во что верят татары
Какую религию исповедуют татары? Религия татар
В средние века империя татар была одной из самых больших в мире. Изначально это были разрозненные племена, неспособные даже к самоорганизации. Но внедрение единой религии позволило объединить разных вождей и создать мощное государство, которого боялась вся Европа. Какую религию исповедуют татары, знает не каждый.
Кто такие татары
Истоки вероисповедания
Ислам зародился еще в 611 году, закрепился книгой Коран и в течение двух веков активно распространялся на территории Средней Азии и на Кавказе. Приняли мусульманство и татары. Религия в VIII-IX веке не была насажена искусственно, большая часть людей обратилась к ней по собственному желанию. Волжская Булгария – регион-прародитель данного этноса – первым принял ислам. Особенно заботились о вере ханы.
Анимизм (то есть вера в существование духов и души) все еще оставался близким для населения. Он четко прослеживался в шаманских ритуалах. А Тенгри был главным небесным божеством, создателем растений и покорителем грома.
Последователи пророка
Основоположником данного вероисповедания стал Мухаммед. Этот простой человек жил в городе Мекке и долгое время работал торговцем. Мужчина получал видения, а в 615 году решил проповедовать публично. Вместе с поклонниками появились и преследователи. После его смерти ислам раскололся на две линии. Это было связано с тем, что ученики не могли определить, кто станет преемником пророка.
Меньшая часть стала сторонниками шиитского ислама, а более 90% – суннитского. К какой религии относятся татары сегодня? По верованиям они мусульмане-сунниты.
Смесь стилей
Божьими домами становились замки. Это была вынужденная необходимость, поскольку Орда постоянно воевала. Впоследствии, по приказу Ивана Грозного, были разбиты почти все центры исламской культуры, до которых смогли добраться царские войска. Татары, проживающие на территории России, были вынуждены принять православие.
Преклонная архитектура
Первой постройкой, которая была заложена как символ двух конфессий (православие и ислам) в одном городе, стало восстановление места поклонения аль-Марджани. Не уступает по пышности еще одно мусульманское молитвенное сооружение в Казани – Апанаевская. Начало строительства стартовало в 1768 году. Что примечательно, проект одобрила сама Екатерина II, а средства выделила исламская община.
Вера в Христа
По оценкам многих исследователей, на сегодняшний день почти 20% тюркских племен России являются православными в нескольких поколениях. И численность их медленно растет. Поскольку в смешанных браках православных и мусульман ребенка обычно крестят.
Считается, что исповедовать христианство некоторые отдельные группы татар начали еще в Х веке. Изменить взгляды им пришлось под давлением Золотой Орды и ханов, которые жестоко расправлялись с каждым, кто высказывался в защиту православия. Примечательно, что религия крымских татар изначально была христианской. Местное население отказывалось принимать ислам. Результатом такого поведения стало уничтожение всех православных храмов.
Татары Сибири
Регион проживания этой группы тюркских племен сильно удален от Москвы. Во времена могущества Золотой Орды главной целью войн было обогащение, поэтому Сибирь не вызывала у ханов никакого интереса. Ситуация не слишком изменилась и тогда, когда российские цари окончательно разгромили монгольские полчища и положили конец империи Чингисхана.
Таким образом, местное население оказалось в определенной изоляции. Оно имело возможность развиваться само по себе. Основными учителями и проповедниками, как и раньше, оставались шаманы. Сибирские татары, религия которых представляет собой уникальный симбиоз классического суннитского ислама и древнего шаманизма, представляют наибольший интерес для этнографов. Эта группа племен практически не ассимилировалась и смогла сохранить подлинную историю своего этноса.
Какая вера у татар
Все ли могут ответить на вопрос, какая вера у татар? Живём бок о бок, но так мало знаем друг о друге. Для человека религиозного полезно знать хоть что-то об убеждениях хотя бы своих соседей. Эта статья поможет людям, живущим в России, чуть углубиться в религиозный мир татар.
