во что верили монголо татары
Какой веры придерживались монголо-татары?
Но фоне военной мощи Золотой орды мало кто задумывался, какой веры были монголо-татары. А ведь в древние времена именно вера сплачивала народы, а чуть позже даже становилась официальной причиной объявления войны. Взять, к примеру, Крестовые походы, за чью варварскую деятельность католическому папе неудобно до сих пор.
Если в истории древней Руси мы более-менее ориентируемся и точно помним имя князя, который импортировал к нам христианство, то с татаро-монголами все обстоит не так четко. А ведь там был свой креститель, звали его хан Узбек. И его государственная политика сильно повлияла на Золотую орду, существенно укрепив ее государственность. Причем не без помощи веры.
Почему ордынцы сначала приняли христианство, а потом ушли в отрыв?
Духовную судьбу народа выбирал хан Узбек, в 1313 — 1341 годах «руливший» Золотой ордой. Хан выбрал ислам, а ведь могло быть иначе — среди татаро-монгол долгое время превалировало христианство, но удержаться там на веки вечные почему-то не смогло.
В конце прошлого века монография историка Г. Федорова-Давыдова «Религия и верования в городах Золотой Орды» вызвала сильный резонанс. Доктор исторических наук осветил новый аспект монголо-татар в ходе их завоевательской деятельности — веротерпимость. А ведь они к тому времени были уже мусульманами по вере. Христианство в Орде кануло в Лету, но уважение к чужой вере эти свирепые воины сохранили.
По всей видимости, внезапное насаждение ислама в империи Джичидов при хане Узбеке шло довольно медленными темпами. В ту пору, в силу историко-общественных обстоятельств, Золотая Орда стала неким тиглем, в котором кипели все верования. Именно в эпоху Узбека ислам «дожал» православие, и стал доминировать — усилиями хана империя стала монотеистической. Никаких шатаний!
Православие в Золотой Орде документально подтверждено
Золотая орда врывалась и порабощала, это верно, но в 1267 году митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II лично получил от хана Менгу-Тимура официальный документ, подтверждающий его полномочия. В этом ярлыке от хана прописывалось, что имущество и права православного священничества защищены законами завоевателей. Веротерпимость в чистом виде.
И даже больше, ведь таким образом, с позволения правителя духовная власть ставилась ханом выше светской. Церковь стала самостоятельной политической силой в русском обществе, а церковные иерархии были готовы поступиться одной из незыблемых основ таинства крещения – святой водой, лишь бы привлечь на свою сторону как можно больше жителей Золотой Орды.
И местные потянулись в православие, но не так активно, как в ислам. Ведь параллельно к кочевникам приезжали и исламские популяризаторы, действовавшие куда активнее. Их речи изобиловали волнующими образами, немудрено, что с каждым годом их проповеди слушало все больше людей. А позже мощное религиозное влияние на Орду оказывал Египет.
Первым мусульманином, правившим Золотой ордой, был хан Берке (1209 — 1266 гг.), который через своих послов в Каире присягнул халифату, сформированному лично Бейбарсом. За хана, по указанию султана, совершили хадж и потом расписали эти незабываемые подробности самому хану, — отмечал в своем труде д.и.н. Г. А. Федоров-Давыдов.
Во что верили монголо татары
Религия монголо-татар
Введение
Монголы в системе Роджера Бэкона
Роджер Бэкон сравнивал монгольскую религию с христианством, иудаизмом, католицизмом и другими мировыми религиями. Он, человек с широким взглядом на мир, описывает религиозную ситуацию в Евразии. Это было время наивысшего могущества Монгольской империи. С позиции католиков и мусульман, монголы проявляли удивительную веротерпимость. При монгольских дворах были вынуждены мирно сосуществовать буддисты, даосы, мусульмане, несториане, католики и православные, наряду с монгольскими прорицателями и другими специализированными магами. Напряжение находило выход в религиозных диспутах. Такая ситуация порождала иллюзии. Многие наблюдатели, выдавая желаемое за действительное, полагали, что монгольские правители склонны принять ту или иную из мировых религий. Это был естественный, но ошибочный взгляд на вещи, и опирался он на признание безусловной ценности той религиозной доктрины, которую исповедовал наблюдатель. Религиозная идентичность, с позиции конкурирующих групп, была важным, если не решающим критерием для различения «своих» на фоне «чужих» в пестрой мозаике империи. У монголов же был другой критерий идентичности, ставящий правящую группу выше религиозных пристрастий. Эта группа создала империю и расширяла границы своего жизненного пространства, а ее лидер получил небесный мандат. Иными словами, самоидентичность монголов была связана с почитанием Вечного Неба и исполнением предписаний Ясы. Остается открытым вопрос, почему монголы не обратились ни к одной из мировых религий, с которыми столкнулись? Частично ответ на этот вопрос заключается в том, как монголы рассматривали сами себя. На мой взгляд, доктрина Вечного Неба дает полный, а не частичный ответ на вопрос, почему монголы отвергли все мировые религии в качестве государственного вероучения. У них уже была собственная имперская религия. В документах XIII в. Вечное Небо всегда сопряжено со стремлением к светской власти.
Главной темой Ясы была необходимость поддержания единства правящего рода и объединение Монгольской империи под властью одного правителя. То, что было важно для мусульман и католиков, не было таковым для монголов. Религией монголов, условно говоря, была жажда власти. Конструкция Монгольской империи формально походила на Христианскую республику во главе с папой римским и императором и Всемирный Халифат во главе с наместником Пророка. Однако войны монголов не были религиозными войнами, что очень скоро усвоили на латинском Западе. Роджер Бэкон создал классификацию мировых религиозных учений, где монголы фигурируют вместе с буддистами, мусульманами, христианами и иудеями. Если в христианской картине мира социокультурные коды Роджера Бэкона выглядят хотя бы естественно, то современная постановка этой проблемы вызывает недоумение. А возможно ли вообще говорить о религиозной идентичности? Ведь трудно сравнивать религии, в том числе и монгольскую, так как каждая религия имеет свои ценности и представление о мире и каждая из них имеет не мало последователей и объединяет целые государства. Ведь если мы посмотрим то у каждой религии есть вполне адекватные цели для того чтобы существовать и быть признанной в нашем мире. На этот вопрос не так легко ответить. Речь не идет о том, чтобы снова разворачивать дискуссию о термине монгол или пытаться выяснить, когда это этническое определение было использовано впервые. Мы считаем необходимым подчеркнуть, что определение монгол и, соответственно, монголин использовалось в начале XIII в. для обозначения политической общности, которая в 1206 г. уже состояла из нескольких этнически и лингвистически разных групп. Кроме того, характерной чертой этой общности была искусственно созданная социально-военная структура».
Ответить на поставленный вопрос нетрудно, если мы согласимся рассматривать идентичность монголов как культурно-политическую, а не узко религиозную институцию.В таком случае, для решения проблемы мы можем привлечь надежные материалы, например, воинские пояса конца XII — первой половины XIII в. Анализ этих артефактов, вкупе с изложением основных принципов формирования чингизидской правящей элиты, проведен М. Г. Крамаровским.Налицо группа, ясно демонстрирующая внешние и внутренние знаки различия, которые одновременно выступают идентификационными кодами. Следующими материалами, указывающими на наличие социокультурных кодов, являются данные письменных источников и миниатюр о мужской прическе. Мужчины Монгольской империи обязаны были носить сложный тип прически. Требование одинаковой укладки волос на голове распространялось на всех мужчин, находящихся на службе, независимо от их этнического происхождения и социального статуса. Прическа Чингис-хана не отличалась от прически рядового воина в его армии. Имперская мода выполняла функцию социального регулятора, очерчивая границу между «своими» и «чужими», и одновременно оставляла открытой возможность для вхождения новых групп в культурное пространство империи. Монгольская идентичность была сконструирована и использовалась в символической унификации новообразованной империи. С позиции Роджера Бэкона, монголы не этническая, а религиознополитическая общность. Империя была открытой системой, ориентированной на включение и адаптацию новых групп. «Монголами» становились все, кто обрел свое место в новой иерархии власти. В чем же, на взгляд Роджера Бэкона, заключалось монгольское «религиозное учение»? Он полагает, что монголы почитают единого всемогущего Бога. Стремятся же они к могуществу и господству.
Мнение о религии монголов других известных историков
По мнению П. О. Рыкина, в «Тайной истории монголов» термин монгол играл роль не этнонима, а своего рода классификационной категории, куда включаются группы, провозгласившие Чингиса ханом. С именем «монгольской» идентичности произошла занимательная трансформация: став обозначением обширной державы, раскинувшейся «от восхода солнца до его захода», термин монгол приобрел престижные коннотации и превратился в нечто вроде статусного индикатора, обладание которым давало право на пользование определенными «корпоративными привилегиями». В результате получается, что монголы, подобно христианам, веруют в единого Бога, но совершенно не заботятся о будущей жизни, горя желанием повелевать над миром.
Брат Бенедикт был переводчиком миссии, и, очевидно, что именно он, в силу своих обязанностей, владел всей полнотой информации. В донесении брата Бенедикта материалы миссии представлены в том виде, в каком они были получены от осведомленных в делах империи людей, тогда как в отчете брата Иоанна сведения обработаны и структурированы в соответствии с запросами западного читателя.
Новый взгляд на историю путешествия миссии предполагает выяснение источников ее информации. Конкретный вопрос звучит так: с представителями каких групп на территории империи францисканцы находились в наиболее тесном общении. Дело в том, что папских посланников интересовала не этнографическая реальность кочевого быта, а тайны Монгольской империи. Поэтому совсем не важно, что они увидели своими глазами, важно то, что они услышали от тех, кто знал эти тайны. Кстати сказать, увидели они не так уж и много, да и это немногое потребовало разъяснений. Подобно тому, как францисканцы путешествовали по дорогам империи в сопровождении двух монгольских вестников, знавших маршрут и обеспечивавших их всем необходимым, так и для постижения скрытых механизмов функционирования империи им понадобился «навигатор», и, скорее всего, не один. Несомненным достоинством участников миссии было умение находить весьма осведомленных людей, и статус личных посланников папы сыграл в этом не последнюю роль. Письмо папы послужило своеобразным «пропуском» в тайные сферы имперской жизни. Донесения запечатлели даже те диалоги, смысл которых до конца не был ясен францисканцам. Это обстоятельство позволяет высказать осторожную гипотезу о том, что послы выступили не столько в роли аналитиков, сколько в качестве посредников между римской курией и ханским двором, и главной их задачей был сбор информации.
Вывод на основе анализа
На основе всего этого трудно сделать окончательный вывод о религиозном положении монголов, но есть ряд положительного в этой ситуации. Во первых нельзя откровенно называть монголов язычниками, так как они не преследовали их целей. Во вторых монголы не побудили ни одного крупного военного конфликта за вероисповедание. Также всем завоеванным землям они не навязывали свою веру, а старались создать условия для мирного существования людей разных религиозных, политических и жизненных взглядов. Стоит отметить и своего рода конституцию принятую Чингис-ханом пускай она была крайне жестока, но если посмотреть с другой стороны это был вполне способный свод законов, по которому жили люди разных вер и национальностей. Вообще Монголия довольно загадочная страна, но этим она и интересна. Ведь это были простые племена, воюющие между собой, но нашелся человек который, не смотря на все разногласия, объединил, создал сильное, жизнеспособное, организованное государство, которое мы до сих пор помним и говорим о нем. Вопрос религии достаточно коварный и местами трудно восприимчивый, но с другой стороны это одна из самых интересных религий средневековья, которая существовала и в наше время у неё возможно, есть последователи.
Заключение
В заключении хочется отметить, что Монголия и Монгольская империя выступала во времена своего расцвета довольно передовым и новаторским государством. Религия не является исключением в этом ряду. Она очень замысловата, а местами даже не понятна для нашего привычного воображения, но от этого она не теряет актуальность в наши дни, так как она достаточно мало изучена. Её идеи весьма интересны и возможно новаторски даже для нашего времени. Лично мне было очень интересно узнать о таком аспекте жизни монголов как религия, потому что в школе религии да и вообще истории Монгольской империи уделяется мало внимания. Возможно и сейчас мои познания не глубоки в этой сфере, но я продолжу изучение этого вопроса и возможно пойму и проникнусь смыслом их религий, так как для меня это неимоверно интересно и познавательно.
Список используемых источников
Религия в Монголии
1. Религия монголов и современной Монголии
На территории государства за всё время его развития существовало множество религиозных верований. 35,9% населения современной Монголии не причисляет себя ни к одной из конфессий.
Содержание статьи:
Государство гарантирует гражданам свободу вероисповедания и терпимость к каждой из религий. Так, сегодня, в Монголии исповедуют буддизм, ислам, шаманизм, христианство и другие конфессии.
2. Отношение религий в Монголии
Религией большинства верующего населения в Монголии является тибетский буддизм традиции Гелуг «Добродетель», основанной в Тибете в XIII веке. Она также известна в монголосфере как шара шашин «жёлтая вера».
2.1 Современная статистика религий в Монголии процентах кратко
На начало 2020 года приблизительная статистика распределения религий в Монголии в процентах такова:
3. История религии Монголии
Во древности и до прихода буддизма предки монгол были шаманистами. В 1271 году в результате распада Монгольской империи на несколько империй и государств, образовалась империя Юань, официально религией которой стал буддизм традиции Сакья, позаимствованный у тибетских монахов. Империя просуществовала, по историческим меркам, недолго, в 1368 году её не стало, а монголы вновь вернулись к шаманизму.
В самом конце XV столетия, монгольские ханы начали активно насаждать своим подданным традиции сразу двух буддийских школ Гэлуг и Кагью. В итоге, философия первой школы победила и к концу XVI века шаманизм в Монголии был почти полностью вытеснен тибетским буддизмом традиции Гэлуг.
Но создание Монгольской Народной Республики, начатое в 1924 году с подачи пролетарской России, повлекло за собой конфискацию ценностей, гонение и репрессии буддийского духовенства, закрытие и разрушение храмов, а также полное искоренение философии. Пострадали и шаманисты, которые подвергались масштабным репрессиям в 1937-38 годах.
Во времена перестройки первый и последний президент СССР М.С. Горбачёв призвал руководство Монголии снять запрет на буддизм и шаманизм, а также закрепить в Конституции страны свободу вероисповедания. Ограничения на религиозную деятельность, в итоге, были сняты в 1989 году.
В настоящее время основных религией в Монголии несколько — буддизм, исламизм, шаманизм и христианство. Более 44 тысяч монгол называют себя неверующими.
3.1 Основная религия монголов при Чингисхане
В Монгольской империи во времена правления Тэмуджина был создан институт, который обеспечивал полную свободу религии, а все религиозные лидеры были освобождены от налогообложения и государственной службы. Так, монголы могли исповедовать и буддизм, и христианство, и ислам, и шаманизм. Однако большинство подданных Монгольской империи во времена Чингисхана исповедовали – тенгрианство.
3.1.1 Религии в Монгольской Империи Чингисхана
Историки считают, что монголы во времена Чингисхана были терпимы ко всем религиям в странах, которые подчинились монгольскому правлению. Вероисповедания покоренных народов никогда не подвергались дискриминации. Возможно, это стало одной из причин того, что империя Чингисхана смогла завоевать огромную территорию и управлять половиной мира.
3.1.2 Какой религии был Чингисхан и его воины
Как и все тенгрианцы, он особо почитал огонь и приносил необходимые жертвы, как стандартные для язычников (скот, птицу и т.д.), так и, вероятно, человеческие.
Но особая жертва богу Тенгри приносилась во время военных походов: дым от пожарищ целых городов и поселений, убитые воины вражеских отрядов — все это должно было радовать Тэнгэр Эцэг сладким запахом горящей человеческой плоти…
Однако, не только древние шаманские верования были по душе хану. Тэмуджин был религиозно терпимым и интересовался философскими и моральными уроками других религий. Он консультировался с буддийскими монахами (в том числе с дзенским монахом Хайюнь), мусульманами, христианскими миссионерами и даосским монахом Цю Чуджи.
3.2 Какая религия была у монголо-татар
Мировоззрение военно-политического образования, каким являлась империя Чингиз-хана, направлено на достижение светской власти. Идеология того времени сводилась к главной задаче — поддержанию единства внутри аристократического семейства и созданию Монгольской империи.
Верховный вождь и рядовой воин носили одинаково сложную прическу. Известно, что волосам во многих магических обрядах придают особый смысл. Возможно, что и в данном случае имперская мода служит элементом посвящения в великую монгольскую общность. Чужеземец из союзнических или захваченных племен, желая примкнуть к титульному народу, должен был постричься под монгола. Внешнее сходство, достигаемое таким образом, избавляло постриженного от риска попасть под стрелу соплеменника.
Загадка средневековой Монголии, покорившей полмира, не перестает волновать умы до сих пор. А религия эпохи великих завоеваний Чингиз— хана, объединившего воюющие кочевые племена и создавшего мощное государство, вызывает жгучий интерес и одновременно горячие дискуссии.
3.2.1 Монголы заимствовали религии каждого покорённого ими народа
Монголы считаются наиболее религиозно открытой империей, чем все остальные в мире. По мере продвижения и захвата южных и западных земель, монголы приобщались к мировым вероисповеданиям. Так, в Тибете для них открылся буддизм, в Корее – синтоизм, а в Китае и на Ближнем Востоке – даосизм и ислам.
Специалисты выделяют несколько важных постулатов в верованиях монголов:
По мере продвижения на юг и запад, монголы перенимали религиозные взгляды народов этих земель.
От уйгуров — христианство несторианского толка, которое считалось ересью, но после завоевания Руси, православный патриарх принял несторианское учение, а не протекцию Константинополя. В Тибете монголы переняли буддизм, в Корее — синтоизм, а уж в Китае и на Ближнем Восток — постулаты даосизма и ислама.
Поэтому на Русь пришли представители всех мировых конфессий, кроме иудаизма. Большинство войска, состоявшего из тюрок, придерживалось ислама, монгольская конница была наполовину несторианами и шаманистами.
3.2.2 Почему монголы терпимо относились ко всем другим религиям
Принятие такого разнообразия вероисповеданий охарактеризовало Чингисхана, как искусного политика. Будучи наблюдателем крестовых походов, борьбы между исламом и христианством, шиитами и суннитами, он покровительствовал всем конфессиям, а также духовенству, понимая какое влияние оно имеет над людьми.
3.3. Во что верили монголы во время нашествия на Русь
Войско, совершавшее набеги на территорию Руси, состояло из представителей разных конфессий.
Большинство воинов были тюрками, придерживающиеся ислама, конница, например, состояла в основном из приверженцев несторианства и тенгрианства. А сам хан Батый, по словам персидского историка Васааф-аль-Хазрата, хоть и не проявлял расположения ни к одной из религий, но принял христианство. При этом Бату покровительствовал своим воинам-мусульманам и во время похода позволил присутствие в армии имамов и муэдзинов, а также возведение временных мечетей.
3.4 Религия в Монголии сейчас
В современной Монголии главной религией считается тибетский буддизм традиции Гэлуг, который был модифицирован монгольской культурой. Эту форму буддизма можно назвать государственной религией Монголии, хотя республика является светским государством. Большой пласт населения остается неверующими.
В религиозной жизни монголы обращаются к шаманизму или «черной вере», которая играет большую роль и по сей день. Ислам не распространен широко и уходит корнями к этническим казахам. С 1990 года, с приходом демократии, деятельность прибывших в страну проповедников дала толчок стремительному распространению такого вида христианства, как протестантство. Локально встречается и православие.
По данным службы Гэллапа, Монголия занимает десятую строчку среди самых нерелигиозных стран мира, она расположилась между Францией и Белоруссией. Всего 27% опрошенных граждан ответили, что религия оказывает заметную роль в их повседневной жизни.
По данным за 2015 год, в Улан-Баторе функционировали 399 храмов и домов собраний, 298 из которых официально зарегистрированы. 66% храмов расположены в юрточных поселениях, 160 из них являются христианскими церквями.
4. Религии в Монголии
Самая древняя религия монголов — шаманизм. В XVI в тибетский буддизм (ламаизм) стал официальной религией Монголии, но к шаманизму продолжала (и продолжает по сей день) прибегать часть населения, особенно в Северной Монголии.
4.1 Христианство в Монголии
История христианства начианется в Монголии в XI веке в виде несторианства. Существуют отрывочные сведения о том, что племена кереитов, найманов и другие исповедовали христианство несторианского толка.
Известно, Чагатай, сын Чингисхана, был несторианином, как и некоторые другие представители рода Тэмуджина и их родственники.
4.1.1 Протестантизм в Монголии
Первые миссионеры от протестантства появились в Монголии в 1817 году. Протестантизм считается крупнейшим направлением христианства в стране, а также одним из быстрорастущих. Так, в 2000 году на территории государства было около 15 тысяч протестантов, а к 2010 их количество возросло до 40 тысяч.
4.1.2 Католицизм в Монголии
В XIII века римский папа Иннокентий IV отправил посольство к монгольским ханам, и в 1299 году в Монголии была построена первая католическая церковь. Однако после падения династии Юань в 1368 году католики свернули миссии на территории Китая и Внутренней Монголии и возобновили их только в 1840 году.
Сейчас апостольская префектура насчитывает на территории страны шесть католических приходов и более тысячи прихожан.
4.1.3 Православие в Монголии
Распространение православия в стране началось в конце XIX века с прибытием в Ургу, столицу Внешней Монголии, штата российского консульства. В 1864 году здесь была построена церковь в честь Святой Троицы, ставшая первым православным храмом. До начала действия антирелигиозной компании, проводившееся Монгольской Народной Республикой, на территории страны было построено ещё три храма, но все они были закрыты в 30-е годы XX века. Возрождение православного прихода произошло только в 1996 году.
Сегодня в Монголии возведена одна домовая православная церковь и один собор.
4.2 Ислам в Монголии
Считается, что первое знакомство монголов с исламом произошло во время военной кампании Чингисхана на Афганистан, причём приход религии непосредственно на территорию государства лежит между 1222 и 1254 годом.
Одним из первых правителей, которые приняли ислам, был Берке, внук Чингисхана. Также другие правители империи становились мусульманами под влиянием своих жён, а к 30-м годам XIV века ислам приняло три четверти знати Монголии.
4.2.1 Мусульмане Монголии сейчас
В настоящее время ислам исповедуют в основном этнические казахи. В Монголии действует почти 40 мечетей, а также школы, обучающие основам религии.
4.2.2 Кто сделал ислам государственной религией монголов
4.2.2.1 Официальная религия у монголов в XIII веке
В 13 веке официальной религии у монголов еще не было, так как большая часть огромной Монгольской империи относилась к различным верованиям, где каждая группа обладала своими ценностями и даже культурой.
Однако, отвечая на вопрос «Какая религия у монголов в 13 веке была самой популярной?», большинство исследователей склоняется к тенгрианству.
4.2.2.2 Хан Узбек и принятие государственной религии в Монголии
В начале XIV века на престол Улуса Джучи или Золотой Орды, при поддержке сторонников ислама и в условиях жесткого соперничества за власть с представителем традиционной религии тенгрианства, всходит хан Узбек. Возможно, в качестве спасибо за это, правитель, в 20-х годах XIV века, принимает ислам официальной государственной религией Монголии и всех монголов, соответственно.
Присвоение исламу статуса государственной религии, наткнулось на сопротивление аристократов Орды. Главные представители оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?». Мятеж был жестоко подавлен, а сами эмиры и царевичи отправились на казнь.
Знающие хана, называли его крайне религиозным человеком. Но заключение династического брака с дочерью Византийского императора, наводит на мысль о использовании религии, как политического инструмента.
4.2.2.3 Почему ордынцы были мусульманами, а современные монголы – буддисты
В XIII веке империя начал распадаться на улусы, где каждый хан объявил о своей независимости. Крупнейшими стали Империя Юань, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов и Чагатайский улус. Территория современной Монголии находилась в составе империи Юань, где большинство жителей были приверженцами тибетского буддизма. Поэтому в настоящее время среди населения так распространена эта религия.
4.3 Шаманизм
Согласно официальной истории, появились монголы за 5 тысяч лет до нашей эры, и в течение всего своего существования оставались верными приверженцами шаманизма. Однако появление буддизма оказало существенное влияние на монгольский шаманизм.
4.3.1 Поклонение природе
Поклонение природе сказывалось в подношениях солнцу и луне, небу и земле. Широко были распространены практики поклонения святым местам.
Верующие обожествляли природу и стремились прийти к балансу, чтобы своими действиями ничему не навредить.
4.3.2 Обожествление святых духов
4.3.3 Особенности шаманизма в Монголии
В средние века поклонение животным было заменено идеей Вечного синего неба – тенгрианством. Вечное небо полагалось высшим созданием, содержащим в себе 99 небес: 55 из которых благоприятствуют человеку, а 44 создают неприятности и зло.
Все религиозные храмы в Монголии возведены в честь Утреннего Солнца и Вечерней Луны, а также сына Неба, которого местные называют Тэнгэрийн Хөвүүн.
4.4 Вера Бахаи
Впервые это учение появилось в стране в 80-х годах XX века. Один из вдохновляющих принципов учения – единство человечества, необходимость всеобщего образования и устранения всех форм предубеждений.
4.5 Буддизм в Монголии
Буддизм, в его тибетской форме, является основной религией в Монголии по количеству верующих (около 53 % населения) и обладает национальными особенностями.
4.5.1 Буддизм в мире
Учение возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры, а его основателем считается Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будды. В настоящее время буддизм исповедают около 500 миллионов человек в мире.
4.5.2 Буддизм Тибета и Монголии
Принятие буддисткой религии в Монголии датируется 1578 годом, когда на съезде монгольской знати, глава школы тибетского буддизма Гелугпа, так называемых сектой «жёлтошапочников», великий Цзюнкаба провозгласил буддизм государственной религией.
Господствующая школа Гелугпа, первая из четырех буддистских школ, основанная в 1400 году или «жёлтая секта», упорядочила учение тибетско-монгольского буддизма, ею основаны самые крупные монастыри и храмы ламаистов. Другие школы буддистов, даже более старые, подчиняются Цзюнкабе, как бодхисатве и третьему Будде и считают, что он и его ученики подвергнутся перевоплощениям, так, как только им доступны буддийские истины.
С целью распространения догматов своего учения великий лама встретился с правителем туметов Алан-ханом в 1578 году. Церемония вручения символической золотой печати с надписью его титула «Далай-лама» третьему главе буддийской школы Гелуг Сонама Джамцо и всем его последующим перевоплощениям состоялась. Так произошло единение, а в дальнейшем продолжение развития всей тибетско-монгольской цивилизации.
Для Монголии это была третья волна буддизма со II века до нашей эры. Преемники учения были подготовлены, во-первых, падением шаманизма, во-вторых, в стране еще сохранились традиции древних индусов, традиции школы Сакья, и главы тибетского буддизма Хубилая до падения империи Юаня.
4.5.3 История проникновения буддизма в Монголию
Впервые монголы познакомились с буддизмом в XIII веке, когда Годан, сын хана Угэдэя, стал обучаться у главы школы Сакья.
Распространение буддизма в Монголии происходило волнообразно, и было обусловлено влиянием индийской культуры, а затем проникновением религиозных течений Тибета.
Империя Юань, существовавшая с 1271 г., территориально включала в себя как монгольские, так и завоеванные китайские земли с народами, исповедовавшими несколько религий.
4.5.4 Развитие буддизма – три волны буддизма в Монголии
Впервые буддизм проник в Монголию из Индии ещё во II веке до нашей эры, но в то время он не смог выдержать конкуренции с шаманизмом.
Второй волной учение занесло в страну во время правления Чингисхана, на этот раз из Тибета. Причём большую популярность новое направление – ламаизм – получило в империи Юань, где стал основной религией. Однако в середине XIV века империя пала.
Третья волна пришлась на XVI век и вначале существовала в качестве религии для элиты. Однако к концу столетия распространилась на всю нацию.
4.5.5 Упадок и возрождение буддизма в Монголии
4.5.5.1 Состояние буддизма при социализме
После становления Монгольской Народной Республики в 20-х годах XX века и проведении антирелигиозной кампании в 30-х годах все монастыри были закрыты, многие из них разрушены, а ламы репрессированы.
4.5.5.2 Возрождение буддизма
После прекращения существования Монгольской Народной Республики начался активный процесс возрождения религии, в рамках которого был приглашен Богдо-гэгэн IX – тибетский лама, который был главой местных буддистов.
4.5.6 Особенности монгольского буддизма
На буддизм в Монголии оказал существенное влияние шаманизм, так, к отличиям от основного учения можно отнести:
4.6 Культ ламаизма в Монголии
Заметим, что ламаизм в Монголии окреп только тогда, когда ему удалось войти в контакт с верованиями монголов. Основателем культа лам считают тибетского монаха Дзонхава, который приспособил буддизм к интересам тибетского народа.
Часть местных шаманских обрядов вошли в культовую практику лам. Помимо шаманства в него входили:
Все эти культы трансформировались и адаптировались, в следствии «обработки» буддизмом, и почти в оригинальном классическом исполнении, вошли в состав ламаистской практики и сыграли роль духовной опоры.
5. Буддийские храмы и монастыри Монголии
Монастырь Гандан (Гандантэгченлин) в Монголии – крупнейший в Улан-Баторе, был основан в 1835 году и знаменит 26-метровой статуей Авалокитешвары – «Мэгжид Жанрайсэг». Сейчас в монастыре проживают более 150 монахов.
Монастырь Эрдэни-Дзу – старейший на территории страны, расположен в городе Хархорин. Монастырь был основан в 1585 году и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Кроме этого, он считается частично действующим, хотя представителем религии принадлежит лишь один из храмов.
Храм Чойжин-ламы, основанный в 1904 году и построенный под влиянием китайского зодчества, сегодня является музеем тибето-монгольского искусства религии.
6. Быт и обычаи монголов – страна с уникальной культурой
Монголия – страна с уникальной культурой, которую в большинстве своём определил образ жизни кочевников-скотоводов. Даже в языке народа присутствует целые классы терминологии, посвящённые скотоводству, климату и географическим особенностям степей.
Некоторые монголы до сих пор придерживаются образа жизни их предков и живут в юртах, носят традиционную одежду и верят в знаки.
Культовые места обо, которые представляют собой кучи из деревьев или камней, обязательно украшенных ленточками или флажками, до сих пор встречаются в стране. К ним традиционно подносят конфеты и рис, чтобы задобрить духов перед ответственной поездкой.