во что верят пятидесятники
Пятидесятники: кто они, чем опасны
Кто такие пятидесятники?
Пятидесятники – это своеобразное религиозное течение, секта, сочетающая в себе мистические религиозные практики и вполне реалистический, прагматический подход к жизни. Возможно, поэтому их причисляют самым противоречивым и скандальным религиозным братствам.
Пятидесятничество – что это?
Первый Вселенский собор в 325 году объявил Монтана и его сподвижников «бесноватыми» и осудил его. В период семнадцатого – девятнадцатого веков в Европе сложились свои духовные христианские церкви, определенные религиозные традиции.
Сектанство пресекалось. И «новомодные» религиозные вожди, высылаемые из своих стран, приживались в Соединенных Штатах Америки.
В восемнадцатом-девятнадцатом веках в стране действовали многочисленные религиозные секты. Они боролись с друг другом. В результате авторитет Христианской религии и нравственности в обществе резко упал. На этом фоне и зародилось движение о возрождении истинной Апостольской Церкви — ревивалистическое движение (англ. revival – возрождение, пробуждение). Основой своего учения пятидесятники считают схождение Святого Духа на апостолов, случившееся на 50-й день после Пасхи. В Русской православной церкви – это день Святой Троицы. Дух сошел в виде языков пламени. Апостолы получили дар пророчества и могли говорить на разных языках.
Рассмотрим некоторые общие черты Православия и Церкви (секты) пятидесятников: прежде всего, это вера в Единого Бога, сотворившего все сущее на земле, распятие Иисуса Христа – как искупление людских грехов, принятие Библии как основы слова Божия, исполнение таинств церкви – крещения, покаяния и причастия (хотя само проведение их отличается от православных), вера в суд Божий, во второе пришествие Христа, в жизнь вечную.
Признаки пятидесятников
Основным догматом их учения является крещение Духом Святым, которое сопровождается «глоссалией» — говорением на «ангельском языке». Пятидесятники стоят в оппозиции и к Православной и Католической церквам. Различия между Православием и Пятидесятничеством существенны и принципиальны:
Наша статья ни в коей мере не призвана «агитировать» за ту или иную религию. В настоящее время Пятидесятничество в России занимает второе место среди различных сект и религиозных течений, то есть идеи данной Церкви достаточно популяры среди людей. Мы постарались лишь коротко рассказать вам об истории развития этой секты и ее основных особенностях. Право выбора всегда за вами.
Пятидесятники — это христиане, секта или кто-то еще?
Узнайте все самое интересное и полезное о пятидесятниках, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Кто такие пятидесятники
Пятидесятничество – это одно из “новых” религиозных течений, появившееся в начале ХХ века и считающее себя одной из ветвей протестантизма. Своё учение они относят к новозаветным событиям Пятидесятницы — Дню Сошествия Духа Святого на апостолов.
“При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них.
И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.” (Деян. 2:1-4)
История возникновения
В 1901 году американский евангелист (“евангелизм” – ряд протестантских конфессий, объединенные идеей буквального исполнения Евангелия) Чарльз Фокс пришел к выводу, что современные ему христиане утратили особое духовное состояние. То самое, которым отличались апостолы. Он открыл в США школу, где изучалась библейская книга “Деяния Апостолов”.
Путем возложения рук на своих учеников, он проводил ритуал крещения Святым Духом. После чего его последователи якобы начинали разговаривать на различных языках, в том числе никому неизвестных. И даже получали дар и исцелять больных. Этим явлением заинтересовался Томас Барратт – известный норвежский методистский (методизм — одно из направлений протестантизма) проповедник. Он занялся распространением данного учения в странах Европы. В том числе в России, где он в 1911 году посетил с миссионерским визитом Петербург.
В 30-х годах ХХ века британский религиозный деятель Смит Вигглсворт утверждал, что ему пришло откровение. В нём указывалось на необходимость проповеди в традиционных церквях методистов и других христианских конфессий. Это объединение пятидесятников и христианских Церквей дало толчок к появлению харизматического движения.
С конца 70-х годов появилось неопятидесятничество, в основе которого лежит “теория процветания”. Её сформулировал американский харизматический проповедник Кеннет Хейгин, основавшего религиозное движение “Слово веры”. Согласно его взглядам, по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь, болезнь и бедность являются следствием греха и свидетельством нарушения человеком заповеди и постигшего его Божьего наказания. Стоит отметить, что не все так называемые церкви современного неопятидесятничества разделяют такой радикальный взгляд.
Особенности вероучения пятидесятников
Во всех остальных аспектах пятидесятники придерживаются протестантских догматов. Главной и единственной книгой Священного Писания у них считается Библия. Священное Предание Православия и Католицизма они считают ересью и ложью. Особое внимание пятидесятники посвящают теме Второго Пришествия и конца света. В воскресные дни совершаются молитвенные собрания.
Из-за отсутствия единого управленческого центра, существенно различаются обряды и толкования вероучения в различных церквях пятидесятников.
Пятидесятники это не православные
Одним из главных отличий православных христиан от пятидесятников является Таинство Причастия. У пятидесятников существует лишь так называемое хлебопреломление, которое проводится в первое воскресенье месяца в память о Тайной Вечере. Таинством это действо не является. Для православного христианина Причастие – это важнейшее Таинство, без которого духовная жизнь и спасение души невозможны.
Пятидесятники не признают почитания святых и иконопочитание, считая такие проявления религиозного поклонения идолопоклонством.
Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. И молятся не материальному предмету (иконе), а молятся перед образом святого. Догмат иконопочитания подчеркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, а не служения, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению. И, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображенному лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу”.
Пятидесятники не крестят младенцев, но приносят для благословения на воскресные собрания. Православные христиане принимают крещение в любом возрасте, в том числе во младенчестве, и крестят по вере родителей ребенка.
Огромная разница между пятидесятниками и православными заключается в совершении богослужений. У первых богослужения как такового не существует. Молитвенное собрание сопровождается различными действиями, при которых присутствующий на нем человек впадает в состояние, схожее с трансом. Православное богослужение – Литургия, во время которой совершается важнейшее Таинство – Причастие Тела и Крови Иисуса Христа.
Являются ли пятидесятники сектантами
По мнению Православной Церкви пятидесятничество относится к харизматическим сектам, не имеющим + отношения к христианству. Александр Дворкин, исследователь современного сектантства, считает пятидесятничество опасной сектой, способной своими обрядами навредить психическому здоровью человека.
