во что верят чуваши
Народная (языческая) религия Чувашии
Вплоть до середины XVIII в. у чувашей сохранялась народная (языческая) религия, в которой присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золотоор-дынско-казанскоханское время. Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.
Для чувашского язычества был характерен дуализм, воспринятый главным образом от зороастризма: вера в существование, с одной стороны, добрых богов и духов во главе с Султи тура (верховным богом), и с другой — злых божеств и духов во главе с Шуйттаном (дьяволом). Боги и духи Верхнего мира — добрые, Нижнего света — злые.
Религия чувашей по-своему воспроизводила иерархическую структуру общества. Во главе многочисленной группы богов стоял Султи тура со своим семейством. По-видимому, первоначально небесный бог Тура («Тенгри») почитался наравне с другими божествами. Но с появлением «единовластного самодержца» он становится уже Асла тура (Высшим богом), Султи тура (Верховным богом).
В людские дела непосредственно всевышний не вмешивался, управлял людьми через помощника — бога Кебе, ведавшего судьбами человеческого рода, и его служителей: Пулёхсё, назначавшего людям судьбу, счастливые и несчастливые жребии, и Пихампара, раздававшего людям душевные качества, сообщавшего юмзям пророческие видения, который считался также покровителем животных. В услужении Султи тура находились божества, названия которых воспроизводили названия прислуживавших и сопровождавших золотоордынских и казанских ханов чиновников: Тавам ыра — добрый дух, заседавший в диване (палате), Тавам суретекен — дух, ведавший делами дивана, далее: страж, привратник, кравчий и т. д.
Поминально-погребальные обряды
Комплекс поминально-погребальных обрядов у чувашей-язычников свидетельствует о развитом культе предков. Умерших хоронили головой на запад, на могиле ставили временный памятник из плоского дерева в виде фигуры (салам юпи — «прощальный столбик»), осенью в юпа уйах («месяц столба, памятника») сооружали на могиле умершего в течение прошедшего года антропоморфный юпа — памятник из камня или дерева — мужской — дубовый, женский — липовый. Поминки у чувашей-язычников сопровождались ритуальными песнями и плясками под пузырь (шапар) или волынку (купас), чтобы умилостивить покойника, сделать ему приятным пребывание в могиле; разжигались костры, совершались жертвоприношения. Ученые (А. А. Трофимов и др.) выяснили, что похоронно-поминальная обрядность чувашей, устройство кладбищ (масар) с непременным мостом, положенным через ручеек или овражек (мост дл; перехода в мир предков), и сооружение намогильных памятников юпа в виде столба (акт сотворения вселенной), разжигание огня-костра во время похорон и поминок (куда кидали не только жертвенную пищу, но и вышитые головные уборы сурпаны, украшения алка, ама и др.), наконец, композиционная и образная структура культовых скульптур имеют более чем выразительную связь с этносами индо-иранского культурного круга и полностью согласуются с учением Зара-туштры. По-видимому, основные определяющие черты языческой религии чувашей сформировались у их предков — болгаро-суварских племен — еще в период их пребывания на территории Средней Азии и Казахстана и в последующем, на Северном Кавказе.
Боги и духи
Чуваши почитали также божков, олицетворяющих солнце, землю, гром и молнию, свет, огоньки, ветер и т. п. Но многие чувашские боги «обитали» не на небесах, а непосредственно на земле.
Злые божества и духи были независимы от Султи тура: других богов и божеств и враждовали с ними. Бог зла и мрака Шуйттан пребывал в бездне, хаосе. Непосредственно от Шуйттана «произошли»:
Эсрель — злое божество смерти, уносящее души людей, Ийе — домовой и костолом, Вопкан — дух, насьыающий эпидемии, а Вупар (упырь) вызывал тяжелые болезни, ночное удушье, лунные и солнечные затмения.
Определенное место среди злых духов занимал Иёрёх, культ которого восходит к матриархату. Иёрёх представлял собой куклу в виде женщины. Она передавалась из поколения в поколение по женской линии. Иёрёх был покровителем семьи.
