во что верят таджики

Религиозные культы и верования у таджиков.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджики

Зарождение религиозных верований таджикского народа относится еще к эпохе каменного века. Как свидетельствует ритуальное погребение мальчика-неандертальца, найденное в одном из гротов южных отрогов Гиссарского хребта, первые представления о потустороннем мире и зачатки фантастического объяснения реально существующего мира, которые легли в основу возникновения религии, появились еще в эпоху мустьерских общин, населявших территорию Таджикистана 50-40 тыс. лет тому назад. Памятником древних магических обрядов являются рисунки мезолитической эпохи (около 10 тыс. лет тому назад), открытые в гроте Шахты на Памире. Минеральной краской на стенку грота здесь нанесены изображения животных, пронзенных стрелами, и человека, замаскированного под птицу. Рисунки, обнаруженные на Памире, донесли до наших дней образец магических охотничьих обрядов, связанных с первобытной религией.

С культом предков и страхом перед покойником связаны кольца памирских курганов и ритуальное посыпание трупа красной краской. В индоиранских литературных памятниках зафиксировано представление о Матери-Земле, прародительнице всего сущего, в т. ч. и человека. Широко развиты были тотемистические представления. Об этом говорят фигурки животных из сакских могильников Памира, которые нашивались на одежду, и многочисленные рисунки горных козлов, выбитые на скалах в различных местах Таджикистана.

Важную роль в распространении ислама среди таджикского населения сыграла деятельность проповедников-суфиев, принадлежащих к различным мистико-аскетическим направлениям ислама («тасаввуф» или суфизм). Уже в ХI-ХП веках возникают суфийские братства или ордена, во главе которых стояли пиры и ишаны. Некоторые из этих орденов существуют и действуют и в настоящее время. Из них наибольший след в истории ислама в Таджикистане и других государств Центральной Азии составили ордена: накшбандия, кубравия, кадирия, ясавийа.

Однако это вовсе не значит, что светская власть допускает процесс активной исламизации населения. Президент страны неоднократно требовал, чтобы религиозные деятели прекратили завлекать в молельные дома молодежь и не вмешивались в государственную политику.

Официально действующая Партия исламского возрождения, выступает за усиление роли ислама в обществе. Уже сейчас она стала второй по численности (30 тысяч человек) партией страны, обойдя коммунистов.

Источник

Таджики — многочисленный народ Средней Азии

Таджики — иранский народ, является вторым многочисленным этносом Средней Азии, по оценкам ООН и данным Книги фактов ЦРУ. Таджики — один из наиболее древних народов Центральной Азии. Прямыми предками народности являются бактрийцы, согдийцы, маргианцы, хорезмийцы, парфяне, парканцы, сако-массагетские племена.

В 1924 году была образована Таджикская АССР, столицей которой стал город Душанбе, входящий в состав Узбекской ССР. Таджиков не выделяли отдельно, а объявили титульной нацией. Таджикистан был выделен как отдельная советская республика в 1929 году, которая позже стала современным независимым Таджикистаном.

Где живут

Народ проживает в основном на территории Афганистана, Таджикистана. Большое количество таджиков живет в Кыргызстане, Узбекистане, Пакистане. К таджикам в Афганистане относят персоязычное население озера Хамун и бассейнов Герируда. Живут в США, Германии, России, КНР, Великобритании, Казахстане, Канаде, Швеции, Бельгии, Туркмении, на Украине, в Италии, Финляндии, Нидерландах.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджики

Название

Этноним «таджик» связан с происхождением среднеперсидского слова «тазиг», которое переводится как «араб». На востоке иранского мира согдийским словом «tazik» называли армии халифата, которые вторглись туда под знаменем джихада. Тюрки караханиды, захватившие Среднюю Азию, использовали широко слово «тежик» для обозначения оседлого подвластного иранского населения. На другом конце иранского мира «тежик» называли всех мусульман в армянском языке.