Татары — это этнические группы, которые в поздние века утвердились в Русском государстве
Прежде чем говорить что-то о том, какую религию исповедуют татары, кратко освежим в памяти, что же это за этнос такой. Если при упоминании татарского народа возникла ассоциация с потомками Золотой Орды, то она не случайна. Да, монголо-татары, как минимум, частично, — это предки нынешних татар.
Но этногенез татар по сей день вызывает споры, однозначного ответа не существует.
Татары в национальных костюмах
Название «татары» восходит к VI веку, когда его употребляли к восточным кочевникам. Все мы знаем, что к XIII веку эти народы образовали очень сильную армию, достигшую в своих походах Европейских государств.
Уже в более поздние годы различные этнические группы татар образовались на территории Русского государства. Исследования доказывают, что все они организовались независимо друг от друга в Сибири, Астрахани, на Кавказе, в Казани и много где ещё.
Храм всех религий в посёлке Старое Аракчино в пригороде Казани
Древняя вера татарского народа — тенгринство, религия монголо-татар
Ещё до того, как татары появились в России, собственно, ещё до появления самой России, эти народы исповедовали тенгрианство (тенгризм). Хотя, конечно, они не называли свою веру этим новым термином. Это название в честь главного бога — Тенгри. Возможно, у этого слова есть связь с китайским, скандинавским или шумерским языком.
Тенгри — бог неба, что традиционно для древних религий. Практически всегда (за исключением разве что Египта) мужское божество отождествлялось с небом, а женское — землёй.
Многие татары исповедуют реставрированную религию своих предков. Мать-землю называли Умай. Говорили также о Эрлике — пожилом властелине мира мёртвых.
Как и в случае со многими другими древними религиями, мы мало чего можем сказать о том, какая вера у татарского народа была в те времена. О многом приходится догадываться.
Известны следующие черты этой религии:
Вот в общих словах, какая вера была у монголо-татар.
Тенгризм реставрирован неоязыческими культами
К концу XX века в людях пробудилось стремление к корням. Усилился интерес к древним религиозным традициям. Тенгризм не стал исключением. Многие этносы (кумыки, башкиры и т.д.) заинтересовались верой предков.
Это не удивительно. То же самое происходит у славян, которые стремятся возродить религию древних славян. Это рассматривают как исконное и традиционное. Так люди ощущают своё не только религиозное и историческое, но и родовое, а также этническое единство.
Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме
Татары-мусульмане отождествляют Аллаха и Тенгри, ибо так им проще принять и воспринять ислам. Он становится более своим. Преимущество тенгризма — это возможность самоидентификации татарского народа, его слияние с культурой и фольклором.
Стремление в тенгризм особенно удивителен для преимущественно исламского региона, где веротерпимость — редкое явление.
Но и слабые стороны тенгризма очевидны:
Но намного хуже и сложнее приходится выстраивать отношения и исламом. Далеко не всем мусульманам приятны компромиссы собратьев между тенгризмом и мусульманством. Верующих в религию предков часто рассматривают как язычников и соответствующее к ним относятся.
Большинство татар в России исповедуют ислам — религию пророка Мухаммеда
Ислам прочно вошёл в историю татарского народа в России. Нет ничего удивительно, ведь это принятие ислама пришлось на X век, а знакомиться с ним народ начал ещё IX. То есть фактически всю письменную историю, в которую сегодня можно заглянуть, татары исповедовали ислам. Им теперь нет возможности даже оглянуться, чтобы узнать о каких-то альтернативных верованиях — информация о них не сохранилась.
Ислам дал свои плюсы татарской цивилизации. Он отрыл дорогу к арабской культуре, а это безграничные возможности, которые даёт опыт Востока:
Да и само по себе объединение с арабскими странами на религиозной почве — это огромное преимущество для тогдашних татар.