Самыми вредными и злыми божествами считались киремети, которые «обитали» при каждом селении и приносили людям бесчисленное множество несчастий (болезни, бездетность, пожары, засухи, градобития, грабежи, бедствия от помещиков, приказных служителей, пуянов и т.п.). В киремети будто бы превращались души злодеев и угнетателей после их смерти. Само название киремети происходит от мусульманского культа святых «карамат». У каждого селения было не менее одного киреметища, были и общие для нескольких селений киремети. Место жертвоприношения киремети огораживалось, внутри строилось небольшое здание с тремя стенами, обращенное открытой стороной на восток. Центральным элементом киреметища было одиноко стоящее старое, часто уже засохшее дерево (дуб, ветла, береза). Особенность чувашского язычества состояла в традиции умилостивления как добрых, так и злых духов. Жертвы приносились домашними животными, кашей, хлебом и т. п. Жертвоприношения совершали в специальных капищах — культовых сооружениях, которые обычно устраивались в лесах и также назывались ки-реметями. За ними ухаживали мачауры (мачавар). Они вместе с главарями молений (кёлёпусё) совершали обряды жертвоприношений и молений.
Добрым богам и божествам чуваши посвящали общественные и частные жертвоприношения и моления. В большинстве это были жертвоприношения и моления, связанные с земледельческим циклом: уй чукё (моление об урожае) и др.
Леса, реки, особенно омуты и пруды, по поверьям чувашей, были заселены арсури (подобие леших), вуташ (водяной) и другими божествами.
Благополучие в семье и хозяйстве обеспечивал хёртсурт — дух женского пола, в скотном дворе обитало целое семейство духов-покровителей домашней живности.
Все надворные постройки имели духов-покровителей: хранители клети (кёлетри ыра), погреба (нухреп хуси), сторож овина (аван кётусё). В бане ютился зловредный дух ийе — своеобразный домовой-костолом.
«Загробный мир» представлялся язычникам-чувашам продолжением земной жизни. «Благоденствие» покойников зависело от того, насколько щедро потчевали их живые родственники на поминках.
Материалы взяты из книги:
«Чуваши. Этническая история и традиционная культура.»
Авторы составители: В. П. Иванов, В. В. Николаев,
В. Д. Дмитриев. Москва, 2000.
Какая вера у чувашей
Особым, очень древним чувашским танцем был танец на углях, который исполняли во время поминовения усопших. Огонь священен для чувашей, в древние времена он почитался, ему приносили жертвы.
В наши дни традиционные верования чувашей уступили место православию. Кстати, чуваши и гагаузы — единственные в мире тюркоязычные народы, исповедующие православную веру. Поэтому легко ответить на вопрос, какая вера у чувашей.
Чуваши — коренное население Чувашской Республики, они исповедуют православие
Чуваши — это тюркский народ, коренное население Чувашской Республики (Россия). Численность по состоянию на 2010 год около 1,5 млн, из них в России 1 млн. 435 тысяч человек. Чувашская Республика — Чувашия (чуваш.
Чăваш Республики; кратко Чувашия (чуваш. Чваш Ен) — субъект Российской Федерации, республика в её составе.
Столица — город Чебоксары. На территории Чувашской Республики проживает примерно половина всех чувашей, живущих в России, остальные проживают практически во всех её регионах, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации.
В составе диаспор проживают чуваши в Казахстане, Узбекистане и на Украине.
Всечувашский фестиваль национальной кухни «Гостеприимная Чувашия», Чебоксары. Большинство современных чувашей проживает на территории Чувашской Республики. Фото: fs01.cap.ru
Язык чувашей — чувашский. Это единственный живой представитель булгарской группы тюркских языков. Имеет три диалекта: верховой («окающий»), средненизовой, низовой («укающий»). При этом чуваши делятся на три этнографические группы:
С антропологической точки зрения большинство чувашей относится к европеоидному типу с некоторой долей монголоидности.
Предками чувашей считается население Волжской Булгарии. История народа Чувашии начинается с племенного объединения савиров, откочевавших на север, известных по сообщению Ибн-Фадлана под именем сувазы.
Сувазы отказались принять ислам вместе с другими суварами в 922 году по приказу Алмуша, что вынудило их уйти в леса со своим вождём Вирагом и дало начало формированию будущей чувашской народности.
Принятие ислама в Волжской Булгарии. Чуваши — это потомки населения Волжской Булгарии, не принявшие ислам. Фото: russo-travel.ru
Чувашский язык по своей фонетической структуре занимает особое место среди тюркских, являясь единственным живым языком булгарской ветви. Входит в Волжско-Камский языковой союз. Сейчас большинство верующих чувашей — православные.
Этот факт позволят легко ответить на вопрос: какая религия у чувашей главная. Кроме того, в республике действуют последователи иудаизма, мусульмане, протестанты, адепты древней языческой религии Чувашии.
Большинство чувашей считают себя православными
Какую религию исповедуют чуваши в России можно узнать, изучив последние статистические исследования. Так по состоянию на 2010 год около 80% жителей Республики Чувашии считали себя православными.
Православие начало проникать на территорию современной Чувашии после присоединения народов Среднего Поволжья к России в середине XVI века.
Распространение его среди чувашей шло очень медленно. С середины XVIII века началась насильственная христианизация народностей Поволжья, но и после этого, вплоть до 70-х годов XIX в., чуваши в массе своей оставались язычниками.
Карта военных действии во время восстания Степана Разина. Чуваши активно участвовали в восстаниях С. Разияна и Е. Пугачева, протестуя против насильной христианизации
Только во второй половине XIX века в связи с подготовкой священников, владеющих чувашским языком, ведением проповедей на чувашском языке, изданием на нем религиозной литературы, большинство чувашей стало православным.
Важнейшим фактором христианизации чувашей было то, что им при крещении не требовалось отказываться от своей национальности.
И сегодня в европейской части России чуваши и гагаузы — единственные тюркские народы, исповедующие православие. Чуваши первыми среди россиян стали проводить богослужение на родном языке.
В республике уже к 1920-м гг. не осталось последователей национальной дохристианской веры («язычества»), не смотря на это обстоятельство, до сих пор культура этого народа изобилует языческими элементами.
Так, например, у чувашского народа до сих пор сохранились традиционные языческие общественные поминки умерших. Это мешает представителям иных культур понять, к какой вере относятся чуваши.
Церковь Святых Новомучеников и Исповедников Российских, Чебоксары. Большинство современных чувашей считает себя православными
До революции на территории Чувашии действовало 7 монастырей, 299 православных храмов. После 1917 г. все монастыри и 264 церкви были закрыты советскими властями.
С 1990-х годов в республике началось возрождение православия.
В настоящее время в республике действуют 7 монастырей — 3 мужских (Чебоксары, Алатырь, Моргаушский район) и 4 женских (Чебоксары, Алатырь, Цивильск, Комсомольский район). При этом около 80% чуваше считают себя православными.
Чуваши в быту используют элементы традиционной чувашской религии
Вплоть до середины XVIII века у чувашей сохранялась народная (языческая) религия. В ней присутствовали элементы, воспринятые от зороастризма древнеиранских племен, иудаизма хазар, ислама в болгарское и золотоордынско-казанскоханское время.
Так, например Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Дух предков покровительствовал членам рода, мог и наказать их за непочтительное отношение.
Саварни, чувашская Масленица, Чувашия. В повседневной жизни чуваш в наше время встречаются элементы язычества, например, празднования праздника Солнца (Саварни). Фото: static.tildacdn.com
Отвечая на вопрос: к какой религии относятся чуваши, необходимо помнить о том, что до присоединения к Русскому государству они были язычниками. Для чувашской веры характерна система многобожия.
Верховным богом у чувашей был Тур, кроме того, представители этого народа также были анимистами, так как верили в одушевлённость природных объектов. Языческих богов чуваши почитали по-разному, в зависимости от того добрые они или злые.
Стоит обратить внимание на то, что представители этого народа отмечают языческий праздник солнца «Саварни» или же Масленицу, а также весенний многодневный праздник жертвоприношений солнцу, богу и умершим предкам — «Манкун» (у русских — Радоница).
Согласно чувашской мифологии, мир состоит из трёх частей: верхний мир, средний мир (мир людей) и нижний мир. Каждая часть имела несколько слоёв: три слоя в верхнем, один в среднем мире, и ещё три в нижних мирах.
Земля, согласно мифам, квадратная, причём чуваши живут в её центре. Небосвод посередине поддерживает Мировое древо. С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод стоит на четырёх столбах: золотом, серебряном, медном и каменном.
Берега земли омывает океан, причём волны постоянно разрушают берега. Считалось, что конец света наступит, когда край земли дойдёт до чувашей.
Чувашское моление у керемети. Картина А.И. Миттова. Чуваши-язычники молились у керемети — святого места. Фото: upload.wikimedia.org
Также у чувашей есть и другие верования, одним из самых значимых является поклонение деревенским святыням кереметь. Кереметь представляет из себя святое место на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником.
Как символ жизни в таких местах используют дуб, ясень или другое крепкое и высокое живое дерево. В наши дни некоторые представители чувашской интеллигенции пытаются возродить традиционные верования чувашей.
Число неоязычников в настоящее время в республике не превышает несколько сот человек.
Протестантизм в Чувашской Республике находится под жёстким контролем властей
Христианизация чувашского народа началась в России задолго до революции 1917 года. Среди чувашей вели проповедь не только православные миссионеры.
Дело в том, что на территорию современной Чувашской Республике в начале XX века проникали представители различных протестантских течений и сект.
При этом протестантские миссионеры вели свою проповедь как на чувашском, так и на русском языках, или же на обоих попеременно.
Австро-венгерские пленные в России, 1915 год. В Чувашии протестанты появились в годы Первой мировой войны вместе с австрийскими и немецкими пленными. Фото: upload.wikimedia.org
Первыми лютеранами в Чувашии стали немцы и австрийцы из числа военнопленных, размещённых в 1915 — 16 годах в деревнях Цивилинского и Ядринского уездов. Их единичные попытки проводить миссионерскую работу среди местного населения успеха не имели.
Лютеранство начало распространяться в Чувашии в конце 20 в., в 2002 зарегистрирована лютеранская община под названием «Евангелическо-лютеранский приход святого апостола Иакова», относящаяся к «Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии на территории России».
Евангелистские христиане-баптисты (ЕХБ) — церковь, возникшая в СССР в результате объединения в 1944 году баптистов и евангелистских христиан.
В 1945 к ней присоединилась часть пятидесятников (христиане евангельской веры), в 1963 — ряд общин «братских меннонитов». Церковь возглавляется Союзом ЕХБ России.
В Чувашии действует Чебоксарское миссионерское общество ЕХБ «Чĕрĕ шыв» (Живая вода). Оно с 1995 регулярно ведёт передачи по Чувашском радио, распространяет религиозную литературу.
Чебоксарский дом молитвы ЕХБ. В Наши дни в Чувашии действует много протестантских деноминаций, но особого влияния они не имеют. Фото: foto.cheb.ru
Кроме того, появились различные представители новых протестантских течений, например, община Новоапостольской церкви, а также — так называемые харизматические течения.
Власти Чувашской Республики жестко контролируют деятельность протестантов, периодические ликвидируя некоторые религиозные общины.
Незначительная часть чувашей исповедует ислам суннитского толка
Проникновение ислама на территорию современной Чувашии началось в волжско-булгарский период (X — XII вв.) и продолжалось в эпоху Золотой Орды и Казанского ханства (XIV — XVI вв.). Часть булгаро-чувашского населения в тот период стала мусульманами.
В настоящее время ислам распространен в основном в местах компактного расселения татар, на юго-востоке Чувашии. Большинство из них — сунниты.
Мечеть «Булгар», Чебоксары. В Чувашии ислам суннитского толка исповедуют татары и отатаренные чуваши-мусульмане. Фото: upload.wikimedia.org
Необходимо подчеркнуть, что до революции многие чуваши записывались татарами. Связанно это было как с бытовыми причинами (татары-мусульмане платили меньше податей, чем чуваши-христиане), так и с религиозными вопросами.
Именно поэтому подучилось так, что в настоящее время среди этнических чувашей ислам практически не распространен.
В годы Советской власти на территории республики было закрыто 36 из 38 мечетей. Это связанно с антирелигиозной политикой, которая проводилась в СССР. Возрождение ислама в Чувашии началось в 1990-е годы. Т
ак Духовное управление мусульман Чувашской Республики было образовано в 1994 году в селе Шыгырданы Батыревского района. Сейчас в чуваши зарегистрировано 52 мусульманской организации, членами которых являются чуваши-мусульмане и татары.
Последователи иудаизма в чуваши появились только в 1925 году
В архивных документах до 1925 года обнаружены упоминания о евреях, проживающих на территории Чувашии.
Скорее всего, их учет велся архивами городов Ульяновска и Казани, так как в то время Чувашия относилась к этим губерниям.
Несмотря на то, что во время Великой Отечественной войны, в числе эвакуированных, прибывших в Чувашию, приехали люди еврейской национальности, какой-либо значительной эмиграции еврейского населения отмечено не было.
Председатель общественной организации «Еврейская национально-культурная автономия г. Чебоксары» Иосиф Винокур на встрече с министра культуры Чувашии Вадима Ефимова с раввинами г. Москвы. В наши дни религиозная жизнь иудеев в Чувашии активизировалась. Фото: cheboksary.ru
В настоящее время в Чувашии проживает примерно 400 евреев. Большинство из них преклонного возраста. Их внуки себя евреями уже не считают.
Активность религиозной жизни иудеев в республики связанна с 1993 годом, когда в Чебоксарах впервые был создан Еврейский культурный центр Чувашии.
В этом же был организован клуб «Шалом». Кроме клуба в состав национального культурного центра входят: воскресная школа, благотворительная организация «Хэсэд Ева», еврейская религиозная организация ― Чебоксарская община.
В Чувашской Республике действуют общины кришнаитов, а также последователей новых религиозных течений. Межконфессиональная обстановка здесь спокойная, серьёзные религиозные конфликты не фиксируются.
При этом местные власти внимательно следят за деятельностью исламских и протестантских религиозных организаций.
Некоторые из них были закрыты по решению суда за нарушение требований действующего законодательства и по причине наличия признаков экстремистской деятельности.
Чуваши — носители утраченного языка и соотечественники Чапаева
Чуваши — уникальная народность, которая смогла сквозь века пронести свою аутентичность. Это пятая по численности нация России, большая часть представителей которой владеет чувашским языком — единственным живым из исчезнувшей булгарской группы. Их считают потомками древних шумеров и гуннов, однако и современной истории чуваши подарили многое. Как минимум, родину символу революции Василию Ивановичу Чапаеву.
Где живут
Более половины представителей чувашской народности — 67,7%, проживает на территории Чувашской Республики. Она является субъектом Российской Федерации и располагается на территории Приволжского федерального округа. Республика граничит с Ульяновской и Нижегородской областями, Татарстаном, Мордовией и Республикой Марий Эл. Столица Чувашской Республики — город Чебоксары.
За пределами Республики чуваши живут преимущественно в соседних регионах и в Сибири, незначительная часть — за пределами РФ. Одна из наиболее крупных чувашских диаспор на Украине — порядка 10 тысяч человек. Кроме того, представители народности проживают в Узбекистане и Казахстане.
На территории Республики Чувашия выделяется три этнографических группы. Среди них:
Численность
Чуваши — пятая по численности народность в России: порядка 1 4000 000, по данным переписи 2010 года. Из них более 814 тысяч человек живет на территории Чувашской Республики. Порядка 400 тысяч чувашей находится в соседних регионах: Башкортостане — 107,5 тыс., Татарстане — 116,3 тыс., Самарской — 84,1 тыс. и Ульяновской — 95 тыс., областях.
Стоит отметить, что численность чувашей к 2010 году снизилась на 14% по сравнению с переписью 2002 года. Отрицательная динамика привела этот показатель на уровень 1995 года, что этнографами воспринимается как отрицательный результат ассимиляции.
Название
Основная версия происхождения названия связана с древним племенем «сувары», или «сувазы». Оно впервые упоминается в X столетии в воспоминаниях путешественника арабского происхождения ибн-Фадлана. Автор писал о племени, входившем в состав Волжской Булгарии и отказавшемся принимать ислам. Часть исследователей считает, что именно сувары стали прародителями чуваш, ушедшими в верховья Волги, во избежание навязывания чуждой религии.
В летописях это название впервые упоминается лишь в XVI-XVII столетии, в период присоединения Чувашской даруги к Российскому государству после падения Казанского ханства. Одно из наиболее ранних свидетельств — описание горных черемисов (современных марийцев) и чувашей Андреем Курбским, рассказывавшим о походе на Казань в 1552 году.
Самоназвание народа — чаваши, которое считается традиционным определением национальности. Похоже по звучанию и наименование народности на других языках: «чуаш» и «чуваж» — у мордвы и татар, «сыуаш» — у казахов и башкир.
Некоторые исследователи полагают, что корни названия и народа идут еще от древних шумеров, однако генетики не нашли подтверждения этой теории. Еще одна версия связана с тюркским словом javas, что в переводе означает «мирный, дружественный». Кстати, такие черты характера, наряду с порядочностью, скромностью и честностью, свойственны современным чувашам.
До X века язык сувазских племен существовал на основе древней рунической письменности. В X-XV веках, во время тесного соседства с мусульманскими племенами и Казанским ханством, алфавит был заменен на арабский. Однако звучание языка и определение местных диалектов в этот период становилось все более самобытным. Это позволило к XVI столетию сформировать аутентичный, так называемый, среднебулгарский язык.
С 1740 года началась новая страница в истории чувашского языка. В этот период в регионе начали появляться христианские проповедники и священники из числа местного населения. Это привело к созданию в 1769-1871 годах нового варианта письменности на основе кириллицы. Основой литературного языка послужили диалекты низовых чувашей. Окончательно алфавит оформился к 1949 году, и состоит из 37 букв: из них 33 знака русского алфавита и 4 дополнительных кириллических символа.
Всего в чувашском языке выделяется три диалекта:
Современный чувашский язык относится к тюркской языковой семье. Его уникальная особенность в том, что это единственный в мире живой язык исчезнувшей булгарской группы. Это официальный язык Чувашской Республики, который, наряду с русским, является государственным. Его изучают в местных школах, а также в учебных заведениях некоторых районов Татарстана и Башкирии. Согласно переписи 2010 года, на чувашском языке говорит более 1 миллиона граждан России.
История
Предками современных чувашей было кочевое племя савиров, или суваров, обитавшее в Западном Прикаспии со II века нашей эры. В VI столетии началась его миграция на Северный Кавказ, где часть его сформировала гуннское царство, а часть была разгромлена и вытеснена в Закавказье. В VIII-IX веках потомки суваров обосновались в Среднем Поволжье, где вошли в состав волжских булгар. В этот период происходит значительное объединение культуры, религии, традиции и обычаев народов.
Внешность
На внешность чувашей повлияла длительная история миграции пранарода и значительное смешение с представителями булгарских и азиатских племен. У современных чувашей встречаются такие типы внешности, как:
С точки зрения генетики также нельзя выделить чистую «чувашскую гаплогруппу»: все представители нации имеют смешанную расовую принадлежность. По максимальному соответствию среди чувашей выделяются следующие гаплогруппы:
Кроме того, обнаружены генетические связи чувашей с соседними народностями. Так, марийцы, которые в Средневековье проживали в одном регионе с болгаро-суварами и назывались горными черемисами, имеют с чувашами общую мутацию гена хромосомы LIPH, вызывающую ранее облысение.
Среди типичных особенностей внешности стоит отметить:
Этнографы прошлого и современности отмечали мягкие черты лица, добродушное и открытое его выражение, связанное с особенностями характера. У чувашей яркая и подвижная мимика, легкие движения, хорошая координация. Кроме того, представители нации во всех свидетельствах упоминались как опрятные, чистые, хорошо сложенные и аккуратные люди, создававшие приятное впечатление своей внешностью и поведением.
Одежда
В повседневной жизни чувашские мужчины одевались просто: просторная рубаха и штаны из домотканого сукна, которое делали из конопли и льна. Дополняла образ простая шляпа с узкими полями и обувь, изготавливаемая из лыка или кожи. По внешнему виду обуви различали места обитания народности: западные чуваши носили лапти с портянками черного цвета, восточные отдавали предпочтение белому колеру. Интересно, что мужчины носили онучи только зимой, а женщины дополняли ими свой образ круглый год.
В отличие от мужчин, которые национальные костюмы с орнаментом надевали лишь на свадебные и религиозные церемонии, женщины предпочитали выглядеть привлекательно ежедневно. Их традиционная одежда включала в себя длинную, похожую по крою на тунику, рубашку из белого покупного или домотканого сукна и передника.
У западных вирьял он дополнялся нагрудником, традиционными вышивками и аппликациями. Восточные анатри нагрудник не использовали, а фартук шили из клетчатой ткани. Иногда встречался и альтернативный вариант, так называемый «фартук скромности». Он располагался на поясе сзади и доходил до середины бедра. Обязательный элемент костюма — головной убор, вариаций которого у чувашских женщин было множество. В повседневной жизни использовали платки светлых расцветок, холщовые сурпаны или повязки, подобные арабской чалме. Традиционный головной убор, который стал одним из символов народа, — шапочка тухъя, напоминающая по форме шлем и обильно украшенная монетами, бисером и бусинами.
В почете у чувашских женщин и другие яркие аксессуары. Среди них расшитые бисером ленты, которые пропускались через плечо и под рукой, шейные, поясные, нагрудные и даже наспинные украшения. Характерная особенность орнаментов — строгая геометрия форм и зеркальность, обилие ромбов, восьмерок и звезд.
Жилище
Чуваши селились в небольшие деревни и села, которые назывались ялы и располагались вблизи рек, озер и оврагов. В южных регионах тип расселения был линейный, а в северных — традиционный кучево-гнездовой. Обычно на разных концах яла селились родственные семьи, которые всячески помогали друг-другу в быту. Увеличение численности населения в поселках, а также традиционное современное формирование улиц появилось в регионе лишь в XIX столетии.
Жилище чувашей представляло добротный дом из дерева, для утепления которого применялась солома и глина. Очаг находился внутри помещения и имел дымоход, сам дом имел правильную квадратную или четырехугольную форму. Во времена соседства с бухарами многие чувашские дома имели настоящие стекла, однако в будущем большая их часть была заменена на специальным образом выделанные пузыри.
Двор имел форму вытянутого прямоугольника и традиционно разделялся на две части. В первой находился главный жилой дом, летняя кухня с открытым очагом и все надворные постройки. Продукты хранили в сухих погребах нухрепах. В задней части разбивали огород, оборудовали загон для скота, иногда там же находилось гумно. Здесь же располагали и баню, которая имелась на каждом дворе. Часто рядом с ней выкапывали искусственный пруд, или же предпочитали располагать все постройки вблизи естественного водоема.
Семейный уклад
Главное богатство чувашей — семейные отношения и почитание старших. Традиционно в семье одновременно жили три поколения, за пожилыми трепетно ухаживали, а те, в свою очередь, воспитывали внуков. Фольклор пронизан песнями, посвященными любви к родителям, их в нем даже больше, чем обычных любовных песен.
Несмотря на равенство полов, мать, «апи», для чувашей священна. Ее имя не упоминается в бранных или пошлых разговорах, насмешках, даже если человека хотят обидеть. Считается, что ее слово целительно, а проклятие — самое страшное, что может случиться. Красноречиво об отношении к матери свидетельствует чувашская пословица: ««Каждый день угощай мать блинами, выпеченными на собственной ладони, — все равно не отплатишь ей добром за добро, трудом за труды».
Дети не менее важны в семейной жизни, чем родители: их любят и привечают вне зависимости от степени родства. Поэтому в традиционных чувашских поселениях практически не бывает сирот. Детей балуют, но не забывают с ранних лет прививать трудолюбие и умение считать деньги. Учат их и тому, что главное в человеке — кăмăл, то есть душевная красота, внутренняя духовная сущность, которую можно разглядеть абсолютно в каждом.
До повсеместного распространения христианства было разрешено многоженство, практиковались традиции сорората и левирата. Это значит, что после смерти супруга жена должна была выйти замуж за брата мужа. Сорорат же позволял мужу последовательно или единовременно брать в супруги одну или нескольких сестер жены. До сих пор сохраняется традиция минората, то есть передачи наследства младшему по возрасту в семье. В связи с этим младший из детей зачастую остается на всю жизнь в доме родителей, ухаживает за ними и помогает по хозяйству.
Мужчины и женщины
Муж и жена у чувашей имеют одинаковые права: мужчина отвечает за все, что происходит вне дома, а женщина полностью берет на себя быт. Интересно, что она может самостоятельно распоряжаться прибылью, которую получает от продажи продуктов со двора: молока, яиц, тканей. В ней больше всего ценится трудолюбие, честность и возможность рожать детей.
Особенно почетно родить мальчика, и, хотя девочек в чувашских семьях любят не меньше, их появление означает дополнительные хлопоты, поскольку за каждую из них приходится выставлять солидное приданое. У чувашей считалось, что чем позже девушка выходит замуж, тем лучше: это позволит накопить больше приданого и досконально изучить все премудрости ведения хозяйства. Юношей же женили как можно раньше, поэтому в традиционных семьях муж часто бывает на несколько лет младше. Однако женщины имели право наследования за родителями и мужем, поэтому часто становились во главе семейства.
Жизнь
Сегодня, как и на протяжении всей истории, главную роль в жизни чувашей продолжает играть сельское хозяйство. С древних времен народ активно занимался земледелием, используя системы трехполья или подсечно-огневого типа. Основными культурами были пшеница, рожь, овес, полба, горох, гречиха.
Для создания тканей выращивали лен и коноплю, а для производства пива — хмель и солод. Чуваши во все времена славились как отличные пивовары: в каждой семье есть собственный рецепт пива. Для праздников производили более крепкие сорта, а в повседневной жизни пили слабоалкогольные. Хмельные напитки производили их из пшеницы.
Животноводство было не столь популярным, поскольку в регионе не хватало пригодных кормовых угодий. В домашних хозяйствах разводили лошадей, коров, свиней, овец, птицу. Еще одно традиционное занятие чувашей — бортничество. Наряду с пивом, мед был одним из основных экспортных товаров в соседние регионы.
Чуваши во все времена занимались огородничеством, сажали репу, свеклу, лук, бобовые, фруктовые деревья, позже — картофель. Из ремесел ярко процветала резьба по дереву, плетение корзин и мебели, гончарное дело, ткачество и рукоделие. Больших успехов добились чуваши в деревообрабатывающих кустарных занятиях: производстве рогожи, веревок и канатов, столярном, бондарном, плотничьем, портняжном, колесном деле.
Религия
Сегодня больше половины чувашей формально исповедует христианство, однако до сих пор встречаются объединения приверженцев традиционного язычества, а также религиозного синкретизма. Немногочисленные группы чувашей исповедуют ислам суннитского типа.
В древности чуваши верили, что мир представляет собой куб, в центре которого находятся чуваши. По берегам земля омывалась океанами, которые постепенно разрушали сушу. Считалось, что как только край земли дойдет до чувашей, наступит конец света. По бокам куба находились охранявшие его богатыри, внизу — царство зла, а вверху — божества и духи умерших во младенчестве.
Несмотря на то, что народ исповедовал язычество, у них был лишь один верховный бог Тура, который руководил жизнью людей, насылал на них бедствия, испускал громы и молнии. Зло олицетворялось с божеством Шуйттан и его слугами — злыми духами. Они после смерти мучали грешников в девяти котлах, под которыми на протяжении вечности поддерживали огонь. Однако в существование ада и рая чуваши не верили, так же, как и не поддерживали идею о перерождении и переселении душ.
Традиции
После христианизации общества языческие праздники соотносились с православными. Больше всего обрядовых празднований приходилось на весенний период и было связано с аграрными работами. Так, праздник зимнего равноденствия Сурхури знаменовал приближение весны и увеличение солнечного дня. Затем шел аналог Масленицы, праздник солнца Саварни, после несколько дней отмечали Манкун, совпадавший с православной Радоницей. Он длился несколько дней во время которых совершались жертвоприношения солнцу и проводились обряды почитания предков. Месяц поминовения был и в декабре: в культуре считалось, что духи предков могут насылать проклятия и благословления, поэтому их задабривали регулярно на протяжении всего года.
Известные чуваши
Один из самых знаменитых уроженцев Чувашии, родившийся близ Чебоксар, знаменитый Василий Иванович Чапаев. Он стал настоящим символом революции и героем национального фольклора: о нем не только снимают фильмы, но и придумывают остроумные анекдоты о русской смекалке.
Из Чувашии был и Андриян Николаев — третий советский гражданин, покоривший космос. Из его личных достижений — работа на орбите без скафандра впервые в мировой истории.
Чуваши обладают богатым историческим и культурным прошлым, которое смогли сохранить до наших дней. Соединение древних верований, обычаев и традиций, приверженность родному языку помогают сохранить аутентичность и передать накопленные знания новым поколениям.