Как название национальности, этноним «таджик» стал широко употребляться в 20 веке после национального размежевания и советского «национального строительства». Другое название национальности — «дари».

Численность

Общая численность таджиков во всем мире составляет около 20 000 000 человек. Примечательно, что в Афганистане живет больше представителей этого народа, чем в Таджикистане.

Таджики говорят на разных диалектах персо-таджикского континуума, таджикском и языке дари (афгано-персидский).

До 20 века литературный язык таджиков был единым с языком персов в Иране и назывался «персидским» или «придворным», языком двора. Иногда многочисленные разговорные формы этого языка называли таджикскими, но данный термин был распространен слабо.

В таджикском языке существует более 50 говоров, которые делятся на четыре основные группы:

Когда Арабский халифат завоевал Среднюю Азию, письменность таджикского была на основе арабского алфавита, затем в 1929 переведена на латиницу. Современная письменность основана на кириллице. В 1940 году впервые был введен таджикский алфавит. Современный вид он приобрел только в 1988 году. В нем 35 букв и основан он на русском алфавите с добавлением шести диакритических букв для обозначения звуков.

Многие специалисты рассматривают язык дари как афганский местный вариант персидского и таджикского. Дари практически идентичен с таджикским, отличается только письменностью. Носители таджикского, дари и персидского понимают друг друга без сложностей.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджики

Религия

Со времен арабского завоевания, основной религией таджиков Средней Азии был ислам суннитского толка. Сегодня основная часть народа является суннитами ханафитского мазхаба. В Средней Азии существует небольшое число шиитских общин.

Особыми группами являются фарсиваны запада Афганистана. В основном это шииты и таджики Памира, исповедующие ислам вслед за памирскими народами. В традиционной вере таджиков широко проявляется зороастризм и древнеиранские верования. Важную роль в мифологии народа играет культурный герой, прародитель таджикского народа «Бобо Дехкон». Он представлен в виде деда земледельца, который научил людей пахать землю, сеять хлеб.

Национальная кухня таджиков является одной из древнейших в мире. К ней наиболее близки узбекская и персидская кухни по ассортименту продуктов и видов блюд. Кулинарное искусство таджикского народа формировалось под влиянием богатой истории.

Кухня очень разнообразна, насчитывает десятки видов разных блюд:

Для приготовления и потребления пищи используются разные способы, в зависимости от региона. Раньше блюда различались по природным, географическим условиям, социальному положению людей.

Основой питания в горных районах были лепешки (нон), молочные продукты, сухой сыр (курут), топленое масло, творожный сыр (панир), разнообразные каши, лапша. В равнинных районах питались лепешками, блюдами из риса, лапшой, фруктами, овощами, лепили манты. Для приготовления еды использовали растительное масло, в том числе хлопковое.

Едят говядину, баранину, конину, козлятину, часто в сушеном виде с лапшой, картофелем. Из конины изготавливают колбасу (казы). Из мяса часто делают шашлык, жаркое куырдак, кабоб, голубцы шахлет. Редко на столе появляется птица, в основном это курица, перепела, куропатки.

У горных таджиков праздничное блюдо, это суп из баранины (шурбо). Праздничным традиционным угощением равнинных таджиков является плов. Готовят его в чугунных котлах-казанах разными способами. Сперва в растопленном жире обжаривают морковь с луком, мясо, добавляют крупу и иногда даже рубленую домашнюю лапшу. Есть виды плова, которые готовят с добавлением сухофруктов, айвы, нута, головок чеснока, зерен граната, виноградных листьев.

