во славу божью что значит
«Во славу Божию» и немного логопедии
Главной добродетелью Светлана справедливо считала смирение и очень ответственно подходила к его формированию и воспитанию. Чаще всего у других, правда. Себя она видела смирительным орудием, подавляющим всякие страсти и устраняющим недостатки ближних – особенно гнева, гордыни, богословской необразованности и недисциплинированности.
Характер ее был сложноват. Начать хотя бы с того, что никакой Светланой она не была: кто осмеливался так ее назвать, получал (бесплатно) небольшой урок греческого и – еще бесплатнее – упражнение в безгневии, которое длилось чуть подольше.
Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения
Фотиния учила всех, круша истуканы духовной безграмотности молотом смирения и желания добра ближнему. От уроков был освобожден только настоятель, которому она присвоила чин «мой батюшка». Тот радовался возможности прогуливать уроки: зачетов у благочинного и контрольных у митрополита вполне хватало для постоянного взращивания семян наиважнейшей добродетели. Но, однажды столкнувшись с слезным ропотом молодых прихожанок, которых, вместе с малышами, Фотиния считала главным объектом своей миссии, не смог сдержаться и назвал ее «Молотом ведьм». Хотя смущенно и попросил, во-первых, сильно об этом не распространяться, а во-вторых, иметь все-таки снисхождение и носить Фотиньины тяготы: «Ну, некого мне больше за ящик поставить и в трапезную тоже! Она ж почти даром работает!» Молодые прихожанки и их дети по такому случаю даже вытерли слезы и улыбнулись. Но ненадолго, конечно: им предстоял курс правильной лексики и рукоскладывания.
Под тотальный запрет на всей территории смирительного прихода попали мирские гадкие слова и словосочетания: «спасибо», «пожалуйста», «приятного аппетита», «разрешите», «будьте добры» и т.п. Фотиния очень тщательно наблюдала за избавлением от них у своих подопечных и просто-напросто не реагировала на просьбы, пожелания, нейтральные информативные сообщения, высказанные при помощи неправильной, а то и прямо еретической лексики. То есть ни свечу купить, ни чаю выпить: говори правильно, во славу Божию, тогда, Бог (и Фотиния) даст, чего и получишь.
Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно
Рукоскладывание тоже дело важное. Так просто, без правильного угла, под которым надо сложить ладони, брать благословение у Фотиньиного батюшки нельзя. Градус рукоскладывания определял сам Молот, подводя прихожанок и их детишек к священнику. Тут было все на ее усмотрение: кому-то доставался угол ладоней в 90 градусов, кому-то в 45, а кому и вовсе «ковшичек». Истинное Православие, брат ты мой, хитрая наука! Смирялся приход вовсю. Насколько искренне, неизвестно.
Конец педагогической деятельности Фотинии был положен пятилетним дитятей, которое, несмотря на увещания и даже запрет непрошеного учителя, упрямо желало пойти на исповедь после всенощной. Она использовала, кажется, весь свой запретный арсенал: и грудью вставала на пути исповедного дитяти, которое до семи лет вроде как безгрешно и потому в исповеди не нуждается, и шепотом, способным вернуть в сознание роту обморочных глухонемых, взывала к совести родителей-незнаек, в общем, мешала сильно. Пока взрослые боролись со страстями, безгрешное дитя с невесть откуда взявшейся силой отодвинуло туловище Фотинии с пути к исповеди, где стоял грустный настоятель, и, глядя ей в глаза, улыбаясь, прошепелявило: «Тетя Фотя! Заткнись во славу Божию, а?» Пока Светлана хватала рывками воздух, дитя прошло к священнику, изрядно повеселевшему. О чем они там говорили, не наше дело, но исповедь ребенка, помимо отпущения грехов, сильно способствовала водворению тишины на службах и полному прекращению смирительных порывов не в свой адрес. Да и Света как-то подобрела после этого случая: детям конфеты раздает, бывает. И из Молота ведьм она стала Светой-конфетой. Чему, кажется, очень рада. А мы-то как рады – не пересказать.
