во все что наполняет комнату чувствуется нечто давно отжившее
Верно ли я расставила знаки препинания, обозначила грамматические основы?
1. Во всем, ЧТО(подлежащее) НАПОЛНЯЕТ(сказуемое) комнату, ЧУВСТВУЕТСЯ(сказуемое) НЕЧТО(подлежащее) отжившее, какое-то сухое тление, и ВСЕ ВЕЩИ(подлежащее) ИСТОЧАЮТ(сказуемое) тот странный запах, который ДАЮТ(сказуемое) ЦВЕТЫ(подлежащее), высушенные временем до того, что, когда КОСНЕШЬСЯ(сказуемое) их, ОНИ(подлежащее) РАССЫПЛЮТСЯ(сказуемое) серой пылью.
2. КОМНАТА(подлежащее), в которую МЫ(подлежащее) ВОШЛИ(сказуемое), БЫЛА РАЗДЕЛЕНА(сказуемое) барьером, и Я(подлежащее) НЕ ВИДЕЛ(сказуемое), с кем ГОВОРИЛА(сказуемое) и кому униженно КЛАНЯЛАСЬ(сказуемое) моя МАТЬ(подлежащее).
3. АРСЕНИЙ РОМАНОВИЧ(подлежащее) НАЧАЛ ЧИТАТЬ(сказуемое) наставления о том, почему НЕЛЬЗЯ КЛАСТЬ(сказуемое) палец щуке в рот, даже если ОНА(подлежащее) сонная.
4. ТРУДНО НАЙТИ (=) другой пример в истории, где бы ЦЕЛЬ(-), которую ПОСТАВИЛО(=) себе ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИЦО(-),БЫЛА БЫ(=) так СОВЕРШЕННО ДОСТИГНУТА(=), как та ЦЕЛЬ (-), к достижению которой БЫЛА НАПРАВЛЕНА(=) вся ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ(-) Кутузова.
Во всем, что НАПОЛНЯЕТ (сказуемое) комнату, ЧУВСТВУЕТСЯ (сказуемое) нечто отжившее, какое-то сухое тление, и все ВЕЩИ (подлежащее) ИСТОЧАЮТ (сказуемое) тот странный запах, который ДАЮТ (сказуемое) ЦВЕТЫ (подлежащее) высушенные временем до того что, когда КОСНЕШЬСЯ (сказуемое) их, ОНИ (подлежащее) РАССЫПЛЮТСЯ (сказуемое) серой пылью. (ССП)
3. АРСЕНИЙ РОМАНОВИЧ (подлежащее) НАЧАЛ ЧИТАТЬ (сказуемое) наставления о том, почему НЕЛЬЗЯ КЛАСТЬ (сказуемое) ПАЛЕЦ (-) щуке в рот, даже если ОНА (подлежащее) сонная.
4. Трудно НАЙТИ (=) другой ПРИМЕР (-) в истории, где бы ЦЕЛЬ (-), которую ПОСТАВИЛО (=) себе историческое ЛИЦО (-), БЫЛА БЫ (=) так совершенно ДОСТИГНУТА (=), как та цель к достижению которой БЫЛА НАПРАВЛЕНА (=) вся ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (-). (ССП)
Во все что наполняет комнату чувствуется нечто давно отжившее
Собрание сочинений в тридцати томах
Том 16. Рассказы, повести 1922-1925
Лесной овраг полого спускался к жёлтой Оке, по дну его бежал, прячась в травах, ручей; над оврагом — незаметно днём и трепетно по ночам — текла голубая река небес, в ней играли звёзды, как золотые ерши.
По юго-восточному берегу оврага спутанно и густо разросся кустарник, в чаще его, под крутым отвесом, вырыта пещера, прикрытая дверью, искусно связанной из толстых сучьев, а перед дверью насыпана укреплённая булыжником площадка в сажень квадрата, от неё к ручью спускаются лестницей тяжёлые валуны. Три молодых дерева растут перед дверью пещеры — липа, берёза и клён.
Всё около пещеры сделано хозяйственно и прочно, — на долгую жизнь. И так же прочно устроена внутренность её: бока и свод покрыты циновками из прутьев ивняка, циновки смазаны глиной, смешанной с илом ручья; налево от входа сложена небольшая печь, а в углу — аналой, покрытый, точно парчою, плотной рогожей, на аналое в железном держальце — лампадка, синеватый огонёк её колеблется, в сумраке, чуть виден.