Салаты подают отдельно, делают их из свежих овощей, зелени. Из овощей в пищу употребляют помидоры, огурцы, тыкву, репу, кабачки, редьку, редис, баклажаны. Супы обычно густые, жирные, наваристые. Все ингредиенты сперва обжаривают в большом количестве жира. Первые блюда готовят в основном на костном, мясном бульоне, редко на отваре овощей, кислом молоке. Самые популярные супы таджикской кухни:

Каши готовят из нута, пшеницы, риса, фасоли, чечевицы, маша, джугары. Всегда в блюда добавляют большое количество специй: барбарис, шафран, анис, чеснок, зиру. Большой популярностью пользуется рубленая пряная зелень: кинза, петрушка, мята, базилик, укроп, щавель, зеленый лук.

Мучные изделия народ очень любит, готовят их из пресного и дрожжевого теста. Популярные изделия с мясом: пельмени хушан, слоеные пирожки самбуса, манпар, лагман, шима. Изделия из теста с начинкой или без варят в подсоленной кипящей воде, жарят в масле, готовят на пару.

Сладости едят несколько раз за трапезу, делают сухофрукты, едят бахчевые, свежие и жареные орехи, их теста готовят хворост, сладкие слоеные пирожки. Национальные сладости: мучная халва, конфеты пичак, сахар с пряностями нават, белковый крем нишалло.

Самый популярный напиток — чай, из всех сортов особенно распространен именно зеленый. Пьют его в горячем или холодном виде, в основном без сахара. Этим напитком начинается и заканчивается любая трапеза таджиков. Черный чай обычно смешивают с молоком, сливочным маслом. Из спиртных напитков употребляют вино, которое называют «май» или «шароб», в зависимости от региона.

Внешность

Сегодня большинство таджиков носит одежду городского типа, но национальный костюм сохранился. Особенно он востребован среди женщин в сельских местностях. Женщины носили платье-рубаху (курта), которая служила нательной и верхней одеждой, шаровары «эзор» или «пойцома», стеганый халат «цома», головной платок «румол». В последние годы в районных центрах носят камзул — верхнюю одежду в виде пальто, зауженного в области талии.

Рубахи однотонные с ярким орнаментом, украшаются вдоль воротника, на рукавах и подоле вышивкой, отличаются покроем ворота:

Халаты похожи с мужскими по крою. Платки носят из белой кисеи, фабричные, вязаные, полушерстяные, шелковые. Обычно платки больших размеров, складывают их по диагонали, набрасывают на голову, концы закидывают за спину. Молодые женщины часто закрывают лоб, завязывают на затылке концы. Последнее время все чаще таджички носят тюбетейки (тоци).

Женщины расчесывают волосы на прямой пробор, плетут тонкие косички, приплетая к ним чура из искусственных или шерстяных черных ниток, которые заканчиваются на конце кистями из разноцветного бисера и ниток.

Обувь сегодня носят в основном городского типа, галоши из резины с острым носком, туфли. Иногда женщины надевают «маусй» — мягкая обувь, которую носят с галошами. Встречается местная старинная обувь из дерева. В теплое время года носят обувь на босую ногу, зимой надевают шерстяные цветные чулки с орнаментом (ууро). Из украшений таджички постоянно носят на шее бисерные повязки гулу-бандакж, ожерелье из коралловых бус и монет муура, браслеты, кольца.

Костюм таджикских мужчин состоит из шаровар, рубахи, халата, тюбетейки, поясного платка. Рубаху носят на выпуск, поверх штанов, подпоясывают большим, сложенным по диагонали платком. Летние халаты тонкие, без подкладки, зимние стеганые на вате, с подкладкой. Все чаще современные таджики одевают брюки и пиджак, сочетая их с некоторыми элементами национальной одежды.

Независимо от возраста, все представители мужского пола носят тюбетейки, расшитые орнаментом. Практически не надевают чалму. В холод поверх тюбетейки обматывают голову платком из шерсти, носят меховые шапки. Мужчины обычно бреют голову, иногда оставляют усы. В более старшем возрасте отращивают бороду.

На ноги надевают шерстяные цветные чулки джурабы, если предстоит дальний путь, обматывают икры широкой тесьмой пой-тоба. Это придает ногам крепость при ходьбе. Обувают башмаки из сыромятной кожи, мукки — обувь на мягкой подошве из хорошо выделанной кожи, деревянные башмаки кауш.