По мнению священника Русской Православной Церкви Олега Стеняева: “Следует отличать протестантов от неопротестантов. Протестанты – это лютеране, это англикане. Все остальное – это секты. Сам термин «секта» был введен Мартином Лютером. В предисловии своего толкования на Послание к Галатам он пишет:
«Сектанты – анабаптисты. Они не научены в вере, никто не посылал их на проповедь, а сказано: “Как проповедовать, если не посланы?”» Так что, если современные сектанты оскорбятся по поводу этого названия, пусть посмотрят на определение, которое дал им основатель протестантизма и, косвенно, неопротестантизма Мартин Лютер”. (Из расшифровки видеозаписи мастер-класса 16 октября 2013 г. по общению с сектантами).
Пятидесятники: кто они такие, что проповедуют, чем занимаются
Пятидесятники: кто они такие, чем опасны?
Что такое секта? В классическом смысле, секта — это группа верующих, которая по идеологическим соображениям откололась от своего основного религиозного течения. Многие религии и учения, в самом начале своей истории, возникали и развивались именно как секты.
Большинство сект имеют короткую жизнь. Они либо исчезают, либо сливаются с другими религиозными объединениями. Секта — это социальная группа, изолированная от остального общества. Имеет свою иерархию, ценности, набор стандартов и моделей поведения. Роль лидера сильно подчеркнута.
Также под сектой подразумевается религиозная община, отколовшаяся от господствующей (основной) церкви.
В мире есть несколько тысяч разных конфессий. Не все они одинаково опасны. Они различаются по истории создания, характеру действия, структуре, провозглашенной учением и целью существования. Их называют церквями, религиозными группами или объединениями, новыми религиозными движениями или объединениями.
Протестантизм сегодня считают одной из трёх христианских течений. Вместе с православием и католицизмом, эта религия разделяет основные догмы христианской церкви.
«Пятидесятниками» являются представители «неопротестантизма».
Характерные черты
Отличительные особенности, присущие пятидесятникам:
Это, одно из поздних неопротестантских течений христианства, которое появилось в протестантстве в конце Х1Х – начале ХХ века, когда церковь начала массивный экстент, что снова появится наполненный Дух Святой со знамениями, как это случилось в первой церкви на празднике ‹Пятидесятницы› в 1906 году.
Пробуждение Пятидесятницы произошло на улице Азуза в Лос-Анджелесе. И уже оттуда огонь ‹Пятидесятницы› начал распространяться по всему миру. Повсюду начали появляться и расти пятидесятнические церкви.
Однако были и гонения. Так, в 1910 году пятидесятническая церковь в Германии была приравнена к оккультной. Поэтому быстро возникли несколько новых пятидесятнических деноминаций.
В настоящее время самой большой из них является Ассамблея Бога (также известная как ААЦ), к которой примыкает более пятидесяти миллионов человек. Духовные дары, как гранты Святого Духа (говорящие на иных языках, пророчество, исцеление, и так далее), называются харизма. Их считают дарами благодати.
Это движение объединяет на сегодняшний день наиболее быстро растущие христианские религиозные группы, испытывающие бум во всем мире. Но особенно в Африке, странах Латинской Америки, некоторых странах Азии.
Например, в США ‹пятидесятничество› является третьей по численности конфессией после католиков и баптистов. Самые крупные христианские общины на всех континентах, стремятся к пятидесятникам — харизматическому течению христианства.
Основные сектантские течения в России
Проявления, которые происходят, когда человек наполнен Святым Духом, называются харизматические речи. Харизматические речи были в конце ХХ века обычным явлением во многих традиционных церквях.
В основном, однако, они столкнулись с непониманием церковного руководства. Поэтому возродились только у пятидесятников. Эти силы называются харизматичными.
В харизматическом поклонении есть два основных направления:
Пятидесятники, используя современные музыкальные стили и средства выражения, проповедуют слово Божие простым, ясным, не литургическом образом.
Основное различие между пятидесятнической и харизматической церквями произошло на пути организации. Это в основном – создание, членство и структура. Вместе они образуют единую религиозную группу внутри христианства.
Во всем мире пятидесятники — харизматическое движение и по различным оценкам насчитывает от трехсот до пятисот миллионов человек.
Самая противоречивая церковь
Крещение Святым Духом и связанные с этим переживания, а также говорение на непонятном языке во время молебна — главные отличия пятидесятников от других протестантских деноминаций.
Однако, необходимо помнить:
Современное «говорение на иных языках» (глоссолалия) у пятидесятников — это просто набор несвязных и бессмысленных звуков.
Они не входят в список запрещённых организаций, но существуют некие ограничительные меры. Им запрещены публичные выступления, аренда зрительных залов, распространение литературы на улицах, проведение иной пропаганды своих религиозных воззрений.
Необходимо научиться отличать истинную Церкви от уловок, расставленных на каждом шагу!
Пятидесятники: кто они, во что верят?
Конечно же, каждому человеку на планете известно, что православная христианская религия является наиболее популярной, следовательно, ведущей верой во всех странах мира на так называемом пространстве постсоветского периода. Конечно же, за последние несколько лет возникли новые течения, такие как секты и конфессии, которые заявляют о себе в голос и ищут среди людей приверженцев. Одним из таких широко популярных направлений последнего десятилетия являются пятидесятники, однако мало, кто из современных людей знают, кто они такие и какую именно религию и веру они исповедуют?
Важно отметить, что опытные, грамотные специалисты установили, что церковь пятидесятников – это своеобразная религиозная община, в которую входят разнообразные христиане евангельского вероисповедания. В основе такой веры лежит некое учение, которое в стародавние времена было изложено в специализированной книге под названием «Деяния святых апостолов». Считается, что после воскрешения Всевышнего Иисуса Христа примерно на 50 день, на 12 из апостолов сошёл его Святой дух, который имел вид языков пламени, именно такие огни исполнились святого духа и впервые с того времени люди начали говорить на различных языках и наречиях. В то же самое время апостолы получили некие дары от Всевышнего, в виде пророчества и стали проповедовать благую весть всем народам и каждому человеку.
В современном 21 веке христиане пятидесятники примерно насчитывают около 600 миллионов человек. Именно поэтому во всём мире считается, что пятидесятники это наиболее крупная протестантская конфессия, которая занимает по численности примерно второе место. Однако стоит отметить тот факт, что не существует единой пятидесятнической конгрегации, следовательно, существует большое количество поместных объединений или же церквей.
Пятидесятники – кто они, и когда началось это движение?
