во что верят корейцы
Какая вера у корейцев
Какая вера у корейцев, как Вы думаете? Казалось бы, от азиатских стран стоит ждать чего-то эдакого, с восточным колоритом: буддизма, конфуцианства, даосизма, но с другой стороны Корея нам намного ближе, и кажется, что в ней вполне могут быть сильнее проявлены традиции стран Запада. И это правильное впечатление! Действительно, в Корее преобладает христианская конфессия. Правда, в Южной. А в КНДР… а там процветает культ личности. Но обо всём по порядку.
Традиционная религия Южной Кореи — шаманизм мусок
Шаманизм — это вера в духов, почитание колдунов, акцент на обрядовую сторону религиозной жизни и магию. Всё это можно сказать и о корейском течении мусок, судя по тому, что о нём сегодня известно.
Сама эта традиция старше Корейского государства. Известно, что шаманы с благоговением относились к небу и утренней звезде, одухотворяли природу, почитали умерших.
Корейские шаманы — представители их традиционной религии. Фото: koryo-saram.ru
Среди шаманов — мужчины и женщины. Они взаимодействуют с добрыми и злыми духами.
Конфуцианство и даосизм вытеснили шаманизм. Сегодня его практикуют, но в малых масштабах, часто в качестве фольклорного, а не мистического явления. Хотя бывает, что к шаманам обращаются за реальной помощью. Но времена этой традиции ушли далеко в прошлое. И всё же это старейшая религия в Южной Корее.
Большинство Южных Корейцев не причисляют себя к религиозным людям
По результатам опросов, большинство жителей южной Кореи (56%) не считают себя приверженцами какой-либо религиозной традиции.
Впрочем, это не мешает второй половине населения вести активную религиозную жизнь.
Конституция Южной Кореи приравнивает в правах все религии
В правовой сфере люди всех конфессий в Южной Кореи равны, о чём нам сообщают следующие статьи Конституции Кореи:
Статья 18
Конфиденциальность частной переписки граждан не может быть нарушена.
Статья 19
Все граждане имеют право на свободу совести.
Статья 20
А какая вера у южных корейцев самая распространённая? Это удивительно для восточной страны, но в ней преобладает количество людей, исповедующих христианство.
А ведь с исторической точки зрения никаких предпосылок не было: сюда не доходили апостолы, не спешили с походами крестоносцами, да и вообще проповедники до XVIII не думали заглядывать в Корею. Даже Япония вызывала у них больший интерес.
Но вот в 1970-х начался настоящий христианский бум в Южной Корее. Здесь представлены не только традиционные христианские направления, но даже сравнительно малочисленные пятидесятники, методисты и пресвитериане.
Пятидесятническая Церковь Полного Евангелия Ёыйдо в Южной Корее. Фото: s3-eu-west-1.amazonaws.com
В Корее находится самая посещаемая церковь в мире — Церковь Полного Евангелия Ёыйдо
Это заведение основано пастором Ассамблеи Божьей Дэвидом Чо в 1958 году. Но нынешнее здание уже не то, а новое — 1973 года
Вместительность внушительная — 26 тысяч человек.
Но куда интереснее цифра ежегодного прихода — 840 тысяч человек. Это рекорд в христианстве.
Какую религию исповедуют прихожане? Пятидестяничество.
Заметное влияние на жизнь в Южной Кореи оказывает «Церковь объединения»
«Церковь объединения» — это сравнительно новое христианское течение. Оно ссылается на средневековые обрядовые тексты, в которых сказано, что Мессия придёт из Кореи.
Это течение набирает сторонников на Востоке и Западе, так как удачно балансирует между самыми разными религиозными направлениями.
«Церковь объединения» совмещает множество течений от христианства до спиритизма
За основу взяты идеи различных христианских направлений, есть заимствования из буддизма, магии, шаманизма и всевозможных оккультных учений.