Жилище

Селения таджиков отличаются компактностью. Они тесно застроены, улицы похожи на лабиринты, с тесными тупиками. В основном стоят глинобитные дома, обнесенные забором дувал. В горных районах жилища возводят из камня. Крыша плоская, иногда в доме есть терраса айвон.

Жилище таджиков делится на женскую и мужскую половины. Женская — внутренняя часть дома, куда нельзя входить посторонним. В комнате для гостей пол застилают коврами, паласами, кошмами. По периметру помещения на ковровых покрытиях раскладывают стеганые, узкие одеяла «курпача», на которых сидят. В центре постелена скатерть для приема пищи. Стены в комнате украшены вышивкой, коврами. Ниши у стен часто используются у равнинных таджиков в качестве шкафов.

В полу для обогрева делают «сандали», который представляет собой яму, куда кидают горячие угли. Сверху ямы устанавливают невысокий столик квадратной формы, покрытый одеялом. Жители дома рассаживаются вокруг него, ноги просовывают под одеяло. В домах устанавливают камины касаба с одним или двумя очагами для кипячения чая.

Если дом трехкамерный, позади к нему пристраивают небольшое помещение для кухни, где обустраивают камин. Хозяйственные постройки примыкают к жилищу или строятся во дворе. Есть кладовая, помещение для дров «уезумхона», помещение для мытья и омовения (обхона), хлев, уборная. Недалеко от дома устанавливают печь «танур», где выпекают хлеб.

Сегодня в домах появились столы, стулья, кровати, пользуются которыми в основном молодое поколение. Старики предпочитают сидеть и спать на полу, считая, что так удобнее. На столы часто ставят радио, книги, письменные принадлежности. Современные таджики начали строить у дома бани с цементированным полом, устанавливать водосток, топки с вмазанным котлом, современные плиты с конфорками.

Жизнь

Издавна таджики занимались пашенным земледелием, скотоводством. В горных, равнинных и высокогорных районах использовали искусственное орошение. Выращивали бобовые, злаковые культуры, хлопчатник, ячмень, просо, плодовые, бахчевые, огородные культуры, разбивали фруктовые сады.

Держали крупный рогатый скот, небольшое количество овец, коз, лошадей, ослов. Использовали вертикальное кочевание — скот перегоняли летом на горные луга, куда переселялась часть жителей для пастьбы. В горах женщины создавали товарищества по сливу молока. Каждая по очереди получала весь удой молока, из которого заготавливала впрок масло, сыр и другие молочные продукты.

Равнинные таджики занимались ремеслами: мужчины изготавливали суконные, шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, распространено было ювелирное, гончарное дело. К древним ремеслам относится резьба по дереву, декоративная вышивка. Горные таджикские мужчины производили на продажу шерстяные ткани, женщины вязали, вышивали.

Культура

У народа есть свои традиционные виды спорта:

Таджикский фольклор разнообразен и богат, включает различные жанры:

Народные музыкальные инструменты:

Любимые народные зрелища: кукольный театр, выступления канатоходцев, фокусников.

Традиции

У народа существует огромное количество различных традиций, уникальные свадебные церемонии. Свадьба длится 7 дней, на первый день жених с невестой проводят праздник по отдельности, каждый со своей семьей. Длятся такие банкеты 3 дня. На пятый день жених вместе с родственниками и друзьями идет в дом невесты. Молодожены пьют стакан воды, съедают кусочек мяса с солью. Это необходимо для связи их обязательств перед имамом. Только после проведения обряда молодожены могут быть месте. Потом начинается великое празднование, все танцуют, поют до полуночи. После праздника молодожены садятся на лошадь и едут в дом жениха. На шестой день свадьбы семья невесты едет в дом жениха, где всю ночь празднуют завершение праздника. Медовый месяц молодых длится 40 дней. Вместе с ними в этот период живут родители мужа, чтобы защитить молодоженов от сглаза и зла.