Историки из различных мировых ведомств установили, что примерно в 1901 году в Соединенных Штатах Америки берет свое начало движение святости, которое и являлась основополагающим для пятидесятнической конгрегации. На тот период времени определённая группа студентов изучала разнообразные причины того, от чего произошел упадок веры среди людей протестантской веры.
Исходя из этого, студенты пришли к мнению о том, что данное деяние является неким следствием отсутствия среди христиан одного единого дара говорения языками. Так это они провели некий обряд для того, чтобы хотя бы один христианин в мире смог получить данный дар. Именно поэтому группа студентов начала возносить усердные хвалебные молитвы и сопровождались деяния неким возложением собственных рук, после совершения таких деяний, спустя некоторое время одна из девушек, которые лицезрела молитву, заговорила на незнакомом для студентов языке. После того, как слухи о простоте получения такого дара разнеслись по всему миру, возникло новое направление под названием пятидесятники, которое распространялось широко и быстро.
Важно отметить немаловажный факт, что пятидесятники являются некими оппозиционерами, как для православной, так и для католической церкви, и в то же самое время они не являются приверженцами всех протестантских направлений. Приверженцы пятидесятников говорят о том, что главной их целью является восстановление в общинах некой формы и духов христиан апостольского века. Именно отсюда, можно узнать о том, что стали развиты институты пророков, учителей, евангелистов и праведников. Многие люди утверждают о том, что среди пятидесятников имеются некие целители и чудотворцы, и в то же самое время данное направление исповедуют в святую Троицу.
Особый акцент в своих проповедях пятидесятники делают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных языках». Однако некоторые авторитеты утверждают, что Дух Святой может крестить верующего и без знамения языков, хотя таковых исключительное меньшинство. Именно учение пятидесятников о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций.
В остальных деяниях пятидесятничества соответствует иным протестантским догмам. Следовательно, можно говорить о том, что они признают исключительно его авторитета священного писания, а также не почитания Святой Богородицы и иных святых, а также отсутствуют некие молебны за усопших и не поклонение святому лику, непризнание законного и благодатного священством. В то же самое время многие пятидесятники говорят о том, что вечерю Всевышнему бракосочетания и крещение, может совершать только Святой Святитель.
Таким образом, можно сказать о том, что данное религиозное направление исказило множество церковных таинств, и как следствие превратило их в обыденные ежедневные обряды. Но это произошло только в силу того, что люди данного направления и веры убеждены, что Всевышний не может нуждаться ни в каких видимых формах передачи собственной благодати, а также в материальных ценностях. Но при этом они не отходят далеко от религии, следовательно, пятидесятники сохраняют некоторые обрядовые деяния, которые соответствуют новому завету, следуют и неким событиям, которые описаны там же.
Совершают представители данного религиозного направления в первое воскресенье каждого нового месяца, совершают некое хлебопреломление. Именно в этот момент люди вспоминают о таинствах вечери. Всем верующим прихожанам свидетель предлагает один единственный кусочек хлеба, который необходимо взять с подноса и, конечно же, глоток красного вина из церковной чаши. Обязательно вечером у данного религиозного направления происходит омовение ног. Данное деяние выполняется скрупулёзно, поскольку пятидесятники придают огромное значение данному деянию. Считается, что хлебопреломление не может происходить без омовения ног, в противном случае деяние является неполноценным.
Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что на протяжении многих лет ведутся разнообразные споры между венцами и неома венцами. Они не могут между собой решите значимость данных обрядов, следовательно, одни религиозный верующие обвиняют других религиозных верующих людей в отсутствие определённой благодати вовремя хлебопреломления, а иные проявляют собственную гордыню, поскольку исполнили полностью обрядовые деяния. Важно отметить и тот факт, что по правилам пятидесятников, омовение ног зачастую совершается только лишь в конце всего богослужения. В конце такого деяния верующие мужчины и женщины собираются в разных комнатах в зависимости от половой принадлежности и становятся вблизи таза с тёплой водой, и попарно омывают ноги. Важно соблюсти особое правило, в котором говорится о том, что нельзя мыть ноги самому себе, следовательно, омыть ноги своему напарнику должен иной человек, который стоит с ним в паре у таза.
Согласно закону пятидесятников – обряд водного крещения является неким невидимым свидетельством того, что нового члена верования приняли в церковь, и он тем самым возносит незримое и негласное обещание служить Всевышнему доброй совестью. Необходимо отметить и немаловажный факт, что пятидесятники ни в коем случае не крестят маленьких детей, также как это происходит в православной христианской вере, однако при этом разрешается приносить младенцев на собрания для того, чтобы Святитель благословил их.
А во главе каждой общины пятидесятников стоит некий Братский совет, который возглавляет присвятитель церкви, а все общины объединены в округа. Главой округа считается старший присвятитель, однако некоторые главы общин предпочитают называть его епископом, именно с тех самых пор данный термин прочно вошел в ежедневный обиход современного жителя.
Современные христиане-пятидесятники – кто они, каковы их теологические особенности?
Современные христиане, которые являются пятидесятниками, считают, что крещение апостолов неким святым духом на пятидесятый день после воскрешения Иисуса Христа – это особо значимый исторический фактор, но и в то же самое время некое явление, которое переживает каждый верующий человек на планете. Для общего понимания стоит отметить, что в современном мире во многих странах на планете пятидесятники именуют себя представителями Евангельской христианской веры. В настоящее время пятидесятники считают, что единственным и особо важным, а также надежным, руководством для жизни человека может быть только всем известная Библия, поскольку она непогрешима. Также считается, что Библия – это наиболее доступная для чтения, изучения и следования издание. Во всём мире по старому проповедники призывают веровать священному писанию, самостоятельно его изучать, читать и строить согласно его уставам собственный жизненный путь. В настоящее время пятидесятники проводят разнообразные крещения, собрания, создают новые инновационные воскресные школы для детей иноверцев, занимаются благотворительной деятельностью, а также участвуют в неизведанной миссионерской деятельности. То есть они играют особое значение в культурной, политической и иной деятельности.
Подводя итоги всего вышесказанного можно сказать о том, что пятидесятники не имеют никакого отношения ни к протестантской церкви, ни даже к православной христианской вере, поэтому пятидесятники являются неким ответвлением, следователи которого испокон веков исповедуют христианскую евангельскую веру. Одиноко ни один человек на планете не может заставить себя веровать в то, что ему чуждо, поэтому любая религия в мире утверждает, что важным писанием является Библия, и от того, как именно вы ее понимаете, таким образом, вы и должны жить.