Приверженцы «Церкви объединения» утверждают, что общаются на спиритических сеансах с историческими личностями — в том числе и с библейскими персонажами. Пусть это не основная религия Кореи, но зато очень влиятельная. Её сторонники занимают важные посты в крупных организациях, а потому способны воздействовать на разные сферы жизни в Корее.
Православие в Корее не имеет внушительных масштабов
Конец XIX века стал тем переломным моментом, когда в Корею направились православные миссионеры. И по сей день на её территории есть приходы и православные храмы, но они находятся в меньшинстве.
Христианскую совокупность создают католики и протестанты.
Православный приход преимущественно состоит из людей, живущих в России, но приехавших, например, по работе.
Епископ Кызыльский и Тывинский Феофан (Ким), представитель РПЦ в Корее. Фото: pravtuva.ru
26 февраля 2019 в составе Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии образована Корейская епархии. Правящим архиерей — епископ Кызыльский и Тывинский Феофан (Ким).
Владыка Феофан так комментирует ситуацию:
Организация Корейской епархии вызвала острую критику со стороны митрополита Константинопольского Патриархата Амвросия, который прежде занимался вопросами православия в Корее. Он сказал следующее:
«Недавний акт Московского патриархата в Корее, а также в других частях Дальнего Востока, Восточной Азии, Европы и Латинской Америки полностью аномален или противоречит православной экклезиологии и канонической традиции».
Также Его Высокопреосвященство огорчён, что вопросы нации и государственности вклиниваются в религиозную жизнь:
«Здесь в Корее мы никогда не говорим «Греческая православная церковь», а вместо этого мы употребляем словосочетание – «Православная митрополия в Корее». Поэтому находящиеся «под крылом» Вселенского Патриархата ВСЕ православные прихожане, живущие в Корее, получают поддержку и чувствуют заботу о них. Мы научились от нашей Константинопольской Матери-Церкви думать и вести себя всемирно. Например, я был отправлен Вселенским Патриархатом на службу сюда в Корею не как греческий священник, но как православный священник, призванный служить во всемирном духе в Православной церкви Кореи.
Только подумайте, что может случиться, если после того, как сначала русские начнут претендовать на строительство приходов, а после и на образование своих епархий, тогда потом наши братья из Болгарии, Румынии, Сербии и т.д. смогут потребовать того же, поскольку здесь очень много выходцев из этих стран. А в конце концов – я надеюсь, этого не случится – мы потеряем веру в наше свидетельство единства Православия на корейской земле.
Именно по этой причине я спрашиваю всех людей доброй веры: «Вы хотите работать в Корее? Вы заинтересованы в распространении Православия в этой стране? Тогда давайте сотрудничать ради Славы Божьей без каких-либо других задач, диктуемых политическими и националистическими идеологиями, а также другими неважными причинами».
В КНДР ситуация с религий как в Южной Корее, но ещё есть культ «великого вождя»
В КНДР похожая ситуация. По поводу религиозной жизни в Конституции есть основная статья 68:
«Гражданам предоставляется свобода совести. Это права обеспечивается разрешением построения религиозных зданий и исполнения религиозных обрядов. никому не разрешается использовать религию как средство для проникновения внешних сил и нарушения государственного, общественного порядка».
Вроде бы в Корее, будь то Южная или Северная, всё одинаково: не важно, какая религия у тебя, только живи по закону. И обе страны имеют общее религиозное прошлое в виде шаманизма, конфуцианства, даосизма и т.д. Но всё не так просто.
Здесь тоже существует культ личности. Почитание вождей Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира распространено повсеместно. На улицах висят их портреты, в школе преподают их идеологию.
Но если закрыть на это глаза, большая часть верующих живёт относительно свободно: есть права, есть церкви и храмы, даже Совет корейских верующих имеется, который защищает интересы представителей всех конфессий.