За аналоем три чёрные иконы, на стенах висят связки новых лаптей, на полу лежит лыко, вкусный запах сухих трав наполняет пещеру.
Я пришёл к нему весёлым днём мая, и мы сразу подружились, он оставил меня ночевать, а во второе моё посещение уже рассказал мне свою жизнь.
— Я пильщик был, — сказывал он, лёжа под кустом калины, сняв рубаху и грея на солнце грудь, мускулистую не по-стариковски. — Я семнадцать лет брёвна резал, вот и рожу мне пила распахала. Так и звали меня — Савёл Пильщик. Пилить — это, дружба, не лёгкая занятия: машешь, машешь руками в небо, а на роже — сетка, а над головой — брёвна, и ничего не видать, и опилок на тебя сыплется — беда! А я — весёлый был, игристый, турманом жил, знаешь — голуби есть турмана: взовьётся высоченно в небеса, в самую невидимую глубь, свернёт там крылья, головку под крыло и — бултых вниз! Многие убиваются насмерть, об крыши, об землю. Вот эдак и я. Весёлый я был, безобидный, вроде блаженного какого, бабы, девки любили меня, ну — как сахар, — верное слово. Что делалось! Вспомнить радошно…
И, перекатываясь с бока на бок, он смеялся звонко, как молодой, только в горле у него немного хрипело, смеху его ладно вторил ручей. Тепло вздыхал ветер; по нежным бархатам весенней листвы скользили золотистые зайчики.
— Ну-кось, хлебнём, дружба, — предложил Савёл. — Тащи её!
Я сходил к ручью, — в нём холодилась бутылка водки, — выпили по стаканчику. Закусывая кренделем и воблой, старик с восхищением говорил:
— Хорошо это придумано — винишко!
И, облизав седые, трёпанные усы:
— Ладная штука! Много я её не могу принять, а в малом качестве уважаю! Сказывают: первый водку сварил — бес. За хорошее дело и бесу спасибо…
Зажмурил глаза, умолк на минуту и вдруг воскликнул, протестуя:
— Ну, всё-таки обидели меня, — в кровь обидели! Эх, дружба, до чего же люди обижать навыкли дружка дружку — даже стыдно. Щенком бездомным совесть живёт промежду нас, неприютно совести! Ну, — ладно. Был я женатый, всё как следует, жена — Натальей звали — красивая баба, мягкая. И жили мы с ней ничего, утешно, гуляла она несколько, ну — я сам человек отхожий, дома живу — мало, где какая баба получше, поласковее — той и пользуюсь. Дело обыкновенное, без него нельзя, а в крепкие годы ничего лучше не найдёшь. Бывало, приду домой, деньжонок принесу, того сего, а люди говорят: «Савёл, завязывай жене подол, когда из дому уходишь!» Смеются, значит. Ну, я её — для приличности — побью маленько, потом подарочек сделаю, приласкаю: «Дура, говорю, как же это ты насмех людям ставишь меня? Или я тебе неприятель али недруг какой?» Плачет, конешно. «Врут они», — говорит. Я сам знаю, что люди врать любят, ну однако меня не обманешь: ночь про бабу правду скажет, ночью сразу почуешь: была ли в чужих руках, али нет?
Что-то зашумело в кустах за его спиной.
— П-ш! — старик потряс рукою ветвь калины. — Ежишко тут живёт, намедни ногу я наколол об него, иду мыться к ручью, а его в траве не видно, прямо в палец всадил себе колючку.
Он, улыбаясь, посмотрел в кусты и весь взметнулся, продолжая:
— Да, дружба! Так, вот, значит, и обидели меня, да — ведь как! Была у меня дочь Таша — Татьяна. Ну, хвастать не буду, в одном слове скажу: всему свету радость — вот какая дочь! Звезда! Наряжал я её, выйдет на улицу в праздник — божья красота! Походка ли, стан ли, глаза, — учитель наш Кузьмин — Сундук по прозвищу, неуклюж парень родился, так он её неведомым именем называл, а выпивши — до слёз доходил, всё упрашивал, чтоб я её берёг. Я — берёг. А был я удачлив, — этого у нас не любят, — зависть была ко мне, и пустили слушок, будто я изнасилил дочь — живу с ней.
