во что верят йоги
Йога и религия: сходство и различие
Что общего между йогой и религией? Является ли йога религией? Можно ли религиозному человеку заниматься йогой? Очень часто людей интересуют эти вопросы. На первый взгляд может показаться, что йога – это религия. Но это не так. В описании йоги можно найти что-то схожее с религией. Множество различных видов йоги, много теоретических материалов на эту тему. Это древнее учение имеет свою объёмную и глубокую философию. Но есть существенные различия между йогой и религией.
Йога и религия: схожие черты
Сходство заключается в том, что и религия и йога включают в себя ритуалы и определённую культуру. Культура несёт в себе различные мифы и легенды, которые зародились в определённое время в определённом месте. Йога и религия преследуют одинаковую цель – познание высшего смысла бытия, освобождение от материального рабства. Но в каждой системе это по-разному описывается, на своём языке.
Ещё одно сходство заключается в том, что в обоих случаях с человеком происходят одинаковые изменения на уровне разума и осознания. И йога и религия приводят к тому, что разум человека становится более однонаправленным, более сосредоточенным. Сначала практик в совершенстве овладевает разумом, а затем обретает способность находиться на более высоком интуитивном уровне – уровне прозрения.
В йоге человек практикует сосредоточение в медитациях. Различные физические и дыхательные упражнения помогают ускорить достижение состояния медитации, сводя на нет отвлекающие физические факторы, обусловленные несовершенствами физического тела.
В религии медитация достигается благодаря постоянному сосредоточению на одном образе и чтению одних и тех же молитв.
В обоих случаях основной метод – сосредоточение!
Разница между йогой и религией
Эти системы самосовершенствования имеют существенные различия. В религии призывается верить, принять на веру какие-то факты, постулаты. В йоге даются рекомендации для достижения тех или иных целей. В ней нет призыва к слепой вере, предлагается не поверить, а проверить. Йогин достигает промежуточных целей – ступеней на пути к основной цели.
Религия – это наука веры. Йога – это практическая наука. В религии строгие рамки и ограничения.
В йоге тоже есть ограничения, но они не такие строгие и многие из них носят временный характер.
Йога предлагает различные методы достижения конечной цели, не ограничивая человека в выборе. Она предлагает использовать любой имеющийся потенциал. Главное условие – непричинение вреда себе и окружающим и свобода от привязанностей, низших желаний.
Религия ограничивается одним методом – отречением от материального мира.
Каждый ищущий выбирает свой путь. Кому-то лучше строгое отречение, а кому-то легче идти более универсальным путём.
Можно ли религиозному человеку заниматься йогой?
Йогой можно заниматься любому человеку. Эта система не противоречит религии. Но нужно понимать, что в йоге много различных направлений. Классическая йога не нарушает принципы религии. Выполняя асаны, пранаямы и очистительные упражнения, человек не нарушит никаких религиозных правил. Эти упражнения помогут человеку сделать разум более совершенным и взять под контроль чувства и эмоции.
Комментарий к статье “Йога и религия: сходство и различие” с канала Яндекс.Дзен Oceanius.ru от Петра Долина:
“Рассмотрим этимологию слов – понятий “религия” и “йога”. Ре – снова, повторно, опять. Лигио – стыковать, соединять. Религия – это непрерывная технология создания соединений нашего, земного, человеческого мира с миром Тонким, Высшим Разумом, с самим Создателем жизни вокруг нас. Йога – лучше всего определяется как “связь” или “союз”. Причём исходное санскритское “юдж” подразумевало союз с доминированием одной из сторон. Что и признаётся в йоге изначально.
Все авторитетные тексты по йоге указывают её как способ саморазвития божественных способностей личности на протяжении многих жизней и на ориентиры в развитии в течении одной жизни. То – есть, обобщая, видим совпадение целей йоги и религии в дальней перспективе развития – 100%, а в ближней есть нестыковки – у йогов без реинкарнации нет совершенства человека в земном опыте (сложный путь этого совершенства становится понятен человеку с первых практических опытов практики йоги), да ещё само тело человека постепенно становится надёжной опорой этого будущего совершенства(практика такая!).