Пятидесятники
Понятие и принятие «харизматического 41 возрождения», так, как они его понимают, обязательно присуще христианам веры евангельской. Именно эта особенность в вероучении отличает пятидесятников от других протестантских деноминаций. В частности, они утверждают, что существует два духовных этапа истинного возрождения в Боге: крещение водное после рождения свыше (потому что пятидесятники, как и баптисты, не допускают к крещению водой людей невозрожденных, т.е. не принявших, не усвоивших и не живущих по учению и заповедям Христа) и непосредственно крещение Духом Святым: «. я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною. будет крестить вас Духом Святым. » ( Мф. 3:11 ). Они объясняют: первый этап, т.е. водное крещение, имеют практически все христиане вообще, хотя, по утверждению пятидесятников, у православных оно – не истинное, т.к. «дано не по вере», вот у баптистов – да, истинное. Но и у них это лишь начаток ( Рим. 8:23 ) к полному возрождению через крещение Духом. Что же при этом «Церковь полного Евангелия» (так обозначает себя в международных масштабах эта деноминация) записывает себе в актив? Рассмотрим детально.
В книге Деяний ( Деян. 1:15 ) сказано: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым». Там же 19-я глава начинается так: «. Павел, прошел верхние страны, прибыл в Ефес и, нашед там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния. Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками. » ( Деян. 19:1–6 ). Вот пятидесятники и говорят, что православное крещение – покаяния (если в сознательном возрасте принято), ибо и в Деяниях ( Деян. 2:38 ) сказано: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас. » и «Встань, крестись и омой грехи» ( Деян. 22:16 ). Таким образом, крещению предшествует покаяние. Но уже далее: «Он будет крестить вас Духом Святым. » ( Мф. 3:11 ; Мк. 1:8 ; Лк. 3:16 ) и «Я не знал Его, но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего… Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин. 1:33 ). Крещение Духом даже может предшествовать водному крещению (ибо оно, по мнению ХВЕ (аббревиатура христиан веры евангельской), – главное и составляет суть и смысл Нового Завета): «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» ( Деян. 10:44–47 ). Так и произошло, поясняют пятидесятники, потому что «Дух дышит, где хочет. » ( Ин. 3:8 ), а крещение водою – это лишь крещение покаяния ( Мк. 1:4 ; Лк. 3:3 ; Деян. 13:24 ), поэтому, утверждают они, главнее достичь духовного крещения, т.е. осуществить и прочувствовать это через видимые знаки, такие, как, например, иные языки.
Вот теперь мы перейдем к заглавному вероучительному моменту христиан веры евангельской – учению о получении дара иных языков через духовное крещение. Откуда вообще взялось это учение о получении языков; где на страницах Священного Писания отображены подобные факты? Читаем: «За то лепечущими устами и на чужом языке буду говорить народу этому» ( Ис. 28:11 ); «Именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками. » ( Мк. 16:17 ); «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» ( Деян. 2:1–4 ); «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит Духом» ( 1Кор. 14:2 ). Филипп проповедовал в Самарии с великою силою и творил чудеса многие. Люди крестились водою, убежденные этими чудесами. Послали за Петром и Иоанном, которые, пришед, возложили на них руки, помолились, чтоб они приняли Духа Святого, ибо Он еще не сходил ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса Христа. «Тогда возложили на них руки, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:17 ). Этот Дух, объясняют пятидесятники, сошел на них (по Деян. 8:17 ) видимым образом, иначе Симон Волхв (о чем читаем ниже в 18-м стихе) не увидел бы, как через возложение апостольских рук подается Дух Святой, и не принес им деньги. Симон не был наивной девочкой, чтобы отдать деньги за пустяк. Но он их принес, а значит увидел. А увидел потому, что это знамение осуществилось с даром иных языков.
Далее ХВЕ перечисляют значимые и ключевые для них места Священного Писания: «Когда Павел возложил руки на них, нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» ( Деян. 19:6 ); «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь. » ( 1Кор. 14:27 ); «Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками» ( 1Кор. 14:39 ); «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. » ( Иоил. 2:28 ).
Вот такая исчерпывающая позиция в ссылках на Священное Писание в полном арсенале представлена нами у ХВЕ. Теперь давайте разберемся и определимся в православной позиции и учении о вышеупомянутом действии Духа Святого.
Прежде всего следует обратить внимание на 1-е Послание к коринфянам: «Итак, языки – суть знамение не для верующих, а для неверующих. » ( 1Кор. 14:22–23 ). Значит, этим необходимость знамения для верующих исключается или не имеет первостепенности. Во-вторых, для чего это действие Духа Святого было осуществлено в такой форме во времена апостольские? Мы читаем в Деяниях во 2-й главе: «В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих» ( Деян. 2:5–8, 11 ). Из этого текста следует, что иные языки были даны апостолам для распространения благой вести среди языческих народов, языками которых через уста апостолов вещал к их сердцам Дух Святой, дабы преклонить под Крест Господень «племена, народы и языки»; т.е. власть «провещевать, как Дух Святой давал», состояла в особенном служении словом другим людям, другой культуры и среды. Значит, указанный дар имел целевое назначение, но никак не выражался в бессвязном бормотании, о котором апостол Павел говорит: «И если в ваше собрание войдет человек. не скажет ли он, что вы беснуетесь?» ( 1Кор. 14:23 ).
Далее, ряд общин указанной деноминации вообще (что и препятствует их воссоединению, например, с баптистами) отказывают всем христианам в праве на спасение без дара получения иных языков. «Имеешь иной язык, –. говорят они, – значит, Бог принял тебя и оправдал. Нет этого дара – то нет тебе и оправдания». В этом случае (а это является довольно распространенным аргументом в их среде) приведите сноску из Нового Завета: «В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» ( Еф. 1:13 ). Обратите внимание на эту ось: услышал – уверовал – запечатлен. Таким образом, «запечатление» у Бога идет не от даров, а от веры, утверждающейся на добрых делах, ибо «вера без дел мертва есть» ( Иак. 2:17 ).
Практическое руководство для аргументации к теме об иных языках
Господь послал семьдесят учеников на проповедь и дал им власть на исцеление и совершение других добрых дел силою Духа Святого. Возвратившись, они с восторгом поведали Ему: «Господи, нам об имени Твоем и бесы повинуются!» И Господь ответил: «Не тому радуйтесь, что бесы вам повинуются об имени Моем, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» ( Лк. 10:20 ). И это было сказано задолго до Пятидесятницы, из чего следует, что в книгу жизни они записаны были до получения этого великого дара. Опять же, говоря о «неспасении» без иных языков, приводим место из 1Ин. 2:23 : «Исповедующий Сына, имеет и Отца. ». Таким образом, исповедуя одну Божественную Ипостась Св. Троицы, верующий имеет и все три, в том числе и Духа Святого, ибо «Сии три суть едино» ( 1Ин. 5:7 ).