Тревожно заёрзал по траве, снял с куста рубаху, надел её и тщательно застегнул ворот. Его лицо болезненно искривилось, он плотно сжал губы, и реденькие щетинки седых его бровей опустились на обнажённые глаза. Вечерело. Становилось свежо. Где-то бил перепел:
Старик смотрел вниз, в овраг.
— Вот, значит, и пошло дымом дымить. Кузьмин, поп, писарь, кое-которые мужики, а особливо бабы зазвонили языками, забили во все бубны: катай-валяй, человек ошибся. Это праздничек нам, — человека травить, это мы любим. Таша плачет — на улицу выйти нельзя, мальчишки дразнят. Все рады — забава. Я говорю: уйдём, Таша…
— Жена? — удивлённо переспросил старик. — Так она же померла! Ночью, в одночасье, охнула да и померла. Как же! Она — задолго до этого, Таше тринадцатый шёл… Она была супротивна мне, нехорошая баба, неверная.
— Ты ведь хвалил её, — напомнил я. Это его не смутило; почесав шею, он приподнял ладонью бородку вверх и, глядя на неё, спокойно сказал:
— Так что, что хвалил? Всякий человек не всю жизнь плох, иной раз и плохой похвалы достоин. Человек — не камень, а и камень от времени меняется. Однако ты не подумай чего, — она своей смертью померла. Это от сердца она, — думать надо, — сердце у ней захлёбывалось; бывало, ночью играешь с ней, а она вдруг и обомлет, — вроде мёртвая бывала. Даже страшно!
Его мягкий сиповатый голосок звучал певуче, неутомимо и родственно сливался в тёплом воздухе вечера с запахом трав, вздохами ветра, шелестом листвы, тихим плеском ручья по камням. Замолчи он — и ночь будет не полна, не так красива и мила душе. Говорил Савёл удивительно легко, не затрудняясь поиском слов, одевая мысли любовно, как девочка куклы. Я уже немало слышал русских краснобаев, людей, которые, опьяняясь цветистым словом, часто — почти всегда — теряют тонкую нить правды в хитром сплетении речи. Но этот плёл свой рассказ так убедительно просто, с такой ясной искренностью, что я боялся перебивать его речь вопросами. Следя за игрой слов, я видел старика обладателем живых самоцветов, способных магической силою своей прикрыть грязную и преступную ложь, я знал это и всё-таки поддавался колдовству его речи.
— Началось, дружба милая, это самое дело: доктора призвали; осмотрел он, бесстыжие глаза, всю Ташу подробно, а был с ним ещё один хлюст, лысоватый такой, с золотыми пуговками, следователь, что ли, — спрашивает: кто, когда? Она молчит, ей стыдно. Заарестовали меня, отвезли в губернию, в острог. Сижу. Лысый, это, говорит мне: сознайся, и будет тебе за то лёгкая казнь! Я ему добродушно предлагаю: «Отпусти меня, твоё высокородие, в Киев, ко святым мощам, грехи замолить». — «Вот, говорит, и хорошо, сознался ты!» Поймал, значит, меня, лысый кот! А я ни в чём ему и не сознавался, просто так от скуки слово бросил. Скушно было мне, непривышно в остроге-то, кругом воры, человекоубийцы и всякий дрянной народ, к тому же думается: «А что с Ташей сделают?» Больше года тянули канитель эту, потом начали судить. Гляжу — Таша тоже пришла, — в рукавичках, сапожки на ней, необыкновенно всё! Платьице голубое вроде облака, — душа насквозь светится. Весь этот суд на неё смотрит и весь народ, и знаешь, дружба, как сон всё это! А рядом с Ташей госпожа Анцыферова, помещица наша, щука-баба, хитрейшего ума. «Ох, думаю, эта меня загрызёт, эта меня съест до костей!»
хроническая вирусная болезнь, поражающая глаза и приводящая к слепоте — Ред.
Словари
1) Сложносочиненные предложения, в состав которых входят сложноподчиненные предложения (сложные предложения с сочинением и подчинением, сложные предложения смешанного состава). Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать (Каверин). Беспрестанно, невольно мой взгляд сталкивался с этой ужасно прямой линией набережной и мысленно хотел оттолкнуть, уничтожить ее, как черное пятно, которое сидит на носу под глазом; но набережная с гуляющими англичанами оставалась на месте, и я невольно старался найти точку зрения, с которой бы мне ее не было видно (Л. Толстой).