С тех прошло три крупных религиозных реформы. Их главная цель — отделить религию от государства. Ведь вера должна заниматься внутренним миром человека, а не политикой, экономикой и культурой. Это прошло успешно.
Если дать краткую характеристику религии пророка Мухаммеда, то это монотеистическая традиция. Она образовалась примерно в VII веке на базе христианского вероучения и в противовес арабским верованиям. Что это были за верования, мы уже вряд ли узнаем.
Путь ислама начался крупными военными компаниями, которые позволили закрепиться этой религии на Аравийском полуострове.
Ислам вышел из христианства и во многих предписаниях аналогичен ему. Это примерно те же требования к человеку, похожие представления о Боге и мироустройстве.
Мечеть Кул Шариф в Казани
Отличия сводятся к следующему:
Ислам имеет дурную славу из-за наиболее радикальных течений, но они в корне противоречат человеколюбивому учению Аллаха. Эта молодая религия за короткий срок смогла разрастись до мировой, закрепиться и получить масштабное влияние по всему миру.
Крымские татары исповедуют ислам
На то, какая вера у крымских татар, повлияла близость Турции. Разумеется, ислам приобрёл здесь наибольшее влияние. В 2015 году практически 84% опрошенных сказали, что они мусульмане.
В то же время эта религиозность в большей степени внешняя и не имеет под собой глубокого принятия духовных принципов правоверного мусульманина.
Некоторые татары исповедуют христианство уже многие века
Среди татар выделяется этнконфессиональная группа крящены. Это татары, которые крещены в христианство и продолжают исповедовать его.
Есть несколько версий происхождения этого явления:
Руководитель татарской православной общины Москвы Динара Бухарова сообщает:
Устойчивые мусульманские объединения от 10 и более человек, сгруппировавшихся вокруг его организационного ядра — имама и его помощников, действуют практически в каждом населённом пункте компактного проживания крымскотатарского населения. Подобных объединений в Крыму на начало 2011 года насчитывалось более шестисот, зарегистрированных мусульманских общин, входящих в ДУМК, — 339, автономных мусульманских общин — 49».
30% татар сегодня исповедуют православие, по словам Динары Бухаровой.
Но с этим мнением не согласны представители татар-мусльман. Председатель попечительского комитета Совета муфтиев России Фарит Фарисов уверен, что эти цифры намеренно слишком завышены:
«Есть статистика, которую я ей показывал, когда она говорила, что православных татар больше. Я ее просил не обманывать людей. По статистике 6% татар исповедуют православие, среди них кряшены, а неофитов очень мало. Проблема в том, что Динара Бухарова даже под сомнение не ставит то, что она заблуждается.
Я утверждаю, что дети тех татар, которые принимают православие, перестают молиться, а их дети уже идентифицируют себя как русские. Что касается кряшен, я их очень уважаю, они сохранили свою культуру, язык».
Меньшинство татар исповедует буддизм и другие религии
Пока ведутся споры христиан и мусульман, какая религия у татар в каком масштабе представлена, скромно молчат представители религиозных меньшинств. Ведь быть татарином — вовсе не значит быть православным или мусульманином.
В России каждый человек сам вправе решать, во что верить, а не руководствоваться тем, к какой религии относятся прочие представители его этнической группы. Среди татар немало буддистов. Есть представители и других религиозных традиций, но в очень малом количестве.
Немного истории. Кому поклонялись татары до принятия ислама?
Несмотря на то, что в евразийской степи в древности обитало множество кочевых народов, после ухода с исторической арены индоевропейцев-скифов, большая часть кочевников было тенгрианами. По крайней мере, к этой религии принадлежало две основные группы племен – тюрки и монголы.
Из-за того, что эта вера была предана забвению столетия назад, о ней не так хорошо известно. Тем не менее, исследователи выделяют в ней два уровня: народный и государственный.