Также в КНДР существует идеология чучхе. Она восходит к корейской философии, хотя появилась на базе марксиского учения. Здесь сильный акцент сделан на труд, общность, нацию. Человек объявлен властелином мира. Особая роль отведена сознанию.
Для популяризации чучхе её приверженцы прибегают к узнаваемым образом корейской мифологии. Например, повсеместно используются такие символы:
В Северной и Южной Корее исповедуют буддизм, чхндогё и ряд других религий
Буддизм имеет среди Корейцев немало приверженцев, но уже перестал быть доминирующей традицией.
Также среди верующих можно встретить представителей всевозможных религиозных течений: ислама, иудаизма, индуизма и т.д. Но преимущественно это относится к приезжим, а не коренным жителям.
Для самих корейцев характерна религиозная традиция чхондогё, принципы которой сформулированы в 1860-е годы. Здесь есть свой бог Ханныльлим — некая персонификация природы, вера в том, что он един с человеком, а не существует отдельно от людей.
Но человек — это не бог, а потому не может считать себя безупречным. Каждому приверженцу чхондогё предстоит внушительная работа над собой на пути к самосовершенствованию.
Южная Корея: азиатский перекрёсток мировых религий
В Южной Корее нет государственной религии. Здесь на ста тысячах квадратных километров сосуществуют буддизм, конфуцианство, шаманизм, протестантизм и католицизм. Религий много, а значит, много конфликтов между конфессиями. Или нет?
Диаграмма: процентное соотношение верующих (протестантов, буддистов, католиков и др.) и неверующих
Необязательно, что все 57% респондентов, назвавших себя не религиозными, являются атеистами – они могут быть агностиками, деистами или придерживаться конфуцианства.
Основной постулат конфуцианства – почитание предков. Многие корейцы совершают поклонение предкам в дни годовщины их смерти. Конфуцианство имеет огромное влияние на все общественные сферы: рабочие и дружеские отношения, право, отношения детей и родителей. Например, строгая иерархия в корпорациях – отголосок конфуцианства. При этом, часть конфуцианцев не считает свою идеологию религией.
Шаманизм является традиционной местной религией, которая оказала влияние на остальные вероучения, проникшие в Корею. Шаманизм и сейчас широко распространён в стране, хотя и не имеет статуса религии. В конце 90-ых годов в Южной Корее было зарегистрировано более 40 тысяч шаманов и других служителей традиционных культов.
Люди разных возрастов приходят к шаманам за предсказаниями и советами по поводу важных событий. Такие сцены нередко появляются в дорамах. Корейцы также пользуются услугами гадалок, чтобы очистить квартиру от нечистой силы перед переездом или проверить совместимость пары.
В центре Сеула можно увидеть целые ряды кабинок, где сидят гадатели и гадалки. Молодое поколение зачастую воспринимает это как развлечение, но немало людей действительно верят предсказателям.
В статистике обычно фигурирует очень мало приверженцев традиционных корейских верований. Связано это с тем, что посещающие шаманов, гадалок, магов и жрецов, как правило не относят себя к шаманистам. Часто такие люди считают себя буддистами или христианами. Такая ситуация характерна для Японии и многих регионов Юго-Восточной, Центральной (Монголия, Тува, Бурятия) и Северной Азии.
Буддизм является одной из старейших религий в Южной Корее, но теперь его исповедуют менее 20% населения. Несмотря на это, день рождения Будды – государственный праздник и объявлен нерабочим днём (как и Рождество Христово).
Буддийские монастыри традиционно расположены высоко в горах, вдали от глаз обычных жителей, а значит, труднодоступны для посетителей. Священные книги написаны на древнекитайском языке и нечасто бывают переведены на корейский, что тоже не способствует популяризации буддизма.
Христианство в Корее появилось в XVIII веке. Представители конфуцианской интеллигенции стали интересоваться христианскими католическими сочинениями, попадавшими в Корею из Китая. Вскоре число дворян-приверженцев христианства возросло. Несмотря на гонения, христианская община существовала и росла.
