во что верит мастер
Роль символов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Разделы: Литература
Цели урока: сформировать целостное представление о романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, воспитывать человеческое в человеке, развивать ассоциативно-логическое мышление.
Оборудование: мультимедиа, компьютеры (с текстами романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”), отрывки из кинофильма по роману М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, аудиозапись романа.
Домашнее задание: Знать содержание всего романа. Перечитать указанные учителем главы, определить значение деталей, встречаемых в них.
I группа – Часть 1. Глава 1 “Никогда не разговаривайте с неизвестными”.
Часть 1. Глава 2 “Понтий Пилат” и глава 16 “Казнь”
II группа – Часть 2. Глава 26 “Погребение”, Часть 2. Глава 30 “Пора! Пора!”
Часть 2. Глава 31 “На Воробьёвых горах”, глава 32 “Прощение и вечный приют”
III группа – Выявить наиболее часто встречаемые в тексте романа цвета, дать им психологическую характеристику. См. Приложение 1.
Ход урока
1. Введение. Мотивация
После прочтения романа некоторым это произведение покажется фантастичным, других привлекут отношения Мастера и Маргариты, третьи сочтут, что роман полон мистического, необъяснимого.
/Запись на экране мультимедиа./
Мистика – 1. Вера в божественное, в таинственный смысл, сверхъестественный мир и в возможность непосредственного общения с ним.
2. Нечто загадочное, необъяснимое.
2. Постановка проблемы. Сообщение темы урока, эпиграфа
– В каком же значении слово мистика раскрывается на страницах произведения? Ответ на этот вопрос мы попытаемся получить сегодня на уроке, рассматривая и находя символы в романе и пытаясь объяснить, в чём заключается их функция в произведении.
– Итак, тема сегодняшнего урока “Роль символов в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. А эпиграфом к уроку мы возьмём слова М.А.Булгакова: “Каждому будет дано по его вере…”
3. Новый материал
– “Каждому будет дано по его вере”, – утверждает Булгаков устами Воланда. Как вы понимаете значение слова “вера”?
(Убеждённость, уверенность в ком-чём-нибудь; убеждённость в существование Бога, высших божественных сил.)
– Во что верит Иешуа? (в добро)
– Во что верит Понтий Пилат? (в силу власти)
– Во что верят москвичи? (в советскую власть, в самих себя)
– Во что верит Маргарита? (в силу любви)
– Во что верите вы? (самостоятельные ответы учащихся)
– Во что верил Мастер? (в свой талант)
– Но он сжег свой роман, значит, потерял эту веру.
– Страшно потерять веру, страшно этой веры никогда не иметь, что свойственно Ивану Бездомному в начале романа. Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность, что свойственно Берлиозу.
– Всякая вера имеет свой предмет, т.е. человек не просто верит, а верит во что-то.
Предметом же религиозной веры является сверхъестественное, которое не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход.
– Приведите примеры сверхъестественного, выходящего за рамки обычного, которые встречаются в романе.
– А между тем, всё развивалось банально просто:
//Прослушивается отрывок из аудиокниги до слов: “Этого не может быть. ” //(4 мин.)
– К чему может привести разговор атеистов по поводу существования Бога? Конечно же, к тому, что Бога нет. Но так ли это? Усомниться в собственной правоте очень сложно…
Чтение эпизода. Читает учитель.
“-…Ежели Бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще порядком на земле?
– Сам человек и управляет, – поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
– Виноват,– мягко отозвался неизвестный, – для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть какой-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возможности составить какой-нибудь план хотя бы на смехотворно короткий срок, ну, лет, скажем, в тысячу, но не может ручаться даже за свой собственный завтрашний день?”
– Что же заставит людей поверить в необъяснимое? (То, что они сами удостоверяются в существовании этого необъяснимого.)
– А после в их душе появляется сомнение и вера в существование необъяснимого.
– Необъяснимое происходит в вполне реальных, обычных условиях, но за этой обычностью нужно увидеть исключительность ситуации.
– Когда Воланд и его свита появляются в городе?
(За неделю до Пасхи, в момент разговора между Иваном Бездомным и Берлиозом о существовании Бога.)
– Как изображается природа в момент, когда казнят Иешуа Га-Ноцри и когда Мастер покидает землю? (Картина повторяется.)
– Специфика религии, верования проявляется в том, что предметы и объекты верования приобретают в ней символический характер.
Символ – особая разновидность знаков, обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом.
Выделим символы из нескольких эпизодов романа.
Работа в группах. Выступление групп
/Дома учащиеся должны были перечитать данные главы, выделить основные символы (это может сделать и учитель) и попытаться их объяснить./
Часть 1. Глава 1 “Никогда не разговаривайте с неизвестными”
Жаркий закат – приближение смерти.
Деревья – символ жизни, познания добра и зла.
Знойный воздух – символ невидимого мира, символ свободы.
Вода – учение Христа, привлекает жаждой и распространяется по всей земле.
– Сделаем вывод по этой главе. Что стремился донести до читателей автор, используя данную символику?
Вывод: человек в своей жизни должен стремиться познать добро и зло, но не умереть духовно, наслаждаясь своей свободой, а утолить свою жажду, следуя учению Христа.
Учитель: Банальное стечение обстоятельств. Берлиоз и Бездомный встречаются при жарком закате, прячась от него в тени деревьев, знойный воздух заставляет их утолить жажду.
Часть 1. Глава 2 “Понтий Пилат” и глава 16 “Казнь”
Зелень сада – символ возделанного сознания.
Солнце – небесный глаз, ведёт к очищению и страданию, солнце – символ Христа, по символике, идущей из Книги пророка Малахии.
Гроза начнётся к вечеру – очищение земли
Волосок – символ силы.
Город – символ цивилизации.
Луна – сила, управляющая превращениями в природе. Новолунию приписывались магические средства исцеления от болезней, а полнолунию – активизацию тёмных сил.
Ночь – один из символов умирания, ночь души.
Кровь – символ места души и жизненных сил.
Крест – образ Страстей Господних.
– Эта ершалаимская глава тоже полна смысла.
– На чём основано сознание человека?
– Но все ли способны к истинной вере?
(Слабость воли, души.)
– Что человек получает за своё нежелание постичь истинную веру?
Вывод, к которому должны прийти сами ученики: сознание человека основано на вере, но человек слаб душой, грешен, цивилизация парализует его активность, а за этим следует расплата.
Часть 2. Глава 26 “Погребение”
Пёс-символ преданности и верности, страж загробного мира.
Мрак– один из символов умирания, ночь души.
Деньги-символ материального благополучия.
– Значение ершалаимской главы второй части…
– Многие люди, стремясь к материальному благополучию, теряют главное. Что?(душу)
– И взамен получают…( вечные страдания, одиночество)
– Которые преследуют их где? В какой жизни?
Вывод: материальное благополучие не всегда спасает душу, человека преследует одиночество, недоверие к людям.
Часть 2. Глава 30 “Пора! Пора!”
Огонь – символ очищения.
Вино – источник воодушевления, энергии и опьянения.
– Кто нуждается в очищении?
– В чём он пытается найти утешение?
– Он достигает желаемого успокоения?
– Что же ему нужно сделать, чтобы обрести покой?
Вывод: вечно мятущийся, неспокойный, нерешительный грешник должен найти в себе силы и очиститься от тех неправедных дел, которые он совершил.
Часть 2. Глава 31 “На Воробьёвых горах”, глава 32 “Прощение и вечный приют”
Тьма – один из символов умирания, ночь души.
Гроза – жизненная сила, проливающаяся с неба, символизирует благословение и откровение Бога, может быть проявлением гнева Бога.
Разноцветная радуга пила воду из Москвы-реки – символизирует связь между небом и землёй. Согласно Библии радуга была создана Богом после всемирного потопа, как знак его обещания никогда не насылать на людей потоп.
Река – символ необратимого потока времени, потерь и забвения.
Туманы – неясное будущее
Тишина – одиночество
Вечный дом – Космос, небытие
Свечи – символизируют каналы связи с Богом, Космосом, другими мирами.
Сон-смерть, забвение.
– Особым значением полны последние главы.
– Человек предполагает, а Бог располагает. Эта народная мудрость помогает постичь суть данной главы.
– Что вечно? (космос, поток времени, небытие)
– Остальное все взаимодействует друг с другом.
– Человек частица этого сложного механизма, которая находится в неведении и подвергается испытаниям. Каким?
Вывод: поток времени не остановить, как не разорвать связи между землёй и небом, человек может многое приобрести и многое потерять, и только небытие вечно, оно всё предаёт забвению.
– Если проследить по тексту, различные цвета и их оттенки встречаются в произведении очень часто, а некоторые из них повторяются постоянно. В романе такого писателя, как Булгаков, это не случайно. Давно известно, что цвета окружающего мира по-разному действуют на людей. Обилие всевозможных оттенков помогает эмоционально настроиться на восприятие романа.
– Вы должны были выделить наиболее часто встречаемые в тексте цвета. Дать психологическую характеристику цвету.
Жёлтые цветы в руках Маргариты, яркий солнечный цвет, блеск глаз героев, желтоватое лицо прокуратора… Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности.
Возможно, голубой и синий цвета – символы истины. Голубая дорога, которая снилась прокуратору Иудеи когда-нибудь приведёт его к истине. Голубой хитон Иешуа уже настраивает на то, что он несёт истину.
Остальные цвета в тексте тоже не случайны. Например, чёрный цвет – загадка, неизвестность(Чёрные кони несут в неизвестность, чёрный плащ мастера – какую судьбу он пророчит? Чёрный кот, трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя,чёрная туча, которая окутывает город…)
Контрастный чёрному белый цвет – символ чистоты, невинности, но в то же время скорби и печали (белая повязка с ремешком вокруг лба на голове Иешуа, белые халаты врачей в клинике для умалишенных). Чёрные, пустые глаза Азазелло, белое, холодное лицо – лишен души, мёртв душевно. Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный-
В романе встречается и серый цвет. Например, одежда иностранца (серые костюм, туфли).Этот цвет характерен для эмоционально скованного общества. “Серый” человек боится громко заявить о себе, не желает себя выдавать. А герой, конечно, не таков. Да, герой хотел на время быть незаметным.
Булгаков удивительно метко пользовался возможностями цвета как символа. Например, в эпилоге опять появляются зелёный, чёрный, синий (лунный) цвет.
// Просмотр эпизода по главе 32.//
4. Подведение итогов урока
– В окончательном варианте романа Левий Матвей говорит Воланду: “Он (то есть Иешуа) прочитал сочинение Мастера и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем”. Между тем в раннем варианте романа (“Великий канцлер”, 1934) Воланд исполнял приказ Иешуа. Почему приказ сменился просьбой? (По Булгакову, в мире зла столько же, сколько и добра.)
– Почему мастеру дарован покой, а не свет?(В какой-то момент он испугался жизни: отказался от любви, от борьбы, от Маргариты; заставил её страдать, возненавидел свой роман. Он отказывается от своего призвания художника, он предал любовь – высшую ценность для Булгакова.)
– Что символизирует свет?(Высшая награда в мире Иешуа, вера до конца, это преданность своим убеждениям, это беззаветная любовь и самоотречение.)
– Кто из героев романа достоин света?(Маргарита, именно она отрекается от себя ради спасения возлюбленного).
– Вспомните знаменитую сцену в Варьете. Что думает Булгаков о природе человека? Добр ли человек, по мнению писателя, или зол? (Зол.)
– Что же делает его добрым?(Добро, идущее от другого человека. То есть то, чего так не хватает “московскому” обществу.)
– Означает ли призыв писателя к милосердию, что нужно прощать всех подряд, независимо от того, раскаивается человек или нет? Можно ли найти ответ на этот вопрос в тексте романа?
– Да, Булгаков стремится, чтобы люди стали добрее, тем самым, провозглашая заповедь Господа: “Возлюби ближнего своего”.
– В чём же тогда убеждает нас Булгаков, прибегая к мистификации?(Мистификация – намеренное введение в обман, в заблуждение.)
– “Каждому будет дано по его вере”, – утверждает Булгаков устами Воланда. Убеждает в существовании необъяснимого, божественного, в существовании Бога.
– Воланд фигура загадочная и потому привлекательная именно своей загадочностью. Но в романе Булгакова она второстепенна, без нее не завертелся бы сюжет, не выявились бы отвратительные картины “советской” бездуховности.
5. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: “Воланд со своей свитой наказали тех, кто на самом деле этого был достоин, сделав из них прямо противоположные личности. Иешуа ведь, в сущности, тоже наказал Пилата: он наказал его муками совести. Подумайте, одинаково или по-разному влияют на людей эти два вида наказания?”
Разработка нетрадиционного урока литературы в 11-м классе по теме: «Вера, Свобода, Любовь на страницах романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
Разделы: Литература
Эпиграф урока: “Каждому будет дано по его вере”. М. Булгаков.
Вступительное слово учителя:
Начинаем урок-эпилог по роману М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Это будут творческие раздумья над романом и самим собой. Запишем эпиграф к уроку, это слова Воланда “Каждому будет дано по его вере”. Основные вопросы, которые будут нас интересовать, это философские вопросы, поднятые Булгаковым в его знаменитом романе. Это Вера, Свобода, Любовь. Обсуждать проблемы романа будут три творческие группы.
Представьте себе, что вы находитесь в старой квартире 30-х годов. Чтобы завоевать право сесть за свой стол в этой квартире, вы должны выполнить первое задание – собрать вещи для своей комнаты. Руководители групп подходят к учителю, берут билеты, на которых написано: “Комната Маргариты”, “Комната Мастера”, “Комната Воланда”. На столе разложены вещи: глобус, шахматы, лампа, книги, туфли, духи, букет ландышей и т.д. Выбирают вещи, соответствующие их комнате.
Учитель: Мы обставили квартиру 30-х годов, теперь нам осталось вспомнить эту эпоху. Что знаменательного происходило в нашей стране в это время?
Вывод: Эпоха 30-х годов – страшная эпоха, “выпячивались” трудовые победы, а за ними скрывалась всеобщая слежка, нарушения прав граждан, ни о какой свободе не было и речи. Как жить людям? Во что верить?
Учитель: Страшно потерять веру, страшно этой веры никогда не иметь, что свойственно И. Бездомному. Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность, что свойственно Берлиозу.
Вопрос второй группе:
Какова идейная роль Берлиоза? (Именно под руководством Берлиозов литература становится не школой духовной свободы, а духовного рабства)
Переходим к обсуждению второго вопроса: Свобода.
Учитель: (читает слова на доске)
“Кто сказал, что нет на свете настоящей верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь”.
В гости в нашу квартиру пришли сразу две Маргариты.
(Девочки заранее готовили монологи о своей любви к Мастеру).
Звучат монологи Маргариты.
Гостем нашей старой квартиры является и Мастер. Вот он, перед вами и у вас есть возможность задать ему вопросы. (Входит ученик в шапочке мастера).
Поблагодарим за беседу Мастера и ответим на последний вопрос: “Что значит, по мнению Булгакова, быть Мастером?”
А Булгаков – писатель или Мастер?
Мастер – человек, наделенный не только силой слова, но и великим пониманием жизни. Честные, талантливые произведения Мастеров достойны великой участи – быть вечными спутниками людей, обрести бессмертие. И Булгаков, бесспорно, великий Мастер.
На первом уроке вы отвечали на вопрос анкеты: мое первое впечатление о романе. Роман всем понравился, но были ответы, что не все страницы, не все герои понятны. Теперь этот роман вам стал более понятен? Тогда я предлагаю написать вам на следующем уроке сочинение на тему: “Что в мире и человеке открыл мне роман Булгакова “Мастер и Маргарита”?
bookvoejka
bookvoejka
Нет, ребята, всё не так!
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является одним из самых значительных произведений русской литературы XX века. Таким это произведение делают его неоспоримая художественная ценность и широкая проблематика. Автор ставит перед читателем вечные философские вопросы: что такое истина, что такое добро и зло, выбор между милосердием и справедливостью, поступки и внутренняя свобода человека и многие другие. Одной из самых интересных, на мой взгляд, проблем романа является проблема веры человека в Бога.
Вопрос веры поднимается в первой же главе, и задает его, как это ни парадоксально, дьявол, вмешавшийся в разговор двух атеистов. Отвергая доказательства «бытия божия», Берлиоз, по словам Воланда, повторяет Иммануила Канта. Но, разрушив все пять доказательств, Кант «как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое». Строго говоря, Кант не создавал никакого доказательства бытия Бога, но в тоже время он считал, что вера содействует улучшению нравственности, тогда как атеизм обычно приводит к падению морали. Именно эта мысль, на которую в романе содержится лишь намек, развивается на протяжении всей его московской части.
Булгаковеды считают, что второй визит сатаны Воланда в Москву состоялся примерно в 1936 году. Прошло почти двадцать лет с момента октябрьского переворота. В безбожии успело вырасти целое поколение. Каким же предстает перед читателями современное автору общество?
Целая галерея образов демонстрирует все мыслимые пороки: пьянство и распутство (Лиходеев, Семплеяров), взяточничество (Босой), зависть (писатели МАССОЛИТа), самодурство и подхалимство (заведующий городским зрелищным филиалом и его подчиненные), скаредность (Соков), ложь (Бенгальский, Лапшённикова, литературные критики), хамство (Варенуха), трусость («боров» Николай Иванович, Римский), необразованность (Бездомный), приспособленчество (Арчибальд Арчибальдович), корысть и доносительство (Майгель, Могарыч), склочность и нездоровое любопытство (Аннушка).
Люди отвергли Бога, для них нет ничего святого. Их вера подобна найденной Бездомным забытой иконе, висящей в пыли и паутине на грязной кухне. Зато там, где нет Бога, есть, где разгуляться сатане. Нечистая сила является в Москву, чтобы напомнить ее жителям о существовании если не бога, то хотя бы дьявола.
Потусторонний характер происходящего в романе подчеркивается частым употреблением таких устойчивых выражений, как «бросить все к черту», «фу ты черт», «какого черта», «черт возьми», «черт побери», «черт знает что». И, как мы видим, именно дьявол лучше всех знает, что именно происходит и будет происходить. Люди чертыхаются, не задумываясь над истинным смыслом слов, не подозревая, что их невольные пожелания могут исполниться буквально. Стоило председателю Зрелищной комиссии Прохору Петровичу произнести «черти б меня взяли», как Бегемот ему это устроил, оставив исполнять должностные обязанности его костюм. Как только Маргарита подумала о том, что заложила бы душу дьяволу за информацию о мастере, так тут же появился Азазелло с «приглашением в гости» к Воланду.
И все же в людях осталось еще что-то хорошее, «и милосердие иногда стучится в их сердца». «Ради бога, не мучьте его!» – просит за Бенгальского женский голос на представлении в Варьете. Бога москвичи вспоминают так же неосознанно, как и черта, хотя делают это намного реже, и в основном после столкновения с проделками нечистой силы. Часто это выглядит весьма комично, как, например, явление полуодетого Бездомного с иконкой и зажженной венчальной свечой в Грибоедове. Вера в дьявола – обратная сторона веры в бога. Не случайно эпиграфом к роману взята фраза Мефистофеля из «Фауста» Гёте: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». И действительно, в «Мастере и Маргарите» Воланд и его свита вершат справедливость, карая и награждая людей за их деяния, воздавая каждому по его вере.
В эпилоге романа описывается дальнейшая жизнь тех, кто оказался вовлеченным в невероятные события. Кто-то вспоминает о них со страхом и ненавистью, кто-то с сожалением. Трудно сказать, поверили ли они в Бога, но в существовании сатаны убедились на собственном опыте. Автор с иронией пишет об «исправлении» Лиходеева и Варенухи, первый из которых «совершенно перестал пить портвейн и пьет только водку», а второй теперь никогда не врет по телефону.
Позиция автора схожа с постулатом Канта о том, что атеизм – это зло, которое пагубно влияет на нравственность. Но постижение Бога совершается у Булгакова через доказательство бытия дьявола: «Поверьте хоть в то, что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу». Вера в дьявола – это боязнь наказания за грехи, возможно, единственный сдерживающий фактор для невежественных, не имеющих четких моральных ориентиров людей – низшая ступень на нелегком пути к настоящей духовности.
Урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа
Разделы: Литература
Тема: «Образ Иешуа в романе как противопоставление добра и зла»
Цели:
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся узнают содержание романа; анализируют идейно-образное его содержание, принимают участие в дискуссии, пересказывают и комментируют некоторые фрагменты романа в контексте целого, делают выводы о нравственных уроках романа.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие учащихся
2. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
— Давайте задумаемся над словами Воланда: «Каждому будет дано по его вере».
Вспомните главных героев, определите их главные жизненные принципы.
— Во что верит Понтий Пилат? (В силу власти)
— Во что верит Маргарита? (В силу любви)
— Во что верит Мастер? (В свой талант, но он сжег свой роман, значит, потерял эту веру)
— Во что верит Иешуа? (В добро)
Л.Н.Толстой говорил: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле».
Сегодня на уроке мы проанализируем образ Иешуа, олицетворяющего добро и справедливость.
3. Работа над композицией романа
— В каких главах появляется образ Иешуа? (В Ершалаимских главах)
— Каким образом эти главы появляются в романе? (Ершалаимские главы вводятся в содержание романа тремя способами:
4. Составление характеристики Иешуа на основе текста романа
— Вспомните, каким предстает перед нами впервые Иешуа? (Человек в старой, оборванной одежде. Несмотря на побои, он улыбается, не боится поднять глаза на Понтия Пилата. Он напоминает бродячего философа)
— Каким даром обладает Иешуа? (Он может видеть болезнь людей и исцелять их. Так он определят причину сильной головной боли у Понтия Пилата. Он врач-целитель)
— Какие советы Иешуа дает Понтию Пилату перед своей казнью? (Советует Пилату уйти от «скудности» его нравственной жизни, по жесту определяет, что тот хотел позвать любимую собаку)
— Какое выражение, неоднократно употребляемое Иешуа, характеризует его отношение к людям? (Обращение ко всем «Добрые люди»)
— Кто из героев разделяет взгляды Иешуа, является продолжателем его идей? (Это верный его учение Левий Матвей. Он ходит ха ним и все записывает. Именно он передает просьбу Воланду, чтобы тот подарил Мастеру и Маргарите покой)
— В чем же главная сила Иешуа? (Прежде всего, в открытости. Непосредственности. Он всегда находится в состоянии духовного порыва «навстречу». Его первое же появление в романе фиксирует это: «Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить:
— Добрый человек! Поверь мне. »)
— Заполните таблицу, используя текст романа, подбирая необходимые цитаты.
Образ Иешуа |