2) Сложные предложения с бессоюзным и союзным соединением частей, включающих сложноподчиненные предложения. Я ценю его и не отрицаю его значения; на таких, как он, этот мир держится, и если бы мир был предоставлен только одним нам, те мы, при всей своей доброте и благих намерениях, сделали бы из него то же самое, что вот мухи из этой картины (Чехов). Во всем, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься их, они рассыпаются серой пылью (Горький). Если когда-нибудь твое сердце сжимается от страха за маленьких, откинь все страхи, погаси беспокойство, будь твердо уверен: они со мной и, значит, все в порядке (Павленко).
3) Многочленное сложноподчиненное предложение. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (Мамин-Сибиряк). Если бы Нехлюдов тогда ясно сознал бы свою любовь к Катюше и в особенности если бы тогда его стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с такой девушкой, то очень легко могло бы случиться, что он, с своей прямолинейностью во всем, решил бы, что нет никаких причин не жениться на девушке, кто бы она ни была, если только он любит её (Л. Толстой). см. также соподчинение предложений (в статье соподчинение).
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ 28
1. Укажите ряд, в котором слова являются синонимичными.
A. некстати, неуместно, невпопад, несвоевременно, не вовремя
B. намазать, смазать, помазать, накрасить
C. неопределенный, неясный, неточный, уклончивый
D. намеренно, специально, нарочно, сознательно
2. Какой поэт-символист на собрании, посвященном А.С.Пушкину, заметил: «Мы умираем, а искусство остается»?
C. общеупотребительное слово
4. Определите количество запятых в данном предложении. (Знаки препинания в предложении опущены).
Во всем что наполняет комнату чувствуется нечто давно отжившее какое-то сухое тление все вещи источают тот странный запах который дают цветы высушенные временем до того что когда коснешься их они рассыпаются серой пылью.
Во всем, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься их, они рассыпаются серой пылью.
5. Найдите предложение, где нет синтаксической ошибки.
A. Глядя на первоклассников, у нас возникают воспоминания о тех днях, когда мы впервые переступили порог школы.
B. Пьер похож на Андрея Болконского, а княжна Марья похожа на своего брата.
C. Катерина жила в родном доме, как птичка на воле; попав в дом Кабанихи, жизнь ее резко переменилась.
D. Я с восхищением следил за самолетами, чудесным творением увлеченных людей, которые удалялись на запад.
6. Укажите предложение, где нет обособленного определения.
A. Лекция прочитанная на первом занятии заинтересовала меня.
B. Между тучами показался клочок неба украшенного звездами.
C. Окрыленный надеждами он крепко заснул.
D. Вышедший рано утром отряд прошел уже четыре версты.
7. Назовите лермонтовского героя по данной характеристике.
«Он не знает людей и их слабых струн, потом у что занимался целую жизнь одним собою».
8. Найдите строку, где ударение падает на третий слог;
A. библиотека, ветеринария, плесневеть
B. призывник, отключится, ненадолго
C. подождала, разорвалась, приобретение
D. хозяева, избрала, подбодрить
9. В каком варианте во всех словах на месте пропуска пишется буква » З «?
A. и..мученный, бе..дельник, ра..цвести
B. во..звание, бе..людно, ра..пущенный
11. Определите способ образования слова ВЫЛАВЛИВАТЬ.
A. пр..важный вид, пр..бывать в неведении, пр..творить в жизнь
D. пр..вращение, пр..дать силы, пр..мыкающий к дому
13. По приведённому диалогу назовите произведение и автора.
«- А дом этот давно стоит?
— Давно. Ещё дед построил, отец моей матери.
— Кто он был, твой дед?
— Чёрт его знает. Секунд-майор какой-то. При Суворове служил и все рассказывал о переходе через Альпы. Врал, должно быть»-
B. Тургенев «Дворянское гнездо»
C. Тургенев «Накануне»
D. Тургенев «Отцы и дети»
14. Определите нужный знак препинания в данном предложении. (Знаки препинания в предложении опущены).
Вставать ему не хотелось в избушке было очень холодно и сыро.