В 80-е годы XIX века миссионеры с Запада начали религиозно-просветительскую деятельность в Корее. В период японского владычества корейские христиане активно сопротивлялись оккупантам.
В какой-то момент христианство превратилось в национальную религию в противовес синтоизму, насаждаемому японцами. Оккупация и склонность местной буддийской церкви не противиться захватчикам сыграли огромную роль в оттоке патриотически настроенных корейцев из сангхи в ряды христиан.
Сектанты угрожают здоровью корейцев
Проблема сект в Корее весьма остра. Многим из них присущ синкретизм – соединение разных религиозных учений. Историк и кореевед Герман Ким говорит, что секты в Корее зачастую являются конфуцианскими с этической точки зрения, следуют буддийским ритуалам и используют даосские методы в религиозной практике.
Сектанты продумывают изощрённые способы вербовки новых членов. Они подходят к иностранцам на улице с просьбой подсказать дорогу, а когда завязывается разговор, предлагают посетить встречи по языковой практике. К корейцам подход иной: сектанты могут представиться студентами психологического факультета, которым нужно выполнить задание: опросить людей. В благодарность они приглашают на вечер с буфетом и бесплатными напитками. На таких собраниях они постепенно посвящают новобранцев в тайны своего «учения», используя манипулятивные приёмы.
Деятельность сект не остаётся безвредной для общества. Девятого июля в городе Тэгу арестовали троих руководителей секты «Церковь Иисуса Синчхонджи», которых обвинили в создании очага коронавирусной инфекции. Заражённая вирусом женщина пришла на службу, контактировала с десятками, если не сотнями, людей и отказалась проходить тест на COVID-19. Во время службы прихожане сидели на полу, обнимая друг друга за плечи, без защитных масок (они запрещены сектой). Инфекция быстро распространилась среди участников, а затем и по всему городу.
Последователи многих сект убеждены, что по-настоящему верующие люди не могут заразиться, а потому не предпринимают никаких мер защиты от коронавируса.
Молодёжь отказывается от религии?
C 2005 года доля корейцев, не относящих себя ни к одной религии, выросла на 9%. Тенденция особенно ярко выражена среди молодёжи: только 31% молодых людей считают себя религиозными. Пятнадцать лет назад эта цифра достигала 46%.
По словам самих корейцев, это происходит из-за растущих скоростей жизни и высокой конкуренции. Люди слишком заняты образованием, построением карьеры и заботой о семье, чтобы находить время на посещение церквей или храмов.
Сеульский англиканский собор принял вызов времени: организация прилагает все усилия, чтобы привлечь молодёжь. Так, вместо разговоров о священных писаниях юные прихожане имеют возможность обсудить в неформальном диалоге личные и духовные вопросы, а также найти поддержку от сверстников и лидеров церкви.
Преподобный Нак-хён Джозеф Джу (Nak-hyon Joseph Joo) организует программы для молодых прихожан. Он говорит, что церковь постоянно работает над обновлением учений, чтобы они были актуальны для молодых людей. Раз в месяц Джу собирает желающих в кафе, чтобы обсудить как теологию, так и личные проблемы участников встреч. Обычно на собрание приходят около двадцати человек.
Пресвитерианская церковь СаРанг пошла ещё дальше: они разработали приложение для смартфона с возможностью поиска по тексту Библии. Нововведения работают: среди новых прихожан примерно две трети – молодые люди в возрасте 20-30 лет.
Однако Эндрю Юнги Ким (Andrew Eungi Kim), профессор Университета Корё в Сеуле, утверждает, что молодое поколение корейцев является более образованным, чем их родители. Потому они менее склонны верить речам религиозных лидеров. К тому же, молодёжь понимает, что церковь не решит их проблемы на работе и финансовые трудности – в её силах лишь утешить и эмоционально поддержать.