Перед тем как обратиться к женщине, нужно спросить разрешения у ее мужа или родственника. У народа не принято, чтобы жена выходила встречать гостей, она не присутствует на застольях. Нельзя заходить в дом, где нет мужа, есть только женщина с детьми. Хозяйка в знак своей воспитанности, пригласит зайти, но приглашение принимать нельзя. Нужно узнать у нее, когда вернется муж, и только тогда снова прийти.

Народ очень гостеприимен, гостя всегда сажают на почетное место в мехмонхона — большую гостиную в доме. При строительстве жилья таджики обязательно строят такую комнату в знак того, что гости в этом доме всегда желанны.

Есть принято сидя на полу, застеленным ковром или специальными матрасами курпача. Такие матрасы набиты очищенным хлопком или ватой, сшиты из красивых тканей. Нельзя сидеть с вытянутыми в сторону или вперед ногами, лежать. На пол стелют скатерть дастархан, когда все расселись, проводится обряд хвалы Богу и приветствие гостя, который повторяют в конце застолья.

С пустыми руками не принято ходить в гости, обязательно нужно купить угощения. Если человек остался ночевать в таджикском доме, не принято появляться перед людьми полуобнаженным или в ночной одежде, особенно во время мытья в общем умывальнике. Самое святое в таджикском доме — это хлеб. Обращаются с ним бережно, стараются не крошить. Национальную таджикскую лепешку ломать нужно двумя руками, резать ножом ее нельзя.

Если в доме люди молятся, в это время нельзя смеяться, громко разговаривать. В доме, где недавно умер человек, нельзя смеяться, улыбаться, громко говорить, слушать музыку, смотреть телевизор.

Когда представители этого народа приглашают гостей, традиционно готовят плов. За столом первым к плову может протянуть руку самый старший среди сидящих за дастарханом. Но если в доме есть гость, его просят попробовать плов первым.

Главный праздник у народа — мусульманский Новый год — Новруз. Празднуют его в день весеннего равноденствия. Новруз знаменует собой новые надежды, новую жизнь для людей. К празднику готовятся всей деревней. Столы ломятся от угощений, готовят главное блюдо — сумалак.

Отмечают таджики праздник тюльпанов Гули Лола. В этот день проводятся выступления с танцами и хоровым пением. Тюльпаны и маки 1 это родные цветы Таджикистана, именно от них произошли голландские тюльпаны.

Часто чай пьют в местной чайхане — специальное заведение, где собираются люди всех возрастов, беседуют, обсуждают важные вопросы. Как только человек напился чая, он должен пустую чашку (пиалу) перед собой перевернуть вверх дном. Это является знаком, что он больше не хочет чаю.

Источник

Какая вера у Таджикистана

В 1995 году археологи в Таджикистане, во время раскопок холма Анджина-Тепе обнаружили самую большую статую Будды в нирване. Это дало повод ЮНЕСКО присвоить ему статус Памятника Всемирного Наследия.

Казалось бы, что один этот факт позволяет легко ответить на вопрос: какая вера у Таджикистана? Однако не буддизм является в наши дни доминирующей религией в этой стране, а ислам, при этом большинство таджикских мусульман — сунниты.

Таджикистан — это перекресток торговых путей и многих мировых религий

Таджикистан (тадж. Тоҷикистон), официальное название — Республика Таджикистан (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон) — государство в Центральной Азии, расположенное в предгорьях Памира и не имеющее выхода к морю.

Это светское государство, при этом большинство населения страны исповедует ислам ханафитского толка суннитского направления.