Православная Жизнь
Непрестанно молиться, – это не значит стать пред св. иконами и молиться целый день, хотя и надо молиться в определенное время. Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св. Иоанн Златоуст: «можно молиться и сидя за прялкой и ум возводить к Богу разумов, взирающему на ум и сердце наше».
Итак, занимаясь делом житейским (без чего нельзя обойтись никому), можно и должно молиться, и от видимого, ощущаемого нам предметного мира переносить свою мысль на невидимое имя Божие.
Например: взирая на огнь, либо в плите, либо в примусе, или в лампе, или где-либо, скажи себе мысленно: Господи, избави мя от вечнаго огня! И тем самым смиришь свой помысл и незаметно явится вздох в твоей груди и этим привлечешь себе благодать Св. Духа, который в момент вздоха в душе твоей неприметным образом созидает твое спасение.
Ибо и Св. Писание говорит: «егда вздохнеши, тогда спасешися» ( Ис.30:15 ). И еще: «Св. Духом всяка душа живится и чистотою возвышается», т.е. чистотою сердечною, а чистота эта – от чистоты мысленной.
Вот как важно для нас следить вниманием за мыслями и воображением, от сего бо «исходище живота и смерти!» т.е. либо жизнь вечная, либо мука вечная.
Переходить от видимого предмета на невидимое имя Божие надо при всех без исключения случаях и занятиях наших: стираешь ли белье, или что иное, или чистишь какой либо предмет – скажи себе (мысленно): Господи, очисти скверну души моея! Также начинаешь пить, или есть, после обычной молитвы, – помысли о том, как Господь Бог наш желчь и оцет вкусил нашего ради спасения, а нам вся благая предлагает! Таким образом смиришь свой гордый помысл и воздохнешь и возблагодаришь Господа, за нас пострадавшего!
Ложась спать, скажи себе мысленно: Господь и Бог наш не имел где и главы подклонити, а нам всякое удобство даровал.
Пробудившись, перекрестись, а когда встанешь от сна, скажи себе: Слава Тебе, показавшему нам свет!
Начинаешь обуваться, говори мысленно: Господи благослови, Господи помоги!
Когда одеваешься, скажи себе (мысленно): Господи, просвети одеяние души моея и спаси мя!
Когда же начинаешь умываться, непременно перекрестись для отгнания вражеского действа, чрез водное естество приходящее.
Начиная причесываться, вспомни, как римские воины терзали Спасителя нашего за пречистыя власы Его, когда вели Его на распятие, и тогда скажи: «Слава Страстем Твоим, Господи!»
Увидишь ли прекрасный предмет, достойный Творца и Промыслителя нашего о Своей твари – прославь Создателя всех!
Пред выходом из комнаты своей читай мысленно: «Достойно есть. » до конца, а также, когда придешь обратно, читай эту же молитву.
Когда при выходе из комнаты (или келии) берешься за ручку двери, читай мысленно молитву: «Милосердия двери. » до конца.
Итак, всегда при всяком видимом предмете переходи (мысленно) на невидимое имя Божие.
Так действуя, человек будет находиться в состоянии непрестанной молитвы, согласно слову св. Апостола Павла, и, следовательно, в единении с Богом, Который сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ).
Поэтому всегда, во всех без исключения делах и начинаниях – приучи себя к памяти о Боге; а чтобы приучиться, надо просить благодатной помощи у Господа и благословения для укрепления нашей воли, чтобы переходить мысленно от видимого предмета на невидимое имя Божие, низводящее на нас благодатную помощь в деле спасения души и на все дела и начинания наши.
Так действуя, будешь все творить во славу Божию по научению св. Апостола, и в то же время будешь иметь богоугодную и спасительную молитву, на которую, так сказать, наталкивает нас всякий предмет, пред нашими глазами сущий.
А когда нападает на нас уныние или ожесточение сердца, не допускающее до молитвы, тогда, чтобы прогнать такое бесовское искушение, надо сказать себе: «Господи, нет у меня ни умиления, ни усердия, ни сокрушения, чтобы молиться Тебе достодолжно!».
После такого сердечного сокрушения Бог даст богоугодную и спасительную молитву, так как сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, т.е. не оставит без помощи.