Мирное сосуществование
Корейской культуре в целом свойственен духовный синкретизм. Несмотря на то, что больше половины населения не причисляют себя ни к одной религии, по необходимости они могут и обратиться к шаману, и посетить буддийский храм.
В целом влияние разнообразия религий на жизнь корейцев не так велико. Поскольку Корея – это страна, которая допускает множество религий, в повседневной жизни конфликтов на почве верований почти не происходит.
Религия в Республике Корея
В Южной Корее мирно соседствуют различные религии, но ведущими являются буддизм и христианство. На направления существенно повлияло конфуцианство и шаманизм (верование простого народа). По статистике, 46 % корейцев не придерживаются никакой религии.
Туристы всегда отмечают большое количество протестантских церквей в стране. Христианство – господствующая религия в Корее (29% населения). Среди верующих особенно выделяются протестанты (18%) и католики (11%). Это важный момент, ведь преобладающая религия в обществе всегда влияет на его развитие.
Часть южнокорейцев считает себя буддистами – 23%. Около 2,5% исповедуют другие религии: вон-буддизм, шаманизм, конфуцианство, ислам, чхондогё-буддизм. Значительно выросла роль новых верований, которые можно распределить по происхождению. Насчитывается более 200 молодых направлений, большинство из которых включают элементы прочих религий.
Христианство
Основная религия Кореи – христианство, и это становится сюрпризом для многих гостей страны. Корейскую столицу называют городом «сорока сороков церквей», но их здесь более 1600. В темноте кресты подсвечивают, поэтому пейзаж спящего Сеула впечатляет. Еще в XVIII веке это направление почти отсутствовало, но позже корейские аристократы обратились к католической литературе, которую привозили из Китая.
В конце XIX столетия община уже объединяла 10 тыс. человек. Тогда же в страну проник протестантизм – из США. Именно протестанты сделали перевод Библии на корейский язык. Силу христианство набрало в 70-80-х гг. прошлого века, и уже в 90-х обогнало буддизм. Быстрое развитие этой религии в Корее связывают с удачным наложением на традиционный шаманизм. В наши дни христианство включает три основных направления.
Православие
Наименее развито православие – на 2011 г. количество последователей направления составило около 0,005% жителей. Из православных церквей представлены:
Прихожане в основном представлены православными, которые приехали в страну на заработки. Также сюда относятся россиянки, вышедшие замуж за местных мужчин. Службы посещают и корейцы, которые вернулись на историческую родину из России и стран СНГ.
Католицизм
Католики составляют относительно небольшую часть населения – 11%. Однако на деле лишь 23% из них посещают св. Мессу каждое воскресенье. Сегодня в стране есть 16 церковных округов, примерно 1,6 тысяч церковных приходов и более 800 пасторских центров. Самыми знаменитыми считаются соборы:
Протестантизм
Протестантизм получил распространение в конце правления династии Чосон, опираясь на учебные заведения и больницы. До сих пор существует много больниц, школ и институтов, проповедующих христианство. Сегодня в Южной Корее религия развита. Создается впечатление, что протестантские церкви соревнуются между собой по месту расположения и красоте убранства. Некоторые из них расположены даже на небоскребах. Количество протестантов составляет около 18%.
Буддизм
Эта религия в Корее имеет особенности. Большая часть верующих объединилась в орден Чогё, который появился почти тысячу лет назад на базе чань-буддийских направлений. Это сообщество выпускает издания, а также имеет университет в столице. В 1994 г. течение объединяло почти 2 тысячи храмов, 10 тысяч священнослужителей. Орден Чогё считается традиционной и официальной буддийской общиной.
Это также основная религия Кореи, которая особенно развита в восточных регионах – Йонамме и Канвондо. Здесь приверженцы буддизма составляют половину местных верующих. Действуют школы буддизма, в том числе школа Сон. Для распространения веры общины создают в городах свои центры. Программы включают принципы проведения церемоний, изучение медитации и сутр, понимание Дхармы. В центрах осуществляются ночные и дневные медитации, ведется благотворительная деятельность.
Часть корейцев не называют себя буддистами, но придерживаются соответствующих взглядов. Многие из тех, кто выбирает это верование, не всегда серьезно относятся к предписаниям буддизма и редко заглядывают в храмы. Однако почти все жители страны участвуют в празднике Дня рождения Будды, который отмечается в мае.
Накануне проводятся своеобразные субботники, которые организовывают храмы. Участники праздника создают многочисленные бумажные фонарики в виде лотоса. Уже за месяц до Дня рождения Будды их развешивают повсюду – не только в храмах, но и на улицах. Проводится торжественное шествие и народное гуляние у храма Чогеса.
Ответвления буддизма
Эта основная религия Кореи получила развитие в молодых синкретических течениях – чхондогё и вон-буддизм. Согласно чхондогё, с помощью дисциплины и самосовершенствования можно достигнуть божественных добродетелей. Такой человек способен воздействовать на окружающий мир, не прилагая особых усилий. Чхондогё утверждает, что рай находится на земле, а вовсе не в ином мире. Учение говорит о том, что человек есть бог, и поэтому все равны. Верование повлияло на модернизацию страны.
В Южной Корее религия вон-буддизм возникла в XX столетии. Её основателем считается Содесан, который почитается как современный Будда. Буддистский орден имеет штаб-квартиру в Иксане, много храмов (примерно 400). Есть также помещения, которые используют для благотворительности, медицинских программ, обучения, промышленности.
Основная цель вон-буддизма – развитие духовности и достижение общего блага. Вон-буддизм направлен на помощь людям, чтобы они нашли внутренние силы (равные Будде) и освободились от внешнего воздействия. На этом пути их призваны сопровождать обучающие программы, службы, ритуалы и рекомендации.
Шаманизм
Задаетесь вопросом, какая религия в Корее наиболее древняя? С уверенностью можно говорить о шаманизме, у которого нет четко определенного начала по времени. Постепенно на него стал оказывать влияние буддизм. Многие обряды все ещё проводятся в стране. Самая крупная местная ассоциация шаманов объединяет 100 тысяч человек. Почти все, кто исполняет шаманские обряды – женщины. Сохранились ритуалы (куты), которые отличаются деталями с учётом региона.
Однако корейский шаманизм, в отличие от буддизма или христианства, не имеет статуса религии. Но если вспомнить, что религия – это сочетание трёх составляющих (священника, ритуала, общины), то шаманизм является верованием. Приверженцы шаманизма верят, что шаманки способны предсказывать будущее и успокаивать мёртвые души. Нередко к ним обращаются перед заключением брачного союза или открытием бизнеса.
Конфуцианство
Долгое время главную роль играло конфуцианство, которое находило отклик у народа. Религиозное направление дало новый толчок культу предков. Это идеологическая система сильно отражена в сознании местных жителей. Ее отголоски видны в многочисленных мероприятиях, в традициях и стиле жизни. В стране есть более 200 хянге – так называются конфуцианские академии со святилищами. В их стенах обучают традиционным ценностям и манерам. Также здесь пытаются объединить конфуцианские идеалы с задачами, которые выдвигает современный мир. Конфуцианское учение потеряло свою роль, но образ мышления остался.
Конфуцианской церкви не существует, но действуют организации. Проводятся памятные церемонии и ритуалы, направленные на поминовение предков. Если говорить о том, какая религия в Корее наиболее повлияла на образ жизни, это будет прежде всего конфуцианство.
Соседство разных верований
Сложная история Кореи и попытки примирить разные религии привели к тому, что большая часть населения относит себя к атеистам. Но даже столь давние противники, как буддизм и христианство, никогда не опускаются до открытых враждебных действий. Борьба происходит на принципах равного соперничества, конкуренции, в атмосфере спокойствия, которым дорожит каждый житель страны «Утренней свежести».