Первый – это, по сути, хорошо знакомый нам шаманизм, который предполагает обожествление природы и веру в духов. В той или иной форме он сохранился у большинства современных тюрок и монголов, даже тех, кто стали мусульманами или буддистами в глубокой древности. Казахи, к примеру, до самого 19-о века больше обращались по своим мелким проблемам к шаману-баксу, чем к мулле. Да и сейчас такая традиция кое-где сохранилась.
Второй, государственный или имперский уровень, появился, когда во всей Великой степи возникла единая держава – Тюркский каганат. Шаманы, приближенные к правителю, способствовали обожествлению верховной власти для укрепления ее авторитета среди простых кочевников. Каган считался сыном волчицы, потомком «великого неба» и т.д.
Если кратко, тенгрианство – это культ неба, которое считается неким обезличенным богом.
Такая религия была характерна для всех жителей степей Евразии, но по мере их распространения по всем сторонам света, кочевники стали принимать веру своих более многочисленных соседей, будь то христианство, ислам или буддизм.
Но теперь вернемся к татарам. Если говорить о той их части, которая сформировалась на берегах Волги, то это, по сути, объединение двух народов – булгар, покинувших Причерноморье 7-м веке и ушедших на северо-восток от своих врагов и тюрко-монголов Золотой Орды, которые стали править здесь с 13-о столетия, а через двести лет переселились сюда окончательно.
Нетрудно заметить, что те и другие были тенгрианами. Поволжье приняло ислам в 922-м году, чтобы получить помощь арабов против общих противников – хазар. Ордынцы обращались в мусульманство постепенно, а после 1320-х годов объявили веру пророка государственной религией. Только после этого началось слияние в единую нацию этих двух элементов современного татарского народа.
В наше время тенгрианство крепко забыто и даже на волне повышения интереса к собственным тюркским корням в 21-м веке, о нем мало кто вспоминает. Никакого неоязычества, как среди других европейских народов, у татар не возникло.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Религия татар: православные христиане или мусульмане
Кто такие татары?
Народ, проживающий на территории центральной и восточной части России, объединенный общим языком — татарским (тюркский с различными его диалектами, в зависимости от местожительства) и единой религией. Если взглянуть на карту, можно выделить три региона, по которым их разделяют на этнотипы:
Первые упоминание термина «татары» относят к 6 веку, среди монголо-маньчжурских племен, кочевавших в восточной Сибири. А, в 13в. с распространением Золотой Орды, термин стал известен и в Европе.
Однако, несмотря на общее название, данные этнические группы имеют различных предков. Исследования ученых показали, что внутри каждой из этих групп присутствует большое генетическое разнообразие, формировавшееся независимо от других. Для понятности, такой пример национальности: англичане и русские, развивались обособленно, но когда-то у них были общие предки.
Но, независимо от происхождения, религия татар и язык объединяет их в один народ.
Название
Самоназвание нации — татарлар. Ясной версии происхождения термина «татары» нет. Существует несколько версий этимологии этого слова. Основные из них:
Согласно двум последним версиям, этими словами называли татар другие племена, которые не понимали их язык, для которых они были чужеземцами.
Истоки вероисповедания
Изначально, татары были кочевниками, практикующие одну из сторон язычества — анимизм с элементами шаманских обрядов (заклинания животных, вера в существование духов). Это были разрозненные группы, часто нападавшие на таких же кочевников.
Все изменилось в конце 8 — начале 9 века. Когда татары активно стали принимать иную веру. Первыми кто приобщился, были Казанские кочевники поволжского региона. Новая религия татар в отличие от католичества или христианства, принялась добровольно, не было ни вешаний за шею или за ноги, ни костров.
Местные ханы стали активно возводить храмы новой веры. Вокруг которых собирались татары, а впоследствии, осели образовав города и деревни (авылы). В которых со временем стала развиваться торговля, зародилась письменность и появились войска для защиты. А спустя три столетия все это переросло в Татаро-Монгольское Иго.