Царство Божие не отверзается для того, в кого еще здесь, на земле, не вселится (по вере его) Христос; а где Христос, там свет незаходимый и нет тьмы; и будет у тебя на душе мир и радость ради пребывания в сердце твоем благодати Духа Святого как залог спасения нашего и вечной радости, иже на небесах.
Слава Божия
Сла́ва Бо́жия – 1) Божественные действия, Сам Бог; 2) величие Божие; 3) отображение Божиего величия в делах и объектах Его Творения и Промысла.
Познание Божественной славы возможно как через созерцание сотворенного Богом мира, так и через действия Божественной благодати. Созерцая мир, человек ощущает бесконечное величие Творца, возводит свой ум к Первопричине мироздания, превосходящей все сущее. Созерцая чудесные Божественные действия, человек познает Бога, соприкасается с самой всеблаженной Божественной жизнью.
В Своих действиях Бог являет Свою славу двояко. Во внешних человеку чудесах Он обнаруживает Свои свойства, желая дать человеку основные представления о Своем нетварном бытии. Но действия Бога не только внешние человеческому сердцу. Бог действует Своей благодатью и в самой человеческой душе, соединяя человека с Собой, обоживая человеческое естество, приобщая его к Своей вечной жизни. Такое Божественное действие становится славой самого человека, которого прославляет Бог, выделяя его сокровенным соединением с Собой по образу Богочеловека Иисуса Христа среди остальных людей.
Внутреннее созерцание славы Божией ведет человека к уподоблению своему Творцу, к обретению Царства Божьего в душе, к духовному преображению, ибо «взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» ( 2Кор. 3:18 ).
Всесвятая Слава Божия противоположна мирской человеческой славе, основанной не на следовании Божественным заповедям, а на следовании своим греховным страстям. Поэтому необходимое условие стяжания благодатной славы Божией заключается в решительном отвержении славы преходящего мира. Совершенное пренебрежение к человеческой славе явил Богочеловек Иисус Христос, претерпев крест и пренебрегши посрамление ( Евр. 12:2 ). Своим учением и примером Он заповедовал людям не искать славу друг от друга, а искать славу от Единого Бога ( Ин. 5:44 ).
Миссия Церкви, миссия каждого христианина заключается в том, чтобы принять, умножить славу Божию и стать её причастником; прославлять Бога на четырёх уровнях бытия:
В чем может состоять сходство и в чём различие выражений «видеть славу Божию» и «видеть Бога»?
Созерцание Божией славы возможно как через естественное откровение Божественное, так и через сверхъестественное.
Через исследование мира люди обнаруживают свойственные ему совершенства: гармонию, благоустройство, красоту, стройность физических и нравственных законов.
Правильно осмысливая усматриваемые в мире совершенства, человек восходит к познанию совершенств Того, Кто создал и обустроил наш мир, познаёт Бога, восхищается величием Его славных дел.
Этот процесс осуществляется в рамках естественного откровения (см. подробнее: Что такое естественное откровение Божие и естественное богопознание?). Его можно назвать созерцанием или видением славы Божией ( Пс.18:2 ).
Однако подобное видение славы не означает видения Самого Бога, как это бывает в случаях богоявлений. Хорошей пояснительной иллюстрацией к сказанному может служить аналогия с внимательным зрителем, созерцающим полотно прекрасного живописца и через это восхищающимся самим живописцем, однако не имеющим возможности встретиться с ним лично и воочию зреть его самого.
Личная встреча человека и Бога происходит посредством сверхъестественного Откровения (см. подробнее: Сверхъестественное откровение Божие). В рамках такого рода откровений видение Божией славы может и действительно означать видение Его Самого.
В зависимости от условий и целей Вышнего Промысла Бог может явиться человеку или в символическом образе или в сиянии неописуемого сверхъобразного сверхъестественного света.
Так, пророк Исаия стал очевидцем явления Бога, открывшегося под видом облаченного в ризы Небесного Царя. Несмотря на то, что Бог по Своей сущности не имеет ни телесного вида, ни вещественных риз, Исаия отметил, что видел именно Бога ( Ис.6:1-5 ). Другой пророк, Иезекииль, созерцая Божественную славу, видел Господа под видом восседающего на престоле Огненного Мужа, носимого херувимами ( Иез.1:27 ).