В восточной части страны — в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), где памирские народы составляют основную часть населения, больше всего распространён исмаилизм. Так называют одно из специфических течений шиитского ислама.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджики Герб Республики Таджикистан. Таджикистан — государство светское, но ислам в стране преобладает. Фото: upload.wikimedia.org

Последователей традиционного шиизма в Таджикистане проживает не много. Практически все они — представители малочисленной диаспоры среднеазиатских иранцев Таджикистана. Кроме того, к ним также относятся малочисленные иммигранты из Ирана и Афганистана.

В результате в стране официально не существует ни одной мечети или медресе традиционного шиизма. Кроме того, в Таджикистане активно действуют представители различных экстремистках исламистских движений.

На сегодняшний день в стране в Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Большинство из них — христиане. Кроме того, также в стране зарегистрированы 4 общины бахаистов, одна — зороастрийцев, и одна — иудейская община.

Практически все зороастрийцы Таджикистана являются представителями памирских народов, которые проживают в ГБАО.

Также к зороастрийцам принадлежит крайне незначительная доля этнических таджиков и ягнобцев, проживающих преимущественно на востоке страны. В ГБАО существует несколько десятков зороастрийских храмов.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджики Горно-Бадахшанская автономная область. Большинство представителей религиозных меньшинств живут в Таджикистане в Горном Бадахшане. Фото: upload.wikimedia.org

Большинство христиан в стране — православные. На территории Таджикистана действует примерно 6 приходов Душанбинской епархии Русской православной церкви.

Протестанты (10 тысяч человек) представлены пятидесятниками (4,7 тыс.), включая корейское движение «Сонмин Сунбогым»), пресвитерианами из миссии «Сонмин Грейс» (1,5 тыс.), адвентистами, баптистами (Союз евангельских христиан-баптистов Таджикистана), лютеранами.

Ислам — самая распространенная религия в Таджикистане

Ислам в Таджикистане является самой распространенной религией. Высшее Собрание страны в 2009 году признало ислам в трактовке Ханафитского мазхаба официальной религией.

Госдепартамент США по состоянию на этот же год говорил о том, что 80 % населения Таджикистана — это мусульмане (95 % − сунниты, 5 % −шииты и некоторое количество суфиев).

При этом необходимо отметить, что мусульманское духовенство Таджикистана находится под жестким постоянным контролем государственной власти.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджикиМедресе в Истаравшане. Большинство жителей Таджикистана — мусульмане-сунниты

Ислам был привезен в Центральную Азию арабами-проповедниками в VII веке и с этого момента он играл основную роль в жизни таджикского общества. С установлением Советской власти ислам оказался в Таджикистане в более выигрышной ситуации по сравнению с другими религиями.

Так, например. Советскими властями разрешалась деятельность религиозных судов, решавших дела по шариату, постольку, поскольку его нормы не противоречили советским законам. В 1960 — 1980-х годах Духовным управлениям мусульман разрешили издавать Коран.

В конце 1970-х начале 1980-х годов наблюдалась явная активизация мусульманских религиозно-националистических настроений в среднеазиатских республиках СССР, чему способствовали война в Афганистане исламская революция в Иране.

В 1990-е году в стране активизировались радикальные исламские группировки. В результате во время гражданской войны Духовное управление мусульман Таджикистана приняло участие в конфликте в составе Объединённой таджикской оппозиции.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджикиСобрание таджикских женщин. Несмотря на то, что ислам — главенствующая религия в Республике Таджикистан, здесь запрещено ношение хиджаба

По состоянию на 2014 год в стране было 3424 мечети, в том числе 344 соборных и 40 центральных соборных. Государство в Таджикистане проводит жесткую политику по отношению к мусульманскому духовенству, стараясь поставить религию под контроль.

Так Таджикское правительство регулярно закрывает нелегальные мечети.

В стране запрещено ношение хиджабов для детей, а также использование громкоговорителей для призыва на молитву и посещение мечетей женщинами.