Вернуться к оглавлению
Одежда
Татарский народный костюм сформировался под влиянием азиатской культуры. Некоторые элементы были заимствованы у кавказских народов. Наряды разных этногрупп немного различаются. Основу мужского костюма составляют такие элементы, как:
Туника украшалась в верхней части и снизу национальным орнаментом, ее подпоясывали широким длинным куском материи с бахромой на концах. В дополнение к рубахе надевали свободные штаны. Поверх комплекта носили безрукавку, полочки который снабжались вышивкой. Иногда надевали длинный халат (почти до пола) из хлопкового материала. Голову покрывали тюбетейкой, которая щедро украшалась национальным орнаментом. В некоторых этногруппах носили фески — турецкие головные уборы. В холодную погоду надевали бешмет — кафтан узкого покроя длиной до колен. Зимой носили овчинные шубы, меховые шапки. Обувью служили ичиги. Это легкие, удобные сапоги из мягкой кожи без каблука. Ичиги украшали вставками из цветной кожи, орнаментом.
Наряды татарских девушек очень красочны, женственны. Изначально девушки носили костюм, подобный мужскому: длинная (в пол) туника и широкие штаны. К нижнему краю туники пришивали воланы. Верхнюю часть расшивали узорами. В современных нарядах туника трансформировалась в длинное платье с узким лифом и расклешенным подолом. Платье хорошо подчеркивает женскую фигуру, придавая ей пышные формы. Поверх него надевается жилетка средней длины или длиной до талии. Ее богато украшают вышивкой. Голову покрывают шапочкой наподобие фески, чалмой или калфаком.
Какую религию исповедуют татары?
Конечно же, это ислам. Подавляющее большинство из них мусульмане-суниты. В основе данного течения лежит священное предание о жизни исламского пророка Мухаммеда — «Сунна». Описывающая его поступки и изречения. Является вторым источником (после Корана) исламского права, этаким руководством для всех и каждого верующего мусульманина. Который должен придерживаться правил:
Имена
Татары называют детей красивыми, звучными именами, которые имеют глубокое значение. Популярными мужскими именами являются:
Девочек называют именами, раскрывающими природные качества, символизирующие красоту, мудрость. Распространенные женские имена:
Последователи пророка
Основоположником данного исповедания стал, как уже говорилось выше, Мухаммед. Он был обычным человеком, вел торговлю, но после видения стал проповедовать слово Аллаха публично. Согласно истории, Мухаммед не являлся сыном Божьим, а был посредником — пророком.
Через какое-то время у него появились почитатели. Учение набирало популярность и распространялось среди все новых народов и государств. И спустя два века после основания, пришло к татарам. Вместе с новой религией прибыли и мусульманские архитекторы, строившие для них мечети. Это ускорило популяризацию ислама.
Тенгризм реставрирован неоязыческими культами
К концу XX века в людях пробудилось стремление к корням. Усилился интерес к древним религиозным традициям. Тенгризм не стал исключением. Многие этносы (кумыки, башкиры и т.д.) заинтересовались верой предков.
Это не удивительно. То же самое происходит у славян, которые стремятся возродить религию древних славян. Это рассматривают как исконное и традиционное. Так люди ощущают своё не только религиозное и историческое, но и родовое, а также этническое единство.
Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме
Татары-мусульмане отождествляют Аллаха и Тенгри, ибо так им проще принять и воспринять ислам. Он становится более своим. Преимущество тенгризма — это возможность самоидентификации татарского народа, его слияние с культурой и фольклором.
Стремление в тенгризм особенно удивителен для преимущественно исламского региона, где веротерпимость — редкое явление.
Но и слабые стороны тенгризма очевидны:
доисламская и добуддийская религия тюрко-монгольских кочевников, в которой присутствует культ обожествлённого неба
Но намного хуже и сложнее приходится выстраивать отношения и исламом. Далеко не всем мусульманам приятны компромиссы собратьев между тенгризмом и мусульманством. Верующих в религию предков часто рассматривают как язычников и соответствующее к ним относятся.
Смесь стилей
Так географически сложилось, что татары проживали между Европой и Русью, Востоком и центральной Азией. На протяжении веков происходил контакт с ними. Сначала Русь была захвачена Татарами, а после падения Орды они вошли в состав Руси, христианского государства. Естественно, это привело к смешению стилей архитектуры храмов.
Первые мечети больше напоминали крепости, так как Орда без конца находилась в состоянии войны. Тогда было не до красоты и в ходе этих боев многие храмы были разрушены. Восстановление и постройка новых начались, когда татары уже вошли в состав России. К проектам мечетей приложили руки не только исламские строители и инженеры, но и христианские.
А самым ярким примером сотрудничества двух конфессий стала Анаповская мечеть в городе Казань. Ее строительство началось при царствовании Екатерины 2 в 1768 году, под личным руководством императрицы.
Причем смешивание происходило и в быту, речи, письменности, да и межнациональные браки не редкость. Татары и русские контактировали веками и заимствование было в обе стороны.
Вернуться к оглавлению
Жилище
Татарские племена располагали свои поселения по берегам рек, вблизи больших дорог. Аулы строили хаотично, без упорядоченной планировки. Селения характеризовались извилистыми улочками, иногда приводящими в тупик. Со стороны улицы ставили глухой забор, хозпостройки делали во дворе, размещая их кучкой или в виде буквы П. Правление, мечеть, торговые лавки находились в центре поселения.
Татарские дома представляли собой срубные строения. Иногда жилище складывали из камня, реже оно было глинобитным. Кровлю устилали соломой, дранкой, досками. Дом имел два или три помещения, включая сени. Богатые семьи могли позволить себе двух- и трехэтажные жилища. Внутри дом делился на женскую и мужскую половины. В домах делали печи, по типу русских. Их располагали рядом со входом. Внутри жилище украшали вышитыми полотенцами, скатертями. Снаружи стены расписывали орнаментом, отделывали резьбой.
Вера в Христа
Сегодня на территории России проживает примерно 20 % тюркско-язычного населения, исповедующих христианство. Обе религии распространялись в одно время и куда-то (крымский полуостров), учение Христа пришло раньше.
Присоединившись к России, на месте разрушенных войной мечетей, по приказу Ивана Грозного, стали возводиться христианские храмы. Татарам некуда было деваться и люди приняли новую веру. Их часто называют этнонимом — «крященые«. Происходило это на территории Волжского и Уральских регионов.
Что интересно, в самом Татарстане количество христиан достигает 40 процентов и число это постоянно растет, так как в смешанных браках детей обычно крестят. |
Численность
Всего в мире насчитывается 8 000 000 татар. Из них около 5,5 млн живут в России и субъектах РФ. Это второе место по численности после граждан русской национальности. При этом в Татарстане находится 2 000 000 человек, Башкортостане 1 000 000. Небольшое количество переехало в соседние с Россией регионы:
Незначительное число живет в Румынии, Турции, Канаде, США, Польше.
Казань — столица Татарстана
Татары Сибири
Интересная ситуация с религией складывается у коренных тюркских народов Запада и Юга Сибири. В этом регионе у татар мусульманская вера смешалась с обычаями шаманства, например заклинания животных и общение с духами. Произошло это по двум причинам:
Жизнь
Основными занятиями татарских племен были:
На полях выращивали коноплю, ячмень, чечевицу, пшеницу, овес, рожь. Земледелие было трехпольного типа. Скотоводство выражалось в разведении овец, коз, быков, лошадей. Это занятие позволяло получать мясо, молоко, шерсть, шкуры для пошива одежды. Лошади и быки использовались как тягловые животные и для передвижения. Также выращивали корнеплоды, бахчевые культуры. Было развито пчеловодство. Охотой занимались отдельные племена, в основном живущие на Урале. Рыболовство было распространено у этногрупп, населявших берега Волги и Урала. Среди ремесел распространение получили такие занятия:
Национальный татарский орнамент характеризуется наличием цветочных, растительных рисунков. Это показывает близость народа к природе, умение видеть красоту в окружающем мире. Женщины умели ткать, сами шили повседневные и праздничные костюмы. Детали одежды украшали узорами в виде цветов, растений. В 19 веке стала популярна вышивка золотыми нитями. Из кожи изготавливали обувь, детали гардероба. Популярностью пользовались изделия из кожи разных оттенков, сшитые между собой.