Сверхъобразное видение нетварного Божественного света понимается как более высокая форма сверхъественного Откровения. Примером такого созерцания может служить свет, которым просиял Спаситель во время Преображения ( Мф.17:2 ). Этот же свет видят монахи исихасты, пребывая на высших ступенях молитвенного делания.
Созерцая Божественный свет, человек созерцает не результат Божественных действий или энергий, проявленных в творении, как это бывает в случае с естественным откровением, а сами энергии. Это и есть (в строгом значении слова) видеть Бога.
митрополит Московский Филарет (Дроздов):
«Бог имел высочайшую славу – от века… (Он) сияет существенной, непреходящей и неизменяемой славой. Бог Отец (по Писанию) есть Отец славы ( Еф. 1:17 ); Сын Божий есть сияние славы ( Евр. 1:3 ) и Сам имеет у Отца Своего славу прежде мир не бысть; равным образом Дух Божий есть Дух славы ( 1Пет. 4:14 ). В сей собственной внутренней славе живет Божественный Бог превыше всякой славы, так что не требует в ней никаких свидетелей… Но так как по бесконечной Благости и любви Своей Он желает иметь благодатных причастников славы Своей, то проявляет Свои бесконечные совершенства, и они открываются в Его творениях. Его слава является Небесным Силам, отражается в человеке, облекается в благолепие видимого мира. Она даруется от Него, приемлется причастниками, возвращается к Нему, и в этом, так сказать, круговращении славы Божией состоит блаженная жизнь и благобытие твари».
святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание” (из книги “Моя жизнь во Христе”)».
Что значит «во славу Божию»?
Непридуманная история про «конвертики»
Признаюсь, я опешил: мне поведали историю, от которой волосы встают дыбом. Она настолько же ужасная, насколько и простая, хоть и есть в ней место грустному юмору.
Накануне визита епископа на приход сюда пришёл ответственный за его организацию молодой протоиерей. Прошёл прямо в алтарь, чтобы с глазу на глаз поговорить с настоятелем о тонкостях пребывания епископа на обрадованном приходе.
Совсем тет-а-тет не получилось: после литургии здесь остались алтарники, но, судя по уверенному поведению известного только по публикациям о назначениях на решительно и бесповоротно обновленном епархиальном сайте протоиерея, присутствие этой мелочи его ничуть не смущало. Зато смутился настоятель. Особенно, когда увидел, как пришедший уселся в кресло и положил ногу на ногу. «Интересная какая у нас комната для переговоров получается!» – сказал, придя в себя, настоятель незваному гостю и предложил перейти из алтаря хотя бы в трапезную. Тот ничуть не смутился: «Ничего, я быстро. Значит так, отец, послезавтра у вас служит владыка – будьте любезны, приготовьте конверты в благодарность: самому, хору, сослужащим гостям, дьяконам. В-общем, сами знаете. Плюс обед, то-сё, итого немного: тысяч сорок. Отца нашего почтить надо».
Не столько названная сумма возмутила священника, – гнев его пробудило упоминание о каких-то конвертах. Вспомнились лихие годы, когда у него было своё дело, как пытались выжить, и время от времени должны были «решать вопросы» с мафией, «крышей» и милицией (не с Глебом Жегловым, конечно). Они вели себя точно так же: спокойно, открыто, внаглую – «это нужно вам и для вашей же безопасности». «Мы работаем вместе». Иногда удавалось отбиться, иногда нет. Но дело отцу настоятелю пришлось прекратить в конце концов.
И вот теперь этот сидящий в алтаре «конверточный протоиерей», требующий «всего-навсего сороковник», ой как освежил в памяти настоятеля то мерзкое прошлое. Не бывало такого, чтобы взятки собирали. А тут так вот просто: «Отца надо почтить. Сороковником».
«”Сами знаете”? Нет, не знаю. Так у нас не принято, – резко заявил настоятель. – Вы кем выставляете епископа? У нас семья большая, многодетная, и если я приду домой и буду требовать от детей денег, меня, скажем мягко, не поймут ни супруга, ни дети. Меня взашей выставят. Или в психушку отправят. И правильно сделают. Это я должен деньги семье давать, а не она меня ублажать, вам не кажется? То же и церковной общины касается. И кроме того, приход у нас в долгах за электричество и ремонт – денег просто нет. Кстати, не хотите помочь рассчитаться?».