Стоит отметить, что большинство таджиков являются суннитами, при этом представители малочисленных памирских народов, проживающие преимущественно в Горно-Бадахшанской области, относятся к исмаилитам-назаритам

Христиане в Таджикистане — это религиозное меньшинство

Христиане в Таджикистане составляют религиозное меньшинство. Дело в том, что в этой стране любая миссионерская деятельность представителей не ислама запрещена. Среди таджикских христиан больше всего православных.

В основном это русские, проживающие в центральных районах страны. По состоянию на 2010 в Таджикистане насчитывается около 80 тыс. православных, что составляет около 1,2 % населения страны.

Территория Таджикистана входит в состав канонической территории Русской православной церкви. Из-за этого обстоятельства большинство таджикских православных являются членами Душанбинской епархии Русской православной церкви с епархиальным управлением в Душанбе (кафедральный храм — Собор Николая Чудотворца (Душанбе)).

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджикиСвятоникольсая Церковь в Душанбе Православная церковь в Душанбе Таджикистан. Большинство православных в Таджикистане являются прихожанами Душанбинской епархии

Протестантизм является вторым по числу верующих направлением христианства в стране. Социологи насчитывают в современном Таджикистане от 9 до 12 тыс. протестантов.

В это число входят пятидесятники (4,7 тыс., включая корейское движение «Сонмин Сунбогым»), пресвитериане из миссии «Сонмин Грейс» (1,5 тыс.), адвентисты, баптисты, лютеране и др.

Протестанты шире всего представлены в крупных городах страны: в Душанбе и Худжанде, а также на севере республики, в Согдийской области. Обычно протестантизм в стране исповедуют корейцы, русские, украинцы, немцы, армяне, осетины. Растёт количество новообращенных таджиков.

В Таджикистане неоднократно отмечаются случаи дискриминации, преследования и террора против протестантов. Кроме того, преследованиям со стороны родственников и соседей подвергаются протестанты, обращённые из ислама.

Принятый в 2009 году закон о религии существенно усложнил процедуру регистрации религиозных общин; правительство отказывается регистрировать некоторые протестантские организации, как правило, посылаясь на административные причины.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджикиДуховный центр церкви адвентистов седьмого дня в Душанбе. Последователи протестантизма указывают на случаи гонений протестантов в Таджикистане

Католицизм в Таджикистан принесли немцы в 1944 году, когда сюда была переселена большая часть советских немцев. Современная католическая община страны немногочисленна и не превышает 200 человек.

Таджикские католики объединены в три прихода (в Душанбе, Курган-Тюбе и Бустоне), которых окормляют 5 священников. Необходимо отметить также то обстоятельство, что в 1997 году в стране появилась община Свидетелей Иеговы. В настоящее время она находиться на нелегальном положении.

Бухарские евреи в свое время были многочисленны в Таджикистане

Среди последователей иудаизма в Таджикистане наиболее известными были так называемые «бухарские евреи». Считается, что они начали селиться на территории страны в 17–18 веках, в первую очередь, в городе Ходжент (с 1936 г. — Ленинабад; ныне Худжанд).

По более достоверным сведениям, лишь на рубеже 18–19 вв. правитель Ходжента пригласил в свои владения евреев-красильщиков из Бухары — Пинхасовых, Симхаевых и других. Они и составили основу будущей колонии «бухарских евреев» в Таджикистане.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджики Группа еврейских мальчиков с учителем. Самарканд (Фото С. М. Прокудина-Горского, 1905—1915 гг). Евреи в Таджикистане («бухарские евреи»), появились в 18 — 19 веке. Фото: upload.wikimedia.org

В селении Пейшамбе в конце 18 в. или начале 19 в. существовал еврейский молитвенный дом; в 1860-х гг. там жили 93 семьи евреев. В 1866 году русские войска завоевали северо-западную часть Таджикистана (с Ходжентом и Пейшамбе).

Позже эта территория вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства (с 1886 г. — Туркестанский край). Русские власти уравняли евреев в правах с мусульманами. Так, например, им было разрешено в частности, предоставили первым возможность приобретать землю. После создания в 1925 г.