До 20 века в племенах были родоплеменные отношения. Существовало разделение между мужской половиной населения и женской. Девушек изолировали от молодых людей, до свадьбы они не общались. Мужчина имел более высокий статус, чем женщина. Пережитки таких отношений сохраняются в татарских селениях и сейчас.
Все татарские семьи глубоко патриархальны. Все, что говорит отец, исполняется беспрекословно. Дети почитают мать, но жена практически не имеет право голоса. Мальчиков воспитывают во вседозволенности, так как они — продолжатели рода. Девочек с детства учат благопристойности, скромности, подчинению мужчине. Юные девушки знаю, как вести хозяйство, помогают матери по дому. Браки заключались по договоренности между родителями. У молодых согласия не спрашивали. Родственники жениха обязаны были заплатить калым — выкуп. Большинство свадебных обрядов и застолье происходило без присутствия жениха и невесты, в них участвовала многочисленная родня. Девушка попадала к мужу только после уплаты калыма. Если жених устраивал похищение невесты, то семья освобождалась от выкупа.
Религиозные праздники татар
Все же подавляющее большинство, принадлежит исламской вере и не зависимо от местности отмечают все мусульманские праздники:
Характер
Татарская нация очень гостеприимна, дружелюбна. Гость — важный человек в доме, к нему относятся с большим уважением, просят разделить с ними трапезу. Представители этого народа обладают веселым, оптимистичным характером, не любят унывать. Они очень общительны, разговорчивы.
Мужчин характеризует упорство, целеустремленность. Их отличает трудолюбие, они привыкли добиваться успеха. Татарские женщины очень приветливые, отзывчивые. Их воспитывают как образец нравственности, благопристойности. Они привязаны к своим детям, стараются дать им самое лучшее.
Современные татарки следят за модой, выглядят очень ухоженными, привлекательными. Они образованны, с ними всегда найдется, о чем поговорить. Представители этого народа оставляют о себе приятное впечатление.
Традиции и обряды
У каждого народа обряды имеют особенный уклад.
При рождении ребенка в мусульманских общинах Татарстана существует такая традиция:
В свадебном обряде участвует сваха. Успешный договор с родственником жениха о размере калыма означает, что невесту засватали. Приданное ей собирают с детских лет. Свадьба проходит в двух половинах – мужской и женской. Но пока калым не выплачен, молодой муж посещает жену ночью, а живет у своих родственников. Усопших хоронят на второй день, а поминки проводят на следующий. Металлический предмет (как правило это лом) лежит в вырытой могиле до момента опускания в нее тела в саване. Молитвы – традиция для всех народов. Татары строго соблюдают ритуальную часть, формой веры которой был анимизм.
Примечания
Общественно-политические движения 1980—1990-х годов
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 сентября 2015 года
На конец 80-х годов XX века приходится период активизации общественно-политических движений в Татарстане: создание Всетатарского общественного центра (ВТОЦ), первый президент M. Мулюков, отделение партии «Иттифак» — первой некоммунистической партии в Татарстане, во главе которой встала Ф. Байрамова.
Булгарский национальный конгресс
Президент Булгарского национального конгресса[48] (республика Татарстан) Гусман Халилов обращался в Европейский суд по правам человека по вопросу переименования татар в булгар, но в 2010 г. проиграл в суде[49].