А в большинстве религий за пределы одной жизни не заглядывают, телом же зачастую просто жертвуют ради духовного развития. Вера одинаково важна в успехе как в йоге, так и в религии. Какая без Веры может быть регулярная практика? Если не придерживаться правильных ориентиров, не развивать самоконтроль, самокритичность – потерпеть неудачу можно и на религиозном пути, и на пути йоги. Как видно, Высший Разум пока поддерживает оба этих направления развития. Удачи всем в их духовно – материальных поисках!”
Религия и йога
Думаю, что данная статья необходима для каждого. Она снимет те вопросы, которые, возможно, иногда возникают у каждого, кто задумывается об учении йоги. Давайте разбираться вместе в вопросе: религия и йога.
Каждый человек во что-то верит: один верит в то, что Бог есть, атеист будет утверждать, что Бога нет.
Сами христиане различаются: одни четко выполняют все религиозные заповеди, другие, причисляют себя к христианству, потому что они имели честь родиться в христианской семье. Разве мало у нас сегодня тех, кто ходит в церковь один раз в месяц или не ходит вовсе. Само христианство делится на ветви: католицизм, православие, протестантство и другие направления.
Таким образом, система йоги не ставит перед вами никаких других целей, кроме целей самой йоги. Она не просит нас отрекаться от нашей религии, наших верований. Она не указывает, что ее Бог отличается от того, в которого верите вы. Вам не придется менять богов. Ведь учение Йоги распространяется далеко за рамки религии.
А теперь подумайте: разве в истории были примеры религиозных войн, целью которых было бы насаждение учения Йоги?Зато примеров войн и других насильственных методов навязывания чужой веры в истории предостаточно.
Йога выше религий и, в то же время она замещает и дополняет религию. Посмотрите вокруг. Сколько людей потеряли веру во все? Человек должен верить во что-то. Без веры человек страдает, его мучают неразрешимые проблемы и вопросы. Утрата веры может быть продиктована целым рядом причин и условий. Например, это связано с тем, что в обществе царит всеобщее пренебрежение к религии, отрицается религия как таковая, ее учения и ее мудрость.
Йога ставит своей целью совершенствование личности человека, воспитание терпимости к ближним., ведение правильной жизни в социуме. Она помогает человеку, для начала задать себе простой вопрос «Какова цель моей жизни? Зачем я пришел сюда? Что такое истинный смысл моей жизни?»
Йога не дает понятие Рая и Ада. Она призывает познать абсолютное, Бога, Высшее Существо.
Йога не заставляет бояться Бога, не говорит о неизбежном наказании за грехи. Она учит человека не совершать эти грехи.
Это основная идея йоги, и ее будет развивать «Живи легко!». Теперь, я думаю, ясно каждому, что такой религия и йога, что можно гармонично включить йогу в любую религию и религиозную жизнь любого человека, любой веры.
Во что верят йоги
Статья была написана, когда архиепископ Анастасий (Яннулатос), с 1992 года возглавляющий Албанскую Православную Церковь, занимал Андрусскую кафедру Элладской Православной Церкви (1970-е годы). Однако за прошедшие десятилетия тема, затронутая в статье, не потеряла своей злободневности.
Йога была сначала представлена западному миру как разновидность «физических упражнений», способ релаксации и психотерапии. Ее основное отличие от обычных физических упражнений состоит, кроме всего прочего, в характерной неподвижности. Многие упражнения йоги оказывают небольшое положительное воздействие на определенных людей, по крайней мере, такое, которое оказывают и упражнения других комплексов. Но, вообще говоря, эти упражнения входят в структуру индуизма и являются этапами более широкого и общего духовного восхождения. Их конечная цель – нечто большее, чем просто хорошее физическое самочувствие. То, что предшествует и что следует за упражнениями йоги – и о чем многие люди даже не подозревают, – тесно связано с системами «медитации», философско-религиозными теориями и аксиомами индуизма, главным образом, с учением о реинкарнации.
Ведь и коленопреклонения («метанойя» нашей монашеской традиции) не являются простыми телодвижениями, а связаны с более глубокими процессами и выражают определенный настрой и состояние души, стремящейся к духовным целям; точно так же и более сложные упражнения йоги связаны с индуистскими верованиями и являются духовным, религиозным опытом.
Слово «йога» происходит из индийских языков и имеет много значений. Этимологически оно связано с понятиями «слияние», «союз», «связь», «учение». Оно широко используется индусами для определения тайной связи человека с трансцендентальной реальностью, а также для обозначения способов и путей, ведущих к этому «союзу», к «освобождению» человека от многообразных связей и иллюзий нашего мира.
Йога также включает в себя различные руководства и методы, сформированные индийской традицией в течение столетий, ведущие к достижению человеком искупления и его единения с Абсолютом. Три основных типа индийской религиозности: стремление к спасению, знанию и набожности – называются, соответственно, «карма-йога», «джнана-йога» и «бхакти-йога».
Словом «йога» называется и одна из шести классических «традиционных» школ (даршан) индуизма. Ввиду большого количества значений путаница, связанная со словом «йога», в западном мире лишь увеличивается.
Одним словом, классическая йога как школа признает существование вечного бога, Ишвары (Господа), но не признает, что он как-либо вмешивается в жизнь человека. Идея такого бога не может, конечно же, быть хоть как-то соотнесена с христианским богословским учением.
Практике йоги учат в несколько этапов. Хотя в последнее время появилось множество вариаций, наиболее общими этапами являются следующие восемь.
1. Самоконтроль: соблюдение этого пункта требует воздержания от сексуальных отношений, воровства, скупости.
2. Самосовершенствование: нацеленность на спокойствие, чистоту, последовательное выполнение всех упражнений и т.д.
После этих двух этапов ученик инициируется, и его учитель (гуру) дает ему новое имя и ритуальную фразу (мантру), которую он должен многократно повторять в целях ускорения движения к спасению.
3. Контроль над телом: принятие специальных поз направлено на осуществление контроля над жизненно важной энергией человеческого организма.
4. Контроль над дыханием: при выполнении этих упражнений снижается ритм дыхания, тело и мысли приходят в состояние умиротворения, и все психические силы человека готовы к заключительным этапам.
5. Контроль над чувствами: фиксируя взгляд на объекте, йог (тот, кто занимается йогой) пытается получить контроль над своими чувствами.
6. Концентрация: контроль внимания направлен на создание барьера, который бы изолировал человека от окружающей обстановки и внутренних фантазий. Индуистская традиция создала различные методы для достижения этой цели, например повторение священного для индуистов слога «ом» про себя или вслух в медленном темпе, концентрация на определенных предметах и др.
Последние два этапа подводят к конечной цели йоги, которая заключается в следующем.
7. Медитация, сосредоточенность и восприятие.
8. Познание, освобождение.
Йог считает, что полная медитация достигается объединением, слиянием с трансцендентальной реальностью. Человек, достигший заключительного этапа, освобождается от экзистенциальной сферы, и ему удается обрести спасение.
Хотя на первых этапах сохраняются некоторые элементы сознания, на последнем йог приходит к преодолению даже самосознания. Они не воспринимают цвета, запахи, звуки, чувства и не осознают себя или кого-либо еще. Их духи «свободны», как говорят инициированные, от памяти и забвения. Это считается знанием, просвещением.
Эта техника направлена на связь с Абсолютом. Для нее центральные истины христианства о Христе Спасителе, благодати, бескорыстной любви, Животворящем Кресте не имеют никакого значения.
Есть множество направлений, ответвлений, разновидностей и областей применения йоги. Разные школы имеют отличные друг от друга методы. Кроме того, существуют многочисленные группы, действующие в Европе и Америке, которые обладают своими особенностями и характерными свойствами, не одобряемыми гуру Индии. Как правило, однако, все эти системы медитации, упражнений и приобретения духовного опыта соответствуют мыслительным категориям и религиозным догмам индуизма, которые радикально отличаются от учения христианского Евангелия в ключевых вопросах, таких как идея о Боге, мире, человеке, смерти, спасении… Они часто приводят к страшной и опасной путанице и сравнению, отрицающему сущность христианской проповеди.
Западные интеллектуалы изучили возможность выделения некоторых правил йоги, пригодных для использования в рамках христианства. Однако эта попытка отделить упражнения от индуистских теорий, с которыми они связаны, представляется попыткой разъединить мышечную и нейронную ткани у человека. Этот новый оригинальный подход был необходим для того, чтобы освободить йогу от насыщенной индуистской атмосферы и ее идеала.
В таком случае, христианский вариант йоги будет означать упражнения, которые способствовали бы достижению человеком глубокой тишины, избавления не только от внешних шумов, но, главным образом, от внутренних потрясений, производимых нашими желаниями, интересами и фантазиями; молчания, через которое человеческий дух может услышать послания Святого Духа более чутко за счет самоуничижения.
Но нет нужды искать такой метод, потому что он привел бы к противоположным результатам: абсолютная автономия человеческого духа и чрезвычайная путаница. Согласно христианской вере, духовная жизнь с ее завершением есть дар Божией благодати, а не достижение независимой человекоцентристской техники. Кроме того, для нас, православных христиан, существует исихастский опыт восточного христианства, где при определенных религиозных условиях можно достичь святой духовной жизни во Христе, мира и «исихии» (тишины) в любви.
Йога в нашей стране
Количество центров йоги в нашей стране (В данном случае владыка Анастасий имеет в виду Грецию.) значительно возросло в последние годы. При этом наши знания и сведения о йоге до сих пор скудны, обобщены и запутаны. Йога публично представляется как «особые физические упражнения» и, как правило, только как упражнения для мышц и нервных центров, дыхательные и прочие. Это означает, что из вышеупомянутых этапов ограничиваются третьим (контролем над телом) и четвертым (контролем дыхания), хотя иногда и продвигаются до пятого этапа (контроля над чувствами) и шестого (концентрации). Одни частные школы пытаются убрать религиозную составляющую из этих занятий, с тем чтобы они могли быть более легко приняты среднестатистическим греком. Другие пытаются убедить, что йога никогда не носила и не носит религиозного характера, говоря о йоге как о «науке», «духовном знании», психосоматическом процессе. Несмотря на это, однако, какими бы специальными и возвышенными словами ни искажалась реальность, факт остается фактом: вся направленность этой индийской методики была и остается религиозной или околорелигиозной. Посвященные в «медитацию» йоги ориентируются на исключительно индуистское направление. Руководствуясь Ведами и другими священными индийскими текстами (Упанишады, Пураны, Сутры и Тантры) и, главным образом, «учителем» (гуру), они стремятся к освоению и применению на практике теорий, основанных на законе кармы, который определяет реинкарнацию, и законе сансары, который определяет кругооборот реинкарнации, ища спасения (мокши) из этого иллюзорного мира (майи), следуя «путями», определяемыми индуистскими традициями, такими как карма-йога, джнана-йога, бхакти-йога (упомянутые в начале статьи), и их многочисленными вариантами: мантра-йога, хатха-йога, раджа-йога и другие.
Это «религиозное ядро» не упоминается и скрыто под общими фразами различных уставов центров йоги. Они утверждают, например, что их целью является «сформировать людей физически, интеллектуально и духовно». Тексты, предлагаемые публике, обычно появляются под якобы социальным или философским видом; они обычно бывают связаны с высказываниями древнегреческих мудрецов или даже… отцов Церкви. Для тех, однако, кто знает этот вопрос более подробно, все эти теории и идеи прозрачны, как пленка, позволяющая проявиться их глубоко индуистскому характеру.
В журналах, переведенных на греческий, показана их религиозная и философская точка зрения (например, журнал «Йога» включает в себя невероятное соединение индуистских учений; даже приглашения для участия в торжествах, таких как Шиваратри). Цели, записанные в правилах этих обществ, полны прозелитского энтузиазма: например, «распространение йоги на всех людей независимо от пола, национальности, вероисповедания и социального положения», «создание прочной основы для применения йоги в повседневной жизни».
Религиозная свобода и обман
Конституция Греции, конечно, предполагает «свободу вероисповедания и религиозного сознания». Однако это не означает, что различным группам позволено вводить в заблуждение греков неискренними заявлениями об их особенностях и целях.
Православная Церковь – наместница вечной истины живого Слова Божиего на земле – на протяжении столетий и до сих пор спокойно и без страха сталкивается со всякого рода сравнениями с различными религиозно-философскими вымыслами человека. Тем не менее, каждый имеет право потребовать от любого компетентного органа, особенно от СМИ, ясно показать, что из себя представляют «гуру» различных зарубежных религиозных направлений. Утверждение, что они хотят подготовить нас, чтобы «мы могли ответственно и творчески действовать в обществе» (о чем говорится в уставах некоторых центров йоги), рядом с теми теориями и методами, которые привели к задержке развития изобразительного искусства у азиатских народов, кажется насмешкой.
В то же время, однако, каждый из нас, кто в меньшей или большей степени ответственен за Церковь, должен осознать, что в эпоху свободной передачи идей на глобальном уровне вполне естественно для любознательного беспокойного духа греческого народа проявлять интерес к новым идеям как западного, так и восточного происхождения. Поэтому христианским священнослужителям, богословам и мыслителям нужно быть хорошо подготовленными для того, чтобы предоставить грекам объективную информацию. Наконец, лучшим сопротивлением различным духовным тенденциям остается непрерывное активное следование всем правилам Православия, а также его личный и социальный опыт.
Йога и религия: в какого бога верит йога?
Вопрос о связи йоги и религии в целом и индуизма в частности, а также о том, не противоречат ли занятия йогой христианской традиции, задается довольно часто, а в последнее время не реже становится и предметом спекуляций со стороны разнообразных религиозных фанатиков. Для того, чтобы на этот вопрос ответить, нужно, прежде всего, определиться, что мы будем подразумевать под словом «йога» и что – под словом «религия».
Если понятие « йога » ограничивается комплексом физических упражнений, фитнесс-программой, пусть даже расширенной за счет дыхательных упражнений, очистительных процедур и простейших медитаций, родственных аутотренингу, то вопрос религиозности такой «йоги» отпадает сам собой, также как вопрос религиозности пилатеса, например, или каланетики.
Асаны йоги можно практиковать как обычную (или пусть даже не очень обычную) гимнастику, совершенно не интересуясь мировоззренческими аспектами. Однако не могу удержаться от того, чтобы не отметить, что такое представление о йоге – верхний предел, «апофегей» профанации древнего знания. Впрочем, даже такая «йога», как и другие фитнесс-программы, способна принести некоторую пользу организму.
Йога как часть индуизма
Йога – одна из философских систем индуизма, основным текстом которой являются «Йога-сутры» Патанджали. Индуизм в настоящее время является третьей по численности приверженцев религией в мире и претендует на звание мировой. При этом индуизм не является однородной доктриной, а включает шесть различных философских систем, общими для которых является признание авторитета Вед и некоторые понятия: карма, дхарма, сансара, мокша и т.д. Шесть систем индуизма – это: санхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса и веданта. Иногда к числу индуистских традиций причисляют также буддизм, джайнизм и сикхизм, не признающие авторитета Вед.
Не все эти традиции полностью соответствуют нашему пониманию слова «религия» как доктрины о Боге. Некоторые можно рассматривать как религиозные только в качестве учения о сверхъестественном, выходящем за рамки восприятия нашими органами чувств и постижения сознанием.
Йога базируется на теоретических и метафизических положениях другой индуистской традиции – санкхья. Санкхья же атеистична, понятие Бога в ней отсутствует. Йога, так же как и санкхья, ни по своей метафизике, ни по средствам достижения цели – мокши или кайвальи – не нуждается в понятии Бога, тем не менее, это понятие в ней присутствует.
Ишвара
Бога Патанджали зовут Ишвара. Однако это не совсем Бог в нашем понимании этого слова. Ишвара – не творец, не хранитель вселенной, и не «менеджер, присматривающий за порядком на земле». Он не награждает и не наказывает людей. Упрощенно говоря, Ишвара – это сознательная сущность, находящаяся на значительно более высоком уровня развития и организации, чем человек, но это не бог в нашем традиционном понимании этого слова (высший Пуруша в терминологии Патанджали). Будучи свободным от всяких затруднений земного существования, Ишвара живет в вечном блаженстве без заслуг и недостатков, не затронутый влиянием страданий и кармы и является всеведущим, учителем древних риши (мудрецов).
Ишвара Патанджали служит практическим целям: он оказывает содействие и помогает йогину, устраняя препятствия на его духовном пути, облегчает достижение освобождения, но не дарит его непосредственно.
Практика йоги призвана привести йогина к такому же уровню развития, как у Ишвары. Отличия между реализовавшимся йогином и Ишварой в том, что Ишвара изначально был безграничным и не нуждался в специальных практиках, чтобы таковым стать. В отличие от освобожденных душ, которые утрачивают связь с миром, Ишвара находится в вечной связи с ним.
Но, поскольку йогин может обойтись в своей практике и без Ишвары, многие исследователи высказывают мысль, что Патанджали ввел это понятие под влиянием господствовавшего в то время общественного мнения, в стремлении избежать обвинений в непопулярном атеизме. То есть, со стороны Патанджали это была своего рода теологическая дипломатия, популизм.
Тем не менее, в «Йога сутрах» неоднократно упоминается такой способ достижения освобождения от мирских уз как преданность Господу. Под этим понимается смирение, доверие и покорность своей судьбе и отказ от желания наград в виде мирских наслаждений. Это также одно из средств достижения постоянства мышления, успокоения ума, предмет для концентрации и медитации. Однако это всего лишь одно из вспомогательных средств и при том не самое действенное для достижения конечного освобождения.
Соединение или разъединение?
Слово «йога» нередко переводят с санскрита как «соединение», подразумевая, в том числе, и соединение человека с богом. Однако такое толкование, во-первых, спорно и неоднозначно, потому что возможны и другие многочисленные варианты перевода. Во-вторых, с точки зрения йоги, целью человеческого стремления является не единение с богом, а разъединение, отделение духа (души, дживы) от материи. И наконец, учитывая происхождение йоги от атеистической санхьи, трудно понять, с чем или с кем нужно было объединяться.
Даже если смотреть на этот вопрос с позиций адвайта-веданты, то соединение души человека с богом невозможно, поскольку, с этой точки зрения, душа и есть бог, и необходимо лишь устранение неведения, чтобы она это осознала.
Современная йога
Сегодня под йогой в лучших ее формах понимается все же не философия «Йога сутр», а комплексный психо-физический тренинг, набор практик, целью которого является личностный рост человека, и который захватывает все аспекты личности: как физический, так и психо-эмоциональный и ментальный. В тех случаях, когда практика йоги переступает границы физического тела, расширяется и углубляется, все больше затрагивая сознание, в нее нередко приходят такие элементы, как мантры, янтры, мурти (изображения божеств), визуализации и т.д., которые обладают ярко выраженной религиозной окраской. Однако такая йога не является йогой в чистом виде, а представляет собой компиляцию йоги и тантризма. Именно из тантризма привлечены в йогу такие понятия как чакры, нади, бинду, кундалини и др., да и сами практики, по сути, заимствованы у тантрических школ.
Тантра же религиозна, мистична и эзотерична, она связана с религией и разнообразными аспектами и персонификациями Бога. Богатый и выразительный символизм тантры обогатил йогу такими элементами как янтры, мантры, некоторые упасаны (практики почитания, поклонения тем или иным божествам) и др.
Однако это ни в какой степени не обязывает практикующего, в том числе и серьезного практика, активно вовлекаться в традиции и обряды индуизма или тантризма и почитать многочисленных индуистских богов. Во-первых, потому что они рассматриваются скорее не как боги в привычном нам понимании, а как персонификации определенных сил в природе, таких, например, как время, сознание, энергия. Мантры, янтры, религиозные практики направлены не на умилостивление этих богов, а на гармонизацию сознания практикующего с более высокими уровнями сознания, существующими во вселенной. Во-вторых, большинству индуистских школ и традиций присуще понятие безличностного Абсолюта, который является причиной, источником и вместилищем всего, а персоны индуистского пантеона – это олицетворения различных его аспектов.
Ничто не обязывает практикующего вовлекаться в традиции и обряды индуизма и почитать многочисленных индуистских богов.
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев за внешней формой инструментов тантры не просматривается никакого внутреннего содержания. Зачастую отсутствует даже понимание тантрического символизма. То есть искомой гармонизации, сонастройки с какими-то более высокими уровнями сознания не происходит. Для того, чтобы это происходило нужны очень серьезные учителя. И даже приобщение к той или иной духовной традиции, особенно, если оно формальное, не является гарантией, что эти практики удастся реализовать.
Поэтому, на мой взгляд, если нет желания приобщаться к индуистским традициям, то все религиозные аспекты из практики йоги можно смело исключить. Тем не менее, если от йоги ожидаются серьезные результаты – расширение границ сознания, растождествление с ложным эго, духовный прогресс, приобретение сверхъестественных способностей и т.д., – изучение и понимание мировоззренческих и метафизических основ йоги как одной из религиозно-философских систем индуизма все же необходимо. Без этого утрачиваются цели и смысл практики, и в результате она скатится к уровню банальной физкультуры.