Таджикской АССР в Душамбе, ставший ее столицей, и в меньшей степени в Ходжент стали переселяться бухарские евреи из Бухары, Самарканда, Ташкента, Шахрисабза, а также ашкеназы.

Количество евреев в Таджикистане резко возросло Второй мировой войны (с прибытием еврейских беженцев из западных районов Советского Союза, занятых германскими войсками).

Кроме того, много последователей иудаизма прибыло в республику (в основном в Сталинобад) в период антисемитских кампаний конца 1940-х – начала 1950-х годов.

В 1962 г. власти запретили выпечку мацы; нарушение этого запрета, действовавшего до конца 1980-х гг., рассматривалось как уголовное преступление.

В 1970-х гг. несколько тысяч евреев (в том числе 2740 человек из Душанбе — 24% еврейского населения города) репатриировались из Таджикистана в Израиль, некоторые эмигрировали в США.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджики Синагога в Душанбе. В наше время в Таджикистане проживает не более 50 последователей иудаизма. Фото: upload.wikimedia.org

Полномасштабный исход евреев из Таджикистана начался в начале 1990-х годов. Этому способствовал тяжелый политический и экономический кризис, разразившийся в стране.

В результате гражданской войны из Таджикистана в Израиль репатриировалось 600 евреев, большая же часть еврейской диаспоры (9378 человек) переехала жить в США. В 1995 г.

Еврейское агентство осуществляло в стране программу «Алия — 2000», цель которой — стимулировать репатриацию подростков в возрасте 15 – 16 лет.

В результате в 2005 г. еврейское население Таджикистана не превышало 150 человек. Это пожилые люди, проживавшие и проживающие в столице Таджикистана Душанбе.

Исламские фундаменталисты притесняют христиан в Таджикистане

Кроме трех мировых религий, в Таджикистане присутствуют представители и других религиозных общин, например бахаистов и зороастрийцев. Они немногочисленны, так как их члены подвергаются преследованиям со стороны исламских фундаменталистов.

Например, зороастрийцев в республике осталась одна семья. Большинство из них проживает в столице Республики Таджикистан Душанбе.

во что верят таджики. Смотреть фото во что верят таджики. Смотреть картинку во что верят таджики. Картинка про во что верят таджики. Фото во что верят таджики Община Бахаи в Таджикистане во время всеобщей конференции в Душанбе. Обычно бахаи в Таджикистане скрывают свою веру, опасаясь преследований. Фото: reporting.cabar.asia

Так, например, бахаи появились в Таджикистане из Ирана и одно время имели достаточно серьёзное влияние в приграничных с этим государством областях.

После установления в стране советской власти и до 1992 года община бахаи находилась под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Содружества Независимых Государств.

Позже — под юрисдикцией Регионального Духовного Собрания Средней Азии до 1994 года. Тогда было создано Национальное Духовное Собрание Таджикистана, офис которого находится в Душанбе. В 1997 г. это Собрание получило официальное признание у правительства страны.

В настоящее время в стране живет примерно 900 бахаи. Местные Духовные Собрания сформированы в 18 населенных пунктах Таджикистана.

Несмотря на угрозы со стороны исламистов община имеет возможность работать без особых препятствий, организует встречи и курсы и поддерживает связи с общественностью и властями Таджикистана.

При этом периодически совершаются покушения на религиозных лидеров бахаи. Связанно это, в том числе и с тем, что иранские власти, считая бахаи политической организацией, враждебной Ирану, преследуют их по всему миру.

Власти страны борются с мракобесием и экстремизмом. Так многие исламисткие экстремистские организации в Таджикистане запрещены.

Кроме того, некоторые таджикистанские мусульманские священнослужители иногда практикуют магические обряды (например, с целью лечения бесплодия).

С этим явлением ведется борьба: в 2015 году за колдовство и чародейство в республике было установлено наказание до 7 лет лишения свободы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *