во что верили скандинавы
“Вальхалла ждёт!”: во что верили древние скандинавы?
В прошлых статьях цикла мы коснулись разных сторон жизни древних скандинавов: узнали, как они ходили в походы, каким был их быт, что они ели и пили. Но во что верили викинги? Налицо парадокс: об этом мы знаем одновременно всё и ничего. Благодаря фильмам Marvel и американо-канадскому сериалу “Викинги” у всех на слуху имена языческих богов – Одина, Тора, Фрейи, Локи, Хеймдалля и Хель; все приблизительно понимают, что такое Рагнарёк и могут отличить Фенрира от Йормунгандра. Но в то же время языческая картина мироздания дошла до нас во многом благодаря более поздним хронистам, таким, как Адам Бременский и Снорри Стурлуссон. Они описывали веру викингов на её излёте, когда многие скандинавы ждали скорее Страшного Суда, нежели Рагнарёка. Современные исследователи считают, что хронистами, скорее всего, были объединены несколько локальных пантеонов божеств. Некоторые из божеств, например, братья Одина – Вили и Ве – пропадают из повествования, Тор оказывается то ли побратимом, то ли сыном Одина. Локи, скорее всего, появляется позже других божеств и является маркером контактов язычников-скандинавов с христианством.
В статье не ставится целью охватить такой предмет, как вера норманнов. Тогда пришлось бы начать с верований древних германцев, поклонявшихся Водану и Доннару в седые времена, когда на шлемах действительно носили рога. Статья даёт некое усредненное представление о вере древних скандинавах. Разобраться в этом предмете без рога крепкого мёда очень трудно, тут и Слейпнир ногу сломит.
Создание девяти миров
Вначале был лишь холод изначальной безжизненной пустоты Гуннингагап. На севере этой пустоты находился край холода и туманов Нифльхейм, на юге – изначальный жар, огнедышащий Муспелль. Жар и холод встретились, начав растапливать ледник Эливагар – отец всех ледников и первую реку. Часть этого ледника отломилась и стала Имиром – праотцем великанов-йотунов и первым обитателем Вселенной. Сон Имира был беспокоен. С одной стороны его морозил Нильфхейм, с другой обжигал пылающий Муспелль. Из тающей воды вышло и другое живое существо – корова Аудумла. От нечего делать, она лизала камни, вырванные из небытия движением ледника Эливагра. Она лизала их, пока не вылизала из камня Бури – прародителя богов-асов. Он взял в жёны женщину из племени инеистых великанов-гримтурсов. Эти великаны были крупнее их потомков и родились из вечного льда, растопленного пришествием в мир тепла. Внук Бури, Бёр, взял в жёны Бестлу, дочь великана Бьёрторна. От их союза родился Один – первый ас, правнук Имира по матери. Также у Бёра и Бестлы родились ещё двое сыновей – братья Одина, Вили и Ве. Потомки Бури, жаждавшие власти над Ойкуменой, убили своего прадеда, исполина Имира, от которого вели свой род. Тело Имира было огромным, занимая собой почти весь Гунингагап. Из него первые асы и сотворили мироздание:
“Имира плоть
стала землей,
кровь его — морем,
кости — горами,
череп стал небом,
а волосы — лесом.
Из век его Мидгард
людям был создан
богами благими;
из мозга его
созданы были
темные тучи”
Из червей, которые завелись в разлагающемся теле Имира появились первые карлики-цверги (дверги) – гномы. Первых четырёх гномов братья посадили держать края небосвода. Цвергов звали Нордри, Судри, Вестри и Аустри. В честь них люди Мидгарда назовут стороны света: север, юг, запад и восток. Мнения карликов при этом никто не спрашивал. Так и остались они держать небосвод, без выходных, а Нордри – без выплат за северный коэффициент.
Убийство Имира стало первым кровопролитием в истории мироздания, и первым преступлением – убийством родича, предка. Крови в Имире было так много, что в ней утонуло большинство великанов-гримтурсов, включая мать Одина – Бестлу. Выжил лишь великан Бельгельмир с женой и домочадцами – они успели сесть на корабль. От них пошли племена инеистых великанов, ётунов. Бельгельмир и его потомки поклялись вечно мстить асам, поправшим законы рода, а позже – и людям, как их творениям.
Так асы создали Мидгард – серединный мир, окружённый внешним миром, Утгардом, царством великанов-йотунов, потомков Бельгельмира. Этот мир был прекрасен, но пустынен. Лишь Один, Вилди и Ве гуляли по нему, слушая пение птиц, наблюдая за игрой зверей и размышляя, как бы его обустроить. Братья приметили два близко растущих дерева – ясень и иву – и решили создать из них живых существ. Один вдохнул в них жизнь, Вили – разум, а Ве наделил чувствами – зрением, слухом и подарил им речь и схожий с асами пригожий облик. Так появились первые люди: мужчина по имени Аск (Ясень) и женщина по имени Эмбла (Ива). После этого Вили и Ве исчезают из легенд. По странному совпадению, сразу после этого Один становится верховным божеством. Никто из асов не смел трогать тему исчезновения двух братьев, с которыми Один не пожелал делить власть над девятью мирами. Вот эти миры:
Асгард – дом богов-асов и богинь-асинь.
Ванахейм – мир богов-ванов, соперников, а позже – побратимов и родичей асов.
Мидгард – “срединный мир”, мир людей, Земля.
Утгард, он же Ётунхейм – “внешний мир”, мир великанов-ётунов.
Альвхейм – мир светлых альвов (эльфов).
Свартальфахейм – мир цвергов (гномов) и тёмных эльфов (свартальфов).
Муспельхейм – мир огненных великанов.
Нифльхейм – мир ледяных великанов.
Хельхейм, или просто Хель – мир мертвых, царство богини Хель.
Древнескандинавский пантеон: асы, асиньи и ваны
Во главе города-крепости Асгарда находился Всеотец Один, вождь дружины эйхериев, владыка Асгарда и Вальхаллы и отец богов. Один, хотя и не метал громы, был грозным божеством, восседавшим на спине восьминогого коня Слейпнира и сжимавший в руке выкованное гномами копье Гунгнир. Именно этим копьём Один пригвоздил самого себя к мировому ясеню Игдрассилю, дабы познать собственную смертность и обрести силу волшебных рун. При этом он принёс себя в жертву самому себе. У ног его коня двое волков – Гери (Жадный) и Фреки (Прожорливый). Вслед за Одином летят двое воронов – Хугин и Муннин, Видящий и Помнящий. Когда скорости Слейпнира недостаточно, Один доставал из кармана волшебный корабль Скидбладнир, который мог вместить на борту любое число воинов. Корабль Скидбладнир, фигурально выражаясь, лежал на ладони у жены Одина, Фригг – покровительницы семейного очага и брака, помощницы рожениц. Её гнева боялся даже Один и поэтому часто спускался в Мидгард, путешествуя под видом одноглазого старика, одетого в простой серый плащ и опирающегося на посох. Оттого стариков и бродяг опасались – как знать, не Одина ли ты отказался пустить на ночлег? Одину нужны были достойные войны для Рагнарёка, последней битвы, поэтому он не гнушается ссорить меж собой ярлов, натравливать отца на сына и брата на брата; иным воинам в минуту гнева он дает свое не знающее промаха копьё. Больше эйхериев для бога эйхериев! Но Один был и богом мудрости, он мог дать ярлам и конунгам дельный совет, или помочь честолюбцам достичь намеченного. Увидел двух летящих воронов, или пару пробегающих волков? – значит, Всеотец обратил на тебя своё внимание. И ещё неизвестно, хорошо это, или плохо.
Побратимом Одина (или родным братом, или сыном, или пасынком – встречаются разные версии) был Тор – громовержец, защитник людей, истребитель чудовищ. Гномы выковали ему могучий молот Мьёльнир, волшебные рукавицы и пояс силы, чтобы он мог на равных сражаться с великанами-йотунами, троллями и другими чудовищами, защищая Мидгард – царство людей. Тор – это также бог грома и молнии. Когда он благодушен и в хорошем настроении, он посылает людям лёгкий летний дождь, когда опечален – слякоть и ливень. А уж если он разгневан, то лучше спрятаться подобру-поздорову, а то молния башка попадёт, савсэм мёртвый будешь. Передвигался Тор на летающей по небу колеснице, запряженной козлами. Тор был похож на медведя – крупный, добрый на вид, не очень умный и вспыльчивый. Однако, когда у тебя есть разбивающий головы волшебный молот, это не твоя проблема.
Радужный мост Биврёст охранял зоркий Хеймдалль. В день Рагнарёка звук его золотого рога – Гьяллархорна – оповестит все девять миров о вторжении армии великанов и мертвецов. Он же встречал валькирий, приносивших души храбрых воинов в праздничный зал Одина – Вальхаллу.
А вот боги Локи и Бальдр – скорее всего, поздние гости в Асгарде. По всем признакам, они появились уже на излёте скандинавского язычества. Хитрый и находчивый Локи и кроткий, добрый Бальдр не очень вписывались в пантеон асов. Локи – это побратим Одина, то есть, названный дядя Тора, а вовсе не племянник, как это преподносят фильмы про “Мстителей”. Завязка типичного мифа о Торе и Локи выглядит примерно так:
– Ты должен пойти со мной, Тор.
– Локи, что происходит?
– У меня для тебя сюрприз, Тор.
– Сейчас глубокая ночь. О чем ты говоришь?
– Это приключение на 20 минут – зашли и вышли!
Одинизм идеология, обычаи и практика
Автор: Денис Акифьев специально для группы vk.com/home_of_vikings (Дом викингов)
Одинизм является современным возрождением древней религии, широко практикуется различными группами людей по всей северной Европе, в первую очередь, норвежцами. Одинизм известен под многими названиями. Для большинства он известен под названием «Асатру». Исследование проводилось на базе зарубежных Асатру сообществ и не отражает отечественные особенности Асатру.
Из-за связи с древней германской идентичностью, некоторые одинисты сегодня имеют ссылки на неонацизм. Хотя, не все являются сторонниками неонацизма. Следует отметить, что современные неоязыческие неонацисткие организации никогда не относят свои культы к религии Асатру.
Ранние германские язычники
Все религии древних времен до монотеизма, в частности, иудея-христианской веры, были языческими. Древние греки, римляне, египтяне, вавилоняне, и т.д. все практиковали язычество, или многобожие. Среди этих древних цивилизаций мы можем также отметить, тевтонов, которые проповедовали язычество, которое сегодня мы называем Германо-скандинавской мифологией.
Германцы, или германские народы, состоят из нескольких различных племен на севере Европы, обладая общим происхождением, они имеют множество различных культурных корней, а объединяет всех общий германский язык. Важные германские племена древних времен: остготы, вестготы, лангобарды, франки, бургунды и вандалы. Все из этих племен первоначально были язычниками и почитали одних и тех же богов и богинь. К потомкам этих племен относятся современные народы: немцы, голландцы, фламандцы, датчане, шведы, норвежцы, исландцы, и англо-саксонцы в Англии и низменности Шотландии.
Гвидо фон Лист, особенно интересовался рунами. В 1862 году фон Лист посетил склеп собора Святого Стефана (который был бывший языческим храмом), и поклялся построить храм в честь Вотана (германского Одина). Это было возрождение Асатру. Фон Лист совершил вклад и в другие организованные языческие и оккультные группы того времени, такие как Германское Сообщество Верующих (Germanische Glaubens-Gemeinschaft) (которая все еще существует) и Общество Туле, которая изучала немецкую древность. Во времена нацистской Германии многие члены нацистской партии были частью этих движений, Адольф Гитлер поддерживал языческие организации. После войны большинство неоязыческих обществ подвергались гонениям, и на этом завершилось «первое возрождение Асатру».
В 1990-х и 2000-х годов, появились различные скандинавские объединения: шведская Asatrosamfund (с 1994 года), норвежские Asatrufellesskapet Bifrost (с 1996) и Foreningen Forn Sed (с 1999), признанный правительством Норвегии в качестве религиозного общества.
С 1973 года правительства Исландии, Дании и Норвегии официально признали Одинизм / Асатру. Сегодня, Одинизм практикуется в основном в Скандинавии, Германии, Великобритании, Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии. Небольшие общины также во многих других странах, в том числе Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Португалии, Польше и России. Активные группы находятся также в Аргентине, Бразилии, Мексике и Чили.
Традиционалисты против универсалистов
Важно провести различие между сторонниками традиционной идеологии Одинизма и универсальной, прежде чем углубляться в его природу. Одинисты-универсалисты относятся к новой эпохе возрождения, которая длится последние 40 лет. Они пытаются развивать некоторую форму духовности и пытаются найти ее в скандинавской мифологии. Хотя они могут не являться коренными скандинавами, им нравятся идеи рун и воинов, жить с природой, и т.д. Эти одинисты могут даже вставлять другие формы язычества и индейские духовные практики в современные обряды Асатру. Хорошим примером такого рода одинизма является издание наборов рун от компании Barnes & Noble, которые используются для гадания. Они похожи на карты Таро, хотя древние скандинавы не использовали подобных вещей.
С точки зрения традиционного одинизма, универсалисты являются шутами, ну или в крайнем случае, реконструкторами, но ни как не приверженцами древних традиций и религиозных обрядов.
Традиционалисты более серьезно относятся к своей вере и рассматривают ее как возрождение их связь с предками. Из-за этого, по их мнению, любой приверженец Асатру должен быть потомком древнескандинавского рода. Хотя иногда это используется сторонниками, так называемой «белой расы», чтобы возвысить себя над другими культурами, в большинстве организаций Асатру выступают за осуждения дискриминации других рас и конфессий. Последователи Асатру просто считают, что каждый соответствующий род имеет свою собственную языческую веру на практике. Традиционалисты считают нелогичным, когда индеец или азиат является последователем Асатру. Представители истинных американских индейцев склонны согласиться с этими идеалам. Редактор газеты «Mohawk» Дуг Джордж сказал, в выпуске журнала «New Age», («Кража Духа», Август 1995 года): «Если вы посмотрите достаточно далеко, вы увидите кельтов, англичан, саксов и ютов, все они имеют сходные ритуалы поклонения на основе циклов Луны и вегетационных сезонов Земли. Это то, что должно быть возрождено. Может быть, мы можем использовать это в качестве своего рода духовного дзюдо. Когда люди приходят к вам с отчаяньем, нужно объяснять, что помощь возможна только в пределах своей собственной культуры, никакая другая религия и культура не поможет вам так, как традиции ваших предков».
Возможно, наиболее спорным вопросом традиционного Одинизма является то, что он по своей природе расистский. В то время как некоторые одинисты не скрывают своих расистских убеждений, большинство, кто присоединяются к Асатру, отчаянно пытаются дистанцироваться от привязанности к нео-нацистам, «белой расы», или других «расово сознательных» организаций. Один вебмастер популярного сайта «универсального» Асатру дал такой ответ на обвинения его сайта в пропаганде нацизма:
«Это печальная судьба Асатру, когда нашу веру украли и используют её почву для взращивание нечеловеческих личинок, которые прорастают в их больных головах.
Это попытка Raven Kindred, Asatru Today «вылезти» на нашей вере. Я сам лично, и все официальные общества Асатру являемся последователями классического скандинавского язычества. Асатру это религия. Она открыта для всех, кто желает присоединиться к нему. Лица, которые ограничивают свое членство на основе расы, пола, сексуальной ориентации, или других подобных критериев не только умственно отсталые, но предатели Богов. Если Боги «открылись» кому-нибудь, это не наше дело осуждать их из-за их генетического происхождения. Кто делает так, тот идёт против Богов, и, таким образом, совершает предательство против Асгарда».
Некоторые одинисты нашли «золотую середину» между позициями Асатру и сторонниками «белой расы». Хотя они не выступают против расизма, они считают, что единственный способ быть истинным последователем Асатру, это иметь в своих жилах кровь викингов. Любой человек, которые не относится к потомкам викингов, должен исповедовать свою родную веру предков.
Религия викингов:
Всё, что мы знаем о богах викингов, происходит из текстов Снорри Стурлуссона (1179-1241), который записал мифы о богах. Тем не менее, он писал спустя двести лет, после того, как Исландии стала христианской, так что он мало говорит о реальной практике. Это вызывает множество проблемы для последователей Асатру сегодня, пытающихся вернуться к своим древним «Северным» традициям. Многие изучали древнюю религию, но остаются множество пробелов, и одинисты намеренно добавляют новые элементы, чтобы приспособиться к современности. В результате, существует несколько вариантов в современных Асатру-обрядах. Тем не менее, это, если угодно, делает современный Одинизм больше похожим на религию, какая была в эпоху викингов, так как викинги имели очень аналогичный подход к их вере между различными кланами.
Как было сказано ранее, большинство обрядов и традиций известны из произведений Снорри Стурлуссона. В отношении к вере эти особенности приходят из Старшей Эдды и Младшей Эдды. Важно еще раз отметить, что первоначально викинги не имели доступа к этим книгам, потому их взгляды духовного мира, имена богов и космология могли отличаться от представления Снорри.
В первую очередь, Асатру является политеистической религией. Одинисты верят в три основные групп божеств, как описано в литературе про викингов:
Четыре главных божества, которым поклоняются современные одинисты, включают в себя:
В некоторых обществах, вместо Фрейи поклоняются жене Одина Фригг (в честь неё назван день недели «пятница»).
Существуют также другие божества, но они являются «второстепенными»:
В то время, как викинги уважали своих богов, они не почитают их также, как христиане. Они уважали их, и считали их более сильными, чем простые люди, но всё-таки, видели в них равных и не ждали, чтобы Боги сражались за их душу после смерти. Их боги были не всемогущими и всеведущими. Боги не всегда были образцом для подражания и могли совершать дурные поступки. Как и люди, они ели, боролись, играли, шутили, и даже умирали.
Чаще всего люди верили, что жизнь какое-то время после смерти продолжается, пока душа окончательно не покинет тело. Если люди были при жизни злыми, они могут ли преследовать живых, после смерти; они могли переживать ужас смерти несколько раз, прежде чем завершить земной путь. Некоторые записи описывают, что покойнику могла составить компанию его жена или рабы, которых хоронили в одной могиле. В целом, вера в загробную жизнь, кажется, была довольно мрачной. Умерший отправлялся в поход: медленно, поэтапно, в темноте, в туманный мир, называемый Нифльхейм, в царство богини Хель.
Современные представления о загробной жизни также различаются. На веб-странице общества «Народная Ассамблея Асатру»:
В описании нет никакой реальной информации о том, что происходит в загробной жизни. Это на самом деле довольно похоже на веру викингов. В литературе записана история Валгаллы и Рагнарок, большинство викингов, вероятно, не верило в эту концепцию.
В то время как некоторые одинисты верят в это, многие выражают больше доверия к вопросам науки, объясняющим природу создания мира. Это происходит из присущего отношения Одинизма, как отказ от христианства. От этого отказа, больше доверия уделяется эволюции и атеизму в отношении создания. В то время, как космология викингов описана в пророчестве, маловероятно, что многие викинги знали об этом стихотворении или думали об этих проблемах.
Несмотря на различные подходы в Одинизме, существует 9 заповедей. Они называются «Девять добродетелей». Я приведу два варианта, взятые с веб-страницы «Odinic Rite» и «Народная Ассамблея Асатру» соответственно.
Девять Добродетелей со страницы «Odinic Rite»
1. Мужество
2. Истина
3. Честь
4. Верность
5. Дисциплина
6. Гостеприимство
7. Самообеспечение
8. Трудолюбие
9. Настойчивость
По данным «Народной Ассамблеи Асатру»:
1. Сила (тут имеется ввиду физическая) лучше, чем слабость
2. Мужество лучше, чем трусости
3. Радость лучше, чем вина
4. Честь лучше, чем бесчестья
5. Свобода лучше, чем рабство
6. Родство лучше, чем отчуждения
7. Реализм лучше, чем догматизм
8. Сила (тут имеется ввиду духовная) лучше, чем безжизненности
9. Род важнее, чем универсальное (как я понял тут имеется ввиду универсальное общество)
«Народная Ассамблея Асатру» также включал список добродетелей, называемых «Двенадцать Черт», которые должны немедленно выучить новые посвященные:
Существует также еще один этический ориентир называется «Девять зарядов» (странно только то, что я нашел всего 8 правил), которые используется Odinic Rite:
Девять зарядов («Odinic Rite»)
1. Для поддержания искренности и верности в любви и преданности к испытанному другу: если он ударит меня, я не сделаю ему никакого зла.
2. Никогда не нарушайте своего обещания, ибо велика и мрачна та награда, которую даруют за нарушение слова.
3. Чтобы победить слабого, будь скромен.
4. Уважай людей, к которым прошел преклонный возраст.
5. Никогда не будь страдальцем и мучеником, не оставайся в стороне и борись против врагов веры, народа и семьи: Моих врагов я бить на поле, не буду оставаться в доме и ждать пока меня сожгут.
6. Помогай одиноким, но не надейся на обещание данное незнакомцем.
7. Если я слышу слово пьяного человека, я не послушаю его советы.
8. Одари добрым вниманием умерших.
Конечно, первоначально викинги не имели ничего подобного. Эта идея исходит от других религий, таких, как «Благородный Восьмеричный Путь» буддизма или «Десяти Заповедей» христианства. Установленные правила в религию внедряют, как правило, чтобы сделать её более официальной. В то время как викинги, возможно, придерживались некоторым из этих добродетелей, они учили их косвенно, через различные сказки и примеры.
Священники и Жрицы
Есть несколько примеров священников в древне-германской культуре. Древняя германская практика позволила вождям или старейшинам поселений действовать в качестве Годи (священник), проводить праздники и совершать ритуалы. Считается, что женщины имели большую духовную силу, и могли приводить ритуалы или предсказывать. Семейные обряды проводил глава клана. Собственно, любой мог совершить ритуал и выступить в качестве годи, если он один или народ предоставил ему такие полномочия.
Второй блот был в конце «лета». Жертвоприношение в конце лета было благодарностью богам за их помощь за хороший урожай, и народ почитал своих предков. Этот фестиваль, как правило, проводился в середине октября. Сегодня, к этой дате приурочен Хэллоуин.
Третий блот, проходит в самое темное время года. Старый год подходит к концу, и люди предлагают своим богам хорошую еду и напитки, чтобы угодить им в надежде на хороший будущий год. Это праздник длится двенадцать дней и назван «Двенадцать Ночей Йоля». Христиане в это время празднует Рождество. Идея елки на самом деле происходит от этого языческого Йоля, викинги украшали деревья, чтобы привлечь духов предков, чтобы принять их предложения.
Во время этих празднеств, устраивался пир, который посвящали богам. Считалось, что люди обмениваются энергией с богами. Сегодня, одинисты празднуют все три блота, но по распространенной информации, без жертвоприношений. Тем не менее, если жертвоприношения и имеют место быть, официальные религиозные общины Асатру такой информации не публикуют.
Это норвежский обряд, в котором опьяняющий напиток (обычно медовуха или пиво) передается от стола к столу. Это один из обрядов, проводимых во время блота, но он имеет особое значение. Каждый, кто пьет напиток, произносят короткую речь, тост, и клятву. Клятвы, сделанные во время этого обряда, считаются обязательными для лиц, сделавших их.
Хотя праздники могут отличаться между различными группами, наиболее точный список праздников по древнему исландскому календарю можно найти по ссылке http://www.asatru.org/Holidays.html
Культ медведя (Berserkergangr)
Чтение рун, также пришло в Одинизм из культуры викингов и германцев. Тацит в «Германии», описывает, как древние германцы резали ветви с плодоносящих деревьев, и писали на ветвях символы, называемые руны. Призывая богов, жрец (шаман, годи, священник и т.п.) бросает ветви в случайном порядке на белую ткань. Сегодня, руны используют в гадании. Традиционалисты утверждают, что руны связаны с магией, но только для пророчества. Члены «Братсва Одина» (Odin Brotherhood ) используют руны не для предсказаний, они вызвать умершего человека, который и предсказывает им будущее, как сделал это Один в «Речах Высокого», стих 157.
Мёд часто упоминается в скандинавских мифах, пивоваренье и питье меда стала частью Асатру ритуалов. Более серьезные одинисты, считают медовуху, культурным наследием и преподносят её богам во время религиозных ритуалов. Но большинство одинистов рассматривают мед в мифах, как символ жизненной силы, которая оживляет всё. К сожалению, в рамках сообщества Асатру, есть также тенденция к алкоголизму. Одна веб-страница, описывающая блот говорит «Еда и напитки будут предложены, и большая часть из этого будет потребляться участниками.» На веб-странице «Odinic Rite», есть раздел консультаций об алкоголизме в обществе Асатру:
«Как уже сообщалось, алкоголизма в нашем обществе является проблемой, которая не может быть проигнорирована. Дело в том, что теперь, мы по крайней мере признаем, что такая проблема имеется и ищем пути их решения. Это очень позитивный шаг, и хотя никто не говорит, мы проявляем пуританское поведение или «убиваем» веселье, мы должны понимать, что это не шутки».
Стоит отметить, что в «Речах Высокого» Один явно выступает против чрезмерного потребления алкоголя:
Меньше от пива
пользы бывает,
чем думают многие;
чем больше ты пьешь,
тем меньше покорен
твой разум тебе.
Есть другие стихи, которые касаются этого вопроса. Из советов Одина против чрезмерного употребления алкоголя, можно сделать вывод, что алкоголизм являлся проблемой среди викингов.
Места отправления религиозных обрядов
Традиционно, религиозные обряды дохристианских культур состоялись на открытом воздухе или в специальном пиршественном зале. Позже в эпоху викингов, все больше и больше места в Скандинавии начали принимать простые навесы или небольшие храмы для мест поклонения. Эти здания все еще можно найти по всей Скандинавии и большинство из них были преобразованы в христианские церкви. Эти церкви могут быть идентифицированы по последним трем буквам HOV в названии, как, например, Torshov. Сегодня любая церковь с суффиксом HOV, скорее всего, бывшее место языческого поклонения.
Исторические свидетельства викингов, многие из которых написаны христианами, говорят, что викинги поклонялись в помещении. Асатру считает это неверным, введенным уже после христианизации общества викингов. Одинисты считают, что, ранние германские племен, более точно изображают места отправления культа. Это включает в себя понятие «священное пространство», которое может быть создано в любом месте. Тацит писал о ранних германских племенах, про места поклонения в первом веке нашей эры:
«Впрочем, они находят, что вследствие величия небожителей богов невозможно ни заключить внутри стен, ни придать им какие-либо черты сходства с человеческим обликом. И они освящают им дубравы и рощи и нарекают их именами богов; и эти святилища отмечены только их благочестием».