Пришелец нервно поинтересовался: «А как же ваши спонсоры? Вы с ними работаете? Разве они вам не помогают?» Ответ священника ему точно не понравился: «Простите, но «спонсоров» у храма нет – у нас есть благотворители. И мы с ними не «работаем», а вместе служим Богу. Да, люди помогают храму, благодаря их помощи мы и живем. В нелёгких, кстати, условиях».
Реакция раскинувшегося в кресле молодого собеседника заставила, по словам настоятеля, вспомнить тот самый евангельский кнут, пожалеть о его отсутствии. «Вот! Так вы этим своим спонсорам и скажите, что нужны деньги на оплату счетов и ремонт, и направьте эти деньги в конверт – в чем проблема-то?»
«Проблема, знаете, в том, что ложь – дело недостойное. Приход аккуратно платит епархиальные взносы, мы прекрасно понимаем, что есть другие храмы и общины, которым нужна наша общая помощь. Но лгать благотворителям, мол, требуется заплатить за «коммуналку», а самим положить деньги в непонятный конвертик – простите, это весьма странное явление. Мы привыкли верить друг другу, а епископа уважать. С радостью увидим владыку, по мере сил устроим трапезу, черной икры, правда, обещать не можем. Но такое поведение, какое вы предлагаете, вряд ли будет способствовать любви и уважению, вам не кажется?»
Тут сидящий в алтаре перешёл на полудоверительное «ты»: «Забываешься, отец. Так и места лишиться можно. Мы тебя на заметочку берем». Думал, напугает. Ага, не в наших краях. Пуганные. Получил спокойный ответ: «Да пожалуйста». Это смутило его, видимо, настолько, что он беспокойно заоглядывался. И даже встал. Понял, угрозы не помогут. Не тот случай.
И вот тут он произнёс фразу, достойную, на мой взгляд, быть занесённой в летопись возрождения духовной жизни на Руси. Она, эта летопись, не всегда радостная. То ли оправдываясь, то ли защищая свое незваное присутствие, он сказал: «Что ж, иногда и мы у себя на юге «во славу Божию» служили». И ушёл.
Священника после визита епископа на приход сняли с настоятельства. Но он ничуть не расстроился. И «во славу Божию» произносит без кавычек. Так что святой Русь назвать всё-таки можно. Прихожане его очень любят.
Православная Жизнь
Объясняет профессор Киевской духовной академии Виктор Чернышев.
В отрывке из Свящ.Писания Ин. 17:1-13 мы слышим молитву нашего Спасителя, обращенную к Небесному Отцу. Так все Его земное служение становится свидетельством Царства Небесного. Из уст Христа слышим ключевое слово «прославление» (ст. 4-5). Собственно, это главный лейтмотив прочитанного фрагмента Свящ.Писания. Само слово «слава» (глория) означает «присутствие Божие», чем исчерпывается смысл Его земного служения. Главной задачей Спасителя было прославление Отца, явление на земле того Царствия, которое «не от мира сего» (Ин. 8:23), и которое целиком принадлежит Творцу миров. Христос должен был так открыть это Царство, чтобы его сумели вместить люди. Но даже ученики с трудом вмещали тайны этого Царства Отца, показанное им Спасителем. Вся жизнь Господа нашего Иисуса Христа на земле была пронизана уничижением к будущей славе. При Рождестве Иисуса ангелы воспевали славу Ему. Его слава являлась в Его чудесах. На горе Преображения апостолы видели сияние славы, которой еще предстояло прийти. Но наиболее полно слава Божия раскрылась в крестной смерти Спасителя и в Его Воскресении.
Воплощение, Голгофа и Воскресение – вся последовательность событий раскрывает божественное человеколюбие в кенозисе (уничижение и уподобление человеку во всем, кроме греха), – оно суть не только выражение Божественной любви, но и знамение славы Божьей.
Сведение воедино этих двух аспектов: Любви и Славы – еще раз высвечивает центральные темы православного богословия, на которых и строится все его здание.
Чтобы приблизить к земле Царство Неба, Христу необходимо было стать частью этого земного мира, принять на Себя плоть человеческую и быть «…подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15), соединиться с человеческой природой «неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно» (Орос 4-го Вселенского Собора 451 года) и с Божественной природой одновременно; прожить человеческую жизнь в преображенной ее действительности – поскольку грех несовместим с этим Царством. Христос воистину прославил Бога-Отца на земле!
Вот, земной путь Христа завершается – и теперь Отец прославит Сына Воскресением из мертвых.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И как сплавляют по реке плоты,
Ко Мне на суд, как баржи караванов
Столетья поплывут из темноты, –
писал Борис Пастернак об этом величественном событии.
Сколько им скорбей, гонений, пыток
Испытать пришлось за этот срок.
Сколько крови праведной пролито,
Кто бы все измерить это мог?!
Кто бы счел все тропы и дороги,
Города и села разных стран,
И все тюрьмы, каторги, остроги,
Где ступали ноги христиан! (Г.П.Винс)
Таким образом, завершение миссии Христа не стало завершением истории Небесного Царства – Христос не закрыл за Собою дверь спасения, хотя имел на это полное право за ту человеческую жестокость и несправедливость по отношению к Нему. Разве достоин такой народ Царства Небесного? «Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне» (Ин. 17:9) – звучит Его первосвященническая молитва. Единство учеников, последователей, подвижников, праведников, святых, мучеников и исповедников, просто верующих в Него – и составляют основу этого Царства в этом преображающемся для нас мире. И, очевидно, не только для нас: «Так светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Поэтому преображение этого мира является продолжающимся процессом, ибо конец истории завершится тем, что «Бог будет все во всем» (1Кор. 15:28). Этот фрагмент завершается словосочетанием «совершенная радость» (Ин. 17:13): «Чтобы имели в себе радость совершенную». Это радость умения предавать себя в руки Божьи. Это некий духовный восторг от нашей близости к Творцу:
И если жизненный мой путь
Пройдет долиной испытаний,
Ты дашь мне силы не свернуть
К тропе позорных колебаний…
За все, за все благодарю!
За мрак тюрьмы, за боль разлуки,
И всей душой Тебя люблю
Мой Иисус, принявший муки!
Так писал Николай Гумилев, русский поэт, расстрелянный большевиками.
Но вот первые мартовские лучи коснулись этого порядка вещей, казалось бы, столь безнадежных и унылых – и, не смотря на продолжающуюся непогоду, – мы уже полны надежды: обязательно придет лето во всей полноте и радости! И весной наполняется ликованием наше сердце: уже поплыли сугробы обильными потоками, рассеялся серый мрак поднебесья, и солнце брызнуло яркими лучами на окружающий мир. «Сия есть победа, победившая мир, есть вера ваша» (1Ин. 5:4). И как бы не сопротивлялись силы зла (князь этого мира) божественным планам, как бы безнадежно не выглядела наша реальность, и какие бы старания не прилагали бесы с их предводителем, князем тьмы, чтобы оставить мир в состоянии жестокости и хаоса, – Царство Божие обязательно прийдет!
Но что же такое «простираться вперед»? Скажем так, это:
Во-первых, выйти из мира – но это не обязательно стать монахом, а отказаться от «преимуществ» мира, через которые духовное «сеется в плоть, чтобы пожать тление», а не в дух, чтобы «пожать вечность»(Гал. 6:8), по первому же призыву благодати (2Кор. 6:17).
Во-вторых, порвать запретные связи, если мы, православные, пока находимся как Лот в Содоме (Быт. 19:17).
В-третьих, оставить позади свои мнимые «достижения», основанные на нашем тщеславии и гордости, и возрастать в Его благодати (Флп. 3:13-14).
В-четвертых, оставить всякое самодовольство и, если нужно, пойти даже на страдания, когда нас к этому призовет Господь (2Кор. 12:9). Об этом же сказано в (Мф. 10:28): «Не бойся убивающих тело…но бойся того, кто и душу, и тело ввергнет в геенну огненную».
Давайте же примем эти апостольские советы к сведению и поспешим к совершенству, дабы знать, что есть «воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).