15. Определите, кто из известных русских писателей, страстный поклонник театрального искусства, в юности сыграл роль госпожи Простоковой из комедии «Недоросль».
16. Главным жанром дивана была обычно парадная ода, состоящая из вступления и самого славословия адресату. Назовите её.
17. Литературные увлечения героев «Горе от ума» разнообразны: Чацкий «славно пишет, переводит», Репетилов в компании приятелей «водевильчики» сочиняет. А кто из героев комедии претендует на роль цензора?
A. «Тополек мой в красной косынке»
B. «Материнское поле»
19. Какой роман был написан Достоевским за 26 дней?
20. Найдите ряд, в котором безударные гласные корня проверяются ударением.
A. крыж..вник, реч..нка, свинц..вый, хорош..
B. стриж..м, шапч..нка, копч..ности, гребеш. к
D. сокращ..нный, пирож..к, грач..нок, гараж..м
22. Как характеризуется в современном русском языке произношение [шн] на месте сочетания [чн] в словах коричневый, сливочный, недостаточный?
A. как стилистически нейтральное
23. Определите, кому принадлежит эта ироническая характеристика.
«. выписывает французские книги, рисунки и газеты, но до чтенья небольшой охотник. В карты играет мастерски. Вообще. Считается одним из образованнейших и завиднейших женихов нашей губернии; дамы от него без ума и хвалят его манеры»?
24. В 1892 году в газете «Кавказ» был напечатан первый рассказ Горького. Назовите его.
25. Укажите ряд, в котором слова не являются синонимичными.
A. заметить, подметить, обратить внимание на кого-что, уловить
B. отвечать, откликаться, отзываться, держать ответ
C. немного, слегка, несколько, чуть
D. популярный, модный, понятный, знаменитый
26. Образ «паруса» является символом.
A. мятущейся личности
D. героической личности
27. Антон Антонович Загорецкий даёт резко отрицательную оценку басням, а Репетилов положительно характеризует один из перечисленных жанров. Выберите правильный ответ.
1) Здание было н.. чем иным, как университетом;
2) Н.. кому иному нельзя доложить;
3) Что бы н.. случилось, останемся друзьями;
4) Когда он н.. приходил, все беспокоились.
29. Кто из героев русской литературы читает эту книгу?
При свечке Шиллера открыл;
Но мысль одна его объемлет;
В нём сердце грустное не дремлет
30. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
Проверочная работа Тема » Местоимение»
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
ТЕСТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ по русскому языку для 11 классов
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400725 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи
Упр. 293 (240). 1. Сочинение и подчинение.
3) Мальчики стали дергать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать наставление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (К. Федин.)
2. Сочинение и бессоюзная связь.
1) Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пушкин.)
4) Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (Б. Полевой.)
7) Долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн; слепой все сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов.)
3. Подчинение и бессоюзная связь.
2) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днем; ночью же все казалось другим, незнакомым. (Э. Казакевич.)
5) Во всем, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснешься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Горький.)
4. Сочинение, подчинение и бессоюзная связь.
6) Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Паустовский.)
Упр. 294 (241). Роковой день наступил наконец. Положено было, чтобы Елена простилась с родителями дома, а пустилась бы в путь с квартиры Инсарова. Отъезд был назначен в двенадцать часов. За четверть часа до срока пришел Берсенев. Он полагал, что застанет у Инсарова его соотечественников, которые захотят его проводить; но они все уже вперед уехали; уехали также. две таинственные личности (они служили свидетелями на свадьбе Инсарова). В комнате уже все было прибрано; чемодан, перевязанный веревкой, стоял на полу; и Берсенев задумался: много воспоминаний прошло у него по душе.
Двенадцать часов давно пробило, и ямщик уже привел лошадей, хотя «молодые» все еще не являлись. Наконец послышались торопливые шаги на лестнице, и Елена вошла в сопровождении Инсарова и Шубина. У Елены глаза были красны: она оставила мать свою лежащую в обмороке; прощание было тяжело. Елена уже больше недели не видела Берсенева: в последнее время он редко ходил к Стаховым. Она не ожидала его встретить, вскрикнула: «Вы! благодарствуйте!» — и бросилась ему на шею; Инсаров тоже его обнял. Настало томительное молчание. Что могли сказать эти три человека, что чувствовали эти три сердца? Шубин понял необходимость живым звуком, словом прекратить это томление.