И последнее, главное. Святые дары от Духа Святого не даются вне Церкви Божией, где нет иерархии священства и священноначалия через каноническое законное преемство, нет таинств, нет Св. Причастия из-за отсутствия литургии, а, следовательно, нет и не может быть даров Св. Духа. Не о том ли же говорит и Господь: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» ( Мф. 7:22 ).
Дары Духа Святого стяжались св. отцами горы Афон, Киево-Печерской Лавры, Троице-Сергиевой Лавры, Почаевской Лавры, Саровской пустыни, Оптиной пустыни. Стяжались в ревностном многолетнем подвижничестве и глубоком аскетизме, так что умерщвлялась не только плоть, дабы Дух возродил ее к новой жизни, но и внутреннее движение чувств, где разум непрестанно творил сердечную Иисусову молитву. Через это и приобреталось то, что апостол назвал «рождением свыше». Бесстрастие поселялось в сердцах, утончался взор, обреталась прозорливость, и, уже тогда, будучи благословенными сосудами в руках Божиих, спустя много лет, получали от Него истинные дары Духа Святого для служения людям. Целая плеяда светильников Божиих свидетельствует о том, что только через глубокий аскетизм и подвижничество, находясь в лоне Церкви, давалось все то, о чем упоминается в последней главе Евангелия от Марка. И всегда бодрствовал ум. Дабы не впасть в прелесть, по слову апостола, «не всякому духу верьте» ( 1Ин. 4:1 ), ибо и бес «принимает вид ангела света» ( 2Кор. 11:14 ), подвижники православные постоянно испытывали духов, «от Бога ли они» ( 1Ин. 4:1 ). Поэтому стих Священного Писания: «. ревнуйте о дарах духовных» ( 1Кор. 14:1 ) раскрывает нам путь через подвижничество к таким дарам. Ревновать (о дарах) – значит в длительной борьбе со страстями, похотями, помыслами подвизаться за истину (а не просто ревновать – значит желать, как объясняют пятидесятники), и именно через этот путь «сыновней любви» достигать совершенства ( Мф. 5:48 ; Иак. 1:4 ). Тогда только Господь изливает дары на достойных – «не мерою дает Бог Духа» ( Ин. 3:34 ).
Апостол Павел встретил служанку, одержимую духом прорицательным, которым доставляла доход своим господам ( Деян. 16:16 ). Несмотря на то, что дух тот говорил истину, апостол не желал и истины из нечистых уст бесовских, давая тем самым пример отношения к нечистым духам, пусть даже вещающим иногда правду. Ибо сам отец лжи чаще говорит полуправду или не всю правду, зная, что это есть та «малая закваска», о которой упоминал Господь, и когда критическая масса подойдет к своей полноте, вся правда вскиснет, и ее, подобно потерявшей силу соли, «надлежит выбросить вон».
Обобщая все вышесказанное по вопросу получения иных языков, хочу привести один рассказ из книги «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида» (1876 г.). «В Оптину пустынь (1832 г.), – рассказывает отец игумен Т., – когда келейником у отца Леонида был отец Геронтий, отец Макарий и Павел Тамбовцев привели к старцу бесноватую крестьянку, которая во время беснования говорила на иностранных языках, чему свидетель был Павел Тамбовцев, несколько знавший иностранные языки. Отец Леонид читал над нею три раза молитву, мазал ее елеем от неугасимой лампады пред иконой Божией Матери и давал пить это масло. В третий раз ее привели в совсем другом виде; и когда Тамбовцев попросил ее поговорить, как она говорила в прошлый раз, на иностранных языках, она сказала: «И – и–и, батюшка! Где мне говорить на иностранных языках! Я и по-русски то едва говорю и насилу хожу. Слава Богу, что прежняя болезнь прошла».
В миссионерском протестантском журнале «Вера и жизнь» № 3 за 1995 г. союза «Свет на Востоке» была опубликована статья «Благословение из Торонто» Адольфа Новака. Вот выдержки из этой статьи. «Члены общины смеются, дрожат и трясутся всем телом или ведут себя как пьяные; кто – то лежит на полу (один из них лежал в судорогах целые четыре дня)». Все чаще и чаще мы слышим подобные сообщения. Из Англии, из Швейцарии, из Бразилии. Этот феномен проявился и на четырехдневном конгрессе, состоявшемся в начале октября 1994 г. в г. Берне. Из доклада М. Бюльмана: «Многие из трех тысяч участников падали на пол, бились в судорогах, кричали и истерически смеялись. Стоило нам только произнести: «Сойди, Дух Святой!», как все богослужение было сорвано, то есть не было никакой проповеди, о ней даже речи не могло быть. На протяжении целой недели Дух Святой сходил с такой силой, что мы были абсолютно нетрудоспособны. Девушка, регистрировавшая членов конгресса, из-за постоянных судорог и сегодня еще не в состоянии отвечать на телефонные звонки. Первые три или четыре богослужения были сплошным хаосом. В этот день наблюдались даже обмороки и приступы истерии, патологические вздрагивания, подпрыгивания, танцы. Англиканский епископ катается по полу и рычит, как лев, кто-то кряхтит, кто-то мычит. Один из мужчин кукарекает, а истолкователь гласит: «Господь говорит, что наступил день. ».
Председатель Немецкого евангелического альянса доктор богословия Рольф Хилле поведал в одном журнале об еще более странном случае: «. После этого стали – происходить более чем странные вещи. Из Лондона позвонили руководители одной из общин и попросили меня помолиться за них по телефону. Я ответил им: «Положите телефонную трубку на свою голову». Они сделали это, я дунул в трубку, и оба как по команде упали под обеденный стол. Сила Святого Духа опрокинула их. После этого они поехали на конференцию, где дунули уже на всю группу руководителей общин, съехавшихся в этот город. Какое наслаждение! Это новое действие Духа Святого можно передать другому! Наша дочь Лиц, также смеясь, оказалась под кухонным столом после того, как я дунул на нее в трубку». Это и есть феномен «благословения из Торонто»! Эти необъяснимые состояния наблюдались уже в 1991 г. у Клаудио Фрайзон в Буэнос-Айресе. «Святой смех» описывается Д. Вилькер-соном в книге «Крест и нож».
В 1993 г. это явление принимает массовый характер. Однако, сам феномен, который подразумевается под названием «благословение из Торонто», впервые зарегистрирован 20 января 1994 г. в Торонто. Некто Р. Говард-Браун, родом из ЮАР, как его называют в кругах харизматиков – «бармен Святого Духа», пережил «крещение Духом» в восемь лет. В возрасте 18-ти лет он в г. Порт-Элизабет второй раз был крещен Духом. В продолжение 20 минут он беспрерывно кричал, вселяя страх в присутствующих: «Бог, я хочу Твоего огня!» Спустя некоторое время одна женщина, которая страдала от сильных болей, попросила его о помощи. «Я почувствовал вдруг, будто мои кончики пальцев раскрылись, и из моей руки полным потоком полилась сила Божия. Эта сила переходила из моей руки непосредственно в ее голову, и она в судорогах лежала на полу».
В декабре 1987 г. этот «смеющийся проповедник Евангелия», как его теперь называли, приехал в США. Лишь спустя несколько лет он получил возможность увидеть плоды своего «труда» – «благословения из Торонто». «Сила Святого Духа изливалась без всякого предупреждения. Люди падали со своих стульев и катались по полу. Даже воздух приходил в движение. Люди начинали истерически смеяться, хотя смешного ничего не было. Чем меньше я проповедовал, тем больше людей спасалось». С тех пор эти действия сопровождали все его «миссионерские поездки». 1993 г. – две поездки во Флориду. Здесь этим вирусом «заразился» В. Уильяме, пастор епископальной Церкви. Затем его пригласили в Оклахому, где он выступал в Библейском центре и в университете. Именно здесь его услышали Фрэнсис и Чарльз Хантеры, которые это «пробуждение» привезли в 1994 г. в Англию. Из Великобритании оно перекинулось на весь Европейский материк. В настоящее время это «пробуждение» проникло почти во все деноминации.
Так называемые «Cansas City Prophets» (пророки Канзаса) пророчествовали о всемирном пробуждении еще много лет назад. Нет ничего удивительного в том, что эта новая волна рассматривается ими как исполнение пророчества. Толпами едут пасторы и члены общин в Торонто, чтобы удостовериться в услышанном и привнести новое веяние в свои общины. Харизматические общины единогласны в своем решении: «Это истинное пробуждение. Именно такого пробуждения ждут все христиане». Джоан Хэлифекс, однако, описывает подобные феномены, которые она наблюдала среди. языческих индейцев. Вот в руках у меня книга «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве» автора Д.Г. Коновалова, изд-ва Сергиев Посад, 1908 г. Читаем буквально следующее: «Миссионер Кальнев, проникший на хлыстовское радение в г. Николаеве, наблюдал, как некоторые сектанты «вертелись, все время бессмысленно смотря в потолок и смеясь куда-то в неопределенное пространство». В одном молитвенном собрании амурских прыгунов, сектантка в изнеможении, продолжая тихо кружиться, начала хохотать: ха! ха! ха! дух! дух! дух! вот он! (Хохот – признак, что пляшущая видит Св. Духа и озарена Им.) Эта сцена очень напоминает описанное Крашенинниковым камлание шаманки у камчадалов: она призывает бесов к себе словами: «гушь, гушь» и скрежещет зубами; а при появлении видения хохочет и кричит: «хай, хай». «При усердной молитве, – говорили самарские монтаны, последователи Щеглова, – Св. Дух, сошедши на благодатных, подобно тому, как древне на апостолов, завещевает прославлять силу Божию разными телодвижениями». И от того «благодатные», приведенные в восторг силою Духа, с хохотом вскакивали со своих мест, схватывались попарно за руки, падали и валялись по полу (стр. 31). Последователи восторженной еврейской секты «хасидимов» (среди русских и турецких евреев) получили название «еврейских скакунов». Их моления сопровождались взрывами смеха, страшным шумом и гамом, криком, хлопаньем в ладоши, неистовым скаканьем, качанием во все стороны, кривлянием и судорогами (стр. 99).
Русскому мистическому сектантству всегда были присущи экзальтированные пляски, телодвижения, выкрики и кружения. У чукотского шамана во время камлания исследователь Тан наблюдал «отрывистый ряд странных, дрожащих, задыхающихся, почти судорожных звуков, которые пытались складываться в короткие и непонятные слова: котеро, теро, муро, коро, поро!» Не находя возможным разложить звуковые ряды на определенные членораздельные фразы родного языка, сектанты считают это проявлением сверхъестественного дара (глоссолалия).
Как же понимать «говорение на языцех»?
Безусловно, нельзя предположить, чтобы ап. Павел ничего не знал о феномене глоссолалии среди язычников. Ведь этот феномен существовал среди греков еще задолго до распространения христианства.
Изучая все связанное с этим явлением, следует учитывать три следующих фактора:
Глоссолалия существовала и существует в нехристианских движениях и христианской не является.
Лингвисты считают глоссолалию трансовым явлением.
Новый Завет повествует об истинном даре языков.
Первое положение состоит в том, что среди членов Церкви, очевидно, были случаи богопротивного говорения.
Мы знаем из Ветхого Завета, что среди народа Божьего были как истинные, так и ложные пророки. Последние неоднократно вводили людей в заблуждение, говоря от имени Бога. Господь сказал о них через пророка Иеремию: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» ( Иер. 23:21 ).
Когда царь Ахав собирался на войну против Сирии, то захотел узнать волю Божию через четыреста пророков, говоривших от имени Господа. Все они пророчествовали, что будет успех. Но это была ложь. И пророк Михей сказал царю Ахаву: «И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе» ( 3Цар. 22:23 ). И вскоре эти слова исполнились буквально.
В Новом Завете, в книге Деяний святых апостолов ( Деян. 20:30 ) читаем слова апостола Павла: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою».
Апостол говорит: «Так, если вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите?» ( 1Кор. 14:9 ). «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, – то не скажут ли, что вы беснуетесь?» ( 1Кор. 14:23 ).
Слова апостола Павла, заметьте, слишком резки в отношении к тем явлениям, которые могли бы считаться дарами от Святого Духа. Ведь никто не посмел бы говорить так жестко и неуважительно о том, что должно было бы считаться действиями Святого Духа.
Однако, Слово Божие называет вещи своими именами и указывает, что есть прелесть и подлог, а что подлинный дар Божий.
Третье положение было в Коринфе таково, что истинный дар Духа Святого не был экстазным, трансовым лепетом, а был сверхъестественной речью, йодной смыслового содержания (ксеногдоссия). То есть речь могла быть языком любого народа, но обязательно переводимым и осмысленным.
«Мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились» ( Деян. 2:8 ).
Как таковой, истинный дар языков служил знамением для неверующих ( 1Кор. 14:22 ) только в двух случаях: во-первых, когда они непосредственно понимали то, что говорилось, потому что знали язык с детства; и, во-вторых, когда понимали с помощью перевода или истолкования. Но когда люди не понимали слышимой речи, никакого знамения не было. Но, наоборот, в этом случае получался лишь соблазн ( 1Кор. 14:23 ).
Из истории харизматического движения
Безусловно, для возникновения харизматиков существовали как объективные, так и субъективные предпосылки. Холодная рассудительность без жажды откровения нередко приводит христианина к самодовольству и мертвому правоверию, когда от Господа ничего уже не ожидают. Это ни в коей мере не соответствует живой вере по Библии. Один святой сказал, что есть такая трезвость, которая граничит с голодной смертью. Живая вера не может удовлетвориться схваченными разумом богословскими «правильностями». Она постоянно нуждается в помощи Святого Духа через Слово Божие. Кто свою собственную духовную жизнь и жизнь Церкви рассматривает как в Откровении (2-я гл.), тот никогда не скажет: «Я сыт и ни в чем не имею нужды». Но, конечно же, действенной помощью против остывания и духовного умирания является не знамение чуда или языки, но призыв к покаянию, сокрушение сердца и готовность осознанно исполнять волю Божию («воля Божия есть освящение ваше» ( 1Фес. 4:3 )).
Харизма – слово не английского, а греческого происхождения и означает буквально «одаренный». Харизматики считают себя элитой христианского мира, хотя появились они совсем недавно,
В Библейском институте Бетел в г. Топика штата Канзас (США) в 1901 г. группа верующих вдруг стала молиться иными языками. Спустя девять лет Миссия с ул. Азуза в г. Лос-Анджелес повторила то же самое. Полностью это движение расцвело между 1920 и 1940 гг. под руководством методистской проповедницы Лос-Анджелеса Эйми Семил Ферстон. В 1945 г. это необычное явление проникает в «Христианское Общество деловых людей Америки», которое затем переименовывается в «Общество полного Евангелия». («Полное Евангелие» – термин не библейский, как, например, «Евангелие четырех квадратов».) Проще они именуют себя пятидесятниками, согласно 2-й главе книги Деяний, а некоторые общины – «Собранием Господа». Краеугольный камень учения в том, что еврейские знамения ( 1Кор. 1:22 ), подаренные Израилю ( Исх. 4:11 ) через апостолов ( Мк. 16:17–20 ), были для верующих язычников даже после того, как умер последний из апостолов. Догматика близка к баптистской кроме двух пунктов: обязательное харизматическое возрождение (одарение духом) и омовение ног в части ритуальных действий при хлебопреломлении. Успешнее всего это учение распространялось в Норвегии, где наиболее активным миссионером был некто Баррай. Пик распространения учения в Европе падает на 1907 год.
В Россию учение харизматиков проникло в 1901 г. В г Выборг прибыл проповедник Уршан, и в 1913 г. им уже была основана в Хельсинки (бывшая территория Российской империи) первая пятидесятническая община. Уршан расколол большую баптистскую общину, после чего «рукоположил» в пресвитеры Смородина, который вскоре перебрался в Петербург и там активно распространял это учение. Поэтому эту ветвь пятидесятников называют «смородинцами». Свою вновь образованную в Питере общину он назвал «Христиане в духе апостольском». Смородин сумел распространить учение по северным губерниям России: Новгородской, Тверской, Костромской, Псковской, Великоустской.
Другая крупная ветвь пятидесятников называется «воронаерской». Воронаев, бывший баптист, эмигрировавший в Америку, где закончил баптистскую семинарию, попутно там же познакомился с учением о «духовном крещении». Вскоре утвердился в необходимости последнего, принял харизматические дары, а в 1922 году прибыл в Одессу. Длительное время посещал молитвенные собрания баптистов, нелегально «обрабатывая» некоторых из них индивидуально, наставляя в необходимости духовного крещения. Происходит раскол внутри баптистских общин Одессы, и Воронаев уже открыто заявляет о себе как лидере вновь образованной общины, которую он именовал «Христиане веры евангельской» (ХВЕ). Воронаев, в отличие от Смородина (последний лояльно был настроен к баптистам), как пресвитер и руководитель вновь созданной общины занял непреклонную позицию в том, что баптистские проповедники не могут быть братьями по духу и допускаться к кафедре «пока не осознают своих ошибок в вопросе о необходимости крещения Духом». Вскоре это движение охватило юг Украины, и целые баптистские общины в полном составе переходили в харизматы. Уже к 1927 г. на Украине насчитывалось 350 общин воронаевского толка. В 40-х годах их насильственно влили во ВСЕХБ, т.к. государственные чиновники не видели большой разницы в учении тех и других.
Объединение состоялось на следующих условиях:
Общины пятидесятников объединяются с общинами евангельских христиан-баптистов в единый союз.
Объединенный союз имеет общий руководящий центр в Москве и единую кассу.
Руководители общин пятидесятников остаются в тех званиях, которые они носили до объединения с баптистами, т.е. пресвитерами и диаконами.
Обе стороны признают, что исполнение силой свыше, о чем говорится в Деяниях Апостольских ( Деян. 1: 8 ), может происходить как со знанием иных языков, так и без знания их ( Деян. 2:4; 8:17, 39; 10:46; 19:6 ).
Обе стороны признают, что на основании Священного Писания разные языки являются одним из даров Духа Святого, даруемого не всем, но некоторым ( 1Кор. 12:4–11 ).
Обе стороны признают, что незнакомый язык без истолкования остается без плода, о чем свидетельствует и апостол ( 1Кор. 14:6–9 ; 1Кор. 14:28 ) («Если же не будет истолкования, то молчи в Церкви»).
Принимая во внимание выше приведенные слова апостола Павла о бесплодности незнакомого языка при отсутствии истолкователя, обе стороны пришли к соглашению воздерживаться от незнакомых языков в общественных собраниях.
Признавая, что наряду с действиями Духа Святого в собраниях могут проявляться и явления, ведущие к нарушению благопристойности и чинности богослужения ( 1Кор. 14:40 ), обе стороны согласились вести воспитательную работу против такого рода явления, ибо Бог не есть Бог неустройства, но мира ( 1Кор. 14:33 ).
Ввиду того, что у евангельских христиан-баптистов нет обряда омовения ног, настоящим Соглашением рекомендуется христианам-пятидесятникам в целях единства и однообразия богослужебного порядка вести воспитательную работу в смысле достижения единого понимания в этом вопросе с ЕХБ.
Обе стороны после подписания настоящего Соглашения оповещают свои общины о состоявшемся объединении и призывают к благодарственной молитве.
В 1947 году пресвитер пятидесятников Украины Бидаш повел массированную агитацию за выход из ВСЕХБ. В 1948 г. Бидаш с рядом своих сторонников настаивали на создании своего центра в г. Днепропетровске. К 1949 году только на Украине из объединения с баптистами вышло более 40% пятидесятников.
Процесс отделения и раскола набирал силу. Вмешалась администрация по делам религий при Совете Министров с целью нейтрализовать или притормозить этот процесс. Тогда в 1955 г. в г. Харькове был тайно проведен съезд харизматиков, где было утверждено ряд положений ХВЕ и, в частности, заявлено о необходимости уклонения от каких бы то ни было отношений с государством, в том числе и от службы в армии. Образовались самостоятельные явочные молитвенные группы, которые существуют и до настоящего времени, хотя в послеперестроечный период появилась возможность их полной легализации, чем многие из них и воспользовались.
Кроме указанных двух направлений пятидесятников: воронаевцев и смородинцев, есть пятидесятники-сионисты (за их желание покинуть пределы СНГ и поселиться в Палестине на земле обетованной) и субботствующие пятидесятники (которые удерживают 4-ю заповедь Ветхого Завета).
Международный центр «Церкви полного Евангелия», т.е. пятидесятников, находится в США, именуется «Международная Ассамблея Бога».
Лидеры современного харизматического движения подразделяют свою историю на три больших периода, называя их «волнами Святого Духа». Под волной они подразумевают экстраординарное духовное движение, достигающее большого числа людей определенных слоев общества и существенно изменяющее его духовный климат.
Первая волна поднялась, как мы уже сказали, в 1901 году и привела к возникновению первых пятидесятнических общин. При этом процессу «духовного крещения» сопутствовало возникновение странных и чуждых истине явлений.
Вторая волна началась в 1960 году в США и, в первую очередь, повлияла на Епископальную Церковь (Деннис Беннет), потом на Лютеранскую Церковь (Ларри Кристенсон), затем на большинство «свободных» Церквей, а примерно с 1966 года распространилась в Католической Церкви. Опыт «крещения Духом» с того времени в этих Церквах практикуется и преподается открыто.
В Германии это движение, вскоре названное харизматическим, началось в 1963 году. Лидерами, подготовившими почву для второй волны, были, прежде всего, священник Арнольд Биттлингер и баптистский проповедник Вильхард Беккер.
Целью этого движения было не основание новых харизматических общин, а распространение харизматического опыта во всех уже существующих традиционных Церквах.
Третья волна, известная под названием «пауэрэвенжелизм», поднялась в начале 80-х, прежде всего, из движения за рост общин в связи с деятельностью Джона Уимбера.
Эта волна, как и две предыдущие, берет свое начало в Калифорнии (США), и в дальнейшем избегает таких понятий, как «пятидесятнический» или «харизматический», избирая своей целью группы, до сего времени не охваченные двумя предыдущими волнами: фундаменталистов и консервативных евангельских христиан, до сих пор не поддававшихся харизматическому влиянию.
Одним из отличительных признаков «третьей волны» является отсутствие элементов, вызывающих разногласия. Многие общины, не имевшие в прошлом связей ни с пятидесятниками, ни с харизматами, начинают вдруг молиться «языками».
С помощью «третьей волны», как утверждают сектанты, должны рухнуть последние бастионы, оказавшие сопротивление двум первым волнам.
Существует еще так называемая «Церковь Христа», которая в настоящее время успешно вербует своих многочисленных сторонников и открывает миссии во всех крупных городах СНГ. Иначе она известна как Церковь Кэмпбелла и возникла в штате Кентукки под руководством Бартона Стоуна и братьев Кэмпбелл, отколовшихся от Пресвитерианской Церкви. Не желая исповедовать традиционную для него веру, но понимая истинность крещения водой, Б. Стоун и А. Кэмпбелл решили основать Церковь, не принадлежащую ни к одному вероисповеданию, которой они дали название «Церковь Христа». Основной их целью было доказать, что именно их Церковь, и никакая другая, была основана самим Иисусом Христом. Они переняли у ортодоксальных Церквей таинство Причастия каждое утро по воскресениям, впрочем, упразднив слово «таинство» и Причастие, назвав это «хлебопреломление». Они также принимают харизматическое возрождение через иные языки и другие дары.
Приведу пример несостоятельности и относительности так называемого дара языков, являющегося краеугольным камнем в учении пятидесятников из собственной практики.
В город Бровары приехал какой-то, как утверждали сектанты, сильный пророк, который толковал иные языки и комментировал даже какой это язык и что нанем произносят. Не буду рассказывать, каким образом мы встретились в общине, и, далеко не первый, я тоже попросил сказать, о чем я молюсь и не говорю ли я «помыслы сердца своего вместо истины» или, еще хуже, не в прелести ли нахожусь? Пророк уверенно, видя во мне неофита, согласился наставить и прокомментировал мое наречие и смысл открывшегося мне на собрании неведомого глагола.
Тогда я, не спеша, начал молитву: «Василев урание Параклитэ то пневма тис алифеоз о панта ху Парон те та панда Плирон. ».
Он начал параллельно моим изречениям комментировать красивый увещевательно-благодушный вздор, вроде того, что Иисус любит тебя, что скоро прославит имя твое и обильно благословит твою жизнь и т.д. и т.п.
Но тут уж я и брякнул при всем собрании, ничтоже сумняшеся, что читал-то всего-навсего молитву «Царю Небесный. » по-гречески. Но от себя ничего не добавлял, ни словечка.
После до неприличия долго нависшей зловещей паузы я был не очень красиво удален с собрания. Неведомо, что потом «пророчил пророк», но подобного шарлатанства в их среде хватает.
Не поленитесь выучить при подобной встрече с их пророками тоже что-либо от «заграничных мов» или, на худой конец, припомните школьный стишок с иностранного. А потом будет возможность убедиться в состоятельности дерзающего на это харизмата, хотя можно и допустить, что через нечистые уста у них может провещевать истина, подобно той служанке из Деяний святых апостолов ( Деян. 16:16–18 ).
Харизма – непосредственно водительство Духом Святым, ниспосланное как дар.