида, будь то чело­век, собака или конь, есть нечто общее, что, в общем-то, и объ­еди­няет их в единый вид; но есть и осо­бен­ное, отли­ча­ю­щее одного инди­ви­ду­ума от дру­гого (других). В силу этого, о каждом чело­веке, собаке или коне можно ска­зать как о пред­ста­ви­теле вида: «тот-то и тот-то – чело­век; это – собака; это – конь» и, опять же, можно ска­зать по-дру­гому: «это – Петр, отли­ча­ю­щийся тем-то и тем-то от Павла и прочих людей; это – Белка, отли­ча­ю­ща­яся тем-то и тем-то от Стрелки и прочих собак; это – Буце­фал (Βουκεφάλας), отли­ча­ю­щийся тем-то и тем-то от прочих коней»…

Позже, с при­ше­ствием в мир Иску­пи­теля и обра­зо­ва­нием Церкви, появи­лась необ­хо­ди­мость ответа на куда более воз­вы­шен­ный и вос­тре­бо­ван­ный вопрос: каким обра­зом Бог еди­ни­чен и вместе с тем тро­и­чен, ведь «три» – не «один», «еди­ница» – не «три»? Именно эту про­блему стре­ми­лись раз­ре­шить Святые Отцы, вводя в обиход бого­слов­ского сло­во­упо­треб­ле­ния поня­тия «сущ­ность», «при­рода», «есте­ство», «инди­ви­дуум», «лицо», «ипо­стась». Вот, что по дан­ному поводу пишет прее­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Язы­че­ские фило­софы… раз­ли­чали суб­стан­цию (сущ­ность – греч. ουσια) и при­роду (φυσις). Именно, суб­стан­цией они назы­вали бытие вообще, при­ро­дой же суб­стан­цию, оформ­лен­ную сущ­ност­ными раз­ли­чи­ями и обла­да­ю­щую, наряду с бытием вообще, каче­ствен­ной опре­де­лен­но­стью бытия: разум­ную или нера­зум­ную, смерт­ную или бес­смерт­ную, или, как скажем мы, то, самое неиз­мен­ное и непре­лож­ное начало, при­чину и силу, вло­жен­ную в каждый вид Твор­цом для дви­же­ния… Это они назвали при­ро­дою, то есть самые низшие виды, напри­мер: ангела, чело­века, собаку, вола и т. п., как более общие, чем ипо­стаси, и охва­ты­ва­ю­щие их, заклю­ча­ясь в каждой охва­ты­ва­е­мой ими ипо­стаси равным и неиз­мен­ным обра­зом. Так что ипо­ста­сью они назвали более част­ное; более же общее и охва­ты­ва­ю­щее ипо­стаси они назвали при­ро­дою, нако­нец, суще­ство­ва­ние вообще они назвали суб­стан­цией. Но Святые Отцы, отка­зав­шись от про­стран­ных сло­во­пре­ний, общее и о многих пред­ме­тах выска­зы­ва­е­мое, то есть низший вид, назвали суб­стан­цией (ουσιαν), при­ро­дою (φυσιν) и формою (μορφην), напри­мер, – ангела, чело­века, собаку и т. п… Еди­нич­ное же они назвали инди­ви­ду­у­мом (άτομον) (прим.: термин «инди­ви­и­дуум» введен в науч­ный обиход Цице­ро­ном в каче­стве латин­ского ана­лога гре­че­ского экви­ва­лента [2, с. 404] – А. Л.), лицом, ипо­ста­сью, напри­мер, Петра, Павла. Ипо­стась же должна иметь суб­стан­цию с акци­ден­ци­ями, суще­ство­вать сама по себе и созер­цаться через ощу­ще­ние или акту­ально (ενεργεια)» [3, с. 84]. К ска­зан­ному сле­дует доба­вить, что поня­тие «prosopon» – лич­ность, лицо, при­ло­жимо не ко всяким ипо­ста­сям, а только к разумно-сво­бод­ным: к Богу, анге­лам, людям и бесам.

Итак, общее неиз­мен­ное «начало», охва­ты­ва­ю­щее инди­ви­ду­умы, пред­став­ля­ю­щие тот или иной низший вид, и объ­еди­ня­ю­щее их как вид, назы­ва­ется при­ро­дой, есте­ством или сущ­но­стью. В этом зна­че­нии «вид» и «при­рода» – сино­нимы (ср. преп. Ана­ста­сий Синаит: «согласно святым отцам, лицо или ипо­стась есть нечто осо­бен­ное по срав­не­нию с общим, ибо при­рода есть некое общее начало в каждой вещи, а ипо­стаси суть отдель­ные особи» [5, с. 225–226], а также: Феодор Абу-Курра: «Всякая вещь, кото­рая опре­де­ля­ется, как наи­бо­лее видо­вой вид, после назы­ва­ния вида, зовется при­ро­дой и сущ­но­стью. Поэтому и все, что в равной мере его раз­де­ляет, назы­ва­ется еди­но­при­род­ным и еди­но­сущ­ным, напри­мер, “чело­век”. Ибо он опре­де­ля­ется, как наи­бо­лее видо­вой вид. Поэтому одно­вре­менно с тем, как назы­ва­ется вид, назы­ва­ется при­рода и сущ­ность для того, что ими харак­те­ри­зу­ется… Отсюда все, кто оди­на­ково при­над­ле­жат ему, – еди­но­при­родны и еди­но­сущны» [4, с. 175].). В данном кон­тек­сте «начало» – это «сущ­ност­ный логос» – Боже­ствен­ные идеи о том или ином есте­стве, созер­ца­е­мые Все­дер­жи­те­лем от веч­но­сти, акту­а­ли­зи­ро­ван­ные же и осу­ществ­ля­ю­щи­еся в кон­крет­ных ипо­ста­сях (того или иного) наи­бо­лее видо­вого вида (так, чело­ве­че­ское есте­ство осу­ществ­ля­ется в кон­крет­ных инди­ви­ду­у­мах-людях, ангель­ское в анге­лах). Ипо­стась же, как счи­тает свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий: «есть не поня­тие сущ­но­сти неопре­де­лен­ное, по общ­но­сти озна­ча­е­мого ни на чем не оста­нав­ли­ва­ю­ще­еся, но такое поня­тие, кото­рое види­мыми отли­чи­тель­ными свой­ствами изоб­ра­жает и очер­ты­вает в каком-нибудь пред­мете общее и неопре­де­лен­ное» [6, с. 101].

Из всего выше­из­ло­жен­ного ясно: дей­стви­тель­ным или реаль­ным бытием при­рода обла­дает, осу­ществ­ля­ясь в ипо­ста­сях, инди­ви­ду­у­мах, лицах (см., напр. Преп. Иоанн Дамас­кин: «При­рода усмат­ри­ва­ется или одним только умо­зре­нием (ибо сама по себе она не суще­ствует), или вместе во всех одно­род­ных ипо­ста­сях, связуя их, и [тогда] назы­ва­ется при­ро­дой, усмат­ри­ва­е­мой в роде; или она же цело­купно с при­со­еди­не­нием при­вхо­дя­щих при­зна­ков в одной ипо­стаси и назы­ва­ется при­ро­дой, усмат­ри­ва­е­мой в неде­ли­мом суще­стве (инди­ви­ду­уме – А. Л)» [3, с. 250].

Инди­ви­ду­аль­ные ипо­стас­ные отли­чия, харак­те­ри­зу­ю­щие того или иного пред­ста­ви­теля вида, назы­вают «акци­ден­ци­ями» (от. лат. «аccidentia» случай, слу­чай­ность). По сви­де­тель­ству пре­по­доб­ного Иоанна Дамас­кина: «Две ипо­стаси не могут не раз­ли­чаться между собой акци­ден­ци­ями, раз они раз­ли­ча­ются друг от друга числом. Сле­дует заме­тить, что отли­чи­тель­ные свой­ства – это акци­ден­ции, харак­те­ри­зу­ю­щие ипо­стась» [3, с. 84]. Отме­тим, что Лица Пре­свя­той Троицы также имеют личные или ипо­стас­ные осо­бен­но­сти: Бог Отец – без­на­ча­лен, ни от кого не рож­да­ется и не исхо­дит; Сын вечно (вне­вре­менно) рож­да­ется от Бога Отца; Святой Дух вечно исхо­дит от Отца. Данные осо­бен­но­сти назы­ва­ются лич­ными или ипо­стас­ными свой­ствами. Однако их не назы­вают акци­ден­ци­ями, ибо в Боге нет ничего нанос­ного или же слу­чай­ного («Бог не чело­век, чтоб Ему лгать, и не сын чело­ве­че­ский, чтоб Ему изме­няться. Он ли скажет и не сде­лает? будет гово­рить и не испол­нит?» ( Чис.23:19 ); «Я – Гос­подь, Я не изме­ня­юсь; посему вы, сыны Иакова, не уни­что­жи­лись» ( Мал.3:6 ); «Всякое даяние доброе и всякий дар совер­шен­ный нис­хо­дит свыше, от Отца светов, у Кото­рого нет изме­не­ния и ни тени пере­мены» ( Иак.1:17 )). У твар­ных же существ акци­ден­ции не только «при­сут­ствуют», но и не посто­янны (измен­чивы). Так, скажем, на про­тя­же­нии жизни чело­век, растет, обо­га­ща­ется зна­ни­ями; меня­ется цвет его кожи (загар) и волос (седина), харак­тер, воле­вые и мораль­ные каче­